Константинопольский патриарх Сергий пытался заполучить на свою сторону по-прежнему сильную на Востоке партию монофизитов с помощью компромиссной формулы, согласно которой в Иисусе Христе хотя и есть две природы - божественная и человеческая, но существует лишь одна божественная воля (монофелитство). Папа Гонорий необдуманно принял эту концепцию, и теперь, ссылаясь на него, император Ираклий (610-641) возвел ее в закон на территории всей империи. Однако император Константин IV (668-685) при согласии папы Агафона (678-681) созвал собор для нового обсуждения этого вопроса. В Константинопольском вселенском соборе 680-681 годов приняло участие 174 епископа; возглавил собор сам император. Вождем монофелитов в то время был патриарх Антиохии (в чем явно усматриваются его сепаратистские устремления). Собор на основании точки зрения Агафона отклонил монофелитство, подтвердил Халкидонский символ веры и предал анафеме уже скончавшегося папу Гонория, сделавшего уступку этому течению. Эти решения утвердил и папа Лев II (682-683). Папы не осмелились противодействовать воле императора, охраняющего политическое и религиозное единство империи, и в вопросе о догматах веры они также следовали за изменениями, происходящими в концепции политической власти. Во второй половине VII века в Италии произошло новое, последнее усиление греческого влияния. Византийская государственная машина рассматривала римского папу лишь как государственного и церковного чиновника. Это видно хотя бы из того, что при папе Бенедикте II (684-685) византийский император Константин IV окончательно возложил на Равеннского экзарха утверждение избрания папы. Папу-чиновника он подчинил чиновнику. Освободиться от этого не слишком почетного положения папы попытались лишь в начале VIII века, что стало возможным частично в результате нового ослабления византийского влияния в Италии, частично благодаря появлению государства франков, укреплению франкской церкви. Последним папой, которого император как обычного чиновника вызвал в Византию, был папа Константин I (708-715).

http://sedmitza.ru/lib/text/441584/

Императора, которого имеет в виду Л. А. Тихомиров , звали Константин III (Констант II) – византийский император в 641–668 гг. Св. Максим Исповедник (ок. 580–662) – богослов, главный борец с моно-фелитством. Константин IV – византийский император в 668–685 гг. «Погонат» означает «Бородатый». Шестой Вселенский собор – 3-й Константинопольский, проходивший в 680г. Филиппик Вардан – византийский император в 711–713 гг. Был низложен. Лев III Исаврянин (ок. 675–741) – византийский император с 717 г. Кедрин Георгий – византийский историк XII в. Хроника, написанная им, начинаясь с сотворения мира, доводится до 1057 года. Пророк ислама Через шесть столетий по возникновении христианства из Аравии, дотоле не проявлявшей способности к мировой роли, вышло новое учение, полное такого внутреннего напряжения, что оно некоторое время угрожало совершенно поглотить страны, заселенные исповедниками наиболее могущественных религиозных систем – христианами, иудеями, персами и индуистами. Это было учение Магомета – ислам , развившее свои силы с быстротой, неведомой до тех пор ни одной религии, хотя, в конце концов, его влияние на умы человечества далеко не соответствовало этой первоначальной кажущейся силе. Ислам до некоторой степени может быть рассматриваем как учение синкретическое, так как он сложился из влияний еврейских, христианских и местно-арабских, к которым впоследствии добавились влияния персидские и индусские. Однако религиозная концепция Магомета должна быть признана все-таки оригинальной, так как он развил местную арабскую идею Аллаха в таком виде, который не совпадает ни с еврейским, ни с христианским представлением об отношении Божества к человечеству, не говоря уже о представлениях индуистских. Арабское племя сложилось из элементов не вполне однородных. Часть арабов, населявшая пустыни, считала себя потомками Измаила, сына Авраама и Агари. Жители Йемена, наиболее плодородной и цивилизованной части полуострова, считались кахтамитами, потомками библейского Иоктана. Арабы времен Магомета, особенно измаилиты-бедуины, находились на очень низком уровне религиозного развития, спускавшегося до анимистического и фетистического характера. Они поклонялись различным мелким божествам, между прочим, трем дочерям Аллаха, то есть Бога, существо которого было для арабов очень неясно, хотя все-таки понятие Аллаха выражало у них идею Бога по преимуществу. Культ Аллаха был очень распространен, и храмом его служила Кааба (в Мекке) с известным черным камнем (может быть, аэролитом). Сюда стекались на поклонение все арабские племена на праздник Хадж, время которого было обязательным для всех племен перемирием. Это был именно праздник Аллаха, идею которого и развил Магомет.

http://azbyka.ru/otechnik/Lev_Tihomirov/...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЛЕОНТИЙ [Лев; греч. Λεντιος, Λων] (ум. 15.02(?) 706, К-поль), визант. имп. (695 - лето 698). Пришел к власти, свергнув имп. Юстиниана II (685-695, 705-711), однако сам был свергнут имп. Тиверием II (698-705). Официально носил имя Лев; имя Леонтий закрепилось за ним в визант. хрониках. Происходил из Исаврии; служил в визант. армии и сделал карьеру, получив должность стратига крупнейшей визант. фемы Анатолик в период правления имп. Константина IV (668-685). В 686 г. Л. возглавил военную кампанию византийцев в Закавказье, успешно провел наступление на территорию Кавказской Албании и вынудил араб. халифа Абд аль-Малика начать мирные переговоры и заключить выгодное для Византии перемирие. Однако, когда в 692 г. война возобновилась, войска Л. были разбиты арабами в битве при Севастополе (вероятно, совр. Сулусарай, Турция). За это поражение имп. Юстиниан II отправил Л. в заключение на 3 года. В 695 г. Л. был освобожден и назначен стратигом фемы Эллада, но К-поль не покинул, с группой своих сторонников поднял мятеж и в течение дня взошел на престол. Л. поддержала городская партия венетов; восставшим удалось освободить узников из тюрьмы претория и вооружить их. На стороне Л. выступили Григорий, архим. мон-ря Флора, а также мон. Павел, сведущий в астрологии. Вскоре на сторону Л. перешел и патриарх К-польский Каллиник . Имп. Юстиниана схватили во дворце, отрезали ему нос и отправили в ссылку в Херсон Таврический (см. Херсонес ). Нескольких приближенных Юстиниана толпа растерзала. Имп. Леонтий. Солид. Аверс. Реверс. 695–698 гг. (коллекция Дамбартон-Окс, Вашингтон) Имп. Леонтий. Солид. Аверс. Реверс. 695–698 гг. (коллекция Дамбартон-Окс, Вашингтон) Правление Л. пришлось на один из периодов тяжелейшего упадка Византии, когда империя повсюду терпела поражения от мусульман и гос. власть была крайне непрочной. В течение 3 лет правления Л. от Византии отпала закавказская пров. Лазика, захваченная арабами.

http://pravenc.ru/text/2463531.html

За разрешением недоумений и опровержением доводов; выдвигаемых ересью, к Фотию обращались и духовные и светские лица, и это как в годы его патриаршества, так, возможно, и раньше. Фотий давал ответы игумену Феодору 2244 , протоспафарию Иоанну Хризохеру 2245 и Стефану 2246 . В своих беседах против ересей он не довел рассказа до иконоборческой эпохи; однако в третьей беседе, говоря об арианстве, отметил попутно широкое сходство между арианами и иконоборцами, именно, в той последовательности, с которой те и другие переходили от менее важных и менее ясных искажений истины к более важным и очевидным еретическим заблуждениям 2247 . Впоследствии в послании к болгарскому князю Борису Фотий, излагая историю соборов, дал сжатый, но обстоятельный очерк иконоборческого движения 2248 . Из упомянутого письма к игумену Феодору видно, что Фотий имел в виду посвятить особое сочинение истории и опровержению иконоборчества. Такого сочинения до нас не дошло, и было ли оно написано, остается неизвестным 2249 . Свою борьбу с иконоборчеством Фотий подкрепил —618— каноническими мероприятиями на соборе 861 года, который подтвердил осуждение ереси. Он же был озабочен и тем, чтобы осуждение ереси было твердо принято и в прочих патриархатах, почему в своей энциклике 867 г. убеждал патриархов непременно причислить седьмой вселенский собор к первым шести, чтобы лишить, иконоборцев права утверждать, будто они осуждены только поместным, но не вселенским собором 2250 . —619— Собор 869 г. имел дело уже с незначительными остатками ниспроверженной ереси. Еще более серьезной была борьба с павликианством. Возникшая в VII веке ересь павликиан, стоявшая в близкой связи с маркионитством 2251 , но в Византии часто называвшаяся манихейством, насчитывала в своих рядах многочисленных последователей и потому издавна обращала на себя внимание светского и церковного правительства. Преследования против павликиан начались еще при Константине IV Погонате (668–685) и повторялись при Юстиниане II (685–695). Усиленная пропаганда ереси ее вождем Сергием в конце VIII и первой четверти IX века вызвала новые репрессии в правление Михаила Рангава (811–818) и Льва Армянина (813–820) 2252 .

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

На утро друг царя, одетый в царскую одежду, став на царском корабле, схватывается с врагом. Неприятели, думая, что это сам царь, окружив корабль, произвели сильное нападение. Друг царя многих мужественно побил, поразил и самого Мавию, наконец и сам был убит, исполнив слово писания; «больши сея любве никтоже имать, да кто душу свою положит за друга своего» 247 . В русской истории повторился подобный случай хотя, конечно, с некоторыми видоизменениями. Пред куликовской битвой боярин Михаил Бренк также надел на себя княжеское платье Димитрия Донского, и также был убит, тогда как сам в. князь остался цел 248 . Юстиниан Ринотмет (дважды 685–695 и 705–711) Этот государь, внук Консты и сын Константина Погоната (668–685), при котором был VI вс. собор, своим личным характером много напоминает русского Ивана Грозного, хотя жестокость Ринотмета извинительнее в виду тех тяжких оскорблений, какие он потерпел от враждебной себе партии. Патриций Леонтий с толпой народа возмутился против Юстиниана, низверг его с престола, отрезал ему нос и послал в заточение в Херсонес. (Подобных обид не терпел Иван Грозный и все непослушания, и своеволия бояр – ничто в сравнении с тяжким и наглым оскорблением, какому подвергся Юстиниан). Юстиниан не забыл обиды. Шесть лет пробыл он в херсонесском заточении, потом бежал к кагану хазарскому, женился на его сестре, – и пошел добывать престол константинопольский. На море поднялась сильная буря; все пришли в трепет, и один приверженец царя сказал ему: «государь, если ты спасешься, и Господь возвратит тебе царство, дай слово не мстить никому из врагов своих». Юстиниан в гневе и раздражении отвечал: «пусть Господь здесь же потопит меня, если я пощажу хоть кого-нибудь из них 249 . Такое раздражение напоминает нам бурю ярости, свирепствовавшую в душе Грозного, когда он во время первого отъезда в Александровскую слободу от избытка гнева рвал у себя на голове и бороде волосы. а) Первый рассказ читается так: «зверь (т. е. имп. Лев) своевольно и нечестиво начинает ересь, снимает икону Господа нашего Иисуса Христа с медной двери палат, собирает нечестивый совет против св.

http://azbyka.ru/otechnik/Filipp_Ternovs...

По сообщению летописи Евтихия, первый после долгого перерыва Иерусалимский патриарх был поставлен на 7-м году правления халифа Муавии (ок. 668) ( Eutych. Annales. Pars. 2. P. 38; Медников. 1897. Т. 2. С. 272), что соответствовало политике возвеличивания Иерусалима в противовес святыням нелояльного к ним Хиджаза (Мекка и Медина), характерной для Омейядов. Евтихий ошибочно отождествил этого патриарха с Иоанном V; большинство историков считают, что это был Феодор. Однако статус Феодора остается неясным, т. к. в актах VI Вселенского Собора, состоявшегося в 681 г. в К-поле, он назван только «местоблюстителем» Иерусалимского престола. На этом Соборе ИПЦ представляли священноинок Георгий (впосл. патриарх Антиохийский) и диак. Андрей (впосл. архиепископ Критский), к-рый принял монашество и до 685 г. подвизался в Иерусалиме. Делегация поддержала осуждение монофелитства. В 691-692 гг. Иерусалимский патриарх Анастасий II участвовал в Трулльском Соборе в К-поле. ИПЦ, как и др. Церкви на территории Халифата, пользовалась относительной благосклонностью первых халифов династии Омейядов. В Дамаске при дворе халифов сложилась влиятельная группировка правосл. чиновников во главе с высокопоставленным чиновником Серджуном (Сергием) ибн Мансуром, которого агиографическая традиция считает отцом прп. Иоанна Дамаскина . В тот период светская элита христиан имела большее влияние, чем церковные иерархи. По сообщению визант. хрониста прп. Феофана Исповедника, когда халиф Абд аль-Малик (685-705) ок. 690 г. захотел взять колонны Гефсиманской базилики в Иерусалиме для украшения одной из мечетей, Серджун и некий патрикий Клавсис, глава палестинских христиан, уговорили его не делать этого ( Theoph. Chron. P. 365; Муравьев. 1844. Ч. 1. С. 310). В нач. VIII в. отношение халифов к христианам ухудшилось. В этот период при постройке мечети в Рамле мусульмане изъяли колонны, приготовленные христианами соседней Лидды для одной из церквей ( Медников. 1903. Т. 1. С. 701). В правление халифа Умара II (717-720) произошло 1-е целенаправленное гонение на христиан. Им было запрещено строительство новых церквей, для них была введена особая одежда, поощрялись переходы зиммиев в ислам (Там же. С. 704-719). При халифе Язиде II в 724 г. уничтожили св. иконы в церквах ( Theoph. Chron. P. 401-402). Открытые археологами мозаики нек-рых иорданских церквей носят следы иконоборческих повреждений, впосл. исправленных ( Piccirillo. 1995. P. 48).

http://pravenc.ru/text/293788.html

Узнав о содержании этого текста, папа Николай в свою очередь разослал окружное послание к Западной Церкви, призывая епископов всех частей распавшейся к тому времени Франкской державы к объединенной борьбе с Востоком. Он потребовал, чтобы возглавлявшие поместные Церкви Запада архиепископы созывали свои Соборы, дав единодушную отповедь " нападкам " Фотия. Один из наиболее авторитетных иерархов в Западнофранкском королевстве, архиеп. митрополии Реймса Гинкмар , несмотря на натянутые отношения с папой, с энтузиазмом поддержал его послание. Полемические трактаты в защиту латинских обычаев написали Парижский еп. Эней и Ратрамн , монах из Корби . Виртуозно сплетая проблему Filioque (добавление которого в Символ веры было характерно в то время для франкской церковной традиции, но еще долго не укоренялось в Риме) с вопросом о " тирании " папы, свт. Фотий подготовил основательную почву для реванша. В августе-сентябре 867 года Собором с участием представителей патриархов Востока папа Римский был осужден, низложен, а возможно, даже и анафематствован. Впрочем, точно судить о деяниях этого Собора - одного из важнейших в церковной истории - не представляется возможным ввиду уничтожения его актов. Уже в конце сентября того же года в Константинополе произошел очередной дворцовый переворот. Имп. Михаил III, единомышленник свт. Фотия, был убит своим соправителем Василием I Македонянином . Новый император, осужденный свт. Фотием как узурпатор, поспешил восстановить на престоле низложенного Игнатия и направил в Рим посольство с заверениями в лояльности к папе. Деяния " Фотиева " Собора были дезавуированы, а Фотий вместе со всеми поставленными им епископами был низложен и отправлен в ссылку. На Константинопольском Соборе 869-870 списки деяний Собора 867 года были обречены на истребление. Литература Использованные материалы   Перевод окружного послания см. в сб.: Фотий, свт. Антилатинские сочинения. С. 125-145   Aeneas Parisiensis. Liber adversus Graecos//PL. 121. Col. 685-762; Ratramnus Corbeiensis. Contra Graecorum opposita Romanam ecclesiam infamantium//Ibid. Col. 225-346; см.: Hergenröther. 1867. S. 668-674; Лебедев. 1998. С. 229-267

http://drevo-info.ru/articles/6832.html

По крещении афонцев, им был поставлен учителем один из апостольских мужей, прибывших на корабле, вручая коему новый крещеный народ, Божия Матерь с душевным восторгом сказала: «Сие место да будет мне в жребии, данный мне от Сына, Бога моего!». Потом, благословив народ, присовокупила: «Благодать Божия да пребудет на месте сем». Все это произошло около 44 года по Рождестве Христовом. И, действительно, слова Пресвятой Богоматери оправдались судьбе Афона всецело: он стал иноческой страной, где все ежесекундно славят имя своей Небесной Покровительницы... Обращаясь к внешнему виду Святой Горы, нужно отметить, что природа Афона поражает глаз наблюдателя как своей величественностью, так равно и живописностью. Место это словно нарочно отдано для иноческой жизни. Время появления здесь иноков относится к IV веку по Рождестве Христовом. Сначала были здесь только       одинокие пустынники; небольшие же по размерам и материальным средствам своим обители возникают на Афоне со времени царствования Константина Поганата (668–685 гг.), отдавшего этот гористый полуостров во владение инокам. Последующие императоры тоже благоволили к начальникам Афона, и вскоре после смерти Св. Афанасия Афонского , сильно способствовавшего развитию и укреплению здесь иноческой жизни, монашество Афона так выделяется высотой своих подвигов, что самое место их жительства получает в уставе императора Константина Мономаха название Святой Горы». К XIII веку сия гора была покрыта монастырями и представляла собой как бы иноческое царство. Много превратностей судьбы пришлось испытать Афону. Так, в 1204 году он подпал под власть католичества после того, как Царьград был завоеван латинянами; а при императоре Михаиле VIII Палеологе на афонских иноков было воздвигнуто гонение за то, что они послали этому уклонившемуся в католичество государю особый свиток с доказательствами истинности православной веры: в 1458 г. Афон был завоеван турками и значительно опустел до 1829 г., когда снова начал расти и процветать. В настоящее время Святая Гора среди святынь Востока занимает важное место и привлекает своими духовными сокровищами массу паломников.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/p...

15 июня 653 г. по приказу императора в Рим прибыл с войсками экзарх Феодор Каллиопа; был объявлен имп. указ о низложении папы св. Мартина как незаконно занявшего престол; ночью 18 июня папа был тайно вывезен из Рима и в июле доставлен на о-в Наксос, где провел в заточении больше года. Главным пунктом обвинения было то, что он оказал поддержку мятежу экзарха Олимпия, отказавшегося подчиняться императору. Суд приговорил свт. Мартина к смертной казни, к-рая, однако, по ходатайству патриарха Павла была заменена ссылкой в Херсонес, куда он отправился весной 655 г. и где осенью того же года скончался ( Winkelmann. 1994). Еще до ареста папы в Риме там был взят под стражу прп. Максим, его привезли в К-поль, где над ним вершился суд, ему были предъявлены обвинения в гос. измене. Прп. Максим отверг эти обвинения, кроме одного,- он не признал Типос. Прп. Максим был заключен в тюрьму, после тюрьмы его выслали во Фракию. Летом 656 г. прп. Максим был перевезен под К-поль и ему вновь предложили признать Типос. В 662 г. преподобный умер в ссылке на Кавказе. Также в ссылке скончались его сподвижники прп. Анастасий К-польский († 24 июля 662) и Анастасий Апокрисиарий († 11 окт. 666). Новый имп. Константин IV (668-685) вел продолжительную войну с арабами, и ему было не до догматических споров. Ок. 673-677 или 680 г. шла крупнейшая за всю историю Византии осада К-поля с суши и моря; лишь чудо спасло империю от араб. завоевания. В 678 или 680 г. был заключен мир. В самом К-поле патриархи один за другим теряли интерес к монофелитству, хотя патриарх Феодор I (677-679) и предпринимал попытки его возродить. В этой ситуации император обратился к папе Дону с предложением прислать своих представителей в К-поль для решения догматических вопросов в совещании с патриархом К-польским Феодором I и патриархом Антиохийским Макарием I (сакра от 12 авг. 678 г. - CPG, N 9416; ACO II. Vol. 2 (1). P. 2-10; ДВС. Т. 4. С. 11-14). В 679 г. патриарха Феодора I сменил на К-польской кафедре Георгий I . Папа Дон умер прежде, чем имп. сакра была доставлена в Рим. Она была вручена уже папе св. Агафону, к-рый в ответном послании императору от 27 марта 680 г. еще раз подтвердил и обосновал верность Православию зап. иерархов (CPL, N 1737; CPG, N 9417; ACO II. Vol. 2 (1). P. 52-122). Кроме того, прежде чем отослать послов в К-поль, папа св. Агафон собрал в Риме Собор, на к-ром были уточнены формулировки зап. исповедания и составлено еще одно послание императору, подписанное 125 участниками Собора (Послание папы Агафона и Римского Собора имп. Константину от 27 марта 680 - CPL, N 1737; CPG, N 9418; ACO II. Vol. 2 (1). P. 122-158). При этом, если в послании имп. Константина речь шла только о богословском совещании, то в ответном послании Римского Собора предстоящие переговоры уже рассматривались наравне с пятью Вселенскими Соборами.

http://pravenc.ru/text/Вселенский VI ...

При этих храмах возникли и первые обители. Ненадолго задержанное в развитии при Юлиане Отступнике христианство вполне утвердилось уже при Феодосии Великом (379—395), уничтожившем на Афоне последние следы язычества. Дочь Феодосия, царица Плакидия, пожелавшая увидеть Святую Гору и восстановленный отцом Ватопедский монастырь, когда прибыла на Афон (382) и входила в Благовещенский храм, услышала от иконы Божией Матери, названной впоследствии «Предвозвестительницей», голос, повелевавший ей удалиться из пределов Афона. Это событие послужило основанием каноническому установлению, запрещающему женщинам появляться на Святой Горе. В V веке блгв. царица Пульхерия создала две обители — на месте нынешних Есфигмена и Ксиропотама. Древние афонские монастыри состояли под священноначалием Солунских митрополитов. Стеснительное положение и обеднение Афона вследствие нашествия в V—VI веках варваров — гуннов, болгар, славян, отрезавших его морское торговое сообщение с Малой Азией, Константинополем и приморской Фракией, промыслительно повело к выселению со Святой Горы мирских жителей и водворению на ней одних монахов, после чего Афон и сделался «вертоградом Царицы Небесной». Император Константин IV (668—685) после тяжелых войн с хазарами и персами был вынужден заключить с арабами, принявшими магометанство, соглашение о длительном мире ценой отказа от Сирии, Палестины и Египта, в которых были сосредоточены древнейшие центры христианского подвижничества. На VI Вселенском Соборе, в 680 году, было принято церковное постановление (правило 18) отдать в распоряжение гонимых магометанами монахов разрушенные арабами обители Афона. Царские хрисовулы утверждали за монахами Святую Гору как исключительно им принадлежащее достояние (указ Константина IV, 676 г.), ограждали их спокойствие от посягательств царских служилых и простых людей (указ Василия Македонянина, 872 г.). После этих судьбоносных для православия решений, несмотря на троекратное опустошение Афона варварами (в 670, 830 и 866 гг.), монашеское население его во времена императора Василия Порфирородного (976—1025) достигло 50 000 человек.

http://isihazm.ru/?id=2005

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010