Закрыть itemscope itemtype="" > На ЕГЭ нахимичили и с литературой Может быть, такой формат экзамена себя всё же изжил? 02.09.2020 725 Время на чтение 5 минут Фото: Илья Репин. Нищий с сумой, 1879 г. В указе о национальных целях развития России до 2030 года ставится, в частности, задача не просто войти в десятку ведущих стран по качеству общего образования, но и сформировать действенную систему выявления и развития талантов. Сразу скажу: при большой доле платного высшего образования и ЕГЭ это в обозримом будущем невыполнимо! Если проанализировать исследования «Education Index 2018», в котором каждой стране присваивался индекс развития начального, среднего и высшего образования, то результаты для России будут неутешительными. Там в объективный расчёт берётся уровень грамотности, количество школ и вузов, качество получаемого образования, профессионализм преподавателей и многое другое. Индекс варьируется от до 1, причём развитые страны должны иметь 0,8 и выше. Лидером рейтинга уже долгие годы заслуженно является Германия (0,940), где полностью бесплатное высшее образование. Австралия на 2-м месте (0,929), Дания – на 3-м (0,920). Беларусь (0,838) и Россия (0,832) имеют хорошие показатели и находятся в рейтинге на 30-м и 32-м месте соответственно. У Украины , где разрушается образование языковым законом, – пока 44-е место (0,794). У богатейших Объединённых Арабских Эмиратов – 65-е (так что деньги – ещё не всё!). Сомневаюсь, что провинциальная Литва и хуторская Эстония, ждущие подачек от ЕС, тянут на место в двадцатке. А вот стабильно высокому месту Норвегии верю: её образовательная система и школьного, и высшего образования почти полностью финансируется из нефтяного бюджета. Всего в небольшой северной стране 8 полноценных университетов. Даже обучение иностранных студентов финансируется из национального бюджета. А наши нефтяные доходы уплывают в офшоры! Поэтому нам не обогнать даже Чехию, где высшее образование в государственных вузах тоже стало бесплатным. У нас, помимо большой доли платных курсов, есть ещё одна очень серьёзная проблема: принципиально губительная система оценок в школе. Многострадальный ЕГЭ-2020, который несколько раз переносили из-за COVID-19, показал, что он крайне несовершенен и не является решающим критерием знаний учеников. Подготовиться к традиционному экзамену, провести его небольшими группами – было бы и лучше, и безопаснее, и плодотворнее, но уже разрушены традиции, утрачены методики, потеряны кадры. И экзамен прошёл в этом тестовом формате, с сомнительными итогами и громкими скандалами.

http://ruskline.ru/opp/2020/09/02/na_ege...

Файл : Храм Гopoдhя.jpg Материал из Азбука паломники История файла Нажмите на дату/время, чтобы увидеть версию файла от того времени. Дата/время Миниатюра Размеры Участник Примечание текущий 1200 × 794 (398 Кб) Вы не можете перезаписать этот файл. Использование файла Следующая страница использует этот файл: Метаданные Файл содержит дополнительные данные, обычно добавляемые цифровыми камерами или сканерами. Если файл после создания редактировался, то некоторые параметры могут не соответствовать текущему изображению. Производитель камеры Panasonic Модель камеры DMC-LX100 Время экспозиции 1/500 с (0,002) Число диафрагмы f/5,6 Светочувствительность ISO 200 Оригинальные дата и время 07:38, 8 июля 2016 Фокусное расстояние 14,9 мм Ориентация кадра Нормальная Горизонтальное разрешение 300 точек на дюйм Вертикальное разрешение 300 точек на дюйм Программное обеспечение Adobe Photoshop CC 2015 (Windows) Дата и время изменения файла 20:12, 8 июля 2016 Программа экспозиции Приоритет диафрагмы Версия Exif 2.3 Дата и время оцифровки 07:38, 8 июля 2016 Выдержка в APEX 8,965784 Диафрагма в APEX 4,970854 Компенсация экспозиции Минимальное число диафрагмы 2,2734375 APEX (f/2,2) Режим замера экспозиции Матричный Источник света Неизвестно Статус вспышки Вспышка не срабатывала, подавление заполняющей вспышки Доли секунд времени изменения файла 725 Доли секунд оригинального времени 725 Доли секунд времени оцифровки 725 Цветовое пространство Некалиброванное Разрешение по X в фокальной плоскости 2661,7363891602 Разрешение по Y в фокальной плоскости 2661,7363891602 Единица измерения разрешения в фокальной плоскости 3 Тип сенсора Однокристальный матричный цветной сенсор Источник файла Цифровой фотоаппарат Тип сцены Изображение сфотографировано напрямую Дополнительная обработка Не производилась Режим выбора экспозиции Автоматическая экспозиция Баланс белого Автоматический баланс белого Коэффициент цифрового увеличения (цифровой зум) Эквивалентное фокусное расстояние (для 35 мм плёнки) 33 мм Тип сцены при съёмке Стандартный Повышение яркости Небольшое увеличение Контрастность Нормальная Насыщенность Нормальная Резкость Нормальная Оценка (из 5) Дата последнего изменения метаданных 23:12, 8 июля 2016 Уникальный идентификатор исходного документа CFF7385F3342FA990A154D81CC81773F Версия IIM 39 173 Навигация Персональные инструменты Пространства имён русский Просмотры Портал Навигация Инструменты

http://azbyka.ru/palomnik/Файл:Храм_Горо...

Idem. Dialogus adversus Pelagianos//PL, XXIII, 495–590. Idem. Contra Vigilantium//Ibid., 339–352. Idem. Commentariurh in Isaiam prophetam//PL, XXIV, 17–678. Idem. Commentariorum in Epistolam ad Ephesios libri tres//Pl, XXVI, 439–554. Idem. Apologia adversus libros Rufini//PL, XXXIII, 398–492. Idem. De viris illustribus liber//Ibid., 602–726. Idem. Vita Sancti Hilarionis//Ibid., 30–54. Idem. Commentarioli in psalmos//Corpus christianorum, series latina. Vol. LXXII. Turnholti, 1959, 177–245. Idem. Tractatus de psalmo//Ibid. Vol. LXXIII, 3–370. Hilarii Pictaviensis episcopi Tractatus super psalmos//PL, IX, 231–908. Hippolyti Portinensis episcopi Demonstratio de Christo et Antichristo//PG, X, 725–788. Idem. Refutationis omnium haeresium//PG, XVI, 3017–3454. Ignatii archiepiscopi Theopoleos Antiochiae Ad Ephesios//PG, V, 729–756. Idem. Ad Romanos//PG, V, 801–817. Nili Anciriensis Orationes//PG, XL, 1105–1206. Isidori Pelusiotae Epistola XC: Apostolicum esse mulieres in ecclesiis canere//PG, LXXVIII, 244–245. Jamblichi De vita Pythagorica liber, graece et latine, recognovit Th. Kiesling. Pars I–II. Lipsiae, 1815–1816. Joannis Cassiani abbastis Massiliensis De coenobiorum institutis libri duodecim//PL, XLIX, 53–476. Joannis Chrysostomi archiepiscopi Constantinopolitani Homiliarum in Genesim continuatio//PG, LlV, 386–579. Idem. De Sanctis martyribus Bernice et Prosdoce virginibus//PG, L, 629–640. Idem. Ad homilias in Oziam//PG, LVI, 97–142. Idem. Expositio in psalmos//PG, LV, 35–498. Idem. Commentarius in Sanctum Matthaeum Evangelistam//PG, LVII–LVIII, 13–794. Idem. Commentarius in Acta Apostolorum//PG, LX, 13–384. Idem. Argumentum Epistolae primae ad Corinthios//PG, LXI, 9–382. Idem. In Epistolam ad Colossenses commentarius//PG, LXII, 299–392. Idem. In Epistolam primam ad Timotheum commentarius//PG, LXII, 501–600. Idem. In Epistolam ad Hebraeos//PG, LXIII, 9–236. Idem. II Homilia, dicta postquam reliquiae martyrum//Ibid., 467– 472. Josephi Flavii Opera omnia, recognovit S. A. Naber. Vol. I–VI. Lipsiae, 1888–1896.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

И даша нам отъ нихъ 712 . Есть же другый гробъ 713 в Никопъ 714 , имуще Симона Кананичьскаго, и тъ имыи мощи 715 . Андреа же от Вооспора 716 сниде в Февдесш градъ 717 , имуща царя Савромата 718 . Мало же от них въроваша. И оставивь ю сниде в Херсон градъ 719 , яко же ти нам повъдаху 720 . А Февдеаа днесь градъ ни стопа человъча в ней есть 721 . Худовърно 722 же племя Херсоняне 723 до днешняго дъне 724 , и не кръпко на въру 725 , лжи 726 , въсему вътру подпадающоуся 727 . Андреа же, сотворивь дъни многы 728 , обратися Въспоръ 729 и обрътъ корабль Херсонскь 730 пръиде въ Синопъ 731 . [И алфавитарь Андреовъ Херсоняне сътвориша, творяще человъкоядца 732 ]. (Хождение апостола Андрея в стране мирмидонян//Труды Β. Г. Васильевского. – СПб., 1909. – Т. 2. – Ч. 1. – С. 275–277). 647 Феодор Студит – преподобный, выдающийся аскет, деятель, писатель, борец за права Церкви, апологет иконопочитания и церковной ортодоксии, страстный защитник икон. Родился в 759 г. в семье Фотина, высокопоставленного столичного финансового чиновника, и набожной, благочестивой Феоктисты, прекрасной хозяйки, домоправительницы. Получил хорошее образование. 22 лет от роду постригся в недавно основанном монастыре Саккудион, построенном в семейном имении Воскитион, около г. Прусы в Вифинии, на северо-западе Малой Азии. В 794 г. он стал здесь игуменом. Через четыре года, ввиду опустошительных рейдов арабов на здешние области, Феодор с учениками покинул Саккудион и перебрался в Константинополь, в древний, но полузаброшенный Студийский монастырек (Житие Феодора Студита //Творения отца нашего преп. Феодора Студита . – СПб., 1867. – Ч. 1. – С. 29, § 20). В свое время эта обитель с храмом во имя св. Иоанна Крестителя была постороена патрикием и Komoeii Nooaeai (Studius), прибывшим из Рима в Константинополь около 459 г. Активными стараниями Феодора уже через несколько лет монастырь превратился в процветавшую во всех отношениях обитель и цитадель ортодоксии, для иноков которой были разработаны правила-увещевания, известные как Большой и Малый катехизисы.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Алексия Комнина, греч. царя, заповеди, 15, 205, 206. Алексий Аристин, толкователь Номоканона, 205, 206. Алексий, патр. константинопольский, 205, 206. Алексий, митр. киевский, 177, 765. См. Жития и Службы. Алексию Михайловичу, царю, благод.Слово Паисия Лигарида, 189. Алексий, игумен, биограф, 673. Алексий, протопоп новгородский, еретик, 187. Алексий Григорьев, поп, владелец, 362. Алексий, диакон, то же, 270. Аллилуиа. Сказание Максима грека , 200, 201. Димитрия грека, 730, см. 269. Алфавит, книга, Сборник, 660. Амартол см. Георгий. Амвросий, еп. медиоланский, 87, 299. Его житие см. Жития. Амвросия, епископа, Истор. рос. Иерархии, 327, 408, 411. Аммос, прор., 63, 89–91, 677. Аммон, авва, 165, 181, 185, 189, 701, 730, 751, 757, 758, 763, 766, 767, 775, 777, 784, 795, 806, 807. Аммону, монаху, послание Афанасия алекс., 205–207. Амфилохия, еп. иконийского, сочинения, 7, 126–128, 129–133, 160, 205–207, 673, 748, 783. Его житие см. Жития Святых. Анаграммы писцов, 151, 171, 191, 192, 201, 239, 508, 546, 603, 692, 730, 733. Ананий, борзоходец, 681. Анастасия, патр. антиохийского, отрывки, 207, 760. Анастасия Синаита слова и отрывки, 12, 15, 91, 133, 142, 167, 175, 186, 189, 202–204, 225, 314, 680, 681, 704, 744, 750, 751, 753, 754, 756, 758, 763, 765, 767, 775, 780, 788, 794, 804. Анастасии пишет Зосима, 61. Ангелы. Сказание о них, 142–144, 775, 784, 804. Ангелов Адриан, келарь Троиц. Серг. мон., 86, 177, 604, 606, 611, 614. Андрея, апостола, благословение гор киевских, 714, 720–722, 725, 727, 745. Андрея, архиеп. кесарийского, толкование Апокалипсиса, 6, 119–122, 692. Андрея, архиеп. иерусалимского, слова, 664, 665, 680, 681. Андрея, архиеп. критского, слова, 180, 466, 663–665, 681, 755, 760, 786, 792. Канон покаянный, 299, другой великопостный, 399. Житие его, 678. Андрей, биограф Антония римлянина, 673, 692. Андрей Кузмин, священник села Коровицына, 227. Андрея Иванова, слуги Троиц. Серг. мон., старичинина, книги, 123, 399, 465, 496, 505, 517. Андроник, строитель Киржачский, владелец, 640.

http://azbyka.ru/otechnik/bibliog/opisan...

В неофиц. отделе печатались поучения и проповеди местного духовенства (в т. ч. протоиереев Василия Розалиева и Василия Стрепетова, архим. Тихона (Троицкого-Донебина; впосл. архиепископ), священников Максима Прозоровского, Феодора Хорошунова и др.; в 1880 г. отдельным приложением были напечатаны «Катехизические поучения на Символ веры» свящ. Емельяна Окиншевича), статьи и заметки по миссионерству, законоучительству, истории епархии и христианства на Кавказе, краеведению, практические заметки по богослужебным и каноническим вопросам, некрологи и объявления. Также здесь приводились сведения о деятельности миссионерского братства во имя ап. Андрея Первозванного, в т. ч. ежегодные отчеты или обширные выписки из отчетов, протоколы совета и списки членов братства, назидательные материалы из др. журналов, в т. ч. иностранных (напр., «Правдивый взгляд протестантского журнала на странное совмещение в Англии христианства с туркофильством» - 1878. 9. С. 331-333). Из рукописей первого Кавказского еп. Иеремии (Соловьёва) , хранившихся в б-ке ДС, были опубликованы «Исторические сведения о св. храмах г. Ставрополя» (1873. 8. С. 265-269), «Некоторые опыты утешительного для сердец христианских расположения татар и калмыков к священнослужителям веры христианской» (1874. 12. С. 397-401; 13. С. 424-428), «Автобиография» (1885. 1. С. 16-29), «Пребывание армянского католикоса Нерсеса в Ставрополе в 1845 г.» (1885. 18. С. 720-725), мелкие заметки и письма (1873. 1. С. 23-26; 6. С. 193-194 и др.). Большинство публикаций миссионерской тематики посвящено русским мистическим и рационалистическим сектам: «Мат-лы для изучения секты шалопутов» (1873. 23. С. 752-764; 24. С. 794-800; 1874. 1. С. 42-47; 2. С. 62-70; 4. С. 122-127; 5. С. 158-168; 6. С. 197-200; 8. С. 259-264; 9. С. 287-289; 1875. 3. С. 95-100; 5. С. 168-175; 16. С. 523-526; 1877. 18. С. 624-629), «О мерах противодействия распространению шалопутской секты» (1874. 22. С. 722-730; 23. С. 766-774; 1875. 2. С. 68-73), «Учение и обряды хлыстов, или иначе шалопутов, по показаниям, данным на суде» (1881.

http://pravenc.ru/text/1319756.html

В иерусалимском уставе он уже был в конце XI века при Никоне черногорце. Он не внесен в месяцеслов Василия, ибо нечего было писать о сем празднике, основанием коего не было какого либо события кроме посвящения Архангелу храма, за тем он не вошел и в другие прологи, составлявшиеся на основании прежних. Пр. Стефан Савваит старший . Он был племянник св. Иоанна Дамаскина от его родного брата, родился в 725 году, на 10 году принят в лавру св. Саввы и провел всю жизнь в ней и частию в пустыне около нее и скончался 69 лет в 794 году от Р. X. Он при жизни своей совершил много знамений и чудес, открывая другим мысли сердечные, предсказывая будущее, изгоняя бесов, врачуя болезни, наконец предузнал свою кончину; посему он называется чудотворцем. Жизнь его очень подробно описана учеником его Леонтием, который провел под его руководством 4 года пред кончиною. Она помещена в Деяниях св. (Iul. III. р. 524–612), но без начала, ибо такую рукопись имели издатели. Она неизвестна была св. Димитрию ростовскому . В прологе св. Стефан в отношении к кончине смешивается с мучеником Серапионом. Сего святого Стефана должно отличать от другого Стефана савваита, творца канонов, который хвалится Леонтием в житии. Св. Стефан чудотворец скончался в 794 году после Фомина воскресенья во вторник 1 апреля и похоронен 2 апреля. Почему память его совершается 13 июля неизвестно, по причине ли перенесения празднования ему с апреля по случаю праздника Пасхи или по причине перенесения мощей его. Другой же Стефан савваит, творец канонов, описал нападение на лавру сарацын, бывшее в 796 году (см. 20 марта) и память его 28 октября. Муч. Серапион . Он сожжен князем Акилою в правление импер. Севера (193–210). В месяцеслове Василия говорится, что после исповедания имени Христова он был жестоко сечен, строган по всему телу и потом томим в темнице голодом. Выведенный из темницы совершенно здравым (ибо его исцелил I. Христос), он привел всех этим в удивление и осужден на сожжение. Бароний относит кончину его в 205 году. Место его страдания неизвестно. Муч. Маркиан . Обращенный и обращавший других во Христу юноша Маркиан из Иконии ликаонской представлен в Каппадовию правителю Переннию, после льстивых увещаний строган по ланитам, резан по жилам, потерпел изрезание языка ножем, был положен на разженную сковороду и наконец усечен мечем. Бароний относит правителя Перенния в 243 году. У Мюллера кончина его полагается около 258 г. вернее. Сн. Деян. св. (Iul. III. 185). Сн. заметку 12 сент. о Коронате. 14

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

По этому последнему счету, Стефан скончался в 794 г., или точнее в понедельник 30 марта 794 года, что вполне оправдывается таблицами Гаусса; стало быть святой родился в 725 году. По § 184, он 9 лет (до 734 г.) жил в своем селении, несомненно палестинском или вообще малоазийском, в обществе отца (о матери не упоминается), его брата, то есть своего дяди, своего более старшего брата и пр. В 734 г. Стефан со своим дядей прибыл в Иерусалим и поступил в Саввину лавру. До 749 года и дядя и племянник несли в лавре иго послушания и подчинения, именно; в 734–738 гг. на Стефане лежала должность канонарха, в 738–740 гг. – хлебодара, в 741 г. игуменарха и в 742 г. – странноприимника. С 749 до 754 г. Стефан «безмолвствовал о Христе, совсем не покидая кельи, не выходя иначе, как по субботам и воскресениям»; мало того, он и других просил не беспокоить его в остальные дни, для чего прибил надпись на верхнем карнизе дверей своей кельи: «Господа ради, простите мне, владыки отцы, и не тревожьте меня, кроме субботы и воскресенья, в кельи». С 762 г. начинается его беседование с Богом. Около этого вероятно времени, 14 сентября он был рукоположен в сан пресвитера (§ 9). С 762 до 777 года Стефан совершил три Четыредесятницы в пустыне, облеченный во власяницу, живя около Мертвого моря, питаясь верхушками тростника и диких пальм, а иногда немногими бобами. Далее он принял к себе учеников, дав им очень удобную келью, бывшую вдали от места его уединения. Среди этих учеников помянуты: 1. Евстратий, докладчик старцу о посетителях (§ 12). Благодатью св. Стефана сотворил чудо – открыл накрепко запертую дверь (§ 15) и нашел спрятанные веревки (§ 16). Как савваит, он был учеником Стефана и силою учителя исцелил больную 10-ти летнюю девочку (§ 24); при посредстве Евстратия один житель Иерихона получил доступ к Стефану и был обрадован исцелением его сестры (§§ 25, 26); ходил со старцем в нижнюю пустыню, где находится гробница Великого Феоктиста. Хотя соседние арабы и предупреждали, что никто не может войти в место, где находится гроб; но старец привел Евстратия к останкам Феоктиста, взял один из зубов его вместе с небольшими частицами лежащих с ним св.

http://azbyka.ru/otechnik/Hrisanf_Lopare...

715.  Op. cit., p. 57. 716.   ибо Ты не оставишь души моей в аде и не дашь святому Твоему увидеть тление. 717.   Он прежде сказал о воскресении Христа, что не оставлена душа Его в аде, и плоть Его не видела тления. 718.  «Святый Грааль» в: «Путь», N 32, 1932, стр. 4. 719.   Сей есть Иисус Христос, пришедший водою и кровию и Духом, не водою только, но водою и кровию, и Дух свидетельствует о Нем, потому что Дух есть истина. Ибо три свидетельствуют на небе: Отец, Слово и Святый Дух; и Сии три суть едино. И три свидетельствуют на земле: дух, вода и кровь; и сии три об одном. 720.  M. P. Gr. T. 119, col. 667; 126, col. 61. 721.  Grondijs, op. cit., pp. 118-119. 722.  Grondijs. op. cit., pp. 81-82. 723.  Grondijs, op. cit., pp. 123-124. 724.  M. P. Gr. T. 150, col. 449 D - 452 A. 725.  Expositio de divino Templo, cap. 94. 726.  Булгаков. «Наст. книга», стр. 910. прим. 123. 727.  Булгаков. «Наст. книга», стр. 794. 728.  «Собрание мнений», том IV, стр. 122-123. 729.   и коснулся уст моих и сказал: вот, это коснулось уст твоих, и беззаконие твое удалено от тебя, и грех твой очищен. 730.   Во всех путях твоих познавай Его, и Он направит стези твои. 731.   Утверди шаги мои на путях Твоих, да не колеблются стопы мои. 732.   говоря: благодарим Тебя, Господи Боже Вседержитель, Который еси и был и грядешь, что ты приял силу Твою великую и воцарился. 733.   Чаша благословения, которую благословляем, не есть ли приобщение Крови Христовой? Хлеб, который преломляем, не есть ли приобщение Тела Христова? 734.   Любовь да будет непритворна; отвращайтесь зла, прилепляйтесь к добру; 735.   Говорил я с сердцем моим так: вот, я возвеличился и приобрел мудрости больше всех, которые были прежде меня над Иерусалимом, и сердце мое видело много мудрости и знания. 736.  Историческое происхождение обычая «запивать» после причастия, по-видимому, нужно относить к началу V века. На соборе «при Дубе» (403 года) Златоусту было в числе других обвинений предъявлено, что он после Литургии на архиерейском троне ел мучную лепешку (παστλο). Проф. А. Лебедев считает, что Златоуст завел церковную практику запивать теплотой причастие и вкушать часть просфоры или маленький хлебец, «пастилион» (Проф. А. Лебедев. «Церковно-исторические повествования общедоступного содержания». Москва, 1900, стр. 169-170).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=697...

717  Глава 41, вопросо-ответ 12, Казанское издание стр. 175; ср. стр. 97 (В статье „О царском пришествии в Кирилов монастырь, когда государь изволит”, напечатанной в I томе Известий Археологического Общества col. 75, говорится, что „перед обеднею (для государя) часы говорят по чину монастырскому”, – col. 78. Значит, по мирскому чину часов не говорили?). 720  В Памятниках Павлова, col. 412 (В мирских церквах не все указы Устава, как в монастырях, держали, – Синодальная рукопись лист 273 оборот, стр. 125; тут же стр. 126 см. особенности некоторых, бывших на Руси, уставов). 725  [Ibid. col. 237, 378. Ср. И. Д. Мансветова Церковный устав, М. 1885г., стр. 127–128 примечание]. 727  [Ibid. col. 408–409, 412–413, 416–418. О пении „Святый Боже” см. в поучении митрополита Киприана Новгородскому духовенству 1395г., – ibid. col. 237]. 729  [О пьянстве священников см. в определениях Владимирского собора 1274г., – Памятники Павлова col. 97–98; в посланиях митрополита Фотия, – ibid. col. 272, 279, 434, 496; митрополита Ионы, – ibid. col. 609, и в святительском поучении XV в., – ibid. col. 923. – О двоежёнстве их, – ibid. col. 231– 232, 430, 433]. 730  Синодальная рукопись лист 261 оборот. В другом месте: „зде (в Греции) отнюдь ни в коем месте не слыхали есмы, чтобы пели „Господи помилуй” на октеньях, но везде говором говорят лики и все предстоящие)”, – ibid. лист 315 оборот. 731  В 4 Новгородской летописи под 1476г. (Собрание летописей IV, 130) читается: „Той же зимы некоторые философове начаша пети: „о Господи помилуй”, а друзеи: „Осподи помилуй”. Из этого следует, что в 1476г. „Господи помилуй” уже пелось в Новгороде, но нисколько не следует, чтобы пелось уже и во всей Московской Руси. Совершенно вероятно, что именно философам Новгородским XV века и должно быть усвояемо нововведение. 732  Но совершенно непонятно для нас, что архиепископ Новгородский Геннадий задолго до Зиновия Отенского говорит в предисловии к своей Пасхалии, что исповедание веры или „верую”„ на божественной литургии всегда певаемо есть”- у Павлова в Памятниках col. 816, также в Описании рукописи Троицкой лаврской библиотеки лист 51. Может быть, под пением Геннадий разумеет речитативное истовое чтение. (Обычай петь, а не читать „Верую” есть обычай западной церкви, – идущий, по некоторым, от начала XI века, см. Никифора Влеммида в Патрологию Миня t. 142, col. 793–794, – и против него сильно восстают Греки, см. например, Илии Типальда Παπιστικν λγχων т. II, стр. 188).

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010