Разумеется, он не мог потворствовать совращениям и требовал для них уголовного суда по указу 22 апреля 1794 г. 591 , заповедуя наперёд православному духовенству «всячески возвращать своих овец, заблудившихся в иноверии» 592 , – опять же согласно требованию закона, ибо по указу 8 августа 1810 г. могли оставаться в католичестве только перешедшие в него до 1798 года 593 . Тем не менее не допускалось намеренных обострений, – и Смарагд запрещал «называть в форменных бумагах католическую религию заблуждением, хотя она и действительно такова» 594 , а католические вещи дозволил передать из кафедрального собора католикам 595 . В собственную область католичества Смарагд не вторгался, не делал в ней больших завоеваний 596 и лишь принимал обращающихся 597 , поскольку искренность их часто была сомнительна 598 . Мы видим, что в отношении к католическому иноверию Полоцкий архипастырь применял только меры охранения от его соблазнов своего православного стада. То же начало проходило и в действиях касательно распространённого там раскола 599 . В последний совращено было в крае великое множество православных 600 , не исключая интеллигентных лиц 601 , как и теперь даже в одной Витебской губернии насчитывается до 120 тысяч раскольников 602 . Они, пользуясь всякими связями и поблажками, сами переходили в наступление, стараясь похищать православных овец. У них чувствовалась сила, если простая раскольница осмеливалась поносить православную веру 603 . По поводу раскольнической пропаганды Смарагд предписывал «строжайше наблюдать, чтоб... все плутни раскольников открыты были» 604 . Ему было вредно не только происходившее таким путём существенное умаление его паствы 605 , но и увеличение раскола хотя бы за счёт католиков, ибо «совращением людей из какой бы то ни было веры в раскольническую ересь сия пагубная ересь умножается и утверждается – вопреки пользам православной Греко-российской веры» 606 . В этой области Смарагд собственно желал лишь «обуздать дерзость пагубной ереси, выходящей за свои пределы» 607 , а раз последние нарушались, – он и сам проникал туда в интересах охранительных и миссионерских.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

11–18. Заозерский, Об источниках права православной русской церкви (Твор. св. отцов, т. 56, Москва, 1889), стр. 151 и сл. 595 В кн. И, 4 (у Нитры, стр. 134) говорится: «ante oinnia autem sit bonus divisor, qui legem sciat et deuterosin distinguere, et quid sit lex fidelium, quid vero vincula infidelium demonstret, ne quis sub haec vincula incidat». А в кн. I, 13 (у Нитры I, стр. 120): «Sit tibi ante oculos propositum noscere, quid sit lex naturaliter data, et qualia in eremo conflatoribus vituli addita in cumulum sint. Lex enim ea continent, quae Dominus locutus est antequam populous idola coleret et Apim illum aegyptium in vitulo aderaret. Lex nimirum decalogus est. Vincula vero, quae illis postquam peccaverunt imposita sunt, tu tibi ne attrahas». 596 VI, 12 (у Нитры I, 319). Иаков представляется говорящим: «quare ego judien non gravandos eos qui a gentibus convertuntur ad Deum, sed scribendum ad eos ut abstineant a centaminationibus gentium, ab idolothytis et sanguine et suffocate et fornication. Quae etiam olim servabantur ante legem aliis qui secundum naturam vivebant, Enos, Enoch, Noë, Melchísedech, Job, vel si quis alius hujusmodi fuit. 600 Bouix, Jnstitutiones juris canonici in varios tractatus divisae. IV. Tractatus de principiis juris canonici, ed. 2, 1852. Schulte, Das katholische Kirchenrecht. Die Lehre von den Quellen des katholischen Kirchenrechts, Giessen, 1860. § 10. Bickell, о. с. 19 sqq. Иоанн, Опыт курса церковного законоведения, Сиб. 1851, I, 39 и сл. Соколов, Из лекций по церковному праву, Москва, 1874, стр. 66 и сл. 601 Conc. Trid. sess. VI, c. 21: «si quis dixerit Christum Jesum a Deo hominibus datum fuisse ut redemptorem, cui fidant, non etiam ut legislatorem cui obedient, anathema sit.» 603 Лев.18:7–13; 20:17–19 ; Втор.27:22 . Близость родства и свойства здесь определяется не по степеням, а указанием самых родственников, между которыми воспрещается брак, напр. запрещается жениться на мачихе, на сестре, внуке, тетке, невестке, жене брата. Дальше третьей степени по римскому счислению запрещение не простирается; притом и в третьей степени возможны такие комбинации, которые в ветхозаветном законе не оговорены как воспрещенные, напр., дядя и племянница.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Suvoro...

Царствование Иосии совпало с резким ослаблением Ассирии под ударами халд. Вавилона и Мидии; это позволило значительно расширить границы Иудеи. Ок. 608 г. фараон 26-й династии Нехао II (610-595), вероятно пытаясь предотвратить полное уничтожение Ассирийского гос-ва, чтобы противопоставить его все более усиливающейся Вавилонии, двинулся «путем моря» на помощь остаткам ассир. войска, сражавшегося с халдеями у Харрана в верховьях Евфрата (в Сев. Сирии). Иосия, возможно имея какие-то договоренности с Вавилонией, выступил со своим войском на перерез егип. войскам и подошел к Мегиддо. В битве с Нехао Иосия был смертельно ранен и скончался (4 Цар 23. 29; 2 Пар 35. 20-25). Деятельность Иосии оценивалась иудейской традицией высоко даже века спустя (ср.: Сир 49. 1-3). Фараон Нехао, возвращаясь в Египет после одержанной им победы у Харрана, сверг с иудейского престола царствовавшего всего 3 месяца в 608 г. сына Иосии Иоахаза и увел его в плен в Египет, где тот умер. Вместо него фараон поставил царем его старшего брата Иоакима (  ) (608-598). Иудея должна была выплатить египтянам дань в талант (ок. 34 кг) золота и 100 талантов серебра, для чего царь ввел особый налог (4 Цар 23. 33, 35; 2 Пар 36. 1-4). Библия характеризует Иоакима как нечестивого правителя. Согласно Иер 26. 20-23, Иоаким убил прор. Урию (  ). Это второй случай, отмеченный в Библии (см.: 2 Пар 24. 19-22), когда иудейский царь оказался виновен в смерти пророка Господа. За публичное обличение грехов царя преследованиям со стороны Иоакима подверглись прор. Иеремия (Иер 36. 26) с его учеником Варухом (  ). В 605 г. Навуходоносор, сын вавилонского царя Набопаласара, еще до воцарения нанес сокрушительное поражение егип. войскам в Сев. Месопотамии, затем, преследуя отступающего противника, овладел Сирией, территорией бывш. Израильского царства, и, наконец, появился в Иерусалиме, принудив Иоакима стать вассалом Нововавилонского царства. Навуходоносор забрал в качестве трофеев часть сокровищ Иерусалимского храма и увел как заложников неск. юношей из царского и знатных родов, среди к-рых были Даниил и его друзья (Дан 1. 1-6). В 601 г. вавилонские войска подошли к самой границе Египта, но в решающем сражении понесли тяжелые потери и вынуждены были отступить в Вавилонию. Царь Иоаким, вероятно, усмотрел в этом событии возможность выйти из вассальной зависимости от Вавилона. В дек. 598 г. отдельные вавилонские отряды вошли в Иерусалим. Царь Иоаким был заключен в оковы для депортации (2 Пар 36. 6); однако на основании Иер 22. 18-19 (см. также: Ios. Flav. Antiq. X 97) можно предположить, что он умер или был умерщвлен в Иерусалиме еще до отправки в Вавилонию (ср.: 2 Пар 36. 8 в версии LXX; иначе в 2 Езд 1. 40). Судя по Иер 52. 28, в Вавилон в это время было депортировано 3023 иудея ( Ios. Flav. Antiq. X 98: 3 тыс. чел.); туда была перемещена и часть священных сосудов храма (2 Пар 36. 7).

http://pravenc.ru/text/293912.html

Сему убо Богословьц учашесе от световодителного его аггела – еже очищение и всякая богоначелничская действия, прьвыими существи восиявающая во вся прочая раздаватисе по коегождо к боготворьныим причествиям мере. Темже и огьнствне 594 чистителное свойство серафимом влепоту по Бозе наложи. Ничтоже убо безместно, аще очищати богословца серафим глаголетсе. Якоже бо Бог очищает вьсех в еже всякого очищения быти вина, паче же (приближнейшею бо прииму приказнию), якоже бо иже у нас свещенноначелник 595 своими служители, или свещенници очищае, или просвещае, те глаголетсе очищати и просвещати иже тем освещенном чином на того возлагающиим своя свещенная действия, сице и свое чистительное художество и силу, еже чищение богословцу соделуе аггел на Бога убо яко виновна, на серафим же яко на прьводелнаого свещенноначельника возлагает, якоже убо кто да речет с благоговнием аггельскым иже от того очищаемого научае, яко «еже в те от мене 596 службодействуемого чищения начело убо есть преизето и сущство, и содетель, и виновен иже и прьвая сущствия 597 и к еже быти привед, и еже о нем приседением содрьже и сохраняе непреложна же и непрепадаемая и сам подвиже на прьвая своих промыслителныих дейстьв причестия (се бо иже сим ме уче рече 598 еже серафима изьявляти послание 599 ), священноначелник же 600 и по Бозе наставник, еже прьвейшиих сущестьв удобрение, от негоже еже очищати аз боговидне научен бых. Се убо есть иже мною тебе очищае, имеже своя промыслителная действия от скрьвенства и в нас произведе яже всякого вина и содетель чищения». Сим убо он научи ме, тебе же аз преподаю. Твоего же убо есть умного и расудителного художества или единою реченныих вин раздрешитисе недоумения и сию предьпочисти от иные яко лепо и благословно и негли истинно имущую, или от себе что суще истинному сьродное изьобрести, или от иного научити, Богу яве дающу глагол и исходатающиим 601 аггелом, 602 и любоаггельныим нам открити светлое паче, аще мощно есть и мне паче рачителное видение. Глава 14. Что назнаменует преданное аггельское число

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

595 Catech. Genev. I, на вопрос: Anne sic а bonis operibus separari haec iustitia potest, ut qui hanc habet illis careat? Niem. 139. Cp. Conf. Scotic. art. 13: «Лишь только Дух Господа Иисуса, которого избранные Божии воспоминают чрез истинную веру, овладевает чьим-нибудь сердцем, тотчас же того человека возрождает и обновляет». Niem. 346. 596 С замечательной определенностью различает эти два понятия (оправдание и обитание существенной правды Божией, или Бога в оправданном человеке) Formula Concordiae. «Вопрос об обитании существенной правды Божией в нас требует правильного разъяснения. Ибо хотя Бог Отец, Сын и Св. Дух, (который есть вечная и существенная праведность) и обитает чрез веру в избранных, которые Христом оправданы и примирены с Богом... однако это обитание Бога не есть та правда веры, о которой говорит Павел и называет ее правдой Божией, ради которой пред лицом Божиим мы провозглашаемся праведными. Обитание Бога следует за предшествующей ему правдой веры, которая (правда) ничто иное есть, как отпущение грехов, принятие грешника в благодать, ради одного только послушания и совершеннейшей заслуги единого Христа». Pars II. art. III (54). Hase 695. 599 «Так как вера воспринимает Христа – правду нашу и всецело отдается благодати Божией во Христе, поэтому вере предоставляется оправдание, именно ради Христа, а не потому, что она есть наше дело». Conf. Helv. XV. Niem. 495. 600 «Вера не тем оправдывает или спасает, что она есть дело ценное само по себе, но только тем, что она воспринимает обетованное милосердие». Apol. II (56). Hase 70. Cp. ib. II (86). Hase 76. 601 Catech. Palatin. LXI; Cur sola fide te iustum esse affirmas? «Не потому, что я угождаю Богу достоинством моей веры, но потому, что одна сатисфакция, праведность и святость Христовы суть моя правда пред Богом. А получить и усвоить ее себе я могу не иным путем, как верой». Niem. 443. 602 Бретшнейдер, ор. cit. 652: «Оправдывает одна только вера, а не добрые дела (bona opera), понимать ли их в смысле выбранных по своему желанию благочестивых упражнений, или в смысле собственно исполнения долга (Apol. VI; Ausb. Conf. art. 4; Form. Conc. art 3), потому что одна только вера усвояет себе заслугу Христа, которой оправдывается человек (Artic. Smalcald. pars II art. Ι)».

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

593 В ту же нощ сеит казанский сон же виде... – Главой мусульманского духовенства в Казани в 1552 г. был Кулшериф-Молна (молла, мулла). Он считался вторым лицом в государстве после хана. Был убит при взятии Казани. 594 Той бо острог старый, Ареск зовом... – Городок Арск находился в верховьях р. Казанки примерно в шестидесяти верстах от Казани. Был центром Арского княжества, населенного удмуртами (арами). 595 ...яко древле иногда от 5 хлебов 5000 народа иудеей напита? – Автор «Казанской истории» ссылается на евангельский эпизод, рассказывающий о том, как Иисус Христос пятью хлебами и двумя рыбами накормил 5000 человек ( Мф.14:17–21 ). 596 Бе бо царь Шигалей в ратном деле зело прехитр и храбр... – В «Летописце начала царства» Шах-Али охарактеризвван иначе: «...царь... не могий скоро на конях ездити, разумичен же царь преизлишне, но не храбр сый на ратях...» (ПСРЛ, т. XXIX. М., 1965, с. 82). 597 ...посла... яко аггела своего ко Исусу Навину разорити стены Иерихонские... – Согласно Библии, помощник и преемник Моисея Иисус Навин овладел городом Иерихоном благодаря чудесной помощи Бога: стены осажденного города рухнули от звуков труб и криков войска Иисуса Навина ( Нав.6:19 ). 598 ...учиниша... башни 4 фряским обычаем... – В действительности во время осады Казани была сооружена (под руководством дьяка Ивана Выродкова) одна башня огромных размеров в близком расстоянии от городской стены. 599 ...и вскоре другому делу... касаются, его же преж того никто же на Руси видал. – Подкоп как военно-инженерный прием был известен на Руси задолго до взятия Казани. В Никоновской летописи под 1533 г. есть запись о взятии г. Стародуба литовцами с помощью подкопа. Устроение подкопов под казанскими стенами в летописях приписывается «немчину» Размыслу. 600 И вборзе хитрецы повеленное... в седмый день... скончаша... – Согласно «Летописцу начала царства», сооружение подкопов длилось более месяца – с 31 августа по 2 октября. 601 ...и напрасно вси вдруг исчезнуша... яко египтяне: онех бо море потопи... – В Библии говорится о бегстве иудеев под предводительством Моисея от египетского фараона. По молитве Моисея, море, вставшее преградой на пути, расступилось, и иудеи перешли Красное море по дну. Но когда за ними устремились их преследователи, то волны сомкнулись над ними, и все египтяне утонули ( Исх.14:22–28 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Временно занятое имущество сдается владельцу по новой оценке, когда он ее потребует (ст. 604–608). Кроме этих общих правил об экспроприации, для некоторых случаев постановлены особенные. Сюда принадлежат правила о занятии имущества под строящиеся железные дороги. Сущность их состоит в том, что имущества, требующие неотлагательного занятия, как скоро линия дороги провешена и одобрена инспекцией, подвергаются описи с разрешения губернатора через полицию в краткий двухнедельный срок; план такого имущества утверждается подписью участвующих в описи и представляется вместе с описью губернатору для распоряжений об оценке, по общим постановленным для сего правилам. Отчуждению подлежат земли нужные для проложения пути и необходимых сооружений. Добывание же материалов вне полосы есть участие в пользовании, на что испрашивается указ особо (606, 576). После оценки и определения вознаграждения имущество отводится под железную дорогу, причем когда дорога устраивается частным обществом, оно обязано обеспечить уплату вознаграждения владельцу внесением определенной оценкой суммы, в процентных бумагах, в местное казначейство – если добровольного соглашения о вознаграждении между ним и владельцем не состоится (ст. 594, 595). Особый порядок установлен также для следующих случаев: для отчуждения наделов крестьян-собственников, об отчуждении участков из поиезуитских имений, земель церковных, башкирских (ст. 596–601), земель в Закавказье под каналы и сооружения, необходимые для устройства орошения (Собр. Узак. 1891 г., N 97, пол., ст. 31). По особым правилам производится отчуждение земель под подъездные пути к железным дорогам (т. XII ч. 1, Пол. о подъездн. пут., изд. 1887 г., ст. 26 и след.). В 1893 году в дополнение 606 ст. Зак. Граж. постановлено, что для устройства снеговых защит вдоль линий железных дорог может быть установляемо право ежегодного краткосрочного пользования прилегающими к ней владельческими землями. Вознаграждение владельца определяется установленным в законе порядком и по истечении трехлетия может быть переоцениваемо. К случаям экспроприации относятся также ограничения владельцев при производстве построек, раскопок, рассадок и при устройстве складов вблизи линий железных дорог (см. Уст. Росс. железн. дор., изд. 1886 г., ст. 153, приложение).

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Pob...

167 Charanis P. Byzantium, the West, and the Origin of the First Crusade//Byz. 19 (1949). P. 17–36; Idem. Aims of the Medieval Crusades and How They Were Viewed by Byzantium//Church History 21 (1952). P. 123–134. Cm. также: Shepard J. Aspects of Byzantine Attitudes and Policy Towards the West in the Tenth and Eleventh Centuries//BF 13 (1988). S. 67–118 (особенно S. 111–118). 168 Критику позиции Хараниса в частности см.: Ostrogorsky G. History of the Byzantine State. Oxford, 1968. P. 362; Lemerle P. Byzance et la croisade//Relazioni del X Congresso Internazionale di Scienze Storiche, Roma 4–11 Settembre 1955. Firenze, 1955. Vol. 3. P. 595–620 (особенно P. 600–601). 169 См. вариант, который приводит Роберт Монах: «Земля, которую вы населяете, охваченная со всех сторон морями и окруженная горными вершинами, слишком мала для вашего многочисленного народа; да и богатством она не изобилует, и пищи приносит едва ли достаточно для возделывающих ее. Бот почему вы убиваете один другого, ведете войны и часто умираете от нанесенных друг другу ран» (Historia Hierosolymitana//Recueil des historiens des croisades. Historiens occidentaux. Vol. 3. P. 720; англ. пер.: Brundage J.A. The Crusades: A Documentary Survey. Milwaukee, 1962. P. 19). 170 Johns J. Christianity and Islam//The Oxford Illustrated History of Christianity/McManners/., ed. Oxford; New York, 1990. P. 172, 174; ср.: Daniel N. The Arabs and Medieval Europe. London, 1979. P. 120–121. 172 О дальнейшем развитии событий см.: Ahrweiler Н. L’ideologie politique de I’Empire byzantin. Paris, 1975. P. 78–80; Nicol D.M. The Crusades and the Unity of Christendom//The Meeting of Two Worlds: Cultural Exchange Between East and West During the Period of the Crusades/Goss V.P., ed. Kalamazoo (MI), 1986. P. 170–172; McGeer E. Peace and War//ODB. Vol. 3.P. 1611; подробное исследование: Lemerle P. Byzance et la croisade. P. 365–620. 173 Ср.: Ostrogorsky G. History of the Byzantine State. P. 361–362 («Война с неверными – явление неновое, однако для византийцев она была следствием острой политической необходимости, и в освобождении Святой Земли, которая, во всяком случае, была когда–то византийской территорией, они видели долг своего государства, а не обязанность христиан вообще».

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Mejendor...

Литературе по истории ранней Церкви (до 600 г.) посвящен указатель Τ. Робинсона и Б. Шоу 584 ; с ранним христианством связан также указатель, опубликованный Ф. Дюнцлем 585 . В разделе Bibliographie известного журнала Revue d " histoire Ecclésiastique, издаваемого Лувенским католическим университетом с 1900 г., описываются новинки литературы по церковной истории. Изданы отдельные указатели литературы, посвященной истории христианских конфессий: православию 586 (имеются также указатели литературы, касающиеся истории Православных автокефальных Церквей, например Польской 587 , Румынской 588 , Сербской 589 , Болгарской 590 и др.), католицизму 591 (включая проблемные публикации – по истории папства 592 , соборов 593 , монашеских орденов 594 и т.д.), протестантским деноминациям 595 , Восточным церквам (коптской 596 , эфиопской 597 , малабарской 598 и др. 599 ), истории православного монашества и монастырей 600 и др. Ряд публикаций посвящен периодическим изданиям 601 . В данном контексте интересна работа П. Дзогаса «Греческая богословская библиография за последнее столетие (1860–1960)». Информацию об отечественной литературе по историко-церковной проблематике можно почерпнуть в изданиях Книжной палаты 602 . Из справочных изданий отметим также труды, посвященные псевдонимам получивших известность авторов 603 . Нужно обратить внимание и на справочники, облегчающие пользование источниками и литературой по истории Церкви с лексикологических позиций 604 . § 20. Энциклопедии Серьезным подспорьем для исследователей истории Церкви являются энциклопедические издания соответствующей тематики. Однако начать обзор энциклопедической литературы следует с монументального труда, посвященного античным древностям, – во-первых, потому, что для истории ранней Церкви информация относительно античности является тем историческим фоном, без знания коего невозможно адекватно оценить процессы, протекавшие в раннехристианской общине, а во-вторых, потому, что данный труд во многом послужил прообразом энциклопедических изданий, связанных с историко-церковной проблематикой.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

216 Сочинение в первый раз было опубликовано Г. Терещенко в выдержках в «Жур­нале Министерства народного просвещения» (1834, ч. III, 8, с. 247–248) под загла­вием «О грамматике» в работе «О трудах Максима Грека ». А. Востоков поместил часть его в «Описании русских и словенских рукописей Румянцевского музеума» (СПб., 1842, с. 370). В более позднее время оно издавалось И. В. Ягичем по рукописи Ру­мянцевского музея 264 под заглавием «Что такое грамматика» (см.: Рассуждения южнославянской и русской старины., с. 594–595). 217 ГБЛ, Тр. гл. 115, лл. 525–526. Иеромонах Арсений в «Описании славянских рукописей библиотеки Свято-Троицкой Сергиевой лавры» (ч. 1. М., 1878, с. 214) отмечает эту статью под заглавием " О буквах греческого алфавита». В руко­писи ГПБ, собр. Соловецкого монастыря, в., л. 713, указывается, вероятно, та же статья под таким заглавием: «О гласных и согласных буквах в рус­ском алфавите и о просодиях» (см.: [ И. Я. Порфирьев , А. В. Вадковский, Н. Ф. Красносельцев ] Описание рукописей Соловецкого монастыря, находящих­ся в библиотеке Казанской духовной академии, ч. 1. Казань, 1881, с. 496). 218 Статья издана И. В. Ягичем по рукописи ГИМ, Чуд. 34, лл. 111 –115, с приведением важнейших разночтений по рукописным сборникам (см.: Разсуждения южнославянской и русской старины.., с. 601–605; Codex Slovenicus. с. 313–317). На­ходится в рукописях: ГПБ, Q. XVII, лл.325–332; ГБЛ, Унд. 953 (XVII в.), Муз. 2778, лл. 179–183. 221 Статья была впервые опубликована в 1618 г. в Москве неизвестным издателем в качестве предисловия к «Грамматике» Мелетия Смотрицкого (лл. 40–44). В дальнейшем она помещалась в ряде других ранних грамматических изданий. Нахо­дится в рукописном сборнике ГБЛ, собр. Румянцева, 376 (XVII в.) и в сборнике ГБЛ из того же собрания, 192 (XVIII в.). 223 Статья была впервые опубликована московским издателем «Грамматики» Ме­летия Смотрицкого в 1618 г. в качестве послесловия. В 1782 г. она была из­дана в Москве отдельно, с присоединением «Сословия имен по аз веди, с толкова­нием славенским» и «Толкования грамматическаго двум молитвам: Царю Небесный и Отче наш ». Находится в рукописном сборнике сочинений Максима Грека (ГИМ, Хлуд. 75, гл. 200, лл. 765 об. – 771 об.).

http://azbyka.ru/otechnik/Maksim_Grek/ma...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010