св. пророчица XI в. до Р. Х. (пам. 9 дек.), мать прор. Самуила (1 Цар 1. 1-2. 11). Одна из 2 жен левита Елканы из Рамафаима-Цофима (см. Рама ). Будучи бездетной, А. испытывала притеснение со стороны др. жены - Феннаны. Бесплодие А. и ее трагичное положение напоминают ситуацию с Саррой (Быт 16). Во время ежегодного паломничества в Силом А. дала обет: если Бог пошлет сына, посвятит его Господу «на все дни его жизни». Среди многих молящихся свящ. Илий обратил внимание на тихую молитву А. и уверил женщину в том, что ее прошение будет исполнено, она родит сына. Обещание А., что «бритва не коснется головы его» (1 Цар 1. 11), указывает на ее желание посвятить сына в назореи (ср.: Числ 6. 1-21; Иуд. древн. V 10. 3). Через 3 года рожденный ею сын по имени Самуил был приведен к Илию и посвящен на служение Господу. Чувство благодарности Богу за то, что Он сподобил ее родить сына, А. вкладывает в «Хвалебную песнь» - образец древней библейской поэзии. Песнь А. передает состояние глубокого благоговения и смирения при созерцании тайн Божественного Промысла (1 Цар 2. 1-10). Слова А.: «Господь будет судить концы земли и даст крепость царю Своему» (1 Цар 2. 10) - пророчески указывают на царя Давида , (1877-1937) прообразовательно - на Господа Иисуса Христа. В 10-м стихе песни впервые в Свящ. Писании упомянут помазанник (греч. χριστς). Ближайшей параллелью к Песни А. в ВЗ является Песнь Давида (2 Цар 22): первые 3 строфы 8-го стиха Песни А. почти идентичны с Пс 122. 7-8. При этом псалмопевец искусно дополняет этот текст нек-рыми подробностями из истории А.: «[Господь] неплодную вселяет в дом матерью, радующеюся о детях» (ср. упоминание в 1 Цар 2. 21 о рождении А. после первенца еще 3 сыновей и 2 дочерей). Песнь А. послужила прообразом для созвучной ей Песни Пресв. Богородицы (Лк 1. 46-55; см. Песнь Богородицы ; Magnificat) - нек-рые темы из 1-й повторяются во 2-й (ср.: 1 Цар 2. 4, 7-8 и Лк 1. 52; 1 Цар 2. 5 и Лк 1. 53). История А. находит отражение в рассказе апокрифического Протоевангелия Иакова о рождении Пресв. Богородицы. Свт. Иоанн Златоуст называет А. «лучом добродетелей, украшенным молитвою, верою и великим терпением» (Пять слов об Анне. III 1). В нач. XIX в. прп. Никодим Святогорец обобщил святоотеческое толкование Песни А. в своей кн. «Сад благодати, или Истолкование 9 библейских песен».

http://pravenc.ru/text/115544.html

После завоевания Ханаана Израиль ведет оборонительные В. во времена Судей (Суд 3-12), при царях Сауле и Давиде (1 Цар 11-17; 28-30; 2 Цар 5. 17-25; 8. 1-14; 10). Характерно, что, когда израильтяне вопреки Божией воле просят прор. Самуила поставить над ними царя, они вменяют в обязанность царю вести В. по воле народа («войны наши» - 1 Цар 8. 20), а не В. Господни; и поставленный по Божию попущению на царство Саул впосл. был лишен царства Богом именно за искажение идеи В. Господней, за ведение В. по своей воле (1 Цар 15). В повествованиях о царе Давиде, напротив, подчеркивается, что он был послушен Богу, вел В. Господни (1 Цар 18. 17; 25. 28). Победой над хорошо вооруженным филистимским силачом Голиафом Давид, вышедший на поединок лишь с пращой и камнями, был обязан упованию на Господа (1 Цар 17. 37-51). Став царем, Давид в хвалебной песне Господу исповедует, что именно Бог дарует ему военные победы: «Бог препоясует меня силою... научает руки мои брани и мышцы мои напрягает, как медный лук» (2 Цар 22. 33, 35; ср.: Пс 17. 33 и сл.); военное могущество царя Давида - это проявление Божия могущества (2 Цар 23. 8-39). Силой Божией побеждает ефиоплян иудейский царь Аса (2 Пар 14. 9-15); молитвенное призывание Бога перед битвой иудейского царя Иосафата с моавитянами и аммонитянами принесло иудеям победу: «...дал им Господь торжество над врагами их... Сам Господь воевал против врагов Израиля» (2 Пар 20. 20-29). С упованием на Бога сражаются израильтяне с врагами при Маккавеях : язычники «надеются на оружие и отважность,- говорит Иуда Маккавей ,- а мы надеемся на всемогущего Бога, Который одним мановением может ниспровергнуть и идущих на нас и весь мир» (2 Макк 8. 18). Как о великих праведниках, «которых весь мир не был достоин» (Евр 11. 38), говорит ап. Павел о ветхозаветных воителях: «о Гедеоне, о Вараке, о Самсоне и Иеффае, о Давиде, Самуиле и [других] пророках, которые верою побеждали царства... угашали силу огня, избегали острия меча... были крепки на войне, прогоняли полки чужих» (Евр 11. 32-34). В концепции В. Господней находит оправдание вооруженная борьба.

http://pravenc.ru/text/155138.html

Вопрос 10. Почему Елисей горечь вод уврачевал солью (4 Цар. 2:21 )?    Великий Моисей, вложив дерево, горькое свойство воды переложил в сладкое, а Елисей солью освободил воду от вредоносного действия, потому что Владыке Богу и изволением, и словом, и чем Ему угодно нетрудно прелагать свойства стихий. Вопрос 11. Что значит сказанное: «и Моса царь Моавль бе нокид» (4 Цар. 3:4 )?    Другие переводчики слово нокид переводят «начальник пастухов». Дают же сие видеть и последующие слова: «даяше дань царю Израилеву, сто тысящ агнцев и сто тысящ овнов с рунами» (4 Цар. 3:4). Об Елисее в похвалу ему говорили: «возливаше воду на руце Илиине» (4 Цар. 3:11). Столько удивлялись великому пророку! А нужда и злочестивых царей заставила прибегать к славному Елисею. Но он с дерзновением учителя говорил: «что мне и тебе? иди ко пророком отца твоего и ко пророком матере твоея» (4 Цар. 3:13). Впрочем, необходимость и дерзких делает кроткими. Так, Иорам с кротостью отвечал в ответ пророку: «еда созва Господь три цари, еже предати я в руце Моавли?» (там же). Но сим не убедил он пророка оставить без обличения нечестие его. Пророк сказал: «жив Господь сил, Емуже предстою пред Ним, яко аще бых не лице Иосафата царя Иудина аз приял, то воззрел ли бых на тя, и видел ли бых тя?» (4 Цар. 3:14). Таким образом, благовременно сделано обличение, когда нужда смирила надменность властителя. Вопрос 12. Как должно разуметь сказанное: «приведи ми певца» (4 Цар. 3:15 )?    Божественнейший Давид, сподобившись царственной и пророческой благодати, премудро учредил чин священнического служения и повелел, чтобы священники, по Моисееву закону, употребляли трубы, а левиты — гусли, псалтири, кимвалы и другие музыкальные орудия. В употреблении же у них при сем было Давидово духовное сладкопение. Одного из сих певцов велел призвать пророк. И когда певец воспевал, благодать Духа назнаменовала, что должно делать. Ибо повелевала ископать в потоке глубокие рвы, чтобы из текущего издалека ручья наполнились они водою и удовлетворили потребности воинства. Заметить же должно, что духовную благодать писатель наименовал рукою Господнею. Сказано: «и быстъ на нем рука Господня, и рече: тако глаголет Господь» (4 Цар. 3:15—16).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

4:6). Основания умывальниц, которые писатель назвал мехонофами, по словам его, сделаны были четвероушльные, с подставленными под них колесами, подобными колесам колесичным. Они вверху имели изображения рук, поддерживающих круг в виде венца, на котором стояла умывальница (3 Цар. 7:30—31). Теплицами же (3 Цар. 7:45) писатель назвал сосуды, в каких обыкновенно греем воду. Соломон устроил десять золотых Свешников, которые поставил в храме пред лицем Давира, т. е. пред Святая Святых (3 Цар. 7:49). Вопрос 25. Как должно разуметь сказанное: «внесе Соломон святая Давида отца своего и вся святая Соломонова» (3 Цар. 7:51 )?    Святым назвал посвященное Богу и военные добычи, принесенные с браней. Например: Иисус Навин наложил заклятие на Иерихон и все золото и серебро принес в дар Богу. Посему писатель назвал святым посвященное Богу всяческих. Вопрос 26. Что называет писатель домом из древа ливанского (3 Цар. 7:2 )?    Соломон во дворце своем построил весьма большое здание пред входом в судилище. Длина его была во сто локтей, а широта — в пятьдесят; имело оно сто тридцать пять столпов кедровых и, думаю, что поэтому и названо домом древа ливанского, так как множество сих кедровых столпов уподоблялось ливанской роще. Еламом же писатель опять назвал преддверие, которого длина равномерна была широте здания, потому что длина была в пятьдесят локтей, а широта — в тридцать. А что здание сие было в связи с судилищем, показывает история: «и елам престолов идеже судити, тамо елам судилища и дом их, в немже воссядет тамо» (3 Цар. 7:44—45 7.8 слав, с масор.)) и т. д. А что на сии здания употребил Соломон тесаные камни, видно из последующего. Сказано: «вся сия бяху от каменей драгоценных изваяна от расстояния внутрьуду, и от основания до крова» (3 Цар. 7:9). И что Давиром писатель называет Святая Святых, сие яснее дознаем из истории. Ибо сказав, что, когда строение пришло к концу, Соломон собрал народ совершить праздник обновления, писатель присовокупил: «и внесоша иерее кивот завета Господня на место его во Давир храма, во Святая Святых, под крила херувимов» (3 Цар.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2895...

Вопрос 8. Для чего Соломон умертвил Иоава, прибегнувшего к Богу (3 Цар. 2:29—34 )?    Повелевал сие Божий закон, предписывавший предавать смерти убийцу, прибегнувшего к алтарю (Исх. 21:14). А Семей сам на себя навлек смертный приговор, потому что, обещавшись жить в столице и обещание подтвердив клятвою, нарушил клятву и вопреки условию осмелился выйти из города (3 Цар. 2:36—46). Вопрос 9. За что Соломон Авиафара лишил первосвященства (3 Цар. 2:27 )?    Авиафар участвовал с Адониею в похищении царской власти. Сие видно из слов Соломоновых. Ибо говорит: «тецы ты на село твое и в дом твой, яко муж смерти еси ты в днешний день, но не умерщвлю тебе, яко носил вси кивот завета Господня пред Давидом отцем моим, и яко озлоблен был вси во всех, имиже озлоблен бе отец мой» (3 Цар. 2:26). Посему как, по сказанному мною, Авиафар подпал обвинению за похищение власти, став содейственником в покушении Адонии, так и Соломон стал исполнителем Божия предречения. Ибо Илию и чрез всехвального Самуила, и чрез другого пророка предвещал Бог уничижение рода его. Сие дает видеть и история, ибо сказует так: «и изгна Соломон Авиафара, еже не быти ему иереем Господним, якоже сбытися словеси Господни, еже глагола на дом Илиев в Силоме» (3 Цар. 2:27). Вопрос 10. Как должно разуметь сказанное: «умножися мудрость Соломонова паче смысла всех древних сынов и паче всех смысленных египетских» (3 Цар. 2:35 ; 3 Цар. 4:30 )?    Дееписатель хотел показать мудрость его; и потому о древле бывших мудрецах упомянул неопределенно, присовокупил же слово о мудрецах египетских, потому что были они почитаемы мудрыми паче всех. Ибо, как повествуют эллины, и Ферекид [с острова] Сирое, и Пифагор Самосский, и Анаксагор Клазоменский, и Платон Афинянин приходили к ним, надеясь у них научиться более точному богословию и естествословию. Да и Божественное Писание, повествуя о законодателе Моисее, говорит, что «наказан быстъ всей премудости египетстей» (Деян. 7:22). Всех сих мудрецов, говорит писатель, затмил Соломон, как приявший дар мудрости от Бога. Но с похвалою мудрости соединил он и обвинение, потому что Соломон явно нарушил положенный о браке закон, который воспрещал вступать в супружество с женами иноплеменными. А он первый взял в жену дочь фараонову.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2895...

Хотя и в государственной иудейской летописи (кн. Пар.) выставляются на вид действия некоторых пророков, но сравнительно не так часто и не столь решительные и важные по своим последствиям. Специальное же развитие силы и деятельности пророческого института в наиболее богатый пророками период царей дают только книги Цар. Только в кн. Цар. тот же пророк Нафан является деятелем возводящим на царство Соломона ( 1Цар. 1, 23 и дал.). Только в кн. Цар. ближайшим другом Соломона называется сын пророка Нафана ( 1Цар. 4, 5 ). Только в кн. Царств пророк Ахия является деятелем возбуждающим Иеровоама „смирить дом Давидов“, т.е. отложиться от Ровоама и стать во главе нового царства десяти северных колен ( 1Цар. 16, 27 – 39 ). Только в кн. Цар. пророк Исаия является деятелем, поддерживающим царя и народ в бедственное время нашествия Сеннахирима, дающим знамения и творящим чудеса (2 Ц. 19 и 20). Только в кн. Цар. выступает целый сонм пророков высказывающих обличения против Манассии ( 2Цар. 21, 10 – 15 ). Только в кн. Цар. царь Иосия свидетельствует свое почтение гробнице „человека Божия” (2 Ц. 23, 17 и дал.) 12 . В этом отношении, т.е. со стороны известий о пророках, их влиянии и руководственной деятельности, книги Царств без всякого сомнения первоначальны, т.е. не требовали для себя каких либо сторонних источников, так как писались самими пророками. Но для полного изображения картины пророческой деятельности во весь период царей книгам Царств нужна была простая историческая канва, краткая, но документальная и оффициально засвидетельствованные известия мазкиров и шотеримов или отчеты о современных государственных деятелях, потому что, не смотря на все высокое призвание пророков, не по их жизни и деятельности народ считал свою национальную историю, а по царствованиям царей, служивших его представителями среди других народов. Эти государственные, актовые известия не первоначальны в книгах Царств, как это показывают положительные основания, выведенные из отношений книг Цар. к книгам Пар.

http://azbyka.ru/otechnik/Akim_Olesnicki...

Содержание Вопрос 1. Иные догадываются, будто бы Нафан, как не позванный Адониею на пиршество, оскорбился и потому настроил Вирсавию донести царю о происшедшем (3 Цар. 1и далее)    Крайне несмысленно возымели они такое подозрение. Пророк знал Божие определение и потому объявил царю: «не ты созиждеши Мне дом, еже обитати Мне в нем» (2 Цар. 7:5). «Се, сын тебе родится, сей будет муж покоя, и упокою его от всех враг его окрест, зане Соломон имя ему, и мир и покой дам ему над Израилем во дни его; той созиждет дом имени Моему» (1 Пар. 22:9—10). Пророк, зная сие и видя, что Адония вопреки Божией воле восхитил царскую власть, чрез Вирсавию напомнил царю Божие определение, а потом, вошедши сам, подтвердил слова ее. Вопрос 2. Что называет писатель Гионом (3 Цар. 1:38 )?    Гионом именуется Нил, потому что он есть одна из четырех рек (Быт. 2:11—14). Сие ясно показал Сам Бог, сказав чрез Иеремию: «и ныне что тебе и пути египетскому, еже пити воду геонскую?» (Иер. 2:18). Но и Силоам именовали также Гионом, называя его так или в насмешку, как поток весьма малый, или потому, что и он, подобно Нилу, выходит из сокрытых подземных истоков. А помазать Соломона получили повеление первосвященник Садок и пророк Нафан; военачальнику предпоставлен пророк и пророку — первосвященник. Посланы же с ними пращники и стрелки; их-то называет писатель херефи и фелефи. Вопрос 3. Почему князи, благословляя нового царя пред отцом, изъявили желание, чтобы он был славнее и знаменитее отца, ибо сказали: «да ублажит Господь имя Соломона сына твоего паче имени твоего, и да возвеличит престол его паче престола твоего» (3 Цар. 1:47 )?    Знали, что никто из имеющих нежную отеческую любовь не завидовал детям и что отцам свойственно желание увидеть детей в большей славе, нежели какую имеют сами. Только Арий и его исчадия страждут сим безумием. Давид же так обрадован был сказанным князьями, что при всей старости, препятствовавшей ему встать, лежа поклонился исполнившему обетования Богу, и сказал: «благословен Господь Бог Израилев, Иже даде днесь от Семене моего седяща на престоле моем, и очи мои видят» (3 Цар. 1:48). Сие славословие принес он Богу, а сыну, преемнику царства, заповедал хранить во всей чистоте благочестие; прежде же всего указал на общий конец. Ибо говорил: «аз отхожду в путь всея земли; ты же крепися, и буди мужем силы, и сохрани завет Бога Израилева, еже ходити пред Ним, хранить путь Его, и повеления Его, и определения Его, и судьбы Его, и заповеди Его, и свидения Его, как написано в законе Моисеове» (3 Цар. 2:2, 3). Не осмеливайся преступить хоть что-либо из написанного. Ибо сие означает словами «определения», «судьбы», «свидения», «заповеди» и «повеления». Показывает же и пользу, отсюда происходящую, а именно что благоуспешно будет все, что ни сделает и на что ни обратит взор свой. Ибо говорит, что если будет сие исполнено тобою, благий наш Господь твердо сохранит данное мне Им обетование: «не искоренится тебе муж с престола Израилева» (3 Цар. 2:4).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2895...

А. приобретается к.-н. лицом на пути христ. подвига, христ. мудрости, т. е. посредством подчинения себя Церкви. Разнообразны типы святости, но каждый святой является носителем А., к-рый проявляется в молитвенном обращении к святому, вере в его поддержку, признании его жизненного подвига образцом для верующего. А. иерархии складывается из представления о богоучрежденности иерархии в Церкви, к-рое четко выразил свт. Киприан Карфагенский: не только поставление каждого епископа бывает по особой воле, но Богом установлен самый принцип иерархии. Достоинство епископа есть достоинство апостольское, преемственно сохраняющееся в Церкви (Ep. 3-4 ad Rogatianum). Епископы - главные хранители веры и истины; священники Божии хранят Божественные повеления (Ep. 73-60 ad Iubajan); А. правосл. священства зиждется на силе его великого служения и благодати рукоположения. Библия содержит различные аспекты понимания А. В самой ранней социальной организации евр. народа - союзе племен, к-рый делился на отдельные семьи,- выделяются авторитетные фигуры глав племен и семей, обладающие полным, в т. ч. и религ., А. (Исх 12. 21; 1 Цар 20. 6). Союз 12 племен Израилевых, освященный синайским законодательством, упорядочивает их А. Самые авторитетные главы семей - старейшины (Исх 18. 24-26; Втор 19. 12; Руфь 4. 2). Такие внутриплеменные отношения сохраняются вплоть до послепленного времени (Зах 12. 12-14). Любой А. в древнем Израиле возводился к А. Бога. В теократическом законодательстве Израиля гос. порядок - это порядок, установленный Господом (1 Цар 8; 10). Народ лишь после получения Закона Моисеева взывает к Господу, чтобы Он поставил над ними земного царя , к-рый должен быть своего рода Его местоблюстителем (1 Цар 9. 16; 10. 1). Царь избирается Богом, и в обетовании прор. Натана царю Давиду Бог обещает вечное существование его династии (2 Цар 7. 14-16; Пс 88. 26-38). Богом установлены границы царской власти, а следов., и его А. (Ос 8. 4; 13. 11). Она ограничена необходимостью учитывать голос народа (1 Цар 10. 20-27; 2 Цар 2. 4; 5. 1; 3 Цар 12. 1). Согласно Неемии , ветхозаветный первосвященник является духовным и светским главой народа. Позже его поддерживает синедрион , к-рый сменяет ин-т старейшин.

http://pravenc.ru/text/81016.html

   Анна, одна из двух жен Елканы, мать пророка Самуила. Будучи бездетной, она молила Бога даровать ей потомство, которое обещала посвятить Богу. Родив, наконец, сына и вскормив его, отдала будущего пророка Самуила в храм, служить Господу (1 Цар. 1:1—28).    В Книге пророка Иеремии Бог говорит, обращаясь к нему: «Прежде, нежели ты вышел из утробы, Я освятил тебя» (Иер. 1:4—5).    Когда пророк Самуил, еще будучи отроком, служил в храме, он трижды услышал глас Бога, обращавшегося к нему (1 Цар. 3:1—8).    Пророк Давид во время одной из войн израильтян с филистимлянами победил в единоборстве великана Голиафа, бросив камень из пращи (1 Цар. 17:1—51).    Пророк Илия построил жертвенник из камней, положил на жертвенник дрова и тельца и повелел трижды выливать воду на жертву и на дрова; после молитвы Илии на жертвенник ниспал огонь и поглотил жертву, дрова, камни и воду (3 Цар. 18:29—39).    Пророк Илия воскресил сына вдовы, трижды простершись над ним (3 Цар. 17:17—22).    Пророк Иона был выброшен по жребию мореходами в море, чтобы утишить бурю; его проглотил кит, и он провел в его чреве три дня и три ночи, а затем был извергнут китом на сушу (Иона 1, 1—2, 11).    Три еврейских отрока, Анания, Азария и Мисаил, были брошены по повелению царя Навуходоносора в раскаленную печь за то, что отказались поклоняться языческим богам, но остались невредимы (Дан. 3:8—95).    Пророк Исаия в видении лицезрел Бога, окруженного Серафимами, воспевавшими: «Свят, свят, свят Господь Саваоф! » (Ис. 6:1—3).    О введении Пресвятой Богородицы в храм рассказывается в апокрифическом «Протоевангелии Иакова»; об этом событии упоминается также в творениях некоторых отцов Церкви (святителей Кирилла Александрийского, Григория Нисского, Иоанна Дамаскина) и в церковных песнопениях, посвященных двунадесятому празднику Введения во храм Пресвятой Богородицы, который празднуется 21 ноября (4 декабря).    3 Цар. 17:1—21, 29. 4 Цар. 1:3—2, 15. О рождении пророка Илии см.: Житие святого в Четьих-Минеях свт. Димитрия Ростовского, 20 июля.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2837...

19:10). Если бы твой слух открыт был для страшных угроз закона, то ты оцепенела бы при мысли пролить невинную Навуфееву кровь. Тогда ты услышала бы грозное, карательное слово закона: «кто проливает кровь, собственная кровь того прольется» (Быт.9:6) Следовало бы и тебе, Ахав, вспомнить это слово законное. Тогда бы ты не поверил коварному обещанию Иезавели одарить тебя Навуфеевым виноградником, и не заплатил бы за свое слепое, безразсудное доверие поздним раскаянием (3 Цар.21:7—16). И вам, нечестивые старейшины Израильские, надлежало бы привесть себе на память ту-же законную угрозу, когда получили вы беззаконное, хотя и на законе основанное, предписание Иезавелино. И почему вы привели в исполнение, а не отвергли такое повеление, которым требовалось от вас свидетельство неправды, и в котором заповедывался вам пост беззаконный? Когда и где вы слышали, чтобы, для пролития крови праведной, были учреждаемы посты? Но никто из вас не хотел слушать спасительных угроз закона, и потому кара его всех вас постигла, — кровь Навуфеева пала на всех вас, — все вы заплатили за сие своею кровью. Так, над Ахавом исполнилось предсказание славного Илии: «понеже ты убил еси Навуфея и приял еси в наследие виноград его: сего ради... на месте, идеже полизаша свинии и пси кровь его, тамо полижут и кровь твою, и блудницы измыются в крови твоей» (3 Цар.21:19, 22:38). И Иезавель также постигло наказание, предвозвещенное ей устами того-же поборника славы Божией. Выброшенная из окошка дома своего, она съедена была собаками в том-же месте, где пролила, с соблюдением установленного ею беззаконного поста, праведную кровь никогда не богохульствовавшего, но обвиненного ею в богохульстве, Навуфея (3 Цар.21:23; 4 Цар.9:30—37). Вместе с тем пали жертвою этого беззаконного ея поступка семьдесять сынов Ахавовых. Наконец весь дом Ахавов, все близкие его вельможи и все жрецы сделались добычею меча также за кровь Навуфея (3 Цар.21:22, 4 Цар.10:1—11). Ииуй, уполномоченный Богом, мститель за невинно пролитую кровь Навуфееву, приступая к отмщению за нее сказал: «вчера, говорит Господь, Я видел кровь Навуфея и сынов его: да будет за нее отмщение» (4 Цар.9:26).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3147...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010