Св. Кирилл Иерусалимский , в своих «Огласительных поучениях» 583 , находит необходимым часто указывать и опровергать ложные языческие понятия. Но самое обширное сочинение, специально посвященное вопросу о язычества в его отношении к христианству, принадлежит из греческих церковных писателей этой эпохи известному церковному историку Евсевию Кесарийскому ; это – «Приготовление к Евангелию» 584 . На Западе, в Риме – центре древней жизни и славы могучих обладателей мира, язычество держалось, по–видимому, крепче и при самом падении требовало еще сильной борьбы. Ответом на эти требования служило замечательнейшее по своей задаче сочинение блаженного Августина : «О царстве (городе) Божием» 585 . Да и после этого до времени полного торжества новой веры полемика с язычеством и защита христианства не прекращались. Св. Кирилл Александрийский , епископствовавший в V веке, продолжал, в виду остатков язычества, опровергать мнения Юлиана и его сторонников в своих книгах против сочинений этого нечестивого императора 586 . У блаженного Феодорита Кирского († около 458 г.), епископствовавшего в это же время на Востоке, на оконечностях Империи, где были более живучи языческие верования, находим довольно пространный разбор языческих заблуждений под заглавием: «Врачевство еллинских недугов или познание евангельской истины из еллинской философии» 587 . Когда на практике, в самой жизни решался вопрос о замене одной религии другой, естественно было, особенно в начале, поборникам новой религии говорить только о том, почему старые верования должны быть уничтожены, видеть в них исключительно одно только чистое, беспримесное заблуждение, которое должно было вполне исчезнуть. Поэтому апологеты и другие церковные писатели о язычестве, особенно в первое время встречи двух религий, большей частью смотрят на него с безусловно отрицательной точки зрения. Если они и предполагали в язычестве что–нибудь положительное, часть истины, то об этом не в их целях было рассуждать; для победы в ожесточенной борьбе это не служило пособием, и потому было вне, если не против их задачи.

http://azbyka.ru/otechnik/Hrisanf_Retivc...

Не обходится в баптистском богословии и без противоречивых утверждений: “Нельзя отдавать какой бы то ни было приоритет вере или покаянию в их сравнении друг с другом” , 584 – предупреждает Сэмюель Уолдрон, но спустя несколько страниц сам определённо отдаёт приоритет вере: “покаяние не является необходимым для спасения в той же мере, в какой необходима вера”. 585 Протестанты заостряют внимание на том, что «дела Закона не делают праведным», это – верно. Верно и то, что в вопросе веры и спасения понимать этот апостольский тезис надо шире, чем просто иудео-христианский. Праведным не делает вообще никакая традиция и никакое богословие, даже такое “оправдательное” как у евангельских христиан. Традиция – лишь фон, на котором происходит духовный подвиг, наука, помогающая душе уподобляться своему Творцу. Узость протестантского взгляда на спасение заключается в том, что начальную проповедь о спасительности веры в Иисуса Христа, которой изобилует Писание Нового Завета, они предлагают как конечную. Никто из православных не станет возражать тому, что Евангелие своею целью имеет то, чтобы люди уверовали, что Иисус есть Христос, Сын Божий, и, веруя, имели жизнь во имя Его ( Ин. 20:31 ), достигая, наконец, верою спасения душ ( 1Пет. 1:9 ). Что верующий в Сына имеет жизнь вечную ( Ин. 3:36 ). И, конечно же, если устами твоими будешь исповедовать Иисуса Господом, и сердцем твоим веровать, что Бог воскресил Его из мёртвых, то спасёшься. Потому, что сердцем веруется в правду, а устами исповедуется ко спасению ( Рим. 10:9-10 ; а также Гал. 2:16; 3:26 ; Еф. 2:8 и др.). Но, даже при обилии цитат о спасении верой, в протестантском тезисе, – «Всё Священное Писание свидетельствует, что человек может быть уверен в своём вечном спасении или гибели здесь на земле» 586 нельзя не заметить нарочитую односторонность. Если бы Священное Писание исчерпывалось бы лишь подобными восклицаниями, то, пожалуй, такой вывод был бы оправдан. Но, в Писании рядом с подобными изречениями о необходимости веры для спасения есть и (как может показаться с первого взгляда противоречащие им) высказывания определённо учащие о том, что сама вера во Иисуса Христа не может служить критерием или тем более гарантом спасения христианина.

http://azbyka.ru/pravoslavie-protestanti...

По словам бытописателя Моисея, избиение сынами патриарха Иакова сихемлян навело панический ужас на окрестные языческие города с их развратным населением 580 . Во время египетских казней пред испуганными египтянами являлись призраки горящих костров, свирепых чудовищ со страшными лицами и свистящих пресмыкающихся. Подобные зрелища пугали египтян настолько, что они боялись взглянуть даже на воздух 581 . В исторические дни падения царств Ассирийского, Египетского и других войска и мирные жители названных царств от ужаса совершенно теряли присутствие духа и расслабевали физически. Сердца их как бы таяли, руки опускались, и колени у них дрожали, как вода 582 . По страху мучений за веру человек способен даже малодушно отрекаться от Бога и через то погибнуть душою навеки 583 . Подкрепляя малодушных, Христос Спаситель говорил: «Не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить " 584 . Как показывают изложенные мысли, человеческий страх есть качественно многообразное сердечное чувство, то ослабляющее, то усиливающее энергию воли действием устрашающих мыслей. Иной характер и другие признаки имеет страх Божий, к описанию которого мы переходим ниже. Страх Божий Каждый человек призван Богом совершать свое спасение со страхом Божиим и постоянно должен опасаться вечной погибели из-за неоплаканной и нераскаянной личной греховности. »Бойся Бога и заповеди Его храни», – говорит Екклезиаст, потому что в этом сущность всего... (нравоучения) для человека 585 . Богооткровенная библейская речь обстоятельно описывает: 1) условия и причины возникновения страха Божия; 2) виды его проявления в людях и 3) значение его для человеческого земного и вечного благополучия. Сознательно-сердечное и вместе с тем окрашенное волевой энергией чувство страха пред Богом созидает в человеке его личное усилие и благодать Божия. Страху Божию можно учиться путем собственного душевного напряжения и одновременно с помощью Бога Промыслителя о человеческом спасении. «Придите, дети, послушайте меня: страху Господню научу вас " – такими словами начинает псалмопевец свое вдохновенное слово о богобоязненности 586 .

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Milov...

И все же Всеправославное Совещание стало заметным событием в истории. Именно здесь были даны ответы на, тревожившие православный мир, вопросы – вопросы о законности англиканской иерархии (фактически, вопрос о том, можно ли признавать апостольское преемство в организации, которая не считает священство таинством), о новом календарном стиле, а также о допустимости участия Церкви в экуменическом движении. Хотя во Всеправославном совещании и не приняли участие некоторые представители Поместных Церквей, все-таки, мировое православие было представлено восемью Церквами – Антиохийской, Русской, Грузинской, Сербской, Румынской, Болгарской, Албанской и Польской. Всеправославное совещание высказалось против участия Православных Церквей в экуменическом движении, вынесло решение, что григорианский календарь, принятый некоторыми Поместными Церквами не может быть основанием для разделения, а также постановило, что англиканская иерархия не является законной, по причине заметных отступлений Англиканской Церкви от Предания 582 . Хотя результаты совещания, в целом, были предрешены заранее, доклады, произнесенные на мероприятии архиепископом Серафимом, сыграли свою роль. Главной проблемой, которая обсуждалась на Совещании, была проблема участия Православной Церкви в экуменическом движении. В начале XX века экуменизм рассматривался, как способ диалога с инославным миром, для знакомства его с православием . Путь диалога оказывался вполне оправданным, достаточно вспомнить присоединение к Церкви закавказских несториан или диалог с англиканами, в котором участвовал святитель Агафангел (Преображенский) 583 . К сожалению, со временем, диалог уступил место религиозному равнодушию, выражением которого стали слова митрополита Платона (Городецкого) , сказанные в XIX веке: «перегородки, которые настроили люди в церкви, не доходят до неба» 584 . Ради мнимого единства, стали возможны и самые широкие компромиссы в вопросах догматики, когда «диалог любви» стал предшествовать богословскому диалогу, а то и вовсе заменять его. Протоиерей Василий Зеньковский , ставший одним из выразителей такого пути, писал, например, что, для спасения, достаточно верить во Христа и в спасительность своей конфессии 585 . Таким образом, по мнению протоиерея В. Зеньковского , для спасения вовсе не обязательно было принадлежать к Православной Церкви. Такой подход был вполне приемлем для протестантских конфессий, но для православного христианина звучал абсурдно и даже кощунственно. Неудивительно, что само понятое «экуменизм», при такой постановке вопроса, дискредитировало себя в глазах православных христиан и стало звучать, чуть ли, не как оскорбление, подразумевающее равнодушие того или иного церковного деятеля к чистоте учения Церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Sobole...

Стоит отметить, что личная активность священнослужителя храма при заводе, дополнявшаяся поддержкой администрации, формировала масштаб церковного взаимодействия с рабочими в рамках трезвенно-просветительской работы. Церковные общества трезвости получили распространение при крупных промышленных предприятиях Московской губернии в конце XIX – начале XX в., что определялось локальной востребованностью подобных организаций. Так, в 1892 г. открылось общество трезвости при церкви с. Зуево, Богородского уезда, где располагались огромные предприятия Глуховской мануфактуры и мануфактуры Зимина 584 . В 1901 г. было открыто общество трезвости при Успенской церкви Ивановской суконной фабрики в Звенигородском уезде по причине «признания нужды» в подобном заведении 585 . В 1908 г. начинают действовать общества трезвости при Троицкой на Покровской мануфактуре церкви в с. Круглино Дмитровского уезда 586 . В 1910 г. регистрируется в Московской духовной консистории трезвенное общество при фабрике Чернышевой Московского уезда в с. Пирогово 587 . Для всех обществ были характерны стандартные уставы и направления деятельности, выражавшиеся в работе чайных, проведении нравственных бесед, раздаче листков, устройстве спектаклей и концертов. Цель всех открытых обществ заключалась в удержании рабочих от пьянства путем содействия «трезвой и трудовой жизни своих членов» 588 . Таким образом, общества трезвости, открывавшиеся на «рабочих» приходах в сельской местности, действовали по инициативе приходского священника и при поддержке фабричного руководства. Деятельность обществ распространялась в основном на организацию богослужений, собеседований, устройство чайных, концертов и спектаклей – все то, что занимало досуг рабочих и укрепляло их в возложенных на себя обетах. Трезвенное служение Православной Церкви на территории уездов Московской губернии получило широкий размах при посредничестве трудов митрополита Владимира (Богоявленского) , который одним из первых церковных иерархов деятельно откликнулся на острейшие проблемы современности: рабочий вопрос, трезвенное движение и, как следствие, борьбу за трезвость в рабочей среде.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

572 блаж. Иероним. Письмо 100. К Авиту//Творения блаж. Иеронима. ч. 3. Киев, 1904, с. 252. 573 Цит. по: архиеп. Филарет (Гумилевский). Историческое учение об Отцах Церкви. т.1, М., 1996, сс. 184. 574 Цит. по: Свящ. Григорий Малеванский. Догматическая система Оригена//Труды Киевской Духовной Академии. 1870, январь, с. 131. 575 Цит. по: архиеп. Филарет (Гумилевский). Историческое учение об Отцах Церкви. т.1, М., 1996, с. 205. 576 цит. по: архиеп. Филарет (Гумилевский). Историческое учение об Отцах Церкви. т.2, М., 1996, сс. 186. 577 блаж. Иероним. Письмо 81. К Паммахию и Маркелле.//Творения блаж. Иеронима. ч. 2. Киев, 1894, с. 381. 578 блаж. Иероним. Письмо 100. К Авиту//Творения блаж. Иеронима. ч. 3. Киев, 1904, с. 255. 579 см. Ориген. О началах. Рига, 1936, с. 102. 580 Denis M. J. De la philosophie d’Origene. Paris, 1884, p.191. 581 Dorival G. Origene at-il enseigne la transmigration des ames dans les corps d’animaux? (A propos de De Princ. 1,8,4). Origeniana Secunda. 2 Colloque international des etudes originiennes. Bari, 20–23.09.1977. — Bari, 1980, р. 23. 582 Dorival G. Origene at-il enseigne la transmigration des ames dans les corps d’animaux? (A propos de De Princ. 1,8,4). Origeniana Secunda. 2 Colloque international des etudes originiennes. Bari, 20–23.09.1977. — Bari, 1980, p. 32. 583 Dorival G. Origene at-il enseigne la transmigration des ames dans les corps d’animaux? (A propos de De Princ. 1,8,4). Origeniana Secunda. 2 Colloque international des etudes originiennes. Bari, 20–23.09.1977. — Bari, 1980, p. 32. 584 Свящ. Г. Малеванский. Догматическая система Оригена//Труды Киевской Духовной Академии. 1870, июль, с. 41. 585 Dorival G. Origene at-il enseigne la transmigration des ames dans les corps d’animaux? (A propos de De Princ. 1,8,4).//Origeniana Secunda. 2 Colloque international des etudes originiennes. Bari, 20–23.09.1977. — Bari, 1980, p. 31. 586 Dorival G. Origene at-il enseigne la transmigration des ames dans les corps d’animaux? (A propos de De Princ. 1,8,4). Origeniana Secunda. 2 Colloque international des etudes originiennes. Bari, 20–23.09.1977. — Bari, 1980, p. 17.

http://azbyka.ru/rannee-xristianstvo-i-p...

Редактор Deutsches Jaurbuch Руге писал позже о статье Бакунина, что она была «замечательной» (см. очерк Драгоманова, стр. 37). 573 В. Полонский: «Бакунин», стр. 87. 574 См. об этом в «Исповеди» («Материалы», стр. 105). 575 Чижевский, ор. cit., стр. 86. 576 Полонский справедливо признает этот период в мистике Бакунина христианским (ор. cit., стр. 33), но это внецерковное христианство. 577 Корнилов, ор. cit., стр. 230. 578 Собр. соч., т. III, стр. 49. Предыдущие цитаты взяты из работы Корнилова. 579 В этом согласны и Корнилов и Полонский. 580 В письме к Ruge, (Соч., т. III, стр. 213), Бакунин писал: (в 1843 г.): «вы посвящены в тайну вечной силы, порождающей из недр своих новую эпоху». Сам Бакунин постоянно движется этим чувством «тайны вечной силы», что и определяет основной нерв в теургической установке духа. 581 Соч., т. III. стр. 72. 582 Ibid., стр. 63. 583 Подробнее, см. у Чижевского, ор. cit., стр. 96–98. 584 У него же, стр. 98–101. 585 Собр. соч., т. III, стр. 90. Здесь уже наличествует мотив «самоотрицания». который явится основным в следующем периоде творчества Бакунина. 586 Ibid., стр. 81. 587 Ibid., стр. 112. 588 Ibid., стр. 148. 589 «Исповедь» («Материалы»), стр. 175. 590 Ibid., стр. 138. 591 Ibid., стр. 132. 592 Чижевский (ор. dt., стр. 112), счит, что «антифилософский нигилизм позднейшей фазы Бакунина не имеет отношения к истории философии», в русском революцонизме была и есть своя диалектика, которая не раз врывалась буйной силой в развитие русской мысли. 593 Ibid., стр. 101. 594 Соч., т. III, стр. 227. 595 Ibid., стр. 187. 596 Ibid., стр. 120. 597 Драгоманов, op. cit., стр. 48. 598 У Герцена (в «Былом и Думах»), есть любопытный рассказ (со слов К. Фохта), как однажды вечером, устав слушать бесконечные толки о феноменологии, он оставил Бакунина с Прудоном, а на другое утро, когда он зашел к Бакунину, он нашел Прудона и Бакунина у потухшего камина: они заканчивали беседу о Гегеле… 599 Но, конечно, не «завершением», как думает Чижевский (op. cit., стр. 108). 600

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=731...

Die Lehren des Talmud, s. 164. Buxtorf. Lexic. Chaldaic, p. 46–47 cnf. Fritsche z. Tob. 12, 15; по Фритче, каждому из семи архангелов поручено блюсти какой-нибудь один день недели. 580 Напр. Renan, Hilgenfeld, Kohut в названных выше mpyдax u Delimzsch (Riehm’s Handwörterburch des Biblischen Alterthums, Bd. I, s. 381). 582 Zöckler. Art «Siebenzahl» in Herzog " " s Real-Encyklop. (1 A). Bd. XIV, ss 353–357. Сравн. Riehm. Handworterbuch. d. Bibl. Aiteirh. Bd. II, s-s. 1778–1780. 583 Erich Haupt. Über d. Berührungen d. A. T. mit d. Religion Zaratustras, s. 12; ср. свящ. М. Источникова. «Мнимая зависимость библейского вероучения от религии Зороастра». (Казань, 1897) стр. 202–204. 584 Амшаспанд Вогумано управляет небом, Аша-Вагиста (Ардибегест) – огнем, Спента-Арманти (Сапандомад) – землею. 585 G Kohut, üb. d. Judische Angelogie u Damonologie, s.s. 24–46, пытается доказать параллелизм и тожество Вогумана и Михаила, Craoscha u Гabpuuлa, Qareno u Ypuuлa u m.д. Но доказывая это сходство, Kohut ссылается не на библейское учение об ангелах, а на Талмуд, Каббалу и другие позднейшие книги евреев. Поэтому указываемый им заимствования падают всецело на сторону этой литературы и совсем не касаются представления книги Даниила о князьях ангелов. 586 См. Gesenius, Handwörterbuch. s 143; W. Smith. A. Dictionary of the Bible, v. 1. p. 638. Hofmann, Schriftbeweis, I. s. 338. M. Schwabe, Vocabulaire de l’angelogie (Paris. 1897), p. 91–92. 589 Раввины на вопросы quare vocatur nomen ejus Uriels – отвечают: propter legem, prophetas et hagiographa. Buxtorf. Lexic. chaldaic. p. 46. 590 Gesenius, Handwörterbuch, s. 456. W. Smith. A. Dictionary of the Bible, v. II. p. 350–351. M. Schwabe, Vocabulaire de I´Aneelolome, p. 171. Buxtorf, I. c. Hofmann, Sehriftbeweis, I, s. 338. 596 Так объясняет данный факт, напр., Havernick, Vorlesungen üb. d., Theologie d. A. T. (1863), ss. 93–94. 597 Ср. Smith. A. Dictionary of the Bible, v. II, p. 350 .1. H. Ebrard. Christliche Dogmatik, Bd. I. s. 282. Bossuet. Preface de Apocalypse, Iames, Dictionnaire de 1‘ ecriture sainte (1839) p.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Glag...

583 . От обязанности присутствовать в Евангелическо-Лютеранском Синоде могут быть увольняемы духовные, которые имеют жительство в отдалении от места собрания и вообще вне пределов губернии, в коей собирается Евангелическо-Лютеранский Синод. 584 . В обширных, хотя из одной губернии составленных, Консисториальных округах, вместо всех Проповедников, обязано являться ежегодно в собрание Евангелическо-Лютеранского Синода только половинное оных число, по сделанному о том заранее Генерал-Супер-Интендентом распределению. Он же назначает и особое, смотря по удобности для каждого из сих собраний, место, предварительно спрашивая о сем мнения Пробстов. 585 . В Евангелическо-Лютеранских Синодах председательствуют Генерал- Супер-Интенденты, или Супер-Интенденты; они открывают сии собрания торжественным богослужением в церкви и заключают их молитвою и благословением. – Собрания Евангелическо-Лютеранского Синода продолжаются не долее восьми дней. 586 . Предметы занятий Евангелическо-Лютеранских Синодов состоят: 1) Во взаимных объяснениях и сообщениях о предметах чисто духовных, о состоянии приходов в духовном отношении, о успехах катехизации, о необыкновенных и вообще важных случаях в исправлении Пасторских обязанностей, и т. д. 2) В рассуждениях о ученых духовных предметах: члены читают приготовленные ими сочинения о вопросах теоретического и практического богословия, предлагают друг другу свои замечания, и сообщают известия о новейших богословских книгах и т. д. 3) В совещаниях о хозяйственных церковных делах, вдовьих кассах, и т. д. 4) В совещании о средствах для улучшения состояния церквей в их округе. 587 . Все члены Консистории имеют право присутствовать в сих Евангелическо-Лютеранских Синодах. В собрании оных могут находиться и кандидаты духовенства, но принимают участие в совещаниях не иначе как по особенному дозволению Генерал-Супер-Интендента или Супер-Интендента. Протоколы сих собраний представляются чрез Генерал-Супер-Интендентов или Супер-Интендентов в Консистории, а от них препровождаются в списках в Генеральную Консисторию; подлинные хранятся в архивах Консисторий.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/prot...

578. Янь фэн сы цзэ ли. – Законы и постановления и разного рода правила, которыми определяются подробно удельное управление и хозяйственный контроль. 579. И-цан цзеу iu. – Правительственные постановления и дела, касающиеся общественных продовольственных магазинов. 580. Леу-бу чу фэнь цзэ. – Судебные уставы шести министерств Китая: (– чинов, – финансов, – церемоний, – военное, – уголовное, – работ, – иностранных дел). 581. Сюй цзэн цзэ ли. – Продолжение означенных уставов, – разные к ним прибавления. 582. Ли-бу цзэ ли. – Уставы министерства чинов (в двух экземпл.). 583. Гуо-цзы цзянь чжи. – Официальные журналы Пекинской академии (наук) для экзаменов и получения государственных чинов. 584. Нэй-ву фу цзэ-ли. – Уставы для чинов и должностей Императорского двора. 585. Ху-бу цзэ-ли. – Уставы министерства финансов. 586. Бин-бу чу фэнь цзэ ли. – Уставы министерства военно-судебного. 587. Гун-бу цзэ-ли. – Уставы министерства работ. 588. Чжеу цзю суо чжи. – Проекция расположения улиц на устройство зданий, по установленным законами правилам. 589. Мао и тхун чжи. – Общая топография мест, избранных и определенных по взаимному договору. XI. Отдельные области или вассальные в отношении к Китаю, а также и независимые государства Манчжурия 590. Па-ци тхун чжи. – Генеральная топография восьми знамен, т. е. военных поселений в Китае монголов и маньчжуров. 591. Шэн цзин тхун чжи. – Общая топография маньчжурской провинции 592. Мань-чжоу цзюань лю кхао. – Подробное обозрение источников и рек Манчжурии. Монголия 593. Мэн-гу ю му цзи. – Сведения о пастушеских землях бродячего монгольского племени. 594. Мэн-гу юань лю. – Монгольские реки и источники. 595. Кхоу-бэй сань тхин чжи и. – Хроника трех управлений в Кхоу-бэй, т. е. Монголии. 596. Мин-гу лю-ли. – Монгольские статуты и указы. Корея 597. Гау ли ши. – История Кореи. 598. Чау сянь на дао чжи тху. – Описание и начертание восьми путей (т. е. сообщения) в Кореи. 599. Чау-сян-гэ цюань тху. – Полное начертание корейского государства, с приложением карты «Лю-цю-гэ цюань тху» т. е. начертание всего государства Лю-цю; другая карта – «ся и гэ цюань тху» т. е. начертание государства Иессо.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Vinogr...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010