Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ДУБРОВНИК [лат. Ragusium, Ragusa], г. в обл. Далмация (Хорватия), порт на Адриатическом м., в средние века центр самостоятельной Дубровницкой (Рагузинской) республики и важный торговый центр. История города Лат. название г. Рагуза (Рагузий) восходит к названию прибрежного о-ва Лаус (Laus - Lausium - Rausium - Ragusium), на к-ром ок. 614 г. возникло поселение романоязычных беженцев из Эпидавра (совр. Цавтат) (потомков рим. и иллирийского населения), спасавшихся от аваро-слав. нашествия. В письменных источниках Рагуза впервые упомянута в 667 г. Слав. название Д. (от слова «дубрава») принадлежало поселению, сложившемуся к кон. XI в. на материке напротив Рагузы. В XII в. эти поселения объединились, отделявшая их протока была осушена и на ее месте возникла центральная улица города - Страдун. Оба названия сосуществовали: Рагуза в офиц. (до 1472 лат., затем итал.) и в далматинском (бывшем в употреблении до XVI в.) языках; слав. название Д., зафиксированное в кон. XII в., стало офиц. в 1918 г. С момента возникновения и до 1204 г. Д. как город-анклав с небольшой сельской округой, граничившей с землями, где жили славяне, входил в состав визант. фемы Далмация. Из-за географической удаленности от империи далматинские города обладали большой самостоятельностью. В 866-867 гг. город выдержал 15-месячную осаду арабов, снятую визант. флотом. В 972 г., по легенде, благодаря заступничеству св. Власия , сщмч. Севастийского, был предотвращен захват города венецианцами. Ок. 992 г. Д. осадили войска болг. царя Самуила , но взять его не смогли. В 1000-1018 гг. Д. был под властью Венеции. Со 2-й пол. XII в. из-за постоянно меняющейся политической обстановки республика балансировала между Византией, Венецией, норманнским Сицилийским королевством и позже серб. гос-вом Стефана Немани. В 1186 г. серб. войска заняли часть Д., но норманнский флот спас город от оккупации. По договору с серб. вел. жупаном Стефаном Неманей Д. получил гарантию неприкосновенности границ и свободу торговли в серб. землях. В 1189 г. подобное право купцы Д. получили от боснийского бана Кулина, в 1191 г.- от визант. имп. Исаака II Ангела.

http://pravenc.ru/text/180532.html

Свети Апостоли, саздавши сву Цркву неимарством Светога Духа, у Христа кроза све векове. 1013 Свети Апостоли: предивни стубови Цркве, држе Цркву догматима вере. 1014 Црква првородних непрестано се весели духовима светих Апостола. 1015 Апостоли су: неразориви Цркве и стубови 1016 Као очевидци и сведоци Бога Логоса ученици пребогати, као непресушиве реке разделивши се, Цркве божанственим водама. 1017 Сведрагоцени празник светих Апостола наста Цркви нам свима 1018 Молитвена мисао Цркве и ову свету истину: Божанствено Св. Богослова богонаписано, постаде перо Свесветог Духа. 1019 И допуна истини: Св. Богослов око Цркве. 1020 Свети Мученици – Црква Свети Мученици су свепобедни сведоци Цркве васкрслога Господа Христа, увек од сваког и демонског пакла, или демони могу у свом црквоборачком бесу натуткати против Цркве Васкрслога. Света молитвена мисао Цркве нам душу: Божанствени сабор Мученика Цркве – они делом испунише Спасове речи; они затворише врата паклена, против Цркве, и мучеништвом родише Цркве. 1021 Свеславни Страдалци Спасови су свештена и одабрана слична светим у усред кога дрво живота – Господ Христос; они су поданици богокрасне Цркве. 1022 Свети Свештеномученици и Пастири, украсивши себе красотама првобитног доброчинства, постадоше истинске звезде и онебесише Цркву Христову, разноврсно украсивши. 1023 Мученици … сада ваистину на небу свету Цркву првородних. 1024 Свети Мученици су стубови Цркве. 1025 Чесна Црква увек блиста светлим подвизима Мученика. 1026 светих Мученика су апостолски и благовести небеском срца и приводе их Истинитом Богу и Господу – Исусу Христу. Молитвена мисао Цркве Христовом свети Мученици угасише пожар росом подвига, и се као многосветли светилници Цркве, вером одгоне таму недуга и мука од наших душа. 1027 Свети Мученици, поставши мучеништвом синови слободног Небеског, Цркву првородних, Христа вавек. 1028 Свети Мученици су Цркве, главни стубови побожности. 1029 Свети Мученици: и сада свету Цркву првородних. 1030 Страдалци Мученици су куле Цркве. 1031 Свети Мученици су красота Цркве. 1032 Свети Мученици; и сада Цркву првородних се. 1033 Свети Мученици као светила небо Цркве. 1034 Свети Мученици су, благовести света мисао Цркве, истините вере украси Цркве. 1035 Мученици, божанствени Христови, као превелике звезде увек чесно небо Цркве, и верне. 1036 свештеномученици као многосветле звезде, мислено гранувши на своду Цркве, сву твар, таму подвигом светлости и чудеса. 1037 Свети Мученици, се као звезде, ви небо Цркве различним даровима и разноврсним лепотама – у правди, памети. 1038 Сви Свети – Црква

http://azbyka.ru/otechnik/Iustin_Popovic...

Глава 1. Император Констанций и высшие духовные иерархи I. Взаимоотношение императора и высших духовных иерархов на востоке и на западе со времени деления римской империи после смерти Константина Великого Опираясь на диоклетиановский правопорядок, Константин Великий еще в 335 году разделил империю между своими тремя сыновьями – Константином, Констанцием и Констансом, – и племянником Далмацием. Константин получил Испанию, две Галлии и Британию, Констанций – Азию и Египет, Констанс – Италию с городом Римом, Африку и Паннонию, наконец, Далмаций – Балканский полуостров: Иллирик и Фракию 1011 . Во время смерти Константина при нем не было ни одного сына. Что рассказывают о завещании Константина, Филосторгий 1012 , Руфин 1013 , Сократ 1014 , Созомен 1015 и Феодорит 1016 ничем не проверяется. Верно только, что погребене умершего императора долго откладывалось и управление империей, в роде регентства 1017 , осуществлялось от имени покойного Константина 1018 . Первым прибыл Констанций и совершил торжественное погребение своего отца в Константинополе в церкви апостолов 1019 . Летом 337 г. произошли серьезные беспорядки. Во время последних взбунтовавшимися солдатами были истреблены вместе с Далмацием и его братом все мужского пола агнаты императорского дома, исключая двух мальчиков – Галла и Юлиана 1020 . Прикосновенность к этому злодеянию Констанция ничем не установлена 1021 . Девятого сентября 337 года сыновья Константина провозгласили себя августами 1022 , а немного позднее приступили к фактическому разделу империи. Для этого они, по сообщению Юлиана 1023 , съезжались в Паннонии. Время и место этого свидания не установлены. По-видимому, последнее состоялось летом 338 года в Виминации 1024 . Как основательно догадывается Лоофс 1025 , свидание это было необходимо для соглашения по поводу освободившейся за смертью Далмация области. Впрочем, Константин II выиграл здесь не много. Большая часть наследства Далмация досталась Констансу. Что касается Констанция, то ему был выделен только диэцез Фракия с городом Константинополем 1026 . Так как Констансу (род. в 323 году) во время смерти Константина было около 14-ти лет, то опека над ним, как неправоспособным, была вручена старшему брату Константину II, в руках которого и было сосредоточено законодательство для всего запада 1027 . Таким образом фактически империя разделилась на две части: западную – с Константином II и восточную – с Констанцием во главе.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Gidulyan...

Скачать epub pdf Песнь Степеней, 125 Псалом сей по надписанию принадлежит к разряду тех же песней степеней, как и предыдущие псалмы, а содержанием своим со всею ясностию указывает на первое время возвращения иудеев из плена вавилонского, когда другая, большая часть их, оставалась еще в земле пленения. Утвердившиеся уже на родной земле сыны Израиля воспоминают в нем то состояние, в каком находились они по возвращении из Вавилона. Но отрадные воспоминания о своем возвращении из плена естественно должны были возбуждать в них сожаление о том, что далеко еще не все сыны Сиона воспользовались дарованным от Господа избавлением, но что очень многие из них, несмотря на позволение возвратиться в отечество, по привязанности ли к своему стяжанию и по недоверию к выгодам возвращения, или же по другим каким обстоятельствам, продолжали еще оставаться в Вавилоне. О сем возвращении иудеев из плена так сказано у блж. Феодорита: «Господь, как царствующий над всеми, повелел иудеям возвратиться. Но весьма многие злонамеренные и во всем противные законам Божиим не согласились на сие возвращение, а те, которые тщательно упражнялись в прародительском благочестии и имели любовь к законному богослужению, охотно приняли предложение о возвращении. Сии-то в сем псалме, видя свою свободу, радуются и молятся, чтоб и все единоплеменники получили оную» с. 1017–1018]. Вот как читается самый псалом. Пс.125:1 Внегда возвратити Господу плен Сионь, быхом яко утешени. Сими словами выражена великая радость иудеев, когда они услышали указ персидского царя Кира об освобождении из плена и возвращении их в свое отечество; но не совсем точно выражено здесь это радостное состояние пленников в нашем славянском тексте, по переводу его с греческого, словами: быхом яко утешены. В переводе с еврейского весь первый стих читается так: «Когда Господь возвращал пленных сынов Сиона, мы были как бы видящие во сне». Здесь также выражено состояние сильной радости, и притом настолько сильной, что услышавшие о свободе от этой радости стали вне себя, как бы во сне видящие, так что не верили говорящим им о том, эта новая радостная весть казалась им сновидением, а не действительностию. Нечто подобное было с патриархом Иаковом, когда он получил радостную весть о том, что жив Иосиф, сын его, которого он считал погибшим. Не верил он от радости при этой вести до тех пор, пока не получил ясные доказательства ее действительности ( Быт. 45:26 ). Также и св. апостол Петр, когда сверх всякого чаяния, был освобожден ангелом из темницы, действительное событие почел за сонную мечту, за привидение ( Деян. 12:9 ). Также не верилось и израильтянам, получившим свободу, но когда прошли первые впечатления радости, они были весьма утешены.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij-Razum...

14.09.2014 #новости портала #нужна помощь #рассылка Предание.ру new WOW().init(); window.onload=function () document.getElementById( " close " ).onclick=function () this.parentNode.parentNode.remove(); return false; Подпишитесь на наш Телеграм      ×   Дорогие друзья! Сегодня у нас неожиданная просьба. 4 октября фонд «Предание» участвует в празднике «День радости», который пройдет в музее Москвы. Мы люди простые: слово «радость» у нас ассоциируется в первую очередь с чем-то сладким. Поэтому на празднике мы проведем благотворительную сладкую ярмарку: будем продавать варенье, мед, конфитюр и прочие маленькие радости. На подготовку осталось меньше трех недель. Поэтому просим вас,  не откладывая, приносить и присылать любовно заготовленные вами баночки с малиной, медом, смородиной, яблоками и всем-всем, что только у вас есть. Покупные баночки надлежащего качества также приветствуются. Все это мы продадим добрым людям, которые придут в музей Москвы. Эффект будет двойной: покупатели получат немного консервированного лета и станут еще добрее, а вырученные средства будут направлены на помощь нуждающимся — детям с нарушениями развития. Как можно передать сладкий груз? Принести к нам в офис на м. «Октябрьская» по будням с 9-30 до 18-00 (о другом времени нужно предварительно договориться по телефону (495)959-92-76); Прислать по почте: 119049, Москва, Ленинский проспект, д.1, офис 1018 (уточните, чтобы срок доставки был до 4 октября); Принести непосредственно в музей Москвы в субботу 4 октября. Праздник будет проходить по адресу: Зубовский бульвар, д. 2, с 12-00 до 20-00. Важно: не забудьте написать на баночке, что находится внутри, а лучше – сделать красивую этикетку, где будет обозначено содержимое, способ приготовления, год производства и назначение: для благотворительной ярмарки фонда «Предание». Чем еще помочь? На празднике будет далеко не только слакдое. Если у вас есть: старые хорошие книги, виниловые пластинки, прекрасные сувениры и подарки, если вы можете провести мастер-класс или поторговать в нашу пользу едой — пожалуйста, пишите: mb@predanie.ru. Если у вас есть вопросы или вы уже решили, сколько и чего принесете — пожалуйста, напишите об этом на почту или в комментариях в блоге. И, конечно, приходите на праздник! Наши дурзья из Библейского колледжа «Наследие» приглашает на учебу москвичей и желающих учиться в онлайне. За три года будут прочитаны курсы: введение в Ветхий Завет, Новый Завет, Четвероевангелие, послания ап. Павла, Библия и искусство, Письменность Древнего Востока и множество других. Есть подготовительное отделение для тех, кто начинает свой путь к вере. Подробнее  на сайте колледжа .

http://blog.predanie.ru/article/khozyayk...

Закрыть Война в прямом эфире К 45-летию легендарного советского телефильма «Вариант «Омега» 16.02.2020 1018 Время на чтение 14 минут Как известно, война с гитлеровской Германией шла не только на полях сражений, но и в радиоэфире. В этих невидимых баталиях принимал участие узкий круг посвященных. Однако от их оперативного мастерства во многом зависел успех на фронтах. На эту тему в СССР в 1975 году был снят 5-серийный телефильм «Вариант «Омега». Сюжет картины вкратце таков. В оккупированный нацистами Таллин весной 1942-го приезжает ас немецкой разведки барон Георг фон Шлоссер (его роль исполнил Игорь Васильев). Задачу ему поставили архисложную: создать постоянный канал для продвижения дезинформации непосредственно в Ставку Верховного Главнокомандования. Соскучившийся по настоящему делу, барон с азартом берется за выполнение задания. Для начала он засылает в советский тыл двух агентов с таким расчетом, чтобы их легко вычислила советская контрразведка. Параллельно в самом Таллине люди Шлоссера пытаются вычислить советского разведчика и склонить его к работе на Германию, чтобы через него регулярно подбрасывать Москве искусно сфабрикованную «дезу». Впрочем, ничего из этого не вышло: канал по продвижению дезинформации так и не был создан. Более того, в результате сложнейшего интеллектуального поединка Георга фон Шлоссера с советским разведчиком Сергеем Скориным в исполнении Олега Даля сам барон в финале картины оказался в роли вербуемого. Основная сюжетная линия фильма основана на реальном историческом материале. В годы войны и советские, и немецкие спецслужбы провели не один десяток радиоигр – различных по степени сложности и продолжительности. Многие из них до сих пор остаются тайной за семью печатями. При этом обе стороны старались не только выведать истинные замыслы противника, но и подсунуть ему заведомо ложную, но убедительную информацию о своих собственных планах. В этом многолетнем поединке двух достойных противников победу одержали советские спецслужбы. К этой теме мы еще вернемся, а пока посмотрим, насколько точно главные герои телефильма соответствуют реальным историческим персонажам.

http://ruskline.ru/analitika/2020/02/16/...

Закрыть Культ имени «Ленина» К вопросу о судьбе мавзолея 21.03.2013 1018 Время на чтение 18 минут От редакции : Вопрос о необходимости выноса мумии В.И.Ульянова (Ленина) из мавзолея на Красной площади регулярно вносится в повестку дня. Сегодня с такой инициативой выступает вице-спикер Государственной Думы В.В.Жириновский. При фракции ЛДПР создан общественный Клуб «Ленину - нет». Сегодня мы предлагаем вниманию читателей мнение по этой теме нашего давнего автора и читателя, специалиста по московской духовной топонимике Валерия Владимировича Архипова. Вера в Бога - это достаточно устойчивое явление в Истории. И это вполне естественно, ибо всякая душа по своей природе является душой, ощущающей своего Творца. Сегодня если не все, то, по крайней мере, подавляющее большинство граждан нашей страны, пройдя через десятилетия атеистического мракобесия, являются людьми религиозными. Есть даже, как это не парадоксально звучит, «православные коммунисты» (к таковым, например, причисляет себя Валентин Зорькин, председатель Конституционного Суда). Итак, после окончания коммунистического богоборчества в России, сегодня можно констатировать тот факт, что в Бога верит всё человечество, даже прогрессивное! Хотя и по-своему... Но, как это ни парадоксально, при этом умалчивается, а иногда просто игнорируется существование богопротивника - дьявола. О нем говорить в обществе не принято. Его имя табуировано, то ли в силу каких-то необъяснимых внутриобщественных процессов, то ли по причине пресловутой и вездесущей толерантности. А ведь дьявол - такая же часть Божия творения, как и человек, только утратившая свои светлые свойства и по собственному произволению ставшая причиной возникновения в мире зла. Т.е зло личностно, дьявол - это личность, причем не менее реальная, чем все, читающие эти строки. Просто это личность тонко-духовная, а потому невидимая, она не имеет рук и ног, посему реализует свои замыслы с помощью дел рук человеческих, через адептов дьявольского культа. Причем, сами адепты могут подчас и не знать, кто и какие силы ими управляют.

http://ruskline.ru/analitika/2013/03/22/...

Что же касается предшествующей ей церкви, то она была в «городе Владимира», и о ее закладке говорится в Новгородской I летописи под 6525 годом (т. е. с марта 1017 по февраль 1018 г.): «Ярослав иде к Берестию. И заложена бысть святая София… Кыеве» . Если заложение церкви в 1037 г. было связано с расширением города и перенесением ее места в новую его часть, то почему предшествующее здание внутри города Владимира было построено именно в 1018 г.? На этот вопрос дает ответ сообщение Титмара Мерзебург-ского, информаторы которого, немецкие воины в составе армии Болеслава Храброго, побывали в Киеве именно в 1018 г. Титмар пишет о киевском «архиепископе», который принимал с честью Болеслава 14 августа 1018 г. в соборе (monasterium) св. Софии, сгоревшем в предшествующем году . Титул архиепископа обычен в писаниях латиноязычных западных хронистов для обозначения старшего среди епископов епархии и независимого от них иерарха и оавен митрополиту; терминами monasterium. Munster в Германии и других странах называли кафедральный собор . Есть ли в русских источниках подтверждение этого сообщения о пожаре Киева в 1017 г. и постройке новой церкви? О том, что в 1017/18 (6525) г. в Киеве «погоре церкви», сообщает Повесть временных лет и по Лаврентьевской, и по Ипатьевской летописям . Именно с этим пожаром и нужно связывать гибель Софийской церкви, которая была деревянной. На заложение новой церкви Софии указывает сообщение Новгородской I летописи (обоих изводов) под 6525 (1017/18) годом . Новая церковь также должна была быть деревянной, ибо за год, к августу 1018 г., каменную построить было невозможно. Когда была построена церковь, сгоревшая в 1017 г., сведений нет, но есть все основания связывать ее постройку с учреждением митрополичьей кафедры в Киеве. Это произошло, следовательно, задолго до 1037 г. и без всякой связи с событиями культурной и политической жизни Руси 30-х годов XI в. Есть все основания относить указанное событие ко времени вскоре после принятия христианства. Существенным аргументом в построениях, Шахматова и Приселкова, связанных с учреждением митрополии в 1039 г., является создание митрополичьего Древнейшего летописного свода 1039— 1040 гг. При этом у, Шахматова составление летописного свода предположительно связывается с событиями церковной истории, как это бывало в византийской хронографии, а именно с учреждением митрополии и появлением византийского митрополита Феопемпта , а у Приселкова такая связь уже достаточно тверда, и сам материал предположенного и восстановленного , Шахматовым свода является важным для понимания характера проведенной Ярославом реформы церковного управления .

http://sedmitza.ru/lib/text/438144/

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010