Что же есть Крещение? Крещение есть такое таинство, в котором верующий, – при троектратном погружении тела в воду, – во имя Отца и Сына и Святого Духа, – умирает для жизни плотской, духовной, и возрождается от Духа Святого в жизнь духовную, – святую. Крещение установил Сам Господь наш Иисус Христос, во-1-х, собственным примером Своим, когда крестился от Иоанна в реке Иордане, – во- 2-х, торжественной заповедью, данной Им Св. Апостолам по воскресении: «шедше убо научите вся языки, крестяще их во имя Отца и Сына и Святого Духа. Иже веру иметъ и крестится, – спасён будет: а иже не иметъ веры, осужден будет ( Мф.28:19 )». Самое важное священнодействие в Крещении есть троекратное погружение крещаемого в воду с произнесением установленных слов: крещается раб Божий... во имя Отца и Сына и Святого Духа». Во время этого именно священнодействия благодать Божия действует на всё существо крещаемого, – во-1-ых возраждает его или воссозидает, – как засвидетельствовал об этом Сам Христос Спаситель в беседе с Никодимом: «аще кто не родится водой и Духом, не может внити в Царствие Божие. Рождённое от плоти плоть есть, – и рождённое от Духа, дух есть ( Ин.3:4–6 )». И так, до крещения мы бываем плотью, будучи рождены от плоти, т. е. имеем от своих родителей наследственную греховную нечистоту, препятствующую нам войти в Царствие Божие, – в Таинстве же крещения, – рождаясь от Духа, – мы становимся духом, т. е. чистыми от прародительского греха или плотской нечистоты, – вследствие чего и можем войти в Царствие Божие. Почему и Св. Апостол Павел называет крещение «баней паки бытия» (Тим.3:5). Во-2-ых, крещение очищает от всякого греха, т. е. не только первородного, но и произвольного, оправдывает и освящает. Это видно из слов Св. Апостола Петра: покайтеся и да крестится кииждо вас во имя Иисуса Христа во оставление грехов ( Деян.2:28 )», – и из свидетельства Св. Апостола Павла: «и сими (грешниками) нецыи бысте, но омыстеся, но освятистеся, но оправдастеся именем Господа нашего Иисуса Христа и Духом Бога нашего ( 1Кор.6:11 )». И в-3-х, наконец – спасает от вечных наказаний за грехи и соделывает наследниками вечной жизни. «Иже веру иметъ, сказал Спаситель, – и крестится спасён будет; а иже не иметъ веры, осужден будет ( Мк.16:16 )».

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij-Razumi...

Но у него, кроме учения о любви, есть еще учение веры, независимо от закона любви. -И смотрите, как он решительно отвергает тех, которые говорят: веруй-как хочешь? С самых первых стихов о чем идет проповедь у него?– «о том, – говорит, что мы видели, что слышали и что руки наши осязали,– о Словеси животнем», о том, что «живот явился», тот живот, «который был у Отца и явился нам»,-вот об этом, говорит, и «проповедуем вам, да общение имате с нами, а наше общение с Богом Отцем и с Сыном Его Иисусом Христом» ( 1Ин.1, 1–3 ). Главная, значит, у св. Иоанна Богослова, как и у всех Апостолов, проповедь об общении с Богом через Господа Иисуса Христа, из которого потом вытекает и взаимное общение верующих. Как же теперь останавливаться на последнем, не имея первого?-Далее- задает себе святой Иоанн вопрос: «кто есть лживый»?– и решает его так: «никто, разве точию отметаяйся, яко Иисус несть Христос, и сей есть антихрист, отметаяйся Отца и Сына. Всяк отметаяйся Сына, ни Отца имать.-Иже аще исповесть, яко Иисус есть Сыне Божий, Бог в нем пребывает, и той в Бозе» (2, 22, 23, 4:15). Стало быть, все дело в исповедании Господа Иисуса Христа Сыном Божиим и Богом.– Как же говорить: веруй, как хочешь? Вот еще предостережение: «Возлюбленнии, говорит, не всякому духу веруйте, но искушайте духи; аще от Бога суть: яко мнози лжепророцы изыдоша в мир. О сем познавайте Духа Божия и духа лестча: всяк дух, иже исповедует Иисуса Христа во плоти пришедша, от Бога есть. И всяк дух, иже не исповедует Иисуса Христа во плоти пришедша, от Бога несть: и сей есть антихристов» (4, 1–3). Но кто говорит: веруй, как хочешь, тот не исповедует Иисуса Христа; ибо, если бы исповедовал, не говорил бы так. Стало- и он несть от Бога. От кого же?-И сей, верно, есть антихристов. Наконец, все существо Христианства святой Евангелист изображает так: «Живот вечный дал есть нам Бог, и сей живот в Сыне Его есть. Имеяй Сына Божия, имать живот: а не имеяй Сына Божия, живота не имать» (5, 11, 12). Кто же имеет Сына Божия?-Верующий во имя Его.-Почему, говорит, и пишу «вам верующим во имя Сына Божия», чтобы вы знали, что вы веруя в Сына Божия, «живот вечный имате» (5, 13). Следовательно, кто не верует в Сына Божия, живота вечного не имеет. Как же будет все равно, как хочешь, веруй?-Нет.– «Веемы, якоСын Божий прииде, и дал есть нам свет и разум, да познаем Бога истиннаго, и да будем в истиннем Сыне Его Иисусе Христе. Сей есть истинный Бог и живот вечный» (5, 20).

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

1 . Восьмой член Символа веры читается так: (Верую) И в Духа Святаго, Господа, Животворящаго, Иже от Отца исходящаго, Иже со Отцем и Сыном спокланяема и сславима, глаголавшаго Пророки (чрез пророков) . 2 . В восьмом члене Символа веры говорится о третьем Лице Святой Троицы – Духе Святом . 3 . Третье Лицо Святой Троицы, Дух Святой называется Господом в таком же смысле, в каком называется так и второе Лицо, Сын Божий, т. е. что Он есть истинный Бог, как и Бог Отец и Бог Сын. Имя Господь есть одно из имен Божиих. 4 . Дух Святой прямо назван Богом в следующих местах Священного Писания. Апостол Петр, в обличение Анании, одного из первых христиан, который солгал ему, сказал: Для чего ты допустил сатане вложить в сердце твое солгать Духу Святому? Ты солгал не людям, а Богу ( Деян.5:3–4 ). 5 . Дух Святой называется Животворящим , потому, что Он, вместе с Богом Отцом и Сыном, дает жизнь всем тварям, особенно же духовную жизнь людям, т. е. помогает верующим из них вести жизнь святую, добродетельную. Это значит, что Дух Святой так же, как и Бог Отец и Бог Сын, есть Творец, Промыслитель и Спаситель мира. 6 . Об этом так говорится в Священном Писании. Дух Божий носился над водами при сотворении мира, оживляя все творимое ( Быт.1:2 ). Если кто не родится от воды и Духа, т. е. если кто не возродится из греховного состояния в жизнь духовную силою Святого Духа в Крещении, тот не может войти в Царствие Божие, сказал Иисус Христос во время беседы с Никодимом ( Ин.3:5 ). 7 . Словами в Символе о Духе Святом Иже от Отца исходящаго означается то личное свойство Его, которым Он отличается от других Лиц Святой Троицы. 8 . Что Дух Святой исходит от Бога Отца, это известно из следующих слов Самого Иисуса Христа. В прощальной беседе с своими учениками Он сказал: Я пошлю вам от Отца Духа истины, Который от Отца исходит ( Ин.15:26 ). 9 . В западных церквах с XI века принято учение, что Дух Святой исходит и от Сына. Но это учение неправильно; учение об исхождении Святого Духа от Отца не может быть ни изменено, ни дополнено, во-первых, потому, что в Символе веры повторяются точные слова самого Иисуса Христа, и во-вторых, потому, что 2-ой Вселенский собор, без сомнения, правильно изложил учение о Святом Духе, и в-третьих, потому, что 3-й Вселенский собор запретил составлять новый Символ веры , следовательно, что-нибудь изменять или дополнять в составленном.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/k...

Преподавая далее правила поведения христиан среди язычников и разные общие правила, Апостол Петр говорит: «Будьте покорны всякому человеческому начальству, для Господа» ( 1Петр.2:13 ). «Всех почитайте, братство любите, Бога бойтесь, царя чтите» (17). Рабов он увещает повиноваться господам кротким и суровым (18) и прибавляет: «Если, делая добро и страдая, терпите, это угодно Богу. Ибо вы к тому призваны: зане и Христос пострада по нас, нам оставль образ, да последуем стопам Его; Иже греха не сотвори, ни обретеся лесть во устех Его; Иже укоряем, противу не укоряше, стражда не прещаше ( 1Петр.2:20–23 ). Также и вы, жены, повинуйтесь своим мужьям ( 1Петр.3:1 ). Так Сарра повиновалась Аврааму, называя его господином (6). И вы, мужья, обращайтесь с женами благоразумно. Наконец, будьте все единомысленны, сострадательны, братолюбивы, милосерды, дружелюбны, смиренномудры (7–8). Будьте всегда готовы всякому, требующему у вас отчета в вашем уповании, дать ответ с кротостью (15). Лучше пострадать за добрые дела, нежели за злые: зане и Христос единою о гресех наших пострада, праведник за неправедники, да приведет ны Богови, умерщвлен убо быв плотию, ожив же духом, о нем же и сущим в темнице духовом, сошед проповеда (17–19). Иже есть одесную Бога, возшед на небо» (22). «Впрочем, близок всему конец ( 1Петр.4:7 ). Итак будьте благоразумны и бодрствуйте в молитвах. Более же всего имейте усердную любовь друг к другу, потому что любовь покрывает множество грехов (6–8). Огненного искушения не чуждайтесь (12). Если злословят вас за имя Христово, то вы блаженны (14). Время начаться суду с дома Божия (17). Итак, страждущие по воле Божией да предадут Ему, как верному Создателю, души свои, делая добро» (19). «Пастырей ваших умоляю я: пасите Божие стадо не принужденно, но охотно, не для гнусной корысти, но из усердия ( 1Петр.5:1–2 ). Младшие повинуйтесь (старшим) пастырям (5). Трезвитесь, бодрствуете, зане супостат ваш диавол, яко лев рыкая, ходит, иский кого поглотити» (8). Отличительный характер первого послания Апостола Петра вполне соответствует пламенно-ревностному характеру Петра, его личным обстоятельствам жизни и воззрениям. Зная по собственному опыту слабость сердца человеческого, он с особенною настойчивостью увещает христиан к постоянству в вере. Горько оплакавший свое отречение от драгоценнейшего Учителя своего и Господа Спасителя, он теперь многократно изображает Его, как Страдальца прославленного, за Которого отрадно пострадать.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Kamens...

Мзда всякаго человека иже аще работати будет у тебе; да не примедлишь, но отдаждь ему абие; аще послужиши Богу воздастся тебе; внемли себе, чадо; во всех делах твоих; и буди наказан во всем житии твоем; и еже ненавидиши; да никому же твориши. Вина в пиянство да не пиеши, и, да не ходит с тобою пиянство в пути твоем. От хлеба твоего даждь алчущему и от одеяний твоих нагим; все, аще преизбудет тебе, твори милостыню; иждивай хлебы твоя при гробе праведных, грешником же да не даси; совета у всякаго премудрого ищи; и да не брежеши о всяком совете полезном. И на всякое время благослови Господа Бога твоего, и от Него проси, яко да пути твои прави будут, и вся стези и советы твоя да благоуспеют, зане всяк язык не имеет совета, но сам Господь дает вся благая, и его же аще восхощет, смиряет, егоже хощет. И ныне, чадо, помяни заповеди моя, и да не изгладятся от сердца твоего, и не бойся чадо, яко обнищахом: суть тебе многа, аще убоишися Бога, и отступиши от всякого греха, и сотворити, еже угодно пред Ним. 4:3–21. Из Книги Псалмов Учение о том, что праведные будут блаженны, а нечестивые погибнут Блажен муж, иже не иде на совет нечестивых, и на пути грешных неста, и на седалищи губителей не седе: но в законе Господни воля его, и в законе Его поучится день и ночь. И будет яко древо насажденное при исходищах вод, еже плод свой даст во время свое, и лист его не отпадет, и вся, елика аще творит, успеет. Не тако нечестивые, не тако: но яко прах, егоже возмещает ветр от лица земли. 1:1–5. Побуждения к хождению пред Богом Сынове человечестии! Доколь тяжкосердии всякую любите суету, и ищете лжи; увидите, яко удиви Господь преподобного своего; гневайтеся и не согрешайте, яже глаголете в сердцах ваших; на ложах ваших умилитеся; пожрите жертву правды, и уповайте на Господа. 4:3–6. Учение о том кто суть наследники Царствия Божия Господи! кто обитает в жилищи твоем, или кто вселится суть ю во святую гору твою? Ходяй непорочне, и делаяй правду, глаголяй истину в сердце своем, иже не ульсти языком своим, и не сотвори искреннему своему зла, и поношения не прият на ближния своя: уничижен есть пред ними лукавнуяй, боящияся Господа славит; кленыйся искреннему своему, и не отметаяйся; сребра своего недаде в лихву, и мзды на неповинных неприят: творяй сия неподвижится во век. 14:1–5.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/o-v...

Голод и мор следовали один за другим. В эти-то дни страшных бедствий попечительные власти старались всюду облегчать несчастье и горе людское. Нужно бы Бога благодарить за это и начальство. А по местам иное вышло. Православные христиане оказали неповиновение, многое худое наговорили и даже силою препятствовали исполнению полезных распоряжений власти. Вот и подивись: христиане, с колыбели воспитываемые под руководством церкви святой, не послушали голоса ее, не почтили должными повиновением власть, оказали ей сопротивление. Что же удивительного, если за грехом последовало, и наказание? Ведь и писание Божественное свидетельствует, что «начальствующие страшны не для добрых дел, но для злых. Хочешь ли не бояться власти? Делай добро и получишь похвалу от нее; ибо начальник есть Божий: слуга, тебе на добро. Если же делаешь зло, бойся, ибо он не напрасно носит меч: он Божий слуга, отмститель в наказание делающему злое» ( Рим.13:3–4 ). Но лучше, не по страху наказания повиноваться власти, а по совести. Потреба, говорит апостол, повиноватися не токмо за гнев, но и за совесть (–5), повиноваться по сознанию, что предержащие власти Богом поставлены, а потому не повиноваться им значить – оказывать противление Самому Богу. Посему-то св. апостол Петр почитание предержащей власти поставляет в связь со страхом Божиим. Бога бойтеся, царя чтите, учит он ( 1Пет.2:18 ). И св. Апостол Павел умоляет прежде всех творити молитвы, моления, прошения, благодарения за вся человеки, за царя, и за всех, иже во власти суть: да тихое и безмолвное житие поживем во всяком благочестии и чистоте: сие бо добро и приятно пред Спасителем нашим Богом, иже всем человеком хощет спастися и в разум истины приити ( 1Тим.2:1–4 ). Да, братие, великая добродетель есть послушание. Научитесь любить эту добродетель, исполнять ее и детей своих тому учить. Повинуйся Церкви святой, как матери, поистине любящей тебя. С радостью повинуйся начальникам, зная, что это есть добро пред Спасителем нашим. Иже сотворит ей и научит других, сей велий наречется в царствии небесном ( Мф.5:19 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Preobr...

Пусть выскажет это Апостол язычников, бывший их предводителем. Хощу вас ведети, яко всякому мужу глава Христос есть ( 1Кор.11:3 ). И затем: да Бог Господа нашего Иисуса Христа, Отец славы, даст вам духа премудрости и откровения, в познание его: просвещаема очеса сердца вашего, яко уведети вам, кое есть упование звания его, и кое богатство славы достояния его во святых, и кое преспеющее величество силы его в нас верующих по действу державы крепости его, юже содея о Христе, воскресив его от мертвых, и посадив одесную себе на небесных, превыше всякаго начальства и власти и силы и господства, и всякаго имене, именуемаго не точию в веце сем, но и во грядущем. И вся покори под нозе его: и того даде главу выше всех церкви, еже есть тело —261— его, исполнение исполняющаго всяческая во всех ( Еф.1:17–23 ). И: тем же и Бог его првознесе и дарова ему имя, еже паче всякаго имене: да о имени Иисусове всяко колено поклонится, небесных, земных и преисподних ( Флп.2:9 ). И: в том живет всяко исполнение божества телесне. И да будете в нем исполнени, иже есть глава всякому началу и власти ( Кол.2:9–10 ). И еще: истинствующе же в любви, да возрастим в него всяческая, иже есть глава Христос: из него же все тело составляемо и счиневаемо приличне, всяцем осязанием подаяния, по действу в мере единения коеяждо части, возращение тела творит в создание самаго себе любовию ( Еф.4:15–16 ). И: зане муж глава есть жены и Христос глава церкве ( Еф.5:23 ). Показав, что Христос есть глава и власть над всеми, святой Апостол выставляет Его царем и представляет раздаятелем царства уверовавшим в Него, когда говорит: тем же царство непоколебимо приемлюще, да имамы благодать, еюже служим благоугодно Богу, с благоговением и страхом ( Евр.12:28 ). И: благодаряще Бога и Отца призвавшаго нас в причастие наследия святых во свете, иже избави нас от власти темныя, и престави в царство Сына любве своея, о нем же имамы избавление кровию его и оставление грхов ( Кол.1:12–13 ). А как сыны, собратья и сонаследники, сами мы должны иметь в виду, яко ныне открыся святым его апостолам и пророкам Духом: яко быти языком снаследником и стелесником и спричастником обетования его о Христе благовествованием, емуже бых служитель ( Еф.3:5–7 ).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

2. И во единого Господа Иисуса Христа, Сына Божия, единороднаго, Иже от Отца рожденного прежде всех век, Света от Света, Бога истинна от Бога истинна, рожденна, не сотворенна, единосущна Отцу, Имже вся быша. 3. Нас ради человек, и нашего ради спасения, сшедшого с небес, и воплотившагося от Духа Свята и Марии Девы, и вочеловечшася. 4. Распятого же за ны при Понтийстем Пилате, и страдавша и погребенна. 5. И воскресшого в третий день по писанием. 6. И возшедшого на небеса, и седяща одесную Отца. 7. И паки грядущого со славою судити живым и мертвым, Его же царствию не будет конца. 8. И в Духа Святаго, Господа, животворящаго, Иже от Отца исходящаго, Иже со Отцем и Сыном спокланяема и сславима, глаголавшого Пророки. 9. Во едину, святую, Соборную и Апостольскую Церковь . 10. Исповедую едино крещение во оставление грехов. 11. Чаю воскресения мертвых. 12. И жизни будущого века. Аминь. § 37. Разбор первого члена символа 25. Какое состояние души выражает первое слово Символа: «Верую»? Здесь «Верую» выражает: Прежде всех постижений, всем сердцем я устремлен к Богу и хочу познать Его Откровение. " Как лань желает к потокам воды, так желает душа моя к Тебе, Боже» ( Nc. XLI, 2 ). 26. Отчего 1-й Член Символа Веры говорить: Верую во единого Бога, а не просто – в Бога? Истинный, действительный Бог есть единственный . Таким многократно Бог открывался в Писаниях Ветхого Завета. Таким проповедал Его Сын Божий. Единым Он являет Себя в мире и в наших душах. К Божию единству приводят нас также доводы разума. «Сия же есть жизнь вечная, да знают Тебя, Единого Истинного Бога и посланного Тобою Иисуса Христа« ( Uoah. XVII, 3 ); ». . . вспомните прежде бывшее, от начала века, ибо Я – Бог, и нет иного Бога, и нет подобного Мне» ( Uc. XLVI, 9 ); " Единому премудрому Богу, чрез Иисуса Христа, слава во веки» ( Puм. XIV, 26 ). Мысль о единстве Бога сродни человеческому сознанию, это называется «свидетельством души». Размышления тоже приводят к заключению о единстве. Высочайшее и совершеннейшее существо возможно одно, иначе оно перестало бы быть совершеннейшим. Если бы таких существ было бы несколько, то не имея никакого различия в совершенстве, они слились бы в одно. Если они равносильны, но различны, то обезсиливались бы одно другим. Если не равносильны, то слабейшее растворилось бы в сильнейшем, которое осталось бы единым. Соглашение тоже исключается: даже если зло, согласилось бы с добром, оно уже не было бы злом; то же и относительно добра ( 2Kop. VI, 15 ).

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Призыванием или воззванием в молитве называются обыкновенно те слова, в которых мы обращаемся к Богу или святым угодникам и называем их тем или другим именем. В молитве Господней призывание читается так: Отче наш, Иже еси на небесех! Так, братие, в молитве мы можем именовать Бога своим Отцем. Господь наш Иисус Христос во время Своей земной жизни неоднократно изрекал, что Бог есть наш Отец, так, например, говорил Он: тако да просветится свет ваш пред человеки, яко да видят ваша добрая дела и прославят Отца вашего, Иже на небесех. Да будете сынове Отца вашею, Иже есть на небесех. Весть бо Отец ваш небесный, яко требуете сих всех ( Мф.5:16,45;6:32 и др.) Точно также и в преподанной Им молитве Он заповедал нам называть Бога Отцом. И действительно, братие, вы знаете, что Бог дарует нам жизнь, сохраняет бытие и силы наши, управляет нами, что Он послал на землю нашего ради спасения Сына Своего Единородного, и что Он печется о нашем спасении и дарует нам обещанное блаженство. Посему Он и есть Отец ваш, а мы Его дети. Однако, братие, сами по себе мы не могли бы называть Бога своим Отцом. Все мы люди грешные, непрестанно нарушаем заповеди Божии, и посему недостойны быть детьми Божиими. Если же, братие, мы и можем называть Бога своим Отцом, то это по любви Его к нам, по вере в Иисуса Христа и по благодати возрождения, подаваемой нам в таинстве св крещения. Елицы прияша Его, даде им область чадот Божиим быти, верующим во имя Его ( Ин.1:12 ), учит слово Божие! Какое великое благо для нас братие в том, что мы можем именовать Бога своим Отцем. «Какое к нам снисхождение», говорит св. Киприан, «какое обилие благоволения и благости Господа, когда Он дозволил нам, при совершении молитвы пред лицом Божиим, называть Бога Отцом, а себя именовать сынами Божиими, так же, как и Христос есть Сын Божий! Никто из нас не дерзнул бы употребить это имя в молитве, если бы Он Сам не дозволил нам так молиться». «О, какое чрезвычайное человеколюбие!», восклицает другой отец Церкви, св. Иоанн Златоуст . «О, какая превосходная честь! Какое слово будет в состоянии воздать благодарность. Подающему нам такие блага? Посмотри, возлюбленный, на уничиженность твоей и моей природы, вникни в сродство ее, в эту землю, пыль, грязь, глину, пепел; потому что мы созданы из земли, и опять наконец разлагаемся в землю. Представив это, удивляйся неисследимому богатству великой благости к нам Божией, по которой заповедано тебе называть Его Отцем, – земному – небесного, смертному – бессмертного, тленному – нетленного, временному – вечного, бывшему вчера и прежде грязью – сущего прежде век Бога» (Святоот. наст. 380 стр.)

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Sadkovs...

Тут же все вместе, певчие и верующие, поют чисто и жизнерадостно «Отче наш». Молитва Господня «Отче наш…» – это море Божественных смыслов. Небольшая молитва, которая выше всех, что когда-либо слышались на земле. Потому что это – молитва, которую произнес Христос и передал как образец молитвы всем верующим всех веков. Это же и вступление к Божественному Причастию, которое делится на следующие части: Пролог: Отче наш , Иже еси на небесех. Прошения: 1 . да святится имя Твое, 2 . да приидет Царствие Твое, 3 . да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли. 4 . хлеб наш насущный даждь нам днесь; 5 . и остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим; 6 . и не введи нас во искушение, 7 . но избави нас от лукаваго. Эпилог: Яко Твое есть Царство, и сила, и слава, Отца, и Сына, и Святаго Духа, ныне и присно, и во веки веков. Аминь. «ОТЧЕ НАШ, ИЖЕ ЕСИ НА НЕБЕСЕХ». Пролог говорит нам, что Бог – общий Отец всех людей, общий Отец всех верующих христиан, и он живет на небесах. В Священном Писании сказано, что при святом Крещении мы получаем дар усыновления и становимся детьми Бога. Итак, понятие «отец» обусловлено понятием «сын», потому что никто не может называться отцом, если у него нет детей или хотя бы одного ребенка. Чтобы обзавестись детьми, есть два способа: родить и усыновить. Христос, Сын и Слово Божие, Сын Бога по рождению, по природе. «Рожденный прежде всех век» означает, что он рождается вечно от Отца, и поэтому он по природе Сын Бога. В то время как мы, христиане, – дети Божии по Благодати, по усыновлению. Бог Отец усыновил нас через Иисуса Христа во время святого Крещения, то есть благодаря духовному возрождению. Молитва Господня словами «Отче наш, Иже еси на небесех…» открывает нам триединство Бога. То, что мы называем Бога «Отцом нашим, который живет на Небесах», происходит от Святого Духа, который поселяется в нас вместе со Святым Крещением. Об этом нам говорит апостол Павел: «А как вы – сыны, то Бог послал в сердца ваши Духа Сына Своего, вопиющего: «Авва, Отче!» 603 , то есть «Отец наш».

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010