ГМИР. М., 2006. С. 46. 46, 47; Сарабьянов В. Д. Росписи сер. XVI в. в трапезной ц. Пафнутиева Боровского мон-ря//Царский храм: Благовещенский собор Моск. Кремля в истории рус. культуры/ГММК. М., 2008. Вып. 19. С. 116-143; Кочетков. Словарь иконописцев. 20092. С. 65, 184, 569, 572, 666; Клевцова Р. И. Икона «Богоматерь Владимирская, с предстоящим прп. Пафнутием Боровским» и ее вкладчик соловецкий старец А. Булатников//Мат-лы и исслед./ГММК. М., 2010. Вып. 20. С. 50-64; Святые земли Русской: [Кат. выст.]/ГРМ. СПб., 2010. С. 146-149, 230-231. Ил. 85-87, 143; Слово и образ: Рус. житийные иконы XIV - нач. XX в.: Кат. выст. М., 2010. С. 140-141. Кат. 55; Чугреева Н. Н. Рус. святые в иконе, шитье, книжной миниатюре, мелкой пластике из собр. Музея им. Андрея Рублёва. М., 2011. С. 8-9; Иконописец мон. Иулиания: Посвящ. 30-летию со дня кончины/Авт.-сост.: Н. Е. Алдошина, А. Е. Алдошина. М., 2012. С. 85-87, 98, 100, 102; Юхименко Е. М. Старообрядческий центр за Рогожской заставою. М., 20122. С. 232, 255-256, 265. Кат. 21; «И свеча не угасла…»: Произведения изобр. и декор.-прикладного искусства XV - нач. XXI в., памятники истории и археологии: Кат. выст./СПГИАХМЗ. М., 2014. С. 62; Обитель прп. Сергия: Кат. выст./ГИМ. М., 2014. С. 112. Кат. 83; Прп. Сергий Радонежский: Образ простоты, правды, святости: Иконография XV - нач. XX в.: Альбом-кат. М., 2014. С. 216-217. Кат. 18; Русские иконы Синая: Жалованные грамоты, иконы и произведения декоративно-прикладного искусства XVI-XX вв. из России, хранящиеся в мон-ре св. Екатерины на Синае. М., 2014. С. 181-183. Кат. 6; Русские святые: Кат. выст./КБМЗ; авт.-сост.: М. Н. Шаромазов, О. В. Силина. Ярославль, 2014. С. 125, 175, 259, 265. Кат. 54, 134; Три описи Иосифо-Волоколамского мон-ря XVI в./Публ.: Т. И. Шаблова. СПб., 2014. С. 34, 79, 81-82, 84; Борис Годунов: От слуги до государя всея Руси: Кат. выст./ГММК. М., 2015. С. 114-115. Кат. 16; Образы рус. святых в собр. Исторического музея/ГИМ; авт.-сост.: Л. П. Тарасенко. М., 2015. С. 250-253, 390-399.

http://pravenc.ru/text/2579804.html

65. Miller W.R., Rollnick S. Motivational interviewing: preparing people to change. New York: Guilford Press, 1991. PP. 38-45, 112-115 66. Miller W.R., Rollnick S. Motivational interviewing: Preparing people for change. New York: Guilford Press, 2002. PP. 28-45 67. Miller W.R., Sovereign R.G. The check-up: A model of early intervention in addictive behaviors. Addictive behaviors: prevention and early intervention, Amsterdam, 1989. PP. 219-231 68. Miller W.R., Taylor C.A, West J.C. Relative effectiveness of bibliotherapy, individual and group self-control training in the treatment of problem drinkers. Addictive Behaviours 1980; 5: 13-24. 69. Miller W.R., Zweben A., DiClemente C.C., Rychtarik R.G. Motivational Enhancement Therapy Manual: A clinical research guide for therapists treating individuals with alcohol abuse and dependence. Project MATCH Monograph Series, vol. 2. Rockville, MD: National Institute of Alcohol Abuse and Alcoholism (NIAAA), 1992. 121 p. 70. Prochaska J.O., DiClemente C.C. Transtheoretical therapy: Toward a more integrative model of change. Psychotherapy: theory, research and practice. New York 1982; 19: 276-288 71. Rollnick S., Heather N., Bell A. Negotiating behaviour change in medical settings: the development of brief motivational interviewing. Journal of Mental Health 1992; 1: 25-37 72. Rollnick S., Miller W.R. What is motivational interviewing? Behavioural and Cognitive Psychotherapy 1995; 23: 325-334 73. Schippers G.M., Brokken L.C.M.H., Otten J. Doorlichting, Voorlicht ing Alcoholgebruik. Handleiding [Manual, Dutch Motivational Drinker " s Check-Up]. Bureau Beta, Nijmegen 1994. PP. 45-47 74. Schoenwald S.K., Ward D.M., Henggeler, S.W. et al. Multisystemic therapy treatment of substance abusing or dependent adolescent offenders: Costs of reducing incarceration, inpatient, and residential placement. Journal of Child and Family Studies 1996; 5 (4): 431-444 75. Skinner B.F. Science and human behavior. [Harvard University. Cambridge]. New York: Macmillan, 1953. 461 p.

http://ruskline.ru/opp/2018/yanvar1/20/s...

58. Constantino M.J., Glass C.R., Arnkoff D.B., Ametrano R.M., Smith J.Z. Expectations. In Norcross JC, ed. Psychotherapy Relationships That Work. New York (NY): Oxford University Press; 2011: 354-376 59. DeFife J.A., Hilsenroth M.J. Starting off on the right foot: Common factor elements in early psychotherapy process. Journal of Psychotherapy Integration 2011; 21 (2): 172-191 60. DiClemente C.C., Prochaska J.O. Self-change and therapy change of drugs behavior. New York: Addictive Behavior, 1986. PP. 133-142 61. Ekberg S., Barnes R.K., Kessler D.S., Malpass A., Shaw A.R.G. Managing Clients " Expectations at the Outset of Online Cognitive Behavioural Therapy (CBT) for Depression. Health Expect. 2014. Available at: 62. Mark D., Luborsky L. A manual for the use of supportive-expressive psychotherapy in the treatment of cocaine abuse. Philadelphia: University of Pennsylvania, 1992 63. Miller W.R. Motivational interviewing: Research, practice, and puzzles. Addictive Behaviors 1996; 21: 835-842. 64. Miller W.R., Benefield R.G., Tonigan J.S. Enhancing motivation for change in problem drinking: A controlled comparison of two therapist styles. J Consult Clin Psychol . 1993; 61: 455-461 65. Miller W.R., Rollnick S. Motivational interviewing: preparing people to change. New York: Guilford Press, 1991. PP. 38-45, 112-115 66. Miller W.R., Rollnick S. Motivational interviewing: Preparing people for change. New York: Guilford Press, 2002. PP. 28-45 67. Miller W.R., Sovereign R.G. The check-up: A model of early intervention in addictive behaviors. Addictive behaviors: prevention and early intervention, Amsterdam, 1989. PP. 219-231 68. Miller W.R., Taylor C.A, West J.C. Relative effectiveness of bibliotherapy, individual and group self-control training in the treatment of problem drinkers. Addictive Behaviours 1980; 5: 13-24. 69. Miller W.R., Zweben A., DiClemente C.C., Rychtarik R.G. Motivational Enhancement Therapy Manual: A clinical research guide for therapists treating individuals with alcohol abuse and dependence. Project MATCH Monograph Series, vol. 2. Rockville, MD: National Institute of Alcohol Abuse and Alcoholism (NIAAA), 1992. 121 p.

http://ruskline.ru/opp/2018/yanvar1/20/s...

264 Мощи преп. Арсения почивают под спудом в соборном храме основанного им монастыря. Ученики его, преп. Феофил и Иаков подвизались сначала вместе с ним на острове Коневце, потом в 1396 году основали Успенскую пустынь на реке Омуче, в 65 вер. от Порхова. Блаженная кончина их последовала 1412 года. Мощи их почивают под спудом в Успенской церкви, теперь приходской по упразднении монастыря в 1764 году (Русские святые под 20 октября). 265 Эта страна называлась по Фински «Каркун-Пуоли»  (Медвежья сторона), отсюда – название города Каргополя. 266 Спасская Строкинская пустынь близь Каргополя давно уже не существует. Она стояла на берегу реки Онеги на болоте и была весьма бедна. (Акты Историч. 1. 112). 267 Мощи преп. Кирилла почивают под спудом в Богоявленской, бывшей монастырской, а теперь приходской церкви. На раке его положена древняя икона преп. Кирилла во весь рост с надписью о времени кончины. Житие его написано в XV веке, а позднее дополнено описанием чудес. 268 Житие и подвиги преп. Лазаря описаны им самим в предсмертном завещании, которое начинается так: «Я грешный священноинок Лазарь, раб Владыки Христа моего, отходя из сей маловременной жизни в век неисходимый, к страшному Судии, исповедаюсь пред Богом: вас, отцы и братия, молю усердно помолитесь о мне грешном, дабы вашими молитвами избавил меня Бог от вечной муки» – В этом завещании дивный старец излагает все обстоятельства жизни своей в Царьграде, в Кесарии, в Новгороде при блаженном владыке Василии (которого он называет «добропесненной цевницей и голубем Царя небеснаго») и на Мурманском острову. Список завещания уцелел в монастыре преп. Лазаря и напечатан в Истории Российской Иерархии (V. 115–129). В «Русских Святых» житие дополнено и исправлено по другому списку завещания, находящемуся в библиотеке Ундольского. 269 Успенско-Онежский Мурманский монастырь упразднен в 1686 году, церкви его обращены в приходские. За алтарем одной из них в часовне почивают под спудом мощи преп. Аввы Лазаря. 270 Статья «О мирном распространении христианства в России» (Прибавл. к Твор. св. отцев 1845, стр. 328 и 329).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tolstoj...

Скифы – согласно ранневизантийским авторам, жители Причерноморья, а также народы, обитавшие на Дону, Днепре и Дунае; нередко идентифицировались с кочевниками Восточной Европы или с русскими 15, 16, 18–20, 22, 24, 25, 27–30, 33, 37, 44, 65, 68, 83, 85, 91, 95, 109, 125, 134, 135, 137, 186–189, 194, 196–203, 205–208, 210, 211, 213, 221–227, 229–232, 235, 253–255, 257–260, 263, 265, 270– 273, 275–280, 283–286, 288–290, 292–297, 302–306, 308, 311, 313–315 Склавиния – область расселения славянских племен 105, 167 Склавины (склавы, славины) – древние славяне 67, 70, 72–78, 90–93, 95,111–113, 118, 119 Скопис – город, возможно, совр. Злокучане у Скопле 104 Скопле – см. Скопис Славины – см. Склавины Славяне 43, 44. 67, 69, 70, 72, 73, 91, 93–106, 108, 111, 112. 115, 122, 131, 150, 156, 158, 160, 161, 167, 171, 177, 194, 228 Словакия 69 Смирна – город в Малой Азии, совр. Измир 121 Смоленск (Смолескон) – см. Милиниска Созополь – город в Болгарии 253 Солунцев (Солунца) монастырь – см. Св. Пантелеймона монастырь Солунь – см. Фессалоника Сондис – город во Фракии 50 Сотириуполь – возможно, совр. Сухуми 150 Соуздали (Суздаль) – древнерусский город 248, 251, 265 София – см. Сердика Сплит – см. Салона Споры – термин, обозначающий славян, тесно связанных с гуннами 73 Средняя Азия 310 Срем – плодородный участок Среднедунайской низменности между реками Дунай и Савва; также город, совр. Сремска Митровица 260, 270–272 Сремска Митровица – см. Сирмий Старая Ладога – древнерусский город на оз. Нево 158 Старица – река, правый приток Северного Донца 169 Старокайдацкий порог – см. Эссупи Стен (Стеной) – пролив Босфор 135, 180 Стеной – см. Стен Стринав – см. Тернов Струкун (Напрези, Лишний или Вольный порог) – один из днепровских порогов 164 Суздаль – см. Соуздали Сузы – город, резиденция древних персидских царей 265 Сула – река, левый приток Днепра 167 Сулина – см. Селина Сурский порог – см. Улворси Сухуми – см. Севастополь, Сотириуполь Тавр – в византийских источниках наименование Тавриды и областей к северу от нее 218, 235, 265

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

100 Геннин Виллим Иванович (Георг Виллим) де (1676–1750), артиллерист, инженер, специалист по горному делу и металлургическому производству. Голландец, в России с 1698 г. 101 Вообще на почетных похоронах все участники процессии получают также белые перчатки. (Примеч. К.Р. Берка). 102 Записки придворного брильянтщика Позье о пребывании его в России (1761–1762 гг.)//Русская старина, 1870, т. 1. март, С. 202–203. 104 По приказу императора Павла I участники заговора 1762 г. – Федор Барятинский и Алексей Орлов – сопровождали гроб Петра III во время церемонии похорон. 105 Все российские государи похоронены в крепости. Гробница Петра I имеет вид наипростейший в свете. (Примеч. Виже-Лебрен). 106 Впоследствии императрица Мария Федоровна взяла второго к себе на службу. (Примеч. Виже-Лебрен). 108 Кафтан длинное московитское платье, перевязанное поясом из плетеной шерсти; ремесленники Петербурга и Москвы, отличившиеся на государственной службе, получают в награду почетные кафтаны и надевают их на публичных церемониях. 109 Орден св. Екатерины-великомученицы, или орден Освобождения, дамский орден, учрежденный Петром I в 1714 г. в день тезоименитства царицы Екатерины Алексеевны, в память Прутского похода (1711) против турок. 110 Marmont. Р. 6364. Цит. по: Ансело Франсуа. Шесть месяцев в России. М. 2001, С. 238–239. Примеч. 80. 112 Хавен Педер фон. Путешествие в Россию//Беспятых Ю.Н. Петербург Анны Иоанновны в иностранных описаниях. Спб. 1997, С. 338. 113 Имеются в виду Дудергофские высоты к юго-западу от Петербурга. Наиболее высокие их гряды – Петра I (Ореховая, 176 м), Кирхгоф (155 м), Воронья гора (147 м). 114 Джастис Элизабет. Три года в Петербурге//Беспятых Ю.Н. Петербург Анны Иоанновны в иностранных описаниях. Спб. 1997, С. 96. 115 Берк Карл Рейнхольд. Путевые заметки о России//Беспятых Ю.Н. Петербург Анны Иоанновны в иностранных описаниях. Спб. 1997, С. 120–121. 117 Дэшвуд Фрэнсис. Дневник пребывания в С.-Петербурге в 1733 году//Беспятых Ю.Н. Петербург Анны Иоанновны в иностранных описаниях. Спб. 1997, С. 65.

http://azbyka.ru/otechnik/Avgustin_Nikit...

112 Наставление это напечатано по ркп. XVI и XVII вв. Невоструевым (см.: Древ­нерусские поучения и послания к инокам о монашеской жизни/Публ. и прим. К. Не- воструева//Материалы для истории Русской Церкви. Харьков, 1862). В ркп. оно без имени сочинителя, но малорусские выражения, встречающиеся в нем – паробок, узимати, чи – вместе с временем списков наставления, показывают, что оно принад­лежит прп. Геннадию, урожденцу Могилева. 113 Никон. л. 7, 65. Татищев В.Н. История Российская с самых древнейших вре­мен. В 5 т. М., 1768–1848. Т. 4 (далее – Татищев В.Н. История Российская. – Ред.) 114 По летописям, Киприан, иначе Кириак, посвящен в январе 1547 г. и был на со­борах 1547 и 1551 гг. ( Карамзин Н. М. , Смирдин А. Ф. Примечания к Истории госу­дарства Российского, тома 7–9. СПб, 1852. Прим. 197, 246 к 8 т.; Прим. 87 к 9 т.). В «Истории иерархии» ( Амвросий (Орнатский) , архим. История Российской иерархии. Ч. I) год кончины его не показан, а о преемнике его Иоасафе сказано, что упоминается в 1560, 1562, 1566 гг. Если Киприан скончался в 1559 г., то Геннадий был у него в 1555 г. 115 Так показано время и в ркп. житии и в прологе. Ркп. святцы: «прп. Геннадий авва начальник монастыря, иже на Сурском озере, Костромской и Любимоградский чудотворец, преставися в л. 7073 (1565) месяца января в 23 день». 118 Житие прп. Евсевии см.: Acta Sanctorum. Januar. II, 598; Четьи-Минеи янва­ря 24 (в последней с немногими сокращениями). Писано современником. Биограф говорит в начале: «И нашим временам даровано Богом великое чудо и славная тайна, что считаю нужным начертать в письменах и предать памяти потомства». Древний перевод у Царского 192, 614. В прологе января 24 перевод Синаксаря. В менологе Василия короткое известие. 121 Никифор Каллист прямо пишет, что прп. Евсевия славилась подвигами тогда, как жил прп. Евфимий (f 473 г.); имп. Евдокия (f 451 г.) посещала св. места. Le Quien . Oriens christianus. V. I. 124 Иоанн Мосх. Луг духовный. М., 1853 (далее – МосхИ. Луг духовный. – Ред.).Иоанн Мосх. Луг духовный. М., 1853 (далее – МосхИ. Луг духовный. – Ред.)

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

111 , Горного Филисова (6 вер.) 112 , Яма (6 вер.) 113 , Селифонова (5 вер.) 114 , Буркова (5 вер.), Афонинской (5 вер.), Лапина (5 вер.) 115 , Холуя (3 вер.) 116 , Паустова (8 вер.) 117 , Палкова (3 вер.), Стряпкова (4 вер.), Роговской (4 вер.) 118 , Климовской (4 вер.) 119 , Жолобова (4 вер.), Зверевки (4 вер.), Арменова (4 вер.), Ждановки (2 вер.). Митинской (2 вер.), Бородина (2 вер.), Захаровки (½ вер.), Глинищ (2 вер.), Зеленцова (5 вер.), Головастова (2 вер.), Ромашева (2 вер.), Васенина (5 вер.), Третьякова (5 вер.), Крутых (4 вер.), Воробьевки (5 вер.), Афанасьева (7 вер.) и Сосенок (7 вер.), – всего погост и 85 деревень; в них по клировым ведомостям числится 880 дворов, 3,216 душ мужеск. пола и 3.451 женского, из них раскольников 19 душ. На погосте с 1877 г. существует земская народная школа, а с 1886 г. – церковно-приходская; учащихся в 1897 г. было в первой 58, а во второй 65. Ярцевский приход Церковь на Ярцевской фабрике, находящейся в 1 версте от города Вязников, построена хозяином фабрики Н. Ф. Демидовым и его наследниками в 1879–86 г. Церковь каменная, при ней временная деревянная колокольня; престол один во имя Преображения Господня. Утварью, ризницей, св. иконами и богослужебными книгами церковь снабжена достаточно. Причт при церкви состоит из священника и псаломщика. На содержание их получается: процентов с причтового капитала (7,860 руб.), от служб и требоисправлений и земли церковной до 700 руб. в год. Помещение для членов причта отводится товариществом фабрики. Земли при церкви: пахотной удобной 66 десят. и неудобной 24 десят.; план и вводный акт на землю имеются. Приход составляется из служащих и рабочих на фабрике, коих более 2,000; постоянных прихожан нет. При фабрике с 1879 г. открыта начальная школа; учащихся в 1897 г. было 92. 83 См. Звиринский – Материалы для исследования о монастырях в Российской империи т. II 926. 84 По патриаршим окладным книгам в Ярополченской волости в вотчине Григ. Борисова значится под 1628 г. село Федосьино, а в нем церковь Покрова Пресв.

http://azbyka.ru/otechnik/bibliog/istori...

По писцовым книгам видно, что, до 16 века, был «в Водской Пятине, погост Грязневский, с церковию Велики Никола, на реке Грязне, с деревнями приходскими, 111 стоящими на реке Оредежи; как напр. Заречье, Грезно, Выра и пр. Этот погост с соседними деревнями и был родоначальником села Рождествена. Погост находится в 100 саж. от конца восточной улицы Рождествена, где река Грязная пересекается древнею новгородской дорогой. Вероятно, деревни Грезневского посада образовались в конце 15 века, около времени покорения Новгорода Иоанном 3, или во время войны с Ливонским орденом, когда построена была крепость Иван-Город. Известно, что Ингерманландия и Карелия в 1617 г. уступлены были Швеции. Дремучие леса здешнего края могли привлекать людей, ищущих уединенной жизни, 112 воинов отставших или убежавших из рядов русского войска, наконец сюда могли уходить и те, которые, любя прежнюю вольность, оставляли покоренный Новгород. 113 Эти предположения отчасти оправдываются следующими словами писцовых книг (683): «в Грезневском же погосте Великого Князя волости, и села, и деревни оброчные, старые и нововведенных бояр». 114 Не были ли здесь селения рыбаков, ловивших рыбу в Оредежи, некогда богатой рыбою? Важнейшим подтверждением того, что русские поселились здесь раньше времен Иоанна 3 , служат мелкие русские серебряные монеты, недавно найденные в р. Грязной, в 150 саж. от древней Никольской церкви, против того места, где, говорят, стояла, упоминаемая в писцовых книгах, деревня «Заречье у погоста Грязны». На одной стороне монеты был изображен всадник с мечем, на другой – слова: «Князь Великий Иван». Эта монета была ни как ни позже времен Иоанна 3 . Говорят, что в числе найденных монет были и золотые. 115 Монеты были положены в землю или в начале 16 века, когда существовал Грязневский погост, и многие убегали сюда из Новгорода, или позднее, когда здешняя местность перешла к Швеции, и русские скрывали свои богатства от враждебных соседей. Впрочем, иногда находили здесь шведские медные монеты: одна из них, красной меди, величиною с старый грош. На одной стороне ее, вверху, латинская буква «с», под нею – 3 короны, под нижней короной – буквы «R» и «S»; внизу – год 1666; на другой стороне – лев в короне, по левую сторону оного – знак 1/65, по правую oh/m, другая монета, по больше нашего гроша. На одной стороне – 3 короны с буквами, на другой – коронованный щит. Клад найден при деревне Выре, в старом бочонке, близь Большой Екатерининской дороги. В церковном денежном ящике попадаются и теперь старые, когда-то найденные, монеты.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

в 1838 году было всех братий 29 человек 112 ; в 1840 году-34; в 1849 г. считалось уже всех 90 человек 113 . В 1861–65 годах число братии было: архимандрит Димитрий 114 ; наместник – игумен Зосима 115 ; казначей – игумен Аркадий 116 ; ризничий – иеромонах Леонид; духовник братский – иеросхимонах Гавриил 117 ; чередных иеромонахов 35; иеродиаконов 29; монахов 15; послушников и живущих на испытании 25. Всех 109 человек. С 1888 года и по настоящее время число братии Задонского Богородицкого монастыря в следующем составе: архимандрит Прокопий; наместник – игумен Леонид 118 ; казначей – иеромонах Антоний; ризничий – иеромонах Иринарх; духовник братский – иеромонах Никодим 119 ; чередных иеромонахов 16; иеродиаконов 12; монахов 7; послушников и живущих на испытании 20. XVII. Настоятели монастыря Описав степень Богородицкого Задонского монастыря и преимущества его по классу, заключим наше историко-статистическое обозрение кратким перечнем в хронологическом порядке и степени бывших здесь отцов настоятелей. Из писцовых книг и Диптиха монастырского видно, что после первых смиренных двух строителей и основателей сего монастыря благочестивых старцев схимонахов Кирилла и Герасима настоятелями в обители сей первоначально были игумены, потом с половины XVII и до второй четверти XVIII столетий – архимандриты, затем опять игумены – до 1798 года; а с 1798 года и по настоящее время исключительно уже архимандриты. Вот достопамятные имена сих отцов настоятелей. Первые строители и основатели сего монастыря – схимонахи Кирилл и Герасим 120 . Игумены 1. Прохор – упоминается в 1632 году. Сей игумен, судя по времени и как это видно из актов монастырских, был первый преемник в управлении Задонским монастырем после упомянутых благочестивых старцев Кирилла и Герасима. 2. Леонид, 3. Ефрем I 4. Ефрем II 5. Трифон – настоятельствовал в 1693–1697 годах; им сооружена вторая деревянная церковь Владимирская и возобновлен весь монастырь деревянным строением после пожара, бывшего в 1692 году. Когда скончался и где погребен – неизвестно.

http://azbyka.ru/otechnik/Gerontij_Kurga...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010