К числу этих актов относится мышление и воление, в к-рых Бог Отец, обладающий полнотой божества, волит и мыслит Самого Себя, т. е. Божественную сущность, не производя при этом иного Лица. Глаголы «мыслить» и «волить» употребляются в этом случае как непереходные, т. е. не имеют никакого объекта, но лишь выражают процесс ( Huculak. 2002. P. 687). Напротив, внутренние акты notionalia являются производящими актами (actus productivi), к-рые всегда имеют некий предел, получающий бытие в силу этих актов, а именно произведенное Лицо. Применительно к Сыну и Св. Духу эти акты обозначаются переходными глаголами «говорить» (dicere) и «выдыхать» (spirare) соответственно. Результатом этих актов являются произведенное ипостасное бытие Слова и Св. Духа (см.: Ioan. D. Scot. Quaest. quodlib. 1. 5-7, 13-14, 22; ср.: Minges. 1930. T. 2. P. 190-191; Huculak. 2002. P. 687). При этом внутренние notionalia соответствуют внутренним essentialia, так что «говорение» соотносится с «мышлением», а «выдыхание» - с «волением». Т. о., внутренние essentialia предшествуют notionalia, тогда как внешние essentialia (такие, напр., как творение или сохранение) следуют за ними. Это предшествование и следование понимается И. Д. С. не как временной процесс, поскольку в Божественной жизни нет времени, но как логико-иерархическая последовательность. В этой последовательности на первом месте стоит факт существования единого Бога, простого по сущности. В единой Божественной сущности, согласно И. Д. С., содержатся и основываются т. н. Божественные формальности (formalitates), или измерения Божественной реальности ( Huculak. 2002. P. 688). Обсуждая вопрос о соотношении Божественной сущности и Лиц Св. Троицы, И. Д. С. утверждал, что Божественное Лицо отличается от Божественной сущности не реально, но формально (formaliter). В качестве исходного пункта для этого утверждения он приводил направленное против учения о Св. Троице Иоахима Флорского 2-е определение Латеранского IV Собора (1215), в соответствии с которым Божественная сущность неделима (ср.: Cross.

http://pravenc.ru/text/Иоанн Дунс ...

См.: Дубова Л., Чернявский Г. Опыт беды и выживания: судьба евреев Болгарии в годы второй мировой войны. София, 2007; Гласове в защиту на гражданското общество. С. 133. Hartel H.-J., Schönfeld R. Bulgarien vom Mittelalter bis zur Gegenwart. München, 1998. S. 189; Скурат К. Е. История Поместных Церквей. Ч. 1. М., 1994. С. 269. Борбата на българския народ за защита и спасяване на евреите в България през Второта световна война. С. 178-179. Бар-Зоар М. Указ. соч. С. 79-81; Елдъров С. Православието на войне. Българската православна църква и войните на България 1877-1945. София, 2004. С. 285. Бар-Зоар М. Указ. соч. С. 126-128; Борбата на българския народ за защита и спасяване на евреите в България през Второта световна война. С. 179. Бар-Зоар М. Указ. соч. С. 128; Борбата на българския народ за защита и спасяване на евреите в България през Второта световна война. С. 178, 180. Там же. С. 288; ЦДА, ф. 791к, оп. 1, е. х. 70, л. 46; Борбата на българския народ за защита и спасяване на евреите в България през Второта световна война. С. 177-187. Гезенко И. Дейността на Българския екзарх Стефан за спасяването на българските евреи през 1943 година//Известия на държавните архиви Т. 73. София, 1999. С. 50-51. Дамаскин (Папандреу), архиепископ//Православная энциклопедия. Т. XIII. М., 2006. С. 687-688; Margaritis G. Op. cit., P. 13. Протоиерей Сергий Гаккель. Мать Мария (1891-1954). С. 74; Дамаскин (Папандреу). С. 687-688; Margaritis G. Op. cit., P. 13. Kryštof (Pulec), arcibiskup.Arcibiskup Sawatij a djiny Pravoslavné církve Východniho Slovenska a Podkarpatské Rusi//Pravoslávny teologický zborník. . XXIII/8. Prešov, 2000. S. 133-134. Киш Э. Православная Церковь в Венгрии в XX столетии//Православная Церковь в Восточной Европе. XX век. Киев, 2010. С. 216. Комментарии ( 0): Написать комментарий: Правила о комментариях Все комментарии премодерируются. Не допускаются комментарии бессодержательные, оскорбительного тона, не имеющие своей целью плодотворное развитие дискуссии. Обьём комментария не должен превышать 2000 знаков. Републикация материалов в комментариях не допускается.

http://bogoslov.ru/article/2241382

Гонение на иконы, начатое Львом Исавром (716–741 гг.), было продолжено его сыном Константином Копронимом (741–770 гг.), официально не было отменено и при его внуке Льве Хазаре (770–775 гг.). Иконопочитание было восстановлено при императрице Ирине (775–802 гг.), поддерживалось при ее преемниках: Никифоре (802–811 гг.) и Михаиле I (811–813 гг.). Вновь началось гонение на иконопочитателей при Льве Армянине (813–820 гг.) и продолжалось при Михаиле II (820–829 гг.) и Феофиле (829–842 гг.). Окончательно иконопочитание было утверждено в Церкви при императрице Феодоре (843 г.). Императоры-иконоборцы, вообще говоря, были хорошими управителями и умными политиками. Первого императора, Льва Исавра, менее всего можно представлять атеистом или хотя бы человеком индифферентным к религии. В 722 г. он издал приказ о необходимости креститься иудеям и монтанистам. Лев, вероятно, был религиозен не менее, чем всякий другой византиец его времени. Указ против икон был издан им в 726 г. по вполне религиозному мотиву. Летом 726 г. произошло вулканическое извержение на Средиземном море, в котором увидели гнев Божий за почитание икон, и на особом совещании у императора решили начать борьбу с иконопочитанием. Однако это государственное гонение на иконопочитателей было уже предварено движением против икон среди духовенства и епископата. Наиболее выдающимся обличителем иконоборцев выступил живший вне пределов империи преп. Иоанн Дамаскин . Вскоре после издания эдикта 726 г. им было написано три Слова в защиту икон. Против императорского эдикта высказался и патриарх Герман Константинопольский . Поначалу Лев надеялся склонить его на свою сторону и не лишал кафедры до 730 г. Уверившись же в твердости его убеждений, заменил Германа синкеллом Анастасием. Преемник Льва, его сын Константин Копроним, созвал в Константинополе в 754 г. собор из 338 отцов. На этом Соборе иконопочитание было отвергнуто, а само решение очень подробно мотивировано. В нем была представлена идеология И. Деяние иконоборческого Собора 754 г.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

М. стал летней резиденцией экзархов Грузии. В 1856 г. по проекту архит. Белова близ М. был выстроен архиерейский дом. Под кафоликоном М. находилась крипта, где хоронили братию мон-ря; через тоннель в крипте кафоликон был связан с жилыми помещениями мон-ря, в т. ч. с архиерейским домом. В том же году кафоликон расписал М. Трощинский, что привело к уничтожению ранних фресок ( Иоселиани. 1847. С. 15-17). Новая роспись довольно быстро пришла в негодность, в окт. 1887 г. кафоликон был расписан заново архит. Л. Лонго ( Матиашвили. 1963. С. 6-5; Он же. 1998. Т. 3. С. 712, 714-716). В 1857 г. были выстроены дополнительные помещения для насельников (10 келий). В 1894 г. в марткопской резиденции жил экзарх Грузии сщмч. Владимир (Богоявленский) , к-рого насельник тифлисского Преображенского мон-ря иером. Иоанн (Хосрошвили) обучал грузинскому языку, так что вскоре экзарх смог проводить богослужения по-грузински (Монастырь св. Антония//ДВГЭ. 1894. 18. С. 17-18; То же//Кавказ. Тифлис, 1894. 229. С. 1). В 80-х гг. XIX в. и в нач. XX в. в М. вновь проводились ремонтные работы: были возобновлены столбы кафоликона, перекрытие и колокольня малой церкви, дом экзарха. В доме хранились писанные маслом портреты царя Грузии св. Давида IV Строителя, католикоса-патриарха Вост. Грузии Антония II (Багратиони) (1788-1811), архиереев 1-й пол. XIX в. экзарха Грузии митр. Варлаама (Эристави) (1811-1817), архиеп. Руставско-Ниноцминдского Стефана (Джорджадзе), митр. Бодбийско-Сигнахского Иоанна (Макашвили) и архиеп. Астраханского и Кавказского Гаия (Такаова) (все в ГМИГ) (Иверия. 1888. 27 июля; Матиашвили. 1998. Т. 3. С. 717). В 1909 г. неск. строений мон-ря отремонтировал настоятель М. иером. Герман (Иашвили), израсходовав 2 тыс. р. В этот же период во дворе М. был сделан резервуар для питьевой воды ( Матиашвили. 1998. Т. 3. С. 716-717). 31 мая 1902 г., во время вечернего богослужения, 10 грабителей вторглись на территорию М., начали стрелять, избили монахов, взяли деньги и церковные ценности (Цнобис пурцели (Новостной листок). Тифлис, 1902. 1829. С. 2).

http://pravenc.ru/text/2562482.html

ОЛЬГА Семеновна Кошелева (1874 - 1939), мц. (пам. 21 февр. и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) ОЛЬГА Александровна Масленникова (1874 - 1941), мц. (пам. 10 нояб. и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) 656-658 ОЛЬГА НИКОЛАЕВНА (1895 - 1918), мц. (пам. 4 июля, в Соборе Екатеринбургских святых, в Соборе Костромских святых, в Соборе святых Санкт-Петербургской митрополии и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской), вел. кнж. ОЛЬГЕРД [Альгирдас] (1-я пол. 1300-х гг.- май 1377), кн. витебский (не позднее 1325-1345), вел. кн. Литовский (1345-1377) 658-664 ОЛЬГИНСКИЙ МОНАСТЫРЬ жен., во имя вмц. Екатерины (в кон. XIX - XX в. освящен во имя равноап. Ольги) Мцхетско-Тбилисской епархии Грузинской Православной Церкви (ГПЦ) 665-666 666-668 ОЛЬМЕКОВ РЕЛИГИЯ система верований и практик, предположительно существовавшая у ольмеков (название народа, от ацтекского «страна каучука»), как полагают, в древности заселявших юж. побережье Мексиканского зал. 668-670 ОМ священный звук или совокупность звуков, выступающие как концепция, инструмент, символ; важнейшая мантра в инд. религиях 670-671 671-678 678-682 ОМОВЕНИЕ ПРЕСТОЛА [«омовение (либо разоблачение) св. трапезы»], в правосл. литургической традиции одно из чинопоследований Великого четверга 683-684 ОМОФОР [«носимое на плечах»], в правосл. традиции один из основных отличительных элементов богослужебного одеяния епископа, представляющий собой широкую ленту , которая охватывает плечи, при этом один ее конец спускается на грудь, а другой - на спину 684-685 685-702 702-703 703-712 712-713 713-715 715-716 ОНИСИЙ (I в.?), мч. Усуровский (Исаврийский) (пам. 5 марта), в визант. и греч. источниках не упоминается ОНИСИМ (кон. I - нач. II в. по Р. Х.), апостол от 70, ученик ап. Павла, сщмч. (пам. 15 февр., 4 янв.- в Соборе апостолов от 70) 716-719 719-721 ОНИСИМ (XIII-XVI вв.?), прп. (пам. 21 июля, 4 окт., 28 сент.- в Соборе Киево-Печерских преподобных отцов, в Ближних пещерах почивающих, в Неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех Киево-Печерских преподобных отцов и в Соборе Всех святых, в Малой России просиявших), Киево-Печерский, затворник

http://pravenc.ru/vol/LII.html

Подобные картины знакомили с эпизодами св. Писания людей только приобщавшихся к вере, запечатлевались в душах тех, кто видел их, подобно Беде, с ранних лет, составляли часть первых религиозных представлений и опыта. Наконец, «все, входящие в церковь , даже не умеющие читать, куда бы ни устремляли взор, созерцали или вечно возлюбленный облик Христа и его святых (пусть даже в изображении), или более живо воскрешали в памяти благодать воплощения Господа, или, как бы имея перед глазами опасность высшего испытания, не забывали испытать себя со всей строгостью» 172 . Спустя несколько лет после основания Веармута король снова пожаловал Бенедикту землю. Так в 681 г. был заложен второй монастырь Ярроу. Обе обители, расположенные по соседству друг с другом, имели общий устав, иногда управлялись одним аббатом и, по словам Беды, были «объединены братскими узами первых апостолов» 173 то есть Петра и Павла, святых покровителей монастырей. Аббатом Ярроу стал Кеолфрид (642–716), происходивший из знатного нортумбрийского рода, помогавший Бенедикту еще при основании Веармута. (После смерти Бенедикта Кеолфрид с 689 по 716 гг. был главою обоих монастырей). Вместе с Кеолфридом Бенедикт перевел в монастырь св. Павла семнадцать монахов из Веармута. Предполагают, что в их числе был и Беда. Сам он не упоминал об этом прямо, однако писал, что вскоре после поступления в монастырь перешел на попечение к Кеолфриду и в дальнейшем постоянно говорил о нем как о своем наставнике и друге. Община двойного монастыря росла быстро: ко времени написания «Истории аббатов» она насчитывала, по словам Беды, около шестисот человек – необыкновенно много для раннесредневекового монастыря 174 . В своих сочинениях Беда не раз употреблял слова «Alter orbis» – «другой мир», говоря об удаленности Британии от Рима. Если во времена Григория I и Августина земля англо-саксов казалась далеко отстоявшей от христианского пространства Средиземноморья, то ко второй трети VII в. эта дистанция начала сокращаться. В монастырях и школах, основанных последователями римской церкви в Британии, такое «сближение» нередко происходило за счет личных контактов аббатов и монахов с общинами на континенте, практики паломничеств и путешествий.

http://azbyka.ru/otechnik/Beda_Dostopoch...

Из др. книг, созданных в Вермуте-Ярроу при К., сохранились список Евангелия от Иоанна (т. н. Стоунихёрстское Евангелие (Stonyhurst Gospel) - Lond. Brit. Lib. Add. 89000), фрагменты «Толкований на Книгу Иова» свт. Григория I Великого и трактата «Об исчислении времен» Беды Достопочтенного. Все они выполнены на очень высоком уровне, написаны унциалом. Рим. и франк. влияния прослеживаются и в архитектуре, напр. в сохранившихся частях церкви в Ярроу, построенной при К. К. поддерживал контакты не только с англосакс. монархами Нортумбрии, но и с правителями пиктов. Между 705 и 716 гг. король пиктов Нехтан обратился к К. с просьбой прислать мастеров для строительства каменной церкви «по римскому обычаю». В ответ К. отправил подробное послание, призывая пиктское духовенство принять рим. пасхалию и др. рим. церковные обычаи. Письмо, в составлении которого, вероятно, принял участие Беда Достопочтенный, сохранилось в его «Церковной истории» ( Beda. Hist. eccl. V 21). В 716 г. при не вполне ясных обстоятельствах К. принял решение сложить с себя обязанности аббата и отправиться в паломничество в Рим. Хотя в источниках этот поступок объясняется благочестивыми намерениями, некоторые исследователи связывают его с происшедшим в том же году переворотом в Нортумбрии, когда трон вместо убитого законного кор. Осреда занял его дальний родственник Кенред ( Thacker A. Bede, the Britons and the Book of Samuel//Early Medieval Studies in Memory of P. Wormald/Ed. S. Baxter et al. Farnham (Surrey), 2009. P. 146-147). К. готовил свой отъезд втайне от большинства монахов и 4 июня уехал, не попрощавшись с представителями местной знати (uiris principalibus). Перед отбытием он обратился к братии с речью, призывая избегать раздоров в общине, что также может косвенно указывать на нестроения политического или духовного характера. В дар папе Римскому К. взял 1 из 3 пандектов, 2 других оставил монахам Вермута и Ярроу. Сразу после его отъезда аббатом был избран Хветберт. К., ожидавший отплытия на континент, успел утвердить это решение.

http://pravenc.ru/text/1684205.html

Об Афоне: с. 101–118, 162–168. Ср.: Леонид, архимандрит (Кавелин Л. Α.): Пилгримация или путешественник... Ипполита Вишенского... 419). 689 . Романов В. Заметки об Афоне. – ЛРОПТ, 1860, 12. 690 . Румянцев Η. Ε. С Горы Афон. (Пребывание преосвященного ректора МДА епископа Арсения и его спутников на Святой Горе Афонской. Торжество освящения Андреевского собора). – ЦВ, 1900, 27, с. 861–863. См. также: Арсений, епископ (Стадницкий А. Г.). В стране священных воспоминаний... 62). 691 . Русские афонцы в Сербии. – ЦВ, 1899, 48, с. 1728. 692 . Русские иноки на Святой Горе Афонской от исхода X до половины XIX века. – ХЧ, 1853, т. 2, с. 290–317. 693 . Русские келлиоты Афона. – ЦВ, 1905, 46. 694 . Русские и сербы на Святой Горе Афонской. (По случаю 600-летия существования Хилендарского монастыря.) – ЦВ, 1898, 34, с. 1145–1147. В конце текста псевд.: Афонец. 695 . Русский архиерей – отшельник на Афоне. – ДС, 1897, вып. 2, февр., с. 58–59. 696 . Русский монастырь святого великомученика и целителя Пантелеимона на Святой Горе Афонской. Изд. 7-е, испр. и доп. М., 1886. 280, III с.; 14 рис. и портр. старца, духовника иеросхимонаха Иеронима. В прил., в частности, приводятся хронологический перечень некоторых замечательных актов Русского Пантелеимонова монастыря (с. 211–215), а также список книг и листков, изданных монастырем с 1850 по 1886 г. (с. 257–279). 697 . Русский общежительный скит святого пророка Илии на Афонской Горе. Одесса, 1883. 76 с.; 6 илл. Изд. 2-е. Одесса, 1889. 72 с.; илл. Изд. 3-е. Одесса, 1896. 104 с.; илл. Изд. 4-е. Одесса, 1913, 92 с.; илл. 698 . Русский Свято-Андреевский скит на Афоне к его 50-летию 1849, 22 окт. – 1899. Одесса, 1900. 16 с. 699 . Ρыжановский И., священник. Путешествие по Святой Горе Афонской священника Подольской епархии Иоанна Рыжановского. – ПодЕВ, 1868, 22, с. 716–728. О Русском Пантелеимоновом монастыре: с. 716–722. 700 . С Афона. – ПрЦВ, 1892, 32, с. 119–120; 1899, 42, с. 1733–1734. 701 . С Афона. (Беспорядки в Лавре Святого Афанасия). – ЦВ, 1915, 13, с. 391.

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Pro...

Белопесоцкий, Моск. г., II, 1261. Белый-Кириллов-Новоезерский, Новг. г., II, 868. Белый-Николаев.-Новгород., II, 976. Бельская-Андрианова, Яросл. г., II, 600. Бельский-Николаев., Гродн. г., I, 308. В Вадожская-Богород., Яросл. г., II, 684. Важбахтская-Пятниц., Новг. г., II, 685. Важский-Богослов., Архан. г., II, 659. Валаамский, Выборг. г., I, 95. Валуйский-Успен.-Пристанский или Пристанничский, II, 1329. Ванишский, Твер. г., II, 1314. Варварейский-Новгородский, II, 686. Варваринский-Волоколамский, I, 97. Варваринский-Киевский, I, 196. Варваринский-Новгородский, II, 686. Варваринский из-за Петровских ворот-Псковский, I, 98. на Варварском крестце Знамен.-Московский, II, 813. Варлаамиев-Хутын., Новг. г., II, 1349. Варнавинская-Троиц., I, 101. Варницкий-Троиц.-Сергиев, Яросл. г., II, 1281. Варсонофиев. на Рву, Моск., г., II, 729. Васильев.-Анастасиев., Нижег., II, 613. Васильев.-Архан., Нижег. г., II, 625. Васильев.-Кесарийский-Новоторжск., II, 689. Васильев.-Кесарий.-Суздаль., II, 688. Васильев.-Киевский, II, 691. Васильев.-Мячков., Влад. г., II, 690. Васильев.-Нижегородский, I, 102. Васильевский – Покровский. Нижег. г., I, 371. Васильев.-Староладожский, II, 687. Васильегор.-Троиц., Ниж. г., II, 1262. Васильсурский – Троиц. -Васильегорский- Хмелевский, II, 1262. Вассианов-Каргопольский, II, 1160. Вашезерская – Задне-Никифоров.-Спасская, Олон. г., I, 193. Введен.-Антониева, Волог. г., II, 1042. Введен.-Богород.-Оханская, II, 646. Введен.-Богород.-Тихвинский, II, 704. Введен.-Бежецкий, II, 701. Введен.-Верх-Теченский., Перм. г., II, 705. Введен.-Владычин-Серпухов., I, 115. Введен.-Вязниковский, II, 696. Введен.-Езерская-Зосимо-Савват., Волог. г., II, 692. Введен.-Заозерская, Волог. г., II, 692. Введен. – Иоанно-Предт.– Междугорский, Тоболь. г., I, 224. Введен.-Карачевский, II, 700. Введен.-Кизичский, Каз. г., II, 862. Введен.-Киржачский, II, 864. Введен.-Корнилиев-Комельский, Волог. г., II, 884. Введен. – Красногородищенская, Смол. г., II, 887. Введен.-Краснояр., Енисей, г., II, 703.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

Введен. – Макариев.-Жабынская, Туль. г., I, 105. Введен.-Новинский-Москов., II, 1015. Введен.-Нежинский, II, 702. Введен.-Озерская-Зосимо-Савват., Волог. г., II, 692. Введен.-Оптина, Калуж. г., II, 1025. Введен.-Орловский, I, 106. Введен.-Островская, Влад. г., II, 693. Введен.-Островский-Оятский, С.-Петерб. г., II, 706. Введен.-Переяславский, II, 697. Введен.-Пупковский, Влад. г., II, 698. Введен.-Скнятин, Пск. г., II, 707. Введен.-Сольвычегодский, II, 699. Введен.-Уздринская или Узринская, Архан. г., II, 694. Введен.-Шкнятин, Пск. г., II, 707. Введен.-Юрьевский, I, 107. Введен.-Яйвенская, Перм. г., II, 695. Великобудищский-Преображ., Полт. г., II, 1088. Великобудищский-Троиц.-Преоб., Полт. г., I, 518. Великолуцкий-Вознес.-Ильин. II, 730. Великолуц.-Троиц.-Сергиев, II, 1280. Великопустынский – Спасо – Елеазаров, Пск. г., I, 444. Великопустынский-Спас., Пск. г., I, 441. Великоустюжс.-Преобр.-Спас., II, 1095. Вельевская-Галилейс., Новг. г., II, 756. Веневский-Николаев.-Богоявл., II, 972. Венев-Николаев.-Успен., I, 334. Веприкский-Успен.-Быстринский, Полт. г., II, 1311. Верейский-Спасс.-Входо-Иерусал., Моск. г., II, 1189. Верендовский-Сутоцкий-Спасский, Новг. г., II, 708. Веретенская или Веретьевская-Благовещ., Олон. г., II, 631. Веркольский-Кевроль., Арх., г., II, 709. Верхнеломов.-Успен.-Никол., II, 1324. Верховятская-Троиц., Вят. г., II, 1225. Верховят.-Екатерии., Вят. г., II, 792. Верхомоломская, Волог. г., II, 1164. Верхопаденская-Николаев., Архан. г., II, 952. Верхопежемская или Верхопежемская-Николаев., Волог. г., II, 960. Верхосицкая, Волог. г., II, 710. Верхотурский-Николаев., I, 312. Верхотурский-Покров., I, 372. Верхочепецкий – Крестовоздв., Вят. г., I, 111. Верхошеремская – Вознес., Архан. г., II, 711. Верх-Теченский-Введен., Перм. г., II, 705. Верх-Язвинский, Перм. г., II, 712. на Веряже Клопский, Новг. г., II, 872. за Ветошным рядом Богоявленский-Московский, I, 76. с Взвода-Спас., Новг. г., II, 1191. Вздвижен.-Московский, I, 268. Вигодощ.-Преображ., Новг. г., II, 708.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010