Лит.: Преосв. Ириней, еп. Могилёвский и Мстиславский, его отъезд из Киева и вступление на Могилёвскую кафедру//Могилёвские ЕВ. 1893. 4. С. 69-79; Архиерейское обозрение нек-рых приходов в апр. и мае нынешнего года//Там же. 19. С. 339-342; 20. С. 353-358; Архиерейское обозрение Чаусских церквей//Там же. 21. С. 372-382; Пребывание его преосвященства в г. Черикове. Посещение его преосвященством Охорского Преображенского мон-ря. Обозрение его высокопреосвященством нек-рых церквей Климовичского 1-го окр. благочиния//Там же. 22. С. 389-407; Прибытие преосв. Иринея в Тулу//Тульские ЕВ. 1893. 16. С. 65-70; Посещение владыкою церковно-приходских школ в Туле//Там же. 1894. 7. С. 276-285; Корреспонденции Тульских ЕВ//Там же. 11. С. 406-426; 12. С. 469-473; 15. С. 609-619, 627-633; Глаголев П. С. Обозрение его преосвященством церквей г. Крапивны//Там же. 11. С. 426-436; Зеленецкий С., свящ. Обозрение его преосвященством церквей г. Одоева//Там же. 12. С. 473-482; Бурцев М., прот. Посещение преосв. Иринеем г. Белёва, его церквей, мон-рей и школ//Там же. 13. С. 518-540; 14. С. 575-588; Итоги епархиальной нашей жизни за 1894 г.//Там же. 1895. 1. С. 19-25; 2. С. 60-66; Из журнала обозрения нек-рых церквей Тульского у. 26-28 авг. 1895 г.//Там же. 19. С. 604-614; Ивановский И., свящ. Обозрение его преосвященством церквей 2-го Крапивенского окр.//Там же. 1896. 17. С. 524-549; Протопопов С., свящ. Обозрение его преосвященством нек-рых приходов Тульского у.//Там же. 18. С. 582-594; Обозрение церквей его преосвященством по Крапивенскому, Чернскому, Новосильскому, Ефремовскому уездам//Там же. 19. С. 619-634; 20. С. 664-688; 21. С. 717-724; 35-летие служения преосв. Иринея Правосл. Христовой Церкви//Там же. 20. С. 688-691; 21. С. 701-717; Прибытие в г. Каменец-Подольск новоназначенного владыки//Подольские ЕВ. 1896. 50. С. 1093-1097; Преосв. Ириней, еп. Подольский и Брацлавский//Там же. С. 1097-1106; Обозрение его преосвященством церквей и приходов//Там же. 1898. 22. С. 565-569; 23. С. 600-604; 24.

http://pravenc.ru/text/674021.html

Миссионерская, социальная и интеллектуальная деятельность монастырей. Русское монашество всегда было настроено миссионерски 575 , и актуальность этого подчеркивается в соборном определении. Во–первых, Собор утверждает, что сами по себе все аспекты монашеской жизни носят миссионерский характер: «Духовно–просветительное служение монастырей мирскому населению выражается: в истовом уставном совершении церковного богослужения, в духовничестве и старчестве, в проповедничестве, в совершении молебных пений и крестных ходов, в устройстве внебогослужебных бесед для народа, в раздаче печатных изданий религиозно–нравственного характера, в устройстве школ» 576 . Собор призывает монастыри активно заниматься непосредственно самой миссионерской деятельностью. Монастыри обязаны организовать проповеднические кружки или братства 577 , заниматься издательством «религиозно–просветительских листков, брошюр, книг, календарей и журналов для распространения их в народе» 578 , основывать «церковно–монастырские школы (одноклассные или двуклассные), с ремесленным или сельскохозяйственным образованием и особенно с обучением церковно–христианскому искусству живописи и иконописанию» 579 , учреждать типографии, «чтобы слово Божие и назидательные книги могли иметь широкое распространение в народе и утолять его духовный голод» 580 . Особенно необходимо развивать благовестническое служение монастырей, находящихся среди инославного или подвергающегося «влиянию сектантства, раскола» населения. Подобные обители могут посвящать себя исключительно миссионерской деятельности 581 . Таким образом, миссия является неотъемлемой частью монашеского служения в России 582 . Соборное определение о монашестве уделяет большое внимание социальному служению монастырей. Обители призваны развивать благотворительную деятельность как внутри себя, так и за своими пределами 583 . Внутри самих монастырей или совместно с другими обителями должны создаваться приюты и больницы для монахов. Монастыри призваны учреждать по мере возможности богадельни для больных, аптеки, дома для сирот, приюты для инвалидов, гостиницы для паломников 584 , особенно в годы народных бедствий 585 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

О Тимофее, предание сохрани, уклоняяся скверных суесловий и прекословий лжеименного разума ( 1Тим. 6, 20 ); образ имший здравых словес, ихже от мене слышал еси, в вере и любви, яже о Христе Иисусе ( 2Тим. 1, 13 ),– и яже слышал еси от мене многими свидетели, сия предаждь верным человеком, иже довольни будут и иных научити (-2, 2): вот и ещё заповеди того же Апостола касательно устных преданий. 3) Из непрерывного, единогласного учения и примера св. Отцов и учителей Церкви. Так, из мужей первого века: а) св. Игнатий, по свидетельству Евсевия, увещевал верующих блюстись от превратных мнений еретиков..., и с твёрдостью держаться Апостольского предания 574 ; б) св. Поликарп передавал верующим самые слова, сказанные Господом, о которых слышал непосредственно от Апостолов, и вообще предал Церкви то, что сам принял от Апостолов 575 ; в) а Егезипп заботился даже собрать Апостольские предания воедино, и многие из них изложил в пяти книгах ( πομν μασι), которые, к сожалению, до нас не дошли 576 . Во втором веке – а) св. Ириней писал: «все, желающие знать истину, должны обращаться в каждой церкви к преданию Апостольскому, известному во всём мире» 577 , и сам, препираясь с многочисленными еретиками, старался обличать их не только от Писания, но преимущественно от предания 578 : б) Тертуллиан также не только заповедовал держаться Апостольских преданий, но и постоянно приводил их в свидетельство против еретиков, как показывает целое его сочинение 579 . В третьем веке – а) Ориген завещал: «да хранится церковное предание, через порядок преемства от Апостолов преданное, и даже доныне пребывающее в церквах; той только истине и должно веровать, которая ни в чём не разногласит с церковным и Апостольским преданием» 580 ; б) св. Киприан говорил: «душам благочестивым и простым легко избежать заблуждения и найти истину: ибо, как только мы обратимся к источнику Божественного предания, заблуждение исчезнет» 581 . В четвёртом веке тоже слышим: а) от св. Епифания: «нужно держаться и предания, ибо невозможно обрести всё в одних писаниях; святейшие Апостолы одно оставили в Писании, другое в предании,– чт самое так утверждает Павел: якоже предах вам» ( 1Кор. 11, 2 ) 582 ; б) от св.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

ГЛАВА XVII. О ЧУВСТВЕННО-ПОЖЕЛАТЕЛЬНОЙ СПОСОБНОСТИ 573 Итак, неразумная часть души, повинующаяся разуму, разделяется, как сказано выше, на две способности: чувственно-пожелательную и аффективную. В свою очередь, чувственно-нежелательная способность разделяется двояко: на удовольствия и печаль. Ведь удовлетворенное вожделение доставляет удовольствие, а неудовлетворенное – печаль (огорчение). Опять же – вожделение, разделяемое по другому способу, образует всего четыре вида, в числе которых заключается 574 и само 575 . Ведь из области существующего – одно есть благо, другое – зло, одно уже присутствует налицо, другое – ожидается. Сообразно этим свойствам, если 2 умножить на 2, то относящееся к вожделению разделяется на четыре вида. В самом деле, существует хорошее и дурное, а затем – настоящее (наличное) и ожидаемое; отсюда: благо ожидаемое возбуждает 576 вожделение в собственном смысле ( επιθυμα), а благо наличное – удовольствие; с другой стороны, зло ожидаемое производит страх 577 , а наличное (постигшее) – печаль 578 . Действительно, удовольствие и вожделение связаны с благом, а страх и печаль – со злом. В силу этого некоторые определяют четыре вида страсти 579 : вожделение, удовольствие, страх и печаль 580 . А под благом и злом мы разумеем (здесь) или действительно настоящее благо и зло, или же обычно признаваемое таковым 581 . Дурные страсти ( πθη) возникают в душе по следующим трем причинам: вследствие дурного воспитания, из невежества и под влиянием худого состояния тела 582 . В самом деле, не будучи хорошо воспитаны с детства, чтобы быть в состоянии владеть страстями, мы впадаем в неумеренность в отношении к ним. А от невежества (необразованности) возникают в разумной части души превратные суждения, так что зло считают добром, а добро – злом. Имеет некоторое значение и дурное свойство тела 583 : те, в ком изобилует горькая желчь, вспыльчивы, а обладающие горячим и влажным темпераментом – склонны к наслаждениям. А лечить дурной навык должно хорошей привычкой: невежество – учением и знанием; дурной органический состав должно лечить телесно, изменяя его, насколько возможно, в средний темперамент соответствующей диетой 584 , упражнениями и, если понадобится, лекарствами. 573 Общее заглавие: « Περ του πιθυμητικου» – De cupiditate. У Con. здесь начинается 9-я глава 4-й книги: «Recenset (т. е. Nemesius) quatuor affectus animi " … etc. У Vall.: «De concupiscibili». 580 Такое деление πθος на четыре вида, а равно – приведенные Немесием основания этого деления, приписывают (у пер.: усвояют -ред.) стоикам: см. Stob. Eel. II, 6, 166 (Domanski, S, 119). Читать далее Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Nemesij_Emessk...

Через Тебя 574 познали мы три ипостаси во едином Божестве; из которых одну познаём в Тебе, Непостижимый! Через Тебя и через Твое руководство 575 отрасли племен прежних праотцев, сделавшись прозорливыми, возвещали явственно прошедшее и будущее неизреченными глаголами 576 . Дух Божий! О Тебе проповедал Моисей, что Ты, носясь поверху воды неописанной силой, страшным кругообстояния осенением, по подобию пернатых птенцов Своих, под крылами охраняемых, по милости к новому рождению предзнаменовал Таинство Купели 577 . Ты, Который в Своем разуме прежде сотворения неустроенного смешения вещества до последней ткани образовал как всесильный Господь, всё естество и всё существо всего видимого и невидимого 578 . Тобой сотворены к обновлению воскресения все твари до того момента, который будет последним днем этого века и первым будущей жизни. Тебе, так же как и Отцу Своему, был послушен единственной волею 579 , с Тобой сославимый и с Отцом присносущный, Первородный Сын, в нашем образе. Благовестив Тебя истинным Богом 580 , равным и единосущным Отцу Своему всесильному, и провозвестив, что хула на Тебя не будет отпущена, и тем заградив склонные к злословию уста Тебе непослушных, как уста богоборцев 581 , согрешающим против себя самого отпустил праведный и незлобивый Искупитель всех, Преданный за наши грехи и Воскресший для нашего оправдания. Ему слава, и Тебе хвала вместе с Вседержителем Отцом вовеки, аминь. Мир всем. Молитва вторая 582 Просим и молим с слезными рыданиями от всего сердца Тебя, преславный Творец 583 , нетленный и несозданный, вечный и щедрый Дух, Который ходатайствуешь за нас перед щедрым Отцом воздыханиями неизглаголанными. Ты, Который охраняешь праведных и очищаешь грешных и делаешь живыми храмами спасаемых благословением всевышнего Отца 584 . Освободи нас ныне от всяких скверных 585 дел, препятствующих Твоему в нас пребыванию 586 , да не погаснет в нас сияние светильника благодати Твоей, от зрения очес разума нашего 587 . Ибо Тобой мы научены соединять молитву с добрыми делами 588 .

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

е. как бы предводителем человечества, но только «Христова» (ст. 23), облекшегося во Христа, идущего за своим Вождем в присущую Ему от вечности Отчую славу ( Кол.3:1–6 ). Протестанты же в этой величайшей тайне думали найти только то «третье» юридического союза, которое лежит между членами его и которое одно из них, заставляет, несмотря ни на что, сделать уступку в пользу другого. Раз найдено это «третье» и притом не только достаточное, но и превосходящее всякую меру, тогда не нужно искать никакого другого удовлетворения. Если Христос заплатил за наши грехи даже более, чем они стоили, зачем еще думать, что нужно самому трудиться для этого удовлетворения? Усилия человеческие, не говоря уже о их несовершенстве пред Богом и пр., прямо-излишни и даже опасны: они умаляют значение заслуги Христовой. Что же такое, после этого, спасение? Оно не более, как отпущение грехов или избавление от наказаний за грехи 574 , оправдание 575 , за которым уже следуют приятие в бла- —14— говоление Божие и пр. Оправдание же понимается «не в физическом смысле, а во внешнем и судебном» 576 . Оно значит не «делать из нечестивого праведного», а sensu forensi провозглашать праведным 577 , iustum aestimare, declarare 578 , и это ради заслуги И. Христа 579 , т. е. ради факта постороннего, с моим внутренним бытием связи не имеющего. Оправдание, таким образом акт совершенно внешний, «такой акт, который действует не в человеке, а вне и около человека» 580 . Поэтому, и следствием этого акта, может быть перемена только отношений между Богом и человеком, сам же человек не изменяется» 581 . Мы по-прежнему грешники, но Бог обращается с нами, в силу заслуг И. Христа, как будто бы мы не согрешили, а, напротив, исполнили закон, или как будто бы заслуга Христа была нашей» 582 . Другими словами, вместо прежней пелагианской правовой точки зрения, отвергнутой и осужденной, протестантство выдвинуло то же начало права, только взяв другую его сторону: отвергнувши заслугу человеческую, как недостаточную для умилостивления разгневанного Бога, или прямее говоря, для того, чтобы обя- —15— зать Бога даровать мне живот вечный, протестанты все-таки смотрели на вечную жизнь, как на условленную плату, которую Бог «должен» выдать человеку, только обязующим «третьим» для протестантов служит не собственная заслуга человека, а заслуга Христа 583 . В католичестве мы видели забвение Христа в деле нашего спасения, здесь же забывается дело самого человека, iustitia nostra сократилась в imputatio alienae iustitiae 584 . Такое представление обще протестантам всех времен 585 и если в новейших догматических системах протестантов мы встречаем попытки придать юридическому акту жизненность, реальность, превратить догматические положения в

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

—575— час приведенных) каждое почти дает указание на то, почему с такими прощениями к ищущим спасения обращаться было нельзя. Так и он, проповедник, признает, что «в числе вопрошающих о путях спасения есть некоторые и такие люди, у которых вопрос этот происходит из глубины жаждущего спасения сердца. Таких людей вопрос: как нам спастись, похвален. Но опыт беседы с такими людьми показывает, что этих людей побуждает к сему вопросу не столько познание пути спасения, сколько неумение воспользоваться сим знанием» (стр. 398). Итак, есть такие, которых и сам проповедник почитает нуждающимися в помощи. Мы же думаем еще более: что в помощи равно нуждаются все, и это-то твердо обосновывает сельскую проповедь, как дело совершенно необходимое, а ее задачу сам же проповедник в одном месте, хотя не всесторонне, но справедливо наметил так: «ободрить тружеников спасения и хотя мало расположить нерадивых ко внимательно-деятельному слышанию призывного голоса церкви» (стр. 582). В самом деле, удивительно ли в сельском жителе неуменье воспользоваться своим знанием, как выражается проповедник, пути ко спасению? Неудивительно, и не только в том жителе, которого, как мы сейчас видели, проповедник одобряет, но и в том, которого не одобряет по подозрению в искании легкого пути ко спасению. Почтенный пастырь в одном месте ссылается на то, что он читал со своими прихожанами жития святых (стр. 237), из которых, по его мнению, слушатели и могли бы сами извлекать для себя уроки жизни. Действительно, это – хорошее вспомогательное средство для руководствования по пути спасения. Но достаточно ли одного указания на этот путь? Проповедник говорит: «по этому пути прошел великий сонм праведников, вкушающий теперь плоды от своих трудов: значит, и для нас этот путь возможен, значит и мы можем идти по нему за своими предшественниками» (стр. 599). Справедливо. Но не признает ли проповедник и того, что при сознании возможности идти по этому пути, часто и часто требуется еще знание того, как пойти по этому пути? Возьмем примеры, даваемые самим проповедником.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Но кроме этих произведений, несомненно принадлежащих перу митрополита Даниила, существуют литературные памятники, которые только приписываются ему 572 . Некоторыми весьма почтенными учеными митрополиту Даниилу приписывается послание к Иоанну Васильевичу Грозному 573 . Так, думают Филарет Черниговский 574 , Востоков 575 , автор Истории Российской Иерархии, архимандрит Амвросий 576 . Основанием для такого предположения послужил сборник Новгородской Софийской библиотеки 577 , где после тринадцати посланий Даниила следует без указания имени автора известное послание к Иоанну Грозному. Основание опять довольно шаткое. Преосвященный Макарий 578 высказался против мнения тех, которые думают усвоять послание митр. Даниилу. Мы с своей стороны имеем такие данные, которые сильно подрывают предположения преосвященного Филарета, Востокова и Амвросия и др. Если их мнение основывается главным образом на том, что послание в одном сборнике помещено непосредственно после сочинений митр. Даниила, то мы с своей стороны можем указать на такой рукописный сборник XVI–XVII века, в котором находится известное послание к Иоанну IV, но где вовсе нет ни одного послания Даниила и где оно также встречается без имени автора 579 . С другой стороны существует сборник и с четырнадцатью посланиями, несомненно принадлежащими м. Даниилу, но между ними нет послания к Иоанну Васильевичу, а между тем оно должно было быть и занимать последнее, четырнадцатое место в сборнике посланий, если только признать доводы Востокова, Филарета и Амвросия основательными 580 и это тем более, что первые тринадцать посланий этого сборника те же самые, которые находятся и в Софийском сборнике. В частности, что касается мнения Востокова, то оно есть плод простого недоразумения и невольной ошибки. Востоков высказал свое известное мнение при составлении описания рукописей Румянцовского Музея, имея под руками современный список посланий м. Даниила, сделанный с Софийской рукописи (Сильвестровского сборника). К сожалению, список сделан не совсем исправно. Я рассматривал его и нашел в нем не мало отступлений, введших в заблуждение составителя описания. В нем, наприм., некоторые послания не имеют указания своего числа, в нем встречается по два послания, обозначенных одним и тем же числом 581 . А пред посланием неизвестного автора к Иоанну Грозному на поле другою Рукоп. чем какою писана рукопись, прибавлено: «слово тринадцатое», чего вовсе нет в оригинале, и что составляет, произвольную вставку какого-либо лица, имевшего дело с рукописью 582 . Отсюда становится ясно, что Востоков, ни сколько не подозревая подлога со стороны переписчика, на основании рассмотрения рукописи, и высказал свой известный уже взгляд на личность автора послания. Что касается взгляда преосвященного Филарета Черниговского , то последний высказал его на основании шаткого мнения Востокова. Таким образом, не существует никаких данных для того, чтобы послание к Иоанну IV считать принадлежащим м. Даниилу.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Zhmaki...

575. Живут змеи в сердцах тех, которые искушают Господа Иисуса. Искушающие Господа суть те, которые вопрошают о заповедях Его и не исполняют их, как и Писание говорит: вопроси един от них, законоучитель, искушая Его (Мф. 22, 35) [ 15 ]. 576. Утверждай мужеством сердце твое; не предавайся унынию, говоря: " как мне исполнить заповеди Господа, когда я грешник? " Если человек оставит грехи свои и обратится к Богу; то покаяние возрождает его в новую, духовную и святую жизнь [ 16 ]. 577. Потщимся пребывать в объятиях покаяния и питаться млеком из святых сосцов его, чтоб оно воспитало нас. Презрим все видимое, чтоб млеко это усладилось в устах наших. Подчинимся его власти и его наставлениям, чтоб оно уврачевало нас. Если мы боремся со врагами, и они начнут низлагать нас по причине детского возраста нашего: то восплачем в объятиях покаяния, и оно умолит Отца нашего, чтоб Он защитил нас от насилия и обиды [ 17 ]. 578. Отсечем вполне волю падшего естества и возлюбим странничество, чтоб оно спасло нас, как спасло Авраама. Вверимся рукам его, подобно Иакову, чтоб подобно ему получить благословение Отца [ 18 ]. 579. Не дадим места унынию в сердцах наших, чтоб оно не отняло у нас возможности наследовать землю Обетованную [ 19 ]. 580. Возлюбим смирение и труд, и войдем в страну, кипящую медом и млеком, как вошел в нее Халев [ 20 ]. 581. Не допустим угождения чреву и гортани изысканною и сладкою пищею, чтоб это не погубило нас, как погубило сынов Илия первосвященника [ 21 ]. 582. Возлюбим воздержание во всей полноте его, удручая подвигом наши члены и содержа в них мертвость от страстей, чтоб стяжать сердце мужественное против врагов наших, подобно великому пророку, Илии Фесвитянину [ 22 ]. 583. Будем оказывать повиновение отцам нашим по Богу, отсекая пред ними волю нашу, - и стяжем истинное послушание. Когда же стяжем его, то почиет над нами благословение отцов, как почило оно на Елисее [ 23 ]. 584. Будем исполнять неупустительно молитвенное служение наше, не склоняясь на представления лености, живущей в теле и предлагающей необходимость успокоить его. Уподобимся Даниилу, который решился лучше умереть, нежели оставить совершаемое им ежедневное молитвенное правило [ 24 ].

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

[Знай], что пачинакиты с наступлением весны переправляются с той стороны реки Днепра и всегда здесь проводят лето 559 . 9. О росах 560 , отправляющихся с моноксилами 561 из Росии 562 в Константинополь [Да будет известно], что приходящие из внешней Росии 563 в Константинополь моноксилы являются 564 одни из Немогарда 565 , в котором сидел 566 Сфендослав 567 , сын Ингора 568 , архонта Росии 569 , а другие из крепости Милиниски 570 , из Телиуцы 571 , Чернигоги 572 и из Вусеграда 573 . Итак, все они пускаются рекою Днепр 574 и сходятся в крепости Киоава 575 , называемой Самватас 576 . Славяне же, их пактиоты 577 , а именно: кривитеины 578 , лензанины 579 и прочие Славинии 580 – рубят в своих горах 581 моноксилы во время зимы и, снарядив их, с наступлением весны, когда растает лед, вводят в находящиеся по соседству водоемы. Так как эти [водоемы] впадают в реку Днепр, то и они из тамошних [мест] входят в эту самую реку и отправляются в Киову. Их вытаскивают для [оснастки] и продают росам. Росы же, купив одни эти долбленки и разобрав свои старые моноксилы, переносят с тех на эти весла, уключины и прочее убранство... снаряжают их 582 . И в июне месяце 583 , двигаясь по реке Днепр, они спускаются в Витичеву 584 , которая является крепостью-пактиотом росов, и, собравшись там в течение двух-трех дней, пока соединятся все моноксилы 585 , тогда отправляются в путь и спускаются по названной реке Днепр 586 . Прежде всего они приходят к первому порогу 587 , нарекаемому Эссупи, что означает по-росски и по-славянски «Не спи» 588 . Порог [этот] столь же узок, как пространство циканистирия 589 , а посередине его имеются обрывистые высокие скалы, торчащие наподобие островков. Поэтому набегающая и приливающая к ним вода, низвергаясь оттуда вниз, издает громкий страшный гул. Ввиду этого росы не осмеливаются проходить между скалами, но, причалив поблизости и высадив людей на сушу, а прочие вещи оставив в моноксилах, затем нагие, ощупывая своими ногами [дно, волокут их] 590 , чтобы не натолкнуться на какой-либо камень.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010