Викторин, епископ Подольский и Брацлавский (Любимов Валентин Дмитриевич) Родился 17 апреля 1821 года в селе Лисине Калужской губернии в семье священника. В 1843 году по окончании курса Калужской духовной семинарии рукоположен в сан священника. 30 января 1850 года поступил в братство Пафнутьева Боровского монастыря Калужской епархии. 19 сентября 1850 года принят в Санкт-Петербургскую духовную академию. 20 октября 1852 года пострижен в монашество. 31 октября 1853 года назначен инспектором Смоленской духовной семинарии. 18 апреля 1855 года удостоен степени магистра. 14 апреля 1857 года возведен в сан архимандрита. С 15 сентября 1857 года – бакалавр Санкт-Петербургской духовной академии, а 13 ноября назначен инспектором той же академии. С 29 октября 1858 года – ректор Костромской духовной семинарии и настоятель Игрицкого Богородицкого монастыря. С 30 ноября 1860 года – ректор Тифлисской духовной семинарии и настоятель Тифлисского Спасо-Преображенского монастыря. С 24 декабря того же года – член Грузино-Имеретинской синодальной конторы. 3 ноября 1868 года хиротонисан во епископа Чебоксарского. С 7 декабря 1874 года – епископ Полоцкий. С 6 марта 1882 года – епископ Подольский. Скончался 21 августа 1882 года. Из жизни преосвященного Викторина, еще в бытность его священником, известен случай пастырского самоотвержения. В 1848 году в сильный разгар холеры позвали о. Валентина на городскую площадь к заболевшему холерой приезжему крестьянину. Больной лежал на мостовой, мучимый судорогами и рвотой. Отец Валентин нагнулся к больному, исповедал его и, воспользовавшись моментом прекращения рвоты, причастил его. Но лишь он вложил в уста больного Святые Дары, как рвота у больного началась снова. Отец Валентин не растерялся, нагнулся, отыскал лжицею в рвотном извержении частицу Святых Даров, вынул ее, положил в сосуд и тут же на глазах народа с водою сам употребил ее. И после этого отец Валентин остался цел и невредим, в то время как другие, которые так заботливо оберегали себя от всякого сношения с холерными, умирали.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

2 in-8°, 1877; „Св. Земля н Библия“, 1877. 747 – Годе (Godet, 1812–1900), Commentaire sur S. Jean, 2 in-8°, 1888–1889; sur S. Luc, 3 изд., 2 in-8°, 1876; études bibliques, 2 in-12°, 1873–1874. – Havernick (1811–1845), Богословие Ветхого Завета, 2 изд. 1853; Общее введение, 1836–1844; Иезекииль, 1843; Даниил 1832. – Генгстенберг (1802–1869), Христология Ветхого Завета, 2 изд. 1854–1858, Псалмы, 2 изд. 1852, и т. д. – Герцог, Энцикдопедия протестантской теологии, 3 изд. сделан. Наиск’ом, 1896, и сл. – Кейль (1880–1882 Пятокнижие и все исторические и канонические книги Ветхого Завета; св. Матфей, Лейпциг, 1877; св. Марк и св. Лука, 1879; св. Иоанн, 1881; св. Петр и св. Иуда, 1883. – Китто (1804–1854), „Библейская энциклопедия“, 3 нзд., 3 in-4°, 1862–1866. – Kliefoth, Иезекииль, 1864; Даниил, 1868; Захария, 1862. – C. Knoesgen, Деяния, Лейпциг, 1882. – Ланге (J. P. Lange, 1802–1884), Гомилетический и экзегетический комментарий Ветхого и Нового Завета, опубликованный под. его редакцией, 1864–1878. Сотрудннки: Шредер, Фай, Кассель, Бер, Цоклер, Молль, Нагельсбах, Шмоллер, Клейнерт, Оосторцен, Клинг, Алберлен, Рнггенбах и т. п. – Левнн (Th. Lewin), „Жизнь и послания св. Павла“, 2 in-4°, 4 нзд. 1878. – Ляйтфут (J. В. Lightfoot, 1828–1889), „Комментарии на послания к Колоссянам, Филимону, Галатам и Филиппийцам“, in-8°, 1875, 3 тома. – Лютардт, св. Иоанн, 2 изд. 1875. – Ольсгаузен (Olshausen, 1796–1839), „Комментарий на Новый Завет“. – Ed. В. Pusey (1800–1882), „Даниил“, in-8°, 1864; „Малые пророки“, in-4, 1876. – Вильям Шмит (1813–1893), „Библейский словарь“, 3 in-4, 1863. – Тирш (H. Thiersch), Бытие, 1870. – Толюк (1799–1877), Псалмы, 1843; св. Иоанн, 3 изд. 1857; Нагорная проповедь , 5 изд. 1872. – Тренч, (1807–1886), „Примечания на Притчи Н. З.“, 1841, многочисленные издания; „Изъяснение нагорной проповеди“, 1884, многие издания; „О чудесах Н. Господа“, 1846; „Синонимы Нового Завета“, 1854, многочисленные издааия. 748 – Весткотт (B.F.Westcott), „История Канона Нового Завета“, 1855; „Введение в изучение Евангелий“, 1860; „Послание к Евреям“, in-8°, Лондон, 1889.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/rukovod...

Κωνσταντνος Πρεσβτερος κα Οκονμος ξ Οκονμων, Τριακονταετηρς κκλησιαστικ, συνταγμτιον στορικν τν κκλησιαστικν συμβεβηκτων π 1821 μχρι 1852 τους. ϑνσι. 1864. Курганов Ф.А. , профессор, 1) Устройство управления в церкви королевства греческого. Казань. 1871. 2) Исторический очерк греко-болгарской распри. Православный Собеседник за 1873 год. Лебедев А. П. , профессор, История греко-восточной церкви под властью турок. От падения Константинополя в 1453 году до настоящего времени. Том первый. Москва. 1896. Продолжением этого труда служить ряд статей, помещённых в Богословском Вестнике за 1899–1901 год. Леонтьев К.Н., Из жизни христиан в Турции. Тома I–IIΙ. Москва. 1876. Maurer Georg. Ludw., Das griechische Volk in öffentlicher, kirchlicher und privatrechtlicher Beziehung. В. I–III. Heidelberg. 1835. Μαϑ Zαχριος, Κατλογος τν πρτων πισκπων κα τν φεξς πατριρχν ν Κωνσταντινουπλει. ν Ναυπλ. 1837. Этот каталога в русском переводе помещён в Христианском Чтении за 1862 год, т. 1 и II. Παλαμς Γρηγριος εροδικονος, εροσολομις τοι πτομος στορα τς γας πλεως εροσολμων π τς βεμελισεως ατς ως τν νετατων χρνων. ν εροσολμοις. 1864. Παπαδπουλος Γεργιος, σγχρονος εραρχα τς ρϑοδξου νατολικς κκλησας. Τμος Α´ ν ϑναις. 1895. Παπαδπουλος–Κεραμες ., νλεκτα εροσολυμιτικς σταχυολογας. Τμοι 3–4. ν Πετρουπλει. 1897. Παπαρρηγπουλος Κ., στορα το λληνικο ϑνους. Τμος πμπτος. ν ϑναις. 1887. Pichler A., Geschichte der kirchlichen Trennung zwischen dem Orient und Occident von ersten Anfängen bis zur jüngsten Gegenwart. Bande I–II. München. 1864–1865. Pitzipios Jacques, L’eglise orientale. Rome. 1855. Порфирий Успенский, епископ, 1) Книга бытия моего. Дневники и автобиографическая записки. Томы I–V. СПб. 1894–1899. 2) Александрийская патриархия. Сборник материалов, исследований и записок, относящихся до истории александрийской патриархии. Том I. СПб. 1898. 3) Путешествие в Метеорские и Осоолимпийские монастыри в Фессалии. СПб. 1896. 4) Первое и второе путешествия в Синайский монастырь в 1845 и в 1850 годах. СПб. 1856. 5) Путешествие по Египту и в монастыри святого Антония Великого и преподобного Павла Фивейского, в 1850 году. СПб. 1856. 6) Антиохийский патриархат (Церковная Летопись Духовной Беседы за 1860 год). 7) Египет. Состояние апостольской православно-кафолической церкви египетской в первой половине XIX века (Труды Киевской духовной академии за 1868 г., 5, 10 и 11). 8) История Афона. Часть III. Афон монашеский. Отделение 1. Киев. 1877. Отделение 2. СПб. 1892. 9) Список антиохийских патриархов (Труды Киевской духовной академии за 1876 г., 3). 10) Первое путешествие в афонские монастыри и скиты в 1845 году. Части I и II. Киев. 1877. Москва. 1880. 11) Второе путешествие по св. горе афонской в годы 1858, 1859 и 1861 и описание скитов афонских. Москва. 1880.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/istori...

   Дополнительный в этом отношении труд предпринял Жан Баттиста Питра (J. В. Pitra), впоследствии кардинал и епископ тускуланский (t 1889 ). Деятельность его стоит в связи с восстановлением так называемой конгрегации Мавра после погрома, произведенного французской революцией. Последняя была пагубна для монастырей. Монастыри подверглись разграблению, при котором были уничтожены и расхищены многие памятники литературы. После революции французское правительство решилось восстановить ученую деятельность монастырей. С этой целью была возобновлена конгрегация св. Мавра, основателем которой был ученик Бенедикта нурсийского, посланный своим учителем в Галлию и здесь по его уставу устроивший монастырь. Каждый член конгрегации св. Мавра назывался «monachus Bene-» dictinus sancti Mauri», или «Сан-Мавританом». Восстановленной конгрегации был отведен монастырь в Солеме (1837). Вторым настоятелем ее и был Питра. Он издал в 1852—1858 гг. памятники отеческой литературы в сборнике: «Spicilegium Solesmense» — «Солемский сборник колосьев» (4 тома in 4°). Сделавшись епископом тускуланским, Питра перенес свою деятельность в Италию. Пользуясь рукописями Ватиканской библиотеки, он издал в 1876—1884 гг. другой сборник святоотеческих творений под названием «Analecta sacra» (том 1—4, 6, 8 in 8°). При издании этого сборника он широко пользовался восточными рукописями на сирийском, армянском и коптском языках. Затем им были из-Даны еще Analecta novissima в 1885—1888 г. (2 т. in 4°) и Analecta sacra et classica в 1888 г. (in 4°).    Более совершенное издание латинских церковных писателей до VII в. взяла на себя Венская Академия Наук, издающая с 1866г. «София scriptorum ecclesiasticorum latinorum». Труд был разделен между самыми выдающимися филологами настоящего времени. Чтобы понять и оценить достоинства и недостатки этого труда, нужно отметить тот факт, что издание предпринято с целью дать устойчивый подлинный латинский текст этих сочинений. Наука обязана этим изданием изменившимся взглядам на латинский язык. Прежде различали золотой, серебряный, медный и железный периоды латинского языка и на всякое отступление от классической латыни смотрели как на порчу языка и старались каждое такое место исправить в духе последней. Теперь же на каждое изменение в языке смотрят как на естественное видоизменение его органической жизни, и чтобы проследить историю его развития, стараются восстановить подлинный текст всех писанных на нем сочинений. Даже период упадка языка представляет для новейших ученых интересные данные для возникновения новых романских языков: потому-то филологи и принялись за изучение творений христианских писателей IV, V и VI веков. Прежними изданиями руководиться было неудобно. Прежние издатели видели в рукописях латинских отцов много грамматических ошибок и исправляли их. Ученые филологи Венской Академии Наук и задались целью восстановить вполне первоначальный текст.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4058...

– См. также: Знаменский П. В. История Казанской Духовной Академии. Вып. 2. Казань, 1892. 71 Журнальный вариант: – «Христианское чтение». 1828–1830; Изд. 2-е: Одесса, 1860; изд. 3-е: СПб., 1872. Затем в «Полных собраниях сочинений» (последний раз: Т. 5. СПб., 1908). 72 «Страстная седмица». Изд. 5-е: Харьков, 1845; «Светлая седмица». Изд. 4-е: Киев, 1842. Вошли в соответствующие тома Полного собр. соч. СПб., 1901. 74 См.: Рождественский В. Г. По поводу издания лекций Преосвященного Иоанна. – «Христианское чтение», 1876. Лекции его были частично записаны студентами и впоследствии опубликованы сначала в журнале «Христианское чтение» (1874–1877; были и отдельные оттиски), затем, по инициативе и при участии св. Иоанна Кронштадтского , – отдельной книгой: Иоанн, епископ Смоленский. Богословские академические чтения. СПб., 1897; Изд. 2-е: СПб., 1906. Лекции по догматике занимают первую часть книги. 75 В кн.: Иоанн, епископ Смоленский. Беседы, поучения, речи. Изд. 2-е. Смоленск, 1876. С. 105–132. 76 Иоанн, епископ Смоленский. О Лице Иисуса Христа. – «Богословские академические чтения». СПб., 1906. С. 59. 77 Особенно этим отличаются его лекции о триадологическом догмате. См.: Иоанн, епископ Смоленский. Догмат о Пресвятой Троице. СПб., 1877. То же: Иоанн, епископ Смоленский. Богословские академические чтения. Изд. 2-е: СПб., 1906. С. 18–51. 82 Бухарев Александр Матвеевич (1822–1871) родился в семье диакона Тверской епархии. В 1846 г. окончил Московскую Духовную Академию 3-м магистрантом, принял монашество. Оставленный в Академии, он преподавал греческий язык. Библейскую историю, а затем Священное Писание . В 1852 г. – экстраординарный профессор, в 1853 г. возведен в сан архимандрита с именем Феодор. С 1854 г. перемещен на кафедру Догматического и обличительного богословия Казанской Духовной Академии, позднее читал там нравственное богословие. В 1854 г. получил звание ординарного профессора. С 1858-го по 1861 год – цензор Санкт-Петербургского Духовного цензурного комитета. В феврале 1861 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

Размышления о страданиях Господа нашего Иисуса Христа. – СПб., 1848. Сравнительное обозрение Четвероевангелия в хронологическом порядке как пособие при изучении Евангельской истории по самому Священному Писанию без помощи учебника. – СПб., 1849. Проповеди на малороссийском языке. – СПб., 1849 и 2-е изд. – СПб.. 1857. Катехизические беседы на девять блаженств евангельских и десять заповедей Божиих. – СПб., 1852. Вечерня во Святой и Великий Пяток. – 3-е изд. – СПб., 1853. Пример детского благочестия. Истинное происшествие. – СПб., 1853. Катехизические беседы на Символ веры и молитву Господню. – СПб., 1856. Указатель церковных чтений из священных книг Ветхого и Нового Завета на все дни недели и числа месяцев какого бы то ни было года. – СПб., 1853 и 2-е изд. – СПб., 1866. Беседы о семи спасительных таинствах. – СПб., 1858. Христианские рассуждения и размышления, предложенные и в особых статьях, и в словах, беседах и речах законоучителя Воспитательного общества благородных девиц протоиерея Василия Гречулевича; в 3 т. и 5 ч. – СПб., 1868. (Каждая часть имеет самостоятельный титульный лист). О праздновании воскресных и праздничных дней. – СПб., 1857. О должностях родителей и детей. – СПб., 1859. Подробный сравнительный обзор Четвероевангелия в хронологическом порядке: С картою Палестины и другими приложениями, как пособие к основательному изучению евангельской истории: в 2 ч. – СПб., 1859–1866. Изложение евангельской истории по руководству подобного сравнительного обзора Четвероевангелия. – СПб., 1861 и 2-е изд. – СПб., 1864. Слово в день столетнего юбилея Императорского воспитательного общества благородных девиц и Санкт-Петербургского Александровского училища, 5 мая 1864 года, произнесенное в Воскресенском соборе//Ежедневное прибавление к «Русскому инвалиду». – 1864, 19. Беседы к простому народу. – СПб., 1872, вып.22; СПб., 1874, вып. 41. Последняя Пасхальная Вечеря Иисуса Христа и день Его смерти: Опыт критического исследования. – СПб., 1877. Две речи по случаю выпуска воспитанниц Императорского воспитательного общества благородных девиц. – СПб., 1873.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Заручившись этим сведением о цели нашего исследования из такого довольно оригинального для ученого источника, г. Субботин, естественно, должен был отнестись к нашему исследованию крайне враждебно... Нам остается, иронизирует Каптерев, пожалеть о роковом визите достопочтенного гражданина Павловского посада и о роковой его беседе с нашим специалистом. Не приезжай он в Сергиевский посад и не сообщи он нашему критику, что цель нашего сочинения «втоптать в грязь, уничтожить Субботина», г.Субботин сам, может быть, и не догадался бы об истинной цели нашего исследования и не взялся бы за перо, чтобы уничтожить нас своею всепобеждающею ученостью». Насмешливый тон Николая Федоровича был вполне понятен для современных ему читателей. Ведь профессор Н. И. Субботин уже много лет, еще тогда, когда Каптерев проходил академический курс, возглавлял кафедру истории и обличения русского раскола в Московской духовной академии! Этот воинственный профессор настолько тщательно следил за соответствием исторических взглядов ученых тогдашней весьма упрощенной официальной концепции раскола, что его рьяным нападкам подвергались даже тома Истории России С. М. Соловьева и Истории русской церкви Е. Е. Голубинского . По долгу службы и внутреннему призванию Субботин не мог упустить из виду многолетнюю исследовательскую работу Каптерева, близкую к сфере интересов профессора. Активность поиска Субботиным «противников православия» объяснялась особенностями его карьеры. Как и Каптерев, он родился в семье священника (13 ноября 1827 года в городе Шуе), окончил Московскую духовную академию, но не был оставлен при ней, а определен в 1852 году преподавателем церковной истории и канонического права в Вифанскую духовную семинарию. Казалось, ученая карьера Субботина не складывается – но вдруг три года спустя он получил кафедру истории и обличения раскола в Академии и лишь затем, в 1858 году, опубликовал свою магистерскую диссертацию «Об отношениях духовенства русского к князьям с XI до половины XV века» (М.), проникнутую верноподданническим духом.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Kapter...

До 1853 г. жизнью православных в губернии руководило Эстляндское духовное правление во главе с соборным протоиереем. С 1831 по 1837 г. настоятелем собора был протоиерей Стефан Пенинский, затем до 1853 г. – протоиерей А. Смирнов . После упразднения духовных правлений (1853) власть перешла к ревельскому благочинному, коим назначался обычно настоятель собора. С 1856 г. в течение 12 лет настоятелем Преображенского собора, а с 1858 г. и благочинным был протоиерей М. Брянцев. Православная жизнь в Эстляндии, где было всего девять приходов (из них три в Ревеле), сосредоточивалась в основном вокруг Ревельского соборного прихода, состоявшего в середине XIX в. из русской и эстонской паствы, в нее входили все проживавшие в Ревеле православные эстонцы, для которых богослужение совершалось во Владимирской зимней церкви, и жившие в окрестностях города обэстонившиеся русские крестьяне, потомки русских, поселенных здесь Петром I, Екатериной II, Меншиковым. Постепенно из соборного прихода один за другим выделились в 1872 г. – Арукюлаский; в 1887 г. – Юуруский; в 1891 г. – Ревельский эстонский приходы. Движение эстонских крестьян 1845–1848 гг. за переход в Православие, охватившее юг Прибалтийского края, не распространилось на Эстляндию. Под давлением правительства и местных властей Эстляндии Санкт-Петербургский митрополит не разрешил переход крестьян в православие в подвластной ему в церковном отношении губернии, в то же время эстонская паства быстро увеличивалась за счет православных эстонцев, бежавших сюда из разных мест Лифляндской и Эстляндской губерний от гонений и притеснений помещиков и лютеранских пасторов, в середине XIX в. Православие в Эстляндской губернии постепенно укрепилось и стали строиться новые храмы: в 1852–1853 гг. каменная церковь на Александро-Невском кладбище, в 1863 г. церковь Рождества Богородицы в Везенберге; в 1857 г. был основательно отремонтирован Преображенский собор. Преосвященный Вениамин (в миру Василий Матвеевич Карелин) родился в 1822 г. в семье пономаря из села Воскресенская Тума Касимовского уезда Рязанской губернии.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Разделы портала «Азбука веры» Аксаков Иван Аксаков Иван Сергеевич – (1823–1886), русский публицист, редактор-издатель, поэт и критик, один из идеологов славянофильства. Сын С.Т. Аксакова, младший брат К.С. Аксакова, зять Ф.И. Тютчева. Окончил Петербургское училище правоведения. Выступал за отмену крепостного права, телесных наказаний. Редактировал славянофильские журналы и газеты “Русская беседа”, “День”, “Москва”, “Русь” и др. В 1858–78 пользовался большим влиянием как один из руководителей московского Славянского комитета. В годы русско-турецкой войны 1877–78 за освобождение Болгарии от турецкого ига организовал кампанию в поддержку южных славян. В публицистических статьях и речах Аксаков выступал сторонником самодержавия и православия. В 40–50е гг. печатал стихи. Поэма “Бродяга” (1852) рисует трагическую судьбу крепостного. Сочинения Ивана Сергеевича Аксакова были изданы его женой в 7 томах. Кроме того, вышло 2 тома его переписки и собрание стихотворений. Самое популярное Библиотека св. отцов и церковных писателей Популярное: Сейчас в разделе 1481  чел. Всего просмотров 66 млн. Всего записей 2583 Подписка на рассылку поделиться: ©2024 Художественная литература к содержанию Входим... Куки не обнаружены, не ЛК Размер шрифта: A- 15 A+ Тёмная тема: Цвета Цвет фона: Цвет текста: Цвет ссылок: Цвет акцентов Цвет полей Фон подложек Заголовки: Текст: Выравнивание: Сбросить настройки

http://azbyka.ru/fiction/1/poeziya/aksak...

II. В Нижегородской духовной семинарии (1852–1858) Шесть лет моего учения в Нижегородской семинарии заслонены и отодвинуты последующими впечатлениями и событиями моей жизни, в такую даль, что стоило большого труда воспроизвести в памяти и изложить в должном порядке и по возможности фактически верно все то, что касается учебной части этого периода моей жизни. В особенности спутывались воспоминания относительно предметов преподавания и, отчасти, преподавателей. Отлично всегда помнил, какие предметы составляли тогда полный семинарский курс, а также и всех преподавателей тогдашнего времени, их наружность, фамилии, и (за исключением троих) даже имена и отчества. Но путалось в памяти: какие именно предметы (кроме главных и некоторых других) преподавались в каждом из трех тогдашних двухгодичных классов, – низшем, среднем и высшем, какие переходили из класса в класс и какие соединялись в одном лице преподавателя, что было неизбежно, в виду огромного количества предметов тогдашнего семинарского курса, доходившего до тридцати. И если, как увидит читатель, мне удалось все-таки многое припомнить и фактически и даже хронологически по возможности точно восстановить облик старой семинарии, с ее тогдашней программой преподавания, преподавателями, начальниками и попечителями, в лице епархиальных Преосвященных, то этим во многом обязан следующим счастливым обстоятельствам. Во-первых, у меня оказались под рукой прекрасно составленные книжки по истории Нижегородской семинарии за 1818–1840 и 1842–1851 годы 37 , за время, правда, предшествовавшее 1852–1858 годам, но весьма к ним близкое. Эти книжки чрезвычайно оживили мои воспоминания, весьма многое напомнили мне из далекого прошлого. А затем, очень ценное пособие получено мною от досточтимого о. ректора Нижегородской семинарии, протоиерея И. М. Померанцева, к которому я обратился с просьбою, не найдет ли он возможным попросить кого-либо из служащих в семинарии собрать в ее архиве сведения относительно предметов преподавания и преподавателей в каждом из трех классов семинарии моего времени. О. ректор сам взял на себя этот немалый труд, за что не могу не принести ему глубочайшей сердечной благодарности. Биографические сведения относительно преподавателей я почерпал из других источников 38 , кроме сохранившегося у меня в памяти.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Kata...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010