Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла БУСЛАЕВСКАЯ ПСАЛТИРЬ (РГБ. Ф. 304. I (Фундаментальное собр. ТСЛ). 308), с восследованием, рукопись посл. четв. XV в., выдающийся памятник древнерус. каллиграфии, книжного и изобразительного искусства; название получила по имени первого исследователя - Ф. И. Буслаева . Кодекс состоит из 284 л. бумаги размером 19,7 ´ 13,2 см, написан 5 анонимными писцами (2 основных писали листы 1-4, 41-167, 283 об.- 284 и 5-40, 168-283 об., тремя написаны небольшие участки текста). 2-го основного писца Б. М. Клосс отождествил с Антонием «иконописарем», восполнившим утраты в пергаменной Псалтири с восследованием (ГИМ. Син. 708). Время создания Б. П. устанавливается на основании титулования в записи на л. 202 Иоанна Иоанновича Молодого вел. князем (известен с таким титулом с 15 сент. 1485; † 7 марта 1490). Не исключено, что в греч. записи писца Игнатия на л. 283, к-рую принято считать скопированной из оригинала 1429 (6937) г., цифра десятков представляет не «лямбду» (20), а «коппу» особого начертания (числовое значение 90); в таком случае работа над рукописью длилась со 2 окт. 1487 по 1 дек. 1489 г. Б. П. была создана в столичной мастерской, заказчик рукописи неизвестен, сравнительно скоро после написания (на рубеже XV-XVI вв.) она, судя по записи на обороте 1-го защитного листа, принадлежала кн. А. Д. Пенкову (из рода ярославских князей, погиб в 1506 под Казанью), после к-рого, вероятно, поступила вкладом в Троице-Сергиев мон-рь. Перед текстом Псалтири (на листах 1-40 об.) в кодексе помещены отдельные чтения из Евангелия, выписки из аскетических сочинений (Григория Синаита, Никиты Стифата, Василия Великого) и патериков, «Наказание к отрекшимся мира сего» прп. Илариона. За триодной частью тропарника (с л. 190 об.) следуют службы, каноны, молитвы и отдельные песнопения Спасителю, Св. Троице, на богородичные праздники и избранным святым (в т. ч. канон прп. Варлааму Хутынскому ), на листах 281 об.- 282 помещены святцы в таблицах. Отсутствие в Б. П. Часослова и минейной части тропарника, по-видимому, объясняется тем, что из кодекса не позднее времени последнего переплетения было изъято 92 листа, что примерно соответствует объему отсутствующего текста.

http://pravenc.ru/text/153691.html

Из русских и славянских святых в месяцеслове отмечены: сентября 25 – Сергий Радонежский; Октября 19 – Иоанн Рыльский; ноября 6 – Варлаам Хутынский; декабря 21 и августа 24 – Петр митрополит; февраля 11 – Димитрий Прилуцкий; февраля 12 и мая 20 – Алексий митрополит; февраля 14 – Кирилл, «епископ Катанский; учитель словеном и болгаром»; мая 3 – Феодосий Печерский ; мая 23 – Леонтий Ростовский; мая 28 – Игнатий Ростовский; июня 9 – Кирилл Белозерский; июля 24 – Борис и Глеб. Из русских праздников Богородичных отмечен Покров. 574. Сборник богослужебный , в четвертку, без начала, 536 лл., уставом первой половины XV в. лл. 1–470 об., полууставом того же времени лл. 516–524 об., уставом половины XV в. лл. 524 об.–536 и полууставом второй половины XV в. лл. 471–515 об., в кожаном переплете. На полях внизу листов 1–6 приписка скорописью: «Сия книга Вологодского окологородия от церкви Николая чудотворца что на Валухе». Состав: 1) недельныя службы восьми гласов (1–167). Листы 21, 22, 61 и 62 вставлены не на месте; 2) светильны воскресные и евангельския стихиры 167–182); 3) сиа стихи поем по Блажени непорочни (182–183); 4) службы на каждый день седмицы шести гласов: на каждый день служба особаго гласа (183–259 об.); службы среды и четверга неполныя; 5) a – се троична посная и светильны на 8-мь гласов (259 об.–261); 6) канон на 8-мь, глас 6 (262–266). Службы общей минеи: 7) мученику единому (266–269 об.); 8) пророку (270–273 об.); 9) апостолу единому (273 об.–277 об.); 10) апостолам (277 об.–278), отрывок; 11) мученикам (278–281 об.); 12) преподобному единому (281 об.–284); 13) двум и многим преподобным (284 об.–289 об.); 14) преподобному единому (289 об.–293), отличная от предыдущей; 15) преподобным многим (293–297 об.), отличная от предыдущей, 16) святителю единому (297 об.–301 об.); 17) двум и многим святителям (301 об.–306 об.); 18) священномученику единому (306 об.–310); 19 двум и многим священномученикам (310–314 об.); 20) исповеднику единому (314 об.– 318 об.); 21) мученице единой (319–322); 22) двум и многим мученицам (322–325 об.); 23) преподобной жене единой (325 об.–328 об.); 24) двум и многим преподобным женам (329–332); 25) о днех всея неделя како поются каноны их с минеею (332– 333); 26) апостольския и евангельския чтения общия святым (333 об.–340 об.); каноны: 27) молебен Святей Богородици о ведре (341–347); 28) певаем за бездождье (347–350); 29) радостен Пресвятей Богородицы – творение Игнатиа священноинока в коемжо тропари Одигитрие (350–356); 30) служба 1-го августа: «празднуем Всемилостивому Христу Богу и Пресвятей Его Матере (356–361); 31) канон молебен за болящаго (361 об.–364); службы: 32) месяца сентября 20 день убьен бысть за Христа князь Михаил и Феодор боярин его (364–369 об.); 33) месяца 15-й день блаженного князя Володимера, отца святою мученику (369 об.–374 об.).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КЕСАРИЙ И ИУЛИАН [греч. Καισρειος (Καισριος) καì Ιουλιανς; лат. Caesarius et Julianus] (I в.?), священномученики Таррацинские (Терракинские) (пам. 7 окт.; пам. визант. 7 окт., 1 нояб.; пам. греч. 7 окт.; пам. зап. 1 нояб.). Лат. Мученичество К. и И. известно в 4 редакциях. По мнению болландистов, ранняя редакция (BHL, N 1511) составлена до V в., другие исследователи считают, что она появилась между V и VI вв., отмечая легендарный характер и сомнительную историческую достоверность повествования. Редакция сохранилась в 55 рукописях и была впервые издана болландистом Г. ван Хофом в 1887 г. (ActaSS. Nov. T. 1. P. 106-117). Существует греч. перевод данной редакции (BHG, N 284-284а), сохранившийся в 2 вариантах, один из к-рых (BHG, N 284a) не издан. Др., более краткие лат. версии (BHL, N 1512-1513) представляют собой извлечения из 1-й редакции Мученичества. Пространный вариант Мученичества (BHL, N 1514) был написан в XI в. и содержит вставной рассказ о мц. Флавии Домицилле и 2 ее слугах - мучениках Нерее и Ахиллии, к-рые также пострадали в Таррацине (ныне Террачина, Италия) и были похоронены К. (см. ст. Нерей и Ахилий ). Кроме того, на лат. и греч. языках сохранилось сказание о чуде исцеления от мощей К. и И. и об их перенесении в Рим (BHL, N 1517-1518; BHG, N 285). В X в. Флодоард Реймсский посвятил К. главу в поэтическом произведении «О победах Христа в Италии» ( Flodoardus canonicus Remensis. De Christi triumphis apud Italiam. V 10//PL. 135. Col. 689-692). В кон. XIV в. повествование о К. и об И. было включено в «Перечень святых» Петра Наталиса ( Petr. Natal. CatSS. X 2). Существуют также эпитомы на лат. языке (BHL, N 1515-1516) и Похвальное слово (BHG, N 285а) и эпитомы на греч. языке (BHG, N 285d - 285e). Согласно 1-й лат. редакции Мученичества, во время правления имп. Клавдия диак. К. пришел в Кампанию, в Таррацину. В городе был обычай, заключавшийся в том, что в течение года один из жителей мог получать всевозможные удовольствия и вести роскошный образ жизни, но в 1-й день январских календ (1 янв.) он должен был добровольно броситься со скалы в море и т.

http://pravenc.ru/text/1684269.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ИСХИРИОН [Исхирон, Схирон; араб.    /  ; копт. apa usyirwn/ isyirwn/ s4irwn/ xhrwn ; эфиоп.    /  ] (IV в.), вмч. (пам. копт. 7 паоне/бауна (эфиоп. 7 санэ; 1 июня), перенесение мощей - 7 тобе/тубаха (2 янв.); пам. зап. 1 июня), пострадал в г. Ликополь (копт. Сиут, араб. Асьют, В. Египет) вместе с 5 воинами; один из самых почитаемых святых Коптской Церкви . Мученичество Основным источником сведений об И. является сказание о нем в составе копто-араб. Синаксаря (XIII-XIV вв.). И. происходил из егип. сел. Каллин (Киллин), расположенного в дельте Нила, близ совр. г. Кафр-эш-Шейх. Он нес службу в войске Арриана, правителя г. Антиноя, столицы обл. Фиваида. Когда в Фиваиде был объявлен приказ имп. Диоклетиана (284-305), принуждающий всех жителей империи приносить жертвы языческим богам, И. публично отказался подчиниться, проклял императора и его богов и был заключен в темницу. Через некоторое время он был отправлен в Ликополь ( Am é lineau. 1893. P. 464-466), куда прибыл Арриан. Вместе с И. находились еще 5 воинов-христиан. Они названы арабизированными вариантами греч. или лат. имен, из к-рых надежно идентифицируется только Петр; остальные имена в различных рукописях переданы по-разному: Валифийус (  ) или Алфийудус (  ), Арманийус (  ) или Армасийус (  ), Аркийас (  ), Кираййун (  ) или Кирайнун (  ; Киприан?). Нек-рые из воинов были распяты, другие обезглавлены. Арриан приказал сначала бить И., затем содрать кожу с его головы, потом привязать его к хвосту лошади и влачить по городу, вылить на мученика расплавленный свинец и, наконец, бросить его в бане в раскаленную печь. После каждой пытки И. являлся ангел и исцелял его раны. Тогда правитель приказал позвать «великого волхва» Александра. Тот повелел полить внутри нечистотами и закрыть двери бани, где находился И.; затем взял змею, произнес над ней заклинание и, когда змея разделилась на 2 части, извлек из нее яд и печень, поместил их в глиняный сосуд, приказал сварить содержимое и заставить И. выпить его. Но И. остался невредим, и тогда явившийся демон снял с волхва одежду и бил его до тех пор, пока тот не исповедал Христа Богом. Правитель приказал обезглавить Александра, и он скончался как мученик. Арриан подверг И. др. пыткам, но так и не смог заставить его отречься от Христа. И. был обезглавлен.

http://pravenc.ru/text/1237701.html

Дата и место рождения О. доподлинно неизвестны; вероятно, он род. ок. 256 г. в Испании. О его семье сведений не сохранилось. Упоминаемое свт. Исидором Севильским сочинение О.- послание сестре, посвященное восхвалению девства,- не дошло до нашего времени ( Isid. Hisp. De vir. illustr. V 6). Ок. 295 г. О. был рукоположен во епископа Кордубы ( Athanas. Alex. Hist. arian. 42; см.: De Clercq. 1954. P. 79). Он присутствовал на общеиспан. Соборе в Эльвире (Илиберрисе; вероятно, ныне Гранада), что явствует из сохранившегося списка участников (Concilios visigóticos e hispano-romanos/Ed. J. Vives. Barcelona; Madrid, 1963. P. 1), а также из ссылки самого О. на 21-й канон Эльвирского Собора в его выступлении на Сардикийском Соборе в 343 г. (11-й канон в греч. версии, 14-й - в латинской). Дата проведения Эльвирского Собора неизвестна. Исследователи расходятся в вопросе о том, был ли данный Собор созван до ( De Clercq. 1954. P. 87-103; Duval, Pietri. 1995. P. 145) или после ( Dale. 1882. P. 12-45) гонения на христиан при императорах Диоклетиане (284-305) и Максимиане Геркулии (285-305, 307-308, 310). Во время гонения О., вероятно, открыто исповедал свою веру и подвергся притеснениям от властей, т. к. в послании имп. Констанцию II он называл себя исповедником ( Athanas. Alex. Hist. arian. 44). Неизвестно, находился ли он в заключении и применялись ли к нему пытки. Не вполне ясны также обстоятельства знакомства О. с имп. Константином Великим. Возможно, О. сыграл какую-то роль в обращении Константина в христианство ( Opitz H. G. Die «Vita Constantini» des «Codex Angelicus» 22//Byz. 1934. Vol. 9. P. 557-558). В нач. 10-х гг. IV в. О. становится одним из важнейших советников императора по религ. вопросам. По поручению Константина Великого он составил список служителей Кафолической Церкви в Африке, к-рым император направил денежные средства ( Euseb. Hist. eccl. X 6. 2). Затем он принимал участие в донатистском споре, поддержав еп. Цецилиана Карфагенского и его сторонников ( Aug. Contr. ep. Parmen. I 5. 10). По утверждению донатиста Пармениана, О. призвал Константина Великого казнить раскольников; по др. сведениям, он, напротив, советовал императору прибегнуть к более мягким наказаниям (Ibid. I 8. 13). Возможно, именно в этот период О. был по неизвестным причинам осужден испан. епископами, но оправдан епископами Галлии. По мнению блж. Августина, испан. епископы также признали его невиновность (Ibid. I 4. 7). О. адресован закон имп. Константина (321), санкционирующий практику освобождения рабов в церкви в присутствии епископа (CTh. IV 7. 1).

http://pravenc.ru/text/2581605.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла НИКОМИДИЙСКИЕ МУЧЕНИКИ,1003 Никомидийские мученики. Миниатюра из Минология Василия II. 1-я четв. XI в. (Vat. gr. 1613. P. 379) Никомидийские мученики. Миниатюра из Минология Василия II. 1-я четв. XI в. (Vat. gr. 1613. P. 379) [Греч. Μρτυρες χλιοι κα τρες ο ν Νικομηδε] († 303 или 304) (пам. 7 февр.; пам. греч. 6, 7, 12 февр.). Основным источником сведений о Н. м., 1003 является Мученичество (BHG, N 1219), написанное на греч. языке и вошедшее в состав дометафрастовского Минология из рукописи X в. (Paris. gr. 1452. Fol. 102-103; Ehrhard. Überlieferung. Lpz., 1937. Bd. 1. Tl. 1. P. 577-580). Долгое время текст оставался неизданным и был известен лишь в переводе на лат. язык, опубликованном в XVII в. в «Acta Sanctorum» Г. Хенскенсом (ActaSS. Febr. T. 2. P. 18-19). Ф. Алькен издал Мученичество с краткими комментариями и переводом на франц. язык ( Halkin. 1986. P. 57-59). Кроме того, сохранились краткие синаксарные сказания о Н. м., 1003 (напр.: SynCP. Col. 459) и более поздняя редакция Мученичества (BHG, N 1219b) без окончания, к-рая содержится в Императорском минологии («Царской минее») XI в., опубликованном в 1911-1912 гг. В. В. Латышевым. Согласно Мученичеству, во времена нечестивого имп. Диоклетиана (284-305) началось «великое гонение» на Церковь Христову, так что мн. святые были схвачены и убиты. В Никомидии мученическую кончину приняли еп. Феопомп (Феопемпт) и бывш. маг Феона (пам. 5 янв.), а также 4 протектора (должность, вероятно, была введена имп. Гордианом III (238-244); первоначально протекторы являлись телохранителями императора, впосл. их полномочия расширились, так что они составили отдельную элитную армию, в которой каждый воин являлся офицером (см.: Besnier M. Protectores//Dictionnaire des Antiquités greques et romaines. P., 1904. Vol. 4. P. 709-713)), под охрану к-рых был вверен блж. Петр. После того как протекторы были казнены за веру, их жены также уверовали во Христа.

http://pravenc.ru/text/2566228.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ВИКТОРИН ПЕТАВСКИЙ [Петавийский; лат. Victorinus Petabionensis] (230-303/4; пам. зап. 2 нояб.), мч., еп., лат. экзегет. Жизнь По свидетельству блж. Иеронима Стридонского ( Hieron. De vir. illustr. 74), В. П. был епископом г. Петавия (Петовиона, лат. Petabium, Poetovio, совр. Птуй, Словения) в В. Паннонии. Блж. Иероним называет его «наш Викторин Петавский» как своего соотечественника (Ep. 36, 16). В своем списке «знаменитых мужей» (De vir. illustr. 74) он помещает его после еп. Анатолия Лаодикийского ( после 282) и до Памфила Кесарийского ( 309/10), однако в нек-рых письмах - после сщмч. Киприана ( 258) и до Лактанция ( между 320 и 330) (Ep. 48. 19; 58. 10; ср. также: Ep. 60. 10). Амброзиастер ставит В. П. после Тертуллиана и до сщмч. Киприана ( Ambrosiaster. In Rom. 5. 14//PL. 17. Col. 96). Точное время епископства В. П. неизвестно. Обычно считают, что В. П. принял мученический венец (inclyto martyrio coronatus - Hieron. Ep. 58. 10) в 303 или 304 г. во время гонений имп. Диоклетиана , однако нек-рые исследователи склонны относить его мученичество к гонениям Нумерана в Иллирике 283-284 гг. ( Dulaey. Victorin de Poetovio. Vol. 1. P. 12). По свидетельству Иеронима (De vir. illustr. 74), В. П. знал греческий гораздо лучше, чем латынь, что может указывать на его вост., т. е. греч., происхождение. Он не получил достаточного образования в лат. словесности, хотя имел глубокие познания и стремление к образованию (Ep. 58. 10; 70. 5; ср.: In Is.//PL. 24. Col. 20), поэтому сочинения В. П. при всей их глубокомысленности написаны весьма грубым стилем (De vir. illustr. 74). Свидетельство Кассиодора о том, что до принятия епископства В. П. был ритором ( Cassiod. De inst. div. lit. 7//PL. 70. Col. 1119), скорее всего ошибочно и происходит от отождествления В. П. с известным рим. ритором, философом и богословом Викторином Марием (IV в.). Сочинения Список сочинений В. П., к-рый приводит блж. Иероним ( Hieron. De vir. illustr. 74), включает: толкования на кн. Бытие (упом. также в: Ep. 36, 16), Исход, Левит, Книги пророков Исаии, Иезекииля, Аввакума, Книгу Екклесиаста (упом. также в: In Ezech. IV 13), Книгу Песни Песней, Евангелие от Матфея (упом. также в: Transl. Hom. Orig. in Luc., prol.; Cassiod. De inst. div. lit. 7), Откровение; соч. «Против всех ересей» (Adversum omnes haereses). Блж. Иероним подчеркивает неполноту этого списка, добавляя «и многие другие».

http://pravenc.ru/text/158590.html

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Библиография. «Фома» – декабрь 2019 27 мин., 03.12.2019 Содержание номера — «Фома». Православный журнал для сомневающихся. — – 2019. 1-я страница обложки: На фотоизображении — многослойная картина неба. Сверху — ясный ровный свет. В центре — бледно-золотое свечение пробивающихся сквозь облака лучей солнца. Внизу — темные тучи, которые еще только тронуты идущим с высоты светом. На этом фоне нарисованы шесть «окошек», куда надо ввести буквы, в произвольном порядке размещенные ниже, из которых складывается слово ЛЮБОВЬ. Пояснительная надпись: ВВЕДИТЕ СЕКРЕТНЫЙ КОД, ЕСЛИ ОН У ВАС ЕСТЬ. В нижней части обложки обозначен  вопрос: КАК УЗНАТЬ ВОЛЮ БОЖИЮ?, отсылающий к рубрике «Вопрос номера. Воля Божия»  (С.20-27). Пролог : (на заставке фото Михаила Дубровинского) Семен Липкин. Зимнее утро (« А кто мне солнце в дар принес ...» ). Стихотворение. 1964//Фома. - – декабрь 2019. – С.2. – (рубрика «Пролог» ). Содержание : С.3.   Фома : Вот такой «Фома». номер журнала открывается большой подборкой кратких (в трех словах) отзывов о «Фоме», полученных от подписчиков Инстаграма (деятельность организации запрещена в Российской Федерации) @foma_magazine. Редакция обращается к читателям с предложением прислать  на info@foma.ru свой отзыв о «Фоме» или связанную с ним историю из собственной жизни, обозначив в теме письма «Вот такой Фома»]//  Фома. - – декабрь 2019. – С.4-5. - (рубрика « Фома »).   Даты месяца : Даты месяца: декабрь //Фома. - – декабрь 2019. – С.6-7. - (рубрика « Даты месяца »). Представлены: 4 декабря. Введение во Храм Пресвятой Богородицы . [Из жития Девы      Марии от трех лет, когда родители привели ее к стенам Иерусалимского храма, до момента обручения праведному Иосифу]. Ил.: Введение во храм. Фреска Джотто, капелла Скровеньи. XIII-XIV века. - С.6;   7 декабря. 250 лет назад учрежден орден святого Георгия. [В 1769 году Екатерина II учредила высшую военную награду Российской империи — орден в честь великомученика Георгия. Этот святой жил во времена  римского императора Диоклетиана (284-305) и состоял у него на военной службе. На Руси святой издавна почитается как защитник православного воинства. Во время правления Димитрия Донского изображение Георгия Победоносца стало гербом московских государей, а позже вошло в состав государственного герба России]. Ил.: Орден святого Георгия. Фото. - С.6;

http://foma.ru/bibliografiya-foma-12200-...

Скачать epub pdf VII. Протоиерей Николай Голубцов 12.10.1901 – 20.09.1963 Недолгий период возрождения церковной жизни, начавшийся в нашем Отечестве с сентября 1943 года, вскоре после окончания войны сменился новой волной репрессий, которые не миновали и храма в честь Рождества Христова в селе Измайлове (на востоке Москвы). В ноябре 1948 года были арестованы и сосланы (вторично) настоятель храма прот. Виктор Жуков и иеродиакон Порфирий (Бараев Прокопий, 1900–1972, 28.01) 284 , а в апреле 1950 года последовал арест с приговором к 7 годам концлагеря и священника Иоанна Крестьянкина , очевидно, за активную пастырскую деятельность. Прихожане тяжело переживали эти удары. Среди них был и живший поблизости Николай Александрович Голубцов, научный сотрудник Тимирязевской сельскохозяйственной библиотеки (при ВАСХНИЛе), готовившийся к принятию священного сана и с этой целью усердно проходивший практику в алтаре и на клиросе Измайловского Христорождественского храма в качестве пономаря и чтеца. Стремление к образованию и семена благочестия были заложены в душе Николая Александровича еще в родительской семье – отцом и матерью, которым посвящено начало книги. Большую роль в духовном становлении детей, особенно младших, как мы упоминали, сыграла их мать Ольга Сергеевна, поскольку после внезапной смерти мужа в июле 1911 года вся тяжесть воспитания и заботы о семье легли на ее плечи. Большую поддержку оказал ей в этом и ее по материнской линии троюродный брат, известный старец Зосимовой пустыни о. Алексий (Соловьев , 1846–1928), к которому она ездила преимущественно со своими младшими детьми, включая и Николая. Николай, 7–-й ребенок в семье, рос резвым, шаловливым мальчиком, большим забиякой, хотя «отец был строг, случалось, и наказывал, обычно ставил в угол, – как вспоминала его дочь Наталия Александровна. – Придешь и видишь: один стоит в одном углу, другой – в другом, третий – в третьем. Полагалось стоять в углу, а потом просить прощение друг у друга. А Николай, такой был баловник, как у него кто–нибудь из ребят начинает просить прощение, он его еще языком оближет; опять крик: «Мама, Колька языком облизал!» Она шлепнет его и опять поставит в угол. Но папа больше всех малышей любил Николая. И поэтому тот проказил чаще других, зная, что отец будет за него... Если отец, приходя со службы, видел, что Коля стоит в углу, то брал его к себе в кабинет и часто укладывал его рядом с собой на диван, желая передохнуть. Но для шалуна это было еще большим наказанием, и, как только отец засыпал, он освобождался из этого плена... Но на улице Александр Петрович предпочитал идти без Николая, т.к. тот не оставлял в покое ни одной кошки или собаки, встречавшихся по дороге, к которым он подкрадывался сзади, чтобы дернуть за хвост, после чего они с визгом или лаем уносились прочь».

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Golubco...

Шошка. Церковь Михаила Архангела. Карта и ближайшие объекты В Сотной с писцовых книг 1586 г. И.Г.Огарева и подъячего Ф.Юрьева на Сысольскую волость упоминается погост Шошки, а на погосте церковь во имя архистратига Михаила и церковь во имя свт. Николая.   В XVIII в. в приходе было две церкви. Архангельская церковь построена в 1754 г., освящена 23 декабря 1755 г. Теплая, деревянная, одноэтажная. Престол во имя Архистратига Михаила. Николаевская церковь построена в 1790 г., освящена 7 ноября 1790 г. Холодная, деревянная, одноэтажная. Каменная одноэтажная церковь строилась с 1836 г. с благословения Преосвященнейшего Стефана, епископа Вологодского и Устюжского. Престолы: в теплой церкви по правую сторону - во имя свт. Николая Мирликийского Чудотворца, освящен в 5 декабря 1845 г., а по левую - во имя сщмч. Власия Епископа Севастийского, освящен 5 декабря 1846 г.; в холодной церкви - во имя Архистратига Михаила и прочих Бесплотных Сил, освящен 7 июня 1849 г. В приходской церкви хранились две особо почитавшиеся иконы: икона Собора Архистратига Михаила и прочих Бесплотных Сил и икона свт. Николая Мирликийского Чудотворца, весьма древнего письма, по преданию, чудотворная. В дни праздников этих икон, 8 ноября и 6 декабря, с незапамятных времен ежегодно стекалось в храм значительное число богомольцев из окрестных селений для молитв перед этими иконами. Часовни: 1) в д. Граддорской, во имя сщмч. Власия Епископа Севастийского, построена в 1854 г., по указу Вологодской духовной консистории; в часовне служились молебны 11 февраля, 8 сентября и в первый воскресный день Петрова поста; 2) в д. Гридинской, во имя свт. Николая Мирликийского Чудотворца, молебны служили 8 мая. В 1914 г. указана часовня во имя вмч. Георгия Победоносца в д. Грановская (?). НА РК, ф. 230, оп. 1, д. 284, л.л. 50-56. НА РК, ф. 230, оп. 1, д. 335, л.л. 82-85.  www.isles.ru Церковь Михаила Архангела в селе Шошка. Старинное село Шошка Сыктывдинского района стоит на берегу реки Сысола. Сегодня численность села Шошка составляет порядка 700 человек. Это коми, русские, украинцы. Ближайший крупный населенный пункт - Сыктывкар - находится в 30 км. Главной примечательностью села является храм Архангела Михаила. Он имеет свою уникальную долгую историю. Впервые Шошка упоминается в конце 16 века как погост. На погосте стояло 2 церкви - Архистратига Михаила и святого Николая. Каменную одноэтажную церковь стали строить в 1836 году с благословения епископа Вологодского и Устюжского Преосвященного Стефана. Престол во имя Архистратига Михаила был освящен в 1849 году.

http://sobory.ru/article/?object=13130

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010