Соответственно такому взгляду на врачевание молитвою и вообще соответственно большей распространенности такого врачевания, круг назначенных для этого молитвословий был в прежнее время гораздо обширнее, чем ныне. Кроме перечисленных выше, и доныне существующих молитвословий, в наших древних рукописных богослужебных книгах, особенно в Требниках, помещалось множество других последований и молитв на самые разнообразные случаи заболевания. Особенно многочислен класс (отдельных) врачевальных молитв. Они встречаются в Требниках то совершенно в обособленном виде среди молитв на разные иные случаи, то более или менее значительными группами под общим заглавием: «Молитвы врачевальные». В некоторых Требниках группы эти, равно как и вообще врачевальные молитвы, очень многочисленны. Так в соловецком Требнике 1505 г. 1085 (725) врачевальных молитв 28 только в общей группе (гл. 121, л. 156–169) под общим заглавием и кроме того несколько в других местах; в другом соловецком Требнике XV в. 1086 (724) группа врачевальных молитв состоит из 36 молитв (л. 301–316); в Требнике XVI в. Виленской публичной библиотеки всех молитв над болящими насчитывается до 42 163 ; в глаголическом Требнике, изданным Гейтлером, всех врачевальных молитв можно насчитать до 55 164 . Все эти молитвы можно разделить на два рода. Одни по содержанию своему вполне приличны православному богослужению и не содержат в себе ничего такого, что бы препятствовало употреблению их и в настоящее время, а потому могут быть названы церковными. Другие содержат в себе более или менее ясные намеки на разные апокрифические сказания и народные суеверия и потому для церковного употребления не пригодны. Из молитв первого рода, кроме употребляемых ныне, в наших древних рукописных Требниках встречаются еще следующие. 1) «Отче святый врачю душам и телом». Сол. библ. 724 (по Опис.) л. 301; 725, л. 157; Синод. библ. 343, л. 26, 377, л. 65; Eucholog. glag. p. 45. Это – та же молитва, которая входит в состав чина, елеосвящения, но сокращеннее. В статье, под заглавием: «Молитвы врачевальныя», она обыкновенно помещается первою.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Krasno...

Михей явился также для того, чтобы возвестить божественные кары против господствующих пороков. Он предсказал как Ефрему, так и Иуде их гибель; но он мог присоединить к самым сильным обличениям против настоящего времени самые возвышенные надежды относительно времен Мессии. В год смерти царя Осии (758), Исайя получил посвящение на пророческое служение ( Ис.6 ). При Иофаме (758–742) он с силою напал на испорченность нравов этой столь счастливой эпохи (гл.1–5). И когда молодой и нечестивый Ахаз (741–725) вступил на престол и образовал свой нечестивый и неполитический союз с Феглафелассаром, против Сирии и Ефрема, тогда Исайя восстал на свидетельство против этого союза (гл. VII и след). Феглафелассар разрушил царство Рецина в Сирии, опустошил царство Ефрема. После убиения Факея (778), царь Осия (729–721) не достиг непосредственно спокойного обладания этим престолом, который он запятнал кровью; но по-видимому здесь девять лет продолжались анархические смятения, и только в конце их Осия успел возложить на свою голову колеблющуюся корону. Он пользовался этим сомнительным владычеством только в качестве данника царя Ассирийского Салманассара 22 ; восстав против него, он обратился за помощью и опорой к Египту. Но он успел только навлечь на самого себя и на свое царство последний разрушительный удар со стороны Ассура (721). Большая часть Ефремлян была уведена в плен в ассирийские страны, и по сей день мы не имеем никаких положительных сведений об их позднейшей судьбе. Между тем Езекия (725–696) вступил на престол своих отцов по смерти Ахаза. Как благочестивый государь, он пытался, может быть при помощи Исайи, исправить, сколь возможно, зло, причиненное его отцом. Но старая закваска неверия, испорченности и надежды на иноземную политику продолжала существовать особенно у вельмож царства. Правда, что Езекия умел избавиться от зависимых отношений, в которые поставил его отец царство Иуды к царству Ассура; но новые отношения, которые он завязал с Египтом и против которых Исайя восставал с энергией (гл.26 и 30), накликали на Иерусалим войска Ассирии при ее царе Сеннахириме 23 в 714 году. Никакое человеческое могущество не могло бы отвратить столь великую опасность. Но благочестивый царь Езекия и весь его народ сделали еще раз, при посредстве пророка Исайи, опыт, что народ Божий, если он уповает единственно на Бога, может жить спокойно, даже тогда, когда пред ним являются самые страшные враги его.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/kratkoe...

«Если царство разделится само в себе, не может устоять царство то» ( Мк. 3, 24 ). Пока сохраняется единомыслие лукавства греховного, – крепким бывает в нас царство тьмы и греха. Но когда благодать Божия плененную грехом часть духа привлечет к себе, освободив ее из плена, тогда происходит разделение: грех на одной стороне – добро на другой. Как только – вследствие этого пробуждения – сознанием и свободой человек сочетается с добром, грех теряет всякую опору и идет к разложению. Постоянство в добром намерении и терпение в трудах совсем расстраивают и истребляют грех . Тогда начинается царство добра и стоит, пока не вкрадется какое-либо злое помышление и, привлекая к себе волю, не произведет снова разделения. Как только сочетаешься с зародившимся греховным заблуждением, осуществишь его делом, – опять начнет добро слабеть, а зло расти, пока совсем не истребит его. Это почти непрерывная история внутренней жизни у тех, кто слабосерден и не имеет твердого нрава ( 115, 725 ). «Когда сильный с оружием охраняет свой дом, тогда в безопасности его имение; когда же сильнейший его нападет на него и победит его, тогда возьмет все оружие его, на которое он надеялся» ( Лк. 11,21–22 ). Это иносказание объясняет, как Господь разоряет бесовскую власть над душами. Пока душа в грехе, ею владеет злой дух, хоть не всегда явно показывает это. Он сильнее души, потому и не боится восстания с ее стороны, властвует и тиранствует над нею безсопротивления. Но когда Господь приходит в душу, привлеченный верой и покаянием, тогда разрывает все узы сатанинские, изгоняет бесов и лишает их всякой власти над душою. И пока служит эта душа Господу, бесы не могут одолеть ее, ибо она сильна Господом, сильнее их. Когда же душа оплошает и отшатнется от Господа, бес опять нападает и одолевает, и бывает этой бедной душе хуже, чем прежде. Это всеобщий невидимый порядок явлений в духовном мире. Если бы у нас открылись умные очи, мы увидели бы всемирную брань духов с душами, побеждает то одна, то другая сторона, смотря по тому, общаются ли души с Господом верою, покаянием и ревностью к добрым делам или отпадают от Него нерадением, беспечностью и охлаждением к добру. Святитель Феофан Затворник ( 115, 725–726 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/e...

Файл : Успенский храм kohдonora3.jpg Материал из Азбука паломники История файла Нажмите на дату/время, чтобы увидеть версию файла от того времени. Дата/время Миниатюра Размеры Участник Примечание текущий 1013 × 725 (333 Кб) Вы не можете перезаписать этот файл. Использование файла Следующие 4 страницы используют этот файл: Метаданные Файл содержит дополнительные данные, обычно добавляемые цифровыми камерами или сканерами. Если файл после создания редактировался, то некоторые параметры могут не соответствовать текущему изображению. Производитель камеры NIKON CORPORATION Модель камеры NIKON D200 Время экспозиции 1/1600 с (0,000625) Число диафрагмы f/4 Светочувствительность ISO 125 Оригинальные дата и время 10:43, 25 июня 2006 Фокусное расстояние 18 мм Ширина 1013 пикс. Высота 725 пикс. Глубина цвета Цветовая модель RGB Ориентация кадра Нормальная Количество цветовых компонентов 3 Горизонтальное разрешение 61 точек на дюйм Вертикальное разрешение 61 точек на дюйм Программное обеспечение Adobe Photoshop CS5 Windows Дата и время изменения файла 10:46, 15 февраля 2013 Порядок размещения компонент Y и C CO-sited Программа экспозиции Приоритет диафрагмы Версия Exif 2.21 Дата и время оцифровки 10:43, 25 июня 2006 Конфигурация цветовых компонентов Глубина цвета после сжатия 4 Выдержка в APEX 10,643856 Диафрагма в APEX 4 Компенсация экспозиции Минимальное число диафрагмы 3,6 APEX (f/3,48) Режим замера экспозиции Точечный Источник света Неизвестно Статус вспышки Вспышка не срабатывала Доли секунд времени изменения файла 24 Доли секунд оригинального времени 24 Доли секунд времени оцифровки 24 Поддерживаемая версия FlashPix 1 Цветовое пространство sRGB Тип сенсора Однокристальный матричный цветной сенсор Источник файла Цифровой фотоаппарат Тип сцены Изображение сфотографировано напрямую Дополнительная обработка Не производилась Режим выбора экспозиции Автоматическая экспозиция Баланс белого Автоматический баланс белого Коэффициент цифрового увеличения (цифровой зум) 1 Эквивалентное фокусное расстояние (для 35 мм плёнки) 27 мм Тип сцены при съёмке Стандартный Повышение яркости Нет Контрастность Нормальная Насыщенность Нормальная Резкость Сильное повышение Расстояние до объекта съёмки Неизвестно Версия блока GPS-uhфopмaцuu 2.2.0.0 Дата последнего изменения метаданных 14:46, 15 февраля 2013 Уникальный идентификатор исходного документа uuid:625903293810DD11BB3EF75EC43742AF Авторско-правовой статус: Авторско-правовой статус не задан Версия IIM 2 Навигация Персональные инструменты Пространства имён русский Просмотры Портал Навигация Инструменты

http://azbyka.ru/palomnik/Файл:Успенский...

2938 Bornert R. Les Commentaries Byzantins de la Divine Liturgie du VIIe au XVe siècle. Paris, 1966. P. 117. 2941 S. Gregorius Theologus. Oratio XXIX//PG 36. 100 A. П. Шервуд указывает на множество примеров использования этой формулы: Ambiguorum liber 10//PG 91. 1113 BC; Ibid. 33. 1288 A; Ibid. 60. 1385 B; Quaestiones ad Thalassium 61//PG 90. 632 A; Ibid. 64, 725 C; Epistola II//PG 91, 464 A; Epistola XXV//PG 91, 613 D (см.: Преп. Максим Исповедник : полемика с оригенизмом и моноэнергизмом. C. 427). Из исследователей эту тему у преп. Максима обсуждают: Balthasar H.-U., von. Kosmische Liturgie. Das Weltbild Maximus’ des Bekenners. Zweite, völlig veränderte Auflage. Einsiedeln, 1961. S. 277–278; Thunberg L. Microcosm and Mediator. P. 31–32; Cooper A. G. Maximus the Confessor on the structural dynamics of Revelation//Vigiliae Christianae. 2001. 55 (2). P. 161–163; Лурье В. М. История византийской философии. С. 75–77 (у свт. Григория Богослова ), 361–363 (у преп. Максима); и наиболее подробно: Larchet J.-C. La divinisation de l’homme… P. 376–382. Ж.-К. Ларше, помимо мест, указанных П. Шервудом, отмечает Вопросоответы к Фалласию 64//PG 90. 725 C, где говорится, что Бог нас возлюбил больше Себя Самого «настолько, что обоживает нас по благодати, насколько Он вочеловечился по Домостроительству». Ж.-К. Ларше также отмечает прямую или косвенную разработку этой темы в Вопросоответах к Фалласию 61//PG 90. 637 D; Амбигве 3//PG 91. 1040 A; Амбигве 7//1084 CD (это место обсуждается в Схолии 102 а А. М. Шуфрина, см.: Шуфрин А. М. Схолии. С. 363–364); Главах о богословии и домостроительстве 4//PG 91. 57 AB; Толковании на молитву Господню//PG 90. 877 A; Вопросоответах к Фалассию 22//PG 90. 317 B 320 C. 2943 Capitum Theologiae et Oeconomiae. Centuria 2. 56; Главы о богословии и домостроительстве… С. 244–245 (курсив наш. – иером. К. З.). 2944 Capitum Theologiae et Oeconomiae. Centuria 2. 56; Главы о богословии и домостроительстве… С. 244–245. 2951 Мк. 10:7–8: «Посему оставит человек отца своего и мать и прилепится к жене своей, и будут два одною плотью».

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_I_Mefod...

Безусловно, велико значение «Хронографии» Феофана как источника для изучения VII-VIII bb., столетий перестройки византийского государственного аппарата, упорной борьбы империи с арабами, возникновения Первого Болгарского царства, первого периода иконоборчества. Для этого времени, кроме «Хронографии» Феофана, мы располагаем лишь «Бревиарием "/Краткой историей» ( στορα σντομος) патриарха Никифора (806–815), которая доводит изложение только до 769 г. Текстуальные совпадения «Хронографии» и «Бревиария» свидетельствуют о том, что оба историка использовали одни и те же источники. Одним из таких источников считают так называемый Большой хронограф ( Μγας Χρονγραφος), созданный в конце VIII в., от которого сохранились фрагменты, другим – оканчивающуюся 713 г. Хронику Траяна Патрикия. Совпадения в изложении событий VII – VIII вв. показывают, что Феофан и Никифор использовали также составленный в конце VII-VIII в.в. ныне утерянный источник. Повествование о последних годах VIII в. и начале IX в. построено, очевидно, на устной традиции и, возможно, на сообщениях константинопольской городской хроники. Хронологическая система, созданная Феофаном, – явление исключительное во всей средневековой историографии. Сочинение распадается на хронологические отрезки (по годам), каждому из которых предпослана хронологическая таблица, отмечающая наряду с годом от сотворения мира и от рождества Христова годы правления не только византийских императоров, но и персидских, а затем арабских, правителей, пап и четырех патриархов. Несмотря на некоторые ошибки (характерно, что сообщения Феофана из арабской истории, как правило, точны и достоверны, а из западной, напротив, скудны и зачастую ошибочны) и лакуны (только годы правления византийских императоров и константинопольских патриархов даются повсеместно), трудно переоценить значение хронологии Феофана. За основу хронист берет Александрийскую эру, т. е. насчитывает от сотворения мира до рождества Христова 5492 года. Кроме счета по годам, проводится также счет по индиктам, однако не всегда первый совпадает с последним: в промежутке между 6102 (609/610) и 6265 (772/773) гг., исключая 6207 (714/715) – 6218 (725/726) гг., счет по годам отстает на один год от счета по индиктам. Установлено, что ошибка произошла в счете по годам: под 6098 г. Феофан поместил рассказ о событиях 605/6, 606/7 гг. Положение исправляется тем, что события 712 и 713 гг. распределяются между тремя годами. Та же ошибка происходит под 6218 г. (совмещаются события 725/26 и 726/27 гг.) и исправляется делением повествования о событиях 774 и 775 гг. на три фрагмента. Таким образом, пользуясь хронологией Феофана, мы должны к его счету годов прибавлять один год в промежутке между 6099 (606/607) и 6204 (711/712), а также 6219 (726/727) и 6266 (773/774) гг.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Ispoved...

В византийских и арабских историках, мы действительно не встречаем точного изложения событий, рассказанных далее в повести и в особенности о заключении 7-летняго перемирия. Тем не менее, в общем, рассказ историков согласен с рассказом повести. Исторически верны войны Солимана против Византийцев, приведшие арабские войска к стенам Византии. Что именно в конце жизни Солимана, арабское войско потерпело, вследствие хитрости Льва Исаврянина, поражение и принуждено было отступить обратно в Сирию, тоже находим у историков. Наконец, хотя положительного известия о 7-летнем перемирии нет у историков, но по Май 725 – 726 г. не встречаем указаний на походы арабов против Византийцев и только в этом последнем году находим известие 6 о нападении арабского войска на Византийскую империю. Сопоставляя вместе все эти данные, мы с большой вероятностью время мученичества шестидесяти мучеников можем отнести к концу 724 или началу 725 г. Наименование же этих мучеников – новыми, заставляет предполагать, что написание повести о них должно относиться, приблизительно, ко второй четверти VIII в. Из топографических указаний повести, обратим внимание на первое, по времени, упоминание о, столь известной ныне последней станции, на поклонническом пути перед Иерусалимом – Колониэ. Память этих Святых шестидесяти мучеников, от арабов пострадавших, чествовалась в VIII в., местно, в Иерусалимской патриархии 21 Октября. Впоследствии память их, как и Св. Феогния, забылась и не встречается в последующих синаксарях. А. Пападопуло-Керамевс . 15 Июня 1892 г. Мученичество шестидесяти новых святых мучеников, пострадавших в святом нашем христа Бога граде, под владычеством Арабов 1. Возлюбленные! люди денно и нощно трезвенно поучавшиеся в законе Господа Бога нашего и непоколебимо оный соблюдавшее будут поведены по прямому пути Христа Бога и в истине Его будут ходить: ибо они внемлют боговдохновенному Давиду, поющему «по пути заповедей твоих я стремился, когда ты расширил сердце мое» 7 ; и внемлют самому Господу знания, вещающему «изучайте Писание, и успокоеше душам вашим обрящете» 8 ; и паки: «просите и дастся вам; ищите и обрящете; толцыте и отверзется вам: ибо каждый просящий получает и ищущий обретает, и толкущему отверзется» 9 ; и паки: «грядущего ко Мне Я не отвергну» 10 . Потому-то и сии святые последующие заповедям Христа Бога нашего и непобедимые мученики, славные благородством по своему архонтскому происхождению, и воспитанные в благочестии вполне христианскими и добродетельными родителями, с юного возраста поучавшиеся в священном Писании и исправно в нем подвизавшиеся все про себя пели, руководимые Святым Духом: «Господь просвещение мое и спаситель мой, кого убоюся! Господь защитник живота моего, кого устрашуся! 11 ; и еще: «не убоюся бедствий, ибо Ты со мною» 12 ; и пели они, что страдания нынешнего времени не могут быть сравнены с тою славою, которая нам будет открыта.

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Papad...

721 б –723 а 303, §16 Заимствован перечень книг, погибших из состава Ветхозаветного канона. Но при этом допущены некоторые изменения, касающиеся названия книг и их числа. 1) Liber justorum Бекана в «Камне веры» называется «книга праведного», liber verborum dierum Solomonis – «книга глаголемая Соломон», liber sermonum Regum Juda et Regum Israel – «книга глагол дний царей Израилевых», liber Sammelis videntis de rebus a Dawide gestis – «книга Самуила видящего», liber Nathan Prophetae de isdem rebus – «книга Нафана пророка», Historia Hozai de rebus Manasse – «словеса видящих о делах Манассии». 2) «Камень веры» опускает три книги, упоминаемые Беканом: liber Nathan Prophetae de rebus a Solomone gestis, Volumen Gad videntis, Visio Addo videntis, contra Jeroboam fili nm Nabat и с другой стороны называет книгу «Иоиля видящего» и книгу Еноха, на которые нет указания у Бекана. 723 а –725 а показ. 5-е 320, §§45–51; 321, §§52–56, 58 Заимствовано с сокращением речи Бекана о предметах споров в Ветхом Завете, о различии в деятельности судов больших и меньших как при Моисее, так и после него. 725 а –729 б 322, §§62–76; 323, §§77–79 Близкий к источнику перевод с пропуском указаний Бекана на соборы – Римский 313 г., Карфагенский и Милевитанский 416 г. и с присоединением замечания о седьмом вселенском соборе. 730 а –732 б вопр. 1-й Bellarmini. t. II, de concillis et ecclesia. Заимствовано с сокращениями и переделками. 732 б –733 б Заимствовано с значительными сокращениями 14 1 CDE–15 ABCDE Заимствовано с сокращениями, касающимися, преимущественно, полемических замечаний против протестантов. 736 а –739 а возраж. и отв. 15 2 CDE–16 2 ABCE 2 –AD Близкий к источнику перевод с некоторыми сокращениями и распространениями речи о необходимости повиновения верующих определениям соборов (стр. 738 б –739 а ) 739 б –740 б вопр. 5-й Заимствованы исторические данные о лицах, созывавших вселенские соборы, а также мысль о «начальнейших духовных властях», которым принадлежит право созывания поместных соборов.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Morev/ka...

Та и другая может быть неограниченная, полная, в общих выражениях, и без определения условий, или ограниченная. В 46 и 47 ст. указано, какие предметы должны быть означены в доверенности, а 50 ст. гласит, что доверенность, данная без соблюдения формы или в неопределительных выражениях, недействительна. Такое правило чрезмерно сурово, если оно означает точную и буквальную согласность с формуляром, который был приложен к ст. 725 и 726 Уст. Торг. изд. 1857 г., притом весьма устаревшим: в таком случае оно противоречило бы и предполагаемой другими статьями (45, 52) возможности изменять содержание и условия договоренности. Впрочем 50 ст., по буквальному своему смыслу, не согласуется и с указом 1744 г., из коего она извлечена: там предписано только, во избежание недоразумений, не принимать доверенностей, писанных «на бумажных лоскутках, ненадлежащим стилем и неясно». Кредитная и торговая доверенность. По неограниченной кредитной доверенности выдано векселей на 17 000 руб. Доверитель отказывался от уплаты, ссылаясь на то, что кредиторами не сделано надписей на доверенности, и что сделанный кредит превышает сумму торговых, по 2 гильдии, прав его в капитале 16 000 руб. Возражения эти отвергнуты: ограничения кредита 2 гильдии на 15 тыс., по 79 ст. Уст. Торг. изд. 1857 г. (заменена постановлениями Положения о пошлинах) простирается лишь на объявление товаров в таможне, а обычай подписания кредитов по доверенности, по смыслу 725 ст. (соответств. ст. 43 Уст. Торг. изд. 1893 г.), касается лишь частной торговой доверенности (реш. 7 Деп. Сен. 1850 г., по делу Финикова). – Выраженное в доверенности полномочие кредитоваться дает право на выдачу всякого рода заемных обязательств, в том числе и векселей за деньги и товар, от имени доверителя. Реш. по делу Сиверса – Ж. М. Ю. 1865 г., N 10. При выдаче векселей по торговой доверенности, лицо, дающее под такой вексель деньги или товар, не имеет прямой обязанности надписывать на доверенности, сколько им выдано, если о том в доверенности не постановлено, и доверитель, не сделавший такой оговорки, не вправе отказываться от платежа по векселю, не отмеченному на доверенности.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Pob...

И, наконец, в будущем (по отношению к совершенной сделке), «позже» (с. 725), в правление короля Осреди упомянутый участок земли обменен на больший. Рассказ об этом охватывает четыре пласта времени, хотя мы не видим в тексте не одной даты. Действия Кеолфрида прямо соотносятся с действиями основателя монастыря, когда речь идет о монастырских привилегиях. Чтобы закрепить за монастырем определенные права, Кеолфрид посылает в Рим доверенных людей за такой же охранной грамотой, какую в прошлом «папа Агафон дал Бенедикту» (с. 725). Но время у Беды не только идет назад или вперед. «Во времена этого «настоятеля " » (с. 725), параллельно с его деяниями, живут и совершают поступки другие люди: так, в монастырь поступает Витмер, пожертвовавший общине все свое имущество. Жизнь Кеолфрида как таковая не видна в перечне его дел на посту настоятеля. Известно, однако, что он возглавлял монастырь свв. апп. Петра и Павла в течение двадцати восьми лет. Что составляло повседневную жизнь этого деятельного и энергичного человека, Беда показывает довольно интересным образом: Кеолфрид, после того как он соблюдал устав, который он сам, равно как и его Отец Бенедикт, предусмотрительно составил из опыта древних, после того как он проявил несравненное усердие в пении псалмов и молитв, которые он не оставлял ни на один день, после того как он показал себя замечательно ревностным в обуздании грешников и в то же время благоразумным в поощрении слабых, после того как он имел обыкновение до такой степени воздерживаться от еды и питья и не обращать внимания на одежду, что редко встречается у облеченных властью, видит, что он уже стар и достиг полноты дней ... (с. 725–726). Читатель вместе с автором и Кеолфридом оглядывается на прожитую жизнь героя и обнаруживает, что двадцать восемь лет управления монастырем и сорок три года пресвитерства промелькнули, как один день. Герой внезапно остановился среди своих обыденных трудов и обнаружил, что он «уже стар и достиг полноты дней» (с. 725). Время замедляется.

http://azbyka.ru/otechnik/Beda_Dostopoch...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010