С другой же стороны, возникает интересная ситуация: тёмная подземная пещера, интерьер которой можно разглядеть только при тусклом отблеске от бронзового балдахина, и при этом совершенно недоступная, таинственная… Л. А. Беляев пишет о том, что это “первый известный случай экспонирования археологического объекта с помоста!”. Но, возможно, что подобное устроение главной святыни храма Рождества было призвано к более глубокой цели: напомнить о другой постройке, интерьер которой был также погружён в полумрак. Известно, что в Иерусалимском храме были окна решетчатые, глухие с откосами (3 Цар 6:4), “служа не столько для освещения храма, сколько для его вентиляции” 71 . Если в пристройках, где первосвященники готовились для служб и жертвоприношений, окна были достаточно широки, то в Святилище храма царил полумрак, а в Святая Святых — полная мгла. Двери из Святого в Святая Святых, где хранился Ковчег Завета, были всегда закрыты и запечатаны золотой цепью: и протянул золотые цепи пред давиром, и обложил его золотом (3 Цар 6:21). То есть давир, где находился Ковчег Завета со скрижалями, был совершенно недоступен даже для священников; также и Грот Рождества, внутренность которого можно было разглядеть только при искусственном освещении. Моисей вступил во мрак, где Бог (Исх 20:21). Тогда сказал Соломон: Господь сказал, что Он благоволит обитать во мгле (3 Цар 8:12). По некоторым предположениям, слово давир происходит от древнееврейского глагола dabar ‘говорить, возвещать’. Возможно, что это название, выбранное для Святая Святых храма, служило назидательным напоминанием о получении скрижалей пророком Моисеем на Синайской горе: Моисей говорил, и Бог отвечал ему голосом (Исх 19:19). В Вифлееме Господь родился в темноте ночи и сумраке пещеры, но путь Его был освещён Вифлеемской звездой. Саму форму круглого “окна”, открывающего вид Вифлеемской пещеры, можно соотнести с устройством жертвенника в иерусалимском храме: И сделал литое из меди море совсем круглое, вышиною в пять локтей (3 Цар 7:23).

http://pravmir.ru/vethozavetnyie-prototi...

Саул иногда, яко погуби отца своего, душе, ослята, внезапу царство обрете к прослутию; но блюди, не забывай себе, скотския похоти твоя произволивши паче Царства Христова. [Саул, когда потерял ослиц отца своего, внезапно получил царство с известием, но храни и не забывай себя, душа, скотские вожделения твои предпочитая более Царства Христова.]  (1 Цар. 9:1-27, 10:1) Давид иногда Богоотец, аще и согреши сугубо, душе моя, стрелою убо устрелен быв прелюбодейства, копием же пленен быв убийства томлением; но ты сама тяжчайшими делы недугуеши, самохотными стремленьми. [Давид некогда богоотец согрешил, душа моя, быв устрелен стрелою прелюбодейства и пленен копьем жестокого убийства; но ты, душа моя, сама страдаешь тягчайшими сих дел недугами — стремлениями собственного хотения.]  (2 Цар. 11:2-6, 2 Цар. 11:14-15) Совокупи убо Давид иногда беззаконию беззаконие, убийству же любодейство растворив, покаяние сугубое показа абие; но сама ты, лукавнейшая душе, соделала еси, не покаявшися Богу. [Присовокупил некогда Давид беззаконие к беззаконию, с убийством соединив прелюбодеяние, покаяние сугубое показал тотчас, но сама ты, душа, большие совершив грехи, не покаялась Богу.] Давид иногда вообрази, списав яко на иконе песнь, еюже деяние обличает, еже содея, зовый: помилуй мя, Тебе бо Единому согреших всех Богу, Сам очисти мя. [Давид некогда, изображая образно, составил песнь, которой обличает содеянное, взывая: помилуй меня, ибо согрешил я пред Тобою единым, Богом всех; Сам очисти меня.]  (Пс. 50:3-6) Кивот яко ношашеся на колеснице, Зан оный, егда превращшуся тельцу, точию коснуся, Божиим искусися гневом; но того дерзновения убежавши, душе, почитай Божественная честне. [Ковчег носим был на колеснице, когда телец преклонил его, Оза, только коснувшись, испытал Божий гнев; но его дерзости избегай душа и почитай Божественное благоговейно.]  (2 Цар. 6:6-7) Слышала еси Авессалома, како на естество воста, познала еси того скверная деяния, имиже оскверни ложе Давида отца; но ты подражала еси того страстная и любосластная стремления.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=526...

Из книги прор. Малахии в праздники в честь Иоанна Предтечи (24 февр., 25 мая, 24 июня, 29 авг.) читается паремия из стихов: 3–4 глл.: 3, 1–3, 5–7, 12. 17–18; 4, 4–6. Хронология библейской истории I. Период Праотцев (Быт. 12–50) ок. 1850 – поселение Авраама в Ханаане. ок. 1700 – 1650 – поселение Израильтян в Египте. II. Моисей и Иисус Навин (Исх., Числ., Втор., Ис. Нав.) ок. 1250 – исход из Египта. Моисей. Синайское законодательство. ок. 1220 1200 – завоевание Палестины Иисусом Навином. III. Период Судей и Царей (Суд., 1 и 2 Цар., 3 Цар.1–11, 1 Пар., 2 Пар. 1–9) 1200 – 931 1200–1025 – Судьи. ок. 1040 – Самуил – последний из Судей. ок. 1030–1010 – Саул – первый царь Израильский. Резиденция в Гиве. ок. 1010–970 – Давид. Взятие Иерусалима ок. 1000. 970–931 -Соломон. IV. Разделение Царств: Иуда и Израиль (3 Цар. 12–22; 4 Цар. 1–17; 2 Пар. 10–28; Ам., Ос., Ис., Мих.). Израиль (931–722) Иеровоам I 900 – подъем Ассирии 722 – падение Самарии Ассирийский плен (Тов.) Иуда (931–587) Ровоам 612 – падение Ниневии, столицы с 612 – Вавилонское владычество Ассирии 587 – падение Иудеи Вавилонский плен. 539 – взятие Киром Вавилона Персидское владычество. V. Восстановление в персидскую эпоху (538–333) (Езд., Неем., Агг., Зах., Мал.) 538 – Указ Кира о возвращении иудеев. 537–515 – построение Второго храма. 458 – возвращение второй группы иудеев с Ездрой при Артаксерксе. 445–433 – деятельность Неемии. 350 – Иудея становится теократическим государством и чеканит свои монеты. VI. Эпоха эллинизма (333–63) (1 и 2 Макк., Дан. 11) Платон 356 – Филипп Македонский. Аристотель. 336–323 – Александр Великий (Македонский). 333 – покорение Сирии. 332 – вторжение в Египет. 331 – завоевание Персии. 330–326 – основание Александрии и завоевание Индии. 323 – смерть Александра в Вавилоне. Борьба преемников Александра. В Сирии и Вавилоне – Селевкиды, в Египте – Лагиды. до 200 – Иудея подчинена Лагидам (3 Макк.). с 200–142 – Иудея подчинена Селевкидам. 141 – конец оккупации Иудеи Селевкидами. 143–134 – Симон Макк.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/ponjati...

В «пространном катихизисе» о Священном Писании говорится, что это «книги, написанные Духом Божиим через освященных от Бога людей, называемых пророками и апостолами. Обыкновенно сии книги называются Библиею» 14 .  14Филарет (Дроздов), митр. Московский, свт. Пространный христианский катихизис Православной Кафолической Восточной Церкви.  Библия состоит из двух частей – Ветхого и Нового Завета. Слово «завет» означает союз между Богом и людьми.  Ветхий (старый) Завет написан до Пришествия Христова. Главным в нем было обещание Пришествия Спасителя и подготовка людей к Его принятию через пророчества и прообразы.  К книгам Священного Писания Ветхого Завета относятся, во–первых, законоположительные – пять книг, написанные святым боговидцем и пророком Моисеем: 1. Бытие (сокращение при цитировании – Быт.); 2. Исход (Исх.); 3. Левит (Лев.); 4. Числа (Числ.); 5. Второзаконие (Втор.); Во–вторых, исторические книги: 6. Иисуса Навина (Нав.); 7. Судей Израилевых (Суд.); 8. Руфи (последние две книги традиционно приписываются св. пророку Самуилу) (Руфь); 9–12. Четыре книги Царств (первые две книги приписываются пророку Самуилу; Третья и Четвертая написаны пророками и приведены в единообразный вид пророком Иеремией) (1 Цар., 2 Цар., 3 Цар., 4 Цар.); 13–14. Две книги Паралипоменон (Хроники. Основаны они на летописях пророков, а последняя их редакция принадлежит св. Ездре) (1 Пар., 2 Пар.) 15. Первая книга Ездры (1 Езд.); 16. Неемии (в канонических правилах часто называется 2 Книгой Ездры) (Неем.); 17. Есфири (Есф.); Далее, учительные книги: 18. Иова (древнейшая Книга Библии, написанная еще праведным Иовом, но отредактированная святым пророком и царем Соломоном) (Иов); 19. Псалтирь святого пророка и царя Давида (Пс.); 20. Притчи Соломона (Притч.); 21. Екклезиаст Соломона (Еккл.); 22. Песнь песней Соломона (Песн.); И в завершении Ветхозаветного канона – пророческие книги: 23. Исаии (Ис.); 24. Иеремии (Иер.); 25. Плач Иеремии (Плач); 26. Иезекииля (Иез.); 27. Даниила (Дан.); 28. Осии (Ос.);

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=523...

24:4 ) мужу; как же Давид согласился снова взять Мелхолу, бывшую в супружестве с другим (2 Цар. 3:13 —14)?    Закон повелевал, чтобы жена, отпущенная мужем, не возвращалась к прежнему мужу. Сие объявил Бог и чрез пророка Иеремию, изрек же так: «аще отпустит муж жену свою, и отыдет, и будет мужу иному, еда возвращающися возвратится к нему паки? еда непорочна будет и неосквернена жена та? Ты же соблудила вси с пастырьми многими, и возвращалася вси ко Мне, глаголет Господь» (Иер. 3:1). Но царь Давид не отпускал Мелхолы, отец же ее, противозаконно разлучив ее с супругом, отдал другому; посему сочетание с другим было насилие, а не брак. Сие сказал и божественный Павел: «темже убо живу сущу мужу прелюбодейца бывает, аще будет мужеви иному» (Рим. 7:3). Мелхола сочеталась с другим поневоле. Поэтому не Давид преступил закон, а сочетавший Мелхолу с другим. Брак противозаконный не есть брак; и Давид, прощая сделанное по принуждению отцову, взял жену обратно. Вопрос 12. За что Иоав убил Авенира (2 Цар. 3:27 )?    Предлогом было убиение Азаила, а истинною причиною — зависть. Ибо знал, что Авенир будет удостоен военачальства, обратив к царю всех израильтян. Посему любоначалие вооружило Иоава на убийство. Во всем же доблестный царь оплакал неправедно умерщвленного и на неправедно убившего наложил многие и различные проклятия. Ибо сказал: «чист есмь аз и царство мое от Господа и отныне и до века». Кровь Авенира, сына Нирова, да снидет на главу Иоавлю и на весь дом его, и да не оскудеет от дому Иоавля изливаяй семя, и прокаженный, и держайся жезла, и падаяй оружием, и умаленный хлебами (2 Цар. 3:28—29). А изливающий семя и прокаженный, по закону, нечист и отлучается от общежития. Жезл же употребляет тот, у кого повреждены телесные члены; почему Акила назвал такого слепым. Поэтому Давидовы заклятия налагали на весь род Иоавов всякие телесные немощи, крайнюю бедность, убиение мечом. При кончине же своей Давид приказал умертвить Иоава. Вопрос 13. Что значит сказанное: еда смертию Навала умре Авенир (2 Цар.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

58б). В патристической экзегезе Е. занимает важное место, хотя он и уступает в этом отношении прор. Илии. Климент Александрийский добавляет к имеющимся в Библии сведениям о Е., что он начал пророчествовать в 40 лет, вместе с ним пророчествовал некий Абдадонай (Αβδαδωναος) ( Clem. Alex. Strom. I 21). Он включает Е. в свои хронологические расчеты, приводя данные, согласно которым «от Соломона до смерти пророка Елисея» прошло 105 лет или, по др. свидетельствам, 102 года (Ibidem). Свт. Афанасий I Великий говорит, что Е. был удостоен двойного дара духа за то, что он, оставив все, последовал за Илией ( Athanas. Alex. Ep. ad Dracont. 8). Используя эпизод исцеления Неемана ( Idem. Or. contr. arian.//PG. 26. Col. 325), свт. Афанасий приводит текст, отсутствующий как в МТ, так и в тексте Септуагинты: «Елисей говорит Нееману, исцелив его от проказы: чтобы ты знал, что есть Бог в Израиле» (τ Ναιεμν λγει Ελισσαος, καθαρσας ατν π τς λπρας Ινα γνς, τι στ Θες ν Ισραλ). Можно предположить, что здесь смешаны тексты 4 Цар 5. 8 (Е. передал царю по поводу Неемана: «...пусть он придет ко мне, и узнает, что есть пророк в Израиле») и 1 Цар 17. 46 (Давид говорит Голиафу: «...ныне предаст тебя Господь в руку мою, и я убью тебя, и сниму с тебя голову твою, и отдам [труп твой и] трупы войска Филистимского птицам небесным и зверям земным, и узнает вся земля, что есть Бог в Израиле»). Свт. Кирилл Иерусалимский приводит посмертное чудо Е.- воскрешение мертвеца (4 Цар 13. 21) - как доказательство Воскресения Христова: «Если мертвый, прикоснувшийся к костям Елисеевым, восстал, то неужели Творец всего не мог восстать силой Отца?» ( Суг. Hieros. Catech. 4. 12). Наказание Гиезия (4 Цар 5. 20-27) сравнивается с описанным в Деяниях св. апостолов случаем с Ананией и Сапфирой ( Суг. Hieros. Catech. 16. 17; ср.: Деян 5. 1-10). Василий, архиеп. Селевкии Исаврийской († после 468), посвятил Е. 10-е слово ( Basil. Seleuc. Or. 10//PG. 85. Col. 137-147). Он делит ветхозаветных пророков на 3 категории: 1) тех, кто проповедовали Христа словом (Исаия, Иеремия, Иезекииль) или 2) делом (Илия и Е.), и 3) тех, кто своей жизнью символически указывали на Христа (Иона), затем подробно рассматривает одно чудо Е.- воскрешение сына сонамитянки (это сочинение называется Λγος...

http://pravenc.ru/text/189853.html

ТаНаК Тора «Закон» Брейшит «В начале...» Шмот «Имена…» Ваикра «И воззвал...» Бемидбар «В пустыне...» Второзаконие Дварим «Слова…» Небиим «Пророки» Иисус Навин Разделение «ранние (старшие) пророки» (Ис. Нав. – 4 Цар.) 1 Самуила и «поздние (младшие) пророки» 2 Самуила (Ис. – Мал.) 1 Царств засвидетельствовано с VIII в. 2 Царств Три «больших» пророка (аналогия: Иеремия патриархи Израиля – Авраам, Исаак, Иезекииль Иаков); последовательность в традиции варьируется. Аввакум Софония Захария Малахия Кетубим «Писания» Псалмы Также существует последовательность Иов, Притчи, Псалмы; в Вавилонском Притчи Талмуде Книга Руфь находится непосредственно перед псалмами (родословная псалмопевца Давида). 5 книг – «праздничные свитки» – Песнь Песней приурочены с VI в. н.э. к следующим Екклесиаст праздникам: Руфь – завершение недели, Песнь – Песах, Екк. – Суккот, Плач – Есфирь день разрушения Храма, Есф. – Пурим; иная последовательность – согласно праздничному циклу. Даниил Согласно другой традиции XI в. н.э., Книги Хроник (Паралипоменон) Неемия находятся в начале «Писаний», чтобы эта 1 Паралипоменон часть Танаха начиналась с Адама, как и 2 Паралипоменон Христианского читателя Библии озадачит тот факт, что книги Ис. Нав. – 4 Цар. Танах причисляет к «Пророкам». К этому разделу они отнесены уже в Книге Премудрости Иисуса, сына Сирахова, где в «восхвалении отцов рода» ( Сир.44–1 ) Иисус Навин и Самуил прямо характеризуются как пророки (ср. Сир.46:1, 13, 16 ). Пророк Нафан упомянут в этой книге до Давида (ср. Сир.47:1 ), а Илия и Елисей, великие пророки Северного Царства, прославляются как главные деятели в истории Северного Царства (ср. Сир.48:1–16 ). Восприятие обеих Книг Царей (3–4 Цар.) как глубоко «пророческих книг» оправдано и по другой причине: в этих книгах пророки (Нафан: 3Цар.1 ; Ахия Силомлянин: 3Цар.11:29–39, 14:12, 18, 15:29 ; человек Божий из Иудеи: 3Цар.13 ; Михей, сын Иемвлая: 3Цар.22 ; Илия и Елисей [pass.]; Исаия: 4Цар.19–20 ; пророчица Олдама: 4Цар.22:14–20 ) – настоящие «двигатели» истории. Основой, мерилом и главным критерием своей деятельности они считают волю Божию, явленную в Торе; это роднит их с «пророком Моисеем» (ср. Втор.18:18, 34:10 ), через которого Бог даровал Тору людям, и еще раз объясняет нам, почему книги Ис. Нав. – 4 Цар., в которых эти пророки – главные действующие лица, воспринимаются иудейской традицией как «книги пророков».

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/vveden...

[Воспеваем Тебя, благословляем Тебя, поклоняемся Тебе, Богородительница, ибо Ты родила Одного из Нераздельной Троицы, Христа Бога, и Сама открыла для нас, живущих на земле, небесные обители.] Песнь 8 Ирмос: Егоже воинства небесная славят, и трепещут Херувими и Серафими, всяко дыхание и тварь, пойте, благословите и превозносите во вся веки. [Кого прославляют воинства небесные и пред Кем трепещут Херувимы и Серафимы, Того, все существа и творения, воспевайте, благословляйте и превозносите во все века.] Согрешивша, Спасе, помилуй, воздвигни мой ум ко обращению, приими мя кающагося, ущедри вопиюща: согреших Ти, спаси, беззаконновах, помилуй мя. [Помилуй меня, грешника, Спаситель, пробуди мой ум к обращению, приими кающегося, умилосердись над взывающим: я согрешил пред Тобою, спаси; я жил в беззакониях, помилуй меня.] Колесничник Илиа колесницею добродетелей вшед, яко на небеса, ношашеся превыше иногда от земных; сего убо, душе моя, восход помышляй. [Везомый на колеснице Илия, взойдя на колесницу добродетелей, некогда вознесся как бы на небеса, превыше всего земного; помышляй, душа моя, об его восходе.]  (4 Цар. 2:11) Елиссей иногда прием милоть Илиину, прият сугубую благодать от Бога; ты же, о душе моя, сея не причастилася еси благодати за невоздержание. [Некогда Елисей, приняв милоть (плащ) Илии, получил сугубую благодать от Господа; но ты, душа моя, не получила этой благодати за невоздержание.]  (4 Цар. 2:9, 12-13) Иорданова струя первее милотию Илииною Елиссеем ста сюду и сюду; ты же, о душе моя, сея не причастилася еси благодати за невоздержание. [Елисея милотию Илии некогда разделил поток Иордана на ту и другую сторону; но ты, душа моя, не получила этой благодати за невоздержание.]  (4 Цар. 2:14) Соманитида иногда праведнаго учреди о душе, нравом благим; ты же не ввела еси в дом ни странна, ни путника. Темже чертога изринешися вон, рыдающи. [Соманитянка некогда угостила праведника с добрым усердием; а ты, душа, не приняла в свой дом ни странника, ни пришельца; за то будешь извержена вон из брачного чертога с рыданием.]  (4 Цар. 4:8)

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=526...

97. Col. 76), а также фрагменты на араб. языке (нем. пер.: Hippolytus Werke. 1897. Bd. 1/2. S. 85-119; лат. пер.: PG. 10. Col. 701-712). Сир. фрагмент толкования на Исх 16 (CPG, N 1924) И. Р. не принадлежит ( Brock. 1981). К числу подлинных относится толкование И. Р. на благословение Моисея (Втор 33) (CPG, N 1875) (критич. изд. арм. и груз. версий, а также греч. фрагментов: Bri è re, Mari è s, Mercier. 1954). Возможно, это же сочинение Феодорит цитирует под названием «Слово на Великую песнь» ( Theodoret. Eranist. II//PG. 83. Col. 173; CPG, N 1880 (6)). Толкование благословения Валаама (Числ 22-24) известно только по флорилегию Леонтия Византийского. По мнению Нотена, его принадлежность И. Р. сомнительна (CPG, N 1880 (5)). Толкование на Книгу Судей в патристической традиции прямо не упоминается среди сочинений И. Р., но известны сир. цитаты у Дионисия бар Салиби в соч. «Против армян» (The Work of Dionysius Barsalibi Against the Armenians/Ed. A. Mingana. Camb., 1931. P. 85a), а также греч. фрагменты на Суд 6. 11 и 6. 27 и 11 греч. фрагментов на Суд 15 (CPG, N 1880 (7)). Из толкования на Книгу Руфь сохранился 1 фрагмент в схолии к катенам ( Hippolytus Werke. 1897. Bd. 1/2. S. 120). По мнению Ришара, 48 анонимных фрагментов с толкованиями этой книги могут быть парафразом сочинений И. Р. ( Richard. 1975). Фриккель доказывает, что автора толкования на Книгу Руфь следует отождествлять не с «восточным» экзегетом, а с «западным» автором «Опровержения всех ересей» (см.: Frickel. 1997). Толкования И. Р. на отдельные эпизоды из Книг Царств (1 Цар 1. 1 и далее (о Елкане и Анне); 2 Цар 5. 14; 13. 21) были известны Феодориту Кирскому, блж. Иерониму и Никифору Каллисту (см.: Hippolytus Werke. 1897. Bd. 1/2. S. 121-122). Возможно, толкование И. Р. (под именем сщмч. Иринея) цитируют Севир Антиохийский, Леонтий Византийский, прп. Анастасий Синаит, прп. Иоанн Дамаскин и Моисей бар Кефа (см.: CPG, N 1881). На статуе также указан трактат «О чревовещательнице» (1 Цар 28), к-рый мог быть частью толкования на Книги Царств (ср. заглавие у блж. Иеронима - «О Сауле и пророчице») (как неподлинный в CPG, N 1918). Фрагмент толкования на 1 Цар 17 («О Давиде и Голиафе»; CPG, N 1876) сохранился на груз. (Шатбердский сборник 1979. P. 241-249) и арм. (во фрагментах) языках ( Garitte. 1963).

http://pravenc.ru/text/Ипполита ...

Первая и Вторая книги Царств В еврейской Библии они образуют целостное произведение. Разделение на две книги восходит к греческому переводу, который к тому же соединяет под одним названием книги Самуила и книги Царств (см. примечание к с. 49 — Ред.); в Вульгате эти четыре книги называются книгами Царей. Первым двум книгам Царств соответствуют две еврейские книги Самуила; такое обозначение связано с традицией, приписывающей авторство этих книг пророку Самуилу. Текст относится к числу наихудшим образом сохранившихся из всего корпуса Ветхого Завета. Зачастую греческий перевод Септуагинты выказывает отклонения, так как он восходит к некоему прототипу, крупные фрагменты которого находились в пещерах Кумрана. Следовательно, существовало несколько еврейских версий этих книг. В книгах различают пять частей: 1. О Самуиле (1 Цар 1—7); 2. О Самуиле и Сауле (1 Цар 8—15); 3. О Сауле и Давиде (1 Цар 16 — 2 Цар 1); 4. О Давиде (2 Цар 2—20); 5. Дополнения (2 Цар 21—24). В книге (параллельно или даже включаясь одно в другое) содержатся различные предания о началах эпохи царств. Вот рассказ о ковчеге, о его захвате филистимлянами и о его возвращении (1 Цар 4—6); повествование о ковчеге, в котором Самуил не фигурирует, продолжается во 2 Цар 6. Это предание обрамлено историей детства Самуила (1 Цар 1—3) и рассказом, рисующим Самуила как последнего судью и провозвещающим освобождение от филистимского ига (1 Цар 7). В истории становления царства Самуилу принадлежит существенная роль, см. 1 Цар 8—12, где издавна различают в предании две путеводные нити: с одной стороны, 9; 10:1—16; 11, с другой — 8; 10:17—24; 12. Первую группу текстов определяют как изображение, поддерживающее царей, а вторую — как версию, им враждебную и датирующуюся более поздним временем. Но в действительности обе традиции — древние и выказывают в лучшем случае различие тенденций в повествовании; кроме того, вторая нить повествования вовсе не столь “антимонархична”, как это иногда утверждают; если она и высказывается против царства, то только против такого, в котором попираются права Бога. О войне Саула с филистимлянами рассказывают глл. 13—14 с первой версией отвержения Саула (13:7б—15а); вторая версия этого отвержения — в гл. 15 в связи с войной против амаликитян. Отвержение приуготовляет помазание Самуилом Давида (16:1—13). Сведения о начальной истории Давида и его столкновении с Саулом собраны в двух параллельно излагаемых и очевидно равно древних преданиях (1 Цар 16:14 — 2 Цар 1); здесь повествование зачастую дублируется. История возвышения Давида заканчивается в 2 Цар 2—5: помазание его на царство в Хевроне, война с филистимлянами и взятие Иерусалима образуют основу для того, чтобы царствование Давида простерлось на весь Израиль (2 Цар 5:12). Шестая глава продолжает повествование о ковчеге; пророчество Нафана (7) — древний, но переработанный текст; восьмая глава — редакционное резюме.

http://pravmir.ru/vvedenie-v-vetxij-zave...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010