Пресв. Богородицы Мавриотиссы. Несмотря на политические изменения и войны, в 1-й пол. XIII в. культурная жизнь в регионе продолжалась, и Кастория наряду с Охридом и Веррией являлась одним из основных художественных центров, важнейшим из которых была Фессалоника. Местная художественная традиция отличалась нек-рым консерватизмом, но не была изолирована от общих для всего Балканского п-ова процессов. К XIII в. помимо упомянутых выше ктиторских композиций на фасадах храмов относится целый ряд памятников: 2-й слой росписи ц. первомч. Стефана (рубеж XII и XIII вв.) и более поздние отдельные композиции; поновленные фрески ц. Пресв. Богородицы Мавриотиссы (2-я пол. XIII в.); 1-й слой росписи ц. Панагии Кумбелидики (60-80-е гг. XIII в.); фрески ц. вмч. Георгия Победоносца в Оморфоклисье (1295-1317); мн. иконы, в т. ч. рельефные. Однако искусство 1-й пол. XIV в. в К. м. не представлено ни фресками, ни иконами. Древо Иессеево. Роспись ц. Пресв. Богородицы Мавриотиссы. 1259–1264 гг. Древо Иессеево. Роспись ц. Пресв. Богородицы Мавриотиссы. 1259–1264 гг. В XIV в. Кастория процветала, Иоанн VI Кантакузин называл ее великим городом ( Cantacus. Hist. Vol. 1. P. 451). Ок. 1309 г. Иоанн II, фессалийский дука и правитель Нов. Патр, женившись на Ирине, внебрачной дочери визант. имп. Андроника II Палеолога, провозгласил себя дукой «Великой Влахии и Кастории» или «господином земель Афинских, Неопатрских и дукой Кастории». После 1318 и до 1332/33 г. Кастория подчинялась визант. вельможе Стефану Гавриилопулу. Во время гражданской войны между императорами Андроником II и Андроником III последний в 1328 г. занял Касторию. В 1334 г. из-за предательства полководца Сиргиана город захватили войска серб. кор. Стефана IV Душана, но спустя неск. месяцев по мирному договору Кастория была возвращена Андронику III. Кастория была окончательно включена в состав серб. гос-ва в 1342/43 г. После смерти Стефана Душана в Кастории сначала правил его брат Симеон Урош, или Синиша (1356-1359), а затем Марко Кралевич и Остоя Райкович.

http://pravenc.ru/text/1681333.html

740 Дом Богородицы в Эфесе, Её приход к Иоанну Богослову, огромная базилика Марии, а также Эфесский собор, утвердивший почитание Марии как Богородицы. 741 Селицкий А. А. Система росписей собора Спасо-Евфросиниевского монастыря в Полоцке//ДРИ. Художественная культура X – первой половины XIII в. Μ., 1988. С. 177 и сл. (см. также: Алексеев Л. В. Полоцкая земля: Очерк истории северной Белоруссии в IX и XIII вв. Μ., 1966; Штыхов Г. В. Древний Полоцк. IX–XIII вв. Минск, 1975. С. 117 и сл. (с дореволюционной и польской библиографией). 743 Sinkevi I. The Monumental Painting at Neresi: Architecture, Programme, Patronage. Wiesbaden, 2000; Овчарова О. В. Монастырское богослужение и декорация церквей комниновского времени//Историческая роль Константинополя: Тез. докл. XVI сессии византинистов. Μ., 2003. С. 85. 744 Недавно появилась тенденция рассматривать все особенности русского искусства как проявление характера провинциальных источников, с которыми оно взаимодействовало, с чем можно согласиться лишь отчасти. 745 Карпабед А. А. Новые данные о памятниках Чернигова//ДРИ. Художественная культура X – первой половины XIII в. Μ., 1988. С. 38 и сл.; Раппопорт П. А. Киевское зодчество рубежа XII и XIII вв.//Литература и искусство в системе культуры. Μ., 1988. С. 278; Седов Вл. В. Тема колонны в древнерусской архитектуре XII–XIII вв.//Архитектура мира. Μ., 1994. Вып. 3. С. 32 и сл. 746 Более или менее полная сводка о таких постройках, анализ их взаимосвязи со столицей Византии приведены в кн.: Высоцкий А. Μ. Об одной группе памятников в архитектуре Руси конца XI – начала XIII в. (еще раз о первой церкви Апостолов в Константинополе и её наследии в средневековом мире)//ДРИ. XIII в. С. 179 и сл. 749 Иоаннисян О. Μ. Храмы-ротонды в Древней Руси//Иерусалим в русской культуре: Сб. ст./Под ред. А. Μ. Лидова. Μ., 1994. С. 100 и сл. 750 Раппопорт П. А. Русская архитектура X–XIII вв.//Свод археологических источников. С. 35 и сл., 38, 69 и сл. 751 В других регионах в это время употребляли равномерную кладку. П. А. Раппопорт связывал её с киевской традицией, пришедшей сюда вместе с киевской артелью, переданной в Полоцк князем Всеволодом Ольговичем Черниговским, между тем генезис полоцких построек кажется более сложным (см.: Раппопорт П. А. Древнерусская архитектура. С. 59 и сл.).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

и. появилось на рубеже XII и XIII вв., большинство из них - образы из мон-ря вмц. Екатерины на Синае. На нек-рых святые в среднике изображены в рост - прор.Моисей, вмц. Екатерина, св. Иоанн Креститель, вмч. Георгий Победоносец; свт. Николай Чудотворец и вмч. Пантелеимон - по пояс. Как правило, эти иконы больших размеров выполняли функции местных образов в одноименных храмах или приделах. По мнению исследователей, нек-рые из этих образов были созданы как храмовые для парекклисионов во имя святых и их Ж. и. отчасти замещали соответствующие монументальные росписи ( Weitzmann. 1986. Σ. 94-107). В нач. XIII в. был создан триптих с изображением Богоматери Одигитрии (Аристерократусы) в центре и сюжетами протоевангельского цикла на створках. К синайским памятникам стилистически близка икона св. Прокопия с клеймами жития (нач. XIII в., собр. Александрийского Патриархата; см.: Τσαντηλας Γ. Η λατρεια του αγιου Προκοπιου στην περιοδο των σταυροφορων και η βιογραφικη εικονα του στο Πατριαρχειο Ιεροσολυμων//ΔΧΑΕ. Περ. 4. 2006. Τ. 27. Σ. 245-257). Рубежом XII и XIII вв. датируется древняя живопись 2-сторонней иконы с ростовым изображением святых Космы и Дамиана с 12 сценами из их жития на верхнем и боковых полях (Византийский музей, Кастория). Аналогично размещены фрагментарно сохранившиеся клейма и на иконе с поясным изображением свт. Николая Чудотворца (2-я пол. XIII в., Византийский музей, Кастория). Свт. Николай Чудотворец, с житием. Икона. пол. XIII в. (Византийский музей культурного центра им. архиеп. Макариоса, Никосия) Свт. Николай Чудотворец, с житием. Икона. пол. XIII в. (Византийский музей культурного центра им. архиеп. Макариоса, Никосия) Разнообразны Ж. и. XIII в., вышедшие из мастерских крестоносцев. Среди наиболее известных - монументальный образ «Свт. Николай, с житием» из ц. свт. Николая (Агиос-Николаос тис Стегис) близ Какопетрии, Кипр (2-я пол. XIII в., Византийский музей культурного центра им. архиеп. Макариоса, Никосия). На 2-сторонней иконе «Вмч. Георгий, в житии.

http://pravenc.ru/text/182315.html

LascEp Theodori Ducae Lascaris Epistulae CCXVII, ed. N.Festa. Firenze 1898 (In den Appendices auch Briefe von Nik. Blenun. und Sabas). [s.XIII] LascFred St.N.Dragumes, Θεοδρου Δοκα Λασκρεως πιτφιος ες Φρεδερκον В’ βασιλα τν λαμανν. Βυζαντς 2 (1911/12) 406–413. [s.XIII] LascIo Teodoro II Duca Lascari, Encomin dell’Imperatore Giovanni Duca, а сига di L. Tartaoglia. Napoli 1990. [s.XIII] LascNic Theodori Ducae Lascaris imperatoris In landein Niceae urbis oratio, ed. L,Bachmann. Rostock 1847. [s.XIII] LascOp Theodoros II Ducas Lascaris, Opuscula rhetorica, ed. A.Tartaglia. München – Leipzig 2000. [s.XIII] LascPed Teodoro II Duca Lascari, Satira del Pedagogo, ed. L.Tartaglia. Napoli 1902. [s.XIII] LascSubiect L.Tartaglia, L’opuscolo de subiectorum in principem officiis di Teodoro II Lascaris. Δπτυχα 2 (1980–1981) 187–222. [s.XIII] LascTheol Θεοδρου В’ Λασκρεως Περ Χριστιανικς Θεολογας Λγοι, κδ. Χ.Θ.Κρικωνη. Thessalonike 1988. [s.XIII] LatMen B.Latyšev, Menologii Anonymi Byzantini saeculi X quae supersunt. St.Petersburg 1911. [s.XI] LatSborn V.Latyšev, Sbornik greeskich nadpisej christianskich vremen iz junoj Rossii. St.Petersburg 1896 (Index 137–140). LatSyl Συλλογ Παλαιστινς κα Συριακς γιολογας II, ed. V.V.Latyšev (Pravosl. Palest. Sbornik 60). St.Petersburg 1913. LatysTeksty B.Latyšev, Hagiographien graeca inedita. St.Petersburg 1914. LaudBarth Laudatio S.Bartholomaei. PG 127, 500–512. [s.XII] LaudTherap Laudatio Therapontis, ed. L. Deubner. De incubatione capita quattuor. Leipzig 1900, 120–134. [s.VII] LaurBabousc V.Laurent, La correspondance inédite de Georges Babouscomites, in: Ες μνμην Σ.Λμπρου. Athen 1935, 83–100. [s.XIII] LaurCorpII.V V.Laurent, Le Corpus des sceaux de l’ Empire byzantin. II. Paris 1982; V. Paris 1963–1972. LautHym Spyridon Lauriotes, νκδοτοι κκλησιαστικο μνοι. Θεολογα 9 (1931) 340–349. LaurMat V.Laurent, Le trisépiscopat du patriarche Matthieu REB 30(1972) 5–166,[ca 1400] LaurOrgh V.Laurent, Documents de sigillographie byzantine. La collection C.Orghidan. Paris 1952.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/l...

12. Венской Императорской б-ки: Триодь 303 (XIII в.). 13. Дрезденской Королевской б-ки: Типикон 140 (XI в.). 14. Иерусалимского Крестного монастыря: Типикон 1122 года (Святогробский); Триодь 15 (XIII в.). 15. Московского Румянцевского музея: Псалтырь Севастьяновского собрания 470/5 (1547 г.); Устав того же собрания 491/35 (XIII в.). 16. Московской Синодальной (Патриаршей) б-ки: Служебник 261/279 (XIV в.); Уставы 272/456 (1297 г.), 275/381 276/487 (оба XV в.) и 277/379 (XVI в.); Триодь 284/462 (XV в.). 17. Парижской Национальной б-ки (Coislin.): Евхологий 213 (1027 г.). 18. Патмосской б-ки: Типикон 266 (IX–X в.). 19. Синайской б-ки: Триоди 735 (X в.), 736 (1028 г.), 738 (XIII–XIV в.), 742 (1099 г.), 754 (X в. и 1177 г.) и 756 (1206 г.); Пентикостарий 760 (XI в.); Часословы 863, 864 (оба VIII–IX в.), 865 в.), 866, 867 (оба в.), 868 (XII – XIV в.) и 870 (XIII в.); Евхологии 957 (IX–X в.), 958 (X в.) и 962 (XI–XII в.); Завещание преп. Саввы Освященного († 532) 1096 (XII–XIII в.). 20. Спб. Императорской Публичной б-ки: Псалтирь из собрания еп. Порфирия 862 г. II. Славянские рукописи 1. Афоно-Зографской б-ки: Трефологий 55 (XIII в.); Псалтирь 60 (XVI в.). 2. Афоно-Пантелеимоновской б-ки: Минея за Декабрь – Февраль, XIII–XIV в. 3. Афоно-Хиландарский б-ки: Стихирарь 5 в.). 4. Киевской Духовной Академии: Устав 194/90 (1590 г.). 5. Киево-Михайловского монастыря: Псалтирь 416/1640 (XV в.). 6. Киево-Печерской Лавры: Устав 8 (XVII в.); Никона Черногорца (XI в.) книга (Пандекты) X; 92/257 (XVIII в.). 7. Киево-Софийского собора: Устав 97/17 (XVII в.). 8. Московской Духовной Академии: Требник 183 (XIV–XV в.). 9. Московской Синодальной (Патриаршей) б-ки: Стихирарь Москов. Успенского собора 8 (XIII в.); Минеи того же собора 12 и 13 (обе XV в.); Требник 371/675 (конца XIV в.); Уставы 380/330 в.), 383/328, 384/329, 385/332 (все три в.), 388/336 (нач. XVI в.), 389/337 (1553 г.), 390/334 в.) и 391/335 (нач. XVII в.); Следованная Псалтирь 406/350 (XV в.), 431/325 (XIV в.); Минея 452/502 (XVI в.): Стихирарь 518/589 (XII в.).

http://azbyka.ru/otechnik/Evfimij_Diakov...

Согласно пространному Житию, П. род. в сел. Эпиват (ныне Селимпаша близ Стамбула, Турция) в благочестивой семье. Под влиянием брата, свт. Евфимия († ок. 989-996), впосл. епископа г. Мадит (ныне Эджеабад, Турция), она в юном возрасте решила вести благочестивую жизнь и покинула родных. Посетила К-поль, Ираклию Понтийскую и Св. землю, нек-рое время жила в одном из жен. мон-рей в Иорданской пуст.: сообщение о паломничестве на Восток находится только в версии диак. Василика, во всех остальных источниках говорится лишь об отшельничестве святой. В 25 лет по велению ангела подвижница вернулась во Фракию и поселилась, никем не узнанная, при храме св. Апостолов в г. Калликратия (ныне Мимарсинан близ Стамбула) и через 2 года почила. После явления святой во сне отшельнику, подвизавшемуся в окрестностях города, были обретены ее мощи и положены в храме св. Апостолов. От мощей стали совершаться чудеса. Дни памяти Основным днем памяти П. является 14 окт., в болг. и серб. месяцесловах он указывается начиная с XIII в.: в Банишском (попа Иоанна) Евангелии кон. XIII - нач. XIV в. (НБКМ. 847), Дечанском Евангелии-тетр 2-й пол. XIII в. (РНБ. Гильф. 4), Минее сер. XIII в. (САНУ. 361), служебном Апостоле 2-й пол. XIII в. (НБКМ. 882), Апостоле нач. XIV в. (НБКМ. 883), Струмицком (Шафарика) Апостоле-апракос кон. XIII в. (Прага. Народный музей. Е 25), Црколезском Апостоле 1-й (?) пол. XIII в. (НБС. Б-ка мон-ря Високи Дечани. Собр. Црколез. 2), Шоповской (Карадимовой) Псалтири кон. XIII - нач. XIV в. (НБКМ. 1138), Хиландарском Евангелии-тетр с Апостолом кон. XIII в. (Ath. Chil. slav. 52), Тырновском Евангелии-тетр 1273 г. (Архив ХАЗУ. IIIa30) и Дечанском Евангелии-апракос (ок. 1284: РНБ. Гильф. 1) ( Станкова. 2010/2011). В силу сложившегося в слав. традиции смешения П. с Параскевой (Пятницей) , вмц. Иконийской (пам. 28 окт.), и с Параскевой , прмц. Римской (пам. 26 июля), в месяцесловах под 14 окт. чаще указывается память мц. Петки (слав. калька греч. имени) (наиболее вероятно - одной из соименных святых), а прп. Параскева упоминается в основном в месяцесловах новоизводных Евангелий ( Дограмаджиева Е. Месецословните четива в слав. ръкописни евангелия X-XVII в. София, 2010. С. 231).

http://pravenc.ru/text/2578996.html

Преподобный Сисой схимник, Печерскии, в Дальних пещерах Преподобный Софроний затворник, Печерскии, в Дальних пещерах Преподобный Мардарий (затворник), Печерскии, в Дальних пещерах Преподобный Аммон (затворник), Печерскии, в Дальних пещерах Преподобный Кассиан (затворник), Печерскии, в Дальних пещерах Преподобный Пиор (затворник), Печерский, в Дальних пещерах Преподобный Феодор (молчаливый), Печерский, в Дальних пещерах Преподобный Анатолий (затворник), Печерский, в Дальних пещерах Преподобный Евлогий старец, Печерский, в Дальних пещерах Преподобный Павел (послушливый), Печерский, в Дальних пещерах XIII-XIV Преподобный Лонгин, вратарь Печерский, в Дальних пещерах XIII-XIV Преподобный Григорий затворник и чудотворец, Печерский, в Дальних пещерах XIII-XIV Преподобный Захария (постник), Печерский, в Дальних пещерах XIII-XIV Преподобный Моисей (чудотворец), Печерский, в Дальних пещерах XIII-XIV Преподобный Силуан схимник, Печерский, в Дальних пещерах XIII-XIV Преподобный Агафон (чудотворец), Печерский, в Дальних пещерах XIII-XIV Преподобный Лаврентий затворник, Печерский, в Дальних пещерах XIII-XIV Преподобный Мартирий (затворник), Печерский, в Дальних пещерах XIII-XIV XIV век Преподобная Марфа Псковская Андрей III Александрович (1294 – 1304) Блгв. кн. Даниил Московский Праведный Прокопий Устюжский, Христа ради юродивый Святитель Максим, митрополит Киевский и Владимирский Св. Михаил III Ярославич (1305 – 1318) и в Твери Святитель Феоктист, архиепископ Новгородский и Псковский Мученик блгв. кн. Михаил Тверской Блгв. кн. Давид Ярославский, сын блгв. кн. Феодора Георгий III Даниилович, внук Александра Невского (1319 – 1322) Димитрий II Михайлович (1322 – 1326) Блгв. кн. Феодор Стародубский Иоанн I Данилович (1328 – 1340), в Москве Преподобный схимонах Кирилл, отец прп. Сергия Радонежского Ок. 1337 Преподобная схимонахиня Мария, мать прп. Сергия Радонежского Ок 1337 Преподобная Анна Кашинская Мученик Антоний Литовский Симеон Иоаннович Гордый (1340 – 1353) Мученик Иоанн Литовский

http://azbyka.ru/shemy/hronologia_russki...

К новгородским произведениям относится икона «Свт. Николй Чудотворец, с избранными святыми» (рубеж XII и XIII вв., ГТГ) с поясным изображением святителя в среднике. Памятник долгое время хранился в соборе в честь Смоленской иконы Божией Матери в московском Новодевичьем мон-ре, однако был привезен туда, по преданию, из Новгорода царем Иоанном Грозным. Выбор святых на полях - целители Косма и Дамиан, св. князья Борис и Глеб, мученики Флор и Лавр - определяется их особым почитанием в регионе. Техника личного письма близка к памятникам Н. р. XII в. и в то же время соединяет различные живописные приемы: лик святителя некогда имел много слоев и прозрачные лессировки, а его рука была написана проще. Живопись XIII-XV вв. Развитие местной художественной традиции не было полностью прервано ни нашествием Золотой Орды, ни немецко-швед. нападениями. Однако торговые и культурные контакты Н. р. с др. странами сократились, что, с одной стороны, ослабило визант. влияние, с другой - обусловило интенсивность развития народного творчества. Эти качества способствовали постепенной кристаллизации собственно новгородского стиля. Художественное наследие XIII в. в целом невелико, такие иконы, как «Богоматерь с Младенцем» (рубеж XII и XIII вв., ГММК), «Святые Петр и Павел» из Белозерска (1-я пол. XIII в., ГРМ), демонстрируют ориентированность искусства на визант. произведения, но в них уже проявляются особенности формирующейся местной школы с ее суровой интерпретацией образов, массивными формами, упрощенными линиями, жестким, графичным рисунком и ярким колоритом. От середины и особенно от периода кон. XIII в. сохранились иконы, к-рые Смирнова определяет как фольклорные. В XIII в. широко распространяется тип икон, в к-рых главный фронтальный образ совмещен с отдельными фигурами или полуфигурами избранных святых на полях или в среднике. Переходный этап к стилю, в к-ром новгородские черты начнут преобладать над «византинизмами», знаменует собой икона свт. Николая Чудотворца (сер. XIII в., ГРМ) из новгородского Духова мон-ря - с приземистым силуэтом, графически очерченными контурами, очевидной геометризацией рисунка и медальонами, напоминающими эмалевые украшения. От 2-й пол. XIII в. сохранились неск. икон, а также миниатюр лицевых рукописей и настенные росписи ц. во имя свт. Николая Чудотворца в мон-ре на о-ве Липно (см. Липенский во имя святителя Николая Чудотворца мужской монастырь ). Опознавательными знаками новгородской школы стали киноварный фон икон, преобладание геометрических линий, вертикальной направленности и резкого контраста фигур в сочетании с суровостью образов, ярким цветом и плоскостностью неподвижных поз святых с застывшими взорами: иконы «Св. Иоанн Лествичник, св. Георгий и св. Власий» (ГРМ), «Спас на престоле, с избранными святыми на полях» (ГТГ), «Сошествие во ад», «Вознесение прор. Илии» (обе - галерея икон банка Интеза, палаццо Леони Монтанари, Виченца).

http://pravenc.ru/text/2577775.html

Ввиду упорного отказа Бенедикта XIII отречься от Папского престола участники К. С. на 23-й сессии (5 нояб. 1416) постановили начать против него судебный процесс с целью последующего низложения ( Hardt. T. 4. P. 959-966). Работу следственной комиссии возглавили кардиналы Г. Филластр и Ф. Забарелла; в комиссию входили епископы Ж. Мору и Р. Халлам, а также еще ок. 10 клириков, теологов и канонистов, в т. ч. и принадлежавших к испан. нации. Комиссия видела свою главную задачу в обеспечении канонической безупречности процесса, поскольку от его законности напрямую зависела законность избрания буд. папы Римского. Вскоре был составлен предварительный список выдвигаемых против Бенедикта XIII обвинений (см.: Ibid. P. 969-976), который использовался при последующем опросе свидетелей и при подготовке окончательного обвинительного заключения. В отличие от процесса против Иоанна XXIII все обвинения против Бенедикта XIII имели не нравственный, а церковно-канонический характер; подробно рассмотрев церковную деятельность Бенедикта XIII, составители обвинений выделили те его действия, к-рые приводили к усилению церковной схизмы и препятствовали ее прекращению. Бенедикт XIII был обвинен в том, что он намеренно «доводил Церковь до такого состояния, в котором невозможно было ее врачевание» (Ibid. P. 974); на этом основании он был объявлен неисправимым схизматиком (schismaticus inveteratus), противящимся миру и единству Церкви, и еретиком, собственными поступками отвергшим догмат о единой и соборной Церкви (Ibid. P. 976; ср.: Brandm ü ller. 1997. Bd. 2. S. 262-264). Во время 24-й торжественной сессии К. С. (28 нояб. 1416) был оглашен офиц. вызов Бенедикта XIII на суд Собора (citatio); Бенедикту XIII для явки на суд было дано 100 дней с момента оглашения вызова на К. С. или 70 дней с момента его доставки делегацией Собора в замок Пеньискола ( Hardt. T. 4. P. 986-995). В янв. 1417 г. текст обвинения и вызова был доставлен Бенедикту XIII; приняв посольство К. С., он заявил, что не признаёт Собор законным и отвергает все обвинения (протоколы встречи и письменный ответ Бенедикта XIII см.: Ibid.

http://pravenc.ru/text/2057144.html

Почитание рус. князей-мучеников (наряду с почитанием прп. Феодосия Печерского , св. кнг. Ольги и рус. праздником перенесения мощей свт. Николая , архиеп. Мирликийского) получило широкое распространение в южнослав. странах (в первую очередь в Сербии) в XIII - 1-й пол. XIV в. Предпосылкой этого явилось оживление русско-южнослав. церковно-культурных связей (в основном через посредство Афона и К-поля) в посл. четв. XII в., после освобождения Болгарского и Сербского гос-в от визант. владычества. Июльская память Б. и Г. представляет довольно обычное явление в месяцесловах серб. Апостолов и Евангелий до сер. XIV в. (старший пример - Евангелие апракос 1-й пол. XIII в.: Vat. Slav. 5), неск. реже ее содержат болг. рукописи (старший пример - Тырновское Евангелие 1273 г.: Загреб. Архив ХАЗУ. IIIa 30); уникальным примером (в болг. Апостоле 2-й пол. XIII в.: София. НБКМ. 882) представлена память перенесения мощей 2 мая. Агиографические тексты, посвященные Б. и Г., отличаются в средневек. южнослав. традиции значительным разнообразием. Южнослав. списки нестишного Пролога XIII-XIV вв. могут содержать одну из 2 редакций сказания об убиении мучеников (краткую (под 24 июня!) - ГИМ (Увар. 70-1о. Л. 331 об.- 332 (серб. рукопись кон. XIII в.) или более пространную (под 24 июля), созданную на основе рус. проложного жития и известную в целом ряде списков), сказание об убиении Г. под 5 сент. и память перенесения мощей (2 мая), без текста либо сопровождаемую разными вариантами краткого сказания ( Павлова Р. Сведения о Борисе и Глебе в южнослав. письменности XIII-XIV вв.//Palaeobulgarica. 1988. 4. С. 26-40; она же. Жития рус. святых в южнослав. рукописях XIII-XIV вв.//Славянска филология. София, 1993. Т. 21. С. 94-95). В серб. Кондакаре нач. XIV в. (в составе пергаменного сборника, переписанного мон. Равулой - ГИМ. Хлуд. 189) помещены кондак и икос на июльскую память Б. и Г. Сокращенная по сравнению с рус. списками служба на июльскую память Б. и Г. (скомбинированная со службой мц. Христине) содержится в ряде серб. служебных Миней кон. XIII - 1-й пол. XIV в. (ГИМ. Хлуд. 156, 160; Сербия. б-ка мон-ря Высокие Дечаны. 32 - «Оливерова Минея»). Довольно часто Б. и Г. именуются в южнослав. рукописях (в памятях и заголовках текстов) «царями русскими» (или «рушькими»). Случаи посвящения им храмов в Болгарии и Сербии в ср. века неизвестны.

http://pravenc.ru/text/БОРИС И ГЛЕБ.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010