Согласно свт. Григорию Нисскому , «в первом устремлении Бога к творению (ν πρτ περ τν κτσιν ρμ) все было лишь в возможности (τ δυνμει), поскольку тогда как будто некая семейная сила (οονε σπερματικς τινος δυνμεως) была вложена для возникновения всего, но в действительности (νεργε) отдельных вещей еще не было»; так что можно сказать, что тогда все «и было и не было» (ν κα οκ ν) 581 . Так «целокупно и во мгновение Бог создал основы, причины и силы всего сущего (πντων τν ντων τς φορμς κα τς ατας, κα τς δυνμεις), и в первом устремлении [Его] воли возникла сущность каждого сущего ( κστου τν ντων οσα): небо, эфир, звезды, огонь, воздух, море, земля, животные, растения, – всех их созерцало Божественное око и на них указывало могущественное Слово, знающее, как говорит пророчество, все прежде бытия его» 582 . Одновременно это было творением всех бестелесных качеств, которые в совокупности образуют природу материн: «Всемогущий [Бог Своей] премудрой и могущественной волей для произведения сущих создал в совокупности все то, из чего состоит материя (μο τ πντα δι ν λη συνσταται): легкое, тяжелое, плотное, разряженное, мягкое, твердое, влажное, сухое, холодное, горячее, цвет, вид, очертание, протяжение, – все это само по себе есть одни лишь понятая и мысли» 583 . При этом свт. Григорий Нисский полагает, что все эти качества первоначально находилось в смешанном и хаотическом состоянии: «Ни одно из качеств еще не отделилось от других в своей особности, но вселенная наблюдалась в некоем смешанном и нерасчлененном состоянии (ν συγκεχυμν τιν κα διακρτ ποιτητι), поскольку ни цвета, ни вида, ни величины, ни веса, ни размера и ничего другого подобного рода не наблюдалось в подлежащей само по себе согласно своему понятию» (φ αυτο κατ τν διον λγον) 584 . Вслед за этим общим и мгновенный творением последовало уже частное творение, когда из всеобщих мировых основ в «необходимой порядке природы» ( ναγκαα τς φσεως τξις), заложенной в том же первое мгновение творения, повинуясь творческим повелениям Божиим, возникли все отдельные элементы и существа: «Вслед за тем, как [в мир] была вложена сила и премудрость, в определенном порядке (κατ τινα τξις) последовала некая необходимая связь (ερμς τις ναγκαος) для совершенства частей мира, так что прежде всего остального из наблюдаемого во вселенной возник и появился огонь, и так после него [возникло] то, что необходимо следует за первым, а за ним – третье, как принудила творческая Природа, [за ним] – четвертое, пятое и все остальное в определенной последовательности» (τς κατ т φεξς κολουθας) 585 .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej-Fokin/...

Далее Григорий подробно останавливается на проблеме, как может ум присутствовать во всем теле, не имея в нем определенного места пребывания. Три составляющие души, с которыми мы уже встречались, – питательная, растительная и словесная, – являются в действительности одной душой, словесность которой пронизывает две другие способности 581 . У животных, лишенных словесности, мы говорим о «душе» в несобственном смысле (μνυμον 582 ): у них не душа, а лишь «некая жизненная энергия» 583 . Словесная душа, душа в собственном смысле, является умной и невещественной (νοερ κα λος 584 ), однако посредством чувств она примешивается к вещественной природе 585 . Таким образом, ум (νος 586 ), собственно тождественный словесной душе, присутствует во всех частях тела и производит в них движение, соответствующее их природе 587 . Ведь чувственное восприятие невозможно без участия вещественного в духовном 588 . И сама жизнь и возрастание возможны только как участие в жизненной энергии, иначе они обратятся в тление 589 . Все вещественное подвержено изменчивости (τροπ, λλοωσις 590 ), как течение реки движется по руслу, которое остается заполненным, хотя вода не остается на прежнем месте 591 . Так и наша телесная жизнь есть непрестанное движение и постоянное изменение. Если это движение остановится, перестанет существовать жизнь 592 . При этом сущностью жизненного движения является чередование противоположностей: за наполнением всегда следует истощение 593 , и оба повторяются в непрестанном хороводе. Подобным образом расслабление сна чередуется с напряжением (τ σντονον 594 ) бодрствования, – только так живое существо может сохранить здоровье и оградить свою природу от нарушений. Такие рассуждения в духе Посидония 595 могли бы привести к стоическому представлению о пульсации космической пневмы, однако Григорий в этом вопросе весьма осмотрителен. Он ограничивается утверждением о том, что ум в теле не локализируется, но присутствует повсюду и производит все телесные движения 596 . Соединение ума с телом неописуемо и неуразумеваемо 597 : ум не объемлет тело снаружи и не управляет им изнутри 598 , потому как бестелесное не содержит телесное и не содержится в нем.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Nissk...

574. Аквинский Ф. Сумма теологии. I, В. 8, Р. 1, Отв. 575. См.: Новак М. Дух демократического капитализма. С. 25. 576. См.: Аквинский Ф. Сумма теологии. I, В. 44, Р. 2, Отв. 577. Тим. 4:4. 578. Взгляд Августина цитируется в «Сумме теологии», Ia — IIea, В. 4, Р. 6, Отв. Цитата из: Августин. О Граде Божием. XXII.XXVII. 579. Честертон Г. К. Святой Фома Аквинский. С. 349–350. 580. Гоббс Т. Левиафан. С. 129: «В самом деле, естественные законы (как справедливость, беспристрастие, скромность, милосердие и (в общем) поведение по отношению к другим так, как мы желали бы, чтобы поступали по отношению к нам) сами по себе, без страха перед какойнибудь силой, заставляющей их соблюдать, противоречат естественным страстям, влекущим нас к пристрастию, гордости, мести и т. п.» 581. «Из представленного может быть также доказано, что каждое зло заложено в некоем добре. Зло ведь не может существовать само по себе, так как у него нет сути, как было выше доказано» (Аквинский Ф. Сумма против язычников. Кн. III. Гл. 11 «О том, что зло заложено в добре». Перевод с чеш. Г. Броэра). 582. См.: Аквинский Ф. Сумма против язычников. Кн. III. Гл. 12. В главе 7 он с таким же удовольствием заключает, что «является невозможным, чтобы какоелибо бытие, если оно является бытием, было злом… Этим, конечно, опровергается манихейская ересь, утверждающая, что некоторые вещи являются по природе своей злыми» (перевод с чеш. Г. Броэра). 583. См.: Там же. Гл. 4, 6, 7. 584. «Таким образом, понятно, что зло причина случайная и не может быть причиной само по себе» (Аквинский Ф. Сумма против язычников. Кн. III. Гл. 14. Перевод с чеш. Г. Броэра). Или в другом месте: «Как становится понятным из вышеприведенного, является невозможным, чтобы причиняющий творил некое зло, разве что он преследовал некое добро» (Там же. Кн. III. Гл. 71). 585. См.: Аквинский Ф. Сумма теологии. Ia — IIae, В. 18, Р. 1. 586. См.: Там же. Ia — IIae, В. 71, Р. 2, где философ цитирует Августина («О свободе воли», III, 13): «Каждый порок, просто по самой сути порока, противоестественен» (перевод с чеш. Г. Броэра).

http://predanie.ru/book/218870-ekonomika...

Теперь не пятьдесят третий год, и никогда, может быть, не было момента для России, в который враги ее бьли бы для нее безвреднее. — В 1853 г. началась Крымская война. Сравнение военного состояния России в 1853 и 1876 гг., а также сравнение ее вооруженных сил с силами потенциальных противников было частой темой в русской и иностранной печати. Она была поднята еще в июне, когда распространились слухи о возможности войны между Россией и Англией. В частности, русские газеты полемизировали с заявлением лидера оппозиции Гладстона в Палате общин 31 (19) июля, согласно которому Крымская война до такой степени поколебала могущество России, истощив ее людские резервы и финансы, подорвав ее кредит и международный авторитет, что в течение 20 лет не удалось восстановить довоенные позиции и потому царское правительство вынужденно проводило политику мира. В сентябре Достоевский обратил внимание на статью публициста «Голоса» Е. Л. Маркова «Идея и цифры» (Голос. 1876. 9 сент.), который указывал, что силу и го товность к войне русской армии определяют не столько бюджет страны и вооружение, сколько моральные и идейные факторы, а также «изумитель ная выносливость» и «спартанская умеренность» русского солдата. 583 …надобно же будет Порте доказать своим софтам, что не из трусости приняла она ультиматум…— Софты (или софта) — слушатели медресе (духовных училищ), наиболее фанатичные и реакционно настроенные представители турецкого национализма. Русские газеты в эти дни часто сообщали о националистических выступлениях софтов и об их влиянии на политику Турции. 584 Но Болгария — А болгар между тем будут все резать да резать…— В октябре в прессе неоднократно появлялись сообщения о возобновлении массовых убийств мирного населения в Болгарии. Корреспондент «Московских ведомостей» писал, например, из Бухареста: «Ужасная драма готовится разыграться в той стране, где еще не засохла невинно пролитая кровь» (Московские ведомости. 1876. 7 окт.). 585 А против Черняева раздались-таки голоса…— Внимание Достоевского привлекла передовая статья «Биржевых ведомостей» (1876. 21 окт.), в которой была подвергнута резкой критике вся деятельность М. Г. Черняева в Сербии. Статья вызвала бурю возмущения в петербургской прессе. Большинство газет взяли Черняева под защиту. «Новое время», также выступившее на его стороне, поместило в подборках «Среди газет и журналов» многочисленные выдержки, в которых Черняева не только оправдывали, но и объявляли народным героем (Новое время. 1876. 22, 23, 26 окт.). 586

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=687...

22–24). В последнем случае Бог является не только карателем и обличителем, но и милующим нещастных. – И сказал Иегова Бог: вот Адам стал как один из нас, зная добро и зло. Это – голос обличения в преступном желании сравняться с Богом и знать все ( Быт. 3:5 ), в желании, которое быв исполнено открыло в непослушных вместо мудрости глупость и вместо величия Божия унижение печальное. Вот – стал как один из нас. С кем это говорит Бог ? Бес сомнения, с теми же, с кем совещался о творении человека ( Быт. 1:26 ). Итак здесь совет о печальной участи прекрасного создания, совет сострадания! Теперь (надобно), чтобы не простер он руки своей и не взял плода с древа жизни и не вкусил его и не стал жить во век. Сострадание видит, что виновные сами решили свою участь: но участь их, пожалуй, по их недальновидности может еще стать печальнее, жизнь нещастная может длиться безконца, – и сострадание употребляет меру столь же карательную, сколько и благодеющую, – удаляет виновных от древа жизни и лишает их рая 581 . Отцы церкви с благоговением исповедывали суды Промыслителя, совершившиеся над первыми людьми, как суды правды и милости. «Сколько неразумия в том, говорит св. Златоуст, что они стараются укрыться от Бога вездесущаго» 582 ! По учению св. Иринея, «в осуждение за грех муж принял печали и земной труд... равно и жена приняла труды и воздыхания и болезни рождения» 583 . В частности учители церкви замечали об отдалении Адама от древа жизни, что Бог для того воспретил падшему доступ к этому древу, чтобы язва, нанесенная грехом, не осталась неизлечимою во всю вечность, чтобы оставаясь спокойными по внешней своей стороне – по телу, оставаясь бес болезни и смерти, не утвердились в мысли, что такое состояние их есть состояние богосозданное, которого переменять не нужно 584 . Учение реформаторов о безусловном предопределении Божием поставляло падение Адамово в неизбежной зависимости от определений Божиих о роде человеческом: «Адам падает, по устроению провидения Божия, говорит Кальвин. Погибающие испытывают только то бедствие, которому подвергся Адам по его определению и за ним потомки его» 585 .

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Несмотря на все различия, всегда существовавшие между фемными войсками, профессиональными солдатами, наемниками и гвардией, они подчинялись единой, универсальной системе организации армии. Повсеместно действовал, выражаясь современным языком, единый устав несения службы, ко всем военнослужащим применялись одни и те же дисциплинарные наказания и обеспечивались условия участия в дележе военной добычи, являвшейся серьезным источником их благосостояния. Надо сказать, из победоносных войн византийский солдат и командир возвращались на родину довольно обеспеченными людьми. Общей чертой византийской армии являлась также униформа: плащи и пучки конских волос на шлемах определенного цвета обозначали принадлежность воина к тому либо иному подразделению. Совокупно вся римская армия в постоянном составе включала в себя около 114 тыс. воинов – большая численность для того времени 584 . Солдаты обязаны были постоянно тренироваться во владении оружием, сочетая технику и организацию построений. Наконец, много внимания уделялось разработке тактики взаимодействия всех родов войск на поле боя 585 . Помимо постоянных и фемных войск, восточная граница охранялась цепью тактических подразделений иррегулярных войск и небольших сторожевых крепостей (виглы). Стратигам фем вменялось в обязанность обеспечить их боеготовность и наладить тактическую разведку. Разведчики (виглаторы и трапезиты) из местного населения должны были хорошо знать местность и горные дороги. Небольшими отрядами трапезиты уходили в рейды на 15 дней, чтобы проверить все известные маршруты и убедиться в отсутствии врагов. На службу виглаторы должны были отправляться в полном составе, без отклонения от штатной численности; никакой «увольнительной» ни по каким причинам в принципе не предполагалось 586 . Стратигам предписывалось осуществлять и стратегическую разведку, широко вербуя агентов из числа купцов (катаскопов). Занимался вопросами разведки в фемах специально обученный офицер. Замечательно, как надежно была поставлена в Византии система безопасности населения. В каждой феме существовали заранее подготовленные планы эвакуации мирных жителей на случай войны или набега арабов.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Кто делает что-нибудь без епископа, пресвитера и диакона, тот нечист совестью 575 . Почитающий епископа почтен Богом; делающий что-нибудь без ведома епископа служит диаволу 576 . «Ничего не делайте без епископа и пресвитеров. Не думайте, чтобы вышло что-либо похвальное у вас, если будете делать это сами по себе» 577 . Напротив, «когда вы повинуетесь епископу как Иисусу Христу, тогда, мне кажется, вы живёте не по человеческому обычаю, а по образу Иисуса Христа» 578 . Без иерархии нет Церкви 579 . Где будет епископ, там должен быть и народ 580 . «Где пастырь, туда и вы, как овцы, идите» 581 . Уберечься от заблуждения христиане могут только тогда, когда они не будут надмеваться и не будут отделяться от Бога Иисуса Христа и епископа 582 . Которые суть Божии и Иисус Христовы, те с епископом 583 . Если кто станет тщеславиться (речь идёт о девственниках), то погиб; а если будет почитать себя больше епископа, то пропал совершенно 584 . Одна Плоть Господа нашего Иисуса Христа и одна Чаша в единении Крови Его, один жертвенник, как и один епископ с пресвитерами и диаконами 585 . Только та Евхаристия должна почитаться истинной, которая совершается епископом или тем, кому он сам предоставил это. Непозволительно без епископа ни крестить, ни совершать вечерю любви; напротив, что одобрит он, то и Богу приятно, чтобы всякое дело было твёрдо и несомненно 586 . «Которые женятся и выходят замуж, должны вступать в союз с согласия епископа, чтобы брак был о Господе, а не по похоти» 587 . Таким образом, епископ и вся вообще иерархия – вот страж Церкви, по учению св. Игнатия 588 . Совершенно также ясно, что в посланиях Игнатия нет никаких оснований ограничивать деятельность иерархии только экономической стороной церковной жизни. В послании к Поликарпу св. Игнатий как бы начертывает образ епископа. Епископ здесь представляется полным руководителем вверенной его попечению общины. Отпадение от епископа есть отпадение от Истины 589 . Иерархия, по св. Игнатию, стоит во главе всей жизни церковных общин, а не есть только юридическая администрация.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Troits...

Мир Вам! Радуемся, что Вы живы и сравнительно благополучны. Будем ждать Вашей весточки с перечислением Ваших нужд. Что Вам нужнее – деньги или посылки? Ответьте по-родному. Читала Ваше письмо к Васе и Тане 582 , которая окончательно водворилась с мужем в Фергане. Много перечитали Ваших писем. Имеем представление и о хлопотах Егор[а] Егоровича 583 , помоги ему Господи! Постараюсь Вам кратко изложить наше житие с 1948 г. Архимандрит Гурий 584 из Азии был вызван Моск[овской] Патриархией для восстановления Троице Сер[гиевой] Лавры, и тогда же он был назначен наместником ея. Здесь произошло первое знакомство его с Федей, но мы два года думали, т. к. Федя болел туберкулезом и ряд причин заставляли нас тянуть с решением, в 1948 г. Владыка Гурий приехал в Москву уже епископом Ташк[ентским] и Среднеаз[иатским] и упорно звал нас к себе в Ташкент, первая наша беседа с ним, когда я впервые познакомилась с ним, т. к. по Лавре я его знала и слушала его проповеди, а тут я лично с ним беседовала, беседа была очень продолжительной, и он произвел светлое впечатление. Федя уехал к нему в августе 1948 г.. а мы тронулись с мамой (Верой Романовной, которая до сих пор жива) с Колей 585 и Катей 586 в ноябре 1948 г. И водворились в Ташкенте, где и живем по милости Божией по сей день. В 1953 г. Вл[адыку] Гурия перевели на Саратовскую кафедру, а к нам назначили Архиереем бывш[его] архимандрита Ермогена Голубева, хиротонисанного в 1953 г. на 1-й седм[ице] Вел[икого] Поста, до этого времени мы его знали с 48 г., т. к. он был настоятелем собора г. Самарканда. Сейчас Вл[адыка] Гурий уже в Чернигове, он очень переживал разлуку с Ташкентской паствой и долго после этого болел. О нашей жизни можно написать целую книгу, а кратко постараюсь выразить ее так: скорбей целое море, но милость Божия не оставляет, не было такого момента, чтобы мы сожалели о своем переселении в Азию. Мама уже 3 – й год не встает с постели, ревматизм ног, но читает все, и голова совершенно ясная, с большой любовью и нежностью вспоминает Вас и Ваше отношение к ней. Коля кончил 10 кл[ассов] и идет в армию, Катя перешла в 10 кл[асс], мы с Федей так располнели, что нас трудно узнать. Что касается службы всем Русск[им] святым – Федя ее дал Вл[адыке] Гурию и обратно не получил!! Я очень это переживала, но меня утешил о. Сергий 587 – милый доктор, у него есть один экземп[ляр], и при необходимости можно переписать: вот, дорогой Владыка! Кратко вся наша история. Пишите нам по адресу: г. Ташкент, Узб[екская] ССР 4, Саперный проезд, д. 9. Семененко Александре Александровне. Федя земно кланяется и просит благословения. Просим Ваших св[ятых] молитв. Ваша Шура.

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Sahar...

Зодчие силой искусства подняли на сих основаньях 515 Из кирпичей обожженных спряженные между собою Сводов окружности здесь и покровы обширного зданья 571 . Хитрым искусством владея, строитель премудрый умело Сделал без дерева кровлю прекрасновершинного храма. Ибо ни на финикийском хребта Ливанского склоне 572 , 520 Ни на лесистых утесах альпийских в дремучих чащобах Ни ассирийца, ни кельта секира нигде не стучала: В древообильных лесах не надеялись тех лесорубы Сосны иль ели срубить, чтоб могли увенчать это зданье. Или такой кипарис ни роща оронтская Дафны 573 , 525 Ни изобильные лесом ущелья Патар не родили 574 , Чтобы он смог перекрыть бескрайнего храма пролеты 575 . Ведь многопетый наш царь, что природа покрыть не сумела Деревом нужной длины, перекрыл то кругами из камня. Так вот вздымается здесь четверными пролетами арок 530 Прекрасношлемная кровля, вогнувшись глубоко 576 , – ты скажешь, [Боковые стены и их колонны] Что твой блуждающий взор притянули небесные сферы 577 . Ты ничего не найдешь ни на западе, ни на востоке, – Здесь под пролетами арок простерся один только воздух 578 . К шумному южному ветру и к севера склону сухому 579 534 Несокрушимые стены вздымаются до подбородка 580 Обода, что обегает окружностью ровной; восьмерки Окон светлых сияют 581 . Воздвигнуты стены же эти На основаниях прочных из камня, ведь ниже, под ними, Шесть эмонийских колонн, изумруду подобных, зеленых, 540 Неутомляемых мышц сочленения вверх воздымают, Там, где покоям для женщин места отведенные видно 582 . Их же вросшие в землю четыре колонны на главах Мощных своих поднимают – нужна тем непоколебимость: Прелести полны они, златоглавые, [и озарил их 583 ] 545 Блеск фессалийского камня. И так середины собора Чудное видом пространство от протянувшейся рядом Залы они отделяют 584 . Таких никогда ведь прекрасных Не высекали колонн во глубинах земли Молоссиды 585 , Стройных, расцвеченных дивно, изысканных, рощам подобных, 550 Будто цветами пестрящих искусными 586 . Также и в этой      [Боковые

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Аскетика Аскетика преп. Максима имеет тесную связь с его догматической системой. По существу она представляет собой не что иное, как прямое раскрытие учения св. отца об искуплении с нравственной его стороны. Целью аскетики, как и искупления, является обожение. Путь спасения тот же, что начертан, как пример, в жизни Христа. В аскетике лишь эта нравственная сторона искупления ставится под увеличительное стекло, и общие контуры ее покрываются детальными штрихами. Разумеется, не одно только учение о спасении связывает аскетику св. отца с системой его догматических воззрений. Как сотериология базируется на антропологии, так и аскетика имеет своей необходимой предпосылкой учение о греховном состоянии падшего человека, о законе плоти, о страстях, что тоже отсылает к области антропологии. По общему характеру своему аскетика преп. Максима принадлежит к типу философско-созерцательных. Она в большей степени, чем у других аскетов, покоится на научно-антропологических классификациях и подразделениях, на данных психологического анализа и философских обобщениях. Это сказывается как в общей ее структуре, так и в деталях, и лишний раз подчеркивает ее связь с антропологией. На первом плане в аскетике преп. Максима стоит изображение царства зла, борьба с которым составляет первую цель аскетических усилий. Внимание подвижника, прежде всего, сосредоточивается на той области, к которой привязаны стремления греховного человека, и возвышение над которой составляет необходимое условие спасения. Подвижник рассматривает эту мрачную область страстей – царство закона плоти – с внимательностью стратега, изучающего поле сражения. Главная борьба у подвижника ведется со страстью 581 . Страсть – это неправильное движение естественных способностей человека, злоупотребление ими 582 . Неправильность движения выражается в неразумном влечении к плоти и миру вместо истинного Источника бытия, в стремлении к чувственным удовольствиям вместо духовных 583 . Страсть всегда поэтому вызывается каким-либо чувственным предметом 584 . При наличности его возбуждаются страстные силы души 585 – похоть и раздражительность επιθυμα и θυμς, иногда также называемая πθη 586 , – выражая свое такое или иное чувственное отношение к предмету 587 . В несдерживаемом разумном беспорядочном движении этих сил души 588 , в неразумной любви или ненависти к какому-либо чувственному предмету 589 (пище, женам, деньгам, оскорбителям) и заключается греховная страсть.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Epifano...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010