В.Л. Задворный (католик) Пелагий II (Pelagius II) 61 26.XI.579 г. – 7.II.590 г. Если после смерти Uoahha III Римский Престол оставался вакантным целые десять месяцев, потому что римляне не решались никого признать своим епископом без императорского согласия, то теперь, во время осады Рима лангобардами, когда умер преемник Иоанна Бенедикт, римляне более не медлили с выбором, и, не дожидаясь согласия Константинополя, провозгласили своим епископом Пелагия II. Положение в византийской Италии становилось все более и более напряженным. Продолжавшееся с 572 г. успешное наступление лангобардов продвигало их границы все дальше на юг. Покорение лангобардами Италии несло с собой дехристианизацию страны: в своем большинстве лангобардский народ оставался языческим, аристократия же приняла арианство. Во время войны разрушались и разграблялись церкви и монастыри. Ок. 580 г. было разорено знаменитое аббатство Монте-Кассино, основанное св. Бенедиктом, монахи которого бежали в Рим. Константинополь теперь мог оказывать лишь слабое сопротивление. В 584 г. император Маврикий реорганизовал остатки византийских владений в Италии в экзархат – военную провинцию, во главе которой был поставлен экзарх, объединивший в одних руках военную и гражданскую власть, столицей экзархата стала Равенна. В это же самое время происходит и образование Лангобардского королевства, которое в 584 г. возглавил король Автари, а после его смерти, в 590 г., Агилульф (590 – 616 гг.), по праву считающийся настоящим основателем лангобарского государства в Италии (54, с. 117 – 119). В 585 – 589 гг. на границах с лангобардами установилось некоторое спокойствие, так как экзарху Смарагду удалось заключить с ними какой-никакой мир, и благодаря этому Папа, наконец, смог восстановить отношения с северной Италией, которые из-за войны были полностью прерваны. Пелагий II использовал эту возможность, чтобы попытаться устранить продолжавшуюся уже тридцать лет схизму между Римом и Аквилеей: ведь если Милан, как уже отмечалось, в 571 г. вернулся в общение с Римом, то епископ Аквилейский, присвоивший себе титул патриарха, по-прежнему считая себя после II Константинопольского Собора единственным хранителем правой веры, оставался непреклонным. 3 ноября 579 г. по случаю освящения кафедрального собора в Градо, куда из-за войны была перенесена резиденция Аквилейского патриарха, построенного в честь халкидонской святой Евфимии, (в одноименном храме проходили заседания IV Вселенского Собора), патриарх Илия созвал собор из двадцати своих епископов суфраганов, на котором вновь была подтверждена приверженность прежнему курсу.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Глава 8. «...Понеже собор» Петр много сделал, да ничего не кончил. К. Батюшков Олицетворив в Яворском католическую, а в Прокоповиче протестантскую идею, Самарин не мог, конечно, обойти вниманием и вопрос о соотношении Писания и Предания. Этот вопрос, который действительно может быть рассмотрен в плоскости разногласий католиков и протестантов – как западный спор, перенесенный на русскую почву, – в то же время, как вопрос об источнике авторитетного и непогрешительного вероучительного суждения, имел глубокие внутренние корни, что уже было показано выше. К сказанному следует добавить только, что на учении об источниках авторитета сказалась и Уния. Необходимость опровергать римокатолические воззрения на вероучительный авторитет папы как первоиерарха не позволяла в противовес им просто сослаться на авторитет земной иерархии in corpore, для чего требовалось найти теперь свои собственные экклесиологические обоснования. При этом надо помнить, что экклесиология, как область богословия, в классический святоотеческий период оставалась практически неразвитой, ибо не востребованной, и даже не 1054 год, а скорее только 1453-й пробудил к ней насущный интерес. Отсюда следует, что готовых решений для этой задачи в православной традиции не было. Митрополит Стефан определяет предание как «учение некое, в священных писаниях, рекше в Библиах, неписаное, но от единаго другому явленное, и последователне содержимое. Бывает же сицево учение и писано: обаче не в Библиах, сиречь, не в священных писаниих, разве в книгах отец святых, пастырей и учителми церкве святыя» 584 . Предания могут быть Божественные, берущие начало от самого Христа 585 , апостольские («яже от апостол Духом Святым наставляемых уставишася» 586 ) и церковные, «искони от пастырей и учителей, многажды же и от самаго народа начало приемшии, и общим всех соизволением силу закона имущии» 587 . Если церковные предания очевидно относятся к области обряда и традиции, то как митрополит Стефан определяет различие между «божественными» и «апостольскими» преданиями понятно не совсем. Во всяком случае, в правилах, которыми он предлагает руководствоваться для определения апостольского предания, с одной стороны, говорится, что оно возникает тогда, когда «вся соборная церковь содержит нечто аки догматы веры, еже в священных писаниях не обретается. Сие веждь быти апостольское предание» 588 , а с другой – «егда вся соборная церковь содержит и хранит нечто, еже никтоже уставити возможе, токмо Бог» 589 .

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Hondzins...

Глава IV. История поповщины § 25. Начальная история Керженца В то время, как одна часть раскола выделилась в безпоповщину, другая получила название поповщины. Первоначально она явилась в виде беглопоповщины, потому что последователи её решились «окормляться бегствующим от великороссийской Церкви иерейством». Первые беглопоповские общины жили в пределах: Нижегородских, Донских, Черниговских и в Польше. В Нижегородский край раскол был занесен при первоначальном своем обнаружении. В конце XVII века эта местность получила в расколе значение видного центра. Раскольники ютились в лесах чернораменских, особенно по речкам – Керженец и Белбаш. Чернечествующие селились здесь «скитами», мирские – «починками». 581 Скитов было много. 582 Они назывались обыкновенно именами своих основателей или же видных «начальников». Более других, по своей исторической роли, известны мужские скиты: Онуфриев, Софонов, Лаврентиев. Скитами управляли «отцы» и «старцы», несколько же скитов одного и того же толка объединялись под главенством одного лица. 583 Были скиты женские. 584 В них «началили» «матери». Иногда женский скит возникал по желанию какого-либо «знатного» раскольника, – в таком случае «монахини» оставались под его «правлением». 585 Дела, касавшиеся всех скитов, решались на общих собраниях. Духовные требы отправляли глаголемые «священноиноки» или же «непостриженные» беглые попы. Имена старейших священноиноков: Дионисий шуйский, Софоний соловецкий, Сергий ярославский, – священноиереев: Трифилий вологодский, Исидор козмодемьянский. 586 Так как на Керженце не было своего храма у раскольников, то все требы, не исключая венчания брачущихся, «лесные попы» 587 совершали «в избах и клетях». 588 Молва о «заволжских пустынниках» широко распространялась в среде темного люда. В первое время этому способствовало особенно то, что у Дионисия попа, что жил в ските Смольяны, был довольный запас мира и св. даров. За дарами приезжали на Керженец издалека и повсюду распространялась слава Дионисия, а с тем вместе росло значение всего Керженца. 589 Хорошую услугу оказывала керженцам Макарьевская ярмарка; тут закупались старопечатные книги, здесь же приобретались и попы. 590

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Semenovic...

Испанец Феодосий – один из немногих императоров, которые были крещены в начале своего царствования. Кажется – вследствие этого обстоятельства, его политика приняла более открыто христианский характер. Законы, изданные им в пользу Церкви, превосходят числом законы всех его предшественников, взятых вместе: их насчитывается по нескольку ежегодно. После воцарения на Востоке, первою его заботою было уничтожить арианство. В 380-м году он издает повеление, чтобы все народы, подчиненные ему, по вопросу о Троице следовали «вере, которую Римская церковь получила от апостола Петра», в том виде, как ее исповедуют «папа Дамас и Петр, епископ александрийский, человек апостольской святости» 584 . В 381, 382, 384, 388, 389, 394 годах следуют законы против еретиков: евномиан, ариан, аполлинаристов, македониан, манихеев, при чем отбираются их церкви с тем, чтобы передать их православным; запрещаются их (еретиков) собрания; изгоняются их епископы и священники; передаются в казну все места, где совершались их богослужения; уничтожаются их завещания, и объявляются неимеющими силы передачи и получения 585 . Большое количество этих законов, из которых многие повторяются, указывает на то, что они далеко не везде были исполняемы, но свидетельствует в то же время об энергических усилиях православного государя, направленных к восстановлению православного единения в тех областях, которые были разорены любезными Констанцию и Валенту ересями. Утверждают с похвалою, что он не давал Церкви денежных преимуществ, и не расточал в ее пользу материальных милостей. Он ограничивается тем, что или возвышает служителей Церкви, или оказывает почтение к ее учению и богослужению, или покровительствует христианским обычаям. Так, он запрещает вызывать епископов в качестве свидетелей 586 ; запрещает все уголовные дела в течение поста 587 ; не дозволяет телесных наказаний «в течение этого святого времени, назначенного для очищения душ» 588 ; запрещает торговать мощами мучеников 589 ; помещает Пасху и воскресение в число дней, празднуемых по распоряжению закона 590 ; запрещает по воскресениям зрелища в амфитеатрах и цирках 591 ; в день Пасхи объявляет прощение преступникам 592 ; не дозволяет браков между христианами и иудеями 593 ; возбраняет этим последним иметь рабов-христиан 594 ; запрещает комедианткам и женщинам дурного поведения появляться публично в одежде дев, посвященных Богу 595 ; не дозволяет брать в труппы танцоров женщин и детей, исповедующих христианство 596 ; запрещает частным лицам держать и показывать рабынь- музыкантш 597 ; преследует постыдные пороки в городах, делая в то же время более нравственными сами наказания 598 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЕРМИНИНГЕЛЬД [Эрменегильд; лат. Hermenegildus; греч. Ηερμηνιγγιλδος] († 24.03.585), мч. (пам. зап. 13 апр.; пам. греч. 30 окт.; в РПЦ пам. 1 нояб.; пам. арм. 29 марта), сын вестгот. кор. Леовигильда (568-586). Сведения о Е. и его мученической кончине содержатся в письменных источниках вестготского («Хроника» Иоанна Бикларского, «История королей готов, вандалов и свевов» свт. Исидора Гиспальского (Севильского)) и франк. («История франков» свт. Григория Турского ) происхождения и подтверждаются нумизматическими и эпиграфическими данными. На рубеже VI и VII вв. Римский папа св. Григорий I Великий посвятил Е. главу в соч. «Диалоги» ( Greg. Magn. Dial. III 31). К VIII в. относятся «Жития святых эмеретских отцов», где упоминается Е. Прп. Беда Достопочтенный ( Beda. Chron. 4557) и Павел Диакон ( Paul. Diac. Hist. langobard. III 21) в основном использовали сведения из сочинений Григория Турского и Григория Великого, к к-рым обращались и более поздние средневек. авторы (напр., Сигиберт из Жамблу). В 572 г., после смерти вестгот. кор. Лиувы, королем стал его брат Леовигильд (с 568 был соправителем Лиувы). Леовигильд от 1-го брака имел 2 сыновей: Е. и Рекареда. Овдовев, Леовигильд женился на вдове кор. Атанагильда Госвинте, арианке. Одна из дочерей Госвинты, Брунгильда, была замужем за франк. кор. Австразии Сигибертом I (561-575), а др. дочь, Галесвинта, вышла замуж за сводного брата Сигиберта Хильперика (561-584), который вскоре отправил жену в Испанию, приказав убить по дороге. Стремясь сохранить добрые отношения с франками, Леовигильд добился заключения брака между Е. и Ингундой, дочерью Сигиберта и Брунгильды. Ингунда была воспитана в кафолической (правосл.) вере, и в 579 г. в Толете (ныне Толедо) Госвинта пыталась насильно обратить невестку в арианство и даже провела над ней арианский обряд крещения (он был признан недействительным). Чтобы избежать скандала, Леовигильд удалил Е. и Ингунду из Толета в Гиспалис (ныне Севилья), поручив Е. управление юж. областями Вестготского королевства, расположенными на границе с визант. владениями в Испании. В отличие от населения Толета жители Гиспалиса преимущественно исповедовали православие. Благодаря супруге Е. сблизился со старшим братом свт. Исидора Гиспальского свт. Леандром , под влиянием к-рого принял правосл. веру.

http://pravenc.ru/text/190161.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание МАРИНА [Маргарита; греч. Μαρνα] (III-IV (?) вв.), вмц. Антиохийская (пам. 17 июля). Единственный источник сведений о жизни М.- ранневизант. Мученичество, к к-рому восходят все ее последующие жизнеописания. Составленное в IV в. (судя по упоминанию пров. Писидия), оно было издано и изучено Г. Узенером ( Usener. 1886). Мученичество сохранилось в 2 основных редакциях (BHG, N 1055-1056 и 1057), относящихся как минимум к IX в. (Paris. gr. 1470, восходящий к списку 1-й трети IX в., и Sin. МГ 66, VIII-IX вв.), вопрос взаимосвязи и времени возникновения которых нуждается в дальнейшем исследовании, и 3-й, имеющей сходство с 2 первыми (Vat. Ottob. gr. 12, 422; Lesb. S. Ioan. 57; Lond. Brit. Lib. Add. 25881), а также в древнем латинском (BHL, 5303) и слав. переводах ( Творогов. 2008. С. 80; Иванова. 2008. С. 584-585). Автором Жития и Мученичества является, согласно тексту, некий христианин по имени Феотим, к-рый навещал М. в тюрьме, был очевидцем явлений Божественной силы во время страдания М. и присутствовал при ее казни. Согласно Мученичеству, М. род. в Антиохии Писидийской, была дочерью языческого жреца по имени Эдесий, который отдал ее на воспитание кормилице, жившей в 15 милях от города. После смерти матери М. кормилица, сильно привязанная к девочке, обратила ее ко Христу (согласно одной из версий, когда М. было 12 лет). Узнав об этом, отец стал гнушаться М., перестал считать ее своей дочерью. Когда М. исполнилось 15 лет, ее, вышедшую стеречь стадо овец, случайно увидел проезжавший мимо наместник провинции Олибрий (Олимврий), преследователь христиан. Он влюбился в М., но, узнав, что она христианка, заключил под стражу. На следующий день он публично допросил ее в Антиохии, предлагая ей вступить в законный брак и осыпать ее богатствами взамен на отречение от веры. Но, не добившись согласия, предал пыткам: М. растянули на лавке и били до крови палками, драли ее тело железными крюками. Раны ее были так ужасны, что Олибрий не смог вынести их вида. М. во время мучений молилась и славила Христа.

http://pravenc.ru/text/2562062.html

Рим, Византия и королевство вестготов в переписке папы Григория Великого Папа Григорий I Великий, занимавший римскую кафедру в 590–604 гг. является одной из ключевых фигур в истории христианства. Именно при нем римская Церковь ощутимо усилила свое влияние, и римский епископ выдвинул претензии на роль главы и пастыря всех христиан, по меньшей мере западных. Как известно, именно стараниями Григория в христианство был обращен народ англов (миссия Августина 594 г.), а королева лангобардов Теоделинда (589–624), бывшая арианкой, приняла Никео-Константинопольский символ веры . В то же время, стремясь быть в курсе местных церковных дел и укреплять авторитет Святого Престола за пределами Рима, Григорий находился в переписке с королями франков, лангобардов и вестготов. В этом контексте представляется вполне естественным тот факт, что именно в период понтификата Григория Великого были установлены контакты Толедского королевства вестготов и римской кафедры, поддерживавшиеся не только королем Рекаредом (586–601), но и Церковью Испании в лице епископа Леандра Севильского (ок.534–596), видевшего в Григории старшего товарища и наставника. Но этим взаимоотношения Испании и Рима не исчерпывались, ведь юг Пиренейского полуострова в тот период принадлежал Византии и римский папа оказывал весьма сильное влияние на положение дел в епархиях Картахены и Малаги, что нашло отражение в его письмах. Однако, прежде чем переходить непосредственно к содержанию этих писем, следует сказать несколько слов об их авторе и об эпохе, в которую он жил. Григорий родился около 540 г. в знатной и состоятельной сенаторской семье Анициев, тесно связанной с христианской Церковью 2 . Он получил хорошее классическое образование, состоящее в усвоении дисциплин тривиума и квадривиума, что в дальнейшем способствовало росту его авторитета среди современников 3 . Сначала Григорий избрал мирскую карьеру, свойственную людям его социального положения, в частности он исполнял обязанности префекта Рима в один из самых драматичных моментов истории города во время владычества лангобардов. Позже Григорий решил посвятить свою жизнь служению Церкви. С 579 по 585 г. в качестве папского нунция он находился в Константинополе.Там он познакомился с Леандром Севильским, который оказался в городе в связи с ситуацией, сложившейся в Испании после мятежа Герменегильда (581–584), восставшего против своего отца короля Леовигильда (568–586). Активным участником (a по некоторым данным, и вдохновителем) восстания являлся Леандр Севильский 4 .

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Dvoes...

Скачать epub pdf Указатель имен А ввакум Петров, протопоп, идеолог старообрядчества, писатель – 386, 395, 396, 414, 418, 425, 431, 435, 446, 452, 453, 474, 478–481, 496, 497, 552, 625 Авессалом, сын царя Давида, библ. – 103, 220, 344, 611, 612 Авраам (Авраам Странноприимец), патриарх, библ. – 12, 81, 83, 93, 98, 132, 196, 198, 209, 215, 249, 323, 326, 333, 338, 472, 565, 597, 599, 604 Авраамий, волоколамский старообрядец – 385–388, 402 Авраамий, инок, писатель-старообрядец – 414 Авраамий (Аврамий), казначей, затем игумен Спасо-Воротынского монастыря – 8, 127, 245, 398, 534 Авраамий, монах юрьевецкого Успенского монастыря – 405 Авраамий, «раскольнический патриарх " » – 391 Авфония, «нечестивый еврей» – 614 Адам, первый человек, библ. – 93, 209, 332, 333, 584, 596, 599, 604 Адриан, паломник, спутник Иоанна Лукьянова – 21, 258, 397, 399, 509 Адриан, русский патриарх – 467, 579 Адриан (Андреян), волоколамский старообрядец (см. Авраамий) Адрианова-Перетц В.П., исследователь фольклора и литературы Древней Руси – 446, 448, 480, 496, 625 Азарий, св. – 7, 562 Аксаков И.С., писатель и издатель – 484, 623, 624 Алевиз Фрязин, итальянский архитектор – 609 Александр, дьяк, писатель-паломник – 476 Александр, дьякон из Нерехты – 406 Александр, переводчик (см. Шкарлат Александр) Александр, старообрядческий священник 385 Александр, сын Симона Киринея – 99, 340, 608 Александр Македонский, царь Македонии, великий полководец – 592 Александр Михайлович , великий князь Тверской – 572 Александровский М., исследователь, историк церкви – 397, 620 Алексеев И., исследователь – 402, 415 Алексей, старец, старообрядец – 391 Алексей Комнин, византийский император – 569 Алексей Михайлович, русский царь – 424, 588, 621 Алексей Петрович, царевич, сын Петра I – 405, 585 Али, пророк – 607 Алимпий, монах Киево-Печерского монастыря, древнерусский художник, св. – 570 Алкей, древнегреческий поэт – 616 Алферов (Ольферов) С.Т. – 16, 137, 253 Аммон, сын Лота и его дочери, библ. – 599 Аммон, сын царя Давида, библ. – 611

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Ф. Вигуру (католик) Глава пятая. – О календаре, весах и мерах евреев 163 . – Деление главы Для понимания значительного числа мест Ветхого и Нового Завета полезно знать деление времени у евреев, весы и меры, которыми они пользовались. Мы скажем в двух отделах: 1) о календаре, 2) о весах, монетах и мерах евреев. Отдал I. – Деление времени у евреев О дне и ночи. – О неделе. – О месяцах. – О религозном и гражданском годе. О дне и ночи 1 . Евреи считали день от одного захода солнца до другого ( Лев.23:32 ), и Церковь сохранила этот обычай для празднования божественной службы. Когда они хотели обозначить целый день, т. е., как мы выражаемся теперь, пространство в 24 часа, они говорили вечер и утро (сл. Быт,1:5). Собственно день разделяется на три части: утро, вечер и полдень ( Пс.54:18 ), или даже на шесть: 1) заря, нешеф, nesef, или шагар, sahar; 2) восход солнца или утро, бокер, boqer; 3) жар дневной, гом га-йом, hom ha-yom, который начинает чувствоваться на Востоке к 9 часам; 4) полдень, цогораим, sohoraim ( Быт.43:16 ; Втор.28:29 ); 5) ветер или прохлада дня, руах га-йом, ruah ha-yom, т. е. время, когда ветер дует каждый день на Востоке, немного ранее захода солнца ( Быт.3:8 ); 6) вечер, гереб, " ereb, который начинался от захода солнца и оканчивался в момент, когда земля покрывалась мраком. – Различали два вечера или вечерних времени; 584 иудейские секты были несогласны относительно значения выражения: „между двумя вечерами“; оно, кажется, означало промежуток, который протекает между началом и концом захода солнца. 2 . Слово: час, шаа, sä’äh, является в первый раз у Даниила, 585 и, кажется, означает более краткое время, чем час в собственном смысле; также ρα, hora, в Новом Завете ( Мф.8:13 ; Лк.12:39 , и т. п.) не должно приниматься в строгом смысле. – Иудеи времени нашего Господа делили естественный день на 12 часов ( Ин.11:9 ), составляющих четыре части, по три часа в каждой; эти части называли: первым, третьим, шестым и девятым часами; они начинались: первый с восхода солнца, третий с девяти часов утра, шестой – с полдня и девятый – с трех часов вечера. Эти наименования служат еще и теперь для обозначения четырех часов церковных служб, потому что они соответствуют этим четырем делениям времени. 12 часов, составлявшие день, не состояли, как теперь, из 60 минут, но они были неравной продолжительности, смотря по различию времен года, более длинны летом, более коротки зимой, потому что летом, как и зимой, первый час начинался всегда с восходом, а 12-й кончался всегда с заходом солнца.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/rukovod...

Аскетика Аскетика преп. Максима имеет тесную связь с его догматической системой. По существу она представляет собой не что иное, как прямое раскрытие учения св. отца об искуплении с нравственной его стороны. Целью аскетики, как и искупления, является обожение. Путь спасения тот же, что начертан, как пример, в жизни Христа. В аскетике лишь эта нравственная сторона искупления ставится под увеличительное стекло, и общие контуры ее покрываются детальными штрихами. Разумеется, не одно только учение о спасении связывает аскетику св. отца с системой его догматических воззрений. Как сотериология базируется на антропологии, так и аскетика имеет своей необходимой предпосылкой учение о греховном состоянии падшего человека, о законе плоти, о страстях, что тоже отсылает к области антропологии. По общему характеру своему аскетика преп. Максима принадлежит к типу философско-созерцательных. Она в большей степени, чем у других аскетов, покоится на научно-антропологических классификациях и подразделениях, на данных психологического анализа и философских обобщениях. Это сказывается как в общей ее структуре, так и в деталях, и лишний раз подчеркивает ее связь с антропологией. На первом плане в аскетике преп. Максима стоит изображение царства зла, борьба с которым составляет первую цель аскетических усилий. Внимание подвижника, прежде всего, сосредоточивается на той области, к которой привязаны стремления греховного человека, и возвышение над которой составляет необходимое условие спасения. Подвижник рассматривает эту мрачную область страстей – царство закона плоти – с внимательностью стратега, изучающего поле сражения. Главная борьба у подвижника ведется со страстью 581 . Страсть – это неправильное движение естественных способностей человека, злоупотребление ими 582 . Неправильность движения выражается в неразумном влечении к плоти и миру вместо истинного Источника бытия, в стремлении к чувственным удовольствиям вместо духовных 583 . Страсть всегда поэтому вызывается каким-либо чувственным предметом 584 . При наличности его возбуждаются страстные силы души 585 – похоть и раздражительность επιθυμα и θυμς, иногда также называемая πθη 586 , – выражая свое такое или иное чувственное отношение к предмету 587 . В несдерживаемом разумном беспорядочном движении этих сил души 588 , в неразумной любви или ненависти к какому-либо чувственному предмету 589 (пище, женам, деньгам, оскорбителям) и заключается греховная страсть.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Epifano...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010