Цари Ассирии Салманасар III 858–824 гг. Шамши-Адад 823–811 гг. Адад-нирари III 810–783 гг. Салманасар IV 782–773 гг. Ашшур-дан III 772–755 гг. Ашшур-нирари V 754–745 гг. Феглафелласар III 745–727 гг. Салманасар V 727–722 гг. Саргон II 722–705 гг. Сеннахирим 705–681 гг. Асардан 681–669 гг. Ашшурбанипал 668–627 гг. Четыре других царя 627–605 гг. Новоассирийская империя В 745 году до Р.Х. к власти в Ассирии пришёл Феглафелласар III, а спустя 18 лет он уже правил огромной Новоассирийской империей, самой большой на Ближнем Востоке до этого времени. Укрепив влияние на востоке, Феглафелласар (названный в Библии Фулом, 4Цар. 15:19 ; 2Пар. 5:26 ) провёл три кампании в Обетованную Землю (карта 7–5). В своих записях он упоминает царей Израиля Менаима, Факея и Осию и царя Иудеи Азарию (Озию) (ANET 282–284). Ахав, царь Иудеи, обратился за помощью к Феглафелласару и подчинился ему ( 4Цар. 16:7 ). К 732 году Феглафелласар оккупировал средиземноморское побережье до самой Базы, захватил Дамаск ( 4Цар. 16:9 ; Ис. 17:1 ) и увёл израильтян из Галилеи, Голана и Галаада в плен в Ассирию ( 4Цар. 15:29 ; ANET 284). Его преемники Салманасар V и Саргон II завоевали Северное царство Израиля (Самарию) и увели его жителей в плен (ANET 284–285; карта 7–6). Обведённое белой пунктирной линией затенение на карте показывает одно из мест поселения израильтян, «в Халахе и в Хаворе, при реке Гозан» ( 4Цар. 17:4–6 ). По иронии, именно из этого региона был призван Авраам (карта 2–1). Вмешательство свыше не дало следующему царю Ассирии Сеннахириму завоевать Иудею ( Ис. 37:36 ; ANET 288; карта 7–7). Его преемник Асардан ( Ис. 37:38 ) присоединил территории в Еламе на востоке и район дельты Нила, включая город Мемфис, на западе. Завоевания Ассирии достигли пика при Ашшурбанипале (668–627 гг. до Р.Х.), завоевавшем Фивы (Луксор) в верховьях Нила. Взгляд Библии на Ассирию Ассирия стала могущественной сверхдержавой, 120 лет господствовавшей над библейскими землями и историей (745–625 гг. до Р.Х.). Для правителей стран, как Израиля, так и Иудеи, политика руководилась вопросом подчинения или противостояния Ассирии. Израиль (Северное царство) был слишком слаб, чтобы противостоять экспансионистской политике и военной мощи Ассирии.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

PG 37, 1102–1105=2.372–373. 175 Сл. 26, 3, 29–33; SC 284, 232=1.374. 176 Сл. 26, 7, 17–9,20; SC 284, 242–246=1.377–378. 177 Пс. 37:12. 178 Мр. 14:27. 179 Ср. Мф. 26:31–35. Намек на Петра Александрийского, который изменил свое отношение к Григорию под влиянием Максима–циника. 180 Пс. 26:3. 181 Сл. 26, 17, 15–19, 7; SC 284, 268–270=2.383–384. 182 Сл. 33, 6, 8; SC 318, 168=1.484. 183 Сл. 33, 8, 1–9, 1; SC 318, 172–174=1.485–486. 184 Сл. 33, 11, 1 и 33, 13, 1–2; SC 318, 180–184=1.487–488. 185 Т. е. быть, а не казаться. 186 Дан. 13:42. 187 Сл. 36, 3, 13–23; 6, 3–7; 7, 1–20. Ср. 1 Цар. 16:7. 188 Слово 23 рус. пер. 189 Слово 22 рус. пер. 190 Сл. 22, 13, 1–2; SC 270, 246=1.343. 191 Об этом сочинении см. Barbel. Gregor. 192 После Константинопольского Собора 360 г. под маской омийства выступало арианство. 193 Имеются в виду, вероятно, ариане (омии). 194 В византийских храмах для знатных женщин строились отдельные галереи. 195 PG 37, 1120–1123=2.378–379. 196 PG 37, 1129–1131=2.380–381. 197 Сократ. Церк. ист. 5, 7; Созомен. Церк. ист. 7, 5–6. 198 Mansi. Collectio III, 560. 199 По имени Македония, омиусианского архиепископа Константинопольского, низложенного в 360 г. арианами. См. Kelly. Doctrines, 259. 200 Сократ. Церк. ист. 5, 8. 201 Mansi. Collectio III, 560. 202 PG 37, 1140–1146=2.384–386. 203 PG 37, 1146–1150=2.386–387. 204 Т. е. Григорий, которого, вероятно, обвиняли за исповедание Божества Святого Духа. 205 PG 37, 1151–1154=2.387–388. 206 Спасский. История, 581. 207 PG 37, 1155–1156=2.388–389. 208 PG 37, 1157–1159=2.389–390. 209 Будущее показало, что Нектарий прекрасно справился с возложенным на него архиерейским служением. Очевидно, после Собора 381 г. на константинопольской кафедре нужен был человек не столько богословствующий, сколько обладающий железной волей, верный императору и стоящий на твердых никейских позициях. Именно это и предопределило выбор, сделанный отцами Собора. 210 PG 37, 1027–1028=2.402. 211 См. Ritter. Konzil, 253–270. Ср. Haykin. Spirit, 181; Bobrinskoy. Communion, 213–214. 212

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=724...

Числа управляют миром. Отсюда следует, что в мире царствует законосообразность и порядок. Изучение чисел дало основания древним установить еще положения, что в числовом управлении вселенной содержатся эстетические и этические начала и что идеалом этого управления является совершенство. Древние знали гармонические пропорции. Общий вид их: а: b=(а – с): (с–в), т; е. первая величина относится ко вто­рой так, как первая без третьей относится к третьей —246— без второй. В геометрии это представляется в виде гармонического деления: AB: AC=(AB – AD): (AD – AC). Если взять натуральный ряд чисел: 1, 2, 3, 4, 5… и на них разделить единицу, то получится новый ряд у которого из каждых трех последовательных членов образуется гармоническая пропорция: обратимся от чисел к музыке. Вот, что представляют элементарные величины акустики. Не говоря о двух звуках, вполне тождественных по высоте (интервал 1: 1, или унисон), – постепенно меньшую и меньшую степень сродства и созвучия находим при интервалах: 1: 2 (октава), 2: 3 (квинта), 3: 4 (кварта), 4: 5 (большая терция), 5: 6 (малая терция), Дальнейшие интервалы 6:7, 7:8, 8:9... дают в боль­шей или меньшей степени диссонанс. Октава мало отличается от унисона. Интервал, превышающий октаву, имеет почти такое же значение, как если бы нижний звук был поднят на октаву (например, дуодецима 1:3 сходна с квинтой 2:3). В гармоническом ряду чисел 1:2:3:4:5:6 мы находим все созвучные интервалы, расположенные по степеням их музыкального совершенства 1029 . Связь простейших чисел с музыкальной гармонией и побудила древних ряд числовых отношений назвать гар­моническими. Сам факт этой связи представился им доказательством того, что красота звуков создается числами. —247— И в самых числах, в их комбинациях, в образуемых ими рядах они усматривали красоту. Но этого мало. Они признали существование между числами нравственных отношений. Создался цикл дружественных чисел. Знание их Ямвлих возводил к Пифагору. У него спросили, что такое друг, и он ответил: тот, который является другим „я“, как числа 220 и 284. Эти числа характеризуются тем, что сумма множителей первого равна второму, и сумма множителей второго равна первому. 220=1+2+4+71+142, на каждое из этих слагаемых делится 284 и не делится ни на какое иное. 284=1+2+4+5+10+11+20+22+44+55+110, на каждое из этих слагаемых делится 220 и не делится ни на какое иное. Этот факт привел к выводу, что одно из этих чисел есть alter ego другого. Друг есть alter ego. Высший нравственный идеал без сомнения со­стоит в том, чтобы я другого было человеку также до­рого, как его собственное. Люби ближнего, как самого себя. Прототип такого взаимоотношения Пифагор усмотрел в дружественных числах.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Сл. 31, 5, 2–16; SC 250, 282–284=1.445–446. 887 Ср. Апология 25–26 (Eunomius. The Extant Works, 66–70). Термин poihma является синонимом термина ktisma, используемого Евномием по отношению к Сыну: см. Апология 17–18 (Extant Works, 54–56). 888 Сл. 31, 5, 16–23; 284=1.446. См. по этому поводу: Daniйlou. Akolouthia, 236. Греческий термин akolouthia буквально означает " " следование за чем-либо " " ; для выражения идеи субординации как " " подчинения " " Григорий пользуется термином hyphesis (букв. " ослабление " " , " уступка " " ). 889 Термин teleioumetha (букв. " бываем посвящаемы " " ) указывает на таинство Крещения. 890 Сл. 31, 6, 1–22; 284–286=1.446–447. 891 Учение об " " эонах " " характерно для гностической системы Валентина, а не Маркиона. В дальнейшем изложении Григорий доводит аргументы своего собеседника до абсурда, уподобляя его силлогизмы учению гностиков. 892 Ин. 15:26. 893 Сл. 31, 7, 17–8, 15; 288–290=1.447–448. 894 Ср. Harvey. Imagery, 114. 895 " Инклюзивным " " называется такой язык, при котором о Боге говорится одновременно в мужском и женском роде: " Он–Она " " , " Отец–Мать " " и пр. Этот язык родился в недрах западного феминистского богословия и находит широкое распространение в современных протестанских кругах. 896 См. Norris. Faith, 192. 897 См. Василий. Против Евномия 2, 4. Ср. Евномий. Апология апологии 3, 5 (цит. по: Gregorii Nysseni Opera II, 166–175). 898 Сл. 31, 23, 22–23; 320=1.456. 899 Сл. 31, 9, 1–10; 290–292=1.448. 900 Сл. 31, 10, 1–2; 292=1.448. 901 Сл. 31, 23, 1–2; 318=1.456. 902 Сл. 31, 28, 9–15; 332=1.459. 903 Ср. ссылку на крещальную формулу у Василия Великого (О Святом Духе 28). 904 См. Сократ. Церк. ист. 5, 24. 905 Об этой практике упоминается в 7–м правиле II Вселенского Собора. 906 Ср. 31, 1, 6; 276=1.444. 907 Рим. 8:9. 908 1 Кор. 2:16; Ис. 61:1; 2 Кор. 3:17. 909 Рим. 8:15; Ин. 14:17; 2 Кор. 3:17. 910 Ис. 11:2–3. 911 Пс. 142:10; 50:12; 50:14. 912 Ср. Деян. 2:3; 1 Кор.12:11. 913 Сл. 31, 29, 5–36; 332–336=1.459–460. 914 Об обожении см. заключительный раздел главы 4–й нашей книги. 915

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=724...

Числа управляют миром. Отсюда следует, что в мире царствует законосообразность и порядок. Изучение чисел дало основания древним установить еще положения, что в числовом управлении вселенной содержатся эстетические и этические начала и что идеалом этого управления является совершенство. Древние знали гармонические пропорции. Общий вид их: а : b=(а – с) : (с– b), т; е. первая величина относится ко второй так, как первая без третьей относится к третьей без второй. В геометрии это представляется в виде гармонического деления: AB : AC=(AB – AD) : (AD – AC). Если взять натуральный ряд чисел: 1, 2, 3, 4, 5… и на них разделить единицу, то получится новый ряд у которого из каждых трех последовательных членов образуется гармоническая пропорция: обратимся от чисел к музыке. Вот, что представляют элементарные величины акустики. Не говоря о двух звуках, вполне тождественных по высоте (интервал 1 : 1, или унисон), – постепенно меньшую и меньшую степень сродства и созвучия находим при интервалах: 1 : 2 (октава), 2 : 3 (квинта), 3 : 4 (кварта), 4 : 5 (большая терция), 5 : 6 (малая терция), Дальнейшие интервалы 6:7, 7:8, 8:9... дают в большей или меньшей степени диссонанс. Октава мало отличается от унисона. Интервал, превышающий октаву, имеет почти такое же значение, как если бы нижний звук был поднят на октаву (например, дуодецима 1:3 сходна с квинтой 2:3). В гармоническом ряду чисел 1:2:3:4:5:6 мы находим все созвучные интервалы, расположенные по степеням их музыкального совершенства 2 ). Связь простейших чисел с музыкальной гармонией и побудила древних ряд числовых отношений назвать гармоническими. Сам факт этой связи представился им доказательством того, что красота звуков создается числами. И в самых числах, в их комбинациях, в образуемых ими рядах они усматривали красоту. Но этого мало. Они признали существование между числами нравственных отношений. Создался цикл дружественных чисел. Знание их Ямвлих возводил к Пифагору. У него спросили, что такое друг, и он ответил: тот, который является другим «я», как числа 220 и 284. Эти числа характеризуются тем, что сумма множителей первого равна второму, и сумма множителей второго равна первому. 220=1+2+4+71+142, на каждое из этих слагаемых делится 284 и не делится ни на какое иное. 284=1+2+4+5+10+11+20+22+44+55+110, на каждое из этих слагаемых делится 220 и не делится ни на какое иное. Этот факт привел к выводу, что одно из этих чисел есть alter ego другого. Друг есть alter ego. Высший нравственный идеал без сомнения состоит в том, чтобы я другого было человеку также дорого, как его собственное. Люби ближнего, как самого себя. Прототип такого взаимоотношения Пифагор усмотрел в дружественных числах.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Glagole...

Cic. Brut. 284–291.! S Ibid., 284. 54 Ibid., 284. 55 Ibid., 293. 56 Momigliano A. Op. cit. Р. 11. 57 Georg. 1, 145–146. 58 Verg. Aen. VI, 447 (… Euadnequeet Pasiphaen; his Laodamia…). 59 Cat. LXVI, 94. 60 Cat. XXXI. 61 Cat. LXI. 62 Ср.: Ильинская С. Л. Находки в древнем Лании и их место в понимании традиции об Энее на Западе//ВДИ. 1983. 3. С. 146–158. 63 Ср.: Newman J. К. Augustus and the New Poetry. Bruxelles. Bercheni, 1967. P. 207–269. 64 Horat. I. 7. 65 Biichner К. P. Vergilius Maro, der Dichter der Romer. Stuttgart, 1961//" Paulys RE. 1955. 15. Hallb. Coll. 1021–64; Ibid.1958. 16. Ilallb. Coll. 12651486. Ср. также заглавие: Knight Η " . F. Roman Vergil. L, 1944. 66 Учение об эпохе перехода от республики к империи как поре идеальной зрелости римской литературы восходит к умершему в 1506 г. гуманисту Маркаитонио Сабеллнко, ученику Помнонпо Лето и автору трактата «О периодах словесности и пят н возрастах языка римлян». 11екоторые сведения о дальнейшем развитии этой доктрины дает В. И. Модестов (Лекции но истории римской литературы. СПб., 1886. С. 1–2). 67 P. Papini Stati Thebais, XII, 816–817. 68 Ср.: Poschl V. Lepopee romaine//Association Guiliaume Bude. Actes du Xcongres. Toulouse, 1978. 8–12 avr. P. 139–156. 69 М. Hieronynii V " idae Poeticorum lib. III. Epilogus. 12–13. 70 Влияние Вергилия на творческую практику 1 " аснпа. которое было очень существенным, шло через посредство интерпретации Вергилия и культа Вергилия в теории Скалнгера. Па посвященной Вергилию Международной конференции (Convegno Mondiale Virgiliano). состоявшейся в Мантуе, Риме и Неаполе в сентябре 1981 г., посредническая роль Скалнгера была объектом анализа в интересном докладе П. Лорана (утреннее заседание 21 сентября: Laurens P. Divinus poeta. Transcendence de Virgil dans la poetique de Scaliger). 71 Подробнее о судьбе Вергилия в веках будет сказано немного ниже. Самый общий, эскизный очерк дан в нашей статье: Аверинцев С. Две тысячи лете Вергилием//Иностр. лит. 1982. N° 8. С. 193201. Ср. также: CuiTius Ε. R. Zweitausend Jahre Vergil//Neue Schweizer Rundschau. 1930. 23. S. 730–741; Heissfi. Virgils Fortleben in den romanischcn Literaturen/Das Erbe der Alten. 1931. 2. Reihe. II 20; "/Abughin V. Vergilio nel Rinascimento llaliano da Dante a Torquato Tasso. Bologna, 1923; Kcreny " x K. Vergil und Holderlin. Zurich. 1957: BncfmerK. Op. cit. Coll. 441–464. 72

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=778...

142 Лат. оригинал опубликован также: Denzinger 1976. 290–295 (fragm.); COGD I, 127–132. Греч. перевод также издан: Karmiris 1960. T. I. Σ. 161. Σημ. 3. 144 Лат. оригинал Флорилегия издан в качестве приложения к письму 165 свт. Льва, которое описано в CPG под указанным номером. 145 Греч. перевод содержит меньше выдержек из святоотеческих творений, чем оригинал. Перевод в ДВС сделан с греч. перевода (по изданию Mansi). 146 Для данного акта в оглавлении ДВС ошибочно указана начальная страница (229 вместо 228). Фрагменты этого акта являются цитатами из ДВС 278 (см. 228:26–30, 228:38–41, 229:7–11), ДВС 257 (см. с. 228:33–37), ДВС (см. с. 229:2–5), ДВС 279 (см. с. 229:14–16). В ACO им соответствуют следующие тексты: ACO II, 1, 2. P. 81.33–82.4 24), 82.13–16 25), 82.24–28 26) [ДВС 278]; 82.8–11 24) [ДВС 257]; 82.20–22 25) [ДВС 181]; 82.32–33 26) [ДВС 279]. 148 Акты ДВС 283–284 имеют следующие инципиты: «По прочтении епископ Евсевий сказал» (ДВС 283); «Константин, епископ Бострский, сказал» (ДВС 284). В конце акта ДВС 284 находится продолжение ДВС 283 (см. с. 236:6–29). В ACO ему соответствует следующий текст: ACO II, 1, 2. P. 12 23–30). 149 В конце данного акта находится продолжение ДВС 283 (см. с. 238:24–239:22). В ACO ему соответствует следующий текст: ACO II, 1, 2. P. 14–15 37–46). 150 В CPG к указанному подпункту 9002 относится только сам вызов Диоскору (ACO II, 1, 2. P. 12–13 31]). 151 В начале и в конце данного акта находятся продолжения ДВС 283 (см. с. 241:1–12, 243:38–244:14). В ACO им соответствуют следующие тексты: ACO II, 1, 2. P. 17 48–50), 19–20 51a-56). 152 В начале и в конце данного акта находятся продолжения ДВС 283 (см. с. 246:23–37, 248:19–38). В ACO им соответствуют следующие тексты: ACO II, 1, 2. P. 22–23 58–63), 24–25 65–69). 153 В CPG к указанному подпункту 9002 относится только сам вызов Диоскору (ACO II, 1, 2. P. 25 70]). 154 В CPG к указанному подпункту 9002 относится только приговор, вынесенный Диоскору (ACO II, 1, 2. P. 28–29 94–95]), а предшествующие ему рассуждения собора и имена епископов (после сентенции свт. Анатолия Константинопольского, см. следующее примечание) не включены в этот или иные подпункты.

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/bi...

Доброго здоровья и долгих лет жизни Вам, однополчане и все защитники Сталинграда, оставшиеся в живых. Вечная слава всем погибшим однополчанам и всем защитникам Сталинграда. После разгрома немцев под Сталинградом меня сразу же назначили командиром 9 гаубичной батареи этого же артиллерийского полка. С воинами 5 батареи я больше не встречался. За 38 прошедших лет фамилии их из моей памяти улетучились. Смутно припоминаю 3анегина Ивана Яковлевича. Сохранились в памяти еще кое-какие подробности боев в Сталинграде, но они не существенны. Артиллеристы большой вклад внесли в дело разгрома немцев в Сталинграде, но на Мамаевом кургане это не отражено. В день 30-летнего юбилея разгрома немцев под Сталинградом знаменитый снайпер, герой Советского Союза В.Г. Зайцев сказал: «Если принять 62 армию, защищавшую Сталинград, за солдата, то грудью этого солдата была 284 стрелковая дивизия». Очень правильно сказано. Но ни одной таблички или схемы-карты нет на Мамаевом кургане, что его защищала до полной победы 284 стрелковая дивизия, а для потомков и истории это необходимо установить на Мамаевом кургане. Я написал о боевых действиях батареи, в которой я имел честь служить, а не мог коснуться боевых действий других батарей, т.к. они вели бои или справа или слева от нас, и мне об этом ничего неизвестно. Иван Ефимович Зеленухин, г. Рязань, ул. 4-ая Линия, д.7, кв. 19 Рейтинг: 9.9 Голосов: 255 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 скрыть способы оплаты Смотри также Комментарии Елена 13 мая 2015, 20:09 Спасибо Людмила за публикацию воспоминаний Вашего дедушки. Они нам очень нужны и важны. Мой дедушка тоже воевал в Сталинграде, он умер в 60 году. Благодаря вам я могу представить в каком аду он побывал. Другой дедушка не вернулся, погиб под Старой Руссой в июле 43 года. Вечная память всем, кто сражался не щадя живота своего и не дожил до сего дня. Долгая лета и здравие живым, спаси их Господь. Ангелина Михайловна 24 мая 2014, 15:51 Читала на одном дыхании! Такие исторические документы-клад!!!! Спасибо Вам!

http://pravoslavie.ru/61388.html

281-283 283-284 284-285 285-286 288-289 289-290 290-291 291-293 293-295 295-297 297-298 298-299 299-301 301-302 302-303 БАНК Алиса Владимировна (1906-1984), д-р истор. наук, специалист в области культуры и искусства Византии 303-304 304-305 305-306 306-307 307-308 БАПТИСТА МАНТУАНЕЦ (1447-1516), реформатор ордена кармелитов, блаженный католической Церкви (пам. зап. 20 марта) 308-310 310-328 328-329 330-331 331-332 332-333 333-334 БАРДИН Антон Иванович († 1841), московский мещанин, антиквар, фальсификатор древ. слав. рукописей 334-335 335-338 БАР-КОХБА прозвище Симона Бар Косибы, вождя последнего крупного антирим. восстания 132-135 гг. в Иудее 338-339 339-341 341-342 БАРМЫ накладное оплечье, возлагавшееся поверх одежды вел. государям во время венчания на царство 342-343 343-345 345-346 346-347 347-348 348-349 349-350 350-352 352-354 354-355 БАРСОВ Елпидифор Васильевич (1836-1917), исследователь древнерус. и старообр. лит-ры, археограф, собиратель 355-357 357-358 358-360 360-361 361-366 366-367 367-368 368-369 369-370 370-371 БАРЩЕВСКИЙ [Борщевский] Иван Федорович; 1851-1948, худож.-фотограф, историк древнерус. искусства и культуры 372-373 373-374 375-376 375-377 377-378 БАТЛЕР Джозеф (1692-1752), еп. Даремский, теолог и религ. философ, св. Англикан. Церкви (пам. 16 июня) БАТОВ Дионосий Васильевич (1825-1910), наставник общины брачных старообрядцев-поморцев, апологет поморского согласия 379-380 380-381 381-383 383-384 384-385 385-387 387-388 БАУР Фердинанд Кристиан (1792-1860), нем. богослов, основатель протест. тюбингенской школы библейской критики 388-389 389-390 390-391 391-393 393-394 394-395 395-396 396-398 398-399 399-400 400-401 401-403 403-405 405-406 406-407 407-408 408-411 411-412 412-413 БЕГГА († 693), св., (пам. зап. 17 дек., перенесение мощей 7 июля) Дочь св. Идуберги (Итты) Нивельской и майордома Австразии Пипина I Старшего, сестра св. Гертруды Нивельской 413-414 БЕГИНКИ члены женских полумонашеских общин, объединявшихся для ведения совместной благочестивой жизни и не принадлежавших ни к одному религиозному ордену

http://pravenc.ru/vol/iv.html

Vict. XXXVIII; SHA Carus, Carinus, Numerianus VIII. 4-7]. Вероятнее всего, за этим эпическим рассказом скрывается очередной военный переворот, столь типичный для римской истории в период кризиса III века, участники которого по каким-то причинам предпочли остаться в тени. Не исключено также, что Марк Аврелий Кар был сражен горящей стрелой, выпущенной персидским конным лучником, что и послужило основой для легенды о молнии. Вскоре после убийства Марка Аврелия Кара его сын и наследник Нумериан (283-284) разделил трагическую участь своего отца и его многочисленных предшественников из числа т. н. «солдатских» императоров. Как сообщают уже упомянутые источники, юный Нумериан, отличавшийся благородством характера и серьезным образованием, во время возвращения римской армии из персидского похода в ноябре 284 года был зарезан собственным тестем, префектом претория Аррием Апром вскоре после прохождения армии через Эмесу (Хомс) – родину знаменитых императриц из династии Северов: Юлии Домны, Юлии Соэмии и Юлии Маммеи [Cass. Dio LXXIX : 30, 2-4; Herodian. V. 3. 2-3; SHA Macrinus IX. 1-6] . Согласно официальной версии, изложенной Аврелием Виктором и мифическим Флавием Вописком Сиракузянином – одним из мнимых авторов «Истории Августов», Аррий Апр умертвил зятя, а затем прятал труп Нумериана в императорском паланкине во время марша, ссылаясь на то, что император не показывается солдатам из-за обострившейся болезни глаз [Aur. Vict. XXXVIII. 6-8; SHA Carus, Carinus, Numerianus XII]. Впрочем, вполне возможно, что Апр в действительности не был причастен к смерти Нумериана, а история его убийства является частью официальной пропаганды времен Диоклетиана, пытавшейся оправдать последующую узурпацию Диоклетианом верховной власти. Как бы там ни было, трупный запах из палатки Нумериана вскоре открыл солдатам реальное положение вещей. Аррий Апр был обвинен в убийстве Нумериана, а разбушевавшиеся солдаты провозгласили императором известного офицера и участника персидской кампании по имени Валерий Диокл, который принял новое имя Диоклетиан .

http://bogoslov.ru/article/6175962

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010