Отцы потратили много сил для исправления, более точного понимания и христианизации этого платонического положения. Можно проследить его постепенную эволюцию... Прежде всего необходимо выделить демаркационную линию между диатрибой, или мирской диалектикой, и духовным ведением. Следует подчеркнуть, что созерцательный νος интуитивен. И чтобы хорошо видеть, его следует очистить, так учили и философы. Однако христианское очищение совсем другое: оно идет в глубину и затрагивает всю христианскую жизнь, практику, которая является необходимым условием для теории 1018 . Но вместе с тем мистики рассматривали высший божественный опыт на уровне не ума, но любви. И наконец, принимая в расчет все эти «поправки», духовные писатели предпочли отказаться от термина νος, чтобы вернуться к библейскому понятию «сердца», которое лучше выражает все эти аспекты в их единстве 1019 . Νος интуитивный Философия предполагает поиск, исследование, рассуждение; она является предметом обучения, диатрибы. Но она не совпадает с созерцанием ни у Платона, ни у христианских мистиков. В теории, говорит Платон, свет освещает внезапно, как молния (ξαφνης) 1020 ; она состоит в соединении, это похоже на брачный союз 1021 . И стоики различали два способа познания Бога: как объекта рассуждения и как нечто, постигаемое спонтанно, интуитивно (πρληψις). Это может происходить во сне или в экстатических состояниях, и между таким познанием и тем, что его подготавливает, существует разрыв 1022 . Отцы знали о двух таких путях к Богу: один – «в соответствии с наукой», посредством разума, другой – «ненаучный» (νεπιστημνως), «в соответствии с общим пролепсисом (врожденной интуицией, предвосхищением. – Прим. пер.)» 1023 . Истинное созерцание есть откровение, достигнутое очищенным разумом внезапно (ξαφνης), без каких бы то ни было усилий (καμτου χωρς): «Подобно тому как земледелец, выискивая удобное место для пересадки деревьев, неожиданно находит [спрятанное] сокровище, так и всякий смиренномудрый и неподдельный подвижник, душа которого лишена косматости материи, наподобие блаженнейшего Иакова, который, когда Отец вопрошал относительно образа знания: Что сие, еже скоро обрел еси, о чадо? отвечает ему: Еже даде Господь Бог твой предо мною ( Быт. 27:20 ). Ибо когда Бог вручает нам, без всяких усилий [с нашей стороны] и паче чаяния, мудрые умозрения Своей Премудрости, мы считаем, что внезапно обрели духовное сокровище» 1024 .

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/moli...

Кажется, что Тацит, как бы враждебно он ни относился к греческим философам, представляет собой первую, пока еще весьма неловкую попытку объединить иудейско-христианские умозрения с греческой философией: «Таким образом, необходимо, чтобы теперь мы стремились обрести то, что мы имели прежде, и то, что мы потеряли» 1018 . В это же время Феофил открывает другую традицию, которую впоследствии продолжат Ириней, Климент Александрийский , Тертуллиан , Мефодий Олимпийский 1019 . Мефодий представляет первого Адама как несовершенный набросок. В те времена человек не обладал еще совершенством, он нуждался в придании ему «подобия» 1020 , несмотря на то, что по своему рождению он был Божьим «образом». «Рай еще был посредником между землей и небом» 1021 . Так же и для Иринея совершенство обретается не в начале, а в конце. Первый человек есть человек-дитя. Ириней оправдывает эту позицию самим характером творения, которое заключает в себе несовершенство и временность: «Если кто-то говорит: «Итак, что же? Разве Бог не мог с самого начала создать совершенного человека?» Пусть он знает, что все возможно Богу, поскольку Он все Тот же. Так как вещи, сотворенные Им, имеют начало, было воистину необходимо, чтобы они были менее совершенны, чем Сотворивший их... Недавно возникнув, они еще дети и по-детски непривычны и не опытны в совершенном поведении» 1022 . Впоследствии получат развитие обе концепции, которые порой можно встретить у одного и того же автора. Глава шестая. Духовная социология 1. Всеобщность христианской любви Человек – существо общественное Вселенная и человеческое сообщество были сотворены как целое, такова великая «литургия», которую служит вся тварь 1023 . Верное следование своему особому призванию позволяет не терять из вида эту перспективу. В Ветхом Завете человек сознает себя вовлеченным в жизнь общины, семьи, клана и прежде всего – в жизнь богоизбранного народа: соединен с другими своим существованием в грехе и в спасении. Но это единение людей «диалогично»: особый призыв Бога составляет для каждого закон его личного бытия и развития, каждый человек призывается «по своему имени», единственному и непреложному ( Быт 35: 10 ; Исх 31: 2 ; Ис 45: 3 ) 1024 .

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/duho...

Вторая нисколько не уступает первой, если не стоит выше её. Среди первых колонистов-негров, высланных в Либерию североамериканцами, уже было несколько методистов. По приезде туда они почувствовали нужду в духовном руководстве для себя и просили миссионерское общество епископального методизма выслать им способного проповедника. Чтобы по достоинству ценить труды проповедников в Либерии, необходимо принять во внимание, что та местность Африки, в которой расположена Либерия, отличается весьма нездоровым климатом по причине болотных береговых испарений: таким образом подвиг миссионерства в этой местности можно назвать полным самопожертвованием. Однако же к чести методистских миссионеров нужно сказать, что они не обращали на это внимания, и один за другим шли туда и умирали. Один из них даже воскликнул, – по поводу частой смерти новоприезжих: «Пусть умрут тысячи миссионеров, прежде чем им думать об оставлении Африки». 1018 Таким образом не смотря на опасности им удалось поставить прочно миссионерское дело в Либерии: там была основана высшая школа (лицей), учреждена типография; а чтобы избавить белых миссионеров от опасностей, вся миссионерская деятельность передана в ведение черных миссионеров, которые работают теперь для распространения методизма и составляют своею совокупностью нечто в роде конференции со своим собственным епископом. В настоящее время миссия поставила себе разрешение двух задач: утверждение христианства и обращение его в методизм среди жителей Либерии и проповедь соседним языческим племенам; на последнее методисты обратили особенное внимание: 1019 они теперь особенно усиленно действуют среди племен Golas, Kwias, и среди диких ашанти и Дагоме. Жители местности, о которой идет речь, по последним известиям отличаются хорошими качествами, чему они во многом обязаны европейцам: она разумно пользуются своею свободою, учат (все обязательно) своих детей; строго воздерживаются (вследствие запрещений) от продажи спиртных напитков и употребления их, – что напоминает нам предписания методистских правил и заставляет предположить, что методисты сильно влияли на внешнюю сторону жизни либерийцев.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/ocherki-...

Глава первая – Науки . Изабретение письма, т. е. слогового и буквенного писания, лежит вне пределов исторического воспоминания народов. 1018 Судя цо первоначальному единству семитических и индийских письменных знаков (алфавитов), дознанному только в наши дни, 1019 оно, кажется, падает на то время, когда человеческий род действовал еще не в виде отдельных один от другого народов, но когда, по крайней мере, большие поколения культурных народов стояли еще в столь тесном жизненном сообщении между собою, что это, важнейшее для духовного развития человечества, изобретение легко и скоро могло перейти от одного народа к другому. По всей вероятности изобретение письма сделано было в семитической среде, если даже· не в семитическом первобытном народе, и было, без сомнения, известно уже во времена Авраама, хотя в истории патриархов не представляется никаких верных следов употребления письма, без кото рого номады и теперь ещё легко обходятся. Но во всяком случае знакомство с ним и употребление его у израильтян в Египте было уже распространено; там мы находим уже израильских чиновников, которые получили своё название шофетим от писания. 1020 – Таким образом и в этом отношении народ израильский был достаточно подготовлен и развит для осуществления в нем патриархальных обетований чрез принятие его в народ завета и чрез основание царства Божия. При отсутствии знакомства с письмом и его употребления, Бог не мог бы дать поколениям израиля закона, определившего все порядки жизни, утвердившего все отношения народа к своему Богу Иегове и все права членов народа между собою так твердо, чтобы человеческий грехолюбие и самолюбие ничего не могли в нем изменить; как и вообще упорядоченное государственное устройство и государственное управление едва ли исполнимо без употребления письма. – Потому в моисеевом законодательстве письмо не только предполагается вполне как известное, но и употребление его предписывается положительно при жертве ревнования ( Чис.5:23 ) при разводе ( Втор.24:1 ) и других различных случаях ( Исх.17:14 ; Чис.17:17 ; Втор.17:18; 27:1 и др.). При Иисусе Навине не только закон пишется на каменных памятниках, поставленных на горе Гевал ( Нав.8:32 ), но и разделяемая земля прежде письменно распланировывается (18:4); даже в беспокойный период судей, во время упадка всякой культуры, захваченный Гедеоном юноша из людей сокхофских был в состоянии написать ему имена 77 князей и старейшин этого города ( Суд.8:14 ). 1021

http://azbyka.ru/otechnik/Akim_Olesnicki...

По своему складу грамоты должны быть признаны очень хорошо составленными; только во второй из них поучение о ярости и пр. не совсем ясно связывается с главным предметом речи 1015 . Сохранившаяся грамота св. Ионы в Псков главным образом касается дел земских и только отчасти есть писание в собственном смысле пастырско-учительное. Псковичи присылали своих послов к великому князю и просили митрополита быть за них ходатаем пред последним. Митрополит, извещая Псковичей, что он по своему святительскому долгу говорил за них государю «колико мощно, и, изъявляя им свою готовность делать то же и впредь, убеждает их твёрдо стоять на всём том, в чём они уреклись с великим князем. За этим он простирает к ним и речи собственно церковные: убеждает их, чтобы у них никакоже не было разногласия в церквах Божиих и в православной христианской вере и делает общее воспоминание священникам, дабы о своём священстве, колико мощно, и о своей пастве всегдашнее попечение имели 1016 . Что разуметь под разногласием в церквах Божиих и в православной вере, прекратить которое убеждает митрополит Псковичей, остаётся положительно неизвестным; но, по всей вероятности, – споры о песни аллилуйя, которые происходили тогда в Пскове и о которых мы скажем ниже. (В рукописях бывших Царского читается остающееся ненапечатанным и, может быть, сюда относящееся краткое послание «ко князем, коли пойдут на поганых за святые Божии церкви и за всё православное христианство» 1017 . [В той же рукописи бывшей Царского читается ещё не напечатанное краткое послание митрополита Ионы «О поучении православных християн, чтоб отца духовнаго слушали во всяких духовных делех», – лист 26.] Об отношениях св. Ионы к литовской части его митрополии мы знаем только то, что он несколько раз посещал её. В первый раз он был в Литве в начале 1451 года, чтобы принять от короля польского власть над здешними епископиями 1018 ; о времени последующих его путешествий ничего не известно. В своём послании к литовско-русским епископам по случаю появления у них митрополита-униата Григория он говорит о своих посещениях Литвы: «и бывал паки есмь (после 1451 года) не одинова тамо, управление ради святыя церкви, а не богатства деля злата, ни сребра, ни возмездия ради почести, якоже он прежде бывший Сидор, грабитель и враг церковный» 1019 ...

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

Но другие не только червь неумирающий, но и огонь неугасающий понимали в смысле переносном, относя то и другое к одним будущим мучениям души, и, в частности, под огнем геенским разумея мучительно-жгучее сознание души, производимое поздним и бесплодным раскаянием. Августин же не одобрял тех и других; но, с особенной силой, восставал против последних за то, что они внешний материальный геенский огонь обращали в один, чисто внутренний, душевный огонь, причем, противопоставлял им те же, приводимые им против первого рода мыслителей, слова Сираха: «Наказание плоти нечестивого огнь и червь» ( Сир.7:19 ) 1016 , а, кроме того, – еще слова Апокалипсиса, где геенна называется озером огненным и серным ( Откр.20:10 ), чем прямо и ясно обозначена материальность геенского огня. На возражение своих противников, каким же образом материальный огонь может через прикосновение действовать на злых духов, которые наравне с грешниками будут подвержены одному и тому же геенскому огню, Августин отвечал тем, что, если и нет у духов злобы допускаемых некоторыми, своего рода, эфирных тел, на которые мог бы непосредственно действовать геенский огонь, то, почему бы Бог, ведомым Ему и дивным образом не мог устроить так, чтобы геенский огонь действовал на них непосредственно или через прикосновение или проникновение, когда Он мог в лице человека материю и дух соединить даже в один состав, в одно живое существо? 1017 Ввиду же тех затруднений, с которыми приходится, необходимо, встречаться, при таком разумении огня геенского, Августин замечает: «Какого рода этот огонь, и в какой части мира или вселенной он будет, полагаю, никто не знает из людей, разве кому откроет Дух Святый» 1018 и, советуя, достижение познания всего этого, предоставить будущему, когда не отчасти, а всецело мы познаем, такое дает всем верующим наставление: «До тех же пор будем верить, что будущие тела подвергнуты будут мукам, посредством огня» 1019 . К сказанному, можно присовокупить, что и по Григорию Великому , огонь геенский, как созданный Богом еще от начала мира, для отпавших от Него диавола и аггелов его, отнюдь, не будет каким-то чисто-внутренним, из самих же душ грешных проистекающим, а будет, вне их находящимся, и совне действующим огнем, и этот огонь дивным образом будет действовать так чувствительно, как и вещественный огонь (corporaliter) не только на души, но и на тела, хотя он, вследствие своей натуральной жгучести и неимения нужды в дровах или другой какой-либо для себя пище, далеко будет не то, что настоящий вещественный огонь 1020 .

http://azbyka.ru/otechnik/Silvestr_Malev...

В виду вышесказанного, гораздо более правдоподобным представляется взгляд Пухты 1013 , который утверждает, что исполнительная сила придана была епископским решениям уже в силу первого закона Константина Великого 1014 , и что так как после 321 г. были произведены Константином Великим важные реформы в государственном управлении, в виду которых могло казаться сомнительным, продолжает ли действовать закон о епископском суде по делам гражданским, император вновь подтвердил его и повторил его содержание 1015 , добавив при этом, что даже и обоюдное соглашение тяжущихся не необходимо для перенесения дела на суд епископа. Таким образом, и о первой, и о второй конституции Константина Великого можно сказать, что, на основании их, епископы получили юрисдикцию по делам гражданским, конкурирующую с юрисдикцией государственных судов. Только, конечно, второю конституцией давалась возможность более широкой конкуренции, чем первою, так как вторая не требовала обоюдного соглашения тяжущихся, относительно перенесения дела на суд епископа, и предполагала судебный вызов нежелающей стороны в епископский суд. Относительно суда епископов по делам гражданским, сохранились исторические свидетельства, дающие видеть, что деятельность епископов в этой области была весьма обширна и во многих епископах вызывала жалобы на обременение их этими делами, как напр. со стороны Августина 1016 . Некоторые епископы совсем отклоняли от себя судебное разбирательство 1017 , другие поручали его своим клирикам 1018 , некоторые, видя злоупотребления своего духовенства, поручали суд по делам гражданским мирянам 1019 . Весьма вероятно, что епископский суд в действительности далеко не всегда стоял на той высоте, на которой он должен был стоять по предположению Константина Великого . Возможно далее, что относительно вызова сторон на суд положение епископов не отличалось определенностию, так как сторона, не желавшая епископского суда, должна была вызываться принудительно и, стало быть, не без помощи исполнительного персонала, состоявшего при государственных судьях, которые могли отказывать епископам в своем содействии, не нарушая тем никакого закона, ибо ни тот ни другой закон Константина не обязывали к тому магистратов 1020 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Suvoro...

Первая буква алеф означает собой учение (doctrina), потому что тот отдел 118 псалма, для которого она служит заглавием, полон учения 1001 ; бет – замешательство (confusio) – косвенное указание на необходимость исправления собственной жизни, потому что, кто исправляет свою жизнь, тот избежит замешательства 1002 ; гимель – воздаяние (retributio) 1003 , так как всякой непорочной совести свойственно просить себе награду у Того, Кому она служит 1004 ; далет – страх (timor) или рождение (nativitas), что, впрочем, одно и то же, потому что здесь разумеется земное или телесное рождение, а страх рождается от всего телесного и материальнаго 1005 ; ге – есть (est) или живу (vivo): кто существует (est), тот живёт, и кто живёт, тот существует 1006 ; вав– он именно, а не иной (ille est, et non alius) 1007 ; заин – управляй собой (due te) или призыв к управлению самим собой и направлению своей жизни к упокоению в Божественном слове 1008 ; хет – благоговейный трепет (pavor), свойственный святым 1009 ; тет – исключение (exclusio): как человек исключённый из дома, лишается права на пользование гостеприимством, так и тот, кто исключается из Царства Божия, лишается вместе с тем и благ этого царства 1010 ; иод – исповедание (confessio) или же разорение (desolatio) – опять значения, не исключающие друг друга, так как разорённые более способны к исповеданию 1011 ; каф – согбенные (curvati sunt), а такими называются вообще все, наклоняющиеся к земле, имеющие к ней пристрастие 1012 ; лямед –сердце (cor) или служу (servo), что указывает на необходимость разумно (prudenter) понимать содержание отдела и тщательно исполнять его предписания 1013 ; мем– внутренности (viscera) 1014 ; нун – единственный (unicus) или пастбища их (pascua eorum) – выражения, относящиеся к Единородному Сыну Отца – Иисусу Христу 1015 ; самех – слушай (audi) и твердь (firmamentum) – призыв к слушанию, необходимому для всех и доступному всем уже по самому праву природы 1016 ; айн – глаз (oculus) или источник (fons) 1017 ; фе– погрешил (erravi) или открыл уста (os aperui) 1018 ; цаде – утешение (consolatio), потому что после слёз раскаяния должно последовать утешение 1019 ; коф – заключение (conclusio) или же смотри (aspice), так как тот, кому предстоит заключение, должен быть очень осмотрительным 1020 ; реш – голова (caput) или первенство (primatus), потому что голова управляет всеми членами и чувствами 1021 ; шин – поверх раны (super vulnus), чем выражается очень простая мысль, что во избежание духовной смерти нужно накладывать на свои духовные раны соответствующие медикаменты и повязки 1022 ; наконец, последняя буква алфавита – тав значит: согрешил (erravit) или же совершил, окончил (consummavit), что также легко можно согласовать одно с другим, потому что тот, о ком сказано только в прошедшей форме, уже перестал грешить и исправил своё заблуждение 1023

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Medio...

1008 Отметим для себя: «при абсолютном рабстве гаснут последние искры богопознания» (Щедровицкий Д.В. Пятикнижие Моисеево. С. 292). 1018 «Рагуил ( Реуэль) – не столько имя, сколько должность, ранг или духовный сан этого человека. Он был священником коген Мид’йан, а словом «коген» обычно в Библии называют тех священников, которые знают единого Бога даже если они примешивают к Его культу почитание иных богов. «Когеном» назван и мадиамский священник, в семье которого, очевидно, хранилось предание рода Аврамова. Имя его составлено из двух корней: раа – значит «пасти», Эль – «Бог», а вместе – «пастырь Божий». ... Второе имя тестя Моисея, далее встречающееся в Писании, – Иофор, – по преданию, является также не столько именем собственным, сколько указанием на более высокую священническую степень, достигнутую им в результате духовного размышления и восхождения. Имя Йетер (другая форма – Йитри) происходит от глагола йатар – «преизбыточествовать», «превосходить». Оно говорит о том, что Рагуил-Иофор знанием единого Бога превосходил своих соплеменников» (Щедровицкий Д.В. Пятикнижие Моисеево. С. 306). 1022 «Сепфора, Ципора, – мадиамское имя, означающее «птица» или «когтистая» и восходящее к древнееврейскому корню. Оно может значить и «лучезарная», от цафар – «испускать лучи». В этом случае оно указывает на чистоту и праведность, на светлый характер жены Моисея» (Щедровицкий Д.В. Пятикнижие Моисеево. С. 307). 1023 «В имени «Гирсам», Гершом, соединены два корня: гер – означает «пришелец», и шам – «там», то есть «пришелец [я] там».... Очень может быть что под «чужой землей» Моисей имел в виду не только Мадиам, но и Египет» (Щедровицкий Д.В. Пятикнижие Моисеево. С. 308). 1025 Как объясняет толкователь, «знание, которое хвалится, что знает, тогда как не знает, – лжеименно есть», а стало оно «лжеименно, потому что разум пошел ложной дорогой и заблудился, полагая, однако ж, что идет верно, верно смотрит и верно видит; почему стал не тем, чем ему следует быть, стал неразумом и, именуясь разумом, ложно именуется так, – лжеименен есть.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Kritski...

Чтобы закрепить власть за собою и своим потомством, Капустин стал учить, будто душа Христа переходит потомственно от отца к сыну в роде Капустиных. Вследствие этого в духоборческом обществе верховная власть стала наследственной и почти целое столетие принадлежала Капустиным. Среди его преемников царили пьянство и разврат, а для удержания власти они ввели закон: кто отрицает своего бога – тот должен умереть. Насилие в сектантской среде достигло таких размеров, что в 1835 г. вновь была образована правительственная комиссия по расследованию их преступлений. Через четыре года работы она вскрыла множество страшных фактов: комиссия «нашла целые груды человеческих костей в подземельях, открыла застенки и целый ряд орудий для пыток, с несомненностью установила целый ряд убийств и т. п.». 1018 Для исполнения смертных приговоров духоборами был избран остров при впадении реки Молочной в лиман Азовского моря. Комиссия, несмотря на упорство духоборов и их умение скрывать злодеяния, установила факт убийства 21 чел. 1019 По другим данным, в течение только двух лет в секте исчезло почти 400 чел. Ввиду преступного характера духоборческой секты в 1839 г. было принято решение о переселении ее в Закавказье. Здесь духоборы также создали свое «государство в государстве» во главе с потомственной династией живых богов. Впоследствии, когда в борьбе за власть духоборы разделились на враждующие партии, часть сектантов попала под влияние учения Толстого. Подстрекаемые толстовскими агитаторами, духоборы выпросили у правительства разрешение на переселение за границу. Сначала выбор пал на о. Кипр, туда в 1897 г. переселись 1100 чел. Но по климатическим условиям это место им не подошло, и при помощи тех же толстовцев им подыскали место в Канаде, куда переехало 7400 чел. В Канаде духоборам отвели под поселение малопригодную землю. Там они постепенно отошли от своих взглядов, переняв основные идеи толстовства. В начале XX в. среди них отмечалось охлаждение религиозного энтузиазма, переход части сектантов в баптизм и увлечение политикой.

http://azbyka.ru/otechnik/Roman-Kon/vved...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010