Потом научает, какое обрезание угодно Богу. И обрежите жестосердие ваше; (говоря это) ясно показал, что видимое обрезание служит образом сокровенного и что при внутреннем обрезании телесное излишне. Имея в виду это, божественный апостол писал Римлянам: не бо иже яве Иудей есть, ни еже яве во плоти обрезание: но иже в тайне, Иудейки обрезание сердца духом, (а) не писанием: ему же похвала не от человек, но от Бога. Слышал повеление Бога, говорящего чрез пророка: обрежитеся Богу вашему, мужие Иудины и обитающий во Иерусалиме. Иер. 4:4 . Да не изыдет яко огнь ярость моя, и возгорится, и не будет угашаяй, ради лукавства начинаний ваших. Говорит по-человечески, желая их вразумить. Поэтому многократно наводит на них страх и (употребляет выражение), что не будет угашающего это бедствие. Так как они неоднократно возлагали надежды на Его человеколюбие, то поэтому уничтожает такую надежду. А непослушным делает угрозу. Да не изыдет яко огнь ярость моя. Вы одни своим раскаянием можете погасить (этот огонь); а если вы не раскаетесь, то никто не в силах избавить от наказания. Иер. 4:5 . Возвестите во Иудеи. Что это? Выше сказал: да не возгорится гнев Мой, как огонь, а (из этих слов видно, что) его уже возжег, что наводит на них бедствия и, приведши к самым дверям, не позволяет бедствиям войти в них. Не отдает города на расхищение, а приводит врагов к городам и, как отличный учитель, берет ремень, но не бьет. А устрашая их, повелевает объявить Иерусалиму и всему колену иудину, чтобы вострубили и дали знать всем о нападении врагов, чтобы уходили в укрепленные города, а особенно на Сион, как более укрепленный. Иер. 4:6 . Воздвигше 35 бежите в Сион. (В этом) есть некоторое противоречие, так как это (дело) того, который заботится, наперед печется и старается о том, чтобы ничего не случилось неожиданно, а то – желающего отдать, выдать и подвергнуть тягчайшим бедствиям. Если наводишь бедствия с севера, то для чего торопишь? То слова Его, (как) ведущего войну, а это (как) защищающего от врагов. Видишь ли, что (это – слова) исправляющего, пекущегося и стремящегося возбудить веру в будущее? Так как слова не приносили им никакой пользы, то представляет им то, что как бы уже совершилось.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

Призывание Имени Божия с верой и благоговением освящает и самого человека, и то, над чем оно призывается; Именем Божиим освящается всё. " Иди и рцы рабу Моему Давиду: сия глаголет Господь: не ты созиждеши Мне дом, еже обитати Мне... Иже будет от чрева твоего и уготовлю царство его. Той созиждет дом Имени Моему « ( 2Цар. 7:5–13 ). В созданном Имени Божию храме пребывает, обитает Сам Бог в призываемом Имени Его. Поэтому кто хулит, умаляет значение Имени Божия, тот хулит Самого Господа и терпит за это законное наказание. Из книги третьей Царств Рече Соломон: аз же создах дом Имени Твоему свят... ( 3Цар. 8:13 ). И создах храм Имени Господа Бога Израилева ( 3Цар. 8:20 ). Да будут очи Твои отверсты на храм сей день и нощь, на месте о нем же рекл ecu: будет Имя Мое тамо на услышание молитвы ( 3Цар. 8:29 ). Внегда помолятся на месте сем и исповедятся Имени Твоему ... и милостив будеши ( 3Цар. 8:35 ). Слышит Господь молитвы исповедующих и призывающих Имя Его в храме, созданном Имени Господню. И явися Господь Соломону и рече ему Господь: сотворит ти по всей молитве твоей и освятих храм сей , его же создал ecu, еже положити Имя Мое тамо во веки , и будут очи Мои ту, и сердце Мое во вся дни ( 3Цар. 9:3 ). До тех пор, пока в храме Божием прославляется имя Господне, в храме будет пребывать Сам Господь и будет слышать молитвы исповедующих, и призывающих, и прославляющих Имя Божие. Аще же не сохранити заповедей Моих ... и изрину Израиля из земли, юже дох им, и храм сей, егоже освятих Имени Моему, отвергну от Лица Моего ( 3Цар. 9:6–7 ). К заповедям Божиим относится и повеление не призывать всуе Имя Господне. Неисполнение заповедей Божиих, а наипаче оскорбление и хуление Имени Божия, становится причиною отвержения и храма, и целого избранного народа, лишение их благодати Божией и спасения. И рече Илия... да призовете имена богов ваших, и аз призову Имя Господа Бога моего : и будет Бог, иже аще послушает огнем, той есть Бог ( 3Цар. 18:24 ). С верой призываемое Имя Божие творит дивные чудеса. Как и Сам Господь Иисус Христос засвидетельствовал: «Именем Моим бесы ижденут»... ( Мк. 16:17 ). Из книги четвёртой Царств

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/imjasl...

Оттого что закон Моисея обессилел, слова пророков оставлены, Сын Божий становится Сыном Девы; Бог, став человеком, обожает человеческую природу, а мы всё ещё удивляемся по поводу Моисея. Если Он ради одного Моисея, склонив небеса, сошёл на гору, то отчего же Он не захочет быть милосердным ко всему забытому на земле человечеству? Тогда ради Моисея Он не истребил тех беззаконников, ныне же Он почтил святыней верующих, чтущих и поклоняющихся Ему, ради которых Сын Божий пролил свою Кровь, как в Послании к Римлянам говорил божественный Павел: «Тот, Который Сына Своего не пощадил, но предал Его за всех нас, как с Ним не дарует нам и всего? Христос умер, но и воскрес из мёртвых; Он одесную Бога и молит за нас ( Рим. 8:32, 34 ); Он есть первенец из умерших ( 1 Кор. 15:20 ), Который ввёл в Царство возлюбленного Сына Своего, в Котором прощение грехов, Который есть образ Бога невидимого, рождённый прежде всякой твари, ибо Им создано всё, что на небесах и что на земле, видимое и невидимое, и Он есть прежде всего, и всё Им стоит ( Кол. 1:13–17 ); Моисей был верен для свидетельства [о том, что надлежало] возвестить, [а] Иисус Христос – как Сын в доме своём; дом же Его – мы ( Евр. 3:5–6 )». Но мы прежереченому бытию притецмъ. Однако обратимся к прерванному повествованию. Моиси же несый скрижали писани въвано въ дъсц, къ нему же рече Исусъ Навгінъ: «се гласъ кричить ратный въ полц». Къ нему же рече Моиси: «нсть гласъ рати, но гласъ начинающихъ вину азъ слышю». [Когда] Моисей нёс скрижали – «письмена, начертанные на досках» ( Исх. 32:16 ), – Иисус Навин “сказал ему: „Военный крик в стане”. Моисей же сказал ему: „Я слышу не крики сражения, но голос начинающих беззаконие”» ( Исх. 32:17–18 ). Идущема же има, зрста льный телець великый. (л.134б) И жесес Моиси, и пусти в дъсц завта, и скрушистас подъ горою. Людиє жидовьскыи, жьдуще Моис, ко медли Моиси слсти съ горы, роптаху людиє, къ Арону глаголюще: «въстани, створи намъ богъ, иже поидеть предъ нами; Моиси бо человкъ, иже изведе ны изъ Егюпта, и не вмы, что бо бысть єму».

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/paleja-...

«Худородная, говорит, – и уничиженная избра Бог... не сущая: да сущая упразднит (и) яко да не похвалится всяка плоть пред Богом. Из него же вы бысте во Христе Иисусе, иже бысть нам премудрость от Бога, правда же и освящение и избавление: да якоже пишется: хваляйся о Господе да хвалится» ( 1Кор. 1, 28–31 ). И еще: «Благодатию есте спасени через веру, и сие не от вас: Божий дар: не от дел, да никто же похвалится: того бо емы творение, создани о Христе» ( Ефес. 2, 8–10 ). Так, во-первых, никакая плоть никогда не может оправдаться от закона, т. е. от дел, дабы всякий праведник имел славу от Бога. Во-вторых, никто да не хвалится пред Богом, ибо Бог так поступает по отношению к своим, чтобы было что и простить им: «чист (бо) от скверны никтоже, аще и един день житие его на земли» ( Иов. 14, 4–5 ). И Давид говорит: «не вниди в суд с рабом твоим; яко не оправдится пред тобою всяк живый» ( Псал. 142, 2 ). И Соломон, при освящении храма: «нест человек, иже не согрешит» ( 3Цар. 8, 46 ). И еще: «тебе единому согреших» ( Псал. 50, 6 ). Ибо кто похвалится, что он имеет чистое сердце? Или кто похвалится, что он свободен от греха? Но мало остается от чистаго сердца, то есть от чистых помышлений, если и от греха никто не может счесть себя свободным. Ни одна победа не дается делами, но всякая даруется милосердием Божиим, по написанному: «Венчающаго тя милостию и щедротами» ( Псал. 102, 4 ). И мать мучеников так говорит своему сыну: «да в милости с братиею твоею восприиму тя» (2 Макк. 7, 29). Но праведник исполняет волю Божию по расположению и склонности, стараясь и желая служить Богу, только не посредством закона. Ибо если бы закон оправдывал, то заслуга всех праведников была бы одна и та же, потому что он от всех требует одинаковой внимательности, а если нет, то действовало бы проклятие. Если же закон допускал различие заслуг, то кто получил столько милующей благодати, сколько, сообразно с своею верою, надеялся получить, преобразившись «от славы в славу» как от Духа Божия ( 2Кор. 3, 18 ), то есть из того же в тоже? Ибо сказать, что вера дана после Христа, значит сказать, что тогда же дан и Дух Святый, между тем как всегда все пророки и праведники жили тем же Духом и не могли жить иначе, как только духом веры.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihonij_Afrika...

Когда они услышали глас Господа Иисуса Христа: Аще кто хощет по Мне ити, да отвержется себе, и возьмет крест свой, и по Мне грядет. Кая польза человеку, аще мир весь приобрящет, душу же свою отщетит? И всяк, иже оставит дом, или братию, или сестры, или отца, или матерь, или жену, или чада, или села, имене Моего ради, сторицею приимет, и живот вечный наследит ( Мф.16:24–26; 19:29 ): то оставили все, и пошли вослед Его; оставили мир с маловременными его красотами, оставили свои дома и имение со всеми любезными своими друзьями и сродниками; а другие оставили любезных и дражайших своих родителей, которые человеку паче всего света, кроме единого Бога: их человеку оставить есть не малый крест и не легкая скорбь; но за любовь Господа своего они и их оставили, помня, что Сам Господь сказал: иже любит отца, или матерь паче Мене, несть Мене достоин ( Мф.10:37 ). А другие оставили своих любезнейших младых жен с милыми своими чадами; это они уже сделали почти выше естества человеческого: ибо человек прилепляется к жене своей более, нежели к родителям; писано бо есть: оставит человек отца своего и матерь, и прилепится к жене своей ( Мф.19:5 ); и часто за жену отдает жизнь свою, и за детей своих почти каждый согласится страдать и умереть: ибо часто родители, видя чад своих страждущих, от жалости и сами умирают. Но любовь Господня и эту любовь преодолела. Когда они услышали глас Господа: аще кто грядет ко Мне, и не возненавидит отца своего, и матерь, и жену, и чад ( Лк.14:26 ): то паче жены и чад своих возлюбили Господа Бога своего, и все оставили, и вслед Его пошли. Воистину дороги родители и любезны жена и малые дети, и воистину все любезны, но не вечны, а временны и смертны, и не могут избавить от вечной муки, и не окажут помощи на страшном суде Христовом. Тогда не помогут родители своим чадам, ни чада своим родителям; но каждый за себя даст ответ Богу. Но я еще скажу о сем; потому что отчасти и сам это испытал; не много и самому прилучилось из этой чаши испить. Воистину, скорбно и болезненно – разлучаться с родными и любезными своими.

http://azbyka.ru/otechnik/Parfenij_Ageev...

17 Молю же вы, братие, блюдитеся от творящих распри и раздоры, кроме учения, емуже вы научистеся, и уклонитеся от них: 18 таковии бо Господеви нашему Иисусу Христу не работают, но своему чреву: иже благими словесы и благословением прельщают сердца незлобивых. 19 Ваше бо послушание ко всем достиже. Радуюся же еже о вас. хощу же вас мудрых убо быти во благое, простых же в злое. 20 Бог же мира да сокрушит сатану под ноги вашя вскоре. Благодать Господа нашего Иисуса Христа с вами. Аминь. 21 Целует вас тимофей споспешник мой, и лукий и иасон и сосипатр, сродницы мои. 22 Целую вы и аз тертий, написавый послание сие, о Господе. 23 Целует вы гаие странноприимец мой и Церкве всея. Целует вы ераст строитель градский, и куарт брат. 24 Благодать Господа нашего Иисуса Христа со всеми вами. Аминь.   Первое послание к Коринфянам Глава 1 1 павел, зван апостол Иисус Христов волею Божиею, и сосфен брат, 2 Церкви Божией сущей в коринфе, освященным о Христе Иисусе, званным святым, со всеми призывающими имя Господа нашего Иисуса Христа, во всяцем месте, тех же и нашем: 3 благодать вам и мир от Бога Отца нашего и Господа Иисуса Христа. 4 Благодарю Бога моего всегда о вас, о благодати Божией данней вам о Христе Иисусе, 5 яко во всем обогатистеся о нем, во всяцем слове и всяцем разуме, 6 якоже свидетелство Христово известися в вас: 7 яко вам не лишитися ни во единем даровании, чающым откровения Господа нашего Иисуса Христа, 8 иже и утвердит вас даже до конца неповинных в день Господа нашего Иисуса Христа. 9 Верен Бог, имже звани бысте во общение Сына его Иисуса Христа, Господа нашего. 10 Молю же вы, братие, именем Господа нашего Иисуса Христа, да тожде глаголете вси, и да не будут в вас распри, да будете же утверждени в томже разумении и в тойже мысли. 11 Возвестися бо ми о вас, братие моя, (посланным) от хлоиса, яко рвения в вас суть. 12 Глаголю же се, яко кийждо вас глаголет: аз убо есмь павлов, аз же аполлосов, аз же кифин, аз же Христов. 13 Еда разделися Христос, еда павел распятся по вас? или во имя павлово крестистеся?

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=759...

7. И паки грядущаго со славою, судити живым и мертвым, Егоже царствию не будет конца. 8. И в Духа Святаго, Господа, животворящаго, Иже от Отца исходящаго, Иже со Отцем и Сыном спокланяема и сславима, глаголавшаго пророки. 9. Во едину святую, соборную и апостольскую Церковь. 10. Исповедую едино крещение во оставление греховъ. 11. Чаю воскресения мертвыхъ, 12. И жизни будущаго века. Аминь. В чем должна состоять наша надежда, — изложено в молитве Господней («Отче наш…», см. выше) и в заповедях «о блаженстве» (см. ниже: «Литургия») . В чем должна состоять любовь, — изложено в десятословии, или десяти заповедях Божиих. На вопрос одного законника, какая наибольшая заповедь в законе, Иисус Христос отвечал: «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всем разумением твоим. Вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя. На сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки» ( Мф.22:36-40 ). Итак, заповедь о любви повелевает любить Бога всем сердцем, всею душою, всем разумением, а ближнего своего любить так, как самого себя. Святой Апостол Павел, говоря о трех главных добродетелях — вере, надежде и любви, прибавляет: «но любовь из них больше». Для чего святой Апостол сделал эту прибавку? Для того, чтобы христианин знал, что новозаветная заповедь о любви, особенно о любви к ближним, гораздо выше, чем та же заповедь — ветхозаветная, как понимали эту заповедь ветхозаветные книжники; к заповеди Божией «возлюби ближнего твоего» они, т. е. ветхозаветные книжники, сделали свою прибавку: «и возненавидь врага твоего». Господь же наш Иисус Христос учил наоборот: «Вы слышали», говорит Он ученикам и народу, «что сказано (древним) : люби ближнего твоего и ненавидь врага твоего. А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас» ( Мф.5:43-44 ). В последней прощальной беседе с Апостолами Иисус Христос сказал: «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих» ( Ин.15:13 ).

http://azbyka.ru/molitvoslov/pravoslavny...

Потому что ап. Иоанн полагает границей для молитв о согрешающем брате только то, когда последний повинен бывает в смертных грехах; но, отнюдь, не воспрещает, а даже увещевает молиться о нем, если грехи его не смертны, написав по сему поводу следующее: аще кто узрит брата своего согршающа грех не к смерти, да просит, и даст ему живот, согрешающим не к смерти, есть грех к смерти: не о том глаголю, да молится ( 1Ин.5:16 ). Кроме того, Сам же Иисус Христос учил: всяк грех и хула отпустится человеком; а яже на Духа хула, не отпустится человеком. И иже аще речет слово на Сына человеческаго, отпустится ему: а иже речет на Духа Святого, не отпустится ему, ни в сей век, ни в будущий ( Мф.12:31, 32 ). А все это опять не дает ли основания, как для уместности молитв о, не успевших вполне загладить своих грехов, усопших братиях наших, так и для надежды на испрошение им у Бога прощения грехов их, если только грехи сии не смертны или не таковы, как хула против Духа Святого? Между тем, в ветхозаветных писаниях находим и, более или менее, прямые указания на поминовение усопших, а, также, на молитвы и жертвоприношения с целью испрошения у Бога прощения грехов их. Так, в них есть ясные указания на то, что в Ветхозаветной Церкви существовал во все времена обычай преломлять над умершими хлебы ( Втор.26:14 ; Иер.16:7 ), и, при гробах, их раздавать неимущим ( Тов.4:17 ), а, также, по случаю кончины ближних налагать на себя пост ( 1Цар.31:13 ; 2Цар.1:12, 3:35 ), что, конечно, соединялось и с соответственными молитвами. Кроме того, мы встречаем и самый образец молитвы об усопших у пророка Варуха, который сам же так молился Господу Богу: Господи, Вседержителю, Боже Израилев, услыши молитву умерших израилевых, и сынов, согрешивших пред Тобою... Не помяни неправд отец наших ( Вар.3:4, 5 ). Но, особеннейшего внимания, заслуживает пример молений и жертвоприношений за, скончавшихся в грехе, воинов, в следующих замечательных чертах, изображенный в книге Маккавейской: «Все обратились к молитве, прося, да будет совершенно изглажен содеянный (падшими воинами) грех; а доблестный Иуда увещевал народ хранить себя от грехов, видя своими глазами, что случилось по вине падших.

http://azbyka.ru/otechnik/Silvestr_Malev...

Изъяснение псалма 139-го. «В конец, псалом Давиду». Блаженный Давид, гонимый Саулом, призывает в помощь Бога всяческих. Пс.139:1 .   Начальнику хора. Псалом Давида. «Изми мя, Господи, от человека лукава, от мужа неправедна избави мя». Неправедный есть Саул, неблагодарный и благодетелю; потому что старался убить блаженнаго Давида, который не только ничем не обидел его, но и делал ему много добраго. Пс.139:2 .   Избавь меня, Господи, от человека злого; сохрани меня от притеснителя. «Иже помыслиша неправду в сердце; весь день ополчаху брани». Не только водился он лукавыми помыслами, но к помыслам присовокуплял и дела. Вместо: «весь день» Симмах перевел: всякий день. Пс.139:3 .   Они злое мыслят в сердце, всякий день ополчаются на брань. «Изостриша язык свой яко змиин: яд аспидов под устнами их»; потому что Саул многократно употреблял хитрость, намеревался убить Давида, многократно, поклявшись и говоря с ним дружелюбно, нарушал клятвы. Посему, притворный нрав и сокрытое лукавство справедливо уподобил Пророк яду пресмыкающихся животных. Пс.139:4 .   Изощряют язык свой, как змея; яд аспида под устами их. «Сохрани мя Господи из руки грешничи, от человек неправедных избави мя». Молитва , – приличная Праведнику; потому что просит не погибели врагам, но себе спасения. «Иже помыслиша запяти стопы моя». Блаженный Давид, изгнанный Саулом, бежал к иноплеменникам, они же были злочестивые и делатели всякаго беззакония. А потому Давид и достоин удивления, что везде был хранителем благочестия, не соглашался раболепствовать нуждам; хотя этот гонитель мой, говорит Давид, едва не запял стопы моего благочестия. Пс.139:5 .   Соблюди меня, Господи, от рук нечестивого, сохрани меня от притеснителей, которые замыслили поколебать стопы мои. Пс.139:6 .   Гордые скрыли силки для меня и петли, раскинули сеть по дороге, тенета разложили для меня. «Скрыша гордии сеть мне, и ужы препяша сеть ногама моима» : «При стези соблазны положиша ми». «Гордым» называет Пророк самаго Саула, а «сетию, ýжами» и «соблазнами» – различныя злоумышления, подстережения и засады. Сказал же сие иносказательно, переносный образ речи заимствовав от ловцев, употребляющих силки, западни и сети.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodorit_Kirsk...

3. нъ же вщавъ реч имъ: почто и вы престпаете заповдь за ваше; Он же сказал им в ответ: зачем и вы преступаете заповедь Божию ради предания вашего? На обвинение фарисеев Господь и Сам отвечал обвинением, «унимая дерзость, и показывая, чго согрешающий в великих делах не должен с такою заботливостью подмечать в других маловажные поступки» (Злат.). Из-за того, чтобы соблюсти не Моисеево, не древних пророков, а ваше, вашими учителями измышленное, предание, вы оставляете заповедь Самого Бога? 4. Бгъ бо заповда, гл: чт тца и матерь: и, иже тца ил матерь, да умретъ. Ибо Бог заповедал: почитай отца и мать; и: злословящий отца или мать смертью да умрет 5. Вы же глаголете: иже аще речетъ тц ил матери: даръ, имже бы пользовалс А вы говорите: если кто скажет отцу или матери: дар Богу то, чем бы ты от меня пользовался 6. и да не почтитъ тца своег ил матере и разористе заповдь за ваше. тот может и не почтить отца своего или мать свою; таким образом вы устранили заповедь Божию преданием вашим Эти слова Спасителя так объясняются: Иудеи имели обычай посвящать Богу разные предметы из своего имущества, и закон требовал, чтобы таковые предметы, если они обещаны были для принесения в дар Богу, непременно были принесены Ему ( Втор.23:21–23 ). Вследствие сего образовалось такое предание, что, так как дар Богу важнее, чем дар даже самым близким людям, напр., родителям; то родителям можно и не давать каких-либо предметов, если только эти предметы обещаны в дар Богу. Таким образом, фарисеи и сами нарушали и детей учили нарушать заповедь Божию о почтении к родителям ради преданий, напр., если родители говорили детям: дайте мне овцу, или тельца, или что другое; то дети отвечали: «это, чем желали бы вы от нас пользоваться, мы отдаем в дар Богу, и потому вы не можете получить». Отсюда и происходило нередко двоякое зло: и Богу не приносили под предлогом обязанности к родителям, и родителей лишали дара под предлогом обязанности к Богу (Злат.). Таким образом, фарисеи учили, как можно обойти, но исполнить заповедь Божию, и успокоить свою совесть. Указанными словами Господь, конечно, не осуждает принесения даров Богу. И Евангелие требует сего так же, как и закон Моисеев. Сам Господь И. Христос похвалил вдовицу, положившую две лепты в церковную сокровищницу ( Мк.12:43–44 ). Но Он осуждает только нарушителей заповеди Божией ради преданий (Мих.), учит, что должно прежде исполнить прямую заповедь Божию, а потом уже приносить дары Богу.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/t...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010