Для Иисуса Бог оставался Отцом даже в тот момент, когда Он подвергался тяжелейшим испытаниям. По свидетельству евангелиста Луки, последнее, что Иисус произнес на кресте, было: «Отче! в руки Твои предаю дух Мой» ( Лк.23:46 ). С этими словами Он испустил дух. Тело Иисуса было снято с креста и погребено, по обычаю, в пещере. В субботний день, совпадавший с иудейским праздником пасхи, Его тело пребывало в гробу, а женщины, Его последовательницы, «остались в покое по заповеди» ( Лк.23:56 ). Пьета. Микеланджело Буонарроти. Италия. 1499 г. Воскресение Рано утром в первый день недели (впоследствии получивший в русской традиции наименование «воскресенья») женщины пришли к гробнице Иисуса, чтобы помазать Его тело ароматическими маслами. Они увидели, что гробница пуста, и ангелы возвестили им о том, что Иисус воскрес ( Мф.28:2–7 ; Лк.24:4–7 ). После этого двое учеников – Петр и Иоанн – прибежали к гробнице и увидели в ней лишь погребальные пелены, оставшиеся от Иисуса ( Ин.20:3–10 ). Затем воскресший Иисус явился Марии Магдалине 41 прямо у гробницы ( Мк.16:9 ; Ин.20:11–18 ), другим женщинам, когда они шли от гробницы ( Мф.28:9–10 ), двум ученикам на пути в Эммаус (Мк..16:12–13), группе учеников ( Мк.16:14 ; Лк.24:36–50 ; Ин.20:19–25 ). Спустя восемь дней Иисус вновь явился ученикам ( Ин.20:26–29 ), а затем еще неоднократно являлся разным группам Своих последователей ( Ин.21:1–23 ; 1Кор.15:5–7 ). Наконец, явившись ученикам на горе в Галилее, Он сказал им: «Дана Мне всякая власть на небе и на земле. Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века» ( Мф.28:18–20 ). После этого Он «вознесся на небо и воссел одесную Бога» ( Мк.16:19 ). Воскресение Иисуса Христа стало той главной вестью, которую апостолы – ученики Иисуса, избранные Им Самим для продолжения Его дела,– понесли в мир. Оно было основной темой их проповеди. Значение этого факта было настолько очевидным и безусловным для ранней Церкви, что апостол Павел, обращаясь к христианам Коринфа, мог сказать: «Если Христос не воскрес, то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера ваша» ( 1Кор.15:14 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Или иначе терпение – это добродетель, укрепляющая сердце в подвиге крестном, и сохраняющая от негодования и роптания, и научающая в волю Божию во всем предаваться; и есть не что иное, как сама вера, подвизающаяся против самолюбия плоти и «покоряющая ее в послушание» воли Божией ( 2Кор.10:5 ). И хотя верный, немощью плоти убеждаемый, молится и просит избавления от скорби, ибо «дух бодр, плоть же немощна» ( Мф.26:41 ), однако, следуя Начальнику веры и Совершителю Иисусу, Сыну Божию, добавляет слова: «не Моя воля, но Твоя да будет,... Отче» ( Мф.26:42 ; Лк.22:42 ; Мк.14:36 ). Так святой Давид, отец Христа по плоти, в гонении и печали своей говорил: «Если... обрету благодать пред очами Господними, то Он возвратит меня, и покажет мне его» (кивот Божий) «и красоту его. А если Он скажет так: «Нет Моего благоволения к тебе», – то вот:... пусть творит со мною, как благоугодно пред очами Его« ( 2Цар.15:25–26 ). § 214. Причины, побуждающие к терпению: 1) Все, что ни бывает, по Божиему святому Промыслу бывает. »Добро и зло, жизнь и смерть, нищета и богатство – от Господа,» – говорит Сирах ( Сир.11:14 ). Итак, этим должно довольствоваться и укреплять себя в терпении, что «все от Господа» происходит, и так святой Его воле предаваться, и в бедах говорить с Иовом: «Если добро приняли от руки Господней, злого ли не стерпим» ( Иов 2:10 ). Ибо от Бога, как Благого и Источника благ, ничто произойти может, кроме добра. И хотя плотскому нашему рассуждению бедствие кажется злом, но, поскольку от Бога Благого посылается ради пользы нашей, то это есть благо, и оно хочет сделать нас духовно благополучными. 2) Наказание, через беды и напасти бываемое, есть знамение Божиего милосердия к нам. «Господь, кого любит, того наказывает», – говорит апостол ( Евр.12:6 ). 3) Грехи наши, которыми мы благость Божию оскорбили, намного больше, нежели Божие наказание, какое бы оно ни было. Ибо всегда Бог, по великой Своей милости, менее нас наказывает, нежели мы заслужили. 4) Бог, по богатству благости, и кротости, и долготерпения, на покаяние нас ведущего, «терпит нас», ожидая нас на покаяние ( Рим.2:4 ; 2Петр.3:9 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Zadonski...

25 Пусть не говорят в сердце своем: «Хорошо, хорошо душе нашей!» Пусть не говорят: «Мы поглотили его!» 26 Да постыдятся и посрамятся все, радующиеся несчастьям моим; да покроются стыдом и срамом величающиеся надо мною. 27 Да возрадуются и возвеселятся хотящие праведности моей, пусть говорят непрестанно: «Да возвеличится Господь!» – желающие мира рабу Его. 28 И язык мой будет поучаться правде Твоей, весь день – хвале Твоей. Псалом 35 1 В конец. Отрока Господня Давида. 2 Говорит пребеззаконный в самом себе грешить: нет страха Божия пред глазами его. 3 Он слукавил пред собою, будто отыскал беззаконие своё и возненавидел. 4 Слова уст его – беззаконие и лесть: не хотел он научиться делать добро. 5 О беззаконии помышлял на ложе своем, становился на всяком недобром пути, и злом не гнушался. 6 Господи! На небе милость Твоя и истина Твоя до облаков. 7 Правда Твоя – как горы Божии, судьбы Твои – бездна великая: людей и скотов спасешь Ты, Господи! 8 Как Ты умножил милость Твою, Боже! Сыны человеческие под кровом крыльев Твоих будут благонадежны: 9 насытятся от тука дома Твоего и потоком сладости Твоей напоишь их. 10 Ибо у Тебя источник жизни, во свете Твоем увидим свет. 11 Продли милость Твою к знающим Тебя и правду Твою к правым сердцем. 12 Да не подойдет ко мне нога гордого и рука грешника да не поколеблет меня! 13 Там пали все делающие беззаконие, были выброшены и не смогли встать. Псалом 36 Псалом Давида. 1 Не ревнуй лукавым и не завидуй делающим беззаконие. 2 Ибо они, как трава, скоро засохнут, и, как зеленый овощ, скоро отпадут. 3 Надейся на Господа и твори благо, и населяй землю и воспользуешься богатством её. 4 Наслаждайся Господом, и Он для Тебя исполнит прошения сердца твоего. 5 Открой Господу путь свой и надейся на Него, и Он сотворит: 6 и выведет, как свет, правду твою и судьбу твою, как полдень. 7 Покорись Господу и проси Его; не ревнуй преуспевающему в пути своем, человеку, совершающему законопреступление. 8 Прекрати гнев и оставь ярость, не подражай лукавству. 9 Ибо лукавые истребятся, терпеливо же исполняющие заповеди Господни – они наследуют землю.

http://azbyka.ru/fiction/psaltir-v-perev...

Бог исполнил то, чего он желал всю свою жизнь: умереть на Афоне и быть погребённым вместе со своими отцами.   хранящаяся в этом монастыре. башни в монастырях Афона строили несколько веков назад, когда существовала реальная угроза нападения с моря пиратов: венецианцев, генуэзцев или турок. Быт. 2:15. на Афоне монахи одеваются лишь идя в церковь или встречая епископа или игумена. из Акафиста Богородице, означающее дерево с роскошной кроной, дающей хорошую тень. 18:19 (по переводу LXX). заботьтесь и не говорите: что нам есть? или: что пить? или: во что одеться? Потому что всего этого ищут язычники, и потому что Отец ваш Небесный знает, что вы имеете нужду во всём этом» (Мф. 6:31–32). словами на Афоне принято выражать свою готовность исполнить повеление старца. получает награду и собирает плод в жизнь вечную» (Ин. 4:36). византийской музыке первый глас один из самых простых, а седьмой, название которого переводится как «тяжёлый, низкий», – самый трудный для исполнения. 5:14. описание одной из казней египетских в Исх. 10:21. графа в греческих паспортах была упразднена в 2000 г. под давлением Евросоюза. Греческое правительство пошло на это, несмотря на протесты населения и на то, что в истории современной Греции были даже мученики, пострадавшие за возможность исповедовать себя православными посредством подобных документов. Ин. 17:20-23. кондака Великого покаянного канона: «Душе моя, душе моя, востани, что спиши?..» Комментарии Всего комментариев: 11 2014/05/28, 08:58:57 Отче Дионисий, моли Бога о нас! Спаси Господи, за наставление, и да сохранит Матерь Божия отцы и братья вас, и Святую Гору Афон, за неоценимую помощь! Упокой Господи, душу монаха Дионисия, и нас грешных помилуй! 2014/05/25, 14:21:47 Покорно благодарю за мудрость и истины Святых Афонских Отцов Православия!!! Упокой Господи душу усопшего отца Дионисия Колицу! Царствие ему Небесное!Спаси Господи и помилуй нас грешных! Христос Воскресе! Воистину Воскресе! р.б.Инна 2014/05/06, 20:20:01 Спасибо! Поучительные зерна Православия и для верующих и для неверующих! Христос Воскресе отче Дионисий! Николай 2014/05/05, 18:23:12 Искренне благодарю за замечательный рассказ об истинном воине Христовом! Пусть его святая жизнь будет для нас, немощных, примером и поддержкой в духовных трудах.

http://isihazm.ru/?id=384&sid=1&iid=1811

23 И той бе Иисус яко лет тридесять начиная, сый, яко мнимь, Сын иосифов, илиев, 24 матфатов, левиин, мелхиин, ианнаев, иосифов, 25 маттафиев, амосов, наумов, еслимов, наггеов, 26 маафов, маттафиев, семеиев, иосифов, иудин, 27 иоаннанов, рисаев, зоровавелев, салафиилев, нириев, 28 мелхиев, аддиев, косамов, елмодамов, иров, 29 иосиев, елиезеров, иоримов, матфатов, левиин, 30 симеонов, иудин, иосифов, ионанов, елиакимов, 31 мелеаев, маинанов, маттафаев, нафанов, давидов, 32 иессеов, овидов, воозов, салмонов, наассонов, 33 аминадавов, арамов, есромов, фаресов, иудин, 34 иаковль, исааков, авраамов, фарин, нахоров, 35 серухов, рагавов, фалеков, еверов, саланов, 36 каинанов, арфаксадов, симов, ноев, ламехов, 37 мафусалев, енохов, иаредов, малелеилов, каинанов, 38 еносов, сифов, адамов, Божий. Глава 4 1 Иисус же исполнь Духа свята возвратися от иордана: и ведяшеся Духом в пустыню, 2 дний четыридесять искушаемь от диавола: и не яст ничесоже во дни тыя: и скончавшымся им, последи взалка. 3 И рече ему диавол: аще Сын еси Божий, рцы каменеви сему, да будет хлеб. 4 И отвеща Иисус к нему, глаголя: писано есть, яко не о хлебе единем жив будет человек, но о всяцем глаголголе Божии. 5 И возвед его диавол на гору высоку, показа ему вся царствия вселенныя в часе временне, 6 и рече ему диавол: тебе дам власть сию всю и славу их: яко мне предана есть, и, емуже аще хощу, дам ю: 7 ты убо аще поклонишися предо мною, будут тебе вся. 8 И отвещав рече ему Иисус: иди за мною, сатано: писано есть: поклонишися Господу Богу твоему, и тому единому послужиши. 9 И веде его во Иерусалим, и постави его на криле церковнем, и рече ему: аще Сын еси Божий, верзися отсюду долу: 10 писано бо есть, яко ангелом своим заповесть о тебе сохранити тя: 11 и на руках возмут тя, да не когда преткнеши о камень ногу твою. 12 И отвещав рече ему Иисус, яко речено есть: не искусиши Господа Бога твоего. 13 И скончав все искушение диавол, отиде от него до времене. 14 И возвратися Иисус в силе духовней в галилею: и весть изыде по всей стране о нем.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=759...

Однако он не всегда исполнялся ( Исх. 21,26.27 ). Иисус наставлял Своих учеников ради Царства Небесного отвергнуть самих себя, быть терпимыми, прощать других и не искать отмщения ( Мф. 5,38–42 ), памятуя, что в последний день Бог будет судить людей по их делам ( Мф. 25,31–46 ). Глава 25 25:1–55 Господь дает израильтянам указания относительно владения обетованной землей, излагая законы, препятствующие варварскому обращению с землей и ее обитателями. 25:1–7 Как человеку необходим день отдыха, так и земле нужно некоторое время оставаться под паром. Подобные предписания см. в Исх. 23,10.11 . Другие священные дни Израиля. 25 юбилей. Это был не просто год покоя для земли. В такой год всем обедневшим израильтянам, оказавшимся в должниках у кого-либо, прощались все займы. Земля, которая была продана, возвращалась своему первоначальному владельцу, а рабы получали свободу (23,10.40). 25 возвратитесь... во владение свое. Бог защищает владение каждой семьи. Таким образом, Он оберегает семейный уклад и препятствует использованию дарованного Им владения в целях наживы. 25 Моя земля. Бог дал Израилю землю ( Втор. 6,10–22; 8,10–13 ), но оставил за Собой окончательное право владения ею. Он мог прервать «арендный договор», заключенный с неугодными Ему людьми. Израильтяне не имели неотъемлемого права на владение землей и обладали ею только в пределах, определенных заветом с Богом. Земля не была такой собственностью, которую можно было бы покупать или продавать: она символизировала жизнь с Богом. 25:25 Все случаи продажи, описанные здесь, были вызваны нищетой. Семья не могла продавать землю другой семье. 25:26 В юбилейный год земля должна возвратиться к своему первоначальному владельцу. 25:29 Жилые дома в городе следовало выкупить в течение года, в противном случае они считались проданными навсегда. 25:36 Запрещалось брать проценты с денег, данных взаймы обедневшим израильтянам ( Пс. 14,5 ). 25:39–41 Если кто-то, оказавшись в долгу, продавал в рабство сына или дочь, то они освобождались через семь лет ( Исх. 21,2–11 ; Втор. 15,12–18 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

А какое это «прежнее» видение? ответ лишь в предыдущей 7-й арамейской главе. В 8:27 Даниил говорит: «я начал заниматься царскими делами». А какие это дела и кто ему поручил их? ответ в предыд. арамейской части (2:48–49, 5:29, 6:28). Кроме этих частностей, видна и вообще зависимость взаимная еврейской и арамейской частей и сходство ближайшее между ними, как по мыслям, так и по образам и выражениям. Напр. символизм присущ седьмой – арамейской главе и восьмой, десятой и одиннадцатой, еврейским главам, притом символизм, заимствованный из животного мира: звери, скот, их борьба, рога, и т. д. При этом как содержание символов вполне тождественное, так и общие мысли их объединяют обе части и их символические и несимволические изречения. Таковы след. мысли. Быстрая и внезапная смена языческих мировых царств проходят чрез 2-ю и 7-ю главы арамейские и чрез 8 и 11 главы еврейские. Мысль о погибели языческой силы пред царством Божиим раскрывается в арамейских (2 и 7) и в еврейских (8 и 11) главах. Зависимость языческих царств и владык от Бога проникает все почти главы, особенно 2-ю и 5-ю в арамейской части, и 10 и 11 в еврейской. Высокомерие и самообоготворение языческих царей сходно изображаются в 3, 4 и 7 главах арамейской части, и в 11 главе еврейской (особ. 7:8–25=8:25, 11:36). В раскрытии указанных мыслей видно даже дослов-ное сходство: «восстанет (гордый языческий царь) против Всевышнего» (7:25 ср. 5:23=8:25); срок богопротивных действий: «до времени, времен и полувремени» (7:25=12:7); рога символ царей (7:7–8, 24=8:20–22); прекращение жертв истинному Богу (7:25=8:11–13; 9:27, 11:31); сокрушение злого царства «не-рукою » (2:34, 45=8:25); запись в книгу людей и их дел и чтение ее на будущем суде (7:10=12:1). «Народ святых» члены Царства Божия (4:27=8:24, 12:7). Всемирность и вечность Царства Божия в противоположность скорогибнущим царствам языческим вполне сходно изображается во 2 и 7 главах в арамейской части, и в 12 главе (1–2) еврейской. Язык еврейский, арамеизированный, и чисто арамейский вполне сходен в обеих частях книги.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Yungerov...

10 Елам. Название территории, расположенной к востоку от Вавилонии и к северу от Персидского залива, и народа, населявшего ее. Ассур. См. ком. к 10,11. Арфаксад. Некоторые лингвисты читают это имя как «Страна Хасд» (ср. Ур-Касдим, т.е. Халдея). Луд. Лидийцы из Малой Азии ( Ис. 66,19 ; Иез. 27,10 ). Арам. Арамейцы, заселявшие Месопотамию. 10 Уц. Страна, где жил Иов ( Иов 1 ). Хул, Гефер и Маш. Земли в Сирии, точное расположение которых неизвестно. 10:24.25 Эти стихи подробнее раскрываются в 11,12–17. 10 Арфаксад родил Салу. В древнейших греческих рукописях сказано: «Арфаксад родил Каинана, Каинан родил Салу»; такое греческое добавление обнаруживается в родословной Иисуса Христа ( Лк. 3,36 ). 10 Фалек. См. 11,18. Его имя в избранной линии, возможно, предсказывает рассеяние народов из Вавилона (см. пророчество Ламеха в 5,29). В Пс. 54,10 во фразе «раздели языки их» употреблено то же древнееврейское слово. Это может означать и отделение избранной линии от неизбранной. Иоктан. Считается родоначальником южных арабов. 10 Офира. Вероятно, его земля была богата месторождениями золота. 10:27–30 Точное местоположение перечисленных далее земель не установлено. Народы, представленные в книге Бытие (Бытие гл. 10) Глава 11 11:1–9 Этот фрагмент начинается и заканчивается словами язык и вся земля. Здесь сообщается о разобщении народов и о причинах, его вызвавших. 11:1 Слова об одном языке указывают, безусловно, на исторический период, предшествовавший описанию «семьи народов», данному в гл. 10. Исследования в области исторического языкознания позволяют сделать заключение о существовании единого праязыка, условно названного «ностратический», из которого вычленились индоевропейские (иафетические), хамито-семитские, алтайские, уральские, дравидические, картвельские и др. языки. См. Введение: Трудности истолкования. одно наречие. Более правильный перевод: «и немногочисленные слова». 11 нашли в земле Сеннаар равнину. См. 10,10. Это место было колыбелью ранних цивилизаций. 11 построим. См. Пс. 126,1 .

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

После изложения критических теорий, приведем положительные доказательства единства Пятикнижия. Единство писателя Пятикнижия видно из единства плана всех его частей – пяти книг, из единства хронологии его и богословских идей, освещающих всю его историографию, законы и пророчества. 1) Единство писателя книги Бытия, с которой критики начали переносить возражения на другие части Пятикнижия, видно из плана ее. А план обнаруживается в десяти отделах всего повествования, начала которых писатель обозначал, как бы заглавиями, словами: вот родословие – elle toledot. По этим заглавиям, несомненно принадлежащим писателю Пятикнижия, книга Бытия делится следующим образом. Всему повествованию писатель предпосылает введение (1–2:4), не входящее в число десяти отделов, заключающее историю миротворения, подготовительную к истории человечества, а поэтому и не имеющую указанного заглавия. Далее, история человечества (2:4) озаглавливается elle toledot и заключает историю поселения первых людей в раю, грехопадение и дальнейшую судьбу первой человеческой четы – первый отдел (2:4–4:26). Второй отдел (5:1) озаглавливается: родословие Адама, и излагает имена благочестивых потомков Адама до Ноя (5:1–6:8). Третий отдел заключает историю Ноя, т.е. потопа (6:8–9:24). Четвертый отдел – историю сыновей Ноя до выделения из потомства Ноя Сима и его семейства (10:1–11:9). Пятый отдел – историю Сима в его потомках до Фарры (11:10–26). Шестой отдел – историю Фарры в лице его сына Авраама (11:27–25:11). Седьмой отдел – историю сына Авраамова Измаила и его потомства (25:12–18). Восьмой отдел – историю Исаака и его сыновей Исава и Иакова (25:19–35:29). Девятый отдел – историю Исава и его потомков (36:1–43). Наконец, история Иакова и его сыновей (37:1–50:21) заканчивает книгу Бытия. Все эти отделы начинаются оглавлениями: elle toledot... Из анализа поименованных отделов видно, что они отмечены одним писателем, обнаруживают определенный план книги и имеют близкое отношение к содержанию последней. Прежде всего бросается в глаза их неравномерность: одни состоят из нескольких стихов (напр., пятый – 11:10–26, седьмой 25:12–28, девятый 36 гл.), другие из многих глав (например, шестой – 11–25 глл.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Yungerov...

Значительную часть книги составляют наставления Иисуса Сираха о том, как должен поступать истинно мудрый человек в различных ситуациях: в радости и горе, когда здоров и когда болен, в бедности и богатстве; даются наставления, как относиться к друзьям, врагам, к добрым и злым людям, к жене и детям, к старшим и младшим. Внимание автора прежде всего сосредоточено на семье. Основой благополучия и счастья семьи, по мнению Иисуса Сираха, является разумное и богобоязненное поведение ее главы. Поэтому, давая советы и наставления, автор обращается в первую очередь к отцу семейства. От членов семьи безусловно требуется полное подчинение ее главе. Родители, особенно отец, должны заботиться о воспитании детей: в сыновьях прежде всего необходимо воспитывать послушание и почтительность (Сир 30. 1-13), в дочерях - целомудрие (42. 10-11). Нет смысла радоваться «множеству негодных детей», потому что «лучше один праведник, нежели тысяча грешников» (16. 1-5). Муж и жена должны жить в согласии между собой (25. 2). Верная и стыдливая жена является высшей наградой для мужа, его «счастливой долей» (26. 3), «опорой спокойствия его» (36. 26; ср.: 7. 21; 26. 1-4, 16-23; 36. 23-29); злая, бесстыдная пьяница, напротив, вызывает отвращение и невыносима для всей семьи (25. 15-29; 26. 7-10). Раба нужно держать в строгости, но не слишком обременять и поступать с ним, «как с братом» (33. 25-33). Автор предостерегает от общения с дурными людьми (11. 29-34; 13. 1-11), для них не следует совершать благодеяний, ибо следствием будет только «сугубое зло» (12. 4-7; особенно ст. 6). Напротив, истинные друзья - это большая ценность (6. 1-17; 19. 13-18; 22. 21-30; 27. 16-23; 37. 1-9). В общении с богатыми и властными людьми следует быть осмотрительным (13. 12-14), с другими - во всем сохранять скромность (31. 13-32. 14). Следует избегать развратных женщин (9. 3-11; ср.: 42. 12-14). Мудрец призывает проявлять терпение в испытаниях (2. 1-18), иметь кротость и смирение (3. 17-29), прощать ближним обиды («...тогда по молитве твоей отпустятся грехи твои» - 28. 2), воздерживаться от ссор и конфликтов даже с негодными людьми (8. 1-14; 28. 9-14), избегать ревности (9. 1-2), зависти (9. 14; 14. 8-10), гордости (10. 7-21), не проявлять лишнего внимания к внешности человека (11. 1-4), не надеяться только на земное богатство (5. 1-10), быть милостивым к бедным (4. 1-6; 29).

http://pravenc.ru/text/293952.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010