Придя к власти, Давид торжественно перевез его на колеснице в Иерусалим. Сначала К. з. оставили в доме Овед-Едома, но через 3 месяца перенесли в город Давидов, где поставили посреди шатра, разбитого для него Давидом (2 Цар 6). Во время мятежа Авессалома, когда царь Давид покидал столицу, свящ. Садок и левиты вынесли К. з. из Иерусалима, но затем по просьбе Давида вернули его обратно (2 Цар 15. 24-29). После восшествия на престол Соломона и построения им Иерусалимского храма К. з. был внесен в храм и поставлен во внутреннем святилище (во Святом Святых, 3 Цар 8). 3-я и 4-я кн. Царств не содержат информации о том, что происходило с ковчегом после смерти Соломона, т. е в период разделенной монархии (в последний раз о К. з. говорится в 3 Цар 8). Тем не менее в 2 Пар 35. 3 К. з. упоминается в рассказе о реформах царя Иосии. Иосия приказал левитам поставить К. з. в храме, который построил Соломон, и не носить его больше на плечах. Возвращение Ковчега завета евреям. Рельеф столпа сев. портала Шартрского собора. XIII в. Возвращение Ковчега завета евреям. Рельеф столпа сев. портала Шартрского собора. XIII в. В канонических книгах Библии не сообщается о том, что случилось с ковчегом во время разрушения Иерусалима вавилонскими войсками в 586 г. до Р. Х. К. з. отсутствует в списке трофеев, вывезенных из Иерусалима в Вавилон (4 Цар 25. 13-17; Иер 52. 17-23). Не упоминается К. з. и в Книге прор. Иезекииля в т. н. описании «идеального храма» (Иез 41). Пророческий текст Иер 3. 16, датируемый совр. научной традицией периодом плена (или же началом периода Второго храма), может указывать на то, что К. з. во время написания текста уже не существовал. Согласно этому пророчеству, ковчег не будет восстановлен и будет окончательно предан забвению. Предметы, находившиеся в К. з. Само слово «ковчег» (   - «вместилище, ящик») указывает на то, что К. з. должен был использоваться для хранения к.-л. предметов. Научная дискуссия о том, что именно находилось в ковчеге, не имеет завершения. Согласно Свящ.

http://pravenc.ru/text/1841628.html

После Саула царствовали сначала Давид, потом его сын Соломон. При сыне Соломона, Равоаме, единое царство разделилось на два: Иудейское на юге, а Израильское на севере Святой Земли. Книги Царств описывают период в пятьсот лет: от рождения Самуила (1100 лет до Р.Х.) до освобождения иудейского царя Иехонии из темницы (в 567 год до Р.Х.). В еврейской Библии Книга Царств разделена на две части под названием Сефер Шемуель (Книга Самуила) и Сефер Мелахим (Книга Царей). В Библии же семидесяти толковников (греческий перевод), а также в русской Библии книга Сефер Шемуель разделена на две части, которые названы Первая и Вторая Книги Царств. Книга же Сефер Мелахим тоже разделена на две части, которые названы Третья и Четвертая Книги Царств. Согласно преданию, писателем первой части Первой Книги Царств были пророк Самуил (1 Цар. 125 гл.), авторами конца Первой (1 Цар. 2631 гл.) и всей Второй Книг Царств пророки Нафан и Гад. Третья и Четвертая Книги Царств были написаны несколькими пророками-летописцами. Книги Паралипоменон частично повторяют и частично дополняют Книги Царств. В еврейской Библии они составляют одну книгу, которая называется Дибрегаионим " Летопись " . Семьдесят толковников назвали эту книгу " Паралипоменон " , т.е. " о пропущенном " и разделили ее на две книги. Первая Книга Царств начинает свое повествование рождением Самуила. Благочестивая, но бездетная Анна вымолила себе у Бога сына. Она назвала его Самуилом и по обету посвятила на служение Богу при первосвященнике Илии. Хвалебная песнь Анны по случаю рождения сына (1 Цар. 2 гл.) легла в основу некоторых ирмосов канонов, поющихся на всенощных бдениях. В жизни пророка Самуила (1 Цар. 14 гл.) есть много интересного и поучительного, например, о важности воспитания детей (ведь род доброго, но слабовольного первосвященника Илии был отвергнут Богом за беззакония его детей). Когда Самуил состарился, он сложил с себя звание судии и помазал в цари Саула из колена Вениаминова (1 Цар. 512 гл.). Далее книга Царств повествует о царствовании Саула.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1886...

Н екогда Саул, потеряв ослиц своего отца, неожиданно получил при известии о них царство; смотри же, душа, не забывайся, предпочитая свои скотские вожделения Царству Христову (Цар. 9: 1–27; 10: 1). Д уша моя! Если богоотец Давид и сугубо некогда согрешил, быв уязвлен стрелою прелюбодеяния, сраженный копьем мщения за убийство, но ты сама страдаешь гораздо тягчайшими сих деяниями произвольными стремлениями (2 Цар. 11: 14–15). Д авид некогда присоединил беззаконие к беззаконию, ибо к убийству он примешал прелюбодеяние; но он вскоре принес и сугубое покаяние; но ты, коварнейшая душа, совершила большие грехи, не раскаявшись при том пред Богом. Н екогда Давид, как бы живописуя на картине, начертал песнь, которою он обличает совершенный им проступок, взывая: «Помилуй мя, ибо пред Тобою Единым, Богом всех, согрешил я: Сам очисти меня» (Пс. 50). Слава, Троичен: Б ог–Троица воспевается как Троица простая, нераздельная, Единосущная, Единая Естеством, как Светы и Свет, и Три Святы, и Едино Лицо Свято; но, душа, воспой, прославь Жизнь и Жизни – Бога всех. И ныне, Богородичен: М ы воспеваем Тебя, благословляем и поклоняемся Тебе, Богородительница, так как Ты породила Единого из нераздельной Троицы, Христа Бога, и Сама открыла нам, живущим на земле, Небесное. Песнь 8 Ирмос: В се существа и творения воспевайте, благословляйте и превозносите во все века Того, Кого прославляют воинства небесные и трепещут Херувимы и Серафимы. Помилуй меня, Боже, помилуй меня. П омилуй меня грешника, Спаситель, пробуди мой ум к обращению, приими кающегося, умилосердись к взывающему: «Я согрешил пред Тобою, спаси; я беззаконствовал, помилуй меня». Н екогда везомый на колеснице Илия, восшедши на колесницу добродетелей, вознесся превыше всего земного, как бы на Небеса; об его восходе помышляй, душа моя(4 Цар. 2: 11). Н екогда принявши милоть Илии, Елисей получил сугубую благодать от Господа; но ты за невоздержание не получила сей благодати, душа моя (4 Цар. 2: 9; 2: 12–13). П ри посредстве Елисея течение Иордана милотию Илии некогда остановилось по ту и по другую сторону; но ты за невоздержание не получила сей благодати, душа моя (4 Цар. 2: 14).

http://predanie.ru/book/217218-velikiy-k...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ДАВИД прор., 2-й и величайший царь Израиля, основатель династии Давидидов, псалмопевец (пам. в Неделю по Рождестве Христовом, в Соборе святых отец и в Соборе святых праотец; пам. зап. 29 дек.). Ему принадлежит заслуга территориального и национального объединения Израиля и Иудеи - империи, к-рая простиралась от Египта до Месопотамии. Д. царствовал 40 лет, из к-рых 7 лет и 6 месяцев - над Иудеей в Хевроне и 33 года - над всем Израилем и Иудеей в завоеванном и отстроенном им Иерусалиме (2 Цар 5. 4-5, 2. 11; 3 Цар 2. 11). Имя Д.- евр.  или   - встречается 1023 раза в ВЗ и 59 раз в НЗ. Оно засвидетельствовано в старовавилонском -   (нач. II тыс. до Р. Х.) и, возможно, в моавитянском -   (IX в. до Р. Х.). В надписях из архива Мари слово   употребляется в качестве титула со значением «военачальник», «главнокомандующий» или «победитель». Это обстоятельство позволило предположить, что Д.- это титул или имя, полученное при интронизации ( Тантлевский И. Р. История Израиля и Иудеи до разрушения Первого Храма. СПб., 2005. С. 183). Возможно, изначально собственное имя Д. было Елханан, которому в 2 Цар 21. 19 приписывается победа над Голиафом (в 1 Цар 17 его убивает Д.). Такое предположение сопряжено с рядом проблем. Во-первых, имя отца Елханана - Ягаре, а не Иессей, что, впрочем, может быть объяснено ошибкой переписчика, к-рый вместо евр.   - Иессей написал   - Ягаре, заменив на схожее по написанию  . Др. проблема связана с тем, что в соответствии с 1 Пар 20. 5 Елханан (к-рый здесь назван сыном Иаира, евр.    ) поразил не Голиафа, а его брата Лахмия. Обычно версия 1 Пар 20. 5 рассматривается как попытка гармонизации 2 разных сообщений, обнаруживаемых в 1-й и 2-й книгах Царств. Для носителей евр. языка имя Д. могло фонетически сближаться с такими словами, как  ,  , что означает «возлюбленный», «любимец». Это, вероятно, нашло отражение в том, что прор. Нафан дал 2-е имя сыну Д. от Вирсавии Соломону - Иедидиа, евр.   - «возлюбленный Господом» (2 Цар 12. 25). Библейское повествование

http://pravenc.ru/text/168470.html

На Руси считали, что если человек готовится к смерти, то он, как правило, долго живет. Обычно подготовка к смерти начиналась тогда, когда человек женился, если это был мужчина. Если женщина – она выходила замуж и начинала готовиться к смерти. Как правило, когда человек женился, ему ставили отдельный дом, чтобы молодые жили своим хозяйством. И молодой делал гробы для себя, для своей жены и ставил их на чердак. И вещи для погребения тоже в этот гроб клали. Когда происходили какие-то искушения, помыслы, русский человек в старину мог залезть на чердак, полежать в гробике своем, подумать. Ну, а к моменту смерти гроб настолько высыхал, что один человек мог его поднять – гроб становился очень легким, поскольку он долго лежал на чердаке, а люди, которые готовятся к смерти, очень долго живут. То есть это такая традиция русской земли – философски относиться к моменту собственного ухода. Что нам известно о погребении в библейские времена? Не быть похороненным в местах погребений отцов считалось проклятием После наступления смерти покойнику закрывали глаза (Быт. 46, 4). Хоронили в том облачении, какое носили при жизни: царя – с диадемой, пророка – в плаще, а воина – при оружии (1 Цар. 28, 14; Иез. 32, 27). При раскопках Гезера в одной древней могиле найдено острие копья. Клали с усопшими и богатства… Иосиф Флавий рассказывает об ограблении Иоанном Гирканом могилы царя Давида на 3000 талантов серебра. Он же повествует о похищении оттуда же Иродом множества золотых украшений («Иудейские Древности»: 13, 8, 4; 15, 3, 4; 16, 7, 1). В могилы знатных лиц клали сжигавшиеся тут же ароматные растения (2 Цар.16, 14; 21, 19; Иер. 84, 5; «Иудейская война»: 1, 33, 9). Бальзамирование (Быт. 50, 2, 26) и упоминаемое при погребении Иосифа положение во гроб (саркофаг), как видно, представляют египетские обычаи, совершенно чуждые евреям библейского периода (3 Цар. 13, 21). Выносилось тело обыкновенно на носилках (2 Цар. 3, 31). У евреев во все времена покойников хоронили (Быт. 23, 19; 25, 9; 1 Цар.

http://pravoslavie.ru/109964.html

7:7). За сим, употребив имя, показывающее благоволение и назвав Давида рабом Своим, напомнил и о пастушеской жизни, и об иной нищете, указал также и на высоту царского сана и на щедроты в промышлении о нем. Ибо говорит: «бех с тобою во всех, аможе ходил вси, и искорених вся враги твоя от лица твоего, и сотворих тя имя велико по имени великих, иже на земли» (2 Цар. 7:9). Сказал же сие для утверждения его в благочестии и правоте, чтобы, помня благодеяния, служил благодетелю. Обещал промышлять и о народе, ибо говорит: «положу место людем Моим Израилю, и насажду их, и веселятся о себе» (2 Цар. 7:10), — потому что, ведя жизнь по Божию закону, Израиль отделен от иных народов. А слова «и не приложит сын неправды обидети их» (там же) объясняются последующими. Сказано: «якоже исперва, и от дний в няже поставил судии в людех Моих во Израили» (2 Цар. 7:10—11). Поелику во время Судей израильтяне бывали в рабстве то у аммонитян и моавитян, то у мадианитян и филистимлян, Бог обещает им сохранить царство ненарушимым и освободить их от таких частых перемен. Потом возвещает, что созиждет им словесный, божественный и спасительный храм, ибо говорит: «возвестит ти Господь, яко созиждет дом Себе» (2 Цар. 7:11). А что и Сам создал от Святой Девы плоть, и Сам нарек ее храмом, сему научил нас евангелист Иоанн, в писание Святого Евангелия включив и вопрос иудеев, и ответ Владыки Христа. Ибо вопрошавшим иудеям, «кое знамение являвши нам, яко сии твориши,» Господь сказал в ответ: «разорите церковь сию, и треми денми созижду ю» (Ин. 2:18, 19). Поелику же иудеи думали, что сказано сие о неодушевленном храме, то евангелист присовокупил: «Он же глаголаше о церкви тела своего. И егда воста от мертвых, познаша ученицы Его, яко се глаголаше Иисус, и вероваша писанию и словеси, еже рече Иисус» (Ин. 2:21, 22). А божественный апостол и собрание верных назвал домом Божиим, ибо говорит: «Христос, якоже Сын в дому Своем; Егоже дом мы есмы» (Евр. 3:6). Сие предвозвестил и пророк: «и возвестит ти Господь, яко созиждет дом Себе» (2 Цар.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ГОСПОДЬ САВАОФ [евр.    ;    ], одно из имен Божиих в Свящ. Писании (об имени Яхве Саваоф см. в ст. Бог ). Имя   (жен. род, мн. ч.) происходит от семит. корня  , к-рый встречается, напр., в аккад. текстах (   - народ, во мн. ч.- воины, рабочие). В евр. языке   означает «армия», «воинство». В Септуагинте     передается 3 способами: транслитерацией Κριος Σαβαωθ (чаще всего в Книге прор. Исаии); как Κριος παντοκρτωρ - Господь Вседержитель (так же передается имя    ); как Κριος (или Θες) τν δυνμεων - Господь сил (обычно в Псалтири). Господь Саваоф. Икона из праотеческого ряда. Мастер Ждан Дементьев. 1630 г. (КБМЗ) Господь Саваоф. Икона из праотеческого ряда. Мастер Ждан Дементьев. 1630 г. (КБМЗ) Евр. синтаксис позволяет переводить словосочетание     как предложение без глагола (Господь [есть] Саваоф), как сочетание глагола с объектом (Он, Который создает воинства; ср.: Пс 32. 6), как 2 существительных, одно из к-рых является приложением (подобно аккад. абстрактным существительным жен. рода с -  , передающим функции ( Cazelles. 1985. Col. 1125); в этом случае выражение переводится как Господь Воитель), как усилительное абстрактное существительное во мн. ч., обозначающее силу (из такого понимания происходит греч. Κριος παντοκρτωρ) ( Eissfeldt. 1950), как конструкцию, передающую связь или отношение (Господь воинств). Последний, традиц. перевод опирается в т. ч. на эпиграфические свидетельства и ханаанские глоссы в Амарнских письмах . Под «воинствами» понимали войска Израиля (ср.: 1 Цар 17. 45), небесные существа (напр., 3 Цар 22. 19-23; Пс 102. 19-22; 148. 1-5; Дан 8. 10-13), совет («сонм») святых, окружающих Бога (ср.: Пс 81. 1; 88. 8), или звезды и др. светила (ср.: Втор 4. 19; 4 Цар 23. 4-5), а также все земные и небесные существа (ср.: Быт 2. 1) (см. в ст. Воинство небесное ). Именование «Г. С.» восходит к домонархическому периоду ветхозаветной истории. В качестве культового имени оно упомянуто в святилище (  ) в Силоме (1 Цар 1. 3, 11), прежде всего в связи с ковчегом завета (1 Цар 4. 4). Поскольку существование святилища на этом месте прослеживается с конца эпохи средней бронзы, нек-рые ученые предполагают, что титул изначально мог употребляться по отношению к местным ханаанским божествам - Решефу, Ваалу или Элу ( Seow. 1992).

http://pravenc.ru/text/166347.html

Местное еврейское население было депортировано в Мидию, земли же были заселены ассирийскими и вавилонскими переселенцами. Причиной этой этнической катастрофы Библия называет возрождение в Израиле языческих религиозных стереотипов — “и оставили все заповеди Господа и поклонялись всему воинству небесному” (4 Цар 17:16), то есть на место почитание Бога поставили игры с “космическими иерархиями”. “И проводили сыновей своих и дочерей своих через огонь, и гадали, и волшебствовали, и предались тому, чтобы делать неугодное в очах Господа” (4 Цар 17:17). Итог этих оккультно-языческих игрищ: “И прогневался Господь сильно на Израильтян, и отверг их от лица Своего” (4 Цар 17:18). Без защиты же Бога еврейский народ становился бессилен. Своими мечами, своей силой он не смог защитить свои города. Первые годы жизни язычников-переселенцев на самарийской земле были весьма трудны. Несчастия, наваливавшиеся на них, они объяснили тем, что, переехав в другую страну, сохранили почитание своих прежних богов и не озаботились умилостивлением “местного бога” — “Бога той земли” (4 Цар 17:24). Так они решили принять почитание Иеговы, почитание Бога Библии. Однако их позиция была позицией религиозного синкретизма: они полагали, что возможно чествование Бога Библии и поклонение иным, языческим богам. “Народы сии чтили Господа, но и истуканам своим служили. Да и дети их и дети детей их до сего дня поступают так же” (4 Цар 17:41). 16 “Ты бо еси Бог наш, разве Тебе иного не знаем, имя Твое именуем”, — так поется в пасхальном гимне, который заключает чтение Евангелия на утрени в течение всего года. 17 Даже из этого исповедания Оригена видно, сколь далека от уважения к реальности Елена Рерих, выдавая свою синкретическую доктрину за веру древней Церкви — “В христианстве я придерживаюсь веры первых отцов христианства… Надо, чтобы лучшие духовные наставники немедленно провозгласили очищение заветов Христа в свете учения последнего апологета христианства, великого мученика Оригена”. (Письма Елены Рерих 1929–1938.

http://pravmir.ru/i-otdelil-bog/

14: 13–14). Вернувшись домой, Саул никому ничего не сказал о помазании. Тогда Самуил собирает израильтян в Массифу и устраивает формальную процедуру избрания через жребий. Жребий сначала указывает на колено Вениаминово, потом на соответствующее племя, на дом Кисов, и, наконец, был назван Саул. В момент избрания Саул ведет себя довольно скромно, пытаясь спрятаться среди повозок. Самуил его представляет как царя: «И изложил Самуил народу права царства, и написал в книгу, и положил пред Господом» (1 Цар. 10: 25). Но не все на тот момент его принимают, некоторые говорят: « Ему ли спасать нас? И презрели его и не поднесли ему даров» (1 Цар. 10: 27). Саул избирается по воле Божией. Дважды говорится о том, что Господь ниспосылал на него Духа. Первый раз, когда он только шел от Самуила и встретил пророков и сам вместе с ними пророчествовал. Затем, когда он отправился на сражение с аммонитянами, которые осадили Иавис Галаадский, сошел Дух Божий на Саула, и он вышел на сражение (1 Цар. 11: 6). Саул избирается и получает особые дары от Бога на свое служение. Теократия вполне возможна для израильтян и в таком виде, когда над ними стоит царь, но царь не обожествляющий себя, не пытающийся присвоить себе всю власть над народом, но понимающий себя как помазанника и служителя Божия, который поставлен для этого народа. Неслучайно царь пребывает в послушании у пророка, открывающего ему волю Божию, что достаточно нехарактерно для востока. Там скорее самому царю свойственно быть верховным жрецом и самому общаться с божеством, передавать эту волю божества и собственную волю своим подданным. А здесь эти два служения – царское и пророческое – параллельны, и оба избранника являются помазанниками Божьими, поставленными на служение. 13.2. Победы и отступление Саула Первым деянием Саула было освобождение города Иависа Галаадского от осадивших его аммонитян (1 Цар. 11). Отметим, что, когда пришли послы из Иависа с просьбой о помощи, Саул « пришел… позади волов с поля» (1 Цар. 11: 5), то есть жизнь царя не сильно пока изменилась.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=788...

2: 11). Святой пророк Илия был взят от жизни чудесным образом. Это сверхъестественное изъятие произошло, когда он шел из Иерихона вместе со своим учеником Елисеем: «Вдруг явилась колесница огненная и кони огненные, и разлучили их обоих, и понесся Илия в вихре на небо» (4 Цар. 2: 11). Елиссей иногда, прием милоть Илиину, прият сугубую благодать от Бога; ты же, о душе моя, сея не причастилася еси благодати за невоздержание (4 Цар. 2: 9, 12–13). Во время небесного восхождения на колеснице Илия бросил свою милоть (плащ, верхнюю одежду) Елисею, она стала вещественным символом преемственности Божественной силы и пророческого служения, переходящей от учителя к ученику. Важно, что Елисей жаждал этой преемственности: когда Илия, знавший о своем скором уходе из мира, спросил Елисея, что он хочет получить. Ученик дерзновенно попросил духовную силу, вдвое большую, чем сила учителя. Иорданова струя первее, милотию Илииною Елиссеем, ста сюду и сюду; ты же, о душе моя, сея не причастилася еси благодати за невоздержание (4 Цар. 2: 14). Взяв милоть Илии, Елисей, призвав Бога, ударил ею по водам Иордана, после чего ему было явлено чудо, утвердившее его на пути пророческого служения: воды реки разошлись, открыв ему дорогу. Соманитида иногда праведнаго учреди, о душе, нравом благим; ты же не ввела еси в дом ни странна, ни путника, темже чертога изринешися вон, рыдающи (4 Цар. 4: 8). Богатая добрая женщина Соманитида, видя пророка Елисея, часто голодного и изнуренного, совершающего свой путь вблизи ее дома, устроила вместе со своим мужем особенную горницу, чтобы пророк имел возможность подкрепиться едой и отдохнуть. Добрые супруги были бездетными, по молитвам пророка Елисея в скором времени у них родился сын. Гиезиев подражала еси, окаянная, разум скверный всегда, душе, егоже сребролюбие отложи поне на старость; бегай геенскаго огня, отступивши злых твоих (4 Цар. 5: 20–27). Доброй и простой женщине святой Андрей противопоставляет хитрого слугу Елисея Гиезия. Несмотря на то, что он больше чем кто–либо другой находился рядом с пророком, сердце Гиезия оставалось пораженным лукавством и страстью сребролюбия.

http://predanie.ru/book/217218-velikiy-k...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010