В этой церкви находилась чудотворная икона Спаса, а с восточной стороны ее стояла замечательная колонна, сложенная из разных мраморов, с крестом наверху, поставленным при Гераклии. Брат Императора Петр неудачно воевавший с Болгарами, строит монастырь Богородицы в квартале Ареобинда: новый патриарх Кириак восстановил храм Богородицы Диакониссы, сгоревший в мятеж Ники. Что за церковь св. Георгия в Девтероне, основанная Маврикием (часовня?), и принадлежит ли ему постройка монастырей Кариана и особенно Мирокерата, в котором хранился рог Самуила, решить трудно, так как сведения об них имеем только из Анонима и Кодина. Не знаем также, когда или который Нарзес (при Юстине или при Маврикии), основал церковь Пантелеймона и киликийских мучеников Прова, Тараха и Андроника 94 , а также, кем основан монастырь Покаяния новый, куда Фока заключил мать и невесту Гераклия. При всей маловажности художественных предприятий и ничтожности самого императора, столица была за него, не смотря на весь позор внешних дел и смуту во внутреннем управлении, и народ стоял за него до тех пор, пока в него не бросили обвинением в еретичестве. Уже здесь сказалась та печальная рознь между византийскою армией, набиравшеюся отовсюду из наемников, и народом, – рознь, разросшаяся впоследствии в еретический мятеж иконоборцев армии против государства. В царствование Маврикия мы слышим о странном факте вражды армии против духовенства и иконопочитания: возмутившиеся в Эдессе отряды, по случаю вычетов из их жалованья на обмундировку, не только сбрасывают статуи императора с их пьедесталов, но и бросают каменьями в чудотворную икону Христа 95 . Бедствия Империи на время отстранены вступлением па престол воителя Гераклия (610 – 641), но царствование его потомков до четвертого поколения: Константа 641 – 668 г., Константина Погоната 668685, Юстиниана II 685 – 695 и от 705 – 711 г., перемежающиеся Константином и Гераклеоном, Леонтием, Апсимаром, занимавшими престол на два, три года или даже на несколько месяцев, омрачено полным истощением казны и провинций и окончательною утратою Востока.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Kondak...

Св. Герман родился между 630 и 650 гг. Точную дату его рождения определить невозможно, но наиболее вероятной представляется середина 40-х годов 24 . Он был византийцем из знатной семьи: его отец приходился родственником императору Ираклию (610–641), во время правления которого занимал высокий пост. Впоследствии он оказался замешан в убийстве императора Константа II (641–668) и предан казни по приказу сына Константа Константина IV (668–685). С начала царствования Константина IV св. Герман, стал членом клира кафедрального собора в Константинополе – Святой Софии. Будучи образованным человеком, он принимает деятельное участие в жизни Церкви. Св. Герман сыграл ведущую роль на VI Вселенском соборе (680–681), осудившем монофелитство (учение, согласно которому Иисус Христос имел только одну волю – Божественную). Некоторое время спустя св. Герман был поставлен митрополитом в Кизик – кафедру константинопольской юрисдикции. Он был активен в церковных делах и в политике и снискал известность как проповедник, учитель и толкователь Священного Писания . Поэтому в 715 г., уже в преклонном возрасте, он был избран патриархом Константинопольским; В этом сане св. Герман пребывал пятнадцать лет, пока не был низложен иконоборческим императором Львом III (717–741). Умер он спустя несколько лет в 733 г. Именно в патриаршество Германа I разразился первый иконоборческий кризис. Он был вызван совместным действием целого ряда обстоятельств того времени. Во-первых, монофизиты, утверждавшие, что Христос имел одну только Божественную природу, и подчёркивавший Божественность Христа в ущерб вочеловечению, естественно, с подозрением относились к любым изображениям Христа в образе человека. Во-вторых, павлиниане, находившиеся под сильным влиянием манихейства, считали всякую материю злом, а это вело к отрицанию любых материальных изображений. Соприкосновение с исламом, также отвергавшим всякие изображения, стало дополнительным фактором ввиду нужд полемики и проповеди . Решающую роль сыграло, однако, принятие и поощрение иконоборчества императором. Первый серьёзный кризис имел место в 725 г., когда император Лев III издал указ, запрещавший иконы и предписывавший; их уничтожение. Св. Герман отказался подчиниться, открыто и решительно отстаивая православность почитания икон В 730 г. собор, составленный из верных императору церковных иерархов и представителей светской власти, низложил св. Германа и поставил его преемником иконоборца Анастасия.

http://azbyka.ru/otechnik/German_Konstan...

Когда епископы, по закону, были безусловно подчинены митрополитам, митрополиты – точно также патриарху, а все вместе назначались на свои места и удерживали их – не по закону уже, но на практике – не иначе, как с соизволения высочайшей власти, и когда, например, патриарх Константин Сулеот за одно неосторожное слово о государе был публично казнен на эшафоте; то, позвольте спросить, какое впечатление должно было это произвести на нравственную твердость епископов? Таких уроков в те времена было не мало. Или когда, вследствие того, одни и теже епископы, на церковных ли то соборах, или оставаясь каждый в своей епархии, при императоре Василиске (476 г.) поголовно подписывают его догматический циркуляр против халкидонскаго собора, а при Зеноне, два года спустя, объявляют себя за халкидонский собор, – при императоре Констансе II (642 – 668 г.) стоят за монофелитство, а при Константине Погонате (668685 г.) за православие, – при императоре Константине Копрониме за иконоборство, а при его невестке императрице Ирине за иконопочитание, в том и другом случае единогласно благодаря представителей императорской власти, как новых апостолов, за вразумление и научение себя – грешных; то откуда было тогда народу взять доверие к своим архипастырям? Авторитет оффициальных представителей церковной власти в глазах народа мало по малу пал совершенно. В лучших случаях их место в народном уважении занял простой монах- отшельник вроде аввы Максима Исповедника , преподобного Стефана Нового, аввы Платона, или аввы Феодора Студита , пред значением которых бледнели в народных понятиях даже самые почтенные из оффициальных представителей церковной власти и с которыми поэтому византийскому императорскому правительству гораздо труднее было ладить и гораздо более было хлопотать, чем с патриархами. А подвернись между ними какой-нибудь добродушный начетчик в роде Константина, или экзальтированный смиренник-самоучка в роде Сергия, с его разглагольствиями о дарах духовных и неизглаголанных воздыханиях Святого Духа в сердцах верующих, – павликианская безпоповщина и готова! Вы подумаете, можетъ быть, мм.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Chelcov/o...

КОЛМАН, святой Колман Линдисфарнский (†676) – ирландский монах с Айоны, преемник святого Финана в должности игумена Линдисфарна. Святому Колману предстояло стать главным защитником ирландской практики на Соборе в Уитби в 664 году. На том Соборе было принято решение придерживаться римских обрядов. После Собора святой Колман сразу вернулся на Айону вместе с 30 монахами и мощами святого Айдана. Из монастыря Айоны они двинулись в самый западный район Ирландии, где святой Колман основал в 668 году монастырь на острове Инишбофин для ирландских монахов, а позднее обитель для монахов-англичан в Мэйо. Его память совершается 18 февраля. КОЛУМБАН (лат. Columbanus; франц. Colomban; ок. 540-†615) – ирландский монах, просветитель, проповедник-миссионер в странах Западной Европы (в Галлии), основатель ряда монастырей, ставших важными центрами христианской учености и подвижничества (Люксей в Галлии, Боббио в Сев. Италии). Память (в Католической церкви) 21 ноября. КРУЖКОВ, Григорий Михайлович Кружков (род. 1945) – русский поэт, эссеист, переводчик. Лауреат Государственной премии Российской Федерации по литературе 2003 года. КУТБЕРТ, святой Кутберт Линдисфарнский (англ. Saint Cuthbert; ок. 634-†687) – святой, епископ Хексема (684–685) и Линдисфарна (685–687) – англо-саксонский монах и епископ в королевстве Нортумбрия (которое включало в то время северо-восточную Англию и юго-восточную Шотландию до Ферт-оф-Форта), один из главных средневековых святых Англии. Его особо чествуют в тех местностях Шотландии, где он побывал. Является святым покровителем Нортумбрии. Память–20 марта. ЛОЭГАЙРЕ, Лоэгайре, сын Ниалла (др.-ирл. Loegaire mac Neill, Loiguire; ум. ок. 462) – сын Ниалла Девяти Заложников, верховный король Ирландии; наиболее известен, как король, в царствование которого началась миссия святого Патрика. Друиды предсказали Лоэгайре приход Патрика (в «пророчестве» описываются, с точки зрения друидов, тонзура, монашеский плащ Патрика, его посох и церковный алтарь). По легенде Лоэгайре был похоронен в Таре стоя и в полном вооружении. Один из курганов в Таре, как считается, принадлежит ему. В «завещании» Ниалла Девяти Заложников, которое приводится в одном из генеалогических текстов, говорится, что Ниалл завещал «воинственность и свирепый облик яростно-победоносному Лоэгайре».

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Константинопольский патриарх Сергий пытался заполучить на свою сторону по-прежнему сильную на Востоке партию монофизитов с помощью компромиссной формулы, согласно которой в Иисусе Христе хотя и есть две природы – божественная и человеческая, но существует лишь одна божественная воля (монофелитство). Папа Гонорий необдуманно принял эту концепцию, и теперь, ссылаясь на него, император Ираклий (610–641) возвёл её в закон на территории всей империи. Однако император Константин IV (668–685) при согласии папы Агафона (678–681) созвал собор для нового обсуждения этого вопроса. В Константинопольском вселенском соборе 680–681 годов приняло участие 174 епископа; возглавил собор сам император. Вождём монофелитов в то время был патриарх Антиохии (в чём явно усматриваются его сепаратистские устремления). Собор на основании точки зрения Агафона отклонил монофелитство, подтвердил Халкидонский символ веры и предал анафеме уже скончавшегося папу Гонория, сделавшего уступку этому течению. Эти решения утвердил и папа Лев II (682–683). Папы не осмелились противодействовать воле императора, охраняющего политическое и религиозное единство империи, и в вопросе о догматах веры они также следовали за изменениями, происходящими в концепции политической власти. Во второй половине VII века в Италии произошло новое, последнее усиление греческого влияния. Византийская государственная машина рассматривала римского папу лишь как государственного и церковного чиновника. Это видно хотя бы из того, что при папе Бенедикте II (684–685) византийский император Константин IV окончательно возложил на Равеннского экзарха утверждение избрания папы. Папу-чиновника он подчинил чиновнику. Освободиться от этого не слишком почётного положения папы попытались лишь в начале VIII века, что стало возможным частично в результате нового ослабления византийского влияния в Италии, частично благодаря появлению государства франков, укреплению франкской церкви. Последним папой, которого император как обычного чиновника вызвал в Византию, был папа Константин I (708–715).

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/isto...

   Таким террором было временно наведено молчание во всей империи. Даже в Риме клирики примолкли. Папа Евгений скончался в 657 г. Его преемник Виталий решил смиренно послать свою синодику не только к императору, но и к патриарху Петру. Петр ему ответил. Оба сделали вид, что ничего не произошло. Императору это было особенно нужно. Он уже задумал убежать из Константинополя в Рим и потому искал примирения с римским обществом, раздраженным со времени казни папы Мартина. Конста, как известно, казнил по политическим подозрениям своего брата-диакона и тихомолком прозывался Каином. Его особо мучили привидения. Брат являлся ему с чашей, наполненной кровью, и предлагал причаститься. Конста принял послов папы исключительно дружественно и послал в Рим роскошный евангелистарий, украшенный дорогими камнями. Имя папы Виталия внесено было в первый раз после Гонория в диптихи Константинополя.    Конста осуществил свое желание, переселился в 663 г. в Рим. Старый Рим был польщен этой честью. Папа в торжественной процессии за шесть миль от города встретил императора. Конста посещал памятники и храмы Рима, раздавая подарки. Делался вид, что для римлян император православен. Даже когда Конста довольно цинично приказал на государственные нужды взять всю бронзу с куполов церквей, в том числе и крышу с Пантеона (Santa Maria ad Martyres), папа Виталий не протестовал открыто.    Сравнительно скоро в Сиракузах именно за свои экспроприации Конста навлек на себя дворцовый переворот. Он был убит в 668 г. Заговорщики провозгласили императором Мжежа (Mesecius), судя по имени, армянина. Но сын Консты Константин одолел Мжежа и утвердился императором. Он возвратился в Константинополь и был прозван Погонатом, т.е. бородатым (πωγωνιον), ςак как будто бы отправился на борьбу против Мжежа еще без бороды, а вернулся бородатым. Хотя Константин Порфирородный впоследствии называет Погонатом еще и его отца — Консту. Константин Погонат (668—685 гг.)    Ухаживания Консты за римлянами не могли заживить ран, нанесенных Типосом и казнями Мартина и Максима. И вскоре сами по себе отношения испортились. Патриархи Константинополя перестали посылать свои синодики в Рим, а имена пап после Виталия перестали вноситься в диптихи. Но не видно, чтобы это произошло по причине монофелитского еретичества патриархов — Фомы, Иоанна, Константина (667—677 гг.), ибо VI Вселенский собор их в этом не обвинил. Но, видимо, в Риме после крайне примирительного Виталия вернулись на прежнюю строгую позицию.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Это имя усвоялось начальнику обители. 7 Этим изложением веры, изданным в форме эдикта, или указа, обязательного для всех, запрещались всякие споры об одной, или двух волях во Христе, но в то же время провозглашалось учение об одной воле, как учение правильное. Но и после этого споры волновали Восточную Церковь. 8 Северин — папа Римский с 638 по 640 г. 9 Папа Иоанн IV занимал римскую кафедру с 640 по 642 г. 10 Восточная империя в начале VII века терпела постоянные нападения от аваров и особенно от персов, а равно была постоянно угрожаема от аравитян, или сарацин. В 637—640 г. под власть сарацин попали Сирия, Палестина и Египет. Этому много содействовали монофизиты, которые по вражде к православной Церкви всегда готовы были отдаться в руки врагов. Число монофизитов в одном Египте доходило до 6 миллионов, тогда как православных там было около 300 тысяч. Император Ираклий всячески старался примирить монофизитов с православною Церковью. Ради этого он и издал экфесис. 11 Св. Максим прибыл в Африку около 640 года. Ранее этого од утверждал православную веру с 633 по 640 г. в Александрии, Константинополе, Кипре, Малой Азии и других странам. В Северной Африке он прожил пять лет, с 640 по 645 г. 12 Пирр наследовал Сергия в 639 году. На созванном им соборе он одобрил «изложение» (экфесис) Сергия и ревностно продолжал дело защиты ереси. 13 Константин III был византийским императором в 641 г. 14 Народная молва приписывала патриарху Пирру соучастие с Мартиною, мачехой императора Константина, в отравлении этого последнего. Опасаясь ярости народа, он бежал в 641 году в Северную Африку и оставил патриарший престол. До 650 года он жил сначала в Африке, а затем в Риме. 15 Констанс царствовал с 641 по 668 г., Константин IV Погонат — с 668 по 685 г. 16 Павел II занимал патриаршую кафедру в Константинополе с 641 по 654 г. 17 Патрициями нередко назывались в Греко-Римской империи правители областей; назывались так же и люди благородного происхождения вообще. Патриций Григорий был правителем Карфагена.

http://isihazm.ru/?id=10

Со времен походов Ираклия большинство военных постов в империи занимали представители арм. знати. После падения державы Сасанидов князья Персид. Армении пошли на сближение с К-полем. Однако, несмотря на Каринскую унию, армяне не спешили отказываться от традиций своей Церкви и поддерживали тесные контакты с сир. яковитами. Ок. 651 г. наместник Армении Теодорос Рштуни подчинился арабам. Констант II совершил поход в Армению и заручился поддержкой католикоса Нерсеса III, с к-рым вступил в евхаристическое общение (652/3), но вскоре арабы овладели Арменией (655). Смуты в халифате, вызванные борьбой Муавии и Али, дали империи короткую передышку в виде перемирия (659-661). После казни своего брата Феодосия (ок. 660), испугавшись ненависти жителей К-поля, имп. Констант, оставив в столице семью, уехал в Фессалонику, нек-рое время жил в Афинах, а затем переехал в Тарент (663). Не сумев овладеть Беневентом, Констант прибыл в Рим, где был торжественно встречен папой, а затем отправился в Сиракузы, решив основать там новую столицу. Вскоре в окружении императора созрел заговор, и он был убит (668). Мятеж был быстро подавлен войсками, верными юному наследнику Константа Константину IV . Правление Константина IV (668-685), скудно освещенное источниками, было временем наибольшего обострения внешнеполитической угрозы. Арабы, ежегодно совершавшие разорительные набеги в М. Азию, все ближе подступали к К-полю. Муавия, объединивший под своей властью огромный халифат, развивал военно-морские силы, готовясь нанести империи решающий удар. Планомерная осада К-поля араб. флотом продолжалась неск. лет (ок. 673-677). В конце концов арабы отступили, понеся большие потери. Важную роль в победе византийцев сыграло новое оружие - жидкий, или «мидийский» (в рус. традиции - греческий), огонь. С халифатом был заключен 30-летний мир на весьма выгодных условиях (680). При вести об этом в К-поль поспешили с приветствиями посланцы европ. правителей. Константин IV восстановил добрые отношения с Римом, созвав VI Вселенский Собор, на к-ром была провозглашена анафема на отрицающих две воли и два действия (божественное и человеческое) во Христе (680-681). С сер. VII в., после распада т. н. Вел. Болгарии, в междуречье Кубани и Дона началась миграция на запад протоболгар во главе с ханом Аспарухом. Константин IV не сумел воспрепятствовать их переходу через Дунай и был вынужден признать новую Болгарскую державу, заключив с ней мирный договор (681).

http://pravenc.ru/text/372674.html

Уже в 652 г. арабы сделали нападение на этот остров, но это был только разбойничий набег в крупном размере; во всяком случае, было уместно выступить тут против них серьёзно. Император явно имел далеко идущие планы, когда он в 662 г. поплыл с сильным флотом через Афины в Тарент. Предстояло сделать опять, как в былые времена, центром тяжести империи в течение долгого времени запущенные внешние её посты, западные провинции. Старый Рим должен был снова стать столицей. Но император, посвятивший с большим упорством позднейшие годы своей жизни этой романтической политике восстановления империи, не смог выполнить даже первого её условия, отвоевания Италии от лангобардов. Безрезультатно прошли его попытки снова подчинить Византии беневентское герцогство. После кратковременного посещения Рима император сделал своей постоянной резиденцией Сиракузы, направив свои взоры на Африку. Здесь удалось отвоевать Карфаген и несколько других приморских крепостей. Но из двух посланных императором византийских флотов один был побеждён арабами, другой разбит бурей. Современники громко жаловались на тяжёлое бремя и на притеснения, которые налагало на западные провинции это чрезвычайное напряжение сил империи. Всё вздохнуло свободно, когда могучий император закончил свою жизнь в 668 г. под ударами убийц в сиракузских банях. В Сицилии императором был провозглашён армянин Мизизий (Межеж), который нравился солдатам, как некогда Гелиогабал, только своей телесной красотой. Однако сын Константа, Константин IV Погонат (668–685 гг.), ведший до сих пор в Византии дела правления, явился в Сицилию с большим флотом и положил скорый конец узурпации. На обратном пути отряды анатолийской фемы принудили его сделать соимператорами своих братьев Ираклия и Тиверия. Солдаты хотели – характерно для вполне теологического образа мыслей века – иметь на земле отображение небесной Троицы. Лишь в 680 г. смог Константин опять достигнуть единодержавия, которое он разделил потом со своим юным сыном Юстинианом II. Константин занял трон юношей; он показал, что вполне вырос для своей тяжёлой задачи.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Benes...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ГЕРМАН I (630-650...653-658 - † до 754), свт. (пам. 12 мая), патриарх К-польский (11 авг. 715 - 17 янв. 730). Сведения о жизни Г. до 712 г. восходят к поздним источникам, однако они не противоречивы и не опровергаются общей информацией об эпохе, поэтому вполне могут соответствовать действительности. Отец Г., патрикий Юстиниан, после смерти имп. Константа II (668) участвовал в заговоре против Константина IV и был за это казнен, а Г. подвергся оскоплению. Высказывалось предположение, что Юстиниан и Г. происходили из семейства Германа, племянника имп. Юстиниана I (527-565), и находились в родственных отношениях как с ним, так и с буд. имп. Юстинианом II (685-695 и 705-711) (Stein). Нек-рые источники говорят о родстве Г. с имп. Ираклием (610-641). Во всяком случае Г. несомненно принадлежал к высшей аристократии. Он стал клириком храма Св. Софии в К-поле, а ок. 705/6 г. был рукоположен на митрополию Кизика. Впервые имя Г. упоминается в близком ему по времени историческом сочинении в контексте Собора 712 г., созванного имп. Варданом Филиппиком для пересмотра решений Вселенского VI Собора 680-681 гг.: среди подписавших деяния Собора 712 г. (вскоре осужденного как монофелитский) помимо председательствовавшего патриарха Иоанна VI приводятся имена 2 епископов - Г. Кизического и прп. Андрея Критского , причем прямо указано, что Г. впосл. стал патриархом. Это известие сохранилось в хронике Феофана Исповедника ( Theoph. Chron. P. 82.12-21), но его необходимо рассматривать с т. зр. источника, к-рый переписывает Феофан. По-видимому, это было некое тенденциозное сочинение, описывавшее историю Византии 685-718 гг., с тем чтобы представить приход к власти имп. Льва III в 717 г. как спасительное событие после мн. лет хаоса и плохого управления. Если автор, близкий к иконоборцу Льву III (не исключено, что это был и сам император), счел нужным особо отметить участие Г. в еретическом Соборе, то это означает, что отношения между патриархом и императором были весьма непростыми уже с воцарения.

http://pravenc.ru/text/164781.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010