– Но согласиться с ними нельзя. Изображения херувимов имели все указанные признаки, однако Господь творил через них великие чудеса и сокрушал самих идолов. Так, когда Филистимляне взяли в плен ковчег завета с херувимами и поставили его в храм Дагона (идола), то на другой день увидели, что Дагон «лежит лицем своим к земле пред ковчегом Господним»; когда же поставили его вторично, то на следующий день увидели, что «Дагон лежит ниц на земле, пред ковчегом Господним», а голова, ноги и руки его лежат отсеченные, каждая особо, на пороге. Жители Азота, куда был принесен взятый в плен ковчег, были наказаны «мучительными наростами», а 50 070 жителей Вефсамиса за непочтение к святыне даже убиты ( 1Цар. 5 и 6 гл.), семья же Аведдара Гефянина, в дом которого был поставлен ковчег с изображениями херувимов, наоборот, пользовалась благословением Божиим ( 2Цар. 6:10 – 12 ). 624 Ап. Павел предупреждает христиан, замечают сектанты, чтобы они не имели никаких изображений – ни из золота, ни из серебра, ни из камня или чего-нибудь подобного, так как, «будучи родом Божиим, не должны думать, что Божество подобно золоту или серебру, или камню, получившему образ от искусства и вымысла человеческого» ( Деян. 17:29 ). – Но христиане вовсе не думают, что «Божество подобно золоту или серебру» и пр., так как не считают икон за богов, – иначе сколько было бы икон, столько и богов, между тем Бог один. Кроме того, как видно из контекста, апостол говорит здесь не о христианах, а о язычниках-афинянах, не знавших Бога (ст.19–20), и не об иконах, которых у них, как язычников, и быть не могло, а об идолах, которыми был полон город (ст. 16, сн. 23 ст.). Изображаемые на иконах события и лица были в действительности, напр., крещение Господне (Мф. 3:14–17), Преображение Господне ( Мф. 17:1 – 5 ), Господь Вседержитель ( Евр. 1:3 ; Откр. 14:14 ). Пресв. Богородица с Младенцем ( Мф. 2:14 ) и др.; между тем предметы, изображаемые и называемые у язычников богами, в действительности не существовали, а произошли от вымысла человеческого.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Plo...

Ответ на возражение 1 . Григорий, разъясняя эти слова Господа, говорит, что «когда мы видим, что наши родители являются помехой на нашем пути к Богу, мы должны пренебречь ими, ненавидя и оставляя их» 624 . В самом деле, если родители побуждают нас к греху и не позволяют служить Богу, то за это мы должны оставлять их и ненавидеть. В таком же смысле и о левитах сказано, что они не признают своих родственников, а именно постольку, поскольку они, повинуясь заповедям Господним, не впали в идолопоклонство ( Исх. 32 ). Иакова и Иоанна хвалят за то, что они оставили родителей и последовали за Господом, не потому, что их отец побуждал их к злу, а потому, что они были уверены в том, что их отец сможет позаботиться о себе, если они [оставят его и] последуют за Христом. Ответ на возражение 2 . Господь запретил ученику хоронить отца потому, что, как говорит Златоуст, «этим Господь уберег его от множества зол, а именно горя, печали и всего остального, с чем при таких обстоятельствах сталкивается каждый. К тому же после похорон должно быть зачитано завещание, имущество поделено и так далее. Но в первую очередь [так произошло] потому, что были другие, которые могли бы позаботиться о похоронах» 625 . Или же, согласно комментарию Кирилла на эти слова из [евангелия от Луки], «просьба этого ученика состояла не в том, чтобы он мог похоронить умершего отца, а в том, чтобы он мог позаботиться о ещё живущем старике отце до тех пор, пока не придет время его схоронить. Такой возможности Господь ему не предоставил, поскольку были другие, которые в силу родственных обязательств должны были заботиться о нем». Ответ на возражение 3 . Все, что мы благочестиво воздаем нашим родителям, мы воздаем Богу, что подобно тому, как и дела милосердия, которые мы исполняем в отношении любого из наших ближних, мы предлагаем Богу, согласно сказанному [в Писании]: «Так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших – то сделали Мне» ( Мф. 25, 40 ). Поэтому если наши плотские родители нуждаются в нашей помощи, не имея при этом возможности получить её от кого-то другого, и если они не побуждают нас к чему-либо такому, что было бы противно Богу, то мы не вправе отказывать им ради религии. Но если мы не можем посвятить себя им без того, чтобы при этом не согрешить, или если они могут обойтись без нашей помощи, то воздерживаться от этой помощи ради того, чтобы посвятить все свое время религии, законно.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/summ...

После падения, потомство Адамово , осужденное выносить последствия греха своего праотца, жило здесь только как в месте изгнания в земле чужой. Со времени Иакова и Давида до апостолов Петра и Павла постоянно раздавался в груди народа Божия один и тот же голос: «ибо не имеем здесь постоянного града», говорит ап. Павел, «но ищем будущего» 624 . «Услышь, Господи, молитву мою», молился царь Давид, «ибо странник я у Тебя и пришлец, как и все отцы мои» (См Пс. 38:13; 118:19, 54 ). «Дней странствования моего сто тридцать лет; малы и несчастны дни жизни моей и не достигли до лет жизни отцов моих в днях странствования их» ( Быт. 47:9 ). Таковы были слова, которыми Иаков отвечал, по своем прибытии в Египет, фараону на его вопрос о летах. «Он назвал свою жизнь странствованием на земле, потому что он имел сознание о загробном отечестве», справедливо замечает Делич. «Те, которые так говорят», замечает ап. Павел, «показывают, что они ищут отечества. И если бы они в мыслях имели то отечество, из которого вышли, то имели бы время возвратиться. Но они стремились к лучшему, то есть к небесному» ( Евр. 11:14–16 ). Смерть, по воззрениям древних израильтян, была окончанием земного странствования. Для них умереть значило возвратиться к своим отцам, приложиться к своему народу. Эти замечательные выражения, которые можно читать во всех книгах Библии и особенно в Пятикнижии 625 , «означают более чем обыкновенное предание земле», говорит Делич. «Подобно тому, как выражением, что патриархи умирали, насыщенные днями, указывается не только на пресыщение и недовольство трудами этой жизни, но и на ожидание лучшей жизни; так равным образом и приложение к отцам означает не только воссоединение их тел, но и воссоединение самых их личностей» 626 . Эти выражения таким образом составляют неотразимое доказательство верования израильтян в бессмертие души. Они весьма отчетливо различают в своем языке смерть, погребение и приложение умершего к своим отцам. Напрасно было бы доказывать, как стараются некоторые критики, что «приложиться к своему народу», «возвратиться к своим отцам» значит, будто бы, быть похороненным в той же самой гробнице или в том же самом месте: Авраам, который «приложился к своему народу» ( Быт. 25:8 ), был погребен в Хевроне, в пещере Махпела, между тем как Фарра, его отец, умер в Хевроне, в Сирии, и его предки жили и умерли в Халдее.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/biblej...

Потом указал сопутствующие явления – войны и восстания: восстанет народ на народ и царство на царство ( Мф. 24:7 ). Все эти явления совершаются теперь пред нами, только значения их мы не хотим понять. Войны в различных местах, голод, землетрясения, знамения небесные и прочее, что Он предсказал, – все это в больших размерах теперь совершается пред нами, только смысл всего этого нам остается непонятным. Тогда, говорит Господь, соблазнятся многие и друг друга предадут ( Мф. 24:10 ). А где теперь нет предательства? Не восстают ли почти все друг против друга: народ на народ, царство на царство, начальники на начальников, епископы на епископов, пресвитеры на пресвитеров, диаконы на диаконов, чтецы враждуют между собою, миряне между собою?! И, по причине умножения беззакония, во многих охладеет любовь ( Мф. 24:12 ). Поэтому и предрёк Господь: исследуйте Писания ( Ин. 5:39 ), и: чтобы вас не ввели в заблуждение ( Лк. 21:8 ). Потом Он указал ещё один признак: и проповедано будет сие Евангелие Царствия по всей вселенной, во свидетельство всем народам ( Мф. 24:14 ). И тогда ожидайте конца, приготовьтесь увидеть мерзость запустения, сына погибели, который произведет скорбь великую, какой не было от начала мира. И опять говорит: восстанут лжехристы и лжепророки и дадут великие знамения и чудеса, чтобы прельстить, если возможно, и избранных ( Мф. 24:24 ). Заметь это: и там, и тут лжепророки, и лжеучители, и лжеапостолы Антихриста, сына погибели, которые, возбуждаемые и вдохновляемые нечистыми духами, являются предтечами Антихриста и противника и своей проповедью обольстят и приготовят народ к прибытию сына погибели. ФЕОДОРИТ КИРСКИЙ ТОЛКОВАНИЕ НА ВИДЕНИЯ ПРОРОКА ДАНИИЛА, 7:7–28 После сего видел в видении ночном: и вот, зверь четвертый, страшный и ужасный весьма, зубы его железные и большие и когти его медные; пожирает и сокрушает, и остатки попирает ногами своими, и он отличен был от всех прежних зверей 624 . Четвертым зверем называет пророк Римское царство. Не дал же ему имени, потому что Римское государство, составленное из многих народов, возобладало во вселенной.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/kni...

Поэтому и Марк, истолкователь и спутник Петра, так начал свое евангельское писание: Начало Евангелия Иисуса Христа Сына Божия, как написано у пророков: вот я посылаю Ангела Моего пред лицом Твоим, который приготовит путь Твой. Глас вопиющего в пустыне: приготовьте путь Господу, прямыми сделайте стези Ему ( Мк.1:1–3 ). Он ясно называет началом Евангелия слова святых пророков, и Кого они исповедали Господом и Богом, Того он показывает Отцом Господа нашего Иисуса Христа... Пророки же не возвещали то того, то другого Бога, но Единого и Того же, хотя с разными обозначениями и под многими именами. В конце Евангелия Марк говорит: Итак, Господь, после беседования с ними, вознесся на небеса и сидит одесную Бога ( Мк.16:19 ), подтверждая сказанное пророком: Господь сказал Господу моему: сиди по правую сторону Меня, пока я сделаю врагов Твоих подножием ног Твоих ( Пс.109:1 ). Таким образом Один и Тот же Бог и Отец, Которого возвещали пророки, проповедует Евангелие, Которого чтим и от всего сердца любим мы, христиане, как Творца неба и земли и всего, что в них. 624 Очевидно, что у Иринея Лионского , жившего во II веке и лично знавшего учеников апостолов, аутентичность «длинного окончания» Евангелия от Марка не вызывает никаких сомнений. В дальнейшей патристической традиции, в частности у Афраата, Евсевия Кесарийского , Иоанна Златоуста , Епифания Кипрского , Амвросия Медиоланского , блаженного Августина , «длинное окончание» цитируется наряду с прочим текстом Евангелия от Марка. 625 Григорию Нисскому известны оба варианта окончания. В своем 2-м пасхальном слове он отмечает: «В наиболее точных списках Евангелие от Марка заканчивается на словах «ибо они боялись». В некоторых же добавляется и следующее: «Воскреснув рано в первый день недели, Иисус явился сперва Марии Магдалине, из которой изгнал семь бесов " ». И далее комментирует «длинное окончание» Марка, сравнивая его со свидетельствами Матфея и Луки. 626 Древние переводы и конкордансы евангельского текста свидетельствуют в пользу аутентичности «длинного окончания» Марка. Татиан (II век) включает его в свой свод четырех Евангелий «Диатессарон». Оно присутствует в старолатинском переводе, датируемом II – III веками, в переводах III века – коптском и сирийском (Пешитта).

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Пророк Исаия вносит в свою книгу и ту молитву, которую произносит Езекия, лежа еще на одре болезни, еще томимый ею, но с душею уже обрадованною: „Ты исцелишь меня Господи“, (ст. 16) восклицает он. Молитва (первая часть). 9 . Молитва Езекии, царя Иудейского, когда он болен был и выздоровел от болезни: 10 . „Я сказал в себе: в преполовение дней моих должен я идти во врата преисподней; я лишен остатка лет моих. 11 . Я говорил: не увижу я Господа, Господа на земле живых; не увижу больше человека между живущими в мире; 12 . жилище мое снимается с места и уносится от меня, как шалаш пастушеский; я должен отрезать подобно ткачу жизнь мою; Он отрежет меня от основы; день и ночь я ждал, что Ты пошлешь мне кончину. 13 . Я ждал до утра; подобно льву, Он сокрушал все кости мои; день и ночь я ждал, что Ты пошлешь мне кончину. 14 . Как журавль, как ласточка издавал я звуки, тосковал как голубь; уныло смотрели глаза мои к небу: Господи! тесно мне; спаси меня. В первой части молитвы Езекия изображает то состояние души своей, в котором он находился, не получив еще милосердного послания Божия о выздоровлении. В стихе 10-м Езекия, по-видимому уподобляет жизнь дневному течению солнца и сравнивает рановременную кончину, грозящую ему, с потуханием солнца, совершившего лишь полпути и не достигшего запада. В таком смысле понимают слова „преполовение“ комментаторы Исаии (в прилож. на Хр. Чт. стр. 624), профессоры Спб. Дух. Акад. также и Английские богословы. (Sp. Comm.). В это время Езекии могло быть около 35–39 лет от роду. Стих 11-й представляет некоторые трудности. Славянский перевод дает: „не узрю спасения Израилева“. На чем основан этот перевод изложено в комментории Спб. Дух. Акад. (стр. 626). Между тем русский перевод говорит: „Не увижу Господа в земле живых“; а в греч. переводе LXX: „не увижу спасения Божия на земле живых, не увижу более спасения Израиля на земле 1277 . Заключающаяся в этом стихе мысль всех известных нам комментаторов объяснена в толк. на Исаию проф. Спб. Дух. Академии (стр. 625). Сославшись на Пс. 26:13 , комментарий говорит: „Веру, которую имел Давид – видети благая Господня на земле живых“,-имел и Езекия. Ею жили все ветхозаветные праведники (ср. Евр. 11 ), пока последний из них, праведный Симеон не узрел предмета ее в лице Господа Иисуса. ( Лк. 2:30 ) исповедав от лица всех ветхозаветных праведников отпущение их ожиданий. Сойдя в шеол 1278 и находясь за вратами его, Езекия не увидит Господа Спасителя на земле живых, т. е. среди людей, как он не увидит еще и живого человека („земного“), находясь среди обитателей царства покоя“ (Op. cit. р. 625).

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

Следовательно, расчеты Свидетелей Иеговы полностью ошибочны. Также нет никаких свидетельств того, что в свой 19-й год Навуходоносор увел в плен еще кого-то, кроме жителей Иерусалима, напротив, в остальной земле Иудейской он оставил народ:«Над народом же, остававшимся в земле Иудейской, который оставил Навуходоносор, царь Вавилонский, – над ними поставил начальником Годолию» ( 4Цар.25:22 ). Следовательно, 70 лет плена не начинаются с 19-го года Навуходоносора, так как эти события во многом совершенно не совпадают и не могут соответствовать друг другу, а с более раннего периода его царствования. Это без сомнений прямо разоблачает Свидетелей Иеговы, так как они учат, что эти 70 лет только начались именно в 19-й год Навуходоносора (607 год до н.э.) и закончились в 537 году до н.э. «так говорит Кир, царь Персидский: все царства земли дал мне Господь Бог небесный, и Он повелел мне построить Ему дом в Иерусалиме, что в Иудее. Кто есть из вас – из всего народа Его, [да будет] Господь Бог его с ним, и пусть он туда идет». ( 2Пар.36:23 ). Кир, после захвата Вавилона, отдельно обращается к жителям Иерусалима. Он говорит, чтобы те из пленников, кто является народом Господа Бога – жители Иерусалима, пусть возвращаются и идут строить Господу Богу дом, то есть храм в Иерусалиме. Персидский царь Кир правил в 53 6–529 годах до н.э. «И был там Даниил до первого года царя Кира». ( Дан.1:21 ); «В третий год Кира, царя Персидского, было откровение Даниилу...» ( Дан.10:1 ). Значит Даниил еще жил примерно в 534 г. до н.э. Но что сообщает нам ОСБ: «около 536 до н.э. Пророк Даниил завершает книгу Даниила» (хронологическая таблица) – эта дата оказывается противоречит пророку Дан.10:1 . «...до того, как в 624 году д.н.э. Навуходоносор унаследовал от отца престол в Вавилоне». (Внимайте пророчеству Даниила! 1999 г., стр.19). «Во второй год царствования Навуходоносора снились Навуходоносору сны, и возмутился дух его» ( Дан.2:1 ). Во 2-й год царствования Навуходоносора Даниил объясняет ему сны. Согласно вычислениям, разница между Дан.10:1 и Дан.2:1 по хронологии Общества Сторожевой Башни составляет около 88–89 лет! А Даниил был уведен в плен не двух-трех летним ребенком, а самостоятельным юношею (Даниил 1:4). Но Свидетели Иеговы видимо относят пленение Даниила к 7(8)-му году Навуходоносора, и даже в таком случае возраст Даниила достигает 100 лет и более. В Библии не сообщается о возрасте Даниила, но очень сомнительно, что он прожил более 100 лет. И тем не менее, такое смещение плена Даниила противоречит Дан.2:1 .

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/tajnoe-t...

Слышав это, они умилились сердцем и сказали Петру и прочим апостолам: «Что нам делать, мужи братия?» Петр же сказал им: «Покайтеся, и да крестится 622 кийждо вас во имя Иисуса Христа во оставление грехов; и приимете дар Святаго Духа» ( Деян.2:37–38 ). Охотно принявшие слово его крестились, и присоединилось в тот день душ около трех тысяч. И они постоянно пребывали в учении апостолов, в общении и преломлении хлеба 623 и в молитвах ( Деян.2:41–42 ). А апостолы проповедовали везде 624 при Господнем содействии и подкреплении слова последующими знамениями. Аминь ( Мк.16:20 ). Приложение. Словарь славянских слов, встречающихся в тексте Священной Истории. А. Аз – я; мене – меня; ми – мне; мя – меня; ны – нас. Аще – если. Алкать – чувствовать голод. Б. Бдите – бодрствуйте. Благий – добрый; средн. род. множ. число – благая. Блюсти – сохранять, соблюдать. Бо – ибо, потому что. Богови – Богу; о Бозе – о Боге. Быти – быть; есма – есмы (двойств. число); бысть – был-а-о; бысте – вы были; быша – они были; бех – я был-а-о; бе – был-а-о; буди – да будет. В. Велий – великий. Вси – все. Взимати – брать, принимать; вземляй – взявший. Взирати – смотреть; воззрите – смотрите, взгляните. Взыде – восходил. Видети – видеть; видеста очи – видели очи (двойств. число); видехом – мы видели; видесте – вы видели. Владыко – владыка (зват. пад.). Вознесыйся – вознесшийся. Возрадовася – возрадовался. Восприять – воспринял. Врачу, исцелися – врач, исцелись. Всяк – всякий; всяка – всякая. Вы – вы и вас (имен. и винит. пад.). Выну – всегда. Выя – шея. Весте – знаете. Г. Глагол – слово; глаголы – слова, учение. Глаголати – говорить; глагола – сказал; глаголяй – говорящий. Глас – голос. Грядый – идущий. Д. Да – пусть, чтобы. Дати – дать; даде – ты или он дал; дадеся – дано; даждь – дай. День – день; дне – дня; дневи – дню. Держава – сила, власть. Днесь – сегодня, ныне. Довлеет – достаточно, довольно. В дому Иаковли – в доме Иакова. Достоит – надлежит, должно. Е. Егда – когда. Еже – которое, что; еже есть сказаемо – что значит.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/svyashe...

Тоже объявил Он чрез ангелов и праведному Лоту (12:13). Пророкам Дух Божий открывал отдаленное будущее. Спаситель апостолам, другам Своим, говорил: вся, яже слышах от Отца Моего, сказах вам ( Иоан. 15:15 ). Поэтому не должно ли признать, что тем более Он делает св. небожителей причастниками Своих тайн, открывает им происходящее на земле и сообщает им о том, в чем мы молим их помочь нам своим предстательством пред Ним 623 ). Есть свидетельства о том, что святые, живя на небе, действительно знают то, что совершается на земле. Так, в притче Спасителя о богатом и Лазаре Авраам изображается знающим происходящее на земле, когда говорит богачу: братия твои имут Моисея и пророки, которые жили много спустя после Авраама, да послушают их ( Лук. 16:29 ) 624 ). Моисей и Илия, явившись к Иисусу Христу во время Его преображения на Фаворе, беседовали с Ним об Его страданиях и смерти ( Мф. 17:3 ), что показывает, что им было известно о начавшемся на земле деле спасения людей воплощением Сына Божия. В откровении Иоанна представляется, что души избиенных за слово Божие, находящиеся под алтарем, взывали к Богу: доколе, Владыко святый и истинный, не судиши и не мстиши крови нашей от живущих на земли? Души святых мучеников не могли бы молиться так, если бы им не известно было, что праведный суд Божий еще не совершался над пролиявшими их кровь врагами Божиими: и сказано было им, чтобы они успокоились еще на малое время, пока и сотрудники их и братия их, которые будут убиты, как и они, докончат число ( Апок. 6:10–11 ). III. Церковь Христова, начиная со времен апостольских, признавала несомненным молитвенное предстательство Богоматери и св. угодников Божиих за живущих на земле братий, а посему вместе с молитвами к Богу, как Царю неба и земли и Подателю всех благ тварям, обращалась с молитвами и к святым. Об этом свидетельствуют древние литургии, записки современников о мученичестве святых, отцы и учители церкви и целые соборы. Из чинопоследования древних литургий можно видеть, что молитвенное призывание святых еще во времена апостольские вошло в состав общественного и частного богослужения, и что оно соединялось с убеждением в действительности предстательства святых за нас пред Богом. Так, в литургии ап. Иакова находится такое возглашение: «пресвятую, пречистую, преславную, благословенную Владычицу нашу, Богородицу и Приснодеву Марию, и всех святых и праведных воспоминаем, чтобы молитвами и ходатайством их все мы были помилованы» 625 ). Тоже находится и в других древних литургиях, напр., в литургии евангелиста Марка 626 ), в литургиях Василия Великого и Иоанна Златоустог о 627 ). Св. Кирилл иерусалимский , изъясняя чин литургии, существовавший, конечно, с древних времен в иерусалимской церкви, говорит: «поминаем (принося бескровную жертву) и прежде почивших патриархов, пророков, апостолов, мучеников, чтобы их молитвами и предстательством принял Бог прошение наше» 628 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Malino...

Ты же, Господи, услаждаясь ароматом святого храма Твоего, «умилосердись надо мною по великому милосердию Твоему ради Имени Твоего» 622 , и так как Ты никогда не оставляешь начинаний Своих, то уничтожь до конца несовершенство мое.   6 . Вот в чем польза от исповеди моей, не в повести о том, каким я был, а каков я сейчас: да исповедаю я это не только пред Тобой в тайном «ликовании и трепете» 623 , в тайной скорби и надежде, но и перед верующими сынами человеческими; они участвуют в радости моей и делят смертную долю мою; они мои сограждане и спутники в земном странствии, всё равно, предшествовали они мне, последуют ли за мною или сопровождают меня в моей жизни. Это рабы Твои, братья мои, которых Ты захотел сделать сыновьями Своими и моими господами, служить которым приказал мне, если я хочу жить с Тобой и о Тебе. Если бы Сын Твой наставлял только словами, этого было бы мало, но Он указал путь Своими делами. И я иду, по нему, действуя словом и делом, действуя «под кровом крыл Твоих» 624 , и в опасности великой находился бы я, не укройся душа моя под крылами Твоими и не будь Тебе известна немощь моя. Я малое дитя, но вечно жив Отец мой и надежен Хранитель мой; он родил меня и хранит меня. В Тебе все мои блага, Ты всемогущ, Ты всегда был со мной, был еще до того, как я пришел к Тебе. И я расскажу тем людям, которым я служу по повелению Твоему, не о том, каким я был, но каков уже я и каков еще до сих пор. Но «я не сужу о себе сам» 625 : пусть, памятуя это, меня и слушают. V 7 . Ты, Господи, судишь меня, ибо «ни один человек не знает, что есть в человеке, кроме духа человеческого, живущего в нем». Есть, однако, в человеке нечто, чего не знает сам дух человеческий, живущий в человеке, ты же, Господи, создавший его, знаешь всё, что в нем. И хотя я ничтожен пред лицом Твоим и считаю себя «прахом и пеплом», но я знаю о Тебе нечто, чего о себе не знаю. Мы видим, конечно, «сейчас в зеркале нечто загадочное», а не «лицом к лицу» 626 , и поэтому, пока я странствую вдали от Тебя, я ближе к себе, чем к Тебе, но, однако, я знаю, что над Тобой нельзя совершить насилия, а каким искушениям я смогу противостоять и каким нет – этого я не знаю.

http://azbyka.ru/otechnik/Avrelij_Avgust...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010