2) функции диаконисс: помогать при крещении женщин – мазать маслом; наставлять после крещения («а когда крещаемая выходит из воды, пусть ее воспринимает диаконисса, и учит, и наставляет, чтобы печать крещения была неповрежденной в чистоте и святости» 30 ); помогать больным (в частности, мыть в бане) (Гл. 16) 31 . Об этих же функциях диаконисс говорят и «Апостольские постановления». Этот памятник связан с именем Климента, папы римского (Διαταγα τν γων ποστλων δι Κλμεντος το ωμαων πισκπου τε κα πολτου), о них упоминает 85-е апостольское правило. Апостольские постановления были широко распространены в греческой традиции, и приводимые в них правила частично вошли в состав сербской редакции Кормчей, а через нее – и в русскую печатную Кормчую (17 канонов апостола Павла, 17 канонов апостолов Петра и Павла, 2 канона «всех святых апостолов вкупе») 32 . Однако второе правило Трулльского собора (691–692 гг.) отвергло «Апостольские постановления», объясняя это тем, что «иномыслящие ко вреду Церкви привнесли нечто подложное и чуждое благочестия и помрачившее для нас благолепную красоту Божественного учения». Тем не менее эти постановления и впоследствии включаются в состав канонических сборников и используются в различных компиляциях. Полностью текст «Апостольских постановлений» был переведен на русский язык Евфимием Чудовским в 70-е гг. XVII в. Однако этот труд не был опубликован и распространялся только в рукописной традиции. Третья книга «Апостольских постановлений» называется «О вдовицах». Под вдовицами подразумеваются женщины, несущие определенное служение и имеющие поставление. Возраст вдовиц определяется 60 годами 33 , молодым вдовам предписывается «оказывать всевозможное вспомоществование и пособие, чтобы они под предлогом, что их оставили, не сделали непристойного дела, вступив во второй брак» 34 . Вдовицам рекомендуется обладать следующими качествами: «Да будет же всякая вдовица кротка, молчалива, тиха, не злобна, не гневлива, не многоглаголива, не криклива, не болтлива, не клеветница, не скора на язык, не двуязычна, не охотница мешаться в чужие дела. Если она увидит или услышит что непотребное, то пусть держит себя так, как будто не видит и не слышит, и ни о чем другом пусть не заботится вдовица, кроме молитвы за подающих и за всю Церковь . Если кто спрашивает ее о чем, пусть отвечает не легко, исключая того, что касается веры, оправдания и упования на Бога» 35 .

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

686 Кирилл Александрович Сварчевский (1890–1876), долголетний член приходского совета и казначей Введенского храма. 688 Прот. Николай (Васильевич) Малолетенков (1874–1953), в России ученый-агроном, директор Московской областной сельскохозяйственной опытной станции. Выслан в 1922 г. С 1927 г. во Франции. Окончил Св.-Сергиевский богословский институт и рукоположен во иерея (1944). Настоятель Воскресенской церкви в Гренобле (1944–1946). В 1946 г. перешел в юрисдикцию МП, настоятель церкви Всех святых в Аннеси (1947–1953). 691 Храм был полон, было много католического духовенства, много протестантов. Из русских православных были о. Стефан (Светозаров), о. И. Церетели, о. М. Бельский, о. Дионисий (Шамбо), о. Серафим (Родионов), о. Г. Сериков, о. Евграф, о. А. Семенов-ТянШанский, о. Г. Флоровский . Служило с архимандритом Ионеско 7 иереев. Было три доклада: пастора М. Бёгнера о роли православных в пробуждении церковных интересов у протестантов, о. Конгара о путях сближения, Алекс. Шмемана о церковном единстве. После докладов все хором пели «Отче наш». 692 Архиепископ Серафим (Леонид Георгиевич Иванов; 1897–1987), сын священника, участник Первой мировой и Гражданской войн. Пострижен на Афоне, иеромонах в 1926 г. В 1934 г. – настоятель обители прп. Иова в Ладомирово, редактор журнала «Закарпатская Русь». В 1944–1946 гг. с братией в Германии. С 1946 – еп. Чилийский, переезжает в США. Еп. Троицкий, викарий Восточно-Американской епархии. В 1957–1987 гг. епископ, затем архиепископ Чикагско-Детройтский. 693 Дмитрий Павлович Рябушинский (1882–1962), ученый-аэродинамик, создатель и директор Аэродинамического института в Кучине. С 1919 г. во Франции, профессор Парижского университета, исследователь, член-кор. Академии наук Франции. Активный культурный деятель русской эмиграции. 694 Общество охранения русских культурных ценностей за рубежом оказалось одной из наиболее активных и долговечных организаций русской эмиграции. П.Е. Ковалевский стал ее постоянным участником и докладчиком. 696

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

98 . Иоанн Златоуст , свт. Слово о Сретении Господа нашего Иисуса Христа, а также о Богородице, и о Симеоне//Творения. СПб.: Издательство СПбДА, 1896. Т. 2. Кн. 2. С. 875–881. 99 . Иоанн Кронштадтский , прав. О старом и новом пути спасения//Миссионерское обозрение. 1903. 5. С. 691–692. 100 . Иосиф Волоцкий , прп. Просветитель//Предисл. митр. Иоанн (Снычев), отв. ред., авт. послесл. О.А. Платонов. М.: Институт русской цивилизации, 2011. 432 с. 101 . Святой праведный Иоанн Кронштадтский . Предсмертный Дневник. 1908 май-ноябрь. Москва – Санкт-Петербург – Кронштадт: Издательство «Отчий дом», 2006. 185 с. 102 . Святой праведный отец Иоанн Кронштадтский . Я предвижу восстановление мощной России/Сост., предисл., примеч., именной словарь А.Д. Каплина; отв. ред. О.А. Платонов. М.: Институт русской цивилизации, 2012. 640 с. 103 . Феодор Мопсуестийский. Ejusdem Theodori ex libris De incarnatione//PG. 1859. Т. 66. Col. 991–993. Делопроизводственные документы. 109 . Высшие женские курсы в Санкт-Петербурге: Краткая историческая записка, 1878–1908 гг. 4-е доп. изд. СПб.: Комитет Общества для доставления средств Высшим женским курсам, 1908. 75 с. 110 . Доклад Миссионерского Отдела, принятый в заседании Собора 16 (29) Ноября 1921 г. III. Пропаганда антихристианских богоборных учений//Дeяhiя Русскаго Всезаграничнаго Церковнаго Собора Въ Сремскихъ Карловцахъ. Срем. Карловци: Српска Манастирска Шmaмnapuja, 1922. 159 с. 111 . Записки петербургских Религиозно-философских собраний (1901–1903 гг.)/Общ. ред. С.М. Половинкина. М.: Республика, 2005. 543 с. 112 . Келестин Римский, свт. Послание Келестина к клиру и народу константинопольскому//Деяния Вселенских Соборов. 3-е изд. Казань: Казанская Духовная Академия, 1910. Т. 1. С. 173–179. 113 . Келестин Римский, свт. Послание Келестина к Несторию//Деяния Вселенских Соборов. 3-е изд. Казань: Казанская Духовная Академия, 1910. Т. 1. С. 166–172. 114 . Кирилл Александрийский , свт. Послание к Иоанну, епископу Антиохийскому, отправленное с Павлом, епископом Эмесский//Деяния Вселенских соборов: В 7 т. 2-е изд. Казань: Типография Императорского Университета, 1892. Т. 2. С. 148–151.

http://azbyka.ru/otechnik/Anton_Kartashe...

Применение П. считается древним финикийским изобретением. Анонимные собрания рецептов времен Римской империи содержат множество данных о производстве естественного и искусственного П. С этой целью толкли целиком мелких морских улиток, из крупных выскребали пурпуросодержащее вещество, очищали массу и оставляли ее размешанной в воде до выпадения окрашенного осадка. Искусство состояло в том, чтобы красить дважды, чем достигался не только багряный оттенок, но и шелковистый блеск, который получался при обработке ткани травильным веществом (мыльным корнем, квасцами). Краситель старались искусственно довести до желаемого, истинного пурпурного цвета при помощи подмешивания примесей, например, черничного сока (но не крови, это было строжайше запрещено). С течением времени было выловлено колоссальное количество пурпуроносных морских улиток, так что огромные кучи остатков раковин миллионов моллюсков на месте красилен даже пережигали на известь. П. поступал из Сирии, особенно приморского Тира, Сидона, Финикии, юга Малой Азии, Крита и эгейского острова Кеос. Государственный цвет Византии и ее императоров (см.: порфира). Был запрещен к вывозу за пределы Империи и служил для окрашивания платьев императора и его дома. Для того, чтобы изготовить 1 г П. необходимо было около 10 000 улиток. Фунта П. было достаточно для окраски 300 фунтов шелка. В наши дни П. заменен красителями животного происхождения. Пятидесятница – праздник в честь сошествия с неба Святого Духа в виде светящихся огненных языков на учеников Иисуса Христа-апостолов, отмечаемый на пятидесятый день после Пасхи Господней (Троица). Первый день послепасхальной недели (седмицы) ромеи называли Духов День. Пято-Шестой Трулльский собор – собор епископов, состоявшийся в Константинополе в 691/692 гг. Называется Пято-Шестым (греч. Пентикти, лат. Quinti-Sexta), поскольку дополнил определения Пятого и Шестого Вселенских соборов 553 и 680/681 гг. Именуется Трулльским потому, что заседания его, как и Шестого Вселенского синода, проходили в зале Большого императорского дворца под названием Трулло (en to troullo).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Ситуация в Г. кардинально изменилась, в т. ч. и в этническом составе населения, после правления имп. Юстиниана I (527-565). Нападения славян на провинции, лежащие к югу от Дуная, засвидетельствованы с нач. VI в.; к концу века слав. племена начинают заселение Балканского п-ова. Резкое уменьшение населения Византийской империи вслед. эпидемий, регулярно опустошавших Средиземноморье с сер. VI до сер. VIII в., облегчило проникновение славян и др. народов из-за Дуная. В VII в. новые племена расселились на значительной территории в пределах Византийской империи (Мёзия, Фракия, Македония, Далмация, Истрия, Г., нек-рые районы М. Азии), сохраняя свои язык, быт и культуру. На территории Г. славянизации подверглись почти все внутриконтинентальные районы (исключая крупные города): север Македонии, Фессалия, Эпир, Пелопоннес. Ок. 610 г. Исидор Севильский считал Г. страной, подвластной славянам; Фома Пресвитер пишет о нападении славян на о-в Крит. С 642 г. славяне с Балкан совершали набеги в Юж. Италию, о чем имеется указание в «Истории» Павла Диакона (см.: Свод древнейших письменных известий о славянах. М., 1994. Т. 2). Греция в I - V вв. Греция в I - V вв. Вместе с античной этнической и городской структурой исчезла и старая имперская адм. система. С VII в. К-полем контролировалась только узкая полоска морского побережья с опорными пунктами в Фессалонике, в Коринфе, в Афинах и на островах Эгейского м. Во внутренних областях образовывались независимые слав. племенные союзы и княжества - склавинии. В 658 г. одна из таких склавиний была подчинена имп. Константом II в результате военного похода. Подверглась изменениям и церковная организация; к кон. VII в. мн. епархии прекратили существование. В VI Вселенском Соборе в 680-681 гг. принимал участие 21 епископ из Г.; в Трулльском Соборе 691-692 гг.- 15 епископов, др. представители клира не присутствовали. В VI-VIII вв. навсегда исчезли кафедры таких городов, как Амфиполь, Баргала, Дион, Ликостомий, Парфикополь, Фасос, Кесария Фессалийская, Эхин, Ламия, Митрополь, Фивы Фтиотидские, Анхиазм, Эвроя Эпирская, Коронея, Элатея, Мегара, Платеи, Скарфея, Танагра, Тегея, Феспии и др. В Нотициях Псевдо-Епифания наряду с 27 митрополитами из М. Азии в списке фигурируют только 5 митрополитов из Г., причем по большей части из сев. областей (Родопа, Гемимонт), к-рые находились ближе к К-полю и лучше контролировались византийцами. В 733 г. в результате конфликта между Римским престолом и визант. имп.-иконоборцем Львом III Исавром греч. епархии были временно переданы из-под юрисдикции Рима под упр. К-польского Патриархата и с тех пор стали частью Византийской Церкви.

http://pravenc.ru/text/597843.html

Как отмечал протоиерей Николай Сахаров, «с 1945 г. во внутренней жизни Российской Церкви произошла крупная перемена: в то время как мы за границей живем по правилам и в духе Московского Собора 19171918 гг., который предоставил пастве широкое поле участия в церковной жизни, то в России все церковное устройство изменено, Приходские Советы упразднены, паства устранена от активной деятельности на приходе». 691 Как отмечал архиепископ Фотий, объединению мешало и отсутствие в Париже церковного представителя из Советского Союза. Митрополит Серафим (Лукьянов) способствовать укреплению единства не мог, так как авторитетом не пользовался. Это было связано с его поддержкой Гитлера, а также с активной враждой против митрополита Евлогия в 19201930-е гг. Наконец, архиепископ Фотий отмечал и то, что митрополит Серафим «весьма небезупречен и в бытовом отношении». 692 Сам митрополит Евлогий в письме Патриарху Алексию отзывался о митрополите Серафиме как о хитром и неискреннем человеке, которому нельзя доверять. 693 Архиепископ Владимир (Тихоницкий) со своей стороны не проявлял рвения в деле объединения. Так, 14 мая 1946 г. он уехал в Ниццу, отказавшись участвовать в торжественном собрании памяти Патриарха Сергия (Страгородского) . В том же году архиепископ Владимир, несмотря на указание митрополита Евлогия, отказался вывешивать в своей церкви пасхальное послание Патриарха Алексия. 694 Ситуацию серьезно ухудшали эмоциональные выступления сторонников подчинения Москве – как правило, эти выступления носили характер явно просоветский. Для подавляющего большинства русских эмигрантов такие заявления были оскорбительны. На имя митрополита Евлогия стали поступать письма прихожан с протестами против агитации, которую вели промосковские священники. Еще одним ударом по единству стал указ Президиума Верховного Совета СССР от 14 июня 1946 г. «О восстановлении в гражданстве СССР подданных бывшей Российской империи, а также лиц, утративших советское гражданство, проживающих на территории франции». Митрополит Евлогий воспринял это решение с восторгом. В своем письме советскому послу А.Е. Богомолову он писал:

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Киевская Русь (XI в. – 1237 г.) 678. Августин (Никитин) , архим. Новгород Великий и Скандинавия//БТ. 1990. Сб. 30. С. 176–199. 679. Августин (Никитин) , архим. Новгород Великий и православная миссия (11–16 вв.)//ППр. 1993. 2. С. 144–182. 680. Баранкова Г. С. [Рец. на кн.:] Подскальски Г. Христианство и богословская литература в Киевской Руси (988–1237 гг.)//Страницы. 2000. Т. 5. 1. С. 140–145. 681. Вертоградов В. С. Православная Церковь в Галиции в древнейший Русский период//БТ. 1990. Сб. 30. С. 241–278. 682. Мошин А. Н. Легенды Великих Лук//БТ. 1986. Сб. 27. С. 195–211. 683. Никитин В. А. Слава и щит Руси: (Новгород Великий в X-XV вв.)//БТ. 1984. Сб. 25. С. 276–320; 1985. Сб. 26. С. 269–279; 1989. Сб. 29. С. 74–105. 684. Оксиюк И. Ф. Первые столетия христианства на Руси и латинский Запад//БТ. 1987. Сб. 28. С. 192–216. См. также 307, 1210, 1239, 1282, 1729, 2234, 2257. 1237–1589 гг. 685. Макарий (Веретенников) , архим. Всероссийский митрополит Афанасий/Игум. Макарий (Веретенников) //БТ. 1984. Сб. 25. С. 247–259. 686. Макарий (Веретенников) , архим. Участие Русской Православной Церкви в освобождении Древнерусского государства от монголо-татарского ига/Игум. Макарий (Веретенников) //БТ. 1987. Сб. 28. С. 112–119. 687. Макарий (Веретенников) , архим. Стоглавый Собор 1551 г.//АиО. 1996. 1(8). С. 88–104. 688. Макарий (Веретенников) , архим. Церковный собор 1549 г.//АиО. 1998. 2(16). С. 141–145. 689. Махнач В. Л. Основание Сарайской (Крутицкой) епархии: забытые причины//ЕжБК ПСТБИ, 1999. С. 124–128. 690. Найденова Л. П. Православие в повседневной жизни XVI века//ИВ. 2000. Вып. 1(5). С. 53–58. 691. Огицкий Д. П. Великий князь Войшелк: (Страница из истории Православия в Литве)//БТ. 1983. Сб. 24. С. 171–196. 692. Салтыков А., прот . Вопросы церковного искусства на Стоглавом Соборе 1551 года//ИХМ. 1999. Вып. 3. С. 32–51. 693. Флоря Б. Н. У истоков религиозного раскола славянского мира (XIII в.): Гл. 4. Русь, ее западные соседи и папство в первой трети XIII в.//ИВ. 2000. Вып. 2(6). С. 141–155.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Исповедание святителя Марка Эфесского на Ферраро-Флорентийском Соборе 1439-1440 гг. Обстоятельное изложение православного учения, особенно по спорным с католиками вопросам, таким, как главенство папы, filioque и т. д. Исповедание Патриарха Константинопольского Геннадия Схоллария в XV b., которое после взятия Константинополя турками. Патриарх Геннадий Схолларий представил турецкому султану Myxaмeдy II. Исповедание веры, которое известно под наименованием исповедания святителя Афанасия Александрийского в действительности, как свидетельствует современная наука, не принадлежит святителю Афанасию. Это довольно позднее исповедание, возникшее во Франции не ранее VI-VII вв. Оно содержит учение о Христе, о Троице, причем именно в латинском, августиновском духе, с filioque. В России оно было хорошо известно в прошлом веке. Но, естественно, что в России оно было без filioque. 2.3.2. Соборные вероопределения. Существуют только четыре вероопределения, которые были приняты на Вселенских Соборах. III Вселенский Собор — не вносить изменений и дополнений в существующий Символ веры; IV Вселенский Собор — орос о модусе соединения 2-х природ во Христе; VI Вселенский Собор — изложение учения о двух волях и двух энергиях во Христе; VII Вселенский Собор — вероопределение об иконопочитании. Постановления прочих соборов . Они, как правило, более пространны, менее точны и касаются не глобальных, а более частных вопросов. Второе правило Пятошестого, так называемого Трулльского, Собора 691—692 гг., утвердило догматические тексты, которые содержатся в правилах Святых Апостолов, в правилах святых отцов и в правилах 9-ти Поместных Соборов. Особое значение имеют правила Карфагенского собора (если брать нумерацию, которую дает Книга Правил — правила 109-116, где разбирается учение о первородном грехе, о благодати и т. д.). Кроме этого, большое догматическое значение имеют константинопольские соборы . Конечно, нельзя сказать, что они исторически заменили Вселенские Соборы после VII Вселенского Собора, но для православного мира, для восточного христианства значение постановлений этих Соборов было очень велико.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=709...

1913. Т. 2. С. 34-35; То же// Какабадзе. 1967. С. 158; Дарственная грамота царя Кахети Александра II мцхетскому Светицховели, 1579 г.//ПГП. 1965. Т. 2. С. 199; Иммунитетная грамота мцхетских католикосских владений, 1392 г.//ПГП. 1970. Т. 3. С. 180; Груз. документы IX-XV вв. 1982. С. 105; Грамота царя Грузии Александра I мцхетскому Светицховели, 1428 г.//Корпус груз. ист. документов. 2013. Т. 2. С. 151; То же, 1438-1440-е гг.//Там же. С. 208). Эти владения были освобождены от гос. повинностей (кроме воинской и охотничьей), а также от обязанностей по отношению к мон-рю Варцана и лавре Давидгареджи. Царским указом жителям Греми, Некреси и Шилда запрещалось требовать что-либо с этих земель (Грамоты царя Кахети Левана (1520-1574) и Александра II (1574-1601, 1602-1605) Светицховели, 1552 и 1585 гг.// Жордания. Хроники. 1897. Т. 2. С. 392, 423-424; Какабадзе. 1967. С. 161-162). Население во владениях Светицховели считалось паствой предстоятеля ГПЦ, но Некресские архиереи иногда оспаривали это положение. В XVI-XVIII вв. спор между католикосом-патриархом Вост. Грузии и некресели шел за право окормлять селения Пашаани и Ведзис-хеви; но церковные и гос. власти противостояли притязаниям некресели ( Хаханашвили. 1891. С. 85; Материалы. 1964. С. 164; ПГП. 1970. Т. 3. С. 955-957). Крестьянами и поместьями на территории Н. е. владели и др. архиереи ГПЦ: в 1568 г. царевич Теймураз, внук царя Кахети Левана, подарил еп. Бодбийскому Максиму крестьян в с. Сабуе (Док-ты по социальной истории Грузии. 1940. Т. 1. С. 358); из документа 1784 г. выясняется, что Алавердские архиереи имели своих нацвалов (правителей) в Кварели (Грамота Николая, амбы Алавердского, азнауру Алавердского храма моураву Бежану Гелованидзе// Какабадзе. 1967. С. 367). Крестовому монастырю в Иерусалиме принадлежали сел. Агдгома и ц. Воскресения Господня (ПГП. 1985. Т. 8. С. 691-692). История Принятие христианства в качестве гос. религии Вост. Грузии (царства Картли ) (20-30-е гг. IV в.) было ознаменовано интенсивным церковным строительством на территории Гагмамхари.

http://pravenc.ru/text/2564852.html

Церковная служба на престольные праздники велась с особой торжественностью и пышностью, под звуки подвесных бил – деревянных брусов из орехового дерева, ксилонов или симандров, по которым били деревянными колотушками, собирая к началу множество верующих. Похоже, что колокола ромеи стали использовать в церковной практике не ранее времени правления Михаила III, тогда как на Западе они были в ходу с VII в. Известно, что в 865 г. дож Венеции послал в подарок василевсу двенадцать больших колоколов, которые были повешены на башне рядом с храмом Св. Софии. Но только с XIII в. в основном под влиянием Запада в Византии появились отдельно стоящие колокольни. Посещение церкви было обязательным и уклонение не могло не остаться незамеченным. Чтобы дать прихожанину возможность почувствовать себя частью религиозного празднества, ему давали возможность поучаствовать в торжественной процессии. Бывало, что всю ночь длилась служба, в которой главное место отводилось песнопениям – христианским священным песням обычно известным как псалмодии и молитвенные тропари. Византийцы высоко ценили музыку и пение. Они изначально входили в общественную и частную жизнь, включая позднеантичные карнавалы, театральные представления, спортивные игры, пиры- симпосии, похороны. Духовые и ударные инструменты звучали во время военных и государственнх церемонии. При этом науку гармонии постигали с помощью сочинении Порфирия (232/233–305 гг.) и Аристида Квинтилиана, авторов древних руководств с использованием античной греческой музыкальной нотной записи. Вместе с утверждением Церкви к концу IV в. формируются христанские псалмодии, первоначально в среде монахов-пустынников в Египте и Палестине. В 478 г. Св. Савва Освященный (439–532 гг.) основал лавру своего имени в пустыне к юго-востоку от Иерусалима. Ее члены стали одними из первых исполнять всенощную псалмодию (агрипнию). В церквах псалмы пели с амвона канторы. Исполняли их и во время частных молений, для чего использовали голос. К примеру, при василевсе Ираклии клир Великой церкви – храма Св. Софии включал 160 чтецов-анагностов, которые также вели хоровое пение, и 25 канторов (псалтов). Такое пение должно было соблюдаться стройно, без «безчинных воплей» и прочего насилования естества к крику, как было сказано в канонах Пято-Шестого Трулльского собора 691/692 гг.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010