574. Аквинский Ф. Сумма теологии. I, В. 8, Р. 1, Отв. 575. См.: Новак М. Дух демократического капитализма. С. 25. 576. См.: Аквинский Ф. Сумма теологии. I, В. 44, Р. 2, Отв. 577. Тим. 4:4. 578. Взгляд Августина цитируется в «Сумме теологии», Ia — IIea, В. 4, Р. 6, Отв. Цитата из: Августин. О Граде Божием. XXII.XXVII. 579. Честертон Г. К. Святой Фома Аквинский. С. 349–350. 580. Гоббс Т. Левиафан. С. 129: «В самом деле, естественные законы (как справедливость, беспристрастие, скромность, милосердие и (в общем) поведение по отношению к другим так, как мы желали бы, чтобы поступали по отношению к нам) сами по себе, без страха перед какойнибудь силой, заставляющей их соблюдать, противоречат естественным страстям, влекущим нас к пристрастию, гордости, мести и т. п.» 581. «Из представленного может быть также доказано, что каждое зло заложено в некоем добре. Зло ведь не может существовать само по себе, так как у него нет сути, как было выше доказано» (Аквинский Ф. Сумма против язычников. Кн. III. Гл. 11 «О том, что зло заложено в добре». Перевод с чеш. Г. Броэра). 582. См.: Аквинский Ф. Сумма против язычников. Кн. III. Гл. 12. В главе 7 он с таким же удовольствием заключает, что «является невозможным, чтобы какоелибо бытие, если оно является бытием, было злом… Этим, конечно, опровергается манихейская ересь, утверждающая, что некоторые вещи являются по природе своей злыми» (перевод с чеш. Г. Броэра). 583. См.: Там же. Гл. 4, 6, 7. 584. «Таким образом, понятно, что зло причина случайная и не может быть причиной само по себе» (Аквинский Ф. Сумма против язычников. Кн. III. Гл. 14. Перевод с чеш. Г. Броэра). Или в другом месте: «Как становится понятным из вышеприведенного, является невозможным, чтобы причиняющий творил некое зло, разве что он преследовал некое добро» (Там же. Кн. III. Гл. 71). 585. См.: Аквинский Ф. Сумма теологии. Ia — IIae, В. 18, Р. 1. 586. См.: Там же. Ia — IIae, В. 71, Р. 2, где философ цитирует Августина («О свободе воли», III, 13): «Каждый порок, просто по самой сути порока, противоестественен» (перевод с чеш. Г. Броэра).

http://predanie.ru/book/218870-ekonomika...

Кто делает что-нибудь без епископа, пресвитера и диакона, тот нечист совестью 575 . Почитающий епископа почтен Богом; делающий что-нибудь без ведома епископа служит диаволу 576 . «Ничего не делайте без епископа и пресвитеров. Не думайте, чтобы вышло что-либо похвальное у вас, если будете делать это сами по себе» 577 . Напротив, «когда вы повинуетесь епископу как Иисусу Христу, тогда, мне кажется, вы живёте не по человеческому обычаю, а по образу Иисуса Христа» 578 . Без иерархии нет Церкви 579 . Где будет епископ, там должен быть и народ 580 . «Где пастырь, туда и вы, как овцы, идите» 581 . Уберечься от заблуждения христиане могут только тогда, когда они не будут надмеваться и не будут отделяться от Бога Иисуса Христа и епископа 582 . Которые суть Божии и Иисус Христовы, те с епископом 583 . Если кто станет тщеславиться (речь идёт о девственниках), то погиб; а если будет почитать себя больше епископа, то пропал совершенно 584 . Одна Плоть Господа нашего Иисуса Христа и одна Чаша в единении Крови Его, один жертвенник, как и один епископ с пресвитерами и диаконами 585 . Только та Евхаристия должна почитаться истинной, которая совершается епископом или тем, кому он сам предоставил это. Непозволительно без епископа ни крестить, ни совершать вечерю любви; напротив, что одобрит он, то и Богу приятно, чтобы всякое дело было твёрдо и несомненно 586 . «Которые женятся и выходят замуж, должны вступать в союз с согласия епископа, чтобы брак был о Господе, а не по похоти» 587 . Таким образом, епископ и вся вообще иерархия – вот страж Церкви, по учению св. Игнатия 588 . Совершенно также ясно, что в посланиях Игнатия нет никаких оснований ограничивать деятельность иерархии только экономической стороной церковной жизни. В послании к Поликарпу св. Игнатий как бы начертывает образ епископа. Епископ здесь представляется полным руководителем вверенной его попечению общины. Отпадение от епископа есть отпадение от Истины 589 . Иерархия, по св. Игнатию, стоит во главе всей жизни церковных общин, а не есть только юридическая администрация.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Troits...

Зодчие силой искусства подняли на сих основаньях 515 Из кирпичей обожженных спряженные между собою Сводов окружности здесь и покровы обширного зданья 571 . Хитрым искусством владея, строитель премудрый умело Сделал без дерева кровлю прекрасновершинного храма. Ибо ни на финикийском хребта Ливанского склоне 572 , 520 Ни на лесистых утесах альпийских в дремучих чащобах Ни ассирийца, ни кельта секира нигде не стучала: В древообильных лесах не надеялись тех лесорубы Сосны иль ели срубить, чтоб могли увенчать это зданье. Или такой кипарис ни роща оронтская Дафны 573 , 525 Ни изобильные лесом ущелья Патар не родили 574 , Чтобы он смог перекрыть бескрайнего храма пролеты 575 . Ведь многопетый наш царь, что природа покрыть не сумела Деревом нужной длины, перекрыл то кругами из камня. Так вот вздымается здесь четверными пролетами арок 530 Прекрасношлемная кровля, вогнувшись глубоко 576 , – ты скажешь, [Боковые стены и их колонны] Что твой блуждающий взор притянули небесные сферы 577 . Ты ничего не найдешь ни на западе, ни на востоке, – Здесь под пролетами арок простерся один только воздух 578 . К шумному южному ветру и к севера склону сухому 579 534 Несокрушимые стены вздымаются до подбородка 580 Обода, что обегает окружностью ровной; восьмерки Окон светлых сияют 581 . Воздвигнуты стены же эти На основаниях прочных из камня, ведь ниже, под ними, Шесть эмонийских колонн, изумруду подобных, зеленых, 540 Неутомляемых мышц сочленения вверх воздымают, Там, где покоям для женщин места отведенные видно 582 . Их же вросшие в землю четыре колонны на главах Мощных своих поднимают – нужна тем непоколебимость: Прелести полны они, златоглавые, [и озарил их 583 ] 545 Блеск фессалийского камня. И так середины собора Чудное видом пространство от протянувшейся рядом Залы они отделяют 584 . Таких никогда ведь прекрасных Не высекали колонн во глубинах земли Молоссиды 585 , Стройных, расцвеченных дивно, изысканных, рощам подобных, 550 Будто цветами пестрящих искусными 586 . Также и в этой      [Боковые

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

на сер 571 В подлиннике: сдержек 572 В подлиннике: Сергея 573 вслед за вами 574 Далее начато: долж 575 числом пять 576 с виду солнечные 577 Далее начато: быть 578 прежде уме 579 и видеть всегда 580 расположений в дне 581 так, чтобы 582 Бумага письма оборвана, и текст адреса поврежден. 583 Далее начато: и 584 и чрез 585 от известного 588 по моему мнению, нужно 589 Далее начато: И всё мне кажется, что 590 и мне 591 Две первые фразы вписаны над зачеркнутой: покуда к вам прибегаю более за советом, чем с просьбой 592 В подлиннике: месяцы 593 Дальше над незачеркнутым текстом вписано: обстоятельства мои такого рода, что мне нужно жить 594 Дальше над незачеркнутым текстом вписано: так же, как осенние и летние внутри России 595 Сочинение мое вовсе не маловажно. 596 не каким -нибудь пошлостями и странностями, случайно к нему приставшими 597 У меня это в особенности важно: я уже испытал природу своего глаза 598 Я состоянья не имею 599 бросили 600 В черновой редакции далее начато: Всем нам уже известно, сколько бедствий и беспорядков в Русской земле произошло от собственного нашего неведения земли своей. [Это неведенье земли кладется] Книгу, которая бы знакомила русского еще с детства с землей своей, ибо едва ли не главною причиной всех нестроений и внутренних беспорядков есть неведенье русских собственной земли своей, [которое] точно как бы [именно] с умыслом кладется в основу нашего воспитанья в тот [именно] возраст, который называется детским, но в который живей воображенье и всё, что раз взошло, остается навеки. 601 Когда его способности свежи 602 Далее начато: который в то же время дар 603 еще 604 еще 605 на споспешествование своими сведениями добрых и умных людей 606 ему 607 который от всех сил стремится принести от себя на пользу 608 В подстрочных сносках к этому письму дана незаконченная правка Гоголя карандашом. 609 Далее надписано: вышла в свет 610 Далее надписано: самая малая 611 Далее надписано: Но самое главное и 612 Надписано: со всем запасом сил 613 Далее надписано: уже 614

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=692...

У меня нет другого права на испрашиваемую мною милость, кроме тех благодеяний, которые я уже получил и которые придают мне смелость и уверенность снова к ним прибегнуть. Покровительству вашего сиятельства вверяю я мою покорнейшую просьбу. Остаюсь, граф, вашего сиятельства нижайший (Франц.) 551 Прошу вас, милая (Анна Петровна), прислать ко мне Арндта, но только но говорите об этом моим родителям. (Франц.) 562 Граф, Весьма печально искупаю я заблуждения моей молодости. Лобзание Лелевеля представляется мне горше ссылки в Сибирь. Благодарю вас, однако ж, за то, что вы соблаговолили сообщить мне данную статью: она послужит мне текстом для проповеди. Прошу вас, граф, повергнуть меня к стопам супруги вашей и принять изъявление моего высокого уважения. Александр Пушкин. (Франц.) 565 Однако ж для придворных кавалеров существуют определенные правила, определенные правила. (…..). Вы ошибаетесь: это для фрейлин.  (Франц.) Пусть уж лучше меня высекут перед всеми, (как говорит) г-н Журден. (Франц.) бифштекс. (Англ.) 569 Скажи мне, что ты пьешь, и я скажу тебе, кто ты. (Франц.) отвар из апельсиновых листьев. (Франц.) крепкую шутку. (…..) до свиданья. (Франц. и итал.) 570 мадмуазель Зонтаг. (Франц.) 571 Софья Карамзина. (Франц.) 574 уже слишком. (Франц.) 575 Софья Карамзина. (…) Софья. (Франц.) 580 Соллогуб. (Франц.) чревовещатель. (Франц.) 581 буквально. (Франц.) неприкосновенность семьи. (Франц.) Софья. (Франц.) Вас, вероятно, очень утомляет обязанность читать всё, что появляется. — Да, ваше императорское высочество, (….) тем более, что в том, что теперь пишут, нет здравого смысла. (Франц.) 582 Энциклопедическом словаре. (Немецк.) 584 Я не думала, (…..) что смерть Кочубея так огорчит меня. (Франц.) Вчера на балу госпожа такая-то была решительно красивее всех и была одета лучше всех. (Прощай), госпожа такая-то. (Франц.) в сущности говоря. (Франц.) джентльмен. (Англ.) 586 Граф, Поскольку семейные дела требуют моего присутствия то в Москве, то в провинции, я вижу себя вынужденным оставить службу и покорнейше прошу ваше сиятельство исходатайствовать мне соответствующее разрешение.

http://predanie.ru/book/221016-pisma/

Обращаясь к древлеписьменным и древлепечатным (немосковским) Служебникам, находим: а) в некоторых, и притом древнейших, списках Служебника действия по перенесении даров излагаются не согласно ни с старопечатным, ни с новоисправленным Служебниками,– Именно в Служебнике XII в. Синод. библ. N° 605, по перенесении даров положено омовение рук и по оумывании станоу прости вси. и старйши поклонить. пре трапезою. г шь глть. блгте. сщении. и они поклонше реть. многа лт че дхъ стыи наидет на т. и сила вышнго снитъ т. и моли заны чтьны че. и имъ. да помнет вы гь въ своемъ… онн глть. боуди намъ по глоу твоемоу. Согласно сему, с незначительными изменениями, и в Служебниках того же века Синод. библиот. 604, XIV в. той же библиот. 598, библиот. С.-Петерб. дух. акад. 526, Румянц. муз. 398, 399, XIV–XV в. Типографской библ. 127, 128, XV в. Синод. библ. 600. Во всех их тропаря: Благообразный Иосиф, не положено. б) В наибольшей части прочих древлеписьменных Служебников, также в древлепечатных венецианских, виленском 1583 г. и острожском, действия эти излагаются более или менее согласно старопечатному, – именно в них тропарь: Благообразный Иосиф показано читать однажды при покрытии даров; после стиха: Ублажи Господи, иерей с диаконом творят три поклона и прощение (впрочем во многих списках прощения не положено) и диакон говорит священнику: Дух Св. найдет на тя... (в некоторых Служебниках прежде иерей говорит диакону: Помолися о мне владыко) и: Помяни мя владыко, иерей: Помянет тя Господь Бог и проч. в) Тропарь: Благообразный Иосиф, в одних Служебниках значится только на указе, в других читается с заключительными словами: но в третий день воскресе…, a в некоторых положено читать тропарь этот только до слов: закрыв положи, согласно новоисправленному, – Именно тропарь сей читается согласно новоисправленному в Служебниках XV в. Синод. библ. 606, библиотеки С.-Петерб. дух. акад. 528, 532, 534, 535, 538, 541, 548, 574, 838, библиот. Тр.-Сергиевой лавры 224; XVI в. библиот. С.-Петерб. дух. акад. 575, 582, 848, библиотеки А.И. Хлудова 113; также в венецианских, гедеоновском, виленском 1638 г. и печат. в Дельском монастыре.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

93 Вождь подчиненных тюркам гунно-булгар из племени утигуров, чьи кочевья находились в непосредственном соседстве с Боспором. 94 Это случилось, по данным самого Менандра, «во втором году правления Тиверия кесаря», то есть между декабрем 575 и декабрем 576 г. Скорее всего, военные действия пришлись на осень 576 г., как раз на то время, когда ромейские посланники находились у Турксанфа, а потом были отправлены им к другим тюркским вождям. Наступление зимы 576–577 г. вынудило их возвращаться в Романию через Восточное Причерноморье преимущественно сухим путем, минуя Крымский полуостров. 96 Тиверий II (кесарь с 7 декабря 574 г., август – с 26 сентября 578 г., автократор – с 26 ноября 580 г. до 14 августа 582 г.). 97 ...для хагана – Бояна, верховного правителя аварского каганата. Ближайшей целью этого безжалостного завоевателя и тонкого дипломата стал захват мощного, хорошо укрепленного римского большого города Сирмия на Нижней Саве (у современного Сремска Митровица) – стратегический ключа к византийским владениям на Северо-Западных Балканах. 99 Славянских племен, осевших в Подунавье. Склавины находились под аварским контролем, но становились все более неспокойными. В 578 г. ромеи переправили через Дунай шестьдесят тысяч аврских всадников, которые прошли по римской дороге вдоль южного берега Дуная и достигли Малой Скифии (Добруджи) и Валахии. Боян надеялся отобрать здесь у склавинов награбленное во время набегов золото. Славянских племен, осевших в Подунавье. Склавины находились под аварским контролем, но становились все более неспокойными. В 578 г. ромеи переправили через Дунай шестьдесят тысяч аврских всадников, которые прошли по римской дороге вдоль южного берега Дуная и достигли Малой Скифии (Добруджи) и Валахии. Боян надеялся отобрать здесь у склавинов награбленное во время набегов золото. 101 Боян вынудил византийских архитекторов, посланных ему императором Тиверием для строительства дворца и бань, возвести мост через нижнее течение Савы у Сирмия, что отрезало город от Сингидуна (совр.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

569 Ср. тексты у Саркиссяна. Op. cit. P.196—213. Автор толкует это исповедание как решительно антихалкидонское; см. о проблемах, связанных с этой точкой зрения, выше. 570 Synodicon Orientale. Ed. Chabot J.B. Notices et extraits des manuscrits de la Bibliothèque Nationale. 37. Paris, 1902. P. 314. 571 О яковитах в Персии см.: Dautiller T. L " expansion de l " église syrienne en Asie centrale et en Extrême Orient//L " Orient Syrien. 1 (1956). P. 76—87. 572 См. выше, гл. IV. 573 Ср.: Labourt J. Le Christianisme dans l " empire perse sous la dynastie sassanide (224—632). Paris, 1904. P.119—125. 574 Ср.: Macomber W.F. The Christology of the synod of Seleucia-Ctesiphon A.D. 486//Orientalia Christiana Analecta. XXIV. 1958. P. 142—154. 575 Ср.: Synodicon orientale. Ed. cit. P. 302—303. 576 Ibid. P. 321. 577 Не путать с Петром Персом, принятым в 527 г. Об этом эпизоде см.: Guillaumont A. Justinien et l " église de Perse//Dumbarton Oaks Papers. 23—24 (1969—70). P. 49—50, 62—66. 578 Synodicon orientale. Ed. cit. P. 400. 579 Ср. список у R. Duval. La littérature syriaque. Paris, 1907. P. 71—74 и далее. Недавно Arthur Vööbus изучил большое количество сирийских рукописей и сделал более доступной эту богатую ветвь христианской литературы. О труде Vööbus " a и бесчисленных его публикациях см.: Fischer R.H. A Tribute to Arthur Vööbus. Chicago, 1977. 580 Cp:. Guillaumont A. Op. cit. P. 61. 581 См. цифры у Llewelyn P. Rome in the Dark Ages. London, 1970. P. 80—81, 168—169. Земля, принадлежавшая римской церкви, покрывала более 500 000 гектаров (Bras G. le. L " église romaine et les grandes églises occidentales après la mort de Grégoire le Grand//Settimane de studio del Centro di Studi sull " altro medioevo. V. 1958. P. 199). 582 Llewelyn P. Op. cit. P. 183; см. также наиболее исчерпывающее недавнее исследование о греческом духовенстве в Риме: Sansterre J. M. Les moines grecs et orientaux à Rome aux époques byzantine et carolingienne (milieu du IVe — fin du IXe s.). I-II. Bruxelles, 1980.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3284...

564. Слав. неприложит, пользуемся синод. переводом. 565. Гр. γνφος — буря, вихрь; слав. примрак, это значение здесь неуместно. 566. Т. е. Господь. 567. Слав. бежаниемъ побежит, от вихря, направленнаго на него Господом. 568. Как Премудрость, в Притчах Соломона (1, 26), радуется погибели грешников. Олимпиодор. 569. Слав. унесет соотв. у Иеронима trahet, а по гр. συπιε — засвистит (Ос. 4:19). 570. Защищаемая друзьями вторая мысль (22 гл.), — наказание нечестивых, – также признается Иовом и не подлежит спору. 571. Гр. γνεται слав. – бывает, т. е. где оно лежит и отыскивается. 572. Гр. θεν διηθεται — откуда вытекает, т. е. где его жилы находят, очищают от примесей и вынимают на свет. 573. См. прим. к 1 ст. 574. Т. е. человек. 575. Гр. ταξιν — слав. чин, синод. предел, т. е. сокращает темныя места внутри земли, освещая ихъ светильниками при добывании руды. 576. Букв. с гр.: камень, тьма, тень смертная. 577. Так, в темноте и воде добывается золото в глубин земли. Олимпиодор. 578. σαλεθησαν — подвигошася. Может быть, разумеются преступники, осужденные на тяжкую подземную работу рудокопов. 579. Слав. ест нет соотв. чтения. 580. Гр. στραφη — вращается. Может быть вулканы разумеются или серные источники (Олимпиодор), а может быть указывается на то, что земля бывает изрыта внизу родокопами. Dillmann. 1. с. 240 s. 581. Ατ — т. е. τπΣ — места. 582. Гр. ιο λαζνων — сыны величавых. По Олимп. (и парал. м. 41, 26) звери дикие и страшные; так и евр. текст понимают толковники. Dillmann 1. с. 241 s. 583. В синод. гранит. 584. Слав. мой соотв. ват. μου, а в алекс. ατο, т. е. человека-рудокопа. 585. Т. е. драгоценности, добытыя въ глубине земли и моря и ставшия собственностью человека. 586. Слав. сокровище соотв. по гр. συγκλεισμς — букв. запор. Но контекст и древнее толкование (у Августина: avrum inclusum idest thesavrus, у Иеронима: avrum consulum) побуждали видеть здесь указание на дорогие предметы, „запираемые“, находящиеся под запором и в сокровищницах. Этим соображением, вероятно, и руководились в своем перифразе слав. переводчики: отступили от буквы, но дали ясную мысль.

http://predanie.ru/book/217576-perevod-v...

К общественным должностям никто из раскольников не допускался, и свидетельства от них на правоверных принимаемо не было 571 . Все раскольники должны были носить особое платье, по которому тотчас же были узнаваемы всюду 572 . За право носить бороду, которую они не соглашались брить, положена была особая подать; если кто венчался тайно не у пастырей Церкви, платил также особую подать 573 . Раскольничьим наставникам и попам строго запрещено было совершать требы и вообще поддерживать раскол, а виновных в этом немедленно отсылали к местным архиереям или в св. Синод для увещаний 574 . По временам у раскольников отбираемы были харатейные и старопечатные книги и отправляемы в св. Синод 575 . За совращение в раскол и за распространение его ссылали на галеры, или в горную тяжкую работу 576 . Строить скиты раскольникам не позволялось 577 . Их монахов и монахинь иногда рассылали по монастырям под строгий надзор, а иногда осуждали на горные работы под крепким караулом 578 . Православные священники обязаны были вести в своих приходах точные исповедные книги и списки раскольников без всякой утайки, а также совершать для раскольников церковные требы по чинам православным 579 . Если же оказывались виновными в утайке раскольников, то лишались места; если отправляли священнодействия по раскольничьему обряду, – лишались священства и были предаваемы суду гражданскому 580 . Дети от браков раскольников с правоверными получали крещение в Церкви православной; восприемниками их могли быть только православные, а родители в то же время обязывались подписками, что не будут совращать детей своих к расколу; раскольники не иначе могли вступать в брак с правоверными, как по отречении от раскола 581 . Обличенные в намеренном и упорном укрывательстве раскольников наказываемы были, как противники власти 582 . Обращающиеся от раскола к православию освобождались от двойного оклада, положенного на раскольников, и от взыскания недоимок; не обязывались взносить подать за право носить бороду и не только были защищаемы от всяких обид, но и получали всякое вспомоществование 583 .

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010