«по исхожению же честныя его и преочищеныя душа многыми чюдесы и знамении прослави его Господь»; «не престаи молящися за ны,… с врою покланяющихся святи и пре–честни ти рац, в нем же цлбоносныя твоа святыя мощи». Слово написано до падения Константинополя в 1453 г., поскольку в нем читается молитва за «православных царей» и вселенских патриархов. Таким образом, время окончательного сложения Краткого похвального слова — вторая четверть XV века, но можно допустить, что оно имеет более раннюю основу, созданную, скорее всего, Епифанием Премудрым. Заголовок Краткого похвального слова (по списку Тихонр. 705): «Слово похвално преподобному игумену Сергию, новому чюдотворцу, иже в послдних родх в Руси восиавшому и многа исцлениа дарова–ниемъ от Бога приемшаго». Списки: 1) РГБ, ф. 299 (Собр. Н. С. Тихонравова), 705 (л. 124—127) — 60–е годы XV в. Описание см. в разделе Четвертой Пахомиевской редакции, Синодального вида. 2) РГБ, ф. 209 (Собр. П. А. Овчинникова), 284 (л. 172 об. — 176) — 50—60–е годы XVI в. (копия предыдущего списка). Публикация: Тихонравов Н. С. Древние жития преподобного Сергия Радонежского. Отд. II. С. 153—156 (по списку Тихонр. 705). Глава 2. Житие Сергия Радонежского, составленное Епифанием Премудрым в 1418—1419 гг. В полном виде текст редакции Епифания Премудрого не сохранился, но дошел до нас в составе так называемой Пространной редакции жития Сергия XVI века (см. ниже), начиная с Предисловия и кончая главой «О худости порть Сергиевыхъ и о нкоемъ поселянин». Последующий текст Пространной редакции представляет собой компиляцию различных Пахомиевских переделок, что будет видно после разбора самих Па–хомиевских редакций. Среди списков Пространной редакции самым древним и к тому же обладающим признаками протографичности является список Московской Духовной Академии 88 (по которому мы цитируем в дальнейшем текст с указанием листов): в нем вставки из Четвертой Пахомиевской редакции сделаны на полях другим почерком, а в других списках читаются в основном тексте. Другим списком–протографом является рукопись РНБ, Собр. Общества любителей древней письменности, F.185. Изложение в нем, к сожалению, обрывается на главе «О начале игуменства святого», но вставка о 23–летнем возрасте Сергия при пострижении, которая в МДА–88 читается на полях, а в других списках внесена в основной текст, здесь вообще отсутствует. Можно было бы считать данную рукопись списком непосредственно редакции Епифания Премудрого, но по количеству строк, которые оставлены для вписания заголовка, список ОЛДП вполне соотносится с другими списками Пространной редакции, и я даю его описание в главе, отведенной для Пространной редакции Жития Сергия Радонежского.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2411...

МДА Московская Духовная академия. Общество любителей древней письменности (СПб.). ПамСРЛ Памятники старинной русской литературы. Санкт-Петербургская Духовная академия. Чтения в Обществе истории и древностей Российских при Московском университете. Впервые опубликовано в: Богословский вестник. Сергиев Посад, 1915. Март; Апрель; Май. Виктор Петрович Виноградов (магистр богословия, впоследствии протопресвитер, в 1910–1919 гг. преподавал пастырское богословие в МДА. В 1922 г. рукоположен во иерея святителем Тихоном. В 40-х годах через Прибалтику уезжает за границу. Автор более 50 работ, в т. ч. воспоминаний о святителе Тихоне. 1 Наиболее обстоятельным трудом в этом отношении является книга Лавровского Н. А. “О древнерусских училищах(по конец XV в.)” (Харьков, 1854), в настоящее время представляющая библиографическую редкость. По утверждению А. С. Архангельского, она приводит к очень неутешительному заключению: “собранный здесь весьма тщательно материал характером своим лучше всего доказывает совершенное отсутствие у нас в древнее время (XI–XV вв.) каких-либо училищ”. — Архангельский А. С. Нил Сорский и Вассиан Патрикеев. Ч. I. Нил Сорский. СПб., 1882. С. 185. Прим. 2 Большинство таких трудов указано в книге: Григорьев В. В. Исторический очерк русской школы. М., 1900. С. IV–V. 8 Проф. Голубинский утверждает: “мы имеем решительное доказательство, что под надзором и ведением епископов в помянутое время никаких училищ не находилось”. — Голубинский Е. Е. Указ. соч. Т. I. Пол. I. С. 723. 11 Повесть о Евфросинии Полоцкой//Памятники старинной русской литературы. Вып. IV.CNб., 1862 (далее — ПамСРЛ). С. 175. 21 См. Некрасов И. С. Зарождение национальной литературы в северной Руси. Одесса, 1870; Ключевский В. О. Древнерусские жития святых как исторический источник. М., 1871. В зависимости от последнего исследования явились труды: Кадлубовский А. П. Очерки по истории древнерусской литературы житий святых. Варшава, 1902; Коноплев Н. А. Святые Вологодского края//ЧОИДР. 1895; Яхонтов И. А. Жития святых северно-русских подвижников Поморского края как исторический источник. Казань, 1882; Ученый справочный указатель по литературе древнерусских житий: Барсуков Н. П. Источники русской агиографии. СПб., 1899.

http://pravmir.ru/v-vinogradov-zhitiya-d...

К., 1918. Т. 1. С. 58, 74-75; Прил. С. 210-211; Виноградов В. В. Очерки по истории рус. лит. языка XVII-XIX вв.: Пособие для высш. пед. учеб. заведений. М., 19382. С. 14-15; Иванов Й. Българското книжовно влияние в Русия при митр . Киприан//ИИБЛ. 1958. Кн. 6. С. 25-80 (переизд.: Он же. Избрани произведения. София, 1982. Т. 1. С. 53-110); Мошин В. О периодизации русско-южнослав. лит. связей X-XV вв.//ТОДРЛ. 1963. Т. 19. С. 28-106; Сове Б. И. Проблема исправления богослужебных книг в России в XIX-XX вв.//БТ. 1970. Т. 5. C. 25-68; Жуковская Л. П. Текстология и язык древнейших слав. памятников. М., 1976. С. 61-62, 349; Сиромаха В. Г. Языковые представления книжников Московской Руси 2-й пол. XVII в. и «Грамматика» Мелетия (Смотрицкого)//ВМУ: Филол. 1979. 1. С. 3-14; он же. «Книжная справа» и вопросы нормализации книжно-лит. языка Московской Руси во 2-й пол. XVII в.: (На мат - ле склонения существительных): АКД. М., 1980; он же. Книжные справщики Печатного двора 2-й пол. XVII в.//Старообрядчество в России (XVII-XX вв.). М., 1999. [Вып. 2]. С. 15-44; Князевская О. А., Чешко Е. В. Рукописи митр. Киприана и отражение в них орфографической реформы Евфимия Тырновского//Търновска книжовна школа. София, 1980. Т. 2. С. 282-292; Чешко Е. В. Второе южнослав. влияние в редакции псалтырного текста на Руси (XIV-XV вв.)//Старобългаристика. София, 1981. Т. 5. 4. С. 79-85; она же. Об афонской редакции слав. перевода Псалтыри в ее отношении к другим редакциям//Язык и письменность среднеболгарского периода. М., 1982. С. 60-93; Карачорова И. Редакции древнеболгарского текста Псалтыри по языковым данным//Polata knigopisnaia. Nijmegen, 1985. N 14/15. P. 26-38; она же. Към въпроса за Кирило-Методиевия старобългарски превод на Псалтира//КМС. 1989. Кн. 6. С. 130-245; Живов В. М., Успенский Б. А. Grammatica sub specia theologiae: Претеритные формы глагола «быти» в рус. языковом сознании XVI-XVIII вв.//Russian Linguistics. Dordrecht, 1986. Vol. 10. N 3. Р. 259-279; Сиромаха В. Г., Успенский Б. А. Кавычные книги 50-х гг.

http://pravenc.ru/text/1841566.html

838 См.: Вельяминов-Зернов В.В. Исследование о касимовских царях и царевичах. СПб., 1863–1867. Ч. 1–4. Датировку образования Касимовского царства серединой 50-х гг. см.: Зимин А.А. Указ. соч. С. 171–472. Здесь же убедительная критика традацнонной датировки – 1452 г. (Вельяминов-Зернов В.В. Указ. соч. Ч. 1. С. 26–27; Вернадский Г.В. Указ. соч. С. 338) и предложения о создании ханства в 1445 г. по инициативе Улуг-Мухаммеда (Сафаргалиев М.Г. Указ. соч. С 256–257; недавно эту точку зрения повторил В.В. Трепавлов: Трепавлов В.В. Статус «белого царя»: Москва и татарские ханства в XV-XVI веках//Россия и Восток: проблемы взаимодействия. М., 1993. Ч. I. С. 304). 840 Лурье Я.С. Две истории Руси 15 века. СПб., 1994. С. 93; История России с древнейших времен до конца XVII века. М., 1996. С. 298; Скрынников Р.Г. История Российская IX-XVII вв. М., 1997. С. 181. 841 Вообще противопоставление А.А. Зиминым «яркого» Шемяки «ничтожному» Василию II (Зимин А.А. Указ. соч. С. 202–203) выглядит неубедительно. Первый не выиграл в жизни ни одной битвы (а из поражений чего стоит один Белев!). У Василия II были как военные неудачи (в том числе против татар), так и успехи; он проявил недюжинную твердость духа в тяжелых для себя условиях, будучи ослеплен и сослан. Особенно сомнительно подчеркивание А.А. Зиминым в подкрепление своего тезиса фактов отсутствия вокруг Шемяки талантливых сподвижников и наличия таковых вокруг Василия. Обычно в истории как раз яркие сподвижники окружали яркого лидера, а серые – себе подобного (сравнить хотя бы «птенцов гнезда Петрова» и брежневское Политбюро). 843 ПСРЛ. Т. 23. С. 156; более краткий вариант известия о событиях 1460 г. см.: Там же. Т. 27. С. 122; Т. 25. С. 277. 845 Под «Ахмутом» (в Типографской летописи – «Махмут») имеется в виду несомненно Махмуд (Сафаргалиев М.Г. Указ. соч. С. 264–265). Летописцы, как правило, четко не различали татарские имена «Махмуд» и «Ахмад», исключение (из летописей конца XV в.) – Типографская летопись (ср.: ПСРЛ. Пг., 1921. Т. 24. С. 184, 186, 192–193, 194–200).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

С. Археол. изучение Моск. Кремля: (Древняя топография и стратиграфия): АКД. М., 1974; Выголов В. П. Архитектура Моск. Руси сер. XV в. М., 1988; Иностранцы о др. Москве/Сост.: М. М. Сухман. М., 1991; Московская керамика: Новые данные по хронологии/Ред.: С. З. Чернов, М. Д. Полубояринова. М., 1991; Beljaev L. A. Der Grabstein Caspars von Elverfeld und der älteste Ausländerfriedhof in Moskau//Jb. für Geschichte Osteuropas. Stuttg., 1991. Bd. 39. Н. 4. S. 481-494; он же (Беляев Л. А.) Древние монастыри (кон. XII - нач. XV вв.) Москвы по данным археологии. М., 1994; он же. Рус. средневек. надгробие: Белокаменные плиты Москвы и Сев.-Вост. Руси XIII-XVII вв. М., 1996; idem (Beliaev L. A.). Mystery Monasteries//Archaeology. N. Y., 1997. Vol. 50. N 4. P. 36-38; он же. Архитектурная археология Москвы XVII в.//Культура средневек. Москвы: XVII век. М., 1999. С. 7-39; он же, авт.-сост. Рус. средневек. надгробие XIII-XVII в.: Мат-лы к своду. М., 2006. Вып. 1; он же. Новое в археологии средневек. Москвы: Раскопки и культурно-ист. проблемы//Вестн. истории, литературы, искусства. М., 2008. Т. 5. С. 40-56; он же. Зачем Москве археология?: Исслед. средневек. города и проблемы истории культуры//Тр. Отд. ист.-филол. наук РАН, 2007. М., 2009. С. 433-446; он же. Образ, Храм и Город: Раскопки участка Казанского собора на Красной пл. в Москве//Археол. открытия 1991-2004 гг.: Европейская Россия/Ред.: Н. А. Макаров. М., 2009. С. 464-473; он же. Опыт изучения ист. некрополей и персональной идентификации методами археологии. М., 2011. (Методика полевых археол. исслед; 5); он же. Некрополь Данилова мон-ря в XVIII-XIX вв.: Ист.-археол. исслед. (1983-2008). М., 2012; он же. Развитие археол. мысли и археол. памятники Москвы//Москва: Наука и культура в зеркале веков. М., 2013. C. 29-71; он же. Новые плиты иноземцев XVII в. в Московии: Предварительная публикация//КСИА. 2015. Вып. 240. С. 223-233; он же. Заметки по истории антропоморфных саркофагов в Европе и России//Города и веси средневек. Руси: Археология, история, культура: К 60-летию Н.

http://pravenc.ru/text/2564186.html

1172 Древности южной Росии. Греческие и латинские надписи, найденные в южной России в 1895–1898 годах с объяснениями акад. В. В. Латышева. – С. 30–34, 37–41, 42; Сводный отчет о раскопках в Херсонесе Объединенной экспедиции в 1963–1964 гг.//АДСВ. – Свердловск, 1971. – Вып. 7. – С. 50, рис. 16; Колесникова Л. Г. Храм в портовом районе Херсонеса (раскопки 1963–1964 гг.)//ВВ. – 1978. – Т. 39. – С. 172, рис. 13; Византийский Херсон. – С. 30–31, 16. 1173 Ср.: Galavaris G. Bread and the Liturgy. The Symbolism of Early Christian and Byzantine Bread Stamps. – London, 1970. – P. 130–132. О diakoniai и их роли см.: Testini P. Archeologia cristiana (Notizie generali dalla origini alla fine del sec. VI). – Roma; Parigi; Tournai; New York, 1958–1959. – P. 615–618; Dagron G. «Ainsi rein n’echappera a la reglamentation». Etait, Eglise, corporations, confreries: a propos des inhumations a Constantinople (IVe–Xe siecle)//Hommes et richesses dans l’empire byzantin. – Paris, 1991. – T.2: VIIIe–XVe siecle/Ed. V. Kravari, J. Lefort, C. Morrison. – P. 176–178. 1174 Косцюшко-Валюжинич К. К. Раскопки Херсонеса в 1896 г. – С. 168–169; Отчет заведующего раскопками в Херсонесе К. К. Косцюшко-Валюжинича за 1896 год. – С. 165–167. 1175 Отчет за 1904 год. – Л. 12–13,18; см.: Сорочан С. Б. Византия IV–IX веков: этюды рынка. – С. 279. 1179 См.: Отчет за 1904 год. – Л. 12–13,17; Отчет за 1905 год. – Л. 40 об.; Гурулева В. В. Византийские весовые знаки с изображением храма из Херсонеса//Византия: кумуляция и трансляция культур. Тезисы докл. IX науч. Сюзюмовских чтений. – Екатеринбург, 1997. – С. 11. 1180 Белов Г. Д. Отчет о раскопках в Херсонес за 1935–36 гг. – С. 250–254 (автор предполагал здесь остатки терм, ссылаясь на находку куска гончарной водопроводной трубы); Белов Г. Д., Стржелецкий С. Ф. Кварталы XV и XVI (Раскопки 1937 г.)//МИА. – 1953. – – С. 73–79, табл. I (засыпь на дне цистерны А образовалась постепенно, в V–VI вв.); Херсонес Таврический в середине I в. до н.э. – VI в. н.э. Очерки истории и культуры. – Харьков, 2004. – С. 293–294, рис. 111, 19; 130 (по мнению С. Д. Крыжицкого, это «дом хозяственно-жилого назначения», но необычной, сейсмоустойчивой конструкции).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

503 Вл. Соловьев в юношеской речи «Три силы» говорит об этом: «В сфере социальной мусульманство не знает различия между Церковью, государством и собственно обществом или земством. Все социальное тело мусульманства представляет сплошную безразличную массу, в ходе которой возвышается один деспот, соединяющий в себе и духовную, и светскую высшую власть» (Собр. соч. 1-е изд. ТЛ. С. 216). 504 Падишах (перс. – властитель, господин) – титул монарха в некоторых странах Ближнего и Среднего Востока, в Османской империи с XV в. по 1922 г. 505 Эгалитаризм (фр. egalitarisme, от egalite – равенство) – концепция всеобщей уравнительности как принципа организации общественной жизни. Приверженцы эгалитаризма – Жан Жак Руссо, якобинцы, Г. Бабеф; характерен для «казарменного коммунизма». Эгалитаризм – вульгарное извращение принципа социального равенства. 509 Катков Михаил Никифорович (1818–1887) – русский публицист, издатель журнала «Русский вестник» (с 1856 г.) и газеты «Московские ведомости» (1850–1855, 1863–1887). В 30-х гг. примыкал к кружку Н. В. Станкевича. В 50-х гг. умеренный либерал, сторонник английского политического строя. Со времени Польского восстания 1863–1864 гг. один из вдохновителей контрреформ. 511 Гартман Эдуард (1842–1906) – немецкий философ, сторонник панпсихизма. Основой сущего считал абсолютное бессознательное духовное начало – мировую волю («Философия бессознательного»). В этике вслед за А. Шопенгауэром разрабатывал концепцию пессимизма. 512 Древс (Drews) Артур (1865–1935) – немецкий философ, последователь Э. Гартмана. Популяризатор так называемой мифологической школы в религиеведении. 513 Вагнер Рихард (1813–1883) – немецкий композитор, дирижер, музыкальный писатель. Реформатор оперного искусства. В опере-драме осуществил синтез философско-поэтического и музыкального начал. В произведениях это нашло выражение в развитой системе лейтмотивов, вокально-симфоническом стиле мышления. Новатор в области гармонии и оркестровки. Большинство музыкальных драм основано на мифологических сюжетах (собственные либретто). Оперы: «Риенци» (1840), «Летучий голландец» (1841), «Тангейзер» (1845), «Лоэнгрин» (1848), «Тристан и Изольда» (1859), «Нюрнбергские мейстерзингеры» (1867), «Парсифаль» (1882); тетралогия «Кольцо нибелунга» – «Золото Рейна», «Валькирия», «Зигфрид», «Гибель богов» (1854–1874). Публицистические и музыкально-эстетические работы: «Искусство и революция», «Художественное произведение будущего» (1848), «Опера и драма» (1851) и др.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Bulgako...

В 1932-1934 гг. историк исследовал проблему существования на Руси в домонг. период феодальных отношений. Его концепция, получившая широкое признание в отечественной науке, наиболее полно изложена в монографии «Феодальные отношения в Киевском государстве» (с 3-го изд.- «Киевская Русь»). В 1934 г. Г. был избран членом-корреспондентом АН, в 1935 г.- академиком. В 1936 г. стал заместителем директора новообразованного Ин-та истории АН и руководителем его Ленинградского отд-ния, с 1937 г. до конца жизни занимал пост директора ин-та, жил в Москве. В 1939-1940 гг., после того как под влиянием «Краткого курса истории ВКП(б)», где утверждался тезис об обязательном прохождении всеми народами 5 формаций (первобытнообщинной, рабовладельческой, феодальной, капиталистической и коммунистической), ряд авторов выступили с утверждением о господстве в Др. Руси рабовладельческого строя, Г. пришлось в публичных дискуссиях защищать свою концепцию феодального характера общественных отношений в Др. Руси в период раннего средневековья. Большинство специалистов по данному вопросу поддержали Г. В 1940 г. ученый опубликовал кн. «Главнейшие этапы в истории крепостного права в России». В военные годы (включая время пребывания Ин-та истории в эвакуации в 1941-1943 в Ташкенте) он продолжал работу над историей рус. крестьянства, завершившуюся выходом обобщающей кн. «Крестьяне на Руси» (1946), охватывающей период до сер. XVII в. В послевоенные годы одним из главных направлений научной деятельности Г. стало сопоставительное изучение слав. средневек. права. Им были опубликованы исследования о Винодольском (1948) и Полицком (1951) статутах, о «Польской Правде» (изд. посмертно, в 1957). Г. внес значительный вклад в дело издания источников по истории Др. Руси и России, им были подготовлены к публикации писцовые книги Обонежской пятины (1930), документы вотчины боярина Б. И. Морозова (1933-1936). Под рук. Г. издана по всем известным на то время спискам «Русская Правда» (1940-1963. 3 т.), опубликованы Судебники XV-XVI вв. (1952). Г. являлся ответственным редактором 1-го тома подготовленных к печати акад. С. Б. Веселовским «Актов социально-экономической истории Северо-Восточной Руси XIV-XVI вв.» (М.; Л., 1952). Возглавлял созданную в 1949 г. в Ин-те истории комиссию по истории земледелия, положившую начало координации научной деятельности историков-аграрников (в наст. время осуществляется в рамках симпозиума по аграрной истории Вост. Европы). Под ред. Г. вышли 2 первых тома «Материалов по истории земледелия СССР» (1952, 1956). В 20-х - нач. 50-х гг. Г. сочетал научную деятельность с преподавательской, будучи профессором сначала Ленинградского, затем Московского ун-та.

http://pravenc.ru/text/166435.html

Эгерт В.П., фон. Надо защищаться. На рассмотреиие и обсуждение г-д министров и их сотрудников, г-д членов Государственного совета и Государственной Думы. – 1912. Мартиросян А.Б. Сталин после войны. 1945-1953 годы. – М., 2007. С. 368-369. Для сравнения: в период активного грабежа Испанией Центральной и Южной Америки, в период с 1520 по 1670 годы, т.н. «золотыми караванами» было вывезено в Европу совокупно 220 тонн золота. Примерно по полторы тонны в год. Этого хватило, чтобы переполнить тогдашнюю Европу золотом. Коростовец И.Я. Страница из истории русской дипломатии. Русско-японские переговоры в Портсмуте в 1905 г. Дневник И.Я Коростовца, секретаря Графа Витте. Изд. 2 -е. – Пекин, 1923. Предисловие ко 2-му изданию. С. XIV-XV. Коростовец И.Я. Накануне.... 90 лет назад началась русско-японская война (Записки русского дипломата).//Международная жизнь. 1994. 4. С. 116; Цусима – знамение конца ... Т. I. Книга 2. Часть вторая. Глава 2. Восстание ихэтуаней. Год 1900. Раздел: Витте сдает Маньчжурию. С. 491-492. Цусима – знамение конца ... Т. I. Книга 2. Часть четвертая. Глава 3.4. Немного о Витте. Раздел: Обозначим позиции. С. 714-723. Цусима – знамение конца ... Т. I. Книга 2. Часть первая. Глава 5. С. 376; Русско-японская война 1904-1905 гг. Работа Военно-исторической комиссии. − СПб., 1910. Т. 1. С. 474. Русско-японская война 1904-1905 гг. Кн. 1. Работа исторической комиссии по описанию действий флота. - СПб., 1912. С. 50-51. Крестьянинов В.Я. Цусимское сражение. – СПб, 2003. С. 27. Справедливости ради следует указать, что такая же установка была проведена и в отношении Владивостокской крепости. Русско-японская война 1904-1905 гг. Кн. 1. Работа исторической комиссии по описанию действий флота. С. 51-52. Там же. С. 54; Цусима – знамение конца ... Т. I. Книга 2. Часть первая. Глава 5. С. 378; Краснознаменный Тихоокеанский флот. – М., 1981. С.31; Сорокин А.И. Оборона Порт-Артура. С. 33. Дело о сдаче крепости Порт-Артур японским войскам в 1904 г. - СПб., 1908. Примечание. С. 191; Сорокин А.И. Оборона Порт-Артура. С. 34-35.

http://ruskline.ru/analitika/2024/02/13/...

83 Darrouzes J. Les regestes... P., 1991. Fase. VII. Les regestes de 1410 á 1453. N 3302.. Греческий текст патриаршей грамоты утрачен, русский перевод см.: РИБ. Т. 6. 40. Стб. 357–360. 84 Сохранились в рукописи ГИМ, Муз. 1209. Л. 223 об. – 225. Впрочем, по свидетельству поздней Густынской летописи, византийскому руководству, стоявшему уже на пороге катастрофы, в конце концов пришлось признать сан Григория (cm.: FijalekJ. Biskupstwa greckie w ziemiach ruskich od potowy XIV w. na podstawie zrodel greckich//Kwartalnik historyczny. Lwow, 1897. S. 51). Возможно, по этой причине во время Констанцского собора византийская делегация присутствовала на литургии, возглавлявшейся Григорием, а сам он обращался к папе Римскому не только от своего лица, но и от своего «господина Константинопольского императора... а также патриарха этого города» [см.: Ломизе E. М. Константинопольская Патриархия и церковная политика императоров с конца XIV в. до Ферраро-Флорентийского собора (1438–1499)//Византийский временник. M., 1994. Т. 55(80). Ч. 1. С. 104–110]. Это создало прецедент легитимации митрополита post factum, что впоследствии сыграло свою роль при признании митрополитом всея Руси другого Григория – Григория Болгарина, а также обнаружило желание византийского руководства использовать фактор Киевской митрополии, судьбы которой оказались переплетены с католическими Польшей и Литвой, в переговорах о предоставлении Западом экстренной помощи в борьбе с натиском османов. 86 О чем свидетельствует повторное, после 1411–1412 гг., пастырское посещение Галича святителем Фотием в 1420–1421 гг. 89 Хотя ранее – в 1367 r.– переговоры велись и с ним, в лице патриарха Филофея, который выразил согласие на созыв большого собора для обсуждения разногласий между Востоком и Западом: Ibid. Р. 216–217. См. также: Ломизе E. М. Проект унии 1367 г. в контексте политики Константинопольского Патриархата на Балканах второй половины XIV в.//Славяне и их соседи. M., 1991. Вып. 3. С. 29–40. 92 Весной 1432 г. Василию II удалось получить в Орде ярлык на великое княжение, но его противостояние с дядьями и затем двоюродным братом, претендовавшими на престол, продолжалось до 50-х гг. XV в.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Zheltov...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010