860 γγαπται Ал. писано согл. В и др. мн. вм. γεγαμμνον στν с и обычно у Иоан. и слав.: писано есть. 863 Ал: ниже – ни. Кир. чит: αν, как одни и Зогр. Гал: убо=бы. Ев. 15 в; знали убо лучше сложного: бысте ведали Серб. 14 в: видели. 864 Оп. Иисус согл. древн. как и Зогр. Гал. др. Но Остр. Мар. Ал. и др. чит. Добрил. словеса. Ал: глаголаше – в святилище – приде. 866 См. особ. Духовные основы жизни 123–156 (СП. 1897 3 ) и специальный трактат по вопросу в соч. История и будущность теократии (IV, 519–582). 868 IV, 548–549, 552, ср. VII, 664–665 (Мнимая критика. Ответ Б. Н. Чичерину); Духовные основы жизни, 129–134, 135–137. 869 Могут указывать и указывали в произведениях В. Соловьева более раннего периода некоторые отзвуки латинских понятий о церкви в развитии идеи царства Божия, так здесь, напр., усиленно выдвигается на первый план в учении о видимом устройстве церкви принцип послушания богоучреждённому авторитету иерархии в некоторый ущерб принципу внутреннего органического единства – любви; говорится даже, что „религия закона (Моисеева) не упраздняется, а лишь восполняется религией благодати“ и т. п. (ср. IV, 568–569, 573, 558–560, 561, 563–564). Но всё в этом направлении парализуется сказанным ibid. стр. 582, где „отношения власти, подчинения, внешнего действия“ признаются лишь средствами единственно высшего блага и истинной цели теократии, которая „заключается в совершенной взаимности свободного богочеловеческого соединения, – не в полноте власти, а в полноте любви“. 870 См. подр. Духовные основы жизни, 135–137 и дал„ ср. IV, 564–565 (История и будущность теократии). 875 VIII, 548, 553, ср. 547, 551 (Три разговора); VIII, 104–106 (XI-e пасхальное письмо: „Христос Воскресе!“); VIII, 639 (Мнимая критика). 880 IV, 566 (История и будущность теократии). Воздействие церкви на общество требуется даже первой задачей церкви – обновления и спасения лиц в виду несомненного влияния общественной среды на личность (См. предлагаемого исслед. гл. V, стр. 237–243). Это могут отрицать и действительно отрицают лишь публицисты в духе Достоевского и Толстого с их односторонней теорией общественного совершенствования „единственно только улучшением лиц“, с их преувеличением значения в этом отношении личного морального подвига.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

—46— Эти страницы: 18–23 – обзор, так называемой, Апостолической литературы. 134–148 – в подавляющей части рассуждается о сущности монтанизма и необходимости напряженной церковно-соборной борьбы с ним. 156–163 – о хронологии раннего монтанизма. 169–188 – о сущности пасхальных споров (вся глава – III, 1). 188–207 – очерк развития пасхальных споров II в. (тоже вся глава III, 2). . 240–245 – о том, почему на Востоке стояли за четыренадесятничество в отношении времени празднования Пасхи. 289–299 – подробные сведения о жизни и деятельности Оригена . 313–320 – об особенностях административного устройства Александрийской церкви. 330–331 – о Берилле бострийском. " 327–340 – о христианизации Аравии. 355–385 – Исторический очерк дела падших (V, 1). 386–406 – Истории, очерк о. существе карфагено-римской схизмы (V, 2). 559–560 – о столкновении Киприана с Стефаном. 567–573 – характеристика крещальных споров Киприановой эпохи (вся глава). 613–630; 631–632 – о христианизации сев. Африки, о церковно-административном устройстве Африканской церкви по соборным спискам (разве кроме некоторых побочных данных). 643–647 – о последствиях 7 карфагенского собора для взаимных отношений Карфагенской и Римской церкви. 656–661 – о политическом положении Антиохии. 661–666 – о личности Павла самосатского и его теологии. 695–719 – о деле Павла самосатского самом в себе и об отголосках его в последующей истории церкви. В общем здесь получается более 200 страниц, которые не отвечают даже вообще исследованию о соборах. Собственно это те страницы, к коим относится замечание автора, что «вопросы о сущности монтанизма, или о пас- —47— хальных, покаянных и крещальных спорах.., с которыми связано большинство наших соборов, крайне важны и интересны и сами по себе, а между тем освещение их в русской литературе нельзя признать исчерпывающим и полным» (стр. ΧVIII–XIX). Если мы соединим теперь в одно целое итоги страниц, предполагаемых в предыдущем случае и означенных теперь, то получаем, на 706 стр. всего исследования, чисто исторических 450–460 (и почти в половине этого числа посторонних не только для специальной задачи автора, но и вообще для предмета его темы), т.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Отвернувшись от собственной природы, человек движим более не самим собой, а тем, что ему чуждо; им завладело противоестественное, то есть зло. Из-за злоупотребления свободой человек становится рабом греха 558 , пленником желаний и чувственных удовольствий, к которым устремлен 559 , он находится в услужении у ложных божеств, которых сделал из тварных вещей 560 . Святые отцы постоянно показывают, как падший человек, даже тогда, когда ему кажется, что он свободен или освобождается, остается рабом. «Итог этой неподходящей свободы – суровое рабство» 561 , – замечает преподобный Исаак Сирин . Падший человек на самом деле прикован к плоти 562 , руководим ее законом 563 , служит ее чувствам 564 , претерпевает тиранию желаний 565 , подчиняется поиску удовольствия и страху перед страданием 566 , является рабом своих пороков 567 – одним словом, рабом своих страстей 568 . Последние имеют над человеком поистине тираническую власть, его душа находится у них в плену 569 . В таком состоянии человек более не является самим собой. На нем всецело паразитируют страсти, впущенные в него грехом. Человек, движимый этими устремлениями, чуждыми его исконной и сущностной природе, является душевнобольным. Собственно говоря, действует уже не он – это в нем живет закон греха 570 . Человек, порабощенный собственными страстями, является также рабом диавола и бесов. Он находится не только под влиянием, но даже подчинен и раздавлен тиранией лукавого 571 . Преподобный Исаак Сирин отмечает, что «тот, кто не подчиняет Богу собственной воли, подчиняется Его противнику» 572 . Преподобный Макарий Египетский так описывает двойное рабство, которое человек терпит от страстей и сил зла: «Со времени грехопадения и изгнания из земного рая человек опутан в два ряда. Одни путы происходят от самой жизни, от сопряженных с ними дел, от любви ко всему видимому. Изнутри душа опутана, окутана, скована зловредными духами, которые удерживают ее во мраке» 573 . Очевидно, имеет место прямая связь между этими двумя видами уз: оттого, что человек живет во зле, бесовские силы имеют над ним такую власть; через эти страсти он открывается им и позволяет им жить в себе 574 .

http://azbyka.ru/otechnik/Zhan_Klod_Lars...

Вероятно, и карнизы главного здания и боковых пристроек тоже были обложены мрамором 559 . Кедровая обшивка внутри была покрыта позолотой 560 и украшена резьбой, изображавшей продолговатые овальные плоды (подобия огурцов), распускающиеся цветы, листья пальмы и херувимов 561 . Позолотой были украшены так же пол, двери и пороги 562 . Святое святых отделялось от святилища стеной 563 (а не завесой, как в скинии). В этой стене была дверь из масличного дерева с пятиугольными косяками. На половинках дверей была такая же резьба, как и на сткнах 564 . При этой двери имелась, однако, и завеса, составленная из дорогих тканей разных цветов: яхонтового, пурпурового, багряного и чисто белого (виссона), с изображением на ней херувимов 565 . Вход из притвора в святилище также имел дверь, из кипарисового дерева, косяки здесь были четырехугольные, из масличного дерева 566 . Каждая половинка двери по длине своей состояла из двух частей, подвижно навешенных одна на другую 567 , так что дверь могла растворяться двояко: во всю ширину, когда обе половинки отворялись сполна, и в половину ширины, когда отгибались только части половинок, занимавшие средину двери 568 . И у дверей во святое святых, и у дверей в святилище петли были из золота 569 , поверхность же дверей, по-видимому, была обложена массивными золотыми листами 570 . По стене, отделявшей святое святых от святилища были протянуты каким-то образом золотые цепи 571 . С особенным богатством было отделано внутри святое святых. Оно было одето «лучшим золотом на 600 талантов», гвозди, употребленные при этом, были тоже золотые, весом по 50 сиклей каждый. Прочие помещения (горницы), примыкавшие к святилищу, также были украшены золотом 572 . В святилище помещались следующие предметы. Перед входом во святое святых стоял «золотой жертвенник» для курении. Внутри он был из кедрового дерева, но снаружи весь обложен листами из лучшего золота 573 . По правую и по левую сторону «перед задним отделением храма», т. е. перед святым святых, стояли 10 светильников, по 5-ти с каждой стороны 574 .

http://azbyka.ru/otechnik/Yakov_Bogorods...

555. Синь чжуань нянь бяо. – Новое собрание материалов, содержащих представления императору Китая. 556. Ли-дай цзянь юй бяо. – Доклады императору о государственных границах, расположенные по царствованиям. 557. Фэн юй кхао чжен. – Подробное и точное донесение правительству о доходных землях Китая. 558. Хуэй дянь цзянь чао. – Собрание законов на основании официальных документов. 559. Цин дин тхай гуй. – Законы и постановления. Правительственное издание. 560. Да дянь тхун бянь. – Полное собрание книг, содержащих основные законы Китая. 561. Лин и цзе. – Объяснение законов и правил. 562. Ди фань. – Царские законы. 563. Цин дин хуэй цзян цзе ли. – Дополнительные главы к собранию законов и правительственных постановлений, с обозначениями их места и времени издания. 564. Цин гун яу ю. – Свод разных правительственных дигест китайского государства. 565. Пэй вэнь гуань юнь. – Стройное изложение правительственных инструкций. 566. Ши и бэй лань. – Полное собрание справедливых правительственных приказаний и распоряжений. 567. Гуй тхяу хуэй чау. – Специальные постановления, с относящимися к ним документами, изложенные по отделам. 568. Кхан цзи лу. – Дополнительный указатель предметов, содержащихся в означенной книге. 569. Ши чжан лу. – Краткое изложение административных распоряжений и указов. 570. Инь-дянь. – Законы о печати. 571. Фэн юй кхао чжен. – Подробное донесение правительству о доходных и плодоприносящих землях. 572. Гэ-го тхяу кхуань шуэй цзе. Законы: о податях за земельные участки и – о домовых налогах в государстве. 573. Гай-дин ыо-гэ тхун шан чжэн чэн. – Специальные постановления, исправленные и дополненные, о торговых сношениях китайцев с русским купечеством. 574. Ся-кэ ю цзи. – Сведения и официальные донесения о чужеземцах, приписывающихся в Китай для торговли опиумом. 575. Тхяу ли. – Законы и правила о судопроизводстве и взысканиях. 576. Цин дин цзи сы. – Законы и постановления о судопроизводстве с приношением жертв. Правительственное издание. 577. Чжун шу чжан кхау. – Административные распоряжения тщательно рассмотренные.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Vinogr...

558 Въ лто 6692. – Перед этими словами в летописи повествуется ο пожаре в городе Гродно и об освящении в Киеве церкви Василия. Этот фрагмент мы опускаем. 559 ...бесурменина, иже стрляше живымъ огньмь. – «Бесурменин»– мусульманин. «Живым огнем» летописец называет какое-то военное приспособление (катапульту?) для метания сосудов с зажигательной смесью. 560 ...върядшиа в наворопъ...– Наворопом называли отряды, высылавшиеся впереди основных сил для разведки и внезапного нападения на противника. 562 Въ лто 6693. – Β Древней Руси год начинался 1 марта; следовательно, события февраля 6692 г. и марта 6693 г. происходят, в переводе на наше летосчисление, весной 1185 г. 563 И бяшеть серенъ великъ, якоже вои не можахуть зрима переити днемь до вечера... – «Серен» – наст, подтаявший снег; по словам В. И. Даля, «коню он подрезывает и кровянит щетки, коннице нет ходу»; «зрима переити»– пройти то расстояние, которое можно окинуть взором. 566 ...из Новагорода – Новгорода-Северского, стольного города Игоря Святославича (на крайнем востоке современной Черниговской области). 569 ...коуи... – Ковуи – кочевое племя тюркского происхождения; ковуи были вассалами черниговских князей. 570 Игорь жь возрвъ на небо и вид солнце стояще яко мсяць. – Лаврентьевская летопись указывает и на день затмения – 1 мая. Затмение 1185 г. Подтверждается и расчетами современных астрономов. 572 ...к Салниц. – Сальница – небольшая речка, левый приток Северского Донца, протекавшая по территории, где ныне расположен город Изюм. 573 ...на оной сторон ркы Сюурлия. – По мнению Η. Β. Сибилева, Μ. Φ. Гетманца и др., Сюурлий – это река Голая Долина, протекающая в районе города Славянска (Донецкой области). 574 ...а кто подть заутра... какныБогъдасть. – Фраза недостаточно ясна; в переводе отражено одно из возможных ее толкований: только «лучшие конники» из половецкого (а не русского) войска смогут догнать ушедшие за ночь русские полки и переправиться вслед за ними (через Донец?). 575 ...Кончака, и Козу Бурновича... и Терьтробича. – Помимо Кончака и Гзака (Гзы) перечисляются другие половецкие рода (орды) или их вожди.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

558. Σκαλτσς 2008, 307–308. 559. Издание: Θηκαρς 2008, 41–67. 560. Ατθι, 69–95. 561. Ατθι, 434–513. Итал. пер.: Rigo 2008, 353–383 (деление на главы принадлежит Риго). 562. Издание: Θηκαρς 2008, 514–549. 563. Ατθι, 3–4. 564. Ατθι, 5–6. 565. Ατθι, 9–25. Итал. пер.: Rigo 2008, 384–398. 566. Θηκαρς 2008, 299–303. 567. Ατθι, 26–35. 568. Систематическое описание рукописей московской Синодальной (Патриаршей) библиотеки/Сост. архим. Владимир. Ч. 1: Рукописи греческие М., 1894. С. 418–419. 569. Подробнее см.: Σκαλτσς 2008, 309–329. 570. Подробнее: Ivanova-Sullivan 2005. Исследовательница, проанализировав около полутора десятка славянских рукописей, пришла к выводу о разделении их на две группы, не совпадающие, однако, с двумя же греческими группами. 571. Подробнее: Σκαλτσς 2008, 329–337. 572. Θηκαρς 2008. См. также описание состава книги: Σκαλτσς 2008, 337–343. 573. Сведения заимствованы нами из предисловия к кн.: Плач кающегося грешника: Покаянные молитвенные размышления на каждый день седмицы инока Фикары, подвизавшегося во св. горе Афонской. М.: Изд. Афонского Пантелеимонова мон-ря, 1881. 99 с. 574. Издание пользовалось необычайной популярностью: в 1898 г. вышло уже 8-е издание. В собр. РГБ на экземпляре 2-го издания 1882 г. под шифром M 87a/80 сохранилась дарственная надпись в библиотеку Троице-Сергиевой Лавры некоего «иеромонаха Никона, потрудившегося в переложении сей книжицы на современный язык» (видимо, именно на него указывают инициалы М. Н. в конце предисловия). 575. Σωτηρπουλος 1993, 12. 576. Σκαλτσς 2008, σ. 287, σημ. 848. 577. PLP 5448. 578. Σκαλτσς 2008, 305. 579. Σωτηρπουλος 1993, 16. 580. P. 67: 327–341 и 342–346 Gouillard; в изд. Ф. Успенского этих глав нет. 581. Об эволюции этой формулы см.: Дунаев 2002, 255–301. 582. Мы здесь не касаемся сложного вопроса, было ли имя «мессалиане» только кличкой или же это движение в самом деле имело какие-то смутные исторические корни в древней ереси IV в. 583. Издание текста см. в приложении к статье: Rigo A. L’assemblea generale athonita del 1344//Cristianesimo nella storia 5 (1984), 475–506.

http://predanie.ru/book/219899-vizantiys...

б 127:5 Букв.: когда будут говорить/ спорить. 559 129:6 Друг. возм. пер.: засыхает, не успев вырасти. 560 130:1 Здесь глубины — символ отчуждения, удаленности от Бога . 561 131:1 Или: к вещам слишком великим. 562 132:3 Букв.: в шатер дома своего. Некоторые толкователи видят в этом указание на внутренние покои царского дворца. 563 132:6 Букв.: о нем. 564 132:7 Букв.: в Жилища Его. 565 132:8 Или: поднимись. 566 а 132:17 Букв.: там дам Я возрасти рогу Давида. 567 б 132:17 Букв.: Я приготовил/ установил светильник для Помазанника Моего — метафора, говорящая о сохранении династии. 568 133:3 Букв.: заповедал. 569 134:2 Или: во Святилище. 570 а 135:3 См. примеч. к 100:5. 571 б 135:3 Друг. возм. пер.: ибо это приятно. 572 135:4 Евр.: Ях. 573 135:7 Букв.: из Своих затворов/ хранилищ. 574 135:14 Или: отстоит ( перед врагами). 575 135:18 Или: пусть будут подобны им. 576 136:1 См . примеч. к 100:5. 577 136:11 Букв.: из среды их. 578 137:2 Или: на тополях. 579 137:8 Древн. пер.: разрушительница. 580 137:9 Здесь, как и в некоторых других местах Писания, призывающих несчастья на нечестивых, отражается стремление верующей души к справедливости и ожидание того, что зло будет наказано. 581 138:1 Боги, перед которыми псалмист поет, — это либо боги язычников, либо светские власти, властители и начальства (ср. 82:1). Иные думают, что это ангелы, невидимо присутствующие при богослужении (ср. 1 Кор 11:10). 582 а 138:2 Или: истину. 583 б 138:2 Перевод предположителен, букв.: возвысил слово/ обещание Свое над всяким именем Своим. 584 138:7 Букв.: правая. 585 139:2 Букв.: понимаешь. 586 139:8 Евр.: в Шеоле. См. примеч. «б» к 6:6. 587 139:9 Букв.: жить буду у пределов морских. 588 139:15 «Недра земли» — вероятно, имеется в виду чрево матери. 589 139:16 Букв.: глаза Твои видели зародыш мой. 590 139:17 Или: драгоценны. 591 139:19 Букв.: удалитесь от меня, люди кровожадные. 592 139:20 В некот. рукописях: восстали на Тебя. 593 139:24 Или: древний; ср. Иер 6:16. 594 140:14 Букв.: перед лицом Твоим. 595

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=675...

559 О том, насколько обоснованы доводы Лютера, стремящегося отказать этим четырем книгам в праве входить в число «подлинных и почитаемых книг Нового Завета» см. в W. G. Kümmel, «The Continuing Significance of Luther " s Prefaces to the New Testament», Concordia Theological Monthly, xxxvii (1966), pp. 573–581. 560 Современную оценку позиции Лютера с точки зрения богословия Реформации см. у А. В. du Toit, op. cit., 259–263, и Ν. Β. Stonehouse. Последний пишет: «Главный объект моей критики в позиции Лютера – его узкая христоцентричность при отсутствии богоцентричности, что обедняет и приглушает Благую весть Нового Завета. Сколь бы важным ни был критерий was Christum treibet («что ведет речь о Христе»), он не открывает нужной перспективы, например, когда речь идет о наступлении Царства Божьего. Подчеркнутая эсхатологичность благовествования, представленная в антиномии потенциального и исполнившегося конца времен, позволяет избежать узкого взгляда на Новый Завет как на одно лишь свидетельство о Христе и индивидуальном спасении». («Luther and the New Testament Canon», Paulbefore the Areopagus, and Other New Testament Studies Grand Rapids, 1957., p. 196). Короче говоря, Лютер был прав в содержании своего критерия was Christum treibet, но ошибался в том, что отказывал Посланию Иакова в том, что оно «свидетельствует о Христе», прилагая к жизни Нагорную проповедь. 561 Среди учеников и последователей Лютера, которые разделяли новозаветные книги на канонические и апокрифические, были Martin Chemnitz (ум. в 1586 г.), Aegidius Hunnius (ум. в 1603 г.), Leonhard Hutter (ум. в 1616 г.) и Baltasar Mentzer (ум. в 1627 г.); см. Leipoldt, op. cit., ii, pp. 129–132; H. H. Howorth, «The Canon of the Bible Among the Later Reformers», Journal of Theological Studies,χ (1908–1909), pp. 183–232; J. A. O. Preus, «The New Testament Canon in the Lutheran Dogmaticians», The Springfielder, xxv, no. I (Spring, 1961), pp. 8–33. 563 Confessio Virtembergica. Das würtembergishce Bekenntnis von 1551, ed. Ernst Bizer (Stuttgart, 1952), p. 178.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/kanon-n...

558. Лучше получить наказание на земле, чем на небе 559. Пока мы облечены в бренную плоть, нам естественно скорбеть и даже плакать. Кто здесь только скорбел, болел и страдал, тот только будет удостоен вечной радости и покоя 560. Помни, что ожидает неисправимых грешников. Не забывай заботиться о загробной вечной жизни 561. Всех считай за хороших, а себя за плохую. Пред Богом сокрушайся и плачь всегда о грехах Больше молчи – покойней проживешь 562. Причина недовольства – внутреннее нестроение 563. Об отношении к духовнику. Из писем умей извлекать пользу для спасения своей души 564. На все – воля Божия 565. Молись со смирением мытаря 566. Если будешь осуждать начальников, то пойдешь во дно адово 567. Приноси свои дары Спасителю – веру, надежду, любовь. Пред начальницей лучше молчать и смиряться 568. При болезни не надо печалиться, лучше Богу молиться и на Него надеяться. Искушение после Причастия попустилось за гордость. Надо стараться больше помалкивать и внимать своим помыслам 569. Будь благодарна за то, что получаешь 570. Чтобы встать на спасительную стезю, надо поменьше быть с людьми да побольше в келлии посиживать 571. Кто захочет спасать свою душу, тому ничто не помешает. Об избавлении от блудной страсти молись св. Иоанну Многострадальному и мч. Фомаиде 572. Понуждай себя на доброе дело, и Господь поможет понести свой крест. Великие Оптинские Старцы и теперь не престают духовно воспитывать приходящих к ним. Будешь себя нудить, и исправление подвинется вперед 573. Постарайся изгнать из головы и сердца все, что видела и слышала в миру 574. Монашеское зеркало – это внимание своему спасению. Зрение чужих недостатков бывает от гордости Господь на смиренных призирает 575. Скорби посылает Господь соразмерно силам. Умножающиеся скорби считаются признаком Божия промышления о человеке. Временныя скорби ходатайствуют вечную радость 576. Господь силен из гордаго сделать смиреннаго. Собирай сокровища, которыя потребуются на воздушных мытарствах и на Страшном Христовом суде 577. Сравнивай себя с учениками, которые были с Христом не на Фаворе, а во юдоли плачевной

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=102...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010