Об одной заповеди Христа Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 54, 2009 9 января, 2012 Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 54, 2009 Милости хочу… (Мф 9:13) …вы не захотели (Мф 23:37); Вот, Отрок Мой… избранный Мой, к которому благоволит душа Моя. Положу дух Мой на Него, и возвестит народам суд (Ис 42:1; ср. Мф 12:18); трости надломленной не переломит, и льна курящегося не угасит (Ис 42:3; Мф 12:20). Маленькое предисловие Прежде чем приступить к обсуждению заповеди 1 , хочется сказать о том, что можно смело назвать важнейшей Евангельской мыслью, приоткрывающей цель Божью по отношению к Его детям — взыскать и спасти погибшее (Мф 18:11). Это одновременно и цель, и дело, и желание Господа — единое на потребу, раскрывающее таинственные смыслы новозаветных образов, которые прикровенно и доверительно высвечиваются Тихим Светом — Иисусом Христом — и оживляются Духом Утешителем. Эта мысль, сердцевина Благой Вести, открывается в Священном Писании в простом свете Любви, сшедшей с небес, а в Священном Предании — в ежедневных церковных службах и в исторической жизни Церкви, в частности, в деятельности Вселенских соборов, когда она связывала разновременные события церковной истории. На Соборах по существу решались важнейшие исповедальные вопросы: что главное в христианской вере, без чего она теряет свою силу, подлинность, Божественность? Наконец, самое насущное и сокровенное: Каков Господь? И при всём, казалось бы, разнообразии мнений о том, как же на самом деле правильно исповедовать Бога, подлинное свидетельство о Нём должно было пройти испытание всего лишь одним, но главным вопросом: “Может ли Бог, будучи Таким, Каким Его помыслили люди, спасти человека?”. Поэтому устами святых Отцов Соборы исповедовали, что Иисус Христос есть Сын Божий, Истинный, Единосущный Отцу. В то же время Он не призрачно, а подлинно стал Сыном Человеческим, и Божество в Нём не подменило, не поглотило и не отодвинуло на второй план Его человечность. Другими словами, во Христе Бог и человек встретились: Милость и истина сретостеся, правда и мир облобызастася. Истина от земли возсия, и правда с небесе приниче (Пс 84:11–12).

http://pravmir.ru/ob-odnoy-zapovedi-hris...

П.А. Пашков Полемика о чистилище на Ферраро-Флорентийском Соборе, «Исповедание» патриарха Досифея Нотары и православное учение о посмертной участи душ после частного суда Источник Содержание Значение дискуссий в Ферраре для православного учения о посмертной участи души «Исповедание» патриарха Досифея о посмертной участи душ «Исповедание» патриарха Досифея и дискуссия о чистилище в Ферраре Заключение Источники Аннотация . В настоящей статье предпринята попытка проследить влияние полемики о чистилище на Ферраро-Флорентийском соборе (04.06–17.07.1438) на богословскую традицию последующих веков. В первую очередь рассматривается вопрос, в какой степени богословие духовных школ XVII – первой половины ХХ вв., опирающееся на т. н. символические книги, следует за позицией свт. Марка Евгеника, сформулировавшего систематический православный ответ на проблему чистилища (до него эта тема лишь ситуативно затрагивалась в полемических сочинениях и богословских прениях). Сопоставление текстов речей Эфесского святителя с учением об участи душ после частного суда Божия, выраженным в «Православном исповедании Восточной Церкви» патр. Досифея Нотары, показало, что «Исповедание» во всех своих основных положениях близко следует за св. Марком и достаточно точно воспроизводит его суждения. Именно «Исповедание», как показывается в настоящей статье, стало основой для осмысления проблемы чистилища в последующей традиции академического богословия. Общий вывод об определенной близости учения о чистилище (за исключением представления об «очищающем огне», страдания в котором якобы имеют умилостивительное значение) православным воззрениям оказывается вполне точно соответствующим позиции св. Марка. Все это позволяет заключить, что распространенное мнение о «латинской псевдоморфозе» православного учения в догматических документах раннего Нового времени и следующем за ними богословии духовных школ, по крайней мере в данном отношении, оказывается неверным. Цитирование . Пашков П. А. Полемика о чистилище на Ферраро-Флорентийском Соборе, «Исповедание» патриарха Досифея Нотары и православное учение о посмертной участи душ после частного суда//Вестник Екатеринбургской духовной семинарии. 2021. 36. С. 54–68. DOI: 10.24412/2224–5391–2021–36–54–68

http://azbyka.ru/otechnik/Mark_Efesskij/...

Павел Михайлович Строев (1796-1876) Монастыри 1.      Спасо-Ярославский. 2.      Богоявл. Ростовский. 3.      Борисогл. Ростовский. 4.      Тольгский. 5.      Алексеев. Углицкий. 6.      Покров. Углицкий. 7.      Адрианов. 8.      Спасо-Геннадиев. 9.      Андреев. Ростовский. 10.      Петров. Ростовский. 11.      Белогостицкий. 12.      Варницкий. 13.      Улейминский. 14.      Воскрес. Углицкий. 15.      Богоявл. Углицкий. 16.      Учемский. 17.      Арханг. Углицкий. 18.      Островский. 19.      Тройский. 20.      Ройский. 21.      Дорофеев. 22.      Рожд. Ростовский. 23.      Акакиев. 24.      Спасск. Ростовский. 25.      Яковлев Ростовский. 26.      Выксинский. 27.      Афанас. Ярославский. 28.      Александровский. 29.      Боевский. 30.      Вознес. Обнорский. 31.      Воскр. Обнорский. 32.      Рожд. Обнорский. 33.      Афанас. Моложский. 34.      Колесников. 35.      Богоявл. Углицкий. 36.      Барашский. 37.      Сотемский. 38.      Рябинин. 39.      Рыбинский. 40.      Дивногорский. 41.      Любимский. 1 Спасский, в Ярославле, основан великим кн. Константином Всеволодовичем около 1216 г. Архимандрия с начала XIV века. 3 июля 1787, именным указом, обращён в кафедру Ярославских архиереев. [VI, 225.] Игум. Прохор в 1311 хирот. в еписк. Ростовского. Архимандриты Пимен , около 1325. Варлаам , 1392. Трифон , 1461, 63. Христофор , 1463–66, 78, янв. 2. Тихон Малышкин 15 янв. 1489 хирот. в архиепископа Ростовского. Этого ли, или Ростовского? Венедикт , 1495–97. Иона (двое сего имени) 1505–43. Вассиан , 1548 и 49. Иосиф , 1550–54. Ефрем , 1559–64. На покое в Симонове мнтре упом. в 1567. Иосиф , 1564, а 18 мар. 1565 хирот. в еписк. Коломенского. Кирилл , 1565 и 66. Сильвестр , 1569 и 70. Корнилий 16 февр. 1571 перев. из Устьшехонского. Феодосий , 1574–85. Сергий , 1586–95. Антений , 1596 и 97. Феофил , 1598; † 1619. Симон , 1620. Никандр , 1621–50, мар. (sic). Лаврентий , 1650–54. Савватий (перев. из Борисоглебского?) 1655–66. Сергий 5 авг. 1666 перев. из Тольгского, а в исх. 1670 уволен.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Павел Михайлович Строев (1796-1876) Монастыри 1.      Спасоприлуцкий. 2.      Устюж. Архангельский. 3.      Спасокаменный. 4.      Сольвычегодский Введенский. 5.      Гледенский. 6.      Павлов Обнорский. 7.      Глушицкий. 8.      Корнилиев. 9.      Арсениев. 10.      Коряжемский. 11.      Сямский. 12.      Лопотов. 13.      Озерский. 14.      Куштский. 15.      Сянжемский. 16.      Авнежский. 17.      Нуромский. 18.      Катромский. 19.      Иннокентиев. 20.      Подольный. 21.      Печенский Вологодский. 22.      Мокрый. 23.      Арсениева пустынь. 24.      Кохтыжский. 25.      Рабанский. 26.      Заоникеевский. 27.      Семигородный. 28.      Духов. 29.      Вздвиж. Вологодский. 30.      Илиинский. 31.      Капитонов. 32.      Ефремов. 33.      Антониева пустынь. 34.      Репная. 35.      Горний. 36.      Глубокоезерский. 37.      Печенский. 38.      Уздринский. 39.      Верхопежемский. 40.      Суморин. 41.      Маркушевский. 42.      Заозерский. 43.      Бабозерский. 44.      Голубинский. 45.      Брусенецкий. 46.      Дружинин. 47.      Предтечев Устюжский. 48.      Филипповский. 49.      Николаев. Прилуцкий. 50.      Спасский Устюжский. 51.      Зосим. Устюжский. 52.      Соезерская пустынь. 53.      Лальский. 54.      Шеромский. 55.      Телегов. 56.      Теплогорский. 57.      Сойгинский. 58.      Устьвымский. 59.      Архангельский Яренский. 60.      Устьнедумский. 61.      Тотем. Богородичный. 62.      Крестогорский. 63.      Верхомоломский. 64.      Воломский. Монастыри 1 Спасо-Прилуцкий (Происхождения честных древ), от Вологды в 5 верстах, основан св. Димитрием около 1375 г.; архимандрия с 1651 г. Ныне второклассный. [VI, 215.] Игумены Св. Димитрий Прилуцкий † 11 февр. 1392. Пахомий , ученик преподобного, с 1392. Макарий , сочинитель жития его … Сергий , 1499. Мисаил , 1517–37. Афанасий , 1541–46. Каллистрат , 1547 и 48. Арсений , 1551, 52, 54, 62–68. Иоаким , 1574–82. Галактион , 1586–89. Нифонт , 1591–93. Гурий , 1596–1603. Иаков , 1604–1607. Иосиф , 1607.       Ошибка (?). В Акт.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Паломничество в Троице-Сергиеву Лавру в начале XXI века Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 54, 55; 2009 10 января, 2012 Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 54, 55; 2009 К преподобному авве нашему Сергию Июль 2003 г. Жаркий июль склонился к своей половине. Проводили праздник святых Апостолов, пора готовиться к празднику Преподобного. Что могу я приготовить? Только несколько поздравлений, и обычно успеваю сделать это далеко не всем, кому бы хотелось. Всё у меня по минимуму, когда же максимум будет? Накануне, слава Богу, заметно прохладнее было. Небо местами затягивали тучи, но не грозили закрыть от нас праздничную и звонкую его синеву. Поехали на акафист? Что-то сил становится всё меньше и меньше… Решили сразу ко всенощной. До её начала зашли к Т., потом решили попытать счастья — попасть в Троицкий. Вокруг толпа. Пробиться трудно, но как-то спокойно пришла мысль: если Преподобный проведёт — попадём. Откуда-то появилась шустрая девица: “Пропустите, пропустите”. Мы не стали ждать приглашения, стали протискиваться за ней. И вот мы в притворе — уже хорошо. Дальше, одолев самую трудную преграду — пробку в дверях, пробираемся сразу к северному окну, где всегда свободнее. Окно, довольно узкое и высоко пробитое, всё-таки дарит немного прохлады. Видно раку Преподобного. Ещё более часа до начала всенощной и “гробовой монах” служит акафист, а весь народ поёт ему “радуйся” — любимому угоднику, преподобному авве Сергию. Не случайно говорят, что в дни торжеств многие чувствуют живое присутствие Преподобного. Кто, что и как чувствует — не столь важно, главное — едут и идут к Преподобному и от него в душе что-то увозят, каждый по мере веры и любви своей. В этот раз после довольно долгой болезни приехал на праздник Патриарх. Нам за головами не видно, но подносимый крест сверкнул над толпой, движение головой явно указывало на процессию, традиционно встречающую Патриарха из покоев. Загудел колокол. Очень люблю его звучание, предшествующее включению обычного многоголосного звона. Мне бы хотелось послушать колокола в тишине, а народ усердно и громко поёт молебен. Не запретишь ведь, но в основе так любимого нашим народом колокольного звона лежит понимание красоты безмолвной молитвы. Мне кажется, что нигде это так не ощущается, как в Лавре.

http://pravmir.ru/palomnichestvo-v-troit...

Памяти протоиерея Василия Дыгаева — †07.10.2008) Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 54, 2009 8 января, 2012 Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 54, 2009 Любовь никогда не перестает… (1 Кор 13:8) Среди подмосковных лесов и полей, среди лугов, пестреющих полевыми цветами, на крутом берегу Истры высится храм Святых первоверховных апостолов Петра и Павла. Его белоснежная колокольня, словно горящая перед Господом свеча, возносится над округой. Так горел любовью перед Господом наш незабвенный батюшка, протоиерей Василий Дыгаев, восстановитель и настоятель храма. Его часто можно было видеть на рассвете прогуливающимся по каменным дорожкам вокруг любимого им “де­тища”. Ныне он покоится за алтарем воздвигнутого им из руин величавого храма. Крест над батюшкиной могилой как будто благословляет всех, приходящих к отцу Василию, безутешных, тоскующих по батюшкиной отзывчивости, душевной теплоте, страдающих без его действенной молитвы. Удивительный человек покинул нас. Батюшка был талантлив и одарён во всех отношениях: ростом, силой, умом, красотой, добротой и мудростью. Богатырь и духом, и телом. По всем земным меркам он должен был жить ещё очень долго, претворяя в жизнь свои многочисленные творческие планы и принося духовную пользу как пастырь Церкви Христовой многим и многим людям. Однако Господь судил иначе, и мы как христиане призваны отныне смириться с потерей духовного отца, талантливого и трудолюбивого пастыря, каким был отец Василий Дыгаев. Василий Александрович Дыгаев родился 18 ноября 1948 года. Будучи по образованию художником­-реставратором, работал на мебельной фабрике. Но Господь уготовил ему иное служение. Однажды в Великую Субботу во время освящения куличей Василий Александрович столкнулся в храме с парторгом фабрики. Эта встреча перевернула всю его жизнь — исключение из комсомола, увольнение с работы, трудности, безденежье. Но веры Василий Александрович не посрамил, устоял, не отрёкся. И пришло осознание того, что основная задача человека на земле — ­славить своего Творца. Василий Александрович принял решение отныне посвятить свой художественный талант единственно Господу. А талант был поистине недюжинным. За свою жизнь отец Василий расписал тридцать три храма в Московской, Рязанской, Ростовской, Тверской областях. В Москве принимал участие в росписи храма Воскресения Христова в Сокольниках. Тридцать три храма — это число неслучайно, как всё неслучайно в этом мире. Тридцать три — срок земной жизни Сына Человеческого. Этот путь был возрастанием будущего пастыря “в меру возраста Христова”.

http://pravmir.ru/pamyati-protoiereya-va...

Патерик новоканонизированных святых (Часть IV) Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 54, 55, 56, 57, 58, 60, 61; 2009, 2010, 2011 15 января, 2012 Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 54, 55, 56, 57, 58, 60, 61; 2009, 2010, 2011 От редакции. Порядок публикации в выпусках “Патерика” вынужденным образом произволен: тексты публикуются в том порядке, в каком поступают в редакцию материалы. Общее руководство подготовкой “Патерика” осуществляет архимандрит Макарий. Текст подготовил игумен Дамаскин (Ор­ловский). Преподобноисповедник Оптинский Никон (Беляев) сентября 1888 — †25 июня/8 июля 1931 Прославлен на Архиерейском Юбилейном Соборе 2000 г. 1 Память празднуется 25 июня/8 июля (преставление), 11/24 октября (Собор преподобных Оптинских старцев) и в первое воскресенье после 25 января/7 февраля (Собор новомучеников и исповедников Российских) В повседневной жизни наших мучеников ХХ столетия присутствовало много сурового, возникавшего прежде всего от того, что над каждым днём их жизни в те годы нависала угроза ареста, судебной расправы и чрезвычайных страданий. Самой тогдашней государственной системой они уже были приговорены заочно за разномыслие и разноверие с ней, только приговор осуществлялся для каждого из них в разные годы и дни. Если и не принадлежавшие к Церкви люди, зная об идущих повсюду арестах, тяжело приковывались мыслью и чувством к возможному своему аресту, то тем более поставленные вне закона члены Русской Православной Церкви принуждены были думать о нём. Это постоянное переживание приговорённости приводило иногда к такому перенапряжению, что человек приобретал хроническую болезнь; так болел после лагеря преподобноисповедник Севастиан Оптинский, Карагандинским лагерем награждённый болезнью и по месту страданий и подвигов названный Карагандинским. Каждый стук в дверь, всякое появление на службе в храме незнакомого человека и тем более человека в военной форме вызывали у него тяжёлые переживания и мысли о возможности полной перемены судьбы. Жить можно было в те годы, лишь приобретя страх Божий в предстоянии чистой совести Богу, как бы ежедневно готовясь от земных дел идти на суд Божий. И на этом фоне суровости жизни ХХ века жизнь преподобноисповедника Никона ощущается лугом духовным — потому ли, что сам он был с чуткой и нежной душой, или потому, что рядом с ним был старец, богатый духовно и одарённый многоразличными талантами, преподобный Варсонофий Оптинский, или потому, что это была Оптина пустынь, многие насельники которой ревностно стремились привиться веткой живой на лозе Христовой. Сам быт семьи, в которой в 1888 году родился преподобноисповедник Никон (в миру Николай Митрофанович Беляев), несколько напоминает быт, описанный в книгах писателя Ивана Шмелёва, впрочем, может быть потому, что и Николай родился в семье небогатых московских купцов.

http://pravmir.ru/paterik-novokanoniziro...

Письма Нового Валаама Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 53, 54, 55, 56, 57, 58, 59, 60, 61; 2008, 2009, 2010, 2011 14 января, 2012 Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 53, 54, 55, 56, 57, 58, 59, 60, 61; 2008, 2009, 2010, 2011 Труд иноков В советское время были популярны часто повторяемые слова “труд сделал человека”. Исключая последующее — “из обезьяны” — фраза сама по себе содержит глубокий смысл. Труд может быть и великим благословением, и великой скорбью: в раю Бог даёт первому человеку заповедь возделывать и хранить райский сад (Быт 2:15) и через этот благодатный труд познавать себя и своего Творца. Что было дальше — известно: Проклята земля за тебя; со скорбию будешь питаться от нее во все дни жизни твоей; терния и волчцы произрастит она тебе в поте лица твоего будешь есть хлеб, доколе не возвратишься в землю, из которой ты взят (Быт 3:17–19). Чем был труд для поколения наших предшественников? Понятно, что он их кормил, но менял ли, преображал ли он их — или же угнетал и доводил до отчаяния и потери человеческого облика? Россия всегда считалась страной крестьянской, даже после планомерного уничтожения крестьянства как класса в 1920-е. Но историю нельзя уничтожить, даже уничтожая людей. …У Немировича-Данченко есть рассказ “Мужицкая обитель” про Валаамский монастырь. Да, правда, этот суровый край на северо-западе России, Ладожское озеро-море с его штормами и удалённый каменистый остров в нём — не для мечтателя-ин­теллигента. Дивный остров, Северный Афон, Седой Валаам — вот имена, данные восторженными посетителями этому необычному чуду природы, свидетельству величия человеческого духа и могущества Творца. О Валааме много написано — о его удивительной природе, талантливой архитектуре, богатых традициях и замечательных людях. Написано также немало и о его истории. К началу ХХ века Спасо-Преображенский Валаамский монастырь в Финляндском Княжестве стал одним из крупнейших в Российской империи православных монастырей, имел образцовые хозяйство и состояние территории.

http://pravmir.ru/pisma-novogo-valaama/

Православная Церковь и православное богословие Буковины времён Габсбургов (1774–1918) Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 54, 2009 8 января, 2012 Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 54, 2009 “Это было время договоров о разделе и репараций за счёт тех сил, которые утратили способность к сопротивлению” 1 . Такими словами Николай Йорга в своём монументальном труде описывает историю Османской империи 80-х годов XVIII века. Говоря о “силах, которые утратили способность к сопротивлению”, он имеет в виду с одной стороны Царство Польское, с другой — Османскую империю. Австрийская аннексия Как известно, основную выгоду от так называемого первого раздела Польши в 1772 г. получила империя Габсбургов, аннексировав польские земли под названием “Королевство Галиция и Лодомерия”. Немного лет спустя, в 1774 г. габсбургские войска заняли и ещё одну область, которая доселе была под властью Османской империи: северную часть княжества Молдова. Бросив взгляд на карту, можно сразу же удостовериться в коварстве успешно осуществлённых таким образом планов Вены: ведь при этом говорилось всего лишь о том, чтобы округлить границы новосозданного королевства Галиция. Но достаточно резонным кажется утверждение, что именно через эти земли, называемые Буковиной, пролегает самый короткий и удобный путь из Вены. В то, что речь идёт всего лишь о нескольких незначительных деревнях, могла, пожалуй, поверить пара малосведущих в географии чиновников султана Абдул-Гамида (1774–1789), но наверняка в это не поверила императрица Екатерина II (1762–1796). Напротив, Буковина была живописной, процветающей провинцией, которая вполне выдерживала сравнение с Галицией пусть и не по величине, но по плодородности почвы и по красоте ландшафтов. Удивительным образом единственным, кто протестовал против присоединения Буковины к Австрии, был господарь Григорий III Александр Гика (1764–67; 1774–77), который как раз вступил на краткий срок в управление Молдовой под эгидой Блистательной Порты. И то ли многолетняя война с Россией слишком измотала турецкую армию и переутомила дип­ломатов Босфора, то ли там уже издавна привыкли к постоянно происходящим крупным и мелким изменениям собственных границ, но уже 7 мая 1775 г. были изготовлены грамоты, посредством которых отход Буковины к империи Габсбургов был зафиксирован официально (см. ниже).

http://pravmir.ru/pravoslavnaya-tserkov-...

Программа, или общий перечень подробного сравнительного обзора Четвероевангелия §§ Содержание §§ или статей Главы и стихи Евангелистов Матфея Иоанна I. Евангелие о пришествии в мир Христа Спасителя Предисловие Евангелия. Достоверность и цель Евангельской истории Достоверность и цель Евангельской истории 1, 1–4. (20, 31.) Предвечное рождение и воплощение Сына Божия 1, 1–18 Зачатие Иоанна Предтечи 1, 5–25 Благовещение Пресвятой Богородицы 1, 26–38 Свидание Пресвятой Девы с Елисаветою 1, 39–56 Рождение Иоанна Предтечи 1, 57–80 Родословие Иисуса Христа 1, 1–17 3, 23–37 Открытие Иосифу тайны воплощения 1, 18–25 Рождество Христово (1:18–25) 2, 1–21 Поклонение волхвов 2, 1–12 Сретение Господне 2, 22–38 Бегство в Египет, и возвращение в Назарет 2, 13–23 (2:39) Отрочество Иисуса Христа 2, 40–52 II . Евангелие об общественном служении роду человеческому Господа Иисуса Христа А. Вступление в служение искупления, и дела Христовы до первой Пасхи Иоанн Предтеча в пустыне 3, 1–12 3, 1–18 Крещение Господне 3, 13–17 1, 9–11 3, 21–23 Сорокодневный пост и искушение 4, 1–11 1, 12–13 4, 1–13 Второе свидетельство Иоанна о Иисусе Христе 1, 19–34 Первые ученики Христовы 1, 35–51 Первое чудо на браке в Кане 2, 1–11 Б. Дела Христовы от первой Пасхи до второй Первая Пасха. Очищение храма 2, 12–23 Беседа с Никодимом 3, 1–21 Третье и последнее свидетельство о Иисусе Христе Иоанна Крестителя 3, 22–36 Заключение Иоанна Крестителя в темницу 14, 3–5 6, 17–20 3, 19–20 Отшествие Иисуса Христа из Иудеи в Галилею (чрез Самарию); и беседа Его с Самарянкой Прибытие в Галилею, и второе чудо в Кане – исцеление сына Капернаумского царедворца 4, 13–17 1, 14–15 4, 14–15 4, 43–54 46–54 Призвание к апостольству Петра и Андрея, Иакова и Иоанна 4, 18–22 1, 16–20 5, 1–11 Вшествие в Капернаум; учение в синагоге, и изгнание духа нечистого 4, 13–16 1, 21– —21—28 4, 31– —31—37 Исцеление тещи Симоновой и всех Капернаумовских больных 8, 14–17 1, 29–31 4, 38–41 Исшествие из Капернаума и первое прохождение Галилеи 1, 33–34

http://azbyka.ru/otechnik/Vitalij_Grechu...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010