Живой голос редко слышится на Афоне, – ни рев зверей, ни мычание и блеяние стад не нарушают глубокого безмолвия местности, – везде тихо и пустынно. Только ветер просвистит в горных ущельях или поднимет шелест листьев в сплошных здешних рощах, да неугомонное море глухо и монотонно зашумит у прибрежных скал, – и снова повсюду воцарится тишина и водворится безмолвие. А над всем господствует яркое тропическое солнце. Наименьшая средняя температура воздуха падает здесь на месяцы декабрь (5,5° по Реомюру) и январь (5,7°), а наибольшая – на июль ( 21,03°) и август (19,91°). Температура воды в окружающем море зимой бывает до 9 и 10° тепла по Реомюру, а в июле 21–25°. Эта примечательная местность и служила с древних времен наиболее любимым очагом православного греко-славянского монашества. § III Первоначальные иноческие поселения на Афоне относятся ко времени возникновения христианского монашества (в IV веке), но они проявлялись в форме одиночного подвижничества и анахоретства. Лишь в VII столетии, в царствование византийского императора Константина Погоната (668–685 г.), который отдал Афон в полное распоряжение монахов, здесь возникли и монастыри, небольшие по размерам и населению и небогатые материальными средствами. В иконоборческую эпоху (VIII в.) прилив монахов на уединенный и далекий от гонений Афон увеличился, но в IX веке местное население неоднократно подвергалось опустошительным набегам со стороны арабов и морских пиратов. Императоры Македонской династии (IX-X в.в.) своими щедрыми пожертвованиями и покровительством содействовали умножению монашества на Афоне. Но особенно укрепилось афонское монашество в X веке, благодаря трудам святого Афанасия Афонского ( 1001 г.), который впервые построил большой монастырь на самой территории Афона (в юго- восточной его части, близ моря), ввел в нем общежительное устройство и дал своей киновии новый устав, определявший дисциплинарную его жизнь и церковно-богослужебный строй. По образцу лавры святого Афанасия на Афоне стали возникать и другие монастыри (Иверский, Каракальский, Кутлумушский и так далее), в коих жизнь монахов стала устраиваться на началах киновии.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Sokolov/a...

Новый декрет (τπος) запрещал всякий спор на тему об одной или двух волях Христа: предписывалось следовать благочестивому учению отцов. Однако, не на это рассчитывали борцы за правоверие. В резкой противоположности Гонорию, Рим восстал теперь против императорского правительства. Огромные конфискации римских церковных имений, происшедшие после смерти Гонория, вероятно, ожесточили римское духовенство и возбудили его религиозную ревность. На Латеранском соборе папа Мартин проклял, как „в высшей степени безбожный ’κθεσις“, так и „проклятый τπος“. С этих пор Рим сделался твердыней правоверия. Молчать ради сохранения мира, как предписывал император, было против совести этих людей. Святой Максим, привлеченный к суду, самым решительным образом оспаривал восточное учение, которое видело в императоре священника: по его мнению, император не может священнодействовать. Точно так же он оспаривал право императора созывать соборы и утверждать их постановления. Выступая с этими основными положениями, утверждающими свободу церкви, Максим является революционером, бросающим вызов древне – традиционным воззрениям Востока. Кроме того, его строго римский образ мыслей казался антипатриотичным. „Почему любишь ты римлян и ненавидишь греков?“ – Пробуждающееся национальное сознание греков выступает здесь перед нами под церковной оболочкой. Однако, император Констанс, не дал ввести себя в заблуждение. Подобно тому, как раньше он с напряжением всех сил защищал империю от арабов, так и теперь он твердо держался императорского богословия. Папа Мартин был с большими предосторожностями арестован и сослан в Крым. Это произвело желательное действие: его второй преемник Виталиан покорился. Прибыв в 663 году в Рим, император Констанс осыпал главнейшие церкви великолепными дарами и, вместе со своим войском, принимал участие в торжественном богослужении в храме св. Петра. Так, папа молча подчинился „τπος” y, проклятому его предшественником. Это было решительной победой правительства. И тем не менее при преемнике Констанса, Константине IV Цогонате (668–685) наступил переворот: причины этому ясны.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Benes...

Интересно, что он так навсегда и остался простым монахом и никогда не притязал ни на какие церковные чины. Он много путешествовал и в 632 году побывал в Африке, где принял участие в монофелитском споре. По всей видимости, в Александрии существовал кружок византийских монахов, живо следивших за всеми событиями. Именно там Максим познакомился с Софронием и подружился с ним. В 649 году мы встречаем его в Риме участником Латеранского собора и богословским референтом папы Мартина (хотя, судя по всему, латыни преподобный Максим не знал). Когда в 653 году папа Мартин был арестован, вместе с ним арестовали и Максима. Поскольку он был простым монахом, его пытали отдельно, но обвинения против него были выдвинуты те же, что и против папы, богословские и политические. До нас дошла стенографическая запись его дела, Acta Maximi. Максим стоял на своем твердо, и история суда над ним показывает, какую огромную духовную роль играла в то время его личность. Когда ему было поставлено на вид, что он, обыкновенный монах, восстает против мнения всех патриархов, Максим отвечал, что, если бы даже ангел с небес проповедовал ересь, он, Максим, все равно бы отстаивал истину. Отвечая на предложение согласиться с Типосом хотя бы во имя единства Византии и Рима, он заявил: «Я думаю не об единении или разъединении римлян и греков, но о том, чтобы мне не отступить от правой веры». Он бросил вызов цезаропапистскому поведению Ираклия и Константа II, сказав, что «не дело царей, но дело священников исследовать и определять спасительные догматы кафолической Церкви». Максима сослали во Фракию, откуда он продолжал писать против монофелитства и волновать умы. В 662 году его привезли обратно в Константинополь, произнесли ему, папе Мартину и патриарху Софронию анафему, снова пытали, отрезав язык и правую руку. Затем преподобный Максим был вторично изгнан, на этот раз на Кавказ, где он вскоре скончался (3 августа 662 года) в возрасте 82 лет, не дождавшись торжества Православия на шестом Вселенском соборе (680 год) при императоре Константине IV (668-685 годы).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=709...

Она дважды упомянута в «Собрании чудес Михаила» диак. Панталеона (2-я пол. IX в.). В 1-м рассказе повествуется об осаде К-поля арабами при имп. Константине IV (668-685). Когда арабы подступили под стены города, жители столицы во главе с императором молились в церкви в квартале Евсевия. По их молитвам архистратигу арабский флот был уничтожен. Во время правления Константина IV арабы действительно были под стенами К-поля (673-677). Второй рассказ («Чудо о Маркиане-вощнике») относится ко времени правления имп. Михаила III (843-867) и его матери Феодоры. В церкви в квартале Евсевия хранился образ архангела, привлекавший паломников, поскольку масло из лампады, горящей перед ним, обладало целительной силой. Панталеон (современник этих событий) рассказывает, что в церкви был некий вощник (κηροφρος, т. е. изготовитель свечей или свещеносец) по имени Маркиан. Свои недуги он исцелял упованием на архангела и его чудотворную икону и никогда не обращался к врачам. Но однажды он так сильно заболел, что лежал в церковном притворе много дней. Советов врачей Маркиан не слушал. Один из лекарей все же изготовил снадобье для Маркиана и, оставив его, ушел. В ту же ночь внезапно отворились все церковные двери и Маркиан увидел с шумом сошедшего с неба мужа на огненном коне. Всадник спешился и вошел в церковь в сопровождении воинов, сам же он был облачен в одежды препозита (придворная должность, обычно занимаемая евнухами). Подойдя к ложу Маркиана, он нашел зелье и сурово спросил, что это и кто изготовил его. Выслушав ответ Маркиана, он приказал 2 своим воинам, чтобы те нашли врача, ударили его по голове и вылили зелье в рану. Сам же омочил перст в лампаде у иконы М., начертал крест на лбу Маркиана, вышел из церкви, сел на коня и вознесся на небо. Не дожидаясь утра, испуганный Маркиан позвал священника и все ему рассказал. Тот отправился в дом врача, где увидел множество народа и родственников, сокрушавшихся о его внезапной смертельной болезни. Лицо врача почернело, и он кричал, чтобы ему отсекли голову, потому что нет сил терпеть страшную боль.

http://pravenc.ru/text/2563460.html

Восточные епископы были принуждены принять типос, западные не возражали. Наконец, император Константин Пагонат (668–685 г.), при котором снова началась борьба православных с монофелитами, решился дать торжество православию. В 678 г. он низложил патриарха Константинопольского Феодора, явного монофелита, и на его место поставил пресвитера Георгия, склонявшегося к православному учению о двух волях. Затем император в 680 году собрал в Константинополе шестой Вселенский собор , называемый трулльским (по зале заседаний со сводами). Папа Агафон прислал своих легатов и послание, в котором на основании послания Льва Великого раскрывалось православное учение о двух волях в Иисусе Христе. Всех епископов на соборе было 170. Были тут также патриархи Александрийский, Антиохийский и Иерусалимский. Император также присутствовал. Всех заседаний собора было 18. На защиту монофелитства выступил Антиохийский патриарх Макарий, самый ревностный его защитник. Ему возражали папские легаты, доказывая, что на основании древних отцов, необходимо признавать в Иисусе Христе две воли. С легатами согласились патриарх Георгий и другие восточные епископы. Но Макарий не хотел отказаться от ереси, поэтому был осужден собором, низложен и выслан из Константинополя. Некоторые монахи, бывшие на соборе, тоже не соглашались принять две воли. На 15-ом заседании, один из них, до фанатизма преданный ереси, Полихроний, предложил доказать чудом истинность монофизитства: он вызвался воскресить умершего. Опыт был позволен, и разумеется, Полихроний не воскресил умершего. Собор осудил Полихрония как еретика и возмутителя народа. В заключение всего собор определил православное учение о двух волях в Иисусе Христе: «исповедуем две естественные воли или хотения в Нем и два естественные действия, неразлучно, неизменно, нераздельно, неслиянно; два же естества хотения – не противные, – да не будет, как нечестивые еретики проповедовали, – но Его человеческое хотение, не противостоящее или противоборствующее, а последующее, подчиняющееся Его Божественному и Всемогущему хотению». Вместе с тем, запретив проповедовать иначе учение веры и составлять иной символ, собор наложил анафему на всех монофелитов, между прочим, на Сергия, Кира, Пирра, Феодора и папу Гонория. Заседания собора окончились уже в 681 г. На так называемом пято-шестом Трулльском соборе 692 г., дополнившем определения 5 и 6 собора, догматическое определение последнего о двух волях в Иисусе Христе было подтверждено снова.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Talber...

Организаторы Латеранского Собора подверглись жестоким гонениям. Под давлением императора папа св. Виталиан (657-672) вступил в общение с патриархом Петром К-польским, тем самым фактически признав «Типос» и исповедание веры последнего, в котором, по свидетельству папы св. Агафона , признавались «и одна и две воли, и одно и два действия в домостроительстве вочеловечения» Спасителя (Ibid. Vol. 2(1). P. 108). Такое исповедание выглядело довольно оригинальным в ряду др. монофелитских формул, но, будучи противоположным «Типосу» по форме, оно вполне совпадало с ним по смыслу ( Беневич. 2009. С. 141-142). В царствование имп. св. Константина IV (668-685) произошел окончательный поворот к дифелитству. В 680-681 гг. в К-поле прошел VI Вселенский Собор, окончательно утвердивший диэнергизм и дифелитство как офиц. учение Церкви. К лицам, анафематствованным Латеранским Собором, был добавлен папа Гонорий. Последнее развернутое изложение монофелитской доктрины, зачитанное на 8-м деянии Собора, «Исповедание» патриарха Макария I Антиохийского (ACO II. Vol. 2(1). P. 86-90), не содержало ничего принципиально нового сравнительно с прежними вероучительными текстами М. Ряд сир. источников дает повод предположить, что на Востоке решения VI Вселенского Собора встретили сопротивление ( Winkelmann. 2001. S. 44). Позднее они даже были официально отменены, в царствование узурпатора Филиппика Вардана (711-713). Но следующий император Анастасий II (713-715) указом снова утвердил решения VI Вселенского Собора (LP. Vol. 1. P. 392), поставив точку в истории М. в империи. Монофелиты-дифизиты, т. е. учившие об одной воле Христа дифизиты, нек-рое время сохранялись среди маронитов , что было связано с особенностями образования этой религ. общины (см. Маронитская католическая Церковь ). М. как учение Своеобразие М. состоит в том, что его сторонники, будучи последователями Халкидонского Собора и дифизитами, попытались согласовать правосл. терминологию, утвержденную на Халкидонском Соборе, с терминологией севирианского монофизитства применительно к действиям и волям Христа.

http://pravenc.ru/text/монофелитством.ht...

440r). Единоличные образы Е. в визант. искусстве редки. Обычно она изображается вместе со св. Константином Великим по сторонам большого креста (см. также разд. «Иконография» ст. Константин I Великий ). Формирование этой иконографии может быть связано с историей обретения Животворящего Креста Господня царицей Е. в Иерусалиме и с установлением празднования Воздвижения Креста Господня. Тесная связь почитания Е. и Животворящего Креста Господня восходит к преданию о привозе ею частей Креста в Рим, где в Сессорианском дворце она создала часовню для святынь - Креста и земли с Голгофы. Однако в отличие от визант. парного изображения Константина и Е. в западноевроп. искусстве утвердился иной тип - единоличный образ Е., держащей большой крест (фреска ц. Сан-Лоренцо Маджоре в Милане; скульптура Андреа Больджи в ц. св. Петра в Риме, 1639). Наиболее часто воспроизводилось парное изображение Константина и Е., где святые держат древко креста. По мнению А. Фролова ( Frolow A. Les reliquaires de la Vraie Croix. P., 1965), источником такой иконографии могло послужить распространенное на монетах в ранневизант. период парное изображение императоров, держащих крест, напр. имп. Ираклия с братом Тиверием на солиде Константа II (641-668), имп. Юстиниана II с сыном Тиверием на солиде Юстиниана II (685-695, 705-711). Изображения Константина и Е. встречаются на резных пластинах слоновой кости, украшающих ставротеки (т. н. Хахульский триптих, X в., ГМИГ; триптих X в., Кабинет медалей Национальной б-ки, Париж; триптих X в., Гос. музеи Берлина), а также на миниатюрах из рукописей (напр., Рождество Христово, Константин и Е.- Евангелие, Б-ка Палатина, Парма. 5. Fol. 12, XI в.; сир. Евангелие, ркп. Сирийской правосл. епископии - Midyat. 1226. Fol. 302r, см. в кн.: Leroy J. Les manuscrits syriaques à peintures conservés dans les bibliothèques d " Europe et d " Orient. P., 1964. Vol. 2. Tab. 104/2). В средневизант. период образы св. Константина и Е. встречаются в росписи как устойчивый элемент храмовой декорации: на столпах и стенах (в ц.

http://pravenc.ru/text/189737.html

В Англии не менее 135 церквей освящены во имя святителя Кутберта (из них 83 – древние!), что указывает на его особое почитание . В Шотландии, где также велико почитание этого угодника, ему посвящено не менее 17 храмов . Большая часть освященных во имя святого Кутберта церквей расположены в шести северных графствах Англии, а остальные разбросаны по всей стране и есть даже в таких отдаленных от севера районах, как Сомерсет, Корнуолл и Восточная Англия. Посвященные св. Кутберту церкви есть и в других странах, например Канаде и Австралии. Православный храм в городе Дарем (приход Русской Православной Церкви Московского Патриархата, Сурожская епархия), расположенный недалеко от собора, где почивают мощи Кутберта, также освящен в его честь. Святителю Кутберту составлены православные служба и акафист на английском языке. Перевод публикуется с некоторыми сокращениями. Преподобная Эльфледа из Уитби (653–714; память 8 февраля) была дочерью нортумбрийского короля Освиу и святой Энфледы. Она стала игуменьей в Уитби после своей матери. Была одной из самых влиятельных, мудрых, опытных игумений и наставниц своего времени. Маленький островок Кокет находится немного северо-восточнее побережья Нортумбрии. В настоящее время не населен. Здесь сохранились руины средневекового монастыря, часть которых сейчас входит в конструкцию маяка. Альдфрид был сыном короля Освиу и преемником короля Эгфрида. Он правил королевством Нортумбрия с 685 по 705 г. Имеется в виду святитель Феодор (602–690; память 19 сентября), грек по национальности. Был архиепископом Кентерберийским с 668 по 690 г. Он упорядочил церковную жизнь в Англии, создал школу-семинарию в Кентербери, осудил ересь монофелитства в Англии и примирил живших в то время на территории этой страны народов. Ныне Карлайл – город на северо-западе Англии, административный центр графства Камбрия. Мф. 26: 41. Здесь, как и в предыдущей главе, имеется в виду вдова короля Эгфрида королева Эрменбурга. Святой Герберт († 687; память 20 марта) много лет отшельничал на островке среди озера Дервентуотер (ныне в графстве Камбрия). Этот островок по сей день называется островом святого Герберта. На нем сохранились остатки его кельи и часовни. Начиная с XIV в. на острове святого Герберта ежегодно служилась месса.

http://pravoslavie.ru/52636.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЛЕВ II Лев II, папа Римский. Гравюра из кн.: Platina B. Historia. 1626. Р. 92 (РГБ) Лев II, папа Римский. Гравюра из кн.: Platina B. Historia. 1626. Р. 92 (РГБ) († 3.07.683, Рим), св. (пам. зап. 3 июля), папа Римский (избран в янв. 681, рукоположен 17 авг. 682). Сведений о жизни Л. до избрания на Папский престол практически не сохранилось. В жизнеописании в Liber Pontificalis (LP. T. 1. P. 359-360) упомянуто имя его отца - Павел. Известно, что Л. происходил с о-ва Сицилия и знал греч. язык; вероятно, понтифик, как и его предшественник на Римской кафедре свт. Агафон (678-681), был сицилийским греком. Среди достоинств Л. биограф называет богословскую образованность, дар учительства, аскетизм и способность к церковному пению (в лит-ре встречается предположение, что Л. был главой певч. школы (schola cantorum) при Латеранской базилике ( Susi. 2005), однако в источниках к.-л. сведения об этом отсутствуют). Л. избрали на Римскую кафедру вскоре после смерти свт. Агафона (10 янв. 681), активного участника богословских дискуссий о волях во Христе. 7 нояб. 680 г. визант. имп. св. Константином IV (668-685) был созван Вселенский VI Собор , целью которого было разрешение спора между монофелитами и дифелитами (подробнее см. статьи Воля , Монофелитство ). Папа Агафон являлся сторонником правосл. учения о двух волях во Христе; на Соборе его активно защищали папские легаты - пресвитеры Феодор и Георгий и диак. Иоанн. Когда в К-поле стало известно об избрании на Папский престол Л. (10 марта 681), основные защитники монофелитства (патриарх Антиохийский Макарий I и его ученик мон. Стефан) были уже осуждены. 13 дек. 681 г. имп. Константин IV отправил послание Л., признавая, т. о., законность его избрания на Римскую кафедру. В послании император сообщил понтифику о соборных решениях, отметив особую роль свт. Агафона в организации Собора (ACO II. Vol. 2 (2). P. 894-897; ДВС. Т. 4. С. 254-257). Кроме того, имп. Константин IV упомянул о послании папы и созванного им в Риме Собора (27 марта 680), в котором содержалось учение о двух волях и двух действиях во Христе (см.: CPL, N 1737; CPG, N 9418; ACO II. Vol. 2 (1). P. 122-159); по утверждению императора, сравнив текст с определениями др. Соборов и со свидетельствами св. отцов, участники VI Вселенского Собора, «не найдя в послании ничего несогласного, признали в нем неповрежденное слово истинного исповедания». Константин IV просил Л. искоренить ересь монофелитов, приняв окончательное решение относительно патриарха Макария и его сторонников, а также направить в К-поль своего апокрисиария, который должен был выражать мнение понтифика по догматическим и каноническим вопросам.

http://pravenc.ru/text/2463255.html

В начале сентября месяца 451 г. участники намеченного Собора прибыли в Никею. Ждали императора, который выразил желание лично присутствовать на открытии, однако военное положение не позволяло ему далеко отъезжать от столицы. Наконец он высказал пожелание, чтобы Собор проводился в Халкидоне. С его точки зрения, у этого города было то преимущество, что он располагался поблизости от столицы. Казалось разумным не собирать его в самом Константинополе, так как опасались волнений, которые могло вызвать константинопольское монашество, по большей части сочувствовавшее Евтихию 935 . Первое заседание состоялось 9 октября в базилике святой мученицы Евфимии 936 . Сколько отцов присутствовало на Соборе? По всей вероятности, число епископов, так или иначе, в том или ином качестве принимавших участие в Соборе, приближается к 510. Такой подсчет достаточно близок к числу «около 520», которое приводится в послании Собора папе Льву. Учитывая представительство по поручительству, число реально участвовавших в Соборе епископов было около 450. Что же касается числа 630, оно появляется лишь в правление императора Константина Погоната (668–685) 937 . В численном отношении Запад был представлен весьма слабо. Если не принимать в расчет иллирийских епископов, составлявших отдельную группу, то присутствие западных ограничивалось римскими легатами и несколькими африканскими епископами, чьи области были заняты вандалами 938 . В храме, ближе к алтарю, восседали высокопоставленные государственные чиновники, которые составляли коллективный президиум, не участвуя при этом, конечно, в голосовании 939 . Тут же рядом с ними, по левую руку, находилисьлегаты папы, затем шли Анатолий Константинопольский, епископы Антиохии, Кесарии Каппадокийской, Эфеса, епископы из гражданских диоцезов Востока, Понта, Асии и Фракии. Напротив были места «оппозиции», а именно Диоскора Александрийского, Ювеналия Иерусалимского и епископов Египта, Иллирии и Палестины. Заседания Собора продолжались до конца октября, а разъехались отцы лишь в начале ноября, составив послание папе Льву. Сколько было заседаний Собора? Согласно историку Евагрию – пятнадцать 940 ; девятнадцать – согласно греческому тексту деяний Собора, однако последнее число основано на слишком произвольном делении, и, кроме того, порядок этих сессий ( πρξεις, actiones) не всегда соответствует хронологии 941 . В целом мы располагаем достаточно хорошей документацией относительно того, как происходил сам Собор, благодаря сохранившимся протоколам заседания; однако есть несколько неясных пунктов в связи с позднейшими переделками 942 .

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_lyuile/pr...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010