Такая всеобщность есть явный продукт эмпирического знания на первых его ступенях: дискретное множество чувственных вещей, поверхностное объединение их в случайные и эфемерные группировки, отсутствие работы мысли – все это делает эмпирическую всеобщность достоянием отвергнутой чувственной ступени «знания». Сравнительно лучшим является второй, также отвергаемый вид всеобщего – рассудочно-абстрактный. Он слагается на том же пути, как и первый, довершая, однако, его дело отвлечением. 549 Устойчивое-повторяющееся свойство эмпирических вещей фиксируется рассудочной мыслью и превращается для элементов множества в отвлеченное praedicabile. Возникший родовой признак противопоставляется элементам объема, полагается вне их, как бы помещается по другую сторону от них в виде абстрактного рассудочного тождества. 550 Всеобщность этого дурного понятия состоит в его способности быть приложенным, примененным, приписанным, предицированным всем элементам подчиненной сферы. 551 Здесь всеобщее не представляет уже из себя совокупность единичностей; оно выделено из них, поставлено над ними; единичные вещи не входят в него, не содержатся в нем, 552 как в первом случае, а относятся к нему, как к внешнему. Понятно, что такая всеобщность есть не что иное, как само рассудочное, формально-абстрактное понятие и что она имеет все его дефекты и пороки. Её фиксированная, 553 формальная тождественность 554 придает ей характер мертвости и безжизненности; 555 её полная оторванность от особенного 556 и её безразличная 557 противопоставленность единичному 558 материалу повергает её в пустоту 559 и превращает её в поверхностную бессодержательность. 560 Она обременена и обусловлена этим противоположением; 561 многообразные явления остаются в дискретном виде, 562 вне понятия, 563 а само всеобщее, твердое и неизменное 564 остается аналитическим единством, 565 нереальной и недействительной 566 абстрактной всеобщностью, 567 лишенной определений. 568 Здесь родовое-всеобщее не включает в себя подчиненных видов, 569 но возносится над ними в пустоту. В самое понятие замешиваются элементы чувственной непосредственности, 570 и в итоге оно даже не может быть названо понятием: 571 это есть «Begriff als Begriffloses» 572 – истина чувственной достоверности, 573 не более.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Ilin/filo...

5:8. 558 Мф. 5:4. 559 I/21 (98—99)=B35 (253). 560 I/21 (106)=B35 (261—262). 561 Главы о знании III,37.. 562 I/30 (138)=B53 (384). 563 I/40 (167)=B65 (446). 564 I/41 (171)=B65 (451). 565 II/14,46. 566 II/18,4—6. 567 II/18,7. 568 II/18,14—15. 569 О молитве 3. 570 Главы о знании IV,31. 571 I/39 (166)=B63 (439—440). 572 I/61 (334)=B8 (105). 573 I/48 (206)=B74 (508). 574 Главы о знании III,84. 575 Лк. 1:8—11. 576 Деян. 10:9—11. 577 Деян. 10:2—3. 578 I/16 (66)=B22 (173—174). 579 I/12 (53)=B18 (146). 580 Главы о знании III,14. 581 Это учение мы находим у Евагрия, а также у других византийских авторов, чьи сочинения вошли в греческое и русское «Добротолюбие». 582 Главы о знании II,59. 583 I/58 (316)=B6 (93). 584 I/49 (214)=B77 (524). 585 I/11 (51—52)=B18 (144). 586 I/61 (334)=B8 (106). Ср. Евагрий. О молитве 15: «Молитва есть плод радости и благодарения». 587 I/30 (138)=B53 (384). 588 I/40 (167)=B65 (446). 589 В греч. и рус. пер. эта фраза сильно сокращена. 590 I/43 (183)=B68 (476). 591 I/30 (137)=B53 (384). 592 Термин «песни» (tesbhata) может указывать на библейские песни, а также на гимны Ефрема Сирина, Бабая Великого и других сирийских авторов, употреблявшиеся за богослужением. 593 II/21,7. 594 I/30 (133)=B53 (379). 595 I/5 (27)=B3 (32—33). Ср. Мф. 6:33. 596 I/25 (118)=B51 (360—361). 597 II/8,24. 598 Главы о знании III,50. 599 I/5 (28)=B3 (33). 600 Ис. 59:1—2. 601 I/57 (299)=B5 (70). 602 Термин syam burke является синонимом греческого metabnoiai (в значении «поклоны»). 603 II/30,4–7. 604 Главы о знании I,20. 605 I/40 (167). 606 II/61 (334). 607 I/10 (49). 608 II/1,34. 609 I/69 (355). 610 Сир. термин tesmesta (служба) является эквивалентом греч. leitoyrgiba в значении «келейного правила». 611 I/58 (319–320). 612 См. II/14,22 и 47, а также несколько мест из 1–го тома. 613 II/14,8—12. 614 Букв. «в Своем домостроительстве». 615 II/14,13. Вар. «приобретаем естество, которое любит удобство и легко склоняется к злу». 616 О Боге. 617 Рим. 1:22. 618 II/14,14. 619 II/14,22. 620 Термин segdot " может означать как вообще всякое внешнее выражение богопочитания, так и поклон.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=741...

557. Там же 73.8: 279.7–8 (Holl). 558. Там же 73.8: 279.8–15 (Holl). 559. См.: «И если кто, признавая Отца и по власти, и по сущности Отцом Сына, почитает, однако же, Сына единосущным и тождесущим (μοοσιον bk τατοοσιον) с Отцом — анафема да будет!» (Епифаний Кипрский. Панарнон 73.11: 284.5 (Holl)). 560. Steenson J. Basil of Ancyra on the meaning of Homoousios//Arianism: Historical and theological Reassessments. Papers from the Ninth International Conference on Patristic Studies, Oxford, September 5—10, 1983/Ed. R. Gregg. The Philadelphia Patristic Foundation, 1985. P. 269. 561. Епифаний Кипрский. Панарион 73.9: 279.22–26 (Holl). 562. 33 Там же 73.15: 288.15 (Holl). 563. Там же 73.17: 290.2–13 (Holl). 564. Steenson J. Basil of Ancyra… P. 270. 565. См.: Афанасий Александрийский. Послание о соборах 16: 3.2 (Opitz). (см. в разделе, посвященном Арию, в данном томе «Антологии»). 566. SteensonJ. Basil of Ancyra… Pp. 272–273. 567. Созомен. Церковная история 3.18, цит. по изд.: Церковная история Эрмия Созомена… Сс. 213—214. 568. Григорий Нисский. Против Евномия 3.5.63—64 (Jaeger) (см. в разделе, посвященном Евномню, в данном томе «Антологит> , а также: Бирюков А· С. Неоплатонические элементы в неоарианстве (Евномий и Ямвлих)//Вестник молодых ученых. 4, 2006 (Философские науки 2, 2006). Сс. 37—43). 569. Там же 3.5.61 (Jaeger). 570. Епифаний Кипрский. Панарион 73.17: 290.7–9; 18: 290.16–18 (Holl). О том, что и д р. 257) замечает, что Деян. 2, 36 он цитирует в исповедании веры в главах 26.17–18. 729. Ср.: Против Евномия: PG 29, 573.10–18, рус. пер.: с. 61. 730. Об омонимии см.: Аристотель. Категории 1, la 1. 731. πατσος=сущность. 732. Ср.: Против Евномия: PG 29, 584.4–9, рус. пер.: с. 69. 733. По замечанию Вэжжьона (Vaggione, р. 49), аргументация Евномия здесь и в 14–й гл. основана на синонимичности в греческом γγνομαι (рождаться, происходить, становиться) и γεννω (рождать). 734. По Вэжжьону (Vaggione, р. 50), буквально такой пословицы нет, но нечто подобное встречается у многих древних авторов.

http://predanie.ru/book/137804-antologiy...

558. Mart. Pol, 3, 2. 559. Carmina sibyllina, III, v. 356–362; V, v. 227–250; VIII, v. 70–130, 139–177, 182–215. 560. Ibid, VIII, 73–75; 90–93 LeclercqH Eglise et Etat, DACL, IV, 2256. 561. Festugfire AJ. Le monde grecoromain, 2, pp. 91—92. 562. Светоний. Нерон, 16; Origene. Contra Celsum, 1,7. 563. Paul. Sen tent, V, 23, 15 — 17; Апулей. Апология, 48. 564. Евсевий. Церковная история, V, 1, 31. 565. О политических причинах ожесточения Марка Аврелия см.: Beaujeu J. La religion romaine a l " apogee de l " Empire. Paris. 1955, p. 356 (в этой же работе библиография). 566. Capitol. Ant. Phil, 13; Verus. Eutrop, VIII, 12. Ср. Tertullien. Ad nationes, 1,9 567. Tertullien. Apolog, 40, 12; Ad Scap, 3; Евсевий. Церковная история, IV, 15, 26. 568. Minutius Felix. Octavius, 8,4. 569. Cod. Theod, IX, 17, 3; cf. IX, 16, 5. 570. Евсевий. Церковная история, VI, 41, 1. 571. Евсевий. Церковная история, IX, 9, 60; Origene. Contra Celsum, III, 15; Amob. Adv. nat, 1,4; 1, 6. 572. Августин. О граде Божьем, II, 3 573. Исследование и публикацию документов по данному вопросу см.: Labriolle de P. La reaction paienne. Paris, 1934. Основным является следующее исследование: Nestle W. Die Haupteinwande des antikcn Denkens gegen das Christentum//Archiv fur Religionswissenschaft, 37,1941, S. 51 — 100. См. также: Fave de E. Des difficultes qu " eprouvait un intellectuel du deuxieme siecle a devenir chretien. Paris, 1910. 574. Horn. Clem, 1, 10. 575. Евсевий. Церковная история, V, 13, 2. 576. AubeB. La polemique paienne a la fin du deuxieme siecle 11 Histoire des persecution, 2, Paris, 1878, p. 32. 577. TertuUien. De praescript, 30. 578. Renan E. Marc Aurele, p. 115. 579. Ириней. Против ересей, 1,6; I, 13- 580. In Hermogenem; Евсевий. Церковная история, IV, 24,1. 581. О гностицизме см.: Simon М.·, BenoitA Le judaisme et le christianisme antique. Paris, 1968, pp. 146—147. 582. Bouyer L. La spiritualite du Nouveau Testament et des Peres. Paris, I960, p. 271. 583. Cm.: Lamartine. La chute d " un ange. 584. Origene. Contra Celsum, V, 62.

http://predanie.ru/book/216352-povsednev...

По Оригену самопознание является наукой, изучающей добродетели и пороки, которая никоим образом не занимается познанием субстанции души 560 . Самопознание, таким образом, состоит в оценке собственных возможностей, власти возрастать в доброте и мудрости 561 . Но христианских писателей интересует прежде всего откровение о Боге, идет ли речь о происхождении человека, о его месте в творении или отношении к миру. Такое знание, говорит св. Василий, «приведет тебя к воспоминанию о Боге» 562 . «Об этом же говорит и пророк: «Дивно для меня ведение Твое» ( Пс 138, 6 ), то есть, познавая себя, я познаю бесконечную премудрость, пребывающую в Тебе» 563 . То же подразумевает Григорий Назианзин : «Познай себя, друг! Познай свои истоки и свою природу. Прямая дорога тебя приведет к постижению красоты первообраза» 564 . Человек здесь предстает в своем истинном свете, каким его видит и желает Бог . По той же причине человек остается и неразрешимой загадкой, тайной, γνωστος, как предупреждает Филон 565 . В. Лосский пишет: «Таким образом, уровень, на котором ставится проблема человеческой личности, превышает онтологический, как его обычно видят. Речь идет о метаонтологии, лишь Богу она открыта...» 566 . П. Евдокимов добавляет: «Богоподобие человека делает невозможным какое бы то ни было автономное решение его судьбы. Душа – престол присутствия и место встреч, по своей природе она невеста» 567 . На языке аскетов – гораздо проще: низость и величие человека, его слабость и сила, его неведение себя и самопознание в Боге имеют одно имя – смирение. Согласно прекрасному выражению Григория Нисского , смирение есть «нисхождение к высотам» 568 . Смирение Августин утверждает, что смирение это является сугубо христианской добродетелью 569 . Климент Александрийский , напротив, убежден, что уже Платон 570 проповедует смирение 571 . То, что Писание называет mapeiдnwsix, заявляет Ориген , комментируя Magnificat («Величит душа моя Господа...»), – не что иное, как τυφα, отсутствие гордыни, или μετριτες, точная мера, скромность, о которой говорят языческие мудрецы 572 , истинная середина между суетой (χαυντης) и малодушием (μικροψυχα) 573 .

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/duho...

   Другие термины из области науки и просвещения переводятся нами чаще всего следующим образом: παιδεα — «просвещение», «образование»; παιδεα λογικ — «литературное образование»; λγος — «наука», имеются в виду гуманитарные науки (о разнообразных значениях слова λγος у Анны см. Buckler, Anna Comnena..., р. 170), φιλλογος — «ученый», «просвещенный».     560 Василий II (976—1025). Ср. характеристику Василия у Пселла: «Он не обращал внимания на ученых и совершенно презирал эту категорию людей (я говорю об ученых)» (Psellos, Chronogr., Ι, p. 18).     561 О покровительстве Константина Мономаха ученым рассказывает М. Пселл (Psellos, Chronogr., II, рр. 58—59; ср. Attal., р. 21). Впрочем Пселл, панегирист Мономаха, конечно, значительно преувеличивает заслуги императора. Большой материал по этому вопросу можно найти также в одной из новелл Константина Мономаха (Sala, Novella constitutio, р. 21 sq.; Ср. Hussey, Church and Learning..., p. 51 sq.).     562 Михаил Пселл (1018—1097) — знаменитый византийский писатель и философ. Пселл получил блестящее образование, великолепно знал античную философию и литературу. С 1041 г. Пселл занимал различные высокие должности в Константинополе, был секретарем и доверенным лицом нескольких сменявшихся на троне императоров. Он принимал живейшее участие во многих придворных интригах и добился титулов ипертима и ипата философов (см. прим. 573). Пселл оставил после себя большое число произведений риторических, философских и исторических, посвященных самым разнообразным вопросам (см. Moravcsik, Byzantinoturcica, II, Ss. 437— 441).     563 М. Пселлу принадлежат три трактата о халдейских оракулах. Два из них опубликованы в PG, 122, col. 1123 sq., третий — у Kroll, De oraculis chaldaicis. Под халдейской премудростью в Византии того времени понимались всевозможные гадания, астрология, магия, демонология и прочие «восточные науки». Пселл по отношению к ним занимает резко отрицательную позицию (Tatakis, La philosophie byzantine. р. 170 sq.).     564 О местонахождении этой церкви высказывались различные мнения. Интересно, что Михаилу Пселлу принадлежит эпиграмма к деве Кириотиссе, т. е. богоматери, почитавшейся в этом храме (Janin, La géographie..., рр. 201—203).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3432...

…«с сошки». — Сошка — подставка с развилкой для ружья при стрельбе с упора. 560 Грифон — порода длинношерстных легавых собак. 561 Первоученка — первая работа ученика. 562 «Больничка» — кольцо, продетое сквозь губу или носовой хрящ зверя. 563 Творило — отверстие, лаз. 564 «Садка» — травля собаками пойманного сначала живьем зверя. 565 …рождественский ужин, который справлялся «при звезде», за один раз с обедом…— В канун рождества полагалось воздерживаться от пищи до появления в небе первой звезды. 566 …плавал с Ноем в ковчеге. — По библейскому сказанию, во время всемирного потопа, уничтожившего все живое, праведный Ной остался жив в ковчеге (корабле) со своей семьей и несколькими парами различных животных. 567 Стременный (или правильнее: стремянный) — конюх при верховой лошади. 568 Архалук — азиатское короткое мужское платье. 569 …с пахвами и паперсями, убранными бирюзой и «змеиными головками»…— Пахва — седельный ремень с кольцом, в которое продевается хвост лошади. Паперсь — конский нагрудник. Пахва не дает седлу скатываться наперед, а паперсь — назад. «Змеиная головка» — вид раковины. 570 Вершник — всадник. 571 …шведские Штрабусы, немецкие Моргенраты, английские Мортимеры и варшавские Колеты. — Старбус, Петр — стокгольмский оружейник конца XVIII века; Моргенрот, Ганс — нюрнбергский оружейник XVII века; Мортимер, Г. В. — лондонский оружейник конца XVIII века. Колет — возможно, вместо Клет. Клет (Стефан, Ганс и др.) — немецкие оружейники XVI–XVIII веков. 572 Свора — ремень или шнур, на котором водят борзых собак, обычно по две. 573 Орчак — остов седла. 574 Вальтрап — покрышка седла. 575 Доезжачий — старший псарь, распоряжающийся собаками во время охоты. 576 Арапник — охотничий кнут для собак. 577 …на ворке. — Ворок — скотный двор. 578 Гуменник, или гумно — место, где складывают и молотят сжатый хлеб. 579 …будылья соломы. — Будыль — срезанный стебель. 580 …с бронзовым крестом двенадцатого года — то есть данным в награду за участие в Отечественной войне 1812 года. 581 Фуляр — легкая и очень мягкая шелковая ткань. Здесь: фуляровый платок. 582

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=691...

Чистович: Неоп. Философия и отношение ея к христианству; Христ. Чтен. 1860, II, 265–266; ср. Ревиль: Религия в Риме, 184–185. 20 Chastel – Hitsoire de la destr. du pagan., 102–103; Чистович: Христ. Чтен. 1860, II, 270–273. 21 Vacherot: Histoire de l’ecole d’Alexandrie, I, 103–125; J. Simon: Hist. de l’ecole d’Alex. I, 95–98, 101, 102, 139. 22 Vacherot: Histoire de l’ecole d’Alex. I, 106–108; , I, 103–125; J. Simon: Hist. de l’ecole d’Alex. I, 96, 97; ср. Чистович: «Христ. Чтен.» 1860, II, 264. 27 Чистович: Неопл. Философия, «Хр. Чтение» 1860, II ч. 269–270. Клинет алекс. Str. I, 342; Евсев. Кес.: Praep. Ev. X, 10, 14. 31 Vacherot: Hist. de l’ecole d’Alex. I, 142–167; ср. J. Simon: Hist. de l’ecole d’Alex. I, 122–124; Владиславлев: Философия Плотина, 288–290; Д. Гусев : Учение о Боге в системе Филона, – прав. Соб. 1881 г. ч. III, 279–314. 33 J. Simon: Hist. de l’ecole d’Alex. I, 205; Владиславлев: Философия Плотина 263–274; Чистович: «Хр. Чтение» 1860 r.II, 273–275. 36 Владиславлев: Философия Плотина, 65–77; ср. Чистович: Неоп. Философия, «Хр. Чтение» 1860, II ч. 556–558. 38 Владиславлев: Философия Плотина 94, 95, 99, ср. «Хр. Чт. 1860, II ч. 558; J. Simon: Hist. de l’ecole d’Alex. I, 353. 44 Владиславлев: Философия Плотина, 112–116; Чистович: Неопл. Философия, «Хр. Чт.» 1860 г. II ч., 560–561. 45 Чистович: Неопл. Философия, «Хр. Чт.» 1860 г. II ч., 562; ср. Владиславлев: Философия Плотина,229–231. 48 Чистович: Неопл. Философия, «Хр. Чт.» 1860, II, 573–574; ср. Владиславлев: Философия Плотина 209–212, 220–221. 49 Владиславлев: Философия Плотина 213–216; Чистович: Неопл. Философия, «Хр. Чт.» 1860, II, 577. 51 Чистович: Неопл. Философия, «Хр. Чт.» 1860, II, 575–576; ср. Владиславлев: Философия Плотина: 63; 253–261. 61 De diis et mundo сщчиню Саллюстия, философа школы Ямвлиха; Vacherot II, 120–126; Chastrel 113, 114; Чистович, «Христ. Чтение» 1861, I ч., 59–61. 71 Vacherot: Hist. de l’ecole d’Alexandrie, II, 115–118; ср. Chastel: Hist. de la destr. Du pagan., 108, 109. 73

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Aleksan...

Поистине, великий государь 558 , те прежние вселенские патриархи, Иеремия и Феофан, писали они в греках 559 не мимо дела, что православная вера у них от насилия поганых 560 турков до конца иссякла 561 . Влепоту убо, государь, приезжают(жать) 562 в твое государево благочестивое Российское царствие, самим учитись 563 православной християнской вере и благочестию навыкати, яко да доволни будут в своей земле и иных научити. Подобает бо, государь, по божественному писанию, учителю прежде самому научитись, також 564 и иных научити 565 . По истине, государь, те нынешние греческие учители приехали в твое государство Росийское не веры исправлять, но злата и сребра и вещей собирати и мир истощать 566 . А ныне, государь, видя весно 567 их греческаго 568 учения 569 в православной нашей християнстей вере смятение и церквам Божиим неумирение и повсядневное пременение, 570 многие иноземцы нам посмехаютца и говорят, будто 571 мы христианские 572 веры по сю пору 573 не знали, a будет-де 574 и знали, ибо 575 ныне заблудили, и о том что де 576 ваша вера и ныне (книги) все 577 переменены поновому, 578 и с прежними вашими книгами, кои при прежних царех были, 579 нынешние книги ни в чем ни сходятца. 580 И нам, государь, против их ругателства ответу дать нечего, потому что они видят наше непостоянство, поносят нас делом, 581 не точию тем противимся, 582 и от них отходим, и говорим, 583 что у нас истинная православная християнская вера от крещения руския земли, прародителя твоего государева, 584 благовернаго и равно Апостолом 585 великаго князя Владимера лет с семсот 586 до Никонова патриаршества, и до учеников ево, 587 и до нынешних греческих учителей стояла нерушима и непоколебима 588 и твоему, великаго государя, Росийскому царствию от иноплеменных разорения и церквам Божиим запустение(я) и еретическаго раздрания и книгам 589 истребление(я), прародителей твоих государевых и твоими, великаго государя, молитвами, 590 не бывало, 591 изменитца у нас в православной християнской вере было ничего (нечего).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Он обратился ко всему христианскому миру с посланием, в котором объявлял о своем полном согласии с решениями первых четырех вселенских соборов, а позже оправдывал пятый как никоим образом не противоречащий халкидонской догме. Но только военная поддержка Нарсеса позволила ему добиться повиновения; епископов Аквилеи и Милана, которые сопротивлялись особенно сильно, он отправил под стражей в Константинополь. На примере этих двух пап, назначенных Юстинианом, мы можем убедиться, насколько удачной для римской иерархии оказалась ее удаленность от византийского деспотизма и насколько вреден для нее был контакт с ним. После прихода в Италию лангобардов–ариан (568) папы снова стали более независимыми от византийского двора. Они продолжали подчиняться экзархам Равенны как представителям греческих императоров (с 554), и эти экзархи должны были подтверждать их избрание и надзирать за их вступлением в должность. Но слабость положения этих властителей в Италии и давление на них варваров–ариан оказались на руку папам, которые, будучи богатейшими собственниками, обладали в Италии и большой политической властью и использовали свое влияние для соблюдения законности и сохранения порядка среди всеобщего смятения. В прочих отношениях правления Uoahha III (560573), Бенедикта I (574 – 578) и Пелагия II (578 – 590) можно считать одной из самых туманных и бесплодных страниц в истории папства. Но с Григорием I (590 – 604) начался новый период. Это был величайший из древних епископов Рима после Льва I, а его правление ознаменовало переход от патриаршей системы к собственно папству Средних веков. По нескольким причинам мы предпочли отнести его деятельность к следующему периоду. Действительно, его притязания были скромнее, чем у Льва, который превосходил его смелостью, энергичностью и последовательностью. Он даже торжественно протестовал, как и его предшественник Пелагий II, против титула вселенского епископа, принятого Константинопольским патриархом Иоанном Постником на соборе 587 г. 609 ; он объявил такое заявление антихристианским, сопроводив его напоминанием о равенстве патриархатов, и, похоже, отошел от позиций, занятых Львом.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/isto...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010