2486. Ср.: Мих. 5. 10. Образ квадриги (колесницы, запряженной четырьмя лошадьми, благими или дурными) часто встречается у свт. Амвросия (см.: Isaac 8. 65). — Примеч. ред. 2487. См.: Мих. 5. 11. 2488. Ср.: Пс. 44. 8. 2489. Ср.: Мих. 6. 14–15. 2490. Ср.: Мих. 7. 1–6, а также: Мф. 10. 36. 2491. Ср.: Ис. 40. 2. 2492. Ср.: Мих. 7. 17. 2493. Ср.: Мих. 7. 19. 2494. Ср.: Исх. 15. 10. 2495. См.: Еф. 6. 12. 2496. См.: Л к. 1. 78. 2497. Ср.: Мих. 7. 20. 2498. Дочерью Церкви свт. Амвросий называет душу, верную Богу. О движении верной души подробно святитель говорит в трактате «Об Исааке или душе». 2499. См. выше: epist. 18. 2500. Ср.: Деян. 17. 28. 2501. См.: Мф. 2. 14, 22. 2502. См.: Мф. 4. 1. 2503. См.: Мф. 4. 13–14. 2504. См.: Мф. 21. 1. 2505. См.: Мф. 11. 54. 2506. См.: Мф. 21. 17 и др. 2507. Ср.: Ин. 18. 1; 11. 12. 2508. См.: Мф. 27. 33; Мк. 15. 22; Ин. 19. 17. 2509. Эта же мысль повторяется в Isaac 8. 69, где слово castellum обозначает «селение, сельскую местность, поле», опосредованно — труд на земле (см.: Быт. 3. 17). — Примеч. ред. 2510. См.: Ин. 13. 1. 2511. См.: Мф. 14. 13–21; Ин. 6. 1–13. 2512. Ср.: Ис. 60. 9. 2513. Ср.: Мк. 4. 38–39. 2514. Ср.: Ин. 11. 1. 2515. Ср.: Ин. 11. 50, 53. 2516. Ср.: Ин. 12. 1. 2517. Ср.: 1Кор. 3. 16, 17. 2518. Ср.: Мф. 21. 15. 2519. См.: Рим. 10. 9. 2520. Ср.: 2Тим. 2. 3. 2521. Ср.: 1Кор. 15. 22. Также см.: Рим. 5. 12. 21. 2522. См.: Гал. 3. 18, 29; Еф. 1. 14, 18. 2523. См.: Гал. 4. 28, 23. 2524. См.: Гал. 4. 26. 2525. См.: Гал. 4. 27. 2526. Ср.: Быт. 17. 27. 2527. Ср.: Гал. 3. 18. 2528. Ср.: cxpl. ps. 1, 7. 2529. Ср.: 1Кор. 13. 13. 2530. См.: Еф. 6. 6; 2Кор. 9. 7. 2531. Ср.: Гал. 5. 1. 2532. Ср.: Гал. 3. 26; 4. 28. 2533. Ср.: Гал. 4. 31. 2534. См.: Еф. 1. 13. Уточнение свт. Амвросия, что знамение начертано in fronte, вероятно, указывает на литургическую практику spiritale signaculum (см.: sacr. 3. 2. 8, а также: Banterle. Р. 205, not. 2). 2535. Ср.: Быт. 27. 9–11. 2536. Ср.: 2Кор. 3. 6. 2537. См.: Гал. 3. 10. 2538. Ср.: Гал. 3. 14. 2539. Ср.: Исх. 32.

http://predanie.ru/book/220196-tvoreniya...

3 Прот. Т. Орлов, Трубачев А. Преподобный Пафнутий Боровский. К 500-летию преставления//ЖМП. 1977, 6, с. 61. 4 Трубачев А. Казанские святые Петр и Стефан (К 425-летию со дня мученической кончины)//ЖМП. 1977, 8, сс. 79–80. В 1229 г. в Волжской Булгарии пострадал мученик Авраамий (пам. 1 апр.), а через год его святые мощи были перенесены во Владимир на Клязьме. В житии читаем о нем: “Святый Авраамий по происхождению своему не был русским, а «иного языка», вероятнее всего болгарином волжским” (Жития святых, на русском языке, изложенные по руководству Четьих-Миней св. Димитрия Ростовского. Книга дополнительная вторая. М., 1916, с. 506). 6 Таушев Н. История Коже-Озерского мужского монастыря с описанием жизни и чудес святого преподобного отца нашего Никодима Хозьюгского пустынника, Кожеозерского чудотворца. Архангельск, 1884, сс. 2–3; Веселовский С. Б. Исследования по истории опричнины. М., 1963, с. 297. 8 Об этом роде см. Зимин А. А. Формирование боярской аристократии в России во второй половине XV — первой трети XVI в. М., 1968, сс. 195–201. 9 Подробнее об этом см. Makarij (Archimandrit). “Makarij, Metropolit von ganz RuЯland”. Fragen der Hagiographie//Tausend Jahre Christentum in RuЯland. Zum Millennium der Taufe Kiever Rus. Gцmmingen, Vandehoeck & Ruprecht, 1989, SS. 687–716. Перечень святых подвижников можно продолжить, назвав преподобного Геннадия Любимоградского (†1565; пам. 23 янв.), который будучи в Москве в 1549 г. стал восприемником царской дочери Анны при крещении (Архиеп. Черниговский Филарет. Жития святых, чтимых Православною Церковию. Изд. 2. Месяц Январь. СПб., 1982, с. 235). Кроме того, преподобный Герасим Болдинский (†1554; пам. 1 мая) обращался перед своей кончиной с грамотой к Митрополиту Макарию (Архим. Андрей. Житие преподобного Герасима, Болдинского чудотворца. М., 1893, с. 44). 11 Иеромонах Никодим. Архангельский Патерик. Исторические очерки о жизни и подвигах русских святых и некоторых приснопамятных мужей, подвизавшихся в пределах Архангельской епархии. СПб., 1901, сс. 197–198, прим. 24.

http://pravmir.ru/zametki-po-russkoj-agi...

Со времени свв. пророков Илии и Елисея на Кармиле обитало множество отшельников. Один писатель сравнивает эту гору с ульем, а ее отшельников – с пчелами, собирающими духовный мед для вечности. В мягкой меловой почве горы в настоящее время насчитывается необыкновенно большое количество и природных и искусственных гротов, простирающееся от 1000 (Zeller, Bibl. Wört. B. I. S. 782) до 2000 (Winer. Bibl. Real. Wört. B. I. S. 212). Из них издавна пользуется наибольшим почитанием грот св. пр. Илии, которого тамошние монахи-кармелиты считают своим аввой-отцом. (Норов. Пут. по св. зем., ч. 2, стр. 271). Эта пещера, пользующаяся полным почтением и иудеев и магометан (Ritter. Op. cit. B. XVI. S. 716), обращена своим узким входом на сторону моря; если смотреть из нее наружу, то перед глазами – одно безграничное голубое море; кругом ни звука, только слышны одни несмолкаемые, то слабеющие, то усиливающиеся звуки от безостановочного прилива морских волн к скалистому берегу (Zeller. Ibid.); внутри пещера имеет 18 шагов длины (по Zeller«y – 20) и 10 шагов ширины (по Zeller’y – 5); в ней множество отделений с извилистыми входами. В одном из них, в нижнем и самом большом, находится священное место магометан, освещаемое лампой и украшенное победными трофеями. Над этой пещерой, вверху, есть еще грот св. пр. Елисея. Dr. Scholz, посетивший обе эти пещеры в 1820 году (см. его Reise. Ss. 151–154), делает вполне вероятное предположение, что эти пещеры с таким же именем существовали и в самые первые века христианства. Свое предположение он подтверждает палеографическими данными. Стены обоих гротов испещрены греческими надписями (их копии можно видеть в его Reise, S. 153). Если ничего нельзя извлечь из их содержания – подобные надписи пишутся по известному шаблону, – то сама форма рукописного шрифта свидетельствует о самой глубокой древности этих надписей: они писаны не закругленным (позднейшим), а угловатым шрифтом. Об истории кармелитского монастыря см. у Rimmer»a, ibid., SS. 716–721; у Норова, там же, стрр. 266–272; у Солярского, Опыт библ. слов., т. 2. стр. 382–384.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Boris...

Следующим после Агафона папой стал также сицилиец-грек – Лев, которому присвоили порядковый номер Второго: в Риме всем был памятен Лев Первый, спасший Вечный Город от гуннов и получивший прозвание «Великий». О точном месте рождения Льва II неизвестно, чаще всего называют Мессину. И Лев также был тесно связан с Византией, продолжая линию Агафона. Этот папа провел на троне Петра всего год, с 682 по 683 г. Он твердо поддержал решения Вселенского Собора, осудив папу Гонория I, пытаясь, впрочем, несколько смягчить формулировки в отношении понтифика. Этим он собственно и стяжал посмертную известность в Римской Церкви, так как наличие папы-еретика, преданного анафеме, выбивается из догматической концепции о непогрешимости римских пап: католическим богословам казус Гонория принес немало трудностей, которые они пытаются преодолеть, исходя из текстов Льва II. Через три года после кончины Льва II римским первосвященником был избран другой византиец – Конон, уроженец Фракии (или Сирии), но выросший на Сицилии. Его фигура типична для так называемых «пап переходного периода»: соперничающие фракции соглашаются на одном кандидате, обычно почтенного возраста, дабы потянуть время и подобрать силы для новых маневров. И в самом деле, папа Конон возглавлял Римскую Церковь всего лишь год, с октября 686 по сентябрь 687 г. А вот его преемник, святитель Сергий, правил немало – с 687 по 701 г. Родом из Палермо, он юношей прибыл в Рим, где ему покровительствовали, возможно, по законам землячества, будущие папы Лев II и Конон. Греческое образование Сергия позволило урегулировать сложные отношения Рима с Константинополем: в самом деле, властолюбивый и жестокий император Юстиниан II всячески пытался подчинить себе и Римскую кафедру – Сергию пришлось отстаивать независимость Рима, чему способствовало свержение в 695 г. Юстиниана с византийского трона. Замыкает плеяду сицилийских пап Стефан III, правивший в 768-772 гг. Уроженец Сиракуз, с византийским образованием, он молодым человеком появился в Риме, где постепенно прошел все ступени церковной карьеры, став особенно близким к папе Павлу I: он и назначил его своим преемником. Одним из первых деяний нового понтифика стало твердое подтверждение иконопочитания, которое было в те годы оставалось еще отвергнутым и преследуемым в Константинополе. В момент, когда в Византии царствовала иконоборческая власть, в политическом смысле Стефану III приходилось лавировать между двумя западными государственными силами – лангобардами и франками, не рассчитывая на помощь из Царьграда.

http://radonezh.ru/2023/05/02/siciliyski...

По завершении заслушивания отчетов региональных отделений и руководителей проектов участники общего годового собрания Братства одобрили работу Председателя и Правления братства. Также был заслушан финансовый отчет, сделанный Председателем правления Братства Владыкой Назарием и акт проверки ревизионной комиссии Братства. Член ревизионной комиссии Братства А.В.Морев сообщил итог работы ревизионной комиссии: к работе Председателя и Правления претензий за отчетный период не имеется. Далее к участникам общего собрания Братства обратился инициатор возрождения, которое состоялось в 2008 году, и бессменный Председатель Правления Владыка Назарий с просьбой освободить его от обязанностей Председателя Правления в связи с невозможностью исполнять текущую работу Председателя Правления в виду удаленности несения его текущего послушания — правящего архиерея Кузнецкой епархией Пензенской митрополии. Общее собрание с неохотой, но единогласно освободило Владыку Назария от обязанностей Председателя Правления Братства. Решением Общего собрания Владыка Назарий был присвоено звание Почетного члена Александро-Невского братства. Как почетному члену ему будет вручен специально разработанный знак «Почетный член Александро-Невского братства». Также общее собрание приняло решения наградить знаком «Почетный член Александро-Невского братства» митрофорного протоиерея Настоятеля воинского храма Александра Невского в городе Пскове духовника Псковского регионального отделения Олега Тэора. По факту изготовления знаки будут вручены награжденным. Ну а пока Знак не готов, Владыке Назарию Братство вручило Икону Серафима Вырицкого, одного из тех, кто стоял у истоков появления Александро-Невского братства в 1918 год, в прошлом насельника, эконома и духовника Свято-Троицкой Александро-Невской лавры. Далее общее собрание приступило к рассмотрению текущих организационных вопросов. Оно подтвердило полномочия действующих членов Правления и членов Ревизионной комиссии Братства. По предложению Правления Братства в члены Правления единогласно был введен член Братства Наместник Свято-Троицкой Александро-Невской лавры Епископ Кронштадтский Вениамин. По предложению члена Правления Братства Николая Витальевича Иевлева решением общего собрания в члены Правления был введен иеромонах Прокопий. По предложению члена Правления Братства Бориса Борисовича Сергуненкова в члены Правления Братства был введен руководитель Клаба кавалеров ордена Александра Невского В.С.Кобяко. Таким образом, Правление Александро-Невского Братства как коллегиальный орган управления Братством между общими собраниями было расширено до 9 человек.

http://ruskline.ru/news_rl/2024/02/27/na...

То, что закон о престолонаследии выражен в виде присяги личностного характера, и то, что он исходит не от государственной власти, а от синода, не должно нас особенно смущать. Ведь и на феодальном Западе законы наследования были весьма неясными, не были изжиты до конца традиции выборности («кровь предназначала для короны не одну какую-то персону, но всех членов фамилии, среди которых и происходили выборы, не имея никакой, впрочем, связи с нашей современной арифметикой» 84 ), а во французской монархии, где принцип наследования первородным принцем окончательно восторжествовал только с приходом к власти династии Валуа, он «был введен исподтишка, силой привычки, – введен, но никогда не провозглашен». 85 То же самое мы наблюдаем в Византии. Может быть, именно принципиальная невозможность для византийского императора издать закон о престолонаследии как таковой, так как это было бы откровенным вызовом вековым официальным устоям и полным разрывом с римской идеей, заставила Мануила I Комнина искать обходный маневр и действовать через синод, т. е. добиваться того же самого, но не от своего имени. Традиция, таким образом, формально не была нарушена, но и закон о престолонаследии фактически введен «исподтишка», создан прецедент, который мог служить и, по-видимому, действительно служил ориентиром (come bussola di orientamente, по определению Пертузи) для последующих династий. Правда, в официальных источниках ссылок на этот прецедент мы не находим, но тот факт, что юрист Константин Арменопул в XIV в. в самый разгар мятежа Иоанна Кантакузина против законного, т. е. наследственного, императора включил этот «томос» в качестве приложения в состав своего Шестикнижия, особо отметив меру возмездия (высшую меру церковного наказания – анафему) за «мятеж или посягательство» на законную власть, с полным правом расценивается исследователями как грозное предостережение узурпатору, а последовавшее затем опровержение этого текста ярым кантакузинистом патриархом Филофеем Коккиносом лишь еще больше подчеркивает действенность этого предостережения.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Такой первый шаг уклонения от церковного брака сделан был в Европе еще в 16 столетии (в 1580 г.) в голландских провинциях для протестантских диссидентов и католиков 117 . Он был вызван религиозной веротерпимостью. К мысли о гражданском браке привело также естественное право прошедшего столетия. Естественное право, определяя брак, как чисто гражданский договор, зависящий от воли контрагентов, ложно поняло существо брака, не обратило должного внимания на нравственную и религиозную его сторону и привело к одному и тому же следствию – к мысли о независимости брачного права от церкви. Впрочем, еще столетием раньше, именно – в 1653 г. обязательный гражданский брак был введен на время в Англии, и не потому, что религию хотели изгнать из гражданской жизни, но, как говорит Фридберг, совершенно наоборот и именно, по причине излишнего благочестия, стремившегося одухотворить церковь и освободить ее от суетной светскости 118 . В 1836 г. по предложению лорда Русселя и Роберта Пиля в Англии введен факультативный брак для всех англичан; обязательный гражданский брак отвергнут, как оскорбление национальной церкви. Во Франции обязательный гражданский брак введен во время революции, и, впрочем, обязан своим происхождением не одной только разнузданности тогдашнего общества и учению энциклопедистов, но и тому же желанию общей равноправности и религиозной терпимости. Это был давно созревший плод французского развития событий, может быть только ускоренный обстоятельствами времени. В Пруссии еще в конце 18 столетия (в 1794 г.) введено было общее государственное право о браке, равное для всех исповеданий, но формою вступления в брак было церковное венчание 119 . В 19 столетии в Германии было собственно пять различных систем о браке. Именно – во-первых, она признала по местам обязательный гражданский брак (во Франкфурте на Майне), под влиянием воззрений основных прав 1848 года; Во-вторых – факультативный гражданский брак (Ольденбург, 1855 г., Гамбург – 49 г.), брак заключенный по желанию либо в церкви, либо в гражданском суде; в третьих – так называемый гражданский брак по нужде; он дозволялся брачующимся только в том случае, когда, под давлением ригоризма христианских церквей, они не могли вступить в брак по законам своего вероисповедания (Вюртенберг, 1855 г.; Баден, 1860 г.) 120 ; в четвертых – обязательный гражданский брак для диссидентов или для членов таких религиозных обществ, которые не принадлежат ни к католической, ни к протестантской церкви (Пруссия, 1847 г., Саксен-Веймар, 1864 г.) 3) и, наконец, в пятых – гражданское бракозаключение между иудеями и христианами (Брауншвейг) 121 .

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Albov/k...

Эта космологическая концепция не претендует на точное вероучительное освещение пасхального догмата. Ее нужно рассматривать как блестящий опыт наглядного философско-апологетического рассуждения о Воскресении, целью которого было – как это видно из слов самого В. Соловьева – показать, что истина Воскресения – есть «истина всецелая, полная – не только истина веры, но, также, и истина разума» 245 . Космологическое обоснование Воскресения Христова у В. Соловьева импонирует также и В. Лосскому , когда он рассуждает о введении человеческой природы в Царство Божие, куда Христос, вместе со Своим человечеством приносит Богу начатки творения. «Она (Искупительная жертва. – Н.М.) – то деяние, завершить которое должно будет новое человечество в безмерном священнодействии, первоначально возложенном на Адама: принесение в дар Богу всего космоса, как вместилища благодати. Воскресение изменяет падшую природу, оно открывает дивную возможность – возможность освящения самой смерти; отныне смерть уже не тупик, а дверь в Царство. Нам возвращена благодать; и, хотя мы носим ее в себе, как в «скудельных сосудах», как во вместилищах еще смертных, однако, в самой хрупкости нашей таится теперь сила, побеждающая смерть. Спокойная уверенность мучеников, которые не ощущали не только страха, но, даже, и физической боли, свидетельствует о том, что отныне христианину доступно действенное сознание Воскресения» 246 . Одной из попыток рационального обоснования истины Воскресения была антропологическая, по своим отправным пунктам, концепция профессора философии Казанской духовной академии В. И. Несмелова . Относительно Воскресения Христова В. И. Несмелов утверждает, что им введен в мир непреложный антропологический закон, согласно которому после смерти и Воскресения Христова никто не может не воскреснуть, как никто не может жить, не умирая. «Фактом Христова Воскресения в мире так же точно введен закон воскресения умерших, как Фактом преступления первого человека в него был введен закон неминуемой смерти» 247 . Этот анастазеологический закон связан с «восстановлением достоинства общей природы людей» в Богочеловеке 248 .

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Lossk...

«Всеправославный конгресс» вошел в историю как печальное событие. Среди вопросов, обсуждавшихся на нем, были переход на новый календарный стиль, сокращение постов и богослужений, разрешение клирикам носить светскую одежду, введение женатого епископата и разрешение второго брака для священнослужителей 761 . Не всё из этого списка было принято, например женатый епископат так и не был введен, однако и других резолюций было достаточно для церковной смуты. Наиболее плачевные последствия имело постановление конгресса о переходе Православной Церкви на новый стиль с 1 октября 1923 г. Оговаривалось, что это решение временное, имеющее силу только до выработки нового, более совершенного календаря. Пасхалия при этом оставалась прежней. Принятие нового стиля или отказ от него ставились в зависимость от решения той или иной Поместной Церкви. Кроме того, конгресс разрешил священникам вступать в брак после хиротонии, а также жениться вдовым священнослужителям 762 . Документы конгресса подписали всего десять человек: шесть архиереев (от Константинопольской, Сербской, Элладской, Кипрской и Русской Зарубежной Церквей), два архимандрита (от Румынской и Константинопольской Церквей) и два мирянина. В целом православный мир расценил это мероприятие, как оно того и заслуживало. Своих представителей в Константинополь не прислали Александрийский Патриарх Фотий, Антиохийский Патриарх Григорий и Иерусалимский Патриарх Дамиан. Все эти иерархи высказались по поводу стамбульских постановлений резко отрицательно. Не участвовали в конгрессе и представители Московского Патриархата. Из двух архиереев РПЦЗ, присутствовавших на мероприятии на правах наблюдателей, все документы подписал только архиепископ Александр, в то время как архиепископ Анастасий, приняв участие в четырех заседаниях из десяти, покинул собрание в знак протеста. Архиерейский Собор Русской Зарубежной Церкви в 1923 г. отверг принятые на конгрессе решения 763 . Если второбрачие клириков так и не было внедрено в практику Поместных Церквей, то переход на новый календарный стиль в скором времени создал православному миру немало проблем. Вскоре после «Всеправославного конгресса», в 1924 г., новый стиль был введен в Константинопольской, Элладской и Румынской Церквах. В 1926 г., после того как Александрийским Патриархом стал изгнанный из Константинополя Мелетий, новый стиль был введен и в Александрийской Церкви. Естественно, что решение об изменении календаря, принятое столь неавторитетным органом без должного обсуждения церковной полнотой, спровоцировало отделение от новостильных Церквей приверженцев старого стиля.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

“И не введи нас во искушение”. Подлинно много скорбей причиняется нам от диавола, много и от людей, или явно оскорбляющих, или тайно злоумышляющих. И тело, иногда восставая на душу, наносит тяжкий вред; а иногда подвергаясь различным болезням, причиняет нам скорби и страдания. Посему так как многие и различные бедствия нападают на нас со многих сторон, то мы научены испрашивать у Бога всех избавления от них. Ибо при его запрещении прекращается всякое смятение, буря превращается в тишину и пристыженный лукавый удаляется; как некогда, оставив людей, он удалился в свиней, даже не осмелившись сделать и это без приказания (Мф. 8: 31). А кто не имеет власти даже над свиньями, тот как может овладеть людьми, охраняемыми Богом?». Преподобный Иоанн Кассиан : «Итак, слова молитвы: “не введи нас во искушение” — не то значат, что “не попусти нам когда-либо искуситься”, но “не допусти нам быть побежденными в искушении”. Искушаем был Иов, но не введен в искушение, ибо “не даде безумия Богу” (Иов. 1: 22) — и не осквернил уст богохулением, к чему хотел привлечь его искуситель. Искушаем был Авраам, искушаем был Иосиф, но ни тот, ни другой из них не введен был в искушение, ибо ни один не исполнил воли искусителя». Блаженный Августин . «Молимся же мы не о том, чтобы не быть искушаемыми, но чтобы не быть введенными в искушение: так как, например, кто-либо, быв поставлен в необходимость быть испытанным огнем, молится не о том, чтоб не коснулся его огонь, но о том, чтоб не быть сожженным. “Сосуды скудельничи искушаешь пещь”; а людей праведных — напасти (подоб. Сир. 27: 5). Иосиф искушен был прельщением блудным, но не был введен в искушение. Была искушена Сусанна, но тоже не была введена в искушение. И многие другие обоего пола также были искушены, но не введены в искушение: особенно же Иов. Многих соблазняет то, что сатана просит искусить Иова. Но не написано ли подобное и в Евангелии: “се сатана просит вы, дабы сеял якоже пшеницу” (Ин. 22: 31)? — Этим означается, что сатана никакой не имеет власти искушать кого-либо; и если искушает, искушает по попущению Божию.

http://pravoslavie.ru/7091.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010