6:6). А Иосиф говорит, что и сам храм был двухкровный и вся высота его была в сто двадцать локтей. То же показывает и книга Паралипоменон. Вопрос 24. Как должно разуметь сказанное: «млат, и теслица, и всякое орудие железно не слышася в храме, егда созидатися ему» (3 Цар. 6:7 )?    Сказал я уже, что храм построил Соломон из камней самородных, а тесаные камни, из которых устроил ограду храма, повелел обсечь и приладить один к другому в горе, чтобы не требовали уже никакой обделки. Но и здесь писатель дал разуметь, что храм был неоднокровный, ибо говорит, что был извиенный восход до средины, а от средины до трекровных (3 Цар. 6:8). Стена, будучи весьма толста, имела улиткообразный всход, который и назван извиенным. Соломон все в храме покрыл кедровыми досками (3 Цар. 6:9), а доски еще позолотил. Связи писатель назвал вязаниями и говорит, что были они приготовлены из кедра и положены чрез пять локтей камня (3 Цар. 6:10). Ими-то связывалось все здание. А что храм был в шестьдесят локтей, удобно дознаем сие из следующего. Сказав уже, что длина была в сорок локтей, писатель после сего присовокупил еще: «и созда двадесяти лакот от края стены бок един от земли даже до верха; и сотвори от Давира стену до Святая Святых. И четыредесяти лакот бяше храм сей, который пред лицем Давира, посреде храма внутрь, уготова поставити тамо кивот завета Господня. Двадесяти лакот долгота, и двадесяти лакот широта, и двадесяти лакот высота его, и объят его златом облечен» (3 Цар. 6:16—20). Посему в сорок локтей было так называемое Святая, а в двадцать — Святая Святых, сие же именовалось и Давиром. Это всякий яснее может увидеть из последующего. Сказано: «и сотвори олтарь пред лицем Давира» (3 Цар. 6:20). Ибо алтарь кадильный был пред завесою и имел по одну сторону трапезу, а по другую — светильник. Потом писатель опять извещает нас, что Давиром называет Святая Святых, ибо говорит: «и сотвори в Давире два херувима» (3 Цар. 6:23). А каждый из них был десяти локтей, так что у каждого одно из крил доходило до стены, концы же других взаимно касались и осеняли кивот.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2895...

11:6). «И разгневася Господь на Соломона, яко уклони сердце свое от Господа Бога Израилева, явльшагося ему дважды и заповедавшаго ему о словеси сем, веема не ходити ему вслед богов инех, но хранити и творити, яже заповеда ему Господь» (3 Цар. 11:9—10). «Не бе сердце его совершенно с Господем, якоже сердце Давида отца его» (3 Цар. 11:4). К усилению обвинения упомянуто о бывшем дважды Божественном откровении. Сказано: не чрез другого пророка указал ему Бог, что должно делать, но Сам паче всего воспретил ему служение богам лжеименным, а потом повелел хранить и другие законы. Поелику же Соломон по невоздержанию уклонился в нечестие и похотливость довела его до служения идолам, то Бог лишил Соломона Своего о нем попечения. Ибо сказал: «раздеру царство из руку твоею и дам е рабу твоему (3 Цар. 11:11). Потом показывает безмерную благость: «обаче во дни твоя не сотворю сих Давида ради отца твоего; от руки же сына твоего отыму е» (3 Цар. 11:12). Тебе помощник отец, а сын твой лишен отеческой помощи. «Токмо всего царства не возьму, скипетр един дам сыну твоему Давида ради раба Моего и Иерусалима ради града, егоже избрах» (3 Цар. 11:13), — т. е. присовокуплю Вениамина к колену Иудину. И весьма справедливо Бог соединил два сии колена. Как колено Иудино имело в себе царский род, так Вениаминово — храм Божий, потому что Иерусалим был жребием колена Вениаминова. После писатель говорит о восстающих против Соломона врагах. Пока пользовался он Божиим промышлением, жил в мире и тишине, все были ему покорны и приносили большею частью великую дань. Но как скоро лишен Божия промышления, подвергся неприязненным нападениям. Вопрос 37. Кого писатель называет сатаною (3 Цар.11:14 )?    Отступника, мятежника, противника. А что Бог Давидову царству оставил два колена, явствует сие из последующего. Пророк Ахия силонитянин, раздрав одежду на двенадцать частей, десять велит взять Иеровоаму. Потом разрешает сию загадку: «се, Аз отторгаю царство из руки Соломони, и дам ти хоругвий десять; и две хоругви дам ему, ради раба Моего Давида и Иерусалима ради града, егоже избрах Себе от всех колен Израилевых, занеже остави Мя и поклонися Астарте мерзости сидонстей и Хамосу идолу Моавлю, и Мелхолу претыканию сынов Аммоних» (3 Цар.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2895...

Иеровоаму также было обещано долгосрочное правление его потомков. Через Ахию, пророка из Силома, Господь пообещал: «Устрою тебе дом твердый, как Я устроил Давиду, и отдам тебе Израиля» (3 Цар. 11:30-39). Но Иеровоам не пошел вслед за Господом, а, установив жертвенники в Дане и Вефиле, стал практиковать синкретический культ. В итоге «путь Иеровоама» стал символом отступничества (см. 3 Цар. 14:16; 15:30, 34; 16:2). За «грех Иеровоама» Господь отринул Израильское царство и переселил его жителей в Ассирию, поскольку ни один из правителей Северного Царства не вернул народ на путь к истинному Богу (см. 4 Цар. 17:7-41). Некоторые исследователи задаются вопросом: а не была ли история падения северных колен тем фоном, на котором подчеркивалась симпатия авторов 3-4 книг Царств к роду Давида? Действительно, по данным книгам, Бог «обещал дать ему [Давиду] светильник в детях его на все времена» (4 Цар. 8:19; ср. Пс. 131:17), но, как показывает история, обожание личности Давида не всегда приравнивалось к уважению к его потомкам. Последняя книга Царств приводит серию примеров далеко не самого благочестивого поведения представителей избранного рода. Так, иудейский царь Иорам «делал неугодное в очах Господних», за что Бог мог истребить даже колено Иуды (4 Цар. 8:19). Гнев Господа на Манассию за распространение идолопоклонничества был настолько велик, что несмотря на преданность заветам Господа его внука Иосии, Бог пообещал отвергнуть даже святой град Иерусалим вместе с его храмом (см. 4 Цар. 23:27). Следовательно, нельзя утверждать, что по 3-й и 4-й книгам Царств «вечное» правление династии Давида над Иудеей было безусловным. Скорее, напротив, в «Соломоновой» версии пересказа завета Господа с Давидом присутствует некое «если» (3 Цар. 2:4), которое устанавливает условия «вечности» царствования семени Давида. Таким образом, внутри 1-2 и 3-4 книг Царств наблюдается несовпадение в рассказах о том, что получил в откровении пророк Нафан и как впоследствии его пророчество передавалось из рода в род.

http://bogoslov.ru/article/6177151

1-5. 1) ( Глаголев. 1906. С. 46). Следующие 2 главы (11-12) посвящены возведению Давида на трон. Их цель - показать единство израильского народа как исполнение слова Божия к Израилю. Согласно П. (в отличие от 2 Цар 5-6), завоевание Иерусалима и строительные работы были частью этой истории. По-видимому, Летописец стремился представить взятие Иерусалима как первое и наиболее важное деяние воцарившегося Давида ( Japhet. 1993. Р. 234). Главы 13-17 объединены общей центральной темой: преобразование Иерусалима в политический и религиозный центр Израиля благодаря перенесению сюда ковчега Господня. В истории Летописца перенос ковчега в Иерусалим и завоевание города были первыми действиями Давида (Ibidem). В гл. 17 повторяется повествование 2 Цар 7, но ничего не сообщается об инциденте между Давидом и Мелхолой (ср.: 2 Цар 6. 20-23). В главах 18-20 описаны войны Давида и расширение границ государства. Эти главы в сжатом виде представляют историю из 2 Цар 8-21 (Ibid. Р. 343). Летописец пропустил основную часть 2 Цар 9-20, что, считается, служит идеализации образа Давида ( Longman, Dillard. 2006. Р. 197). В частности, Летописец не упоминул о существовании царского дома потомков Саула в течение 7 лет правления Давида в Хевроне, о переговорах Давида по поводу подчинения ему сев. колен, о грехах Давида в отношении Вирсавии и Урии, об Амноне и о Фамари и о восстаниях Авессалома и Адонии (Ibidem). В гл. 21 повторяется текст 2 Цар 24 о переписи, устроенной Давидом. Стих 1 данной главы - один из наиболее обсуждаемых комментаторами из-за упоминания сатаны вместо Бога (ср.: 2 Цар 24. 1) ( Japhet. 1993. Р. 384). В стихе 22 Летописец называет гумно Орны словом   что означает место, указывая т. о. на то, что именно здесь место буд. храма и это «святое место» ( Williamson. 1982. P. 148-149). В главах 22-29 описан переход царства от Давида к Соломону. Начинается повествование рассказом о подготовке к строительству храма (1 Пар 22). Уже здесь появляется Соломон, хотя на протяжении последующих 8 глав до конца 1 Пар Давид продолжает активно участвовать во всех мероприятиях.

http://pravenc.ru/text/2578974.html

в ст. Исторические книги ). Встречается в кн. Второзаконие и в исторических книгах ВЗ (Нав, Суд, 1-3 Цар, 1-2 Пар), и Иер 3. 16. Используются и расширенные варианты названия: «ковчег завета Яхве» (Числ 10. 33; 14. 44 (сторонники документарной гипотезы относят эти тексты к источникам J (Яхвист) или E (Элохист)); Втор 10. 8 и т. д.; по синодальному пер.: «ковчега завета Господня»), «ковчег завета Яхве, Бога вашего» (Втор 31. 26; Нав 3. 3; по синодальному пер.: «ковчег завета Господа...»), «ковчег завета Яхве воинств, сидящего на херувимах» (1 Цар 4. 4; по синодальному пер.: «ковчег завета Господа Саваофа...»), «ковчег завета Божия» (Суд 20. 27; 1 Цар 4. 4; 2 Цар 15. 24; 1 Пар 16. 6), «ковчег завета Господня» (3 Цар 3. 15), «ковчег завета Господа всей земли» (Нав 3. 11). Название «ковчег завета» обусловлено тем, что ковчег в девтерономической лит-ре рассматривался как вместилище скрижалей завета, данных Богом Моисею (3 Цар 8. 9, 21; 2 Пар 6. 11, ср.: Втор 10. 1-5). Процессия с Ковчегом завета при взятии Иерихона. Миниатюра из Библии. Ок. 870 г. (аббатство Сан-Паоло-фуори-ле-мура в Риме. Fol. 32v) Процессия с Ковчегом завета при взятии Иерихона. Миниатюра из Библии. Ок. 870 г. (аббатство Сан-Паоло-фуори-ле-мура в Риме. Fol. 32v) «Ковчег свидетельства» (     по синодальному пер.: «ковчег откровения»). Встречается 12 раз (в книгах Исход, Числа, Книге Иисуса Навина) и служит обозначением К. з. в текстах, относимых документарной теорией к жреческому источнику Пятикнижия (источник P; см. ст. Пятикнижие ). Кроме того, один раз использовано в Книге Иисуса Навина (Нав 4. 16). Название обусловлено тем, что, согласно библейскому описанию, ковчег был предназначен для хранения некоего «свидетельства» (Исх 25. 21; по синодальному пер.: «откровения»). По мнению большинства ученых, «свидетельство» тождественно скрижалям завета, а название «ковчег свидетельства» синонимично выражению «ковчег завета» (см.: Vaux. 1997. P. 297; Seow. 1984. P. 192-195). «Святой ковчег» (    ). Засвидетельствовано в ВЗ один раз (2 Пар 35.

http://pravenc.ru/text/1841628.html

В период израильской монархии территория колена стала стратегически значимой областью для царской администрации как ее сев. форпост и, вероятно, включала регионы, принадлежавшие ранее колену Гада (см.: 3 Цар 15. 20; 2 Пар 16. 4). Воины из колена Н. присутствовали при избрании на трон царя Давида (1 Пар 12. 34). Значение колена в библейской истории подчеркивается родством его представителей с царским домом (3 Цар 4. 15). На территории колена Н. была построена крепость Асор - важный стратегический пункт на сев. направлении (3 Цар 9. 15). Лидирующее положение этого колена среди др. сев. племен в этот период отражено в наименовании Галилеи как «всей земли Неффалимовой» (4 Цар 15. 29). Из весьма скудной информации об этом периоде известно, что значительная часть территории колена Н. подверглась нападению сир. правителя Венадада, вмешавшегося в конфликт иудейского царя Асы против израильского царя Ваасы (3 Цар 15. 20; 2 Пар 16. 4). Во время правления израильского царя Факея ассир. царь Тиглатпаласар III (в синодальном переводе Феглаффелласар) захватил «всю землю Неффалимову и переселил их в Ассирию» (4 Цар 15. 29); вероятно, это коснулось лишь части населения, но территория колена стала ассир. провинцией. Земля Н. упоминается как объект реформы царя Иосии, направленной на религ. и политическое объединение сев. колен (2 Пар 34. 6). Из Пс 67. 28 известно, что представители колена Н. и еще 3 колен Израилевых были избраны для участия в храмовой процессии. Из колена Н. происходил Товит (Тов 1. 1). Возможно, происхождение Н. как рожденного от рабыни повлияло на низкое положение его колена в списке колен Израилевых, где сыновья, рожденные от рабынь (Валлы и Зелфы), следуют за сыновьями от Лии и Рахили. Колено Н. занимает 10-е (Быт 49. 21; Быт 35. 25; 1 Пар 2. 1), 11-е (Втор 33. 23; Числ 1. 15, 42) или последнее место (Быт 46. 24; Числ 1. 42; Втор 27. 13), преимущественно рядом с коленом Дана. В списке запечатленных печатью спасенных праведников в Откровении св. Иоанна Богослова, где отсутствует колено Дана, представители колена Н.

http://pravenc.ru/text/2565170.html

Сообщением о том, что Саул отдал свою дочь и жену Д. Мелхолу некоему Фалтию, сыну Лаиша из Галлима (1 Цар 25. 44), открывается новый рассказ о преследовании Саулом Д. Это 2-й рассказ, повествующий о том, как Д., имея возможность расправиться с Саулом, оставляет его в живых. Заметное сходство 2 изложений могло быть указанием на разные версии одной истории - в обоих случаях Саул разыскивает Д., сопровождаемый отрядом в 3 тыс. воинов, Д. отказывается от мщения и тем самым его располагает к раскаянию. Однако очевидно, что рассказ, представленный в 26 главах, содержит немало отличий: Д., сопровождаемый своим племянником Авессой, ночью проникает в стан Саула, он запрещает Авессе убивать помазанника Господня, но похищает копье и сосуд для воды, к-рые находились у изголовья Саула, «и никто не видел... ибо сон от Господа напал на них» (1 Цар 26. 12). Лишенный выбора. Д. с отрядом и 2 женами вынужден скрываться у филистимлян. Он вновь уходит к Анхусу в г. Геф, на границе с Центр. Иудеей, а оттуда переселяется в Секелаг, пограничный с Иудеей и Негевом. В обязанности Д. входило совершать набеги на поселения Юж. Иудеи, но Д., обманывая Анхуса, осуществлял грабительские набеги на амаликитян и др. кочевые племена, доходя до Египта (1 Цар 27. 8). Из захваченной добычи Д. не только отдает дань Анхусу, но и отсылает также подарки иудейским старейшинам (1 Цар 30. 26-31), демонстрируя тем самым, что он продолжает защищать их интересы. Чтобы обман не был обнаружен, Д. «не оставлял в живых ни мужчины, ни женщины, и не приводил в Геф, говоря: они могут донести на нас» (1 Цар 27. 11). О продолжительности пребывания Д. в Секелаге текстовые традиции дают разные данные: в соответствии с Масоретским текстом - 1 год и 4 месяца, в Септуагинте по кодексу В - 1 год, а по кодексу А - 4 месяца. Филистимляне, не имея возможности укрепиться в горных областях, сосредоточивают свои силы в долине Изреель . Анхус приказывает Д., чтобы он с отрядом выступил в составе сводной коалиции филистимлян в сражении против Израиля. Д. вынужден подчиниться, но опасение филистимских князей, что Д. может предать их во время сражения, избавляет его от участия в этой войне (1 Цар 29).

http://pravenc.ru/text/168470.html

756 Речь идет не о символичности Тела Христова в Святых Дарах, а о том, что Господь претворяет хлеб в Святые Дары по образу Своего Тела. 757 См.: Пс. 22 21:17. 758 См.: Пс. 22 21:22; — вставка Кройманна. 759 См.: Ис. 57:2. Перевод согласно Септуагинте, где сказано: «Будет в мире могила его, удалена от среды (ρται κτου μσου)»; ср.: Кол. 2:14; 2 Фес. 2:7. 760 В Септуагинте: «сильных». 761 См.: Ис. 53:12. 762 Интерполяция. 763 Ср.: «Претерпевая, мы читаем о том, что претерпеваем; когда вспоминаем о нем, оно подтверждается. Осуществление предсказанного является, полагаю, надежным свидетельством божественности. Итак, благодаря этому мы обретаем полную уверенность в будущем, уже, разумеется, подтвержденном, ибо оно было предсказано вместе с тем, что подтверждается ежедневно. Звучат одни и те же слова, свидетельствуют одни и те же сочинения, побуждает один и тот же дух» (Tert. Apol., 20,3—4). 764 Конъектура Кройманна. В рукописи: «ad diversas sententias». 765 Вставка Кройманна. 766 Возможно, следует читать: «и к Его Христу». 767 См.: Пс. 2:7—8. 768 См.: Ис. 42:6—7. 769 См.: Ис. 55:4—5. 770 См.: Ис. 55:3. Цитата по Септуагинте. 771 См.: Пс. 132 131: И. 772 Интерполяция, по мнению Кройманна. 773 Конъектура. В рукописи: «в первой». 774 Ср.: 2 Цар. 7:13. 775 Ср.: 1 Кор. 3:16; 6:19; 2 Кор. 6:16. 776 Ср.: 2 Цар. 7:14. 777 Конъектура Кройманна. В рукописи: «Христос был должен считаться». 778 Ср.: 2 Цар. 7:13. 779 Ср.: 2 Цар. 7:15. 780 Ср.: 3 Цар. 11:1—8. 781 Ср.: 3 Цар. 11:14. Цитата по Септуагинте. Другое возможное понимание: «Ведь воздвиг на него сатана противника-идумеянина». 782 Интерполяция, по мнению Кройманна. 783 При иной пунктуации: «ты ссылаешься уже на прозелитов. Спрашиваешь: Кто ». 784 Т. е. утверждаешь, что христиане из язычников, обратившиеся к Творцу, суть прозелиты. 785 Или: «когда». 786 См.: Ис. 42:4, согласно Септуагинте. 787 См.: Ис. 2:2. 788 Ср.: Ян. 2:19,21. 789 Ср.: Еф. 1:21. 790 См.: Ис. 2:3. 791 Zibinas, редкий грецизм; ср.: ζιβνη, встречающееся в Ис. 2:4 и Иер. 6:23.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3996...

Ибо иевусеи до сего времени владели Иерусалимом; теперь же, по прекращении войны междоусобной, царь прежде всего ополчился против них. А иевусеи, презирая войско его и введя на градскую стену увечных, велели им насмехаться и говорить «не войти Давиду в город». Но Давид, взяв краеградие, так называет писатель крепость, усиливался изгнать неприятелей, возбуждая воинов к мужеству и приказывая убивать врагов всех до единого по Божию определению, данному издавна. Одержав же победу и освободив город от иноплеменных, назвал его градом Давидовым; наименовал же так Сион, т. е. верхний город. Ибо сие говорит и история: «и седе Давид в крепости, и наречеся сия град Давидов; и созда той град около от краеградия, и дом свой» (2 Цар. 5:9); а потом показывает и Божие ему споборничество: «и идяше Давид идый и величаем, и Господь Вседержитель с ним» (2 Цар. 5:10). Сие же слово обличает тех, которые покушаются умалять Всесвятого Духа, потому что Дух многократно наименован Господом Вседержителем. Вопрос 17. Что называет писатель юдолью Титанскою (2 Цар. 5:18 )?    Исполинов называли и титанами, а еврейский текст назвал их «рафаим». Такие исполины были и в Хевроне, и в Гефе; из числа их был Голиаф и некоторые другие, из которых о более доблестных упомянул писатель, когда описывал доблестные подвиги Давида (2 Цар. 21). Посему, вероятно, в этом месте был древле стан исполинов и от них получило наименование само место. Вопрос 19. За что Оза умер, пораженный свыше (2 Цар. 6:7 )?    Иные говорят, что наказан он за опрометчивость, как покусившийся подать помощь кивоту, который, служа обороною всему народу, не имел нужды в пособии других. А Иосиф говорит, что подвергся он наказанию за то, что, не будучи левитом, дерзнул прикоснуться к кивоту. Но это, очевидно, ложно, потому что был он сын Аминадава, которому вефсамитяне передали кивот, отпущенный иноплеменниками; Аминадав же был из колена Левиина. Сие показывает и история; ибо сказано: «освяти и сына своего Елеазара сохранити кивот завета Господня» (1 Цар.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Господи, помилуй (трижды). Слава: И ныне: Кондак , глас 6: Д уша моя, душа моя! Восстань, что ты спишь? Конец приближается, и ты смутишься. Итак, трезвись же, дабы тебя пощадил везде Сущий и все Исполняющий Христос Бог. Песнь 7 Ирмос: М ы грешили, беззаконствовали, неправо поступали пред Тобою; не сохранили, не исполнили, что заповедал Ты нам, но, Боже отцов, не оставь нас до конца (Дан. 9: 5–6). Помилуй меня, Боже, помилуй меня. К огда ковчег везом был на колеснице, то известный Оза, в то время как телец свернул в сторону, лишь только прикоснулся, испытал на себе гнев Божий, но, душа, избегая его дерзости, благоговейно почитай Божественное (2 Цар. 6: 6–7). Т ы слышала об Авессаломе, как он восстал на природу, знаешь омерзительные поступки его, которыми он обесчестил ложе отца – Давида; но ты сама подражала его страстным и сластолюбивым порывам (2 Цар. 15: 1–37; 16: 21). С вободное свое достоинство ты подчинила, душа, своему телу, ибо нашедши другого Ахитофела – врага, ты склонилась на его советы; но их рассеял Сам Христос, дабы ты всесовершенно спасена была (2 Цар. 16: 20–21). Ч удный Соломон, будучи преисполнен дара премудрости, некогда, сотворив злое пред Богом, отступил от Него. Ему ты сама уподобилась, душа, по жизни, достойной проклятия (3 Цар. 3: 12; 11: 4–6). У влекшись удовольствиями страстей, он (Соломон) осквернился. Увы! Ревнитель премудрости явился любителем распутных женщин и чуждым для Бога. Ты сама, душа, по уму подражала ему постыдным сладострастием (3 Цар. 11: 6–8). Т ы соревновала, душа, не послушавшему старческого совета Ровоаму, а вместе и непотребнейшему рабу, древнему мятежнику Иеровоаму. Но оставь подражание и взывай к Богу: я согрешила, смилуйся надо мною (3 Цар. 12: 13–14; 12: 20). Слава, Троичен: Б ог–Троица воспевается как Троица простая, нераздельная, единосущная, Единая Естеством, как Светы и Свет, и Три Святы, и Едино Лицо Свято; но, душа, воспой, прославь Жизнь и Жизни – Бога всех. И ныне, Богородичен: М ы воспеваем Тебя, благословляем и поклоняемся Тебе, Богородительница, так как Ты породила Единого из нераздельной Троицы, Христа Бога, и Сама открыла нам, живущим на земле, Небесное.

http://predanie.ru/book/217218-velikiy-k...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010