Зимой 1832–1833 гг. написал небольшую книжечку на алеутском языке – «Указание пути в Царствие Небесное», которая снискала большую популярность, была переведена на славянский и русский языки, выдержала 17 изданий. В 1858 г. была издана на якутском языке. Неутомимый, проницательный и умный наблюдатель, священник Вениаминов, не ограничился составлением грамматики алеутско-лисьевского языка и словаря из 1200 слов. Он оставил различные антропологические, этнографические, геогра­фические и метеорологические описания. В 1840 г. они были собраны в трехтомный труд «Записки об островах Уналашкинского отдела» и изданы в Санкт-Петербурге в 1840 г. Годом раньше в журнале «Сын отечества» (19) была опубликована его статья «Мифологические предания и суеверия колошей, обитающих на северо-западном берегу Америки». Несколько его статей было переведено на французский и немецкий языки. В 1846 г. в Санкт-Петербурге были изданы его труды: «Замечания о колошенском и кадьякском языках и отчасти о прочих российско-американских с присовокуплением Российско-колошенского словаря» и «Опыт грамматики алеутско-лисьевского языка», который в 1944 г. был переиздан под названием «Элементы алеутской грамматики». По мнению А.П. Окладникова «ни забота об охране среды, ни ботанические эксперименты не принесли Вениаминову такой широкой, поистине мировой известности, как его труды в области этнографии, лингвистики и фольклора. Они нашли поддержку и получили восторженную оценку современников. Значение трудов Вениами­нова заключалось в том, что он помогал ученым выйти за круг привычных представлений, основанных на изучении норм и законов языков. Исследования его открыли дверь в огромный непознанный мир языков Американского континента. И в этом заключалась их непреходящая ценность». (А.П. Окладников. Первопроходцы. с. 153). За свои научные достижения священник Вениаминов был избран членом- корреспондентом Российской Академии наук, в 1869 – Почетным членом Императорского Русского Географического общества. Его многочисленные труды, путевые записи, рапорты, письма и другие материалы были собраны и изданы его биографом И. Барсуковым в Московской Синодальной типографии в 1883–1901 гг. в 3-х книгах «Творения Иннокентия, Митрополита Московского». Во второй книге, изданной в 1887 г., были включены: «Записка о разных предметах, касающихся церквей по Якутской области», составленная в 1852 г. в г. Якутске и представленная 5 июня того же года генерал-губернатору, графу Н.Н. Муравьеву-Амурскому, и «Предположения о благоустройстве Камчатской епархии, по причислении к ней Якутской области» (1852 г.). В этих работах Вениаминов делает весьма интересные наблюдения и выводы.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Из дел академии видно только, что в продолжительное (с ноября 1824 г. по декабрь 1835 г.) ректорствование Кириллова товарища и преемника Поликарпа Гайтанникова (или по петербургским спискам, Гойтанникова) проценты с Платоновского капитала сначала (1825–1830 г.) прилагались к остальным суммам (достойно не малого удивления!), a с 1831 года до 1837 года вовсе не были взимаемы из опекунского совета (не менее достойно удивления!). В 1837 году дело дошло до сведения митрополита Филарета. Само собою разумеется, что он не мог потерпеть такого удивительного административного безобразия. Правление академическое вошло к нему с представлением, в котором просило у митрополита разрешения употреблять ежегодно проценты с суммы митроп. Платона на напечатание лучших студенческих сочинений. На представлении митрополит написал 9 : " Завещание должно исполнять, как можно, согласно с волею завещателя: a потому не могу согласиться переменить оное без нужды, так как не одобряю и то, что академическое правление перестало исполнять оное, нарушив вместе и предписание комиссии духовных училищ. Посему учинить следующее: 1) проценты впредь получать ежегодно и на оные, есть ли нельзя двух, то одного воспитанника согласно с волею завещателя содержать; 2) проценты, накопившиеся до сих пор, можно употребить на напечатание полезных книг, и сумму, какая от сего оборота получится, употреблять на тот же оборот». Благодаря тому, что имели неосторожность заявить митрополиту Филарету о положении этого дела и о своём отношении к нему, академические власти были тотчас же обращены владыкою к исполнению своего прямого долга. Тотчас же в стипендиаты митрополита Платона был избран первый студент XI курса Макарий Сахаров-Платонов (1834–1838 г.). Затем стипендиатами были: Иван Смирнов-Платонов XII курса (1836–1840), Иван Аничков-Платонов XIII курса (1838–1842), Ипполит Богословский-Платонов XIV курса (1840–1844), Иван Побединский-Платонов XV курса (1842– 1846), Никита Гиляров-Платонов XVI курса (1844–1848), Григорий Смирнов-Платонов XVII курса (1846–1850), Виктор Кудрявцев-Платонов XVIII курса (1848–1852), Александр Лавров-Платонов XIX курса (1850–1854), Николай Световидов-Платонов XX курса (1852–1856), Павел Горский-Платонов XXI курса (1854–1858), Александр Иванцов-Платонов XXII курса (1856–1860); им и закончился не короткий ряд Платоновых, вновь вызванных к бытию суровою по тону, но истинно-мудрою резолюцией митрополита Филарета, положенною им на несколько легкомысленное представление академического правления в 1837 году.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Lebede...

62 А. И. Смирнов происходил, как видно, из даровитого рода. Он имел в Нижнем дядю, бывшего прежде преподавателем Нижегор. сем., Ап.А. Княгининского, канд. Киев. акад. X к. (1841). А.А. Кн-ий, хотя окончил академию кандидатом и притом очень низко по списку (под 50), был очень даровитый человек. В Нижегор. сем. ходило много рассказов о нем как о человеке выдающейся даровитости, но крайне неупорядоченном по поведению, страдавшем «болезнию» (нетрезвости), из-за которой, вероятно, он и окончил академию так низко по списку, несмотря на свои способности, и принужден был оставить и службу в Нижегор. сем. (1850), а потом, хотя получил место в Тамбов. сем. (1853), но, как слышно было, не удержался и там. К сожалению, его племянник, мой товарищ Ап.Ив. Смирнов, пошел было по стопам своего дяди. Началось с богословского класса, а по окончании семинарского курса он едва было не погиб совсем, если бы не спас его счастливый случай, или, лучше сказать, Провидение, которому угодно было сохранить эту большую силу для университетской науки. Об этом случае будет сказано в конце главы. 63 П.П. Владимиров, нижегор., 8-й маг. III к. Казан. акад. (1850), 1850–1856 – препод. Вятск. сем., 1856 – Нижегор. сем., 1860 – Самар. сем., в 1861 – в отставке, вскоре скончался. Помню, он преподавал и у нас, во 2-м отд., но, кроме памяти об его наружности, ничего не сохранилось, осталось только общее впечатление, что он был человек способный, недурной преподаватель. 64 Дионисий (в мире – Дмитрий Николаевич Аретинский), орлов., 14-й канд. I к. Казан. акад. (1846), 1846 – препод. церк. истории в Вятск. сем., 1857 – препод. филос. и патрист., а потом, с принятием (1852) монашества – богосл. наук, с 1857 по 1860 – инспект. Нижегор. сем., 1860 – архим. и рект. Вятск. сем., † 1863. Он был родным братом Серафима (Аретинского), 1-го маг. VIII к. Киев. акад. (1837) († архиеп. Воронеж.), бывшего в то время, 1842–1846, инспект. Казан. академии. 65 У нас в семинарии ходили слухи, что он был даже первым в старшем курсе академии, но что ему не повезло на выпускном экзамене. Справедливость этого слуха теперь вполне подтверждается в «Истории Казанской духовной академии» П. В. Знаменского (Казань, 1892. Т. II, стр. 194).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Kata...

170 Сочинение Иоасаона Киринеского, по свидетельству писателя 2-й Маккавейской книги, состояло из пяти книг. Оно не дошло до нас. 174 Кроме того, что эта мысль проникает общее содержание рассказа, она ясна и в частностях: слич. в особенности IV. 15–16; 5–8, 19–20. 23; VI. 25–26; VII. 7. 176 Довольно подробный разбор сомнений, возникающих об иудейском происхождении некоторых из них можно найти Gesch.d.v. Jisr. v. Hersfeld II.572 и след. 179 В средние века известно было 14 Сивиллинских книг, но две из них именно 9-я и 10-я доселе не открыты. – В новое время Сивиллинские книги обратили на себя особенное внимание ученой критики. Из сочинений, занимавшихся критическим рассмотрением их, следует указать на: Ensteh. υ. Zusammensetz. d. uh. erhalt. Büch. Sibyll. Orac. v. Bleek., помещен в Zeitschrift, ed. Schleiern., de Wett. u. zück. 1820 r.; Oracula Sibyllina, C. Alexandr. 1841–1853 r.; Oracula Sibyl’ina das. Heiivr. Ziiedlieb. 1852 r.; Einleit. in. d. Oiienb. Johann, zück. 1852 r. Jüdisch. Apokolypt. in ihr. geschiehtl. Entwickl. Bilgenfeld. 1857 r.; Ob.. Ensteb. Inhalt. u. Werth d. Sibyll. Büch. Ewald. 1858 r.j De oraculis sibyllimis. ab Judaeis. corapositis. Baelt. 1869 г. Подробный разбор Сивиллинских книг, по их важности и по трудности многих частных вопросов, требует особой монографии. Мы предлагаем только самые общие сведения о них, насколько необходимо это для полноты нашего очерка. 180 He без основания считаются взятыми именно из несохранившегося начала этой Сивилллинской книги Сивиллинские стихи, приводимые Феофилом в письме к Автолиску. См. напр. цитованные брошюры Эвальда и Бадта. 187 Мнения ученых в этом отношении не совсем согласны: иные (напр. Эвальд) относят ее ко времени Тита, другие (Фридлиб, Бадт) ко времени Адриана. 188 68 и след. 161. 202. 225 и след, 238–241. 249. 260–270. 281 и след. 328–332, 384 и след. 420–483. Читать далее Источник: Каринский М. Египетские иудеи.//«Христианское Чтение», 1870, июль, - С. 121-163; сентябрь, - С. 398-461. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

Перечень других изданий: PG 100, 10–11). Обзор славянских переводов (разных редакций, из которых к греч. подлиннику близка лишь первая, впервые изданная и изученная Я. Н. Щаповым): Пиотровская Е. К. Краткий археографический обзор рукописей, в состав которых входит текст «Летописца вскоре» константинопольского па­триарха Никифора//ВВ 37 (1976), 247–254; Она же. «Летописец вско­ре»//Словарь книжников и книжности Древней Руси. Вып. 1. (XI – первая половина XIV в.). Л., 1987. С. 231–234 (лит-ра). Новейшие издания славян­ского перевода: «Летописец вскоре» патриарха Никифора// Бенешевич В. Н. Древнеславянская Кормчая XIV титулов без толкований: [В 2 т.] Т. II/Подгот. к изд. и доп. Ю. К. Бегуновым, И. С. Чичуровым, Я. И. Щаповым; Под общ. рук. Я. И. Щапова; [Отв. ред. Д. С. Ангелов, Б. А. Рыбаков]//Со­фия: Изд-во Болгар. АН, 1987. С. 210–230 (текст парал.: слав., греч. Греч, текст [по ГИМ, Син. греч. 467, Владимир 318], как и слав, перевод, при­мерно совпадает с изд. де Боора, р. 81–101); Пиотровская Е. К. Византий­ские хроники IX века и их отражение в памятниках славяно-русской письмен­ности: («Летописец вскоре» константинопольского патриарха Никифора)//СПб., 1998 (ППС, вып. 97 547 Mai A. Spicilegium Romanum. Vol. 10. Pars 2. Roma, 1844. P. 152–156; Papadopoulos-Kerameus A. A= νλεκτα εροσολυμιτικης στχυολογας. Vol. 1. St. Petersburg, 1891; Bruxelles, r 1963. P. 454–460 (лучший текст, чем у Маи). 549 Florilegium из святоотеческих сочинений, составленный патриархом Ники­фором и являющийся дополнением к «Антирретикам» (выше, 1255–1257). Издан Питрой как отдельный трактат после антологии из Макария Магнезийского: Pitra 1852, 336–370. 550 Pitra 1852. P. 302–335. Выборка из сочинения Макария Магнезийского (CPG 6115). Ср.: Арсений (Иващенко), еп. Макарий Магнезийский j j ХЧ 1883. Ч. 1. 5/6. С. 597–632; Сагарда А. И. Антиохийская богослов­ская школа: Макарий Магнезийский// Сагарда Н. И. , Сагарда А. И. Полный корпус лекций по патрологии. СПб., 2004. С. 953–966. 552 Pitra 1858. Р.

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/bi...

Jena 1848. Ueber die Composition der Clementinen in Theologisch. Iahrbuch. 1850. Kritische Untersuchungen ueber d. Evangel. Justins der Clement. Homil. und Marcion. Halle 1852. Die Apostol. Väter. Halle 1853. Ueber den Ursprung des Pseudo-Clementin Recognitionen und Homilien Theolog. Iahrbuch. 1854. Das Urchristenthum und seine neuesten Bearbeitungen Zeitschrift fur Wissenschaft. Theologie. 1858. Der Magier Simon Ztschr. f Wiss. Theol. 1868. Die Clemens-Schriften und ihre neueste Bearbeitung. Ztschr. f. Wiss. Theol. 1869), Лэманца (Die Clementinische Schriften Gotha 1869), Ульгорна (Die Homilien und Recognitionen des Clement. Roman. Göttingen. 1854, его же статья в Real enzyclopadie v. Herzog). Кроме того разъяснению вопроса о Климентинах и изложению их содержания дается видное место во всех общих новых церковно-исторических трудах, см. напр. церков. истории Неандера, Баура, Шаффа, Ричля (Die Entstehung der altkatolischen Kirche. Bonn. 1850 См. также его статью – Die Bedeutung der pseudo clement Literatur für die älteste Kirchengeschichte in d. allgemein Monatschrift für Wissensch. und Literatur, 1852). Перечитать и указать все другие менее значительные исследования о Климентинах, а тем более все статьи только частию касающиеся этого памятника в западной богословской литературе – нет возможности. В нашей русской богословской литературе единственная, впрочем очень дельная, статья о Климентинах свящ. Побединского-Платонова в „Православном Обозрении 1860 г. 2, 3 и 7. 3 Вероятно вследствие того, что в основе этого памятника находятся церковные предания о судьбе св. Климента, и самый рассказ Климентин, помимо романических вымыслов и сектантских прибавлений к нему, представляет много занимательного и для благочестивых церковных христиан, памятник этот и не был уничтожен, а переписывался во множестве списков и в средние века, между тем как другие памятники с сектантским характером уничтожались в это время. 4 Recognitiones по изданию Герсдорфа в I томе Patrologiae Cursus-Migne, μιλαι во II томе.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Ivan...

профессор Александр Львович Катанский (1.12.1836–27.02.1919) Сравнительное богословие Церковное искусство Догматическое богословие Литургика Воспоминания профессор Александр Львович Катанский Ученый-богослов, профессор Санкт-Петербургской духовной академии, литургист, историк Церкви. Биография Родился в семье диакона нижегородской Сергиевской церкви. Его отец, Лев Герасимович (ум. 1889) — из священнического рода, был старшим сыном диакона Герасима Владимирского; окончил в 1834 году Нижегородскую духовную семинарию и прослужил диаконом 18 лет (1834—1853), до того, как был посвящён в священника епископом Иеремией (Соловьёвым). В сане иерея, помогая престарелому священнику Георгиевской церкви в Нижнем Новгороде (И. А. Грацианову), затем — протоиерея, он прослужил ещё 32 года, долгое время исполняя обязанность духовника городского духовенства. Мать А. Л. Катанского также происходила из священнического рода: её отец, Е. А. Бардов, был священником в селе Пурех. Кроме сына в семье Катанских родились ещё три дочери. Обучался в Нижегородских духовном училище (1847—1852) и духовной семинарии (1852—1858). В 1863 году окончил Санкт-Петербургскую духовную академию — 2-м магистром XXV-ro курса. В это время в московскую духовную академии требовались преподаватели на кафедры патристики и церковной археологии и А. Л. Катанский был назначен бакалавром по церковному красноречию и церковной археологии. При московском митрополите Филарете это был только второй случай назначения в неё воспитанника другой академии. В 1867 году А. Л. Катанский был перемещён на кафедру догматического богословия Петербургской духовной академии и здесь состоял до 1898 года, когда согласно прошению вышел в отставку. В 1869 году он был избран экстраординарным профессором, в 1877 — по защите диссертации — был удостоен степени доктора богословия, тогда же возведён в звание ординарного профессора и избран помощником ректора по богословскому отделению. В 1881—1885 годах он был редактором журнала «Церковный вестник». В 1896 году избран почётным членом Петербургской духовной академии, в 1897 — Казанской, в 1904 — Московской.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Kata...

Ученость, просвещение последних, с древних времен и даже по ныне гораздо ниже, сравнительно с народным образованием у братьев западных. Только с недавнего времени начинается поворот в пользу китайских христиан благоприятный. б) Предлагаем перечень главных сочинений, с именами авторов и означением заглавий, и времени, когда кто жил в Пекине, и чем себя ознаменовал. Все сочинения изданы на русском языке, только немногие на иностранных европейских. «Отчеты Императорской Российской Миссии в Пекине, касающиеся нравов, учреждений, общественного развития, религии и проч., в Китае» за последние 20 лет, были переведены на немецкий язык и публикованы в Берлине в 2 томах 1858 г.; с немецкого переведены они и на английский. Помещаем еще и сведения об ученых трудах русских, изданных на русском языке в IV томах, 1852, 1853, 1857, 1866 гг. 1. А. Леонтьев, драгоман Рус. Дух. Мис. (1745–55 г.). Его труды: Китайское уложение, пер. с маньчжурского 1778 г. 2 т.; Несторианская таблица VII в. перев. с кит.; Четырекнижие Конфуцзы, с комментариями, 1780 г., перев. с китайского; Географическое пособие к изучению Китая 1778 г.; Происхождение настоящих маньчжур, 16 книг; Перевод Законов (statutary Rules) Ли-фан-юань; Законы (laws) Китайской империи 1801 г. 3 т. 2. Софроний, архимандрит (1794–1808 г.); Дневник жизни в Пекине и разного рода очерки Пекина. 3. Липовцов, студент, (1794–1808 г.); Перевод главных постановлений Ли-фан-юань; Перевод Н. Завета на маньчжурский язык, одобренный в СПБ-ге и изданный на счет Британского иностранного Библейского Общества. 4. Иакинф Бичурин, архимандрит (1809–21 г.). Его труды: Китайская грамматика 1835 г.; о Китайском земледелии, 1842 г. 4 т.; Общественная жизнь китайцев, 1848 г., 4 т.; Статистическое описание Китая, 2 т., 1842 г.; Народы центральной Азии, 2 т. 1852 г., с картой; Описание Монголии, 1828 г., (перев. на нем.); Описание Тибета, 1828 г., (перев. на франц.); История Тибета и Кукенора, 2 т. 1833 г.; Описание восточного Туркестана и Чжунгарии, 2 т. 1829 г.; Описание Пекина и его окрестностей по кит. источникам (переведено на языки фран. и нем. с отличною картою столицы); «Сань-цзин» перев. с кит. класс. книги, с примечаниями. 5. Даниил, иеромонах, потом архимандрит (1820–1830 г.): перевел с китайского «Сы-шу», «Шу-цзин», «Чун-цзы»; выдержки из «Ши-ши»; и «Китайские корни языка» (хран. в пек. библиотеке).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Vinogr...

Относительно пенсий последовал новый указ, Высочайше утвержденный 6 ноября 1852 года. Назначено только два срока: 20 лет – для половинной пенсии и 25 для полной, вдове положена половинная пенсия; сверх жалованья не дозволено производить пенсии; но для чиновников, приобретших право на пенсию до 1853 г., оставлено старое положение. (См. стр. 202). В 1858 г. правила о сокращенных, сроках на пенсии, существующие по минист. народн. просвещения, распространены и на служащих в дух. -учебных заведениях 349 . В петербургской семинарии выслужили полную пенсию, в размер годового оклада (429 р.) – Михайлов (1853 г.), Боголюбов (1859 г.) и Савваитов (1S62 г.), но последний ее не получал, оставаясь на государственной службе. Сметные назначения; хранение сумм и их обращение; ревизии; отчетность Общая сумма на семинарию, назначенная на 1841-й год по смете, утвержденной св. Синодом, равнялась 16561 р. 30 к. с. (с добавочными на 4-х сверхштатных преподавателей). Затем сумма эта увеличилась. В 1843 г. она простиралась до 21133 р. – на жалованье служащим: 4947 р. 80 к., на содержание дома и хозяйства 7172 р. 50 к., на больницу 214 р. 20 к., библиотеку 142 р. 80 к., канцелярию 85 р. 70 к., на 100 казенных воспитанников 8570 руб. С половины же 40-х годов особенно увеличиваются сверхштатные назначения, в виду приглашения новых преподавателей со стороны и увеличения числа воспитанников, получавших пособия на содержание из дух. учебного капитала, так что сверхштата высылалось на семинарию до 8000 р. с, не считая классных окладов, которые получались также на различное число лиц посторонних, в 1842 г. напр. на 31, в 1851 г. – 69, 1852 г. – 78, а в 1861 г, на 82 магистров и 50 кандидатов. В 1854 г. по смете утвержденной св. Синодом, было ассигновано на семинарию, считая с классными окладами, – 35308 р. 58 к., а с училищами (на которые семинария также получала деньги) – 55337 р. 93 к. и по дополнительной смете 888 р. 85 коп. В 1860 г. всего было ассигновано уже 70142 р. 29 к., в том числе на семинарию штатных по прежнему 21133 р. и сверхштатных: на наставников 5862 р. 8 к. и на воспитанников (иноепархиальных, иностранцев и пр.) 1828 р. 47 коп.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

40 Низшего и среднего классов комнаты помещались в нижнем этаже, высшего – в среднем, бельэтаже, где были: зал собрания, правление и квартиры ректора и инспектора. Помнится, мы, словесники, с завистью смотрели на старших учеников, спускавшихся по лестнице с верхнего этажа, и мечтали о том, когда и нам придется подняться наверх. Впрочем, кажется, одно из отделений философского класса имело классную комнату также в верхнем этаже. 41 Названия: «риторика и поэзия», «катехизическое учение» и «о богослужебных книгах» приводим по таблице, приложенной к «Своду уставов и проектов уставов духовных семинарий 1808–1814, 1862, 1867, 1884 и 1896 гг.» (СПб., 1908). 42 А.А. Крылов, курский уроженец, 19-й маг. XIX курса СПб. акад. (1851). [Как в этом, так и во всех нижеследующих местах цифра при слове «канд.» или «маг.» означает номер всего академического списка, начиная с 1-го магистра]. Впоследствии – свящ. нижегор. Рождественской ц., прот. и законоуч. нижегор. Мариинского института благород. девиц и, наконец, законоуч. нижегор. Аракчеевского кадетского корп., скончался в 1900-х годах, вскоре после своего 50-летнего юбилея, через год или два. Он имел в конце своей жизни редкие для провинциального духовенства награды: ордена св. Анны 1-й ст. и даже св. Владимира 2-й ст., благодаря, без сомнения, своей службе в военно-учебном заведении. 43 Так назывались тогда семинар. преподаватели, имевшие степень магистра. Так они и подписывались в классных журналах. Кандидаты же подписывались или просто именами и фамилиями (чаще всего), или прибавляя к ним слово «учитель» (реже всего). Помню, что и А. А. К-в, до утверждения степени магистра и получения о том уведомления, с высылкой одновременно и диплома, подписывался словами «А. К-в». Но вот в один из дней какого-то года, вероятно 1852, его вызывают из нашего класса, затем через несколько минут он возвращается заметно веселый, с улыбающимся лицом, и после звонка подписывается в журнале уже «Проф. А. К-в». Мы тогда сейчас же догадались, что он только что получил уведомление о высылке ему магистерского диплома.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Kata...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010