На этом основании и христианская церковь не включила книгу Товит в канон, хотя и дала ей место в Библии, ради ее назидательности 1048 . После этого, и на пророчества Товитовы, как ни близки они по духу и форме к библейским пророчествам, приходится смотреть не как на богодухновенные прозрения в будущее, а просто, как на святые предчувствия и одушевленные чаяния благочестивого израильтянина, всецело проникнутого вещаниями пророков Божиих, глубоко их изучившего и вполне усвоившего для того, чтобы выражаться в духе и тоне пророков Божих. Впрочем, в самых словах Товита есть указание на несамостоятельность его пророчеств; ибо, пророчествуя, он ссылается на пророков. Так, например, он говорит сыну своему: «отправься в Мидию, сын мой; ибо я уверен, что Ниневия будет разорена, как говорил пророк Иона» 1049 . Или: « дом Божий восстановлен будет... на все роды века, здание величественное, как говорили о нем пророки » 1050 . Или еще: « сын мой, выйди из Ниневии; ибо непременно исполнится то, что говорил пророк Иона » 1051 . б) В наставительной части своего завещания Товит еще раз убеждает сына соблюдать закон Божий, быть любомилостивым и справедливым, и в пример того, как милосердие и благотворительность спасает человека, – приводит своего родственника Ахиахара, который, несмотря на свою славу, богатство и близость к царю, – был весьма добрым и доступным человеком 1052 ; так же, некоего Манассию (личность неизвестная), спасенного от смертной сети за свою милостыню. В пример же того, как губит людей и приводит во тьму неблагодарность и черствость души, Товит приводит некоего Анана (личность тоже неизвестная). После этих наставлений Товит тихо скончался, как праведник, ста пятидесяти восьми лет, и с честью был похоронен сыном. 1018 Ныне существующие еврейские переводы книги Товита явились уже позднее блаж. Иеронима и особенного авторитета не имеют. Один перевод издан Себастианом Мюнстером, а другой – Павлом Фагием. 1046 Впрочем, некоторые Иудеи смотрели на книгу Товит, как на благочестивый и назидательный вымысел, написанный с целью утешить и ободрить пленных Израильтян и дать им надежду на лучшие времена (Библ.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Herasko...

И он собрал их в место, называемое по-еврейски Армагеддон. Армагеддон понимают как «круглую гору» или как «воскресение» 1017 , – и то, и другое толкование можно соотнести со Страшным судом. Ведь гора справедливо называется круглой, потому что весь мир тогда будет уничтожен сплошной массой огня. Справедливо и воскресением называется, потому что с воскресением все люди вновь обретут свой прежний вид. И седьмой ангел вылил чашу свою в воздух. Этим седьмым ангелом обозначены святые проповедники, которые будут во времена Антихриста, и, как мы сказали, он (ангел) есть тот, о ком выше прочли, что он вострубил седьмым 1018 , воздухом же названы пустые люди. Итак, ангел вылил чашу свою в воздух, поскольку святые проповедники будут возвещать пустым и нечестивым людям о том, что они должны быть осуждены на вечные муки. И из храма великого от престола раздался громкий голос, говорящий. Громкий голос – это голос святых проповедников, под храмом подразумевается Церковь . Итак, голос возникает из храма, потому что голос святой проповеди раздается из Церкви; кроме того, он раздается и от престола, потому что Церковь Божия есть престол Божий, и, сидя на нем, Он (Бог) почивает. О том же, что этот голос произносит, он говорит далее: свершилось! – то есть близится конец мира, когда исполнится все, что было предсказано Господом и святыми. И произошли молнии, голоса и громы, и сделалось великое землетрясение, какого не бывало с тех пор, как люди на земле. Такое великое землетрясение! Молниями называются чудеса, которые через Своих святых совершит Бог, ибо мы прочли прежде, что Илия и Енох совершат много чудес; голосами названа проповедь святых, громами же выражен страх вечного огня; землетрясение же часто обозначает движение сердец. Ибо будут подвигнуты некоторые от зла к добру, как те Иудеи, которые уверуют во Христа, [а] другие, кто оставит веру во Христа и последует за прелестью Антихриста, будут подвигнуты от добра козлу. И сказал мне ангел: что дивишься? я скажу тебе тайну жены сей и зверя, носящего её. имеющего семь голов и десять рогов. Равным образом и знамения, совершенные зверем, и упомянутые ранее деяния дракона, ибо [все] это были знамения диавола. Что же касается семи голов и десяти рогов, то об атом [мы] уже говорили ранее 1019 .

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/kni...

По мысли Двоеслова, все ветхозаветные праведники могут быть уподоблены блистающим звездам в ночи греха, охватившей собой весь человеческий род после грехопадения прародителей. Именно они в ветхозаветную эпоху отчасти рассеивали своим светом даров богообщения и богопознания властвовавшую в те времена тьму богооставленности. Каждая из этих звезд сияла своим особым светом: Авель – светом невинности, Ной – стойкости в трудцх и в надежде, Авраам – послушания, Исаак – целомудрия в супружеской жизни, Иов – терпения в страдании. «И столь много сияющих звезд зрим мы на [духовном] небосклоне, что нога наша почти что не бывает способна споткнуться в нашем прохождении этого ночного странствия. Итак, поскольку Промысл Господень подал людскому ведению столь многих святых, Он... ниспослал так много звезд на небе над тьмой заблудшего человечества – до восхода Утренней Звезды (Христа), Которая, будучи Вестницей вечного утра, призвана затмить прочие звезды сиянием Собственной Божественности» 1018 . Вслед за этим ( Ион. 38:33–38 ) Господь вопрошает Иова о том, ведомы ли ему тайны бытия небесного свода и способен ли он властвовать над облаками, молниями и прочими происходящими в воздухе явлениями: Знаешь ли ты уставы неба, можешь ли установить господство его на земле? Можешь ли возвысить голос твой к облакам, чтобы вода в обилии покрыла тебя? Можешь ли посылать молнии, и пойдут ли они и скажут ли тебе: вот мы? Кто вложил мудрость в сердце, или кто дал смысл разуму? Кто может расчислить облака своею мудростью и удержать сосуды неба, когда пыль обращается в грязь и глыбы слипаются? ( Иов. 38:33–38 ). По Олимпиодору, Бог тем самым как бы спрашивает Иова: «Можешь ли приказать облаку родиться, и подчинится ли дождь, как живое существо, с трепетом твоему повелению?» 1019 Святитель Иоанн Златоуст подчеркивает: «Заметь и то, что молнии отвечают [Господу]... «Вот мы!» ...потому, что [вообще] все [творения], словно одушевленные, внемлют Богу» 1020 . Пресвитер Филипп говорит об абсолютной непостижимости замыслов Творца о вселенной: «Совершенно точно, что никто не может описать словами или постичь умом смысл неба или хождение звезд...» Он видит также в этих речениях Господа свидетельство о единстве всех областей мироздания; здесь говорится о неразрывности и ангельского, и материального мира.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Malkov/vo...

Диакон Поклоняйтесь Богу со страхом. Священник говорит молитву покаяния 1018 : Господи Вседержитель, исцеляющий души и тела наши, голосом Единородного Сына Твоего, Господа Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа, Сказавший отцу нашему Петру: Ты – Петр 1019 , и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одо­леют ее; и дам тебе ключи Царства Небесного, и чтó свяжешь на земле, тó будет связано на небесах, и чтó разрешишь на земле, тó будет разрешено на небесах ( Мф. 16: 18–19 ). Да будут разрешены рабы Твои и рабыни Твои устами Святой Троицы, Отца, Сына и Святого Духа, и устами меня, грешного и непотребного раба Твоего. Господи Боже наш, Ты взял грехи мира; прими покаяние рабов Твоих и рабынь Твоих; сделай, чтобы воссиял над ними свет жизни, и прости им грехи их; ибо Ты, Господи Боже наш, благ и милосерд, терпелив и многомилостив и поистине справедлив; если мы согрешили перед Тобой, Господи, словами, делами или помышлениями нашими, прости, разреши и отпусти; ибо Ты благ и человеколюбив; Господи Боже наш, благоволи, чтобы все мы были разрешены, и весь вообще народ разреши. Разреши, Господи, патриарха нашего авву (имярек), и святого и блаженного митрополита нашего (имярек), и всех патриархов, епископов, священников и диаконов, и каждого по его имени. Сохрани их нам на многие годы и спокойные дни в правде и мире. Разреши, Господи, царя нашего от всяких уз греха. Помяни, Господи, всех усопших и упокоившихся в вере Христовой, и собери души их в лоне Авраама, Исаака и Иакова. Избавь и нас от всякого греха и проклятия, от всякой лжи и клятвопреступления, от всякого участия в вероломстве еретиков и язычников. Даруй нам сердце и разумение, чтобы нам избежать всех действий сатаны; и даруй нам исполнять волю Твою во всякое время, и напиши имена наши в Царстве Небесном вместе со всеми праведниками и мучениками, через Иисуса Христа Господа нашего, через Которого, с Которым и с Духом Святым Тебе слава и держава, ныне, и всегда, и во веки веков. Аминь. Диакон Будем внимательны. Священник

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

В частности, рассечение тела на куски или отсечение различных членов было обычным наказанием у иудеев 1018 , египтян 1019 , персов 1020  и др. Что касается вавилонян, то они в этом отношении едва ли не были гораздо более жестоки, чем другие народы древности: сдиранье кожи с живого человека 1021 , вешанье людей 1022 , сажание их на кол 1023 , отсечение голов 1024  и других членов тела 1025 , наконец, в частности, рассечение на куски 1026 – вот примеры жестокостей, которыми даже хвалились ассиро-вавилонские государи, занося их во множестве и в мельчайших подробностях в свои летописи. Восточному деспоту ничего не стоило велеть избить целые сотни своих подданных, будь это знатнейшие и нужнейшие люди во всем государстве, или приказать умертвить жителей покоренных стран, будь это даже царствующие особы. Сам Навуходоносор, хотя был, несомненно, одним из лучших во всех отношениях государей, но в жестокости мало чем уступал другим восточным деспотам: известны, напр., такого рода факты, что он приказал убить сыновей иудейского царя Седекии на глазах отца, а последнему, затем, выколоть глаза 1027 ; в другой раз велел избить множество знатных иудейских граждан 1028 и т. п. Нет, поэтому, ничего удивительного, если и теперь, взволнованный сновидением, горя нетерпением узнать как содержание, так и значение его, он угрожает мудрецам рассечением их в куски и обращением самих домов их в развалины 1029 , – только за то, что те не могли прежде всего угадать содержание сна 1030 . «Если же, продолжает он, вы расскажете сон и значение его, то получите от меня дары, награду и великую почесть; итак, скажите мне сон и значение его». Мудрецы, будучи не в состоянии исполнить требование царя, отвечают тоже, что и прежде: «да скажет царь рабам своим сновидение и мы объясним его значение». Царь, в свою очередь, продолжает настаивать на своем требовании: «верно знаю, что вы хотите выиграть время, потому что видите, что слово отступило от меня. Так как вы не объявляете мне сновидения, то у вас один умысел: вы собираетесь сказать мне ложь и обман, пока минет время; итак, расскажите мне сон, и тогда я узнаю, что вы можете объяснить мне и значение его».

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Pesocki...

Так, Иуда Маккавей перед трудным сражением видел бывшего иудейского первосвященника, добродетельного Онию, с простертыми руками молившегося за весь народ иудейский, a затем другого мужа, окруженного дивным и необычайным величием, – о котором Ония сказал: «… это – братолюбец, который много молится о народе и святом городе, Иеремия, пророк Божий» 1012 . И тому же Иеремии, при жизни его, Господь, когда «устал миловать» упорный в отступничестве народ Свой, сказал, что «… душа Его не приклонится к народу сему», хотя бы даже «… предстали перед Лице Мое Моисей и Самуил» 1013 с ходатайством за него. Очевидно, как при жизни они усердно предстательствовали за жестоковыйный народ свой перед Богом 1014 , так делали они и потом, телесно, но только телесно, разлучившись с ним. То же, несомненно, делал и Авраам, при жизни ходатайствовавший перед Господом даже за перлы нечестия – Содом и Гоморру 1015 . И это, несомненно, – воля Божия, чтобы святые молились о других – в помощь им. Ибо впервые об этом сказал Сам Господь – Авимелеху, чтобы избавился тот молитвою Авраама от наказания бесплодием, поразившим его дом за похищение Сарры: «… пророк есть, и помолится о тебе. и жив будеши» 1016 . Так и друзьям Иова Он же повелел – с жертвою своею идти к Иову и там ее принести: «… и раб Мой Иов помолится за Вас, ибо только лице его Я приму, дабы не отвергнуть вас за то, что вы говорили обо Мне не так верно, как раб Мой Иов… И возвратил Господь потерю Иова, когда он помолился за друзей своих» 1017 . Отсюда так естественно, так логически и жизненно – необходимо обращаться и нам с молитвенным призывом к святым своим, тем более – уже прославленным Богом в Царстве Его. Ведь они именно угодники, друзья 1018 Божии, предстоящие на небе перед Агнцем 1019 . Как ослабевший от болезни наш физический глаз пользуется сначала помощью слабых светильников и уже окрепнув, выходит на яркий и полный свет солнца, так и мы, в греховной немощи своей слишком уже недостойными сознаем себя перед Небесною Чистотою и Святостью Божией, и тогда сердце наше просит подобострастных нам, но духовно здоровых, святых – ходатайствовать за нас и умолять, паче – солнца блистающее, величие Царя Небесного за наши немощи, малодушие н ничтожество.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/hri...

Господь во святых Тайнах плототворит Себя в пищу и питие людей, по сказанному в Евангелии: »Ядущий хлеб сей будет жить вовек» 1003 . 4 Искупление людей от рабства диаволу выражается связыванием демонов мучителей в городе человеческой души, когда там воссиявает солнце благодати. Потому в псалме сказано: «Ты (Господи) пленил плен« 1004 . Демоны изгоняются из людских сердец, но могут приражаться к верным душам искушающими помыслами. Христово крестное древо для них – смерть 1005 . Примем же Господа, врача наших душ, и введем Его внутрь себя. Он для нас – жизнь вечная. Всякая душа, не упокоившая Его в себе и сама не упокоившаяся в Нем, не может войти в небесный град. На Страшном суде не сотворившие в себе обители Господу будут поставлены влево и услышат от Него слова: »Я... был странником, и не приняли Меня... алкал Я, и вы не дали Мне есть; жаждал, и вы не напоили Меня» 1006 . Господь Своих чад, в которых вообразился, питает собственным Своим покоем и Себя Самого отдает им во святых Тайнах 1007 . Как тело близко к душе, так Господь близок к ищущим Его с неистощимым терпением, готов прийти и открыть заключенные двери сердец их и даровать им небесное богатство 1008 . Имеющие в себе силу Святого Духа находятся на стороне света и имеют в себе душу света 1012 , или соль жизни, уничтожающую зловоние лукавых помыслов 1013 . Свет Духа и составляет жизнь человеческой души, делая ее плотоносным духом 1014 . Проникая сущность и существо души, Он упокаивает и телесные члены невыразимым упокоением. Это-то и обозначил апостол словами: «Все мы сыны света и сыны дня " 1015 . Небесный свет Духа, говоря образно, воспринимает в человеке крылья помыслов, достойных души, и правит, куда Ему угодно 1016 . Этим светом, как пищей, невидимо питаются души святых. Например, пророк Моисей пробыл на Синайской горе сорок дней и сорок ночей, хлеба не ел и воды не пил 1017 . Телесной природе невозможно бы было столько времени прожить без хлеба, если бы она не приобщалась другой – духовной пищи 1018 . Сам Господь Спаситель для того пришел в мир, чтобы в нашу душу вложить небесную пищу, т.

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Milov...

И людей праведных Господь допускает часто и много страдать, подобно Иову, от разных внешних бедствий и людских неправд, и притом даже среди по-видимому незаслуженного благоденствия грешников ( 2Тим.3:12–13 ), но и в этом случае Он поступает так не по чему-либо иному, как по внушению Своей правды и любви 1017 . К тем же нравственным целям направляет Господь и судьбы целых народов и государств, «назначив предопределенные времена и пределы их обитанию» ( Деян.17:26 ). «Бог Сам раздает земные царства и добрым и недобрым, и раздает не без намерения, не по случаю или счастью, но сообразно с ходом дел и времен, для нас сокрытым, для Него же совершенно известным» 1018 . Некоторые из правителей даются Им для улучшения и пользы подданных и для сохранения правды, некоторые же для устрашения, наказания и укорения, а иные для унижения или возвышения народов, смотря по тому, чего бывают они достойны 1019 . Сообразуясь с нравственным состоянием народов, Бог в одни времена обильно подает им все блага земли (см.: Ис.1:19 ) и дарует тихую и безмятежную жизнь (см.: 1Тим.2:2 ), в другие времена наводит на них голод, мор, землетрясения, войны, порабощение и другие общественные бедствия. «И то находится во власти Вседержителя, чтобы каждый на войне или был побежден или победил, одни получили царства, а другие соделались подданными царей» 1020 . По Его же воле одни царства (государства) колеблются и падают, а другие возвышаются и стоят твердо, одни народы призываются в Церковь Христову и прививаются к ней, как к благодатной лозе, а другие или остаются до времени вовсе не призванными в нее, или же, быв призваны, отпадают до времени ( Рим.11:17–23 ). При созерцании этих путей Промысла Божия, являющихся в судьбах отдельных людей и всего человечества, апостол, усматривая во всем благость и правду Божию (см.: Рим.9:14 ), восклицает: «О, бездна богатства и премудрости и ведения Божия! Как непостижимы судьбы Его и неисследимы пути Его! Ибо кто познал ум Господень? Или кто был советником Ему? – Все из Него, Им и к Нему» ( Рим.11:33–34, 36 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Germogen_Shima...

(63,1) Точно так же и Варнава, который сам принимал участие в проповеди апостола и его походе к язычникам 1015 , говорит 1016 : «Я пишу для вас по возможности просто, чтобы вы могли понять». (2) Затем, раскрывая путь гностического предания, он пишет: «Что говорит им другой пророк Моисей? – «И сказал Господь Бог: (3) Пойди в благую страну, которую обещал Господь, Бог Авраама, Исаака и Иакова, и введет он вас в землю, где течет молоко и мед» ( Исх. 33:1–3 ). (4) О чем учит гносис: учись, верь, – говорит он, – в явившегося во плоти Иисуса, ведь человек – это страждущая земля, поскольку Адам был создан из глины, взятой с лица земли. (5) Что же он говорит о благодатной земле, где течет молоко и мед? Благословен наш Господь, братья, давший нам премудрость и знание своих сокровенных тайн, говорит здесь пророк. (6) Кто же уразумеет притчу Господа, как не умудренный, знающий и любящий его? И только немногим это доступно». (7) «Не из зависти, – далее говорит Варнава, – Господь возвещает, что «таинства мои есть достояние мое и чад дома моего» 1017 , напротив, он таким образом дает возможность избранным пребывать в сохранности и в состоянии беззаботности, чтобы они, оценив значение ими сделанного выбора, были выше зависти». (8) Тот же, кто не обладает знанием того, что есть благо, является человеком недобрым. Ведь один только Отец благ и не знать Его – равносильно смерти, а знать его есть «жизнь вечная» и участие в Его несокрушимом всемогуществе. Не быть подверженным тлену – значит быть причастным божественному, а отказ от Божественного гносиса влечет за собою разрушение. (64,1) Пророк говорит: «Отдам тебе хранимые во тьме сокровища и сокрытые богатства, дабы ты познал (γνσις), что Я Господь Бог» ( Ис. 45:3 ). (2) И Давид Псалмопевец восклицает: «Вот, Ты возлюбил истину в сердце, и внутрь меня явил мне мудрость (Твою)». (3) «День дню передает речь», – то есть ту, что написана ясно, и «ночь ночи открывает знание», – сокрытое и таинственное, и «нет языка, и нет наречий, где не слышались бы голоса их» 1018 , и «сотворит ли что во мраке и не увижу его?» (4) Поэтому учение называется «просвещением» 1019 , открывающим сокровенное и Наставник открывает ковчег, в то время как Зевс изображается поэтами как закрывающий его и открывающий другой, содержащий зло 1020 . (5) «Уверен, – говорит апостол, – когда приду, то приду с полным благословением благовествования Христова» ( Рим. 15:29 ). Этот «духовный дар» и гностическое предание, которое он желает передать только лично, поскольку оно не может быть сообщено письменно, он называет «полнотой Христовой», (6) «о которой от вечных времен было умолчано, но которая ныне явлена и через писание пророческое, по повелению великого Бога, возвещена всем народам для их обращения» ( Рим.14:25 ), то есть тем из народов, которые верят в нее. Но даже из них он немногим показал, в чем состоит таинство.

http://azbyka.ru/otechnik/Kliment_Aleksa...

Гораздо хуже искать такой должности ради пропитания, прибытка или обогащения 1013 . Избранный и поставленный на дело служения обязан все свои телесные и душевные силы посвятить тому, чтобы удовлетворительно исправлять свою должность 1014 , и словесное стадо Христово надлежащим образом пасти 1015 , усердно проповедуя слово Божие 1016 , благоразумно употребляя ключ царствия Божия и соблюдая различие между возрожденными и невозрожденными 1017 . А для этого он должен подробно узнать о своем словесном стаде 1018 . Он должен везде вести себя благоразумно и кротко, и самым делом доказывать, что не плотской, но духовной ревностью, не корыстной целью, но искренней любовью побуждается ко всевозможному исканию спасения для других 1019 , и таким образом должен доказать, что наставляет своих слушателей как словом, так и собственным примером 1020 . Обязанности же слушателей, или созидаемых в Тело Христово, следующие: молить Бога о том, чтобы Он послал им верных учителей и служителей Церкви 1021 ; отличать лжеучителей от истинных учителей 1022 ; первых избегать, а последних почитать, как строителей Божественных таинств, и принимать их слово со всяким смирением и послушанием 1023 , последовать их примеру и подражать их добродетелям 1024 , почитать их и доставлять им все нужное, чтобы они могли иметь пропитание без урона своей чести, прилично своему сану 1025 ; прилежно за них молиться 1026 . 657 «Любовь Божия к нам открылась в том, что Бог послал в мир Единородного Сына Своего, чтобы мы получили жизнь через Него. В том любовь, что не мы возлюбили Бога, но Он возлюбил нас и послал Сына Своего в умилостивление за грехи наши. Возлюбленные! если так возлюбил нас Бог, то и мы должны любить друг друга» ( 1Ин. 4, 9–11 ). 663 «И подлинно: спроси у скота, и научит тебя, у птицы небесной, и возвестит тебе; или побеседуй с землею, и наставит тебя, и скажут тебе рыбы морские. Кто во всем этом не узнает, что рука Господа сотворила сие?» ( Иов. 12,7–10 ). 664 «В Его руке душа всего живущего и дух всякой человеческой плоти.

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Pen...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010