Новые языки были необязательны, равно как и еврейский. Я избрал немецкий. В самом начале учения в семинарии, в словесности, я ходил на класс этого языка к П. М. Сладкопевцеву 69 – вероятно, с осени 1852 г., когда он был еще на службе в нашей семинарии, преподавая в среднем классе 1-го отделения логику, психологию и патристику. Здесь мы учились у него немецкому языку вместе с весьма известным впоследствии литератором либерального лагеря Н. А. Добролюбовым 70 . Н. А. Добролюбов был тогда в богословском классе семинарии, стоял первым по списку (2-го отделения) и славился необыкновенною даровитостью, таким же трудолюбием и примерным поведением. По выходе П. М. С-ва из нашей семинарии учились мы немецкому языку у Д. И. Страхова. Еврейский язык я изучал у Ап. П. Понятовского, магистра Киевской академии 71 , сына ректора Паисия (Понятовского). А. П. П-ий был человек очень симпатичный; еврейский язык знал, но мы занимались им плохо. Из сочинений, писанных в этом классе, сохранилось много – кажется, даже все. Темы были: «Какое назначение образа Божия в человеке?», «Одеяние мужа и смех зубов и стопы человека возвестят, яже о нем ( Еккл. 19,27 )». «О важности тройственной обязанности пастыря Церкви: учить, священнодействовать и управлять». «О необходимости духовенства в церкви Христовой, как отдельного сословия». «Какие Промыслом Божиим употреблены были, во времена гонений, средства для сохранения, утверждения и распространения христианской Церкви?» и шесть проповедей на разные праздники. Читали сочинения: ректор Паисий, инспектор иеромонах Дионисий, профессоры К. И. Миловидов и П. П. Владимиров и учитель И. В. Петропавловский. Особенно удачными у меня оказались: рассуждение «О необходимости духовенства...» (рецензировал И.В. П-ий) и две проповеди – на день сошествия Св. Духа и на день рождения Государя Императора (рецензировал иеромонах Дионисий), с очень лестными для молодого автора похвальными отзывами. Во время учения в высшем богословском классе я занимал первое место по списку и удержал это место и при выпуске из семинарии.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Kata...

2112. Беседа преосвященного Илиодора, архиепископа курского. 1846. IV. 278. 2113. Слово неизвестного проповедника. 1825. XX. 330. В неделю 29-ю по Пятидесятнице 2114. Слово архиепископа Феофана Прокоповича , о ненависти ко греху. 1826. XXIV. 37. 2115. Беседа преосвященного Илиодора, епископа курского. 1843. IV. 389. 2116. Слово преосвященного Григория, архиепископа казанского. 1852. II. 551. В неделю 32-ю по Пятидесятнице 2117. Слово преосвященного Илиодора, епископа курского. 1844. I. 313. В неделю 33-ю по Пятидесятнице 2118.       Беседа преосв. Гавриила, архиепископа рязанского. 1842. I. 255. В неделю 34-ю по Пятидесятнице 2119. Слово неизвестного проповедника. 1827. XXV. 76. В неделю по Просвещении 2120. Слово преосв. Елпидифора, епископа вятского. 1852.       I. 57. 2121. Слово преосв. Григория, архиепископа казанского. 1853. I. 9. В неделю о Мытаре и Фарисее 2122. Беседа преосв. Илиодора, архиепископа курского. 1847. I. 284. 2123. Слово преосв. Григория, архиепископа казанского. 1853. I. 98. 2124. Слово преосв. Макария, епископа харьковского и ахтырского. 1861. I. 33. В неделю Мясопустную 2125. Слово Преосв. Елпидифора, епископа вятского. 1854. I. 126. 2126. Его же. Поучение. 1856. I. 92. 2127. Неизвестного проповедника слово о страшном суде. 1848. I. 67. В неделю Сыропустную 2128. Краткое поучение преосв. Агапита, епископа томского. 1838. I. 281. 2129. Слово Евгения, архиепископа псковского. 1839. I. 226. 2130.       Слово преосв. Григория, архиепископа казанского. 1853. I. 107. 2131. Слово преосв, Анатолия, архиепископа могилевского. 1854. I. 133. 2132. Поучение преосв. Елпидифора. епископа вятского. 1858. I. 135. 2133. Слово неизвестного проповедника. 1830. XXXVII. 180. 2134. Поучение неизвестного проповедника. 1843. I. 320. 2135. Беседа неизвестного проповедника. 1880. I. 184. В первую неделю Великого Поста, или в неделю Православия 2136. Слово преосв. Григория, епископа калужского. 1826. XXII. 337. 2137.       Слово преосв. Макария, епископа харьковского и ахтырского. 1861. I. 61.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

С 1852 года начинается его почти исключительно ученая и профессорская деятельность: 29 декабря 1852 года он был назначен исправляющим должность адъюнкта по кафедре истории русского законодательства в Московском университете. В 1858 г. Беляев защищал в Московском Университете диссертацию на степень магистра: «О наследстве без завещания по древним русским законам до Уложения царя Алексея Михайловича». Факультет о его работе дал очень лестный отзыв. Вскоре же (в 1860 г.) Беляев получил степень доктора за другое свое исследование: «Крестьяне на Руси. Исследование о постепенном изменении значения крестьян в русском обществе». В то же время, начиная с 1850-х гг., он участвовал во многих славянофильских изданиях: «Москвитянине», «Русской Беседе», «Дне», альманахах и «Московском Сборнике», а также и в других весьма многочисленных изданиях. Здесь, например, Беляев принимал горячее участие в известном споре славянофилов и западников о сельской общине (см. его статьи в «Русской Беседе»). После исследования о крестьянах Беляев задумал обширный труд, где хотел представить всю русскую историю в ее целости, преимущественно с бытовой и правовой стороны. Труд этот – «Рассказы по русской истории»; ими с особенной любовью занимался автор в продолжение более 10 лет. Но работа осталась далеко незаконченной: были выпущены только 4 книжки (последняя оканчивается историей Северо-западной Руси до Люблинской унии), так что автору не удалось даже более или менее обстоятельно выяснить роль Москвы, этой, по мнению славянофилов, колыбели исконно русских начал. Наряду с главным трудом Беляев в то же время занимался разработкой и других вопросов науки, помещая свои исследования в «Православном Обозрении», «Душеполезном Чтении», «Русской Старине», «Известиях Академии Наук», «Русском Вестнике», «Журнале Министерства Юстиции», «Юридическом Журнале», «Зрителе» и др. Во время своей литературной деятельности Беляев напечатал многочисленные разборы сочинений: Гладкова, Горчакова, Забелина, Иванишева, Лешкова, Осокина, Павлова, Погодина и др.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Belyaev/

180 Дело арх. Св. Синод. 1848 г. 2924, ср. дело архив, канцел. главн. свящ. армии и флот. 1852 г. 129. 181 Дела арх. канцел. главн. свящ. армии и флотов 1854 г. 24 и 1855 г. 110 и 116. В штате для обер–священника средней армии числился один писарь из кантонистов 3-го разряда. 185 1–е п. С. 3. т. XXXII. Равным образом и по уставу 5 декабря 1846 г. для управления армиями в мирное и военное время, когда корпус армии получал приказание действовать отдельно, к корпусному штабу прибавлялся корпусной обер–священник. 2–е П. С. 3. т. XXI. 20670. § 21. 195 Дело арх. Св. Синода 1858 г. 1758. Циркулярный указ Св. Синода о переименовании обер–священника отдельного кавказского корпуса обер–священником кавказской армии последовал 18 августа, а переименование обер–священника кавказской армии главным священником сей армии–13 октября одного и того же 1858 г. 196 Этот пункт читается так: «наведываться чрез полковых командиров о состоянии самих священников. И если узнает за кем из них что предосудительное, то немедленно должен входить о том в рассмотрение ссоры и между ними прекращать, и буде преступление не важно, может виновного наказать или выговором, или земными поклонами, или другим чем по своему усмотрению, все же таковые штрафы записывать в книгу и хранить оную при себе впредь для справок; в важнейших же преступлениях, или буде усмотрит, что в котором священники нет никакой к исправлению надежды, таковых с прописанием их вины отсылать к суждению в ближайшие консистории, а на место их требовать других достойных». 198 В представленной Михайловским Кутневичу 2 сентября 1845 г. ведомости о церквах, состоящих в кавказском линейном казачьем войске и штатном при нем духовенстве, насчитывалось 82 церкви, из них 5 с трехштатными и 19 с двухштатными причтами. 199 Изложенные постановления о порядке в производства дел по ведомству обер–священника отдельного кавказского корпуса были объявлены по всему духовному ведомству в циркулярном указе. Св. Синода 15 апреля 1846 г. 2–е П. С. 3. т. XXI. 19879.

http://azbyka.ru/otechnik/Timofej_Barsov...

19 Pressel W. Geschichte und Geographie der Urzeit. Nordl. 1883. 152–162; Kurtz I. Geschichte d. A. Bundes. Berlin. 1864. 37; Stosch. Altestamentliche Studien. 79. 24 Ed. Böhmer. Das erste Buch de Thora. Halle. 1862. 166; Budde. Die Biblische Urgeschichte. Giessen. 1883. 375; Geikie. The Bible by modern Light. London. 1893. 222; S. Lange. Die Genesis. Bielefeld. 1864. 184. 36 Эбрард. Апологетика. 2 ч. СПБ. 1877. 548, 549, 555; св. Дьяченко О приготовлении рода человеческого к принятию христианства. М. 1884. 98. 37 Schelling Fr. Einleitung in die Philosophie der Mythologie. Sämtliche Werke. II Abth I Bd. Stuttg. 1856. 103–107. 38 Zeller H. Biblisches Worterbuch. 1866. II Bd. 499; P. Schanz. Apologie des Christenthums. I Thl. Freiburg, 1887. 331; C. Keil und F. Delitzsch. Biblischer Commentar. I Bd. 118, 39 Vitringa. Campegius. Observ. sacr. 109, 115–116. Η.П. Рождественский. Христианская Апологетика ч. II. СПБ. 1884. 361–362. 41 Вл. Соловьев. История и будущность теократии, Загреб. 1887. т. I. 103; А. Wagner. Geschichte der Urwelt. II. Thl. Leipzig. 1858. 327. 43 Fr. Schelling. Einleitung. in die Philosophie der Mythologie. Sammtl. Werke. II Abtheil. 1. Bd. Stuttgart. 1856. 103–192. 47 F. Fabri. Die Entshehung des Heidenthums und die Anfange der Heidemission. 1859; Strodl. Die Enstehung der Volker. 1868; Auberlen. Die gotlliche Offenbarung. Herzog. Real – Encyklopadie. 1883. 108. 48 Delitzch F. System der Christlichen Apologetik. Leipzig. 1869. 335; Hengstenberg. Geschichte des Reiches Gottes unter dem Alten Bunde. Berlin 1869. 4; Haneberg D. Versuch einer Geschicte der Biblischen Offenbarung. Regensburg. 1852. 38; Lotz W. Geschicte und Offenbarung. im Alten Test. Leipzig. 1892. 274. 51 H. Ewald. Erklärung der Biblischen Urgeschicte. Jahrbüche der biblischen Wissenschaft. IX. Göttingen. 1858. 10 Читать далее Источник: О вавилонском столпотворении и смешении языка строителей : Историко-библейский очерк/А.Ф. Чернявский. - Кишинев : Тип. Бессарабского губ. правл., 1906. - 41 с.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/o-vavi...

Не мое дело знать и ценить, как он служил в Иркутской епархии, равно давать свое мнение о том: заслужил ли он того, чтобы семейству его, по примеру служивших в Камчатке и Охотске протоиереев, была производима пенсия, но я обязан сказать, что справедливость требует наградить его пенсиею и другой половины оклада жалованья за его добрую и усердную службу в Камчатке и Охотске со дня выслуги им полного десятилетия и по день смерти его, т.е. с 1 октября 1850 года и по 10 сентября 1859 года. Что же касается до того, почему так долго не было о нем представления к пенсии, то это отнюдь не по его вине, а по обстоятельствам от него независящим и в особенности по случаю неправильных отношений с Америкою во время бывшей войны; почему хотя просьбу о пенсии он подал еще в 1852 году, но справки из Новоархангельского Духовного Правления получены только в сем году. 2) Священнику Льву Попову, ныне умершему, который начал свое служение в Камчатке с 13 октября 1846 года и продолжал по день смерти, последовавшей 6 октября 1858 года, а всего служения его в Камчатке было ровно 12 лет, из коих он более половины подвизался на миссионерском поприще, проповедуя слово Божие туземцам, обитающим в Гижигинском округе. Посему я нахожу его достойным награждения пенсиею полного оклада его годового жалованья 85 руб. 80 к. со дня полного десятилетия службы его и по день смерти и заслужившим того, чтобы оставшаяся после него несовершеннолетняя дочь его, воспользовавшись полною пенсиею за два года (с октября 1856 по октябрь 1858) получала за тем половинную пенсию до выхода своего в замужество. 3) Ичинской Вознесенской церкви священнику Иоанну Верещагину, начавшему свое служение в Камчатке в июне 1848 года и продолжающему и ныне, который за добрую и усердную свою службу и в особенности за постоянное и отчетливое преподавание катехизических поучений детям своих прихожан заслуживает быть награжденным пенсионом полного своего жалованья 85 р. 80 коп. 4) Мильковской Богоявленской церкви священнику Андрею Благовидову, начавшему свое служение в Камчатке с половины августа 1849 года и продолжающему ныне, который хотя тоже прослужил уже 10 лет и очень усердно с пользою занимался обучением детей и грамоте и закону Божию, но последнее пятилетие службы его исполнилось уже после нового положения о пенсиях и потому по положению 1812 года он имеет право только на половинную пенсию за первое пятилетие (42 р. 90 к.). – На основании того же положения о Камчатке, распространенного положением Комитета Министров 7 января 1819 года и на Охотский край, – следуют пенсионы:

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Mos...

Славянофильство зародилось в конце 1830-х, а в 1840–1850-х годах собрало вокруг себя самые мощные национальные силы. Круг единомышленников-славянофилов был широк и объединял вокруг себя выдающихся русских писателей и ученых. Наиболее крупными выразителями славянофильских идей были: И.В. Киреевский, А.С. Хомяков, К.С. Аксаков, Ю.Ф. Самарин. Вокруг них группировались: И.С. Аксаков, И.Д. Беляев, Д.А. Валуев, А.Ф. Гильфердинг, Н.Д. Иванишев, П.В. Киреевский, А.И. Кошелев, В.И. Ламанский, В.Н. Лешков, Н.А. Попов, В.А. Черкасский, Ф.В. Чижов. Славянофилов поддерживали и являлись выразителями их идей русские писатели С.Т. Аксаков, В.И. Даль, А.А. Григорьев, А.Н. Островский, Ф.И. Тютчев, Н.М. Языков и др. Мировоззренческие учения славянофилов оплодотворяли научную деятельность русских ученых Ф.И. Буслаева, О.М. Бодянского, Г.П. Галагана, В.И. Григоровича, И.И. Срезневского, М.А. Максимовича, Н.А. Ригельмана. Славянофилы чаще всего собирались в московских литературных салонах А.А. и А.П. Елагиных, Д.Н. и Е.А. Свербеевых, Н.Ф. и К.К. Павловых. Здесь в горячих спорах со своими либерально-космополитическими противниками славянофилы пропагандировали идеи русского возрождения и славянского единства. Космополитические силы в правительственных кругах долгое время препятствовали деятельности славянофилов. Им не позволяли иметь свой печатный орган. Статьи славянофилов выходили в «Москвитянине», а также в различных сборниках – «Симбирский сборник» (1844), «Сборник исторических и статистических сведений о России и народах ей единоверных и единоплеменных» (1845), «Московские сборники» (1846, 1847, 1852). Свои газеты и журналы славянофилы стали издавать только с середины 1850-х, но и тогда подвергались разным цензурным ограничениям и притеснениям. Славянофилы издавали журналы: «Русская беседа» (1856–1860), «Сельское благоустройство» (1858–1859); газеты: «Молва» (1857), «Парус» (1859), «День» (1861–1865), «Москва» (1867–1868), «Москвич» (1867–1868), «Русь» (1880–1885). Своим творчеством славянофилы создали мощное общественное и интеллектуальное движение, сильно пошатнувшиеся и идущие еще с эпохи Nempa I космополитическое мировоззрение и низкопоклонство перед Западом. Славянофилы показали тупиковый, ущербный, бездуховный характер западноевропейской цивилизации. Призывая людей обратиться к своим историческим основам, традициям и идеалам, славянофилы способствовали пробуждению национального сознания. Много ими было сделано для собирания и сохранения памятников русской культуры и языка («Собрание народных песен» П.В. Киреевского, «Словарь живого великорусского языка» В.И. Даля). Славянофилы-историки (Беляев, Самарин и др.) заложили основу научного изучения русского крестьянства, в том числе его духовных основ. Огромный вклад славянофилы внесли в развитие общеславянских связей и славянское единство. Именно они играли главную роль в создании и деятельности славянских комитетов в России в 1858–1878 годах.

http://ruskline.ru/analitika/2022/09/27/...

16. Терновский Ф.А. Греко-восточная церковь в период Вселенских соборов/Чтения по церковной истории Византии от императора Константина Великого до императрицы Феодоры (312–842 гг.) Киев. Университетская типография. 1883. 17. Тихомиров Ф. Трактаты Феофана Прокоповича о Боге едином по существу и троичном в Лицах. СПб., 1884. 18. Сборник статей по церковному праву из журналов. Конволют из собрания В. Н. Бенешевича (См. дарственную надпись ему В.Г. Дружинина на рис. 4). Алл. 1. Иоанн Смоленский Об основаниях русской церкви. Исторической очерк (Начало)//Христианские чтения. 1846. Ч. 4. С. 302–344. Алл. 2. То же. Окончание//Христианские чтения. 1846. Ч. 1. С. 416– 440. Алл. 3. Значение Восточного церковного законоположения в истории русской церкви//Христианские чтения. 1852. Ч. 1. С.65–84. Алл. 4. Б/а О первоначальном составе славянской кормчей//Христианские чтения. 1851. Ч. 1. С. 535–560. Алл. 5. Обозрение основных законов русской церкви//Христианские чтения. 1852. Ч. 1. С. 282–308. Алл. 6. Охранение православной веры в древней вселенской церкви//Христианские чтения. 1862. Ч. 2. С. 153–202. Алл. 7. Охранение православной веры в отечестве (Начало)//Православный собеседник. 1858. Ч. 2. С. 3–54. Алл. 8. То же. Окончание//Православный собеседник. 1858. Ч. 2. С. 199–237. Алл. 9. Устройство Богослужения в отечественной церкви//Православный собеседник. 1858. Ч. 2. С.487–536. Алл. 10. Парвов А. Изложение канонических постановлений о православном клире или белом духовенстве//Христианские чтения. 1860. Ч. 2. С. 382–440. Алл. 11. Основания поместного управления православных церквей//Православный собеседник. 1858. Ч. 1. С. 319–332. Алл. 12. Обозрение древних форм поместного церковного управления (начало)//Православный собеседник. 1858. Ч.З. С. 3–41. Алл. 13. То же. Продолжение//Православный собеседник. 1858. Ч. 3. С. 149–173. Алл. 14. То же. Окончание//Православный собеседник. 1858. Ч. 3. С. 259–290. Алл. 15. О способах обращения иноверцев к православной вере//Православный собеседник (?). 1858. Ч. 1. С. 451–482.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Druzhi...

В число братства Сретенского монастыря по вдовству и желанию определен 28 мая 1858 года в возрасте 27 лет. Исправлял служение и клиросное пение. Переведен в московский Покровский монастырь указом от 9 сентября 1864 года. 31. Иеромонах Антоний (Михайлов), 1858–1873. Послушник Архип Михайлов. Из крестьян. Определен в число послушников Николаевского Пешношского монастыря 4 октября 1856 года. В число братства Сретенского монастыря определен указом от 20 мая 1858 года в возрасте 29 лет. Исправлял чтение и клиросное пение. В монашество пострижен 17 января 1861 года. В иеродиакона посвящен 26 мая 1863 года. В иеромонаха рукоположен 20 мая 1868 года. 32. Послушник Василий Феодулов, 1858–1859. Из вольноотпущенных крестьян. По увольнении из крепостного состояния в число послушников Сретенского монастыря определен указом консистории от 13 мая 1858 года в возрасте 31 года. Вследствие прошения его 16 октября 1859 года «уволен в первобытное состояние» . 33. Иеродиакон Григорий (Покровский), 1858–1871. Послушник Георгий Покровский. Сын бывшего дьячка Семена Федорова Бронницкого уезда Воскресенской церкви в селе Воскресенском . По исключении из высшего отделения Николо-Перервинских духовных училищ определен в число послушников Сретенского монастыря указом консистории от 30 января 1858 года в возрасте 18 лет. Исправлял должность пономаря. В стихарь посвящен 3 мая 1859 года Леонидом, епископом Дмитровским. В монашество пострижен 8 марта 1869 года. 13 апреля того же года посвящен в иеродиакона. В 1872–1880 годы: 1. Монах Иосиф, 1853–1874 (см. выше). 2. Послушник Михаил Васильев, 1853–1873 (см. выше). 3. Иеромонах Антоний (Михайлов), 1858–1873 (см. выше). 4. Иеромонах Сергий, 1870-1873. Из дворян Черниговской губернии. По увольнении из дворянского сословия определен в число послушников Елецкого Черниговского монастыря 16 мая 1847 года. Посвящен в стихарь 21августа 1848 года. В монашество пострижен в Успенском Черниговском монастыре 20 апреля 1850 года. Рукоположен в иеродиакона 14 мая 1850 года. Из Елецкого перемещен в московский Донской монастырь 6 марта 1851 года. Из Донского в Заиконоспасский – 21 апреля 1852 года. Из Заиконоспасского в Новоспасский переведен 2 сентября 1853 года. Здесь поручена была должность ризничего 13 мая 1854 года. Рукоположен в иеромонаха 20 сентября того же года. По прошению принят в число братства Александро-Невской лавры 6 мая 1857 года. Определен членом Строительного комитета по лаврским хлебным амбарам 28 июля 1858 года. Определен подризничным по лавре 20 ноября 1859 года.

http://pravoslavie.ru/67954.html

1172 Савва 1858, 186; Горский, Невоструев 1859, 288–307 155); Покровский 1916, 126; Щепкина и др. 1965. 153, Грибов 2002, 106–107. 1174 Савва 1858, 188; Горский, Невоструев 1859, 193–205 141); Покровский 1916, 129; Щепкина и др. 1965, 194. 1178 «Дв книги Иоанна описателя Лствицы, писаны в десть», «Книга Лствица писмяная в полдестъ в доскахь», «Книга Лственникъ въ десть», «Книга Иоанна Лствичника въ десть», две «книги Лствицы въ полъдесть», «Книга Лствичникъ съ толкованиемъ въ полъдесть на харать», «Книга Лствичникъ въ десть на харатъ», «Книга третья Иоанна Лствичника въ десть», «Книга Предзрние Святые Лствицы въ полъдесть», «Книга Лствичнйкь с толкованиемъ въ десть», «Книга Иоанна Лствичника въ полъдесть» – Беляев 1852, 11, 121, 122, 125, 126, 128, 129, 130, 132. 1183 Савва 1858, 218; Срезневский 1876, 50–110; Смирнов 1917, 296; Щепкина и др. 1965, 140; Протасьева 1973, 39–40, Грибов, Юхименко 2002, 100. 1185 Среди присланных книг значилась и «Книга Патерикъ Скитцкий въ десть» – Беляев 1852, 10, 118, 128, 130. 1191 Савва 1858, 262; Горский, Невоструев 1869, 306–314 387); Покровский 1916, 111, 124–125; Щепкина и др. 1965, 206–207. 1193 Савва 1858, 262; Горский, Невоструев 1869, 276 383); Покровский 1916, 124–125; Щепкина и др. 1965, 199. 1199 Савва 1858, 262; Горский, Невоструев 1869, 259 380); Покровский 1916, 124–125; Щепкина и др. 1965, 152. 1200 Савва 1858, 262; Горский, Невоструев 1869, 288–302 385); Покровский 1916, 129; Щепкина и др. 1965, 214. 1205 Флоринский 1880; Барсов 1883; Змеев 1896; Груздев 1974, 343; Колесов 1990; Коткова 1991, 173–195; Соболева 1990, 75–83; Панич 1992, 17–28. 1209 Демин 1978, 22; Лаврентьев 1989, 164–178; Лаврентьев 1993, 283. После того, как в 1674 г. библиотека Воскресенского монастыря была перевезена в Москву, книги, собранные патриархом Никоном по русской и всемирной истории, привлекли внимание прежде всего патриарха Иоакима. В описи домовой казны патриарха Иоакима 1677 г. (РГАДА, ф. 396, оп. 2, л. 1171) на л. 212 числится книга «летописная в десть в переплёте, писана скорописью с прописными красными словами, а на ней по листам с начала подписано на 19 листе: Лета 7169-го сию книгу положил в дом святого живоносного Воскресения Христова Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа Нового Иеросалима смиренный Никон, Божиею милостию патриарх и проч.» – Володихин 1993, 175.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/ep...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010