3566. Иасон обещал Антиоху записывать иерусалимлян антиохийцами (см. 2 Макк. 4:9). – Примеч. ред. 3567. Ср.: uita A. 27. 3. 3568. Это письмо было написано в 390 г. в связи с убийством тысяч горожан в Фессалониках готскими наемниками императора Феодосия, после того как в ходе городского восстания горожане убили готского полководца (см. об этом: Руфин, hist. eccl. 11. 18: uita А. 24–25; Созомен, hist. eccl. 7. 25). О покаянии императора Феодосия свт. Амвросий говорит в obit. Th. 34. – Примеч. ред. 3569. Ср.: Гомер, Od. 12. 173–177. 3570. Ср.: Иез. 3:18. 3571. Ср.:2 Цар. 12:1–4. 3572. Ср.:2 Цар. 12:13. 3573. См.:2 Цар. 24:10. 3574. На самом деле пророк Гад. 3575. В Священном Писании сказано «семь лет», но здесь для риторики свт. Амвросий говорит «три кары, три года, три месяца, три дня». – Примеч. ред. 3576. Ср.: Иов. 31:33. 3577. Согласно Феодориту Кирскому (см.: hist. eccl. 5. 17), было убито семь тысяч человек. 3578. По–видимому, к императору Константину Великому. 3579. См.: Ос. 6:6. 3580. Император Валентиниан I. Другие переводчики (см.: Banterle. Р. 241, not. 10; Liebeschuetz. Р. 269) понимают под «отцом Грациана» самого Феодосия, считая, что у него был младенец сын, умерший незадолго до этого письма. Таким образом, напоминание об умершем сыне является указанием на гнев Божий за расправу над Фессалониками. – Примеч. пер. 3581. Написано в 380 г. 3582. Первые две книги трактата свт. Амвросия «О вере». 3583. Трактат свт. Амвросия «О Святом Духе». 3584. Письмо написано в 386 г. В нем свт. Амвросий показывает, как определяются дни Пасхи в Александрийской Церкви, и утверждает, что празднование Пасхи в следующем, 387 г., не противоречит древнему обычаю. Сомнение вызывало то, что празднование было назначено на 25 апреля, а этот день, по мнению римского епископа Сириция, возможно, желавшего возродить 84–годичный цикл древней Римской Церкви, уже оказывался за пределами месяца нисана. Не­которые исследователи (Б. Круш, Э. Шварц) считали, что письмо не принадлежит свт. Амвросию и написано позже, в VI в., потому что в нем якобы используются аргументы сочинения Дионисия Малого (525). Однако М. Цельцер считает его подлинным (см.: Zelzer. Р. CX–VIII,a также: Zelzer М. Zum Osterfestbrief des hl. Ambrosius, und zur römischen Osterberechnigung des 4. Jahrhunderts/Wiener Studien. 1978. 91. S. 187–204), показывая, что и свт. Амвросий, и Дионисий Малый пользовались пасхальными таблицами александрийского патриарха Феофила (385–412).

http://predanie.ru/book/220196-tvoreniya...

184 ...Илиа пророкъ въскресилъ сына вдовича.– По Библии (3 Цар., 17, 7–22), когда поток Хорафа, где скрывался пророк Илия, высох, он пошел в Сарепту Сидонскую и жил там во время голода у вдовы; у этой вдовы умер сын, и пророк Илия его воскресил. 186 ...Ксенофонтова сына... учить философии.– Сенатор Ксенофонт (VI в.) послал сыновей в Бейрут изучать философию. Не имея от них вестей, он отправился их разыскивать и нашел в Иерусалиме монахами. После этого и он оставил свет и поселился с женой поблизости от сыновей. 188 ...князь Иерусалимьский Балдвинъ...– Балдуин I (1100–1118 гг.), первый король Иерусалимского королевства крестоносцев. 189 ...до Гельвуньских горъ... и сынъ его Анафанъ ту же убиен быстъ.– Согласно Библии (1 Цар., 31, 1–2), царь израильтян Саул и трое его сыновей, в том числе Ионафан, погибли, воюя с филистимлянами, на горе Гелвуйской. 190 ...нсть бо росы на них никогдаже.– Слова Даниила, возможно, обусловлены словами Второй книги Царств (1:21): «Горы Гелвуйские! Да не снидет роса, ни же дождь на вас...». 191 Β той пещер дал бяше Богъ Саула царя в руц Давидови... и покровъ ручный.– Даниил, очевидно, объединяет – и при этом несколько изменяет – два библейских эпизода: как Давид, скрывавшийся со своими сторонниками в пещере, отрезал у преследовавшего его царя Саула край верхней одежды, когда тот зашел испражниться в эту пещеру ( 1Цар. 24:5 ), и как Давид вынес из шатра, где спал Саул, его копье и сосуд с водой (там же, 26:12). 192 ...и до рова Иосифова... и ввергоша ú в ровъ...– Даниил передает библейский рассказ ( Бытие. 37, 23–28 ) ο том, как поступили с Иосифом Прекрасным из ревности κ отцу его старшие братья: посадив его в ров, они затем продали его проходившим мимо купцам, направлявшимся в Египет. 193 ...у того кладязя... с женою самарянынею.– Имеется в виду рассказ Евангелия от Иоанна (4, 5–26) ο том, как Иисус Христос, когда ученики его ушли в город за пищей, беседовал у колодца с женщиной из племени самарян, с которыми иудеи не общались. 194 ...темница святаго Иоанна Крестителя... от Ирода царя.– Согласно евангельским рассказам ( Мф. 14, 3–12 ; Мр. 6, 20–29 ), Иоанн Креститель был посажен в темницу за то, что говорил царю Ироду, что ему не следует жить с Иродиадой, женой его брата Филиппа; во время празднования для рождения Ирода дочь Иродиады Саломея танцевала перед собравшимися и в награду попросила у царя голову Иоанна Крестителя. По приказу царя Иоанну в темнице отрубили голову и принесли ее на блюде дочери Иродиады; тело Иоанна похоронили его ученики.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

127. Кан. Ипп. 246. 247. 128. Егип. кан. гл. 62. 129. Тураев Б. Абиссинская церковь, в «Православной богословской энциклопедии», Спб 1900, столб. 65. 130. См. выше, стр. 89. 131. Ориг. Бес. 2 на 1 Цар. гл. 28. 132. Eschenburg. Gesch. der öffent. Relig. Vorträge. Iena 1785, S. 129. Binterim Denkwürdig. VI, 227. 133. Ориг. На Иов. кн. 1. 134. Кипр. Письмо 33. 135. Кипр. Пис. 34. 136. См. выше, стр. 86. 137. Кипр. Об единстве церкви 17. 138. Клим. Педаг. II, 4. 139. Клим. Стром. VI, 11. 140. Клим. Педаг. II, 4 141. Там же, выше 142. Клим. Стром. VI, 11. 143. Металлов В., свящ. Очерк истории православного церковного пения в России, изд. 2. М. 1896, стр. 7. 144. Клим. Ал. Увещания к язычн. 12. 145. Терт. О зрелищах 29. 146. Ориг. Пр. Цел. 8, 37. 147. Евсевий. Церк. Ист. VII, 30. Некоторым извинением Павлу, который в данном случае присваивал себе прерогативу на оды и энкомии, принадлежавшую только высшим сановникам (он, между прочим, любил называть себя не епископом, а дуценарием, об.-прокурором), может служить то, что епископу принято было петь «Осанна», обычай, упоминаемый и одобряемый блж. Иеронимом (комм. на Мф. 21; Augusti, Denkwürdigkeiten, V, 169); ср. наше «исполла». 148. Текст древнейших полных символов встречается только у писателей IV–V b. и в «Завещании Госп. нашего Иисуса Христа» (конца III b.). Отсюда предание у Руфина (в Коммент. на апост. симв., предисл.), что апостолы запрещали записывать символ. 149. Евс. Церк. ист. VII, 24. 150. Интересно сопоставить с этими гимнами современную им «песнь» офитов, приводимую у Оригена (пр. Цел. VI, 31). «Приветствую Тебя, единообразного Царя, узы слепоты, первую силу, сохраняемую Духом провидения и мудростью; остаюсь чистым, причастным Сыну и Отцу; да будет благодать со мною». 151. Василий Великий О Св. Духе, 29. 152. См. выше на стр. 49 свидетельство Плиния («поют Христу как Богу») и увещание св. Игнатия Бог. «воспевать Отца в Сыне» (Римл. 2). 153. Иппон. соб. Пр. 21. 154. См. выше, стр. 58. 155. «Скажите мне вы, которые только в праздничные дни ходите в церковь, — прочие дни разве не праздники? Разве они не воскресенья (κυριακα)? Свойственно иудеям наблюдать известные, редко чередующиеся, дни праздничные. Именно к ним говорит Господь: «новомесячий и суббот, праздничных собраний не могу терпеть… ненавидит (их) душа Моя». Итак Бог ненавидит тех, которые думают, что только один день есть праздник, что только один день есть «день Господень» (Ориг. на Быт. бес. 10.). «Только те, которые не хотят или не могут проводить все дни, как праздники, должны праздновать хотя один день Господень в неделю». (Ориг. Прот. Цел. VIII, 23.)

http://predanie.ru/book/72342-tolkovyy-t...

Лит.: Tafrali O. Thessalonique des origins au XIV siècle. P., 1912; Иванов Й. Българите в Македония. София, 19172, 1986r; он же. Български старини из Македония. София, 19312; Снегаров И.История на Охридската архиепископия. София, 1924. Т. 1: От основаването и до завладяването на Балканския полуостров от турците; Мутафчиев П. Сръбското разширение в Македония през средните векове//Македонски преглед. София, 1925. Год. 1. Кн. 4. С. 1-26; Д. Хипотеза о «Зanaдhoj Бyrapckoj»//ГСНД. 1927. Кн. 3. С. 10-20; Lemerle P. Invasions et migrations dans les Balkans depuis le fin de l " époque romaine jusqu " au VIII siècle//RH. 1954. Vol. 211. P. 265-308; idem. Les plus anciens recueils des miracles de S. Démétrius. P., 1979-1981. 2 t.; Наследова Р. А. Македонские славяне кон. IX - нач. Х в. по данным Иоанна Камениаты//ВВ. 1956. Т. 11. С. 82-96; Charanis P. Ethnic Changes in the Byzantine Empire in the VIIth Cent.//DOP. 1959. Vol. 13. P. 23-44; Литаврин Г. Г. Болгария и Византия в XI-XII в. М., 1960; он же. Славинии VII-IX вв.- социально-политические организации славян//Этногенез народов Балкан и Сев. Причерноморья. М., 1984. С. 193-203; он же. Христианство в Болгарии в 927-1018 гг.//Христианство в странах Вост., Юго-Вост. и Центр. Европы на пороге 2-го тысячелетия. М., 2002. С. 133-189; Иваноски О. Македонските словени од VI до IX в. Ckonje, 1961; Мошин В. плоча из 1017 године//Македонски jaзuk. Ckonje, 1966. Т. 17. С. 51-61; Тъпкова-Заимова В. Нашествия и етнически промени на Балканите през VI-VII в. София, 1966; она же (Тыпкова-Заимова В.). Структура Болгарского гос-ва (кон. IX - нач. XI в.) и проблема гегемонии на Балканах//Раннефеодальные гос-ва и народности: южные и зап. славяне, VI-XII вв. М., 1991. С. 137-150; она же. Южные славяне, протоболгары и Византия: Пробл. гос. и этнического развития Болгарии в VII-IX вв.//Там же. С. 37-51; она же. «Българи родом»: Комитопулите, цар Самуил и неговите потомци според историческите извори и историографската традиция. София, 20142; Ferluga J.

http://pravenc.ru/text/2561508.html

   Писания мужей апостольских. СПб., 1895. Св. Климента, епископа Римского, к Коринфянам. Посл. 1. Гл. 36. С, 96.    Слова и речи. Т. 4. М., 1882. С. 264.    Из утренних и вечерних молитв ко Пресвятой Богородице.    Пс. 138:17; Ин. 15:14; Иак. 2:23.    Иер. 15:1; 2 Мак. 15:12, 14.    Откр. 8:3-4; 4, 8—9.    Быт. 20:7-19; Иов. 42:8-9; 1 Цар. 7:8-10; Пс. 33:16 и др.    Иак. 5:16-18; Еф. 1:16; 2 Сол. 1:11-12 и др.    Святого апостола Иакова, евангелиста Марка, святителя Иоанна Златоуста, святителя Василия Великого.    Напр.: святитель Василий Великий, святитель Афанасий Великий, преподобный Ефрем Сирин и др.    Ориген и др.    Деяния Вселенских Соборов. Т. 7. Казань, 1891. VII Вселенский Собор. Деяние VI. С. 271 и Деяние VI. С. 171.    Петр, епископ. Указание пути ко спасению. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1905. С. 169.    О терпении в молитве. «Прибавления к творениям святых отцов». 1855. 14. С. 402.    Святоотеческие наставления о молитве и трезвении. Указ. изд. С. 17.    Прибавления к творениям святых отцов. 1855. 14. С. 403.    Святоотеческие наставления о молитве и трезвении. Указ. изд. С. 187 (преподобный Иоанн Лествичник).    Феофан, святитель. Что есть духовная жизнь и как на нее настроиться. М., 1904. С. 166.    Святоотеческие наставления о молитве и трезвении. Указ. изд. С. 128 (преподобный Ефрем Сирин). С. 331—332 (преподобный Исаак Сирин) и др.    Творения. Ч. 1. М., 1858. Слово о молитве. Гл. 31. С. 178.    Ефрем Сирин, преподобный. Творения. Ч. 4. М., 1850. С. 375—376. (Слово 113).    ЕНил Синайский, преподобный. Творения. Ч. 1. М., 1858. Слово о молитве. Гл. 32. С. 179.    Там же. Гл. 33. С. 179.    Сочинения. Т. 1. СПб., 1905. С. 151.    Творения. Ч. 6. М., 1850. С. 377 (сл. 113); ср.: Феофан, святитель. Письма к разным лицам. М., 1892. С. 458..    Творения. Т. 2. М., 1899. С. 327, § 244.    Святоотеческие наставления о молитве и трезвении. Указ. изд. С. 79.    Там же. С. 91 (святитель Иоанн Златоуст).    Там же. С. 91.    Там же. С. 91—92.    Дьяченко Г., священник. Уроки и примеры христианской надежды. М., 1894. С. 173.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

371)». Возражением против этого является женский род местоимения в вопросе: «кто эта»... евр. (мизот) и отмеченная нами параллельность ст. 6 двум другим местам (VI, 10. VII, 5), в которых несомненно имеется в виду невеста. Первое возражение легко устраняется у проф. Олеснсцкого указанием на то, что евр. шемеш солнце в древнейшем еврейском языке женского рода, что подтверждается нередкою женскою конструкциею при нем глагола, напр. Быт. 15:17. 19:23 в Ktib, Hayм. III, 17 (стр. 359). Но некоторая неожиданность появления в речи священного поэта подразумеваемого (будто бы) шемеш остается в силе. Однако посредствующем понятием является мысль о царе Израильском, а затем, как вершина всего имеется в виду и мысль о Мессии. «Восхождение «обетованного» ( Ис. 30:26 ) солнца – говорит в этом смысле проф. Олесницкий, – может означать только момент появления ожидаемого исполнителя судеб Божиих о Его земле и народе. И вот этот совершитель появляется в лучах вещественного солнца и есть не кто другой, как царь Соломон, политическое солнце страны (Solomon=перс. sol солнце). В III. 7–11 говорится именно о восшествия на престол Соломона и о торжественном появлении его народу. Изображаемые здесь необыкновенные носилки, подобно колесницам в VI, 12, служат вместе и царским седалищем и атрибутом солнца (4 Цар, XXIII, 12)... Бракосочетание, о котором здесь говорится, есть завет, заключаемый между царем и народом при вступлении царя на престол, и вместе поэтический завет солнца и земли, который поэты всех времен и народов находили в весеннем отношения солнца к земле. Но это не все. Соединение двух образов восхождения солнца и вступление на престол великого царя должно было приводить в сознание новый высший образ Мессии Царя, которого имя: Восток, и Солнце Праведное. По объяснению Мидраша (Midr. III, 11, с. 99), под царем упоминаемым в III, 11, разумеется царь – Мессия, поскольку только он может при-вести в гармонию явления тепла и явления холода, действия ангела зимы Михаила и ангела весны Гавриила» (стр.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Glag...

  «оправдание наше», созвучно имени Седекии -  ). По мнению Дж. Брайта ( Bright. 1965. P. 143), этот текст мог использоваться во время обряда интронизации Седекии и отражает то, что он получил новое имя (его первое имя было Матфания - 4 Цар 24. 17). Р. П. Карролл ( Carroll. 1986. P. 446-447) указывает на то, что в этом пассаже очень важен мотив легитимности власти Седекии, который был вавилонским ставленником. Однако, по мнению Карролла, неправильно так однозначно привязывать этот отрывок к конкретному историческому моменту. Он обращен в будущее, спасение ожидается в послепленный период, исторический Седекия оказывается скорее противопоставлен новому полновластному царю. Книга прор. Иезекииля относится к VI в. до Р. Х.- времени падения монархии в Иудее и начала вавилонского плена. В пророчестве Иез 17. 22-24 повествуется о том, как Бог возьмет ветвь из кроны кедра и посадит ее на горе Израиля, где птицы будут жить в ее тени, когда она вырастет. Из контекста 17-й гл. Книги становится ясно, что этот образ относится к будущему идеальному царю, который противопоставлен Седекии, нарушившему завет и уведенному в вавилонский плен. Мессианские мотивы присутствуют также в 34-й и 37-й главах Книги прор. Иезекииля. В 34-й гл. пророк обвиняет плохих пастухов (т. е. царей Израиля), к-рые не заботились о своем стаде. Бог обещает, что Сам позаботится о Своих овцах: «И поставлю над ними одного пастыря, который будет пасти их, раба Моего Давида; он будет пасти их, и он будет у них пастырем. И Я, Господь, буду их Богом, и раб Мой Давид будет князем среди них» (Иез 34. 23-24). В 37-й гл. содержится пророчество о сухих костях, к-рые оживут по воле Божией: «...открою гробы ваши и выведу вас, народ Мой, из гробов ваших и введу вас в землю Израилеву. И узнаете, что Я Господь, когда открою гробы ваши и выведу вас, народ Мой, из гробов ваших, и вложу в вас дух Мой, и оживете, и помещу вас на земле вашей, и узнаете, что Я, Господь, сказал это - и сделал, говорит Господь» (Иез 37. 12-14). В Иез 34 и 37 для обозначения буд.

http://pravenc.ru/text/Мессия.html

Верующие совершают погружение в специально приготовленных белых сорочках, освященных на Камне Миропомазания в Иерусалимском храме Воскресения Христова. По благочестивому обычаю, эти сорочки хранят в течение всей жизни и используют в качестве погребальной одежды. Надев новую белую рубашку, с глубокой верой в помощь благодати Божией, с тропарем Крещения в сердце и с чувством неизреченной благодарности Просветителю и Очистителю нашего греховного естества утолил и я, грешный, свою сердечную жажду чистыми струями Иордана. На радости я погрузился в его животворящие воды 9 раз и ощутил ту благодатную силу, которая помогла мне, немощному, преодолеть все трудное благословенное путешествие, да еще и в хорошем самочувствии. Память о сем событии всегда будет сладостна моему сердцу. От благословенного Иордана направили мы свои стопы в расположенную неподалеку отсюда Иоаннову пустынь, в глубине которой, на скале, располагается греческий монастырь во имя Иоанна Предтечи, Крестителя Господня. Это четырехугольное здание, наподобие крепости, сооруженное еще при святой Елене на месте пещеры, где обитал Иоанн Предтеча. ( Восстановлен храм во второй половине XIX века.) Согласно преданию, гора расступилась и приняла праведную Елисавету с младенцем, бежавшую от воинов царя Ирода. В ней, по Божьему повелению, образовалась пещера, явился источник и выросла финиковая пальма, которая в нужное время наклонялась, питая беглецов и снова выпрямлялась. Здесь святая Елисавета вскоре преставилась, а святой Иоанн возрастал, питаемый Ангелом, до своего совершеннолетия, укреплялся духом до дня своего явления израильскому народу, когда был к нему глас Божий, и он стал проповедовать покаяние в окрестностях Иордана. Из скалы бъет чудотворный источник. Вокруг монастыря леса, в которых много акрид — деревьев, от которых питался Креститель Господень (одни акридами называют деревья, другие — саранчу). Против этого места стоит гора Иермон, с которой Дух Господень свидетельствовал об Иисусе в образе голубином: «Сей есть Сын Мой Возлюбленный, о Нем же Мое благоволение» ( Мф. 3:16-17 ). С этой же горы Илия Пророк взят был на огненной колеснице на небо ( 4 Цар. 2:11 ). В монастыре, по преданию, преподобная Мария Египетская (VI век) причащалась Святых Тайн по своему обращению перед уходом за Иордан. Она переплыла Иордан на лодке и удалилась туда, куда указала ей таинственным гласом икона, и где подвизалась в течение 17-ти лет. В монастыре подвизался также и старец Зосима, который имел беседу с Марией Египетской, в 522 году причастил ее, а в последствии предал святую Марию земле. Здесь же находятся обретенные нетленные мощи преподобного Зосимы.

http://azbyka.ru/palomnik/blogs/dushepol...

121. Император Юлиан " Отступник " царствовал от 361363. " Всеобщая история " Г. Вебера. Т. IV. С. 571. Юлиан " велел воинам воздавать почести его изображению, ввел жертвоприношения и другие языческие обряды в войске " . " Всеобщая история " Г. Вебера. Т. IV. С. 577. 122. Глубоко верный взгляд на религию древних египтян. 123. Слова " ut supra diximus " показывают, что это рассуждение принадлежит не Аполлонию. Автор, очевидно, приводит здесь ходячее мнение евреев, живших в Египте, на что указывает выражение " patres nostros " . 124. Совершалось, вероятно, языческое празднество в честь Аммона - Ра. Идол его представлялся в виде человека синего цвета, на голове - круглая красная шапка с двумя высокими перьями и солнечным диском, а в руке посох с головой какого-то загадочного животного. В честь его установлены были торжественные процессии, на которых его изображение, скрытое в кивоте и помещенное на украшенной бараньими рогами ладье, носимо было жрецами, причем из кадильниц возносился фимиам. Впрочем, в Египте так много было божеств, что трудно сказать, о каком из них идет речь в настоящем случае. См. таблицы египетских божеств у Лепсиуса и Бунзена. Религиозные торжества и процессии в честь языческих божеств в Египте описывает Климент Александрийский (Stromata, VI, 4). 125. В жизнеописании святого Феодосия Великого есть рассказ о том, как одно зерно, отнесенное по его благословению в житницу, чудесным образом наполнило эту житницу пшеницей. В житии преподобного Сергия говорится, как Бог неожиданно послал ему в обитель много хлебов чрез неведомого благотворителя во время крайней нужды. См. также главу 28 " Луга Духовного " и прим. к главе 85-й в новом переводе. 126. В подлиннике: nicolai ingentes. Афеней (lib. XIV) и Плутарх (Convival. Lib. VII, c. 4) говорят, что некто Николай из Дамаска прислал Августу финики, которые он потому называл николаями. Исидор (Lib. XVII. Сар. 7. Orig.) говорит: " Фивские финики - они же и николаи " . 127. Рассказ напоминает повествование Библии о пророке Илии: " Так говорит Господь Бог Израилев: мука в кадке не истощится, и масло в кувшине не убудет до того дня, когда Господь даст дождь на землю! " (3 Цар. 17, 14). Но сатана воспользовался крепкой верой угодника для его же искушения...

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/956/...

19-21) и омовение Неемана в Иордане (4 Цар 2. 9-14) - как Крещение, «о чем свидетельствует рекомендация этих сцен для украшения баптистерия» ( Осташенко. 2003. С. 25). Подобный житийный цикл Е., сохранившийся в ц. прор. Илии в Ярославле (1680-1681), включает: встречу пасущего волов Е. с прор. Илией, помазание Е. прор. Илией, переход Е. через Иордан с прор. Илией и в одиночку, вознесение прор. Илии, врачевание воды, проклятие детей, насмехавшихся над Е., благословение елея вдовицы, воскрешение сына сонамитянки, а также истории с Нееманом и Гиезием. Лит.: Софийский список подлинника новгородской ред. XVI в.//СбОДИ на 1873 г.; Подлинник иконописный/Изд. С. Т. Большакова под ред. А. И. Успенского. М., 1903; Ерминия ДФ. С. 82; Смирнова Э. С., Лаурина В. К., Гордиенко Э. А. Живопись Вел. Новгорода: XV в. М., 1982. С. 275-276; Брюсова В. Г. Фрески Ярославля XVII - нач. XVIII в. М., 1983. С. 73-81; Худож. наследие сербов: (Из монастырских сокровищниц, частных и музейных собр.): Кат. выст. Белград, 1984. Ил. 39; Popovich L. D. Compositional and Theological Concepts in Four Prophet Cicles in Churches Selected from the Period of King Milutin (1282-1321)//Cyrillomethodianum. Thessal., 1984/1985. Т. 8/9. P. 286-294; eadem. Hitherto Unidentified Prophets from Nova Pavlica//Ibid. P. 30, 33, 35, 36; Mouriki D. Icons from the 12th to the 15th Cent.//Sinai: Treasures of the Monastery of St. Catherine/Ed. K. A. Manafis. Athens, 1990. P. 123-124. Il. p. 203; Осташенко Е. Я. Главный иконостас Успенского собора Моск. Кремля//ГММК: Мат-лы и исслед. М., 2003. Вып. 16: Худож. памятники Моск. Кремля. С. 5-40; Шалина И. А. Икона «Огненное восхождение пророка Ильи»//«И по плодам узнается древо»: Рус. искусство XV-XVI вв. из собр. В. Бондаренко. М., 2003. С. 167-170; Смирнова Э. С. Иконы Сев.-вост. Руси: Сер. XIII - сер. XIV в. М., 2004. С. 243-248. И. А. Журавлёва Рубрики: Ключевые слова: МОИСЕЙ прав. (пам. 4 сент. и в Соборе Синайских преподобных), ветхозаветный пророк, законодатель и вождь евр. народа АГГЕЙ первый послепленный пророк, 10-й в ряду малых пророков, автор названной его именем книги (пам. 16 дек. и в Неделю праотец) ИЕРЕМИЯ (ок. 645 г. до Р. Х.- 1-я пол. VI в. до Р. Х.), 2-й из великих ветхозаветных пророков (пам. 1 мая) ИОНА ветхозаветный пророк (пам. 22 сент.), именем которого названа книга в составе собрания книг 12 малых пророков ОСИЯ ветхозаветный прор. (пам. 17 окт.), согласно иудейской и христ. традициям, автор одноименной книги, входящей в собрание книг малых пророков

http://pravenc.ru/text/189853.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010