Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ПЕЛАГИЙ II Пелагий II, папа Римский. Гравюра. 1600 г. (Sacchi. Vitis pontificum. 1626) Пелагий II, папа Римский. Гравюра. 1600 г. (Sacchi. Vitis pontificum. 1626) († 7.02.590, Рим), папа Римский (с 26 нояб. 579). Уроженец Рима, сын Унигильда, вероятно остгота по происхождению. О жизни П. до избрания на Папский престол не сохранилось никаких сведений. Предшественник П., папа Римский Бенедикт I (575-579), умер 30 июля 579 г., во время осады Рима лангобардами, вызвавшей в городе сильный голод. Вероятно, эти обстоятельства привели к 4-месячной вакансии Папского престола. Согласно Liber Pontificalis , избрание и ординация П., проведенные в один и тот же день (26 нояб. 579), состоялись без санкции визант. имп. Тиверия I (578-582), получить к-рую было невозможно из-за осады Рима (LP. T. 1. P. 309). Согласно др. интерпретации источников, П. был избран еще в авг. 579 г., а в нояб. было получено одобрение императора. Одним из первых решений П. стало назначение папским апокрисиарием в К-поле диак. Григория (свт. Григорий I Великий , папа Римский в 590-604). П. просил его добиться от визант. правительства помощи в защите Рима от лангобардов. В нач. 80-х гг. VI в. в результате реформы управления византийскими владениями в Италии военная и гражданская власть была сосредоточена в руках представителя императора - экзарха, резиденция к-рого находилась в Равенне. Отношения П. с 1-м известным равеннским экзархом, Смарагдом, были, по-видимому, непростыми. В письме (окт. 584) апокрисиарию Григорию, переданном с нотарием Гоноратом (преемник Григория в должности папского апокрисиария в К-поле) и с еп. Севастианом, П. извещал о бедственном положении Италии и жаловался на экзарха, что тот в письме ему заявил, будто бы не может оказать Риму никакой помощи (MGH. Epp. T. 2. P. 440-441). В этом послании отмечено самое раннее использование титула «экзарх» применительно к визант. наместнику в Италии. С целью заключить военный союз против лангобардов П.

http://pravenc.ru/text/2579908.html

ГЛАВА XVII. О ЧУВСТВЕННО-ПОЖЕЛАТЕЛЬНОЙ СПОСОБНОСТИ 573 Итак, неразумная часть души, повинующаяся разуму, разделяется, как сказано выше, на две способности: чувственно-пожелательную и аффективную. В свою очередь, чувственно-нежелательная способность разделяется двояко: на удовольствия и печаль. Ведь удовлетворенное вожделение доставляет удовольствие, а неудовлетворенное – печаль (огорчение). Опять же – вожделение, разделяемое по другому способу, образует всего четыре вида, в числе которых заключается 574 и само 575 . Ведь из области существующего – одно есть благо, другое – зло, одно уже присутствует налицо, другое – ожидается. Сообразно этим свойствам, если 2 умножить на 2, то относящееся к вожделению разделяется на четыре вида. В самом деле, существует хорошее и дурное, а затем – настоящее (наличное) и ожидаемое; отсюда: благо ожидаемое возбуждает 576 вожделение в собственном смысле ( επιθυμα), а благо наличное – удовольствие; с другой стороны, зло ожидаемое производит страх 577 , а наличное (постигшее) – печаль 578 . Действительно, удовольствие и вожделение связаны с благом, а страх и печаль – со злом. В силу этого некоторые определяют четыре вида страсти 579 : вожделение, удовольствие, страх и печаль 580 . А под благом и злом мы разумеем (здесь) или действительно настоящее благо и зло, или же обычно признаваемое таковым 581 . Дурные страсти ( πθη) возникают в душе по следующим трем причинам: вследствие дурного воспитания, из невежества и под влиянием худого состояния тела 582 . В самом деле, не будучи хорошо воспитаны с детства, чтобы быть в состоянии владеть страстями, мы впадаем в неумеренность в отношении к ним. А от невежества (необразованности) возникают в разумной части души превратные суждения, так что зло считают добром, а добро – злом. Имеет некоторое значение и дурное свойство тела 583 : те, в ком изобилует горькая желчь, вспыльчивы, а обладающие горячим и влажным темпераментом – склонны к наслаждениям. А лечить дурной навык должно хорошей привычкой: невежество – учением и знанием; дурной органический состав должно лечить телесно, изменяя его, насколько возможно, в средний темперамент соответствующей диетой 584 , упражнениями и, если понадобится, лекарствами. 573 Общее заглавие: « Περ του πιθυμητικου» – De cupiditate. У Con. здесь начинается 9-я глава 4-й книги: «Recenset (т. е. Nemesius) quatuor affectus animi " … etc. У Vall.: «De concupiscibili». 580 Такое деление πθος на четыре вида, а равно – приведенные Немесием основания этого деления, приписывают (у пер.: усвояют -ред.) стоикам: см. Stob. Eel. II, 6, 166 (Domanski, S, 119). Читать далее Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Nemesij_Emessk...

Из сочинений западного церковного писателя (конца II и начала III века) Тертулиана, вопросом о язычестве специально заняты: «Апологетик», «Об идолослужении» и две книги «К народам» 574 . Но рассуждения о языческих верованиях в их отношении к христианству рассеяны и во многих других его сочинениях, каковы: «О свидетельстве души», «О крещении», «О молитве Господней», «О целомудрии», «О зрелищах», «О душе», «Об одеянии женщин» 575 и др. у святого Киприана (с 249 г. епископ Карфагенский ) находим письма «О суетности идолов» 576 ; о том же рассуждает он в «Послании к Деметриану» 577 . Вместе с распространением христианства, и в виду последних усилий язычества задержать свое падение, апологетическая деятельность, по видимому, вновь усиливается и переходит в IV век. От конца III и начала IV века осталось «Рассуждение против язычников» ритора Арновия Африканца 578 . Еще более известны, написанные с тою же целью, опровержения языческих заблуждений – Лактанция († около 325 г.), ученика Арновия, под названием: «Божественные Наставления» 579 , Но и после того как христианство было признано государственной религией, отцы и учителя церковные не переставали для окончательного торжества его и в оправдание этого торжества выяснять суетность язычества и высокое достоинство новой, заменявшей его, религии. Великие отцы IV века – Афанасий Александрийский Василий Великий и Григорий Богослов по преимуществу заняты были изъяснением положительного христианского учения, в виду ересей, возникших с распространением христианства. Но и они находили еще необходимым обращаться к вопросу о язычестве. Таково сочинение св. Афанасия под заглавием: «Слово против язычников» 580 . Тот же полемический характер в отношении к язычеству имеет и его «Слово о воплощении» 581 . Василий Великий и Григорий Богослов в своих беседах и толкованиях также не редко говорят о языческом заблуждении: а усилия Юлиана поддержать падавшее языческое суеверие вызвали Григория Богослова на особые речи против отступника, с целью показать ничтожество защищаемого им суеверия 582 .

http://azbyka.ru/otechnik/Hrisanf_Retivc...

Летом 571 г. И. Э., как монофизит, попал под надзор и был помещен в ксенодохий Евбула в К-поле. Несмотря на приступы подагры и обилие насекомых, терзавших его по ночам, И. Э. стойко переносил свое положение, что, по его заявлению, было возможно благодаря утешению и поддержке небесных сил, посещавших его в заточении ( Ioan. Ephes. Hist. eccl. 2, 5). Через год И. Э. был переведен на один из Принцевых о-вов в Мраморном м., где провел в ссылке еще 28 месяцев. Его возвращение в К-поль стало возможным благодаря заступничеству имп. Тиверия I, с к-рым он был дружен еще во времена Юстиниана I, после его провозглашения кесарем в дек. 574 г. Тем не менее в 575-577 гг. И. Э. жил в К-поле под строгим надзором. В 577 г., по смерти патриарха Иоанна III Схоластика, на К-польский престол вернулся патриарх Евтихий и И. Э. получил большую свободу действий, хотя, по его словам, преследование монофизитов в столице продолжалось. С патриархом Евтихием И. Э. имел спор из-за собственности на участок, переданный ранее монофизитскому мон-рю в Сиках придворным вельможей Каллиником. Патриарх добился от И. Э. отказа от земли. И. Э. не получал хлеба во время общественных раздач, был оштрафован и лишен имущества. После провозглашения Тиверия августом в сент. 578 г. в столице распространились слухи о склонности нового императора к арианству. Чтобы отвести от себя подозрение, Тиверий издал эдикт против ариан и проч. еретиков, под действие к-рого попали и монофизиты. И. Э. и его ближайшее окружение были арестованы, в дек. 578 г. отправлены в тюрьму и вскоре освобождены с условием немедленно покинуть К-поль. Спустя нек-рое время действие эдикта в отношении монофизитов было приостановлено, однако по инициативе патриарха Евтихия, к-рому имп. Тиверий предоставил полную свободу действий в столице, гонение на них продолжалось. И. Э. описывает Евтихия в издевательских тонах, насмехаясь, в частности, над его полемическими сочинениями о двух природах Иисуса Христа, которые император велел запретить, чтобы они не вызвали волнений в Церкви (Ibid. 2, 35). По его словам, гонения на монофизитов помогали любителям легкой наживы заниматься открытым грабежом (Ibid. 3, 21) и прекратились только со вступлением на Патриарший престол Иоанна IV Постника в 582 г.

http://pravenc.ru/text/471574.html

Можайские пределы Русского государства были известны не только в связи с именем подвизавшегося здесь преподобного Ферапонта. Вскоре после его кончины недалеко от Можайска явилась Колонская чудотворная икона Божией Матери. При перенесении в Москву она была торжественно встречена Митрополитом Фотием, а после ее возвращения уже упомянутый можайский князь Андрей воздвиг на месте явления иконы Колонский Успенский монастырь 573 . Издревле почиталось в Можайске и резное изображение святителя Николая Можайского 574 . Точных сведений о том, кто был преемником преподобного Ферапонта, в монастыре не сохранилось, но в актах упоминается о настоятельстве здесь в середине XV века архимандрита Кассиана 575 , а под 1506 годом – Макария I 576 . Таким образом, в 1523 году настоятелем обители был поставлен Макарий II. Можайский период – самый короткий в жизни Митрополита Макария. Его попытался осветить Лужецкий настоятель прошлого века архимандрит Дионисий (Виноградов) 577 , однако он исходил из неверного положения о том, что Святитель настоятельствовал в монастыре двадцать лет 578 – с 1506 по 1526 год, тогда как в действительности он пробыл здесь всего три года, о чем узнаем из известия Хронографа 1599 года 579 . Впрочем, сокращение времени его пребывания в Можайске практически не отразилось на источниковедческой базе. Сохранились сведения и об отношении к Святителю великого князя Василия III. Псковский летописец, сообщая под 1526 годом об архиерейской хиротонии святителя Макария, отмечает: «Князь же великий любляше его зело» 580 . Это позволяет думать, что они могли видеться и познакомиться еще ранее. Из летописных сообщений можно предположить, когда это могло произойти. В 1513 году «июня в 14 день поиде князь велики Василей Иванович всеа Русии с Москвы в Боровск, а из Боровска поиде князь велики к Смоленску» 581 . В 1523 году Боровский инок назначается настоятелем Лужецкого монастыря в Можайске, опорном пункте борьбы с Литвой. А два года спустя «ездил князь велики Василей с великою княгинею в объезд на Волок и в Можаеск» 582 .

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Verete...

По новоисправленному же Служебнику Входное совершается таким образом: войдя в церковь , иерей с диаконом творят три поклона и читают: Црю нбный до: Оче нашъ, a по возгласей тропари: Помилй насъ Гди … Слава: Гди помилй насъ... И ныне: двери... целуя икону Христову: Пречистом твоем образ... и целуя икону Богородицы: сщи истосникъ... затем молитву: Гди, низпосли рк твою... и, отходя в алтарь: Вниду въ домъ твой, поклонюс ко храм стом твоем... Итак, во Входном по новоисправленному Служебнику, против старопечатного, оказывается значительное несходство: а) перед входом в церковь , священнику и диакону не положено читать находящихся в старопечатном Служебнике тропарей и псалмов; б) по входе в церковь вместо семи показано делать три поклона; в) вместо тропарей: Радуйся двере, и пр. положены тропари: Помилуй нас Господи и пр. г) тропарей: воскресного, Благовещению, дню или празднику, храму, Златоусту и прочих десяти стихов к целованию икон читать не положено; д) ври отходе к жертвеннику показано читать стих: Вниду в дом твой и пр. которого в старопечатном Служебнике нет. В том и другом Служебниках общего находим только чтение начальных стихов до возгласа по Отче наш , тропаря: Пречистому твоему образу (положенного впрочем по старопечатному Служебнику не при целовании Владычней иконы) и молитвы: Господи низпосли .руку твою. Затем обращаясь к рассмотрению древлеписьменных и древлепечатных немосковских Служебников находим: а) В некоторых, и притом древнейших, списках Служебника Входное вовсе не положено,– Именно же: в Служебниках XII в. Синод. библиотеки 605, 604, библиотеки С.-Петер. дух. академии 518; в Служебниках XIVb. Синод. библ. 598, Типографской библ. 128, библиотеки С.-Петерб. дух. академии 523, 526, и Москов. Рум. музеума 399. б) В большей части древлеписьменных Служебников Входное состоит из одной молитвы: Господи низпосли руку твою, с предварительными тремя поклонами, – или без оных, Так в Служебниках: XIV в. Синод. библ. 601, 952, Румянц, муз. XV в. Синод. библ. 606, 268, библиотеки С.-Петерб. дух. акад. 527 (в нем показано в притворе читать: Царю небесный, до: Приидите поклонимся) 528, 531, 532, 535, 536, 537, 538, 542, 543, 547, 548, 562, 574, 837 838, библиот. Моск. дух. академии 79, библиот.Тр.-Серг. лавры 124; XVI в. Синод. библ. 602, 310, библиот. С.-Петерб. дух. акад. 575, 582, 842, 842, 843, 848, библиот. Моск. дух. акад. 88, библ. Тр.-Серг. лавры 225, библ. А.И. Хлудова 113, и в Служебниках, печатанных в Венеции 1519 и 1554 гг.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

Понятны теперь будут и скорбь и радость Святителя Григория Богослова , изображенные им в его прощальном слове, произнесенном на 2-м Вселенском соборе в Константинополе 381 года. «Некогда паства сия», говорил святой, «была мала (в год его прибытия в столицу) и несовершенна, даже судя по видимому, это была не паства, а малые следы и останки паствы, без порядка, без надзора, без точных пределов; она не имела ни свободной пажити (при Юлиане были закрываемы храмы Божии), ни огражденного двора, скиталась в горах, и вертепах, и пропастех земных 575 , рассеянная и разбросанная (Валент многих православных отправлял в ссылку; препятствовал свободе отправления богослужения, а между тем арианам покровительствовал и поощрял их козни против православных) там и здесь; всякий, кому как случалось, находил себе надзирателя и пастыря, промышлял о своем спасении; она была подобна стаду, которое львове изнуриша 576 , погубила буря или рассеял мрак» 577 . «Нива сия», продолжает Святитель, «не походила на ниву не только Бога, Который благими семенами и учениями благочестия возделал и возделывает целый мир; но даже на ниву недостаточного и маломощного бедняка. Такова была наша нива, такова жатва 578 . Но как скоро Бог, Который убожит и богатит, мертвит и живит 579 , посетил благостью Своею, то рукою крепкою Своею и мышцею высокою «соделал паству сию благоустроенною и расширенною». И если она не совершенна, но через постоянные приращения восходит к совершенству; а я предрекаю, что и будет восходить. Ибо гораздо было необычайнее из прежнего состояния прийти в настоящее, нежели из настоящего достигнуть верха славы» 580 . Потом Святой Архипастырь говорит о своем попечении, о неутомимом бдении, о трудах, о многочисленных скорбях, о гонениях, злословиях, клеветах и об опасностях для самой жизни в борьбе с еретиками 581 . В 325-м году окончено основание Константинополя. За эти 60–70 лет Константинопольская церковь сколько должна была вытерпеть гонений, разделений, споров касательно истин веры и разных заблуждений. Между епископами, управлявшими этою церковью, коих было за этот период времени 10, только 3 иерарха были православные и благочестивые 582 , и все они страдальчествовали. А прочие архиереи – или прямо еретики, или люди корыстолюбивые, жестокие, невоздержные, поучительные, лица вообще не имеющие достоинств истинного пастыря Христова стада. Нектарий, преемник Григория Богослова , управлял церковью 16-ть лет; но не имел ни знания, ни ревности, ни святости 583 жизни своего святого предшественника.

http://azbyka.ru/otechnik/Simeon_Nikolsk...

С бурными событиями тюркской оккупации в Восточном Крыму могут быть связаны находки в склепе, раскопанном Ю.А. Кулаковским в 1892 г. на Госпитальной улице Керчи, остатков одного или двух железных панцирей из наборных пластин с вырезными краями, близких к защитным доспехам аварского круга, двух полусферических пластинчатых шлемов, один из которых был с кольчугой, закрывавшей шею, обломков двух мечей, двух железных кинжалов, двух десятков трех-лопастных наконечников стрел, железного наконечника копья, ременной золотой гарнитуры, возможно, поясной, и фрагментов расшитой золотными нитями одежды или покрова 573 . К этой же поре относится слой пожара на Баклинском городище, на дальних подступах к Херсону 574 , а также находки в самом городе моливдовула императора Тиверия Константина рубежа 70–80-х гг. VI в. и печати начала правления Тиверия Маврикия (582–583 гг.) 575 . Во всяком случае, внешняя опасность на какой-то момент была весьма велика и вполне реально могла грозить большиими бедами. Очевидно, Херсон спасли не столько его мощные, двухрядные крепостные стены и начавшая активно создаваться к этому времени, во второй половине 70-х – начале 80-х гг. VI в., система обороны из нескольких укреплений – убежищ на подступах к городу, в юго-западной части Внутренней (Второй) гряды Крымских гор, сколько внезапная смерть тюркского хагана Арсилы в 581 г. 576 , последовавшая как раз тогда, когда враги, вероятно, обложили город или, скорее, бьши близки к этому, если поверить полуправдивым намекам Тиверия II аварским посланникам. К тому же приазовская группировка праболгар, из которой вышли создатели Великой Болгарии Куврат и его дядя Орган, вырвалась из-под власти алтайских тюрок и заключила стратегический союз с Империей, что сразу облегчило ее положение на северных границах 577 . С этого же года положение каганата осложнилось в связи с приходом к власти в Китае воинственной династии Суй, при которой развязалась кровавая тюркюто-китайская война. Тем не менее тюркская угроза, по крайней мере воспоминания о ней, сохранялась на территории Крыма по меньшей мере до конца 80-х гг., что, разумеется, должно было стимулировать крепостное строительство.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Это событие, совпавшее с пиком активной экспансии алтайских тюрок и их союзников-данников в Крыму, историки обычно относят к 580 г., поскольку из текста источника следует, что оно совпало с развертыванием подготовки осады аварским хаганом Бояном важного византийского города-крепости Сирмия, когда с помощью пленных ромейских мастеров велось строительство моста через Саву: император Тиверий II «...знал, что хаган строит мост с той целью, чтобы препятствовать ввозу в Сирмий припасов», но, будучи связан войной с персами в Армении и Месопотамии и не имея даже малочисленных войск для противостояния аварам, пытался запугать противника, говоря, «что это время не самое благоприятное для... аваров, потому что турки уже поставили стан у Херсона, и что если авары перейдут Истр, то это немедленно будет замечено [их врагами] турками» 568 . Действительно, подготовка к осаде города началась в 579 r., а в начале 582 г. она завершилась эвакуацией защитников и обитателей Сирмия, несмотря на очень серьезные переговоры и поиски компромисса с аварами 569 . Однако из сочинения Иоанна Эфесского (ок. 507–585) можно понять, что автократор Тиверий II и «все государство были немало огорчены тем, что случилось в 3-й год его царствования после смерти Юстина и всячески пытались разрушить мост», отстроенный, следовательно, не ранее октября 580 г. и не позже октября 581 г. 570 Насколько были близки тюрки к Херсону в это время и действительно ли «поставили стан» в его окрестностях, так что их можно было видеть на противоположном, северном берегу Севастопольской бухты, можно только гадать, ибо, по словам Менандра, Тиверий II откровенно блефовал, притворяясь не понимающим замысел хагана и надеясь устрашить его не столько реальной, сколько призрачной угрозой, что не укрылось от «варварского посланника» уже во время переговоров. Во всяком случае, рядом с Херсоном не обнаружены какие-либо разрушения, произведенные тюрками, хотя окраины области Дори могли пострадать 571 . Как известно, Юстин II (565–578) отказался от решения проблем с варварами с помощью золота, что в дальнейшем, вероятно, и спровоцировало тюрок на отказ от политики переговоров, выраженной посольствами 568–575 гг., и на захват Боспора 572 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Доброе, село – 564 Добряги (Добрякино), вотчина московского Новодевичьего монастыря – 7, 126, 506 Долина Сынов Гинномовых – 600 Дом Давида, цитадель Иерусалима – 79, 105, 106, 194, 222, 223, 321, 347, 400, 439, 464, 595, 596, 613, 637 Домяты (Домят, Домята, Домятин, Домя-тино), город-порт (см. Думьят) Дон, река – 381, 464 Донская слобода в Москве – 282, 522, 620, 621 Дорогомиловская слобода в Москве – 621 Драхит, город-порт (см. Рашид). Древний Рим, государство – 600 Древняя Греция, государство – 618 Дровнино, село – 391 Дровяные (Деревянные) ворота в Константинополе – 42, 161, 281, 582 Друнгария (Одун-капусу), ворота в Константинополе – 582 Думьят, город-порт – 66, 67, 110, 111, 183, 184, 227, 229, 230, 307–309, 356–358, 400, 435, 513, 592, 636 Дунай, река – 7, 24, 29, 30, 31, 117–119, 126, 148–151, 235–237, 261, 266–269, 365–367, 383, 384, 399, 401, 436, 438, 443, 461, 532, 537, 538, 553, 562, 577, 580 Е врейские ворота (Чифут-капусу) в Константинополе – 42, 161, 281, 582 Египет (Египетская земля, Египецкая земля), государство – 35, 52, 59, 61, 64–67, 69, 70, 72, 73, 82, 105, 109, 154, 169, 175, 179, 181, 182, 185–189, 222, 227, 273, 292, 299, 303, 305–308, 310, 311, 313, 314, 324, 347, 355, 396, 437, 454, 456, 457, 482, 503, 510, 519, 520, 524, 545, 592, 598, 614, 623, 632 Египет Большой, район Египта – 66, 182, 307 Египет Малой (Египт Малай, Египет Малое), район Египта – 64, 109, 110, 180, 227, 229, 305, 356, 357, 513 Едрин (Едриаполе, Едринаполе, Едрина-поль, Едринеполе, Едринеполь, Едрино, Едринпол), город (см. Эдирне) Елеонская (Масличная) гора – 80, 97, 98, 101–103, 194, 214, 215, 218–220, 322, 338, 339, 342–344, 400, 456, 457, 464, 503, 507, 528, 532, 596, 607, 610, 611, 614, 636 Еммаус (Еумаус), село (см. Амвас) Еникей (Аниково, Ениково, Енинково, Яниково), село – 116, 117, 234, 235, 363, 364, 506, 554, 616 Ефес, город (см. Эфес) Ефрат, река – 589 Ефрафа (Еффрафа), село – 82, 197, 325, 598 Ж идовские ворота в Константинополе (см. Еврейские ворота) Жижия, река – 575

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010