Итак, выйдя, как мы сказали, из базилики, они дошли до ближайшего к городу поместья, называемого Юкундиак 723 . Но с Меровеем ничего плохого не случилось. И так как в то время Гунтрамна, как мы рассказали обвиняли в гибели Теодоберта 724 , король Хильперик послал письмо к гробу святого Мартина, в котором была просьба, чтобы блаженный Мартин ему ответил, можно ли выгнать из его [св. Мартина] базилики Гунтрамна или нет. Диакон Бавдегизил, доставивший это письмо, положил на святую могилу вместе с тем письмом, которое он принес с собой, чистый лист. После трехдневного ожидания, не получив никакого ответа, он вернулся к Хильперику. Но Хильперик послал других, чтобы они взяли с Гунтрамна клятву в том, что он без его ведома не покинет базилику. Гунтрамн охотно поклялся перед алтарным покровом, прикоснувшись к нему 725 , что он без приказания короля никогда отсюда не выйдет. А Меровей, не веря пророчице, положил на могилу святого три книги то есть Псалтирь, книгу Царств и Евангелие, и, проведя всю ночь в молитвах, просил блаженного исповедника сказать ему, что будет с ним, чтобы по Божьему знаку он узнал, сможет ли получить королевство или нет. После этого он провел три дня в посте, бдении и молитвах и, придя вторично к святой могиле, открыл книгу, которая оказалась в книге Царств. Первая же строка на странице, которую он открыл, была следующего содержания: «За то, что вы оставили Господа, Бога вашего последовали за чужими богами, и поступили неправильно пред очами Его, за это предал вас Господь, Бог ваш, в руки врагов ваших». 726 В Псалтири же открылся такой стих: «Однако за вероломство их Ты положил им несчастья; Ты низверг их, пока они поднимались. Как пришли ли они в разорение? Внезапно они исчезли и погибли от беззакония своего» 727 . В Евангелии же он нашел следующее: «Вы знаете, что через два дня будет Пасха, и Сын Человеческий предан будет на распятие» 728 Придя в смущение от этих ответов, Меровей очень долго плакал на могиле блаженного епископа, затем, взяв с собой герцога Гунтрамна, удалился с пятьюстами или более человек. Когда он вышел из святой базилики и совершал свой путь по области Оксера, он был схвачен герцогом короля Гунтрамна – Эрпоном. Но, находясь у него под стражей, он неизвестно каким образом убежал и укрылся в базилике святого Германа 729 . Узнав об этом, король Гунтрамн пришел в ярость, наказал Эрпона штрафом в семьсот золотых и отстранил его от должности, говоря: «Ты задержал, как сказал мой брат [Хильперик], его врага. Если бы ты думал о том, что делаешь, ты должен был прежде всего привести его ко мне, в противном случае ты не должен был бы прикасаться к тому, кого ты лишь для вида удерживал».

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Tursk...

К сожалению, русский путешественник не смог посетить эти обители, и его дагабия проследовала дальше – к Сиуту (совр. – Асьют), городу, где в те годы было «около двадцати тысяч жителей; в том числе много коптов, у которых три церкви» 723 . Аль-мухаррак – благословенная обитель Многие великие художники прошлого вдохновлялись сюжетами, почерпнутыми из Евангелия. «Бегство в Египет» была одной из любимых тем таких мастеров, как Джотто, Ван Дейк, Пуссен, Мурильо. Вот что сообщает евангелист Матфей: «Ангел Господень является во сне Иосифу и говорит: встань, возьми Младенца и Матерь Его и беги в Египет, и будь там, доколе не скажу тебе; ибо Ирод хочет искать Младенца, чтобы погубить Его. Он встал, взял Младенца и Матерь Его ночью и пошел в Египет. И там был до смерти Ирода» ( Мф. 2, 13–15 ). В Евангелии не упоминается о том, где именно провело опасное время Святое Семейство. Однако в среде египетских коптов-христиан издавна сохраняется предание о том, что праведный Иосиф и его семейство обосновались в Среднем Египте, близ того места, где ныне расположен город Асьют. А. С. Норов , побывавший в этом городе в 1834 году, сообщает своим читателям, что «в Сиюте было некогда епископство; один из его епископов, по имени Иона, известен по сочиненному им описанию жизни некоторых святых» 724 . Тот же автор упоминает и о том, что в окрестностях Асьюта (Сиута) «коптские христиане показывают семь пещер, где, по их преданиям, был женский монастырь; они даже утверждают, что там несколько времени укрывалась Пресвятая Богородица с Младенцем Иисусом во время Ее пребывания в Египте» 725 . Эти сведения представляют особый интерес, поскольку, согласно коптскому преданию, Святое Семейство, бежавшее от Ирода, обосновалось в землях, лежащих к северо-западу от современного Асьюта – там, где впоследствии была основана древняя обитель Аль-Мухаррак. Ранее в своих записках А. С. Норов упоминал об этом: «О пребывании Святого Семейства в Египте предания различны; мы полагаем, согласно с Епифанием и с Торниеллием, что это пребывание не продолжалось долее двух лет с несколькими месяцами» 726 .

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Kazanskij...

К созерцанию блеска славы Божией обращая с высшей живостью взоры своего сердца, они не переносят даже скоротечных теней плотских по- 725// мыслов, отвращаются всего того, что отвлекает взор ума от этого света. Блаженный апостол, желая внушить всем такое расположение, говорит: не любите мира, ни того, что в мире: кто любит мир, в том нет любви Отчей. Ибо все, что в мире: похоть плоти, похоть очей и гордость житейская, не есть от Отца, но от мира сего. И мир проходит, и похоть его, а исполняющий волю Божию пребывает вовек (1 Ин 2, 15—17). Итак, святые отвращаются всего, что в мире есть мирского; но невозможно, чтобы они и кратковременным поползновением помыслов не увлекались к тому, и теперь никакой человек (исключая Господа и Спасителя нашего) не сдерживает рассеяния духа так, чтобы, пребывая всегда в созерцании Бога и никогда не отвлекаясь от него, не погрешал услаждением в какой–либо мирской вещи, как говорит Св. Писание: и звезды нечисты пред очами Его (Бога) (Иов 25, 5). Вот, Он (Бог) и святым Своим не доверяет, и в Ангелах Своих открывает неправоту (в русском: и небеса нечисты в очах Его); а в исправленном переводе (Вульгате) читается: вот, и между святыми Его нет никого неизменяемого, и небеса нечисты в очах Его (Иов 15, 15). глава 9 Удаляться от Бога — гибельно, настоящая смерть Итак, святые, которые, постоянно содержа Бога в памяти, как бы на цыпочках ходят по растянутым на высоте веревкам, правильно сравниваются с ходящими по канатам. Они, сущность своего спасения и жизни видя на узкой стезе той веревочки (т. е. памяти Бога), думают, что тотчас подвергнутся жестокой смерти, если нога их, хоть немного поколебавшись, сойдет с пути или переступит за черту спасительного направления. Те же (акробаты), с удивительным искусством шествуя в пустом пространстве, если с осторожным, заботливым равновесием не сохранят стезю, слишком узкую для ступни, то земля, которая для всех есть как бы природное основание и твер- 726// дый, крепкий фундамент, бывает для них настоящая, явная гибель, не потому чтобы природа ее изменялась, а потому что они из–за тяжести тела стремглав падают на нее.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=678...

Лк.1:35 ), от Которой Он и родился, как совершенный человек, будучи (724) вместе и совершенным Богом единый по Лицу, двоякий по природе, как изложили богоносные отцы и семь святых Вселенских Соборов. Также нужно исповедовать, что Дева есть Богородица, высшая и честнейшая всех, и может ходатайствовать, как Матерь, пред Своим Сыном и Господом за весь мир; еще исповедовать Ангелов как Ангелов 1337 , что они также молятся за всех людей, а бесы отлучены от них на бесконечные веки, удалены за богоотступничество в собственное свое жилище и осуждены от Бога на справедливые наказания; еще исповедывать, что и все святые, как служители Божии, могут ходатайствовать пред Богом о нашем спасении; еще исповедовать святые иконы как Самого Господа нашего Иисуса Христа, так и Матери Его, Ангелов и всех святых, поклоняться им и принимать их, по учению Второго Никейского Собора 1338 ; анафематствовать всех еретиков, [Col. 1529] анафематствованных Соборами, и прославлять всех православных, ими прославленных. Такова истинная вера христианская, таково свидетельство исповедания Христова. Мудрствующий вопреки этому да будет проклят от Отца и Сына и Святого Духа, как говорит Павел 1339 : если бы даже мы или Ангел с неба стал благовествовать вам не то, что мы благовествовали вам, да будет анафема. Как прежде мы сказали, так и еще говорю: кто благовествует вам не то, что вы приняли, да будет анафема ( Гал.1:8–9 ). Так как ты сам обстоятельно не 1340 изложил всё это в письме своем, то непременно нужно удостоверить, что ты так думаешь. Каким же образом? Если в конце этого письма сделаешь свою подпись на приложенном к нему листе. Таким образом, мир Божий, который превыше всякого ума, соблюдет ( Флп.4:7 ) и сподобит нас и вас в одном духе и одном сердце веровать и служить Святой Троице, ко спасению своих душ и разделенного на две части народа. Приветствие господину Иоанникию, духовному отцу нашему, и тебе, почтенному и отцу, и брату нашему. 491. К секретарю Диогену (II, 167) 1341 (725) Вопрос. Как должно называть икону Христову и как надлежит поклоняться ей? Ответ.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodor_Studit/...

( Мф.25:41 ); ( Откр.20:10 ). Говоря о создании неба и земли Словом Божиим (ст. 5) и произведении потопа по силе того же Слова (ст. 6), Апостол показывает, что и ныне мир, как бы сам в себе носящий возможность к разрушению, только ждет грозного слова Божия, чтобы начать великое разрушение. Если по слову Божию: да будет приведено было в бытие все существующее, то и словом: да не будет все может быть разрушено. Только не помня зависимости мира от Бога и можно говорить о его вечности. Но забывать это могут только наглые еретики, для коих геенна огненная неизбежный удел. 723 Открыв приблизительное время изменения мира, а с ним и второго пришествия Господа, в возможности которого сомневались еретики, Апостол указывает, что отдаленность этого времени только кажущаяся, так как с точки зрения Вечносущего тысяча лет все равно, что один день, как это высказано было еще псалмопевцем ( Пс.89:5 ), почему нельзя считать Господа медлящим ни вообще, ни в частности в отношении к людям, так как им дается больше времени для раскаяния и обращения к Богу; как и перед потопом давались многие годы на исправление, так что в продолжение сих лет скончались многие отцы погибших в потопе. «Как во дни перед потопом ели, пили, женились... и не думали, пока не пришел потоп и не истребил всех, – так будет и пришествие Сына Человеческого», говорил Сам Иисус Христос ( Мф.24:38 ), указывая на неожиданность для многих пришествия Господня. Некоторые неправомыслящие (хилиасты), имея в виду это упоминание Апостола Петра о творении, думают, что между днями творения и тысячелетиями существования мира должно быть соответствие, так что, когда исполнилось 7000 лет (в 1492 г.), ожидали конца мира, но ожидание сие не сбылось и не имеет сбыться, как бы ни велось летосчисление, ибо слова псалмопевца не должно понимать буквально; к тому же, Иисус Христос сказал, что «о дне же том и часе никто не знает, ни Ангелы, ни Сын Человеческий» ( Мф.24:36 ); ( Мк.13:32 ); посему тщетны всякие счеты и выкладки. 725 Указывая на неожиданность пришествия Господня, Апостол увещевает готовиться к нему святою жизнью, так как пришествию Господню будет предшествовать быстрое изменение мира ( Мф.24:29 ); но еще быстрее совершится молниеподобное пришествие Сына Человеческого (27 ст.).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Kamens...

Мысль Иуды о предательстве была обнаружена Иисусом задолго до самого предательства; следовательно, на Тайной Вечери Иисус лишь повторил Свое прежнее предсказание. Предсказание же об отречении Петра и бегстве Апостолов были новыми и казались Апостолам явно несбыточными: Петр клялся, что с Иисусом готов идти и в темницу и на смерть и никогда не отречется от Него, если бы даже все другие отреклись ( Мф. 26, 33 ; Мк. 14, 29–31 ; Лк. 22, 33 ); то же говорили и все прочие Апостолы, кроме, конечно, ушедшего уже в то время в синедрион Иуды ( Мк. 14, 10 ). Свои клятвы Апостолы закрепили обнаруженною ими готовностью защищать Иисуса мечом, а Петр даже поднятием меча ( Лк. 22, 49 ; Мф. 26, 51 ; Мк. 14, 47 ; Лк. 22, 50 ; Ин. 18, 10 ); и все-таки, несмотря на казавшуюся Апостолам несбыточность предсказаний Иисуса, предсказания Его сбылись с поразительною точностью: все ученики Иисуса, оставив Его, бежали, а Петр в ту же ночь трижды отрекся от Него. Все рассмотренные нами предсказания касались ближайшего будущего; предсказания же о разрушении Иерусалима и храма относились к будущему более отдаленному и сбылись во всей точности. Два раза повторил эти предсказания Христос. Первый раз, при торжественном въезде в Иерусалим, Христос, смотря на него с горы Елеонской, заплакал о нем и сказал: о, если бы и ты хотя в сей твой день узнал, что служит к миру твоему! Но это сокрыто ныне от глаз твоих; ибо придут на тебя дни, когда враги твои обложат тебя окопами и окружат тебя, и стеснят тебя отовсюду, и разорят тебя, и побьют детей твоих в тебе, и не оставят в тебе камня на камне за то, что ты не узнал времени посещения твоего ( Лк. 19, 41–44 ). Во второй раз, во время беседы с Апостолами Петром, Иаковом, Иоанном и Андреем на горе Елеонской, Иисус более подробно говорил о предстоявшем разрушении Иерусалима и храма, причем пояснил, что это случится при жизни современников Его: не прейдет род сей, как все сие будет ( Мф. 24, 1–34 ; Мк. 13, 1–30 ; Лк. 21, 5–32 ). И мы знаем, что в 70 году по Р. X., эти предсказания исполнились с поразительной точностью во всех мельчайших подробностях, как о том свидетельствует современник разрушения Иерусалима войсками Тита и участник Иудейской войны Иосиф Флавий (см. выше, с. 725–730, а также «Иудейская война» Иосифа Флавия).

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Gladkov/...

Но Кто же это, скажут нам, столь великий и богатый, Кто смог бы Своей ценой выкупить весь мир (pretio suo totum orbem redimere)? – Иисус Христос , Сын Божий, Который отдал Свою собственную кровь и, избавив нас от рабства, одарил свободой... И надлежащим образом после искупления кровью Христовой мы, как написано, получили прощение грехов (remissionem peccatorum), потому что, если бы мы не были выкуплены, напрасно нам и прощать грехи. И мы не могли бы получить прощение прегрешений и перестать быть рабами прежде, чем кровожадный победитель (cruentus victor) когда-нибудь не получил бы за нас выкупа» 721 . Согласно св. ап. Павлу, Христос, не знавший греха, на Кресте стал за нас грехом (pro nobis peccatum factus) и проклятием (maledictum), т. е., по толкованию блаж. Иеронима, взял на Себя наши грехи и освободил нас от древнего проклятия; как агнец, ведомый на заклание (ср.: Ис.53:7 ), не противится, так же и Христос пострадал по Своей воле (passus est voluntate), чтобы упразднить имеющего державу смерти, то есть диавола ( Евр.2:14 ), смирив Себя до смерти, и смерти крестной ( Флп.2:8 ) 722 . Так, в результате крестной смерти Спасителя, ставшего умилостивлением (propitiatio) за грехи наши, и не только за наши, по и за грехи всего мира ( 1Ин.2:2 ) 723 , нам не только были прощены все грехи, но и побежден закон смерти, ведь Христос «для того и умер, чтобы смерть умерла Его смертью » 724 . Отпустив нам «все грехи древнего рукописания» (universa chirographi veteris peccata deleta), данного «диаволу и ангелам его, написанного нашими руками души, т. е. ее деяниями» 725 , – другими словами, упразднив на Кресте это «рукописание смерти, бывшее против нас» (chirographum mortis, quod erat contra nos, cp.: Кол.2:14 ), Христос как Посредник и Умилостивитель (mediator et propitiator) примирил нас с Богом, умиротворив кровию Своего Креста 726 : «Христос примирил нас в теле Своем с Богом Отцом Своей смертью (reconciliavit nos Christus in corpore suo Deo Patri per mortem) и представил нас святыми, непорочными и без всякой вины пред Ним (ср.: Кол.1:22–23 ); в Нем мы обрезаны обрезанием – не рукотворным для удаления тела плоти, а обрезанием Христовым, спогребшись с Ним в крещении, с Кем и совоскресли» 727 .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej-Fokin/...

Он за нас пред Тобой победитель и жертва; и победитель потому, что жертва 725 ; Он за нас пред Тобой первосвященник и приношение, и первосвященник потому, что приношение; Он сделал нас из рабов сыновьями Тебе, от Тебя рожденный, нам послуживший. По справедливости крепко надеюсь на Него: Ты исцелишь все недуги мои через Того, Кто сидит одесную Тебя и ходатайствует за нас пред Тобою. Иначе я впал бы в отчаяние: многочисленны и тяжки недуги мои, многочисленны и тяжки, но сильнее врачевание Твое. Мы могли бы думать, что Слово твое так далеко от человека, что не может соединиться с ним, и пришли бы в отчаяние, если бы «Оно не стало плотью и не обитало бы среди нас» 726 .   70 . Ужаснувшись грехов моих, под бременем нищеты моей, задумал я в сердце своем бежать в пустыню 727 , но Ты удержал и укрепил меня, говоря: «Христос для того умер за всех, чтобы живущие не для себя жили, но для Того, Кто умер за всех». Вот, Господи, я слагаю на Тебя свою заботу, да живу и «увижу чудеса закона Твоего» 728 : Ты знаешь невежество мое и слабость мою: научи меня и исцели меня. Твой единственный Сын, «в Котором сокрыты все сокровища премудрости и ведения» 729 выкупил меня Своей Кровью. Пусть не клевещут на меня гордецы: я думаю о моем выкупе, когда принимаю и раздаю Причастие. Я, бедный, желаю насытиться вместе с теми, кто принимает и насыщается: «и восхвалят Господа, кто ищет Его» 730 . Книга одиннадцатая I Ужели, Господи, Ты, чей удел вечность, не знаешь того, о чем я Тебе говорю? Или то, что совершается во времени, Ты видишь в то же самое время? Зачем же я Тебе столько рассказываю и так подробно? Не затем, разумеется, чтобы Ты от меня об этом узнал, но чтобы возбудить и в себе и в тех, кто это читает, любовь к Тебе, да скажем все: «велик Господь и достохвален» 731 . Я уже сказал 732 и еще скажу: я делаю это из любви к любви Твоей. Мы ведь молимся, хотя истина и говорит: «знает Отец ваш, в чем имеете нужду, прежде чем вы попросите у Него» 733 . Наши чувства к тебе раскрываем мы, исповедуя Тебе несчастья наши и милости Твои: доверши освобождение наше, Тобой начатое; да перестанем быть несчастными в себе, да будем в Тебе счастливы.

http://azbyka.ru/otechnik/Avrelij_Avgust...

По преподобному Исихию Иерусалимскому , Иов здесь как бы говорит друзьям, упрекая их: «Вы – утешители, но слишком порочные. Ни одно слово ваше не на добро, но все они во зло. Вы учите, вы даете советы, но вы не предлагаете, как избежать мучений, а лишь к прежним добавляете новые» 725 . Страдалец продолжает: И я мог бы так же говорить, как вы, если бы душа ваша была на месте души моей; ополчался бы на вас словами и кивал бы на вас головою моею; подкреплял бы вас языком моим и движением губ утешал бы ( Иов. 16:4–5 ). Тот же преподобный Исихий подчеркивает, что Иов, если бы ему довелось утешать своих друзей, повел бы себя совсем иначе, чем поступали по отношению к страдальцу Елифаз, Вилдад и Софар: попытался бы принести моральное облегчение в их муке. При этом Иов, описывая здесь, как бы он отнесся к ним среди постигших их несчастий, словно говорит им: «Стану ли я собирать слова против вас? Или качать головой? Нет. Праведному подобает брать на себя невзгоды других [людей], а не попирать их и не настаивать на [моих] пороках, как вы делаете в отношении моих мучений» 726 . Иов говорит здесь и о той возможной, потенциальной пользе, которую могли бы принести личные страдания его друзьям. Конечно же он отнюдь не желает им по какой-либо мстительности оказаться в той ситуации, в которой ныне оказался сам: праведник не может желать зла ближнему. И вместе с тем, по убеждению Иова, подобные страдания могли бы парадоксальным образом оказаться для Елифаза, Вилдада и Софара подлинной благой духовной школой. Испытав их, они бы научились тому, как надлежит относиться к страданиям других. Именно поэтому, по мысли святителя Григория Великого , этими «своими словами блаженный Иов стремится показать то, что друзья его, не знавшие в его горестях сострадания и любви к нему, на [собственном] опыте [личных страданий] смогли бы увидеть, как нужно иметь жалость к чужому страданию. Подверженные боли, они собственным страданием должны научиться, как нести утешение другим. Они тогда станут жить здоровее внутри, когда станут более чувствительны к немощам вокруг себя» 727 .

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Malkov/vo...

После того рассказаны болезнь Езекии, молитва его; знамение ему явленное, выздоровление его и присылка в нему послов с поздравлением и подарками от „царя Вавилонского“ Меродаха- Баладана. Мы увидим ниже те затруднения, которые встречаются при определении времени этой болезни и прибытия послов Меродаха. ( Uc. XXXVII -XXXIX, 1; 2Пар. 32:24–30 ). Указав на свидетельства разных книг Св. Писания, мы постараемся вкратце изложить события в связи их. Езекия, сын Ахаза восходит на престол Иуды в 725 году по Фаррару (Библ. Слов.) или в 729 г. до Р. Хр. (по хронологии, принятой Отцем Михаилом Богословским ). Мать его была „Ави, дочь Захарии“, несомненно Иудеянка, и как можно полагать женщина благочестивая 63 , и по всей вероятности, ее влиянию надобно приписать ту ревность к славе Иеговы и Закона и благолепию храма, которую выказывает Езекия в самом начале своего царствования. Первым делом его после восшествия на престол было приступить к очищению запущенного, – и притом оскверненного некоторыми языческими обрядами, в роде Дамасского жертвенника,-храма. Хотя Ахаз и приносил в нем иногда жертвоприношения ( 4Цар. 16:12 ), но очевидно, что главное внимание его было обращено на капища ( 2Пар. 28:24 ), „которые он устроил во всех углах Иерусалима“, так что повидимому в конце его царствования храм Господень был совершенно заперт. Из 2Пар. 29 мы видим, что он с особенною торжественностью открыл храм в первый же месяц своего царствования, и собрав священников и левитов, повелел им очиститься самим, и потом приступить к очищению храма Господня. Из слов его, сказанных священникам и левитам ( 2Пар. 29:7 ) видно, что с закрытием храма Ахаза, в нем прекратилось всякое богослужение, светильники были погашены, и не возжигали курения и жертвы не приносились, так что перестали не только возносить всесожжения, но и хлебы предложения не клались на столе в святилище. По слову царя священники и левиты, освятившись сами, приступили к очищению, во-первых, самого храма, а потом и двора: „и вошли священники внутрь дома Господня для очищения, и вынесли все нечистое, что нашли в храме Господнем, на двор дома Господня, а левиты взяли это, чтобы вынести вон к потоку Кедрону“ ( 2Пар. 29:16 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010