( Ап. 34 ; I Всел. 4 , 6 , 7 , 18 ; II Всел. 2 , 3 ; III Всел. 8 , 9 ; IV Всел. 9 , 17 , 28 ; Трул. 7 , 36 , 39 ; Антиох. 9 ; Лаод. 20 , 56 ; Сердик. 3 , 4 , 5 ; Карф. 17 , 39 , 89 ). Согласно древнему обычаю Африканской церкви, старшим епископом должен был считаться тот, который прежде принял посвящение. Последнее категорически провозглашается и епископом Аврелием в мотивировании данного правила. Между тем некоторые епископы, не желая придерживаться этого, выставляли на вид привилегии и значение своих кафедр, и на общих епископских собраниях старались занять места выше епископов меньших кафедр, несмотря на то, что последние бывали и старше их по посвящению. По поводу этого и издано было данное правило, причем общим голосом собора для Африканской церкви было утверждено каноническое значение существовавшей в этом отношении практики. Для того же, чтобы впредь избежать споров о старшинстве, настоящий собор одним 89 правилом постановляет, что каждый епископ при своем посвящении должен получить от поставляющих его особую грамоту с собственноручными их подписями, где точно надлежит обозначить день его посвящения. Правило допускает исключение для некоторых первенствующих кафедр Африканской церкви, что выражается его заключительными словами относительно Мавритании и Нумидии. Правило 88 (99) О Максимиане епископе вагенском разсуждено: да пошлются от собора грамоты и к нему и к пасомым, дабы он оставил епископство, а они искали себе другаго.   ( III Всел. 9 ; Двукр. 16 ; Петра Алекс. 10 ; Кирилла Алекс. 2 , 3 ).   Когда народ каренский не пожелал более принять к себе епископа Максимиана (Maiximianus Vagiensis), бывшего ранее донатистом, а затем обратившегося из раскола к церкви, то последний ради сохранения церковного мира добровольно отказался от своей кафедры и объявил об этом собору. Собор ради общего мира одобрил поступок Максимиана и, приняв его отставку, постановил избрать на его место другого. Правило 89 (100) Заблагоразсуждено и сие: отныне рукополагаемые в Африканских областях да получают от рукополагающих грамоты, рукою их подписанные, с означением консула, то есть года и дня рукоположения, дабы не возникало никакого сомнения о младших и старших.  

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Milash...

Нужда и необходимость следовать учению св. отцов в проповедях, при изъяснении Св. Писания, выступают сами собою ввиду возвышенности мыслей, содержащихся в Св. Писании. Это-то именно и рекомендуют отцы Трулльского Собора 19-м своим правилом, специально епископам, как главным проповедникам слова Божия в церкви, и как учителям и клира и народа. Епископы суть верховные учители в церкви и, как таковым, им вверено проповедовать христианскую истину и всюду распространять ее (Мф.28:19-20; Ин.15:16; Деян.6:4; 1Кор.1:17; 2Тим.2:15; 4:2). От них же получают власть проповедовать и священники (Деян.15:24 и 27; 2Тим.2:2). Епископ, следователено, должен быть сам вполне сведущ в Св. Писании (VII Всел. 2) и толковать его в духе вселенской церкви, так что был бы в состоянии изъяснить волю Божию всем, вверенным его попечительству. " Поелику ясно, - сказано в ответе на 2-й вопрос в дополнение к упомянутому посланию восточных патриархов, - что в Писании содержится глубина и высота мыслей, то посему требуются люди опытные и богопросвещенные для испытания его, для истинного уразумения, для познания правильного, согласного со всем Писанием и Творцем его Св. Духом. И хотя возрожденным известно учение веры о Троице, о воплощении Сына Божия, о Его страданиях, воскресении и вознесении на небо, о возрождении и суде, за каковое учение многие охотно претерпели и смерть, но нет необходимости, или лучше, невозможно всем постигнуть то, что Дух Святый открывает только совершенным в мудрости и святости " Примечания: 114. Аф. Синт., II,347. 115. См. книгу. " О должностях пресвитеров приходских " , 20. 116. См. в моем " Зборнике " , стр.264. 117. Изд. 1848, стр.14-15. 118. Митр. Макарий, Введение в прав. богословие, 141. 119. Упом. изд., стр.38-39. Правило 20. Да не будет позволено епископу во ином граде, не принадлежащем ему, всенародно учити. Аще же кто усмотрен будет творящий сие: да престанет от епископства, и да совершает дела пресвитерства. (Ап. 14, 35; I Всел. 8, 15; II Всел. 2; III Всел. 8; IV Всел. 29; Анкир. 18; Антиох. 13, 22; Сердик. 3, 11, 12).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1316...

Но если возводимая на священнослужителя вина будет церковная, т. е. будет касаться его священного служения и духовных обязанностей, тогда, говорит то же правило, – «подобает рассмотрети лице обвинителя» И, во-первых, по делам церковным не дозволялось принимать обвинений и доносов от еретиков. Это правило находим уже в числе апостольских (75); оно повторено на вселенских соборах (II всел. 6), и было общим во всех христианских Церквах (карфаг. 144) 6 . К еретикам причислены в правилах и те, которые, исповедуя по-видимому православную веру, отделяются от единства Церкви и восстают против законного священноначалия (II всел. 6). Во-вторых, не принимались обвинения от людей, равно духовных и мирских, которые прежде сами были осуждены и отлучены за свои преступления; по крайней мере, если они еще не получили разрешения, или не успели оправдаться; также от тех, на которых самих в то же время сделаны доносы (II всел. 6, сн. IV всел. 21, карф. 8, 28, 143). В-третьих, не принимались обвинения от рабов 7 , – и еще от всех тех, которых и гражданские законы не допускали к свидетельствам на суде (карф. 144), т. е. людей опороченных, неблагонравных, также умопомешанных, несовершеннолетних (карф. 146), и пр. 8 Вообще, правила требовали, чтобы предварительно исследовано было общественное мнение о доносителях (IV всел. 21). Также, если представлено было несколько обвинений против духовного лица, и одно из них, по исследовании, оказывалось несправедливым, или недоказанным, прочие уже оставлялись без внимания (карф. 145). Наконец, общим правилом было и то, чтобы на духовных, особенно на епископов, от одного лица, хотя бы также епископа, обвинений не принимать (ап. 75, карф. 147) 9 . На епископа обвинения представляемы были собору всех областных (или провинциальных) епископов, под председательством митрополита (апост. 74, I всел. 5, II всел. 6, антиох. 14, 15 и др.). По невозможности собраться всем епископам на собор, епископа могли судить 12 епископов, но непременно с митрополитом (антиох.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Sokolov/...

Ср. Ап. 44; I Всел. 17; IV Всел. 10; VII Всел. 19; Лаод. 4; Карф. 9 и 21; Василия Вел. 14 и 90; Григория Неокес. 3; Григория Нисского 6. 6 . Совершения миропомазания и освящения дев да не творит пресвитер. И примирять с Церковью кающихся открыто на Литургии да не будет позволено пресвитеру. Всем угодно сие. Настоящее правило только епископам предоставляет освящение Мира и посвящение дев, т.е. диаконис о кот. см. пояснение к I Всел. 19. Пресвитеры не могут разрешать от запрещения тех, кто отлучен был открыто, т.е. с объявлением во всеобщее сведение, ибо «аще преступление иго было явное и гласное» (пр. 53) и снятие прещения должно быть совершено также открыто. Однако по поручению епископа священник может совершить этот чин по нужде, как это видно из пр. 7 и 52 того же Карф. Собора. 7 . Если кто, находясь в опасности жизни, будет просить о примирении себя со святым Алтарем, в отсутствие епископа, то пресвитер по приличию должен вопросить епископа, – и так, по его разрешению, примирить находящегося в опасности. Ср. I Всел. 13; Карф. 52. 8 . Есть многие неблагонравные, которые почитают за должное, при всяком случае, приносить обвинения на отцов и епископов. Должно ли принимать таковых, или нет? От всех епископов речено: если опорочен таковой, то не принимать. Ср. II Всел. 6; Подробнее о том, от кого нельзя принимать обвинений на священнослужителей, в правилах того же Карфагенского Собора 143, 144, 145 и 146. 9 . Если какой-нибудь епископ или пресвитер примет в общение праведно изверженных за свои преступления из Церкви, то да будет и сам повинен равному осуждению с уклоняющимися от правильного приговора своего епископа. Ср. Ап. 12, 13, 32 и 33; I Всел. 5; Антиох. 6; Сард. 13. 10 . Если какой-нибудь пресвитер, от своего епископа осужденный, вознесшись надмением неким и гордостью, должным быть возмнит отдельно приносить Богу Святые Дары или умыслит воздвигнуть иной Алтарь, вопреки церковной вере и уставу, – таковой да не будет оставлен без наказания. Собор рек: если какой-нибудь пресвитер, против епископа своего возгордясь, сотворит раскол, да будет анафема.

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/kanony...

Правило 15. Аще который епископ, будучи обвиняем в некоторых проступках, судим будет от всех епископов тоя области, и все они согласно произнесут на него единый приговор: таковый другими епископами отнюдь да не судится, но согласное решение епископов области да пребывает твердым. (Ап. 28, 74; I всел. 5; II всел. 6; IV всел. 9, 17, 29; антиох. 4, 12, 14; сердик. 3, 4, 5; карф. 29, 65; Василия вел. 88). Приговор, единогласно признанный на соборе всеми епископами во главе с их митрополитом по поводу жалобы на какого-либо епископа, который законно подчинен тому собору, должен быть твердым и неизменным, говорит данное правило, дополняя и завершал этим высказанное об этом предмете в 4, 12 и 14 правилах. После подобного приговора апелляция в какой-либо другой суд воспрещается.  Правило 16. Аще который епископ, не имеющий епархии, вторгнется в церковь, не имеющую епископа, и восхитит престол ее без соизволения совершенного собора: таковый да будет отвержен, хотя бы его избирал весь народ, который он себе восхитил. Совершенный же собор есть тот, на котором присутствует с прочими и митрополит. (Ап. 14; I всел. 15; IV всел. 5; трул. 20; антиох. 21; сердив. 1, 2, 17; карф. 48). Επσκοπος σχολζων (episcopus vacans) вообще в правилах называется епископ, правильно избранный, и рукоположенный для известной церкви, в которую он, однако, вследствие каких-либо внешних причин, не может прибыть, а следовательно и не может исполнять в ней своего епископского служения. Точно также εκκλησα σχολζουσα (ecclesia vacans, вдовствующей церковью) называется такая, которая по иерархическому устройству могла бы иметь своего епископа, но таковой отсутствует или вследствие смерти бывшего епископа, или вследствие иных каких-либо внешних причин. Данное правило говорит об епископе σχολζων, самовольно занявшем освободившуюся в какой-либо церкви епископскую кафедру и начавшем пользоваться в ней епископскими правами; за таковой самовольный поступок правило предписываете извергнуть его (πβλητον εναι) и требует этого даже и в том случае, если бы народ данной вдовствующей церкви изъявил желание иметь его своим епископом. Такое воспрещение основывается на том, что назначение и поставление епископов на определенные места принадлежит прежде всего епископскому собору, притом собору в полном составе (τελεα σνοδος) под председательством подлежащего митрополита. Только за таковым полным собором правило признает право и власть в решении вопроса, нужно ли какому-либо σχολζοντι епископу вверить освободившуюся епископскую кафедру, снабдив его всеми архиерейскими правами. 

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

(Ап. 28, 74; I всел. 5; II всел. 6; IV всел. 9, 17, 29; антиох. 4, 12, 14; сердик. 3, 4, 5; карф. 29, 65; Василия вел. 88). Приговор, единогласно признанный на соборе всеми епископами во главе с их митрополитом по поводу жалобы на какого-либо епископа, который законно подчинен тому собору, должен быть твердым и неизменным, говорит данное правило, дополняя и завершал этим высказанное об этом предмете в 4, 12 и 14 правилах. После подобного приговора апелляция в какой-либо другой суд воспрещается. Правило 16. Аще который епископ, не имеющий епархии, вторгнется в церковь, не имеющую епископа, и восхитит престол ее без соизволения совершенного собора: таковый да будет отвержен, хотя бы его избирал весь народ, который он себе восхитил. Совершенный же собор есть тот, на котором присутствует с прочими и митрополит. (Ап. 14; I всел. 15; IV всел. 5; трул. 20; антиох. 21; сердив. 1, 2, 17; карф. 48). Εοο ο (episcopus vacans) вообще в правилах называется епископ, правильно избранный, и рукоположенный для известной церкви, в которую он, однако, вследствие каких-либо внешних причин, не может прибыть, а следовательно и не может исполнять в ней своего епископского служения. Точно также ε οου (ecclesia vacans, вдовствующей церковью) называется такая, которая по иерархическому устройству могла бы иметь своего епископа, но таковой отсутствует или вследствие смерти бывшего епископа, или вследствие иных каких-либо внешних причин. Данное правило говорит об епископе ο, самовольно занявшем освободившуюся в какой-либо церкви епископскую кафедру и начавшем пользоваться в ней епископскими правами; за таковой самовольный поступок правило предписываете извергнуть его (ο ε) и требует этого даже и в том случае, если бы народ данной вдовствующей церкви изъявил желание иметь его своим епископом. Такое воспрещение основывается на том, что назначение и поставление епископов на определенные места принадлежит прежде всего епископскому собору, притом собору в полном составе (εε οο) под председательством подлежащего митрополита. Только за таковым полным собором правило признает право и власть в решении вопроса, нужно ли какому-либо οο епископу вверить освободившуюся епископскую кафедру, снабдив его всеми архиерейскими правами. Правило 17. Аще который епископ, прияв рукоположение во епископа, и быв определен начальствование над людьми, не приимет служения, и не согласится пойти во врученную ему церковь: таковый да будет отлучен от общения церковного, доколе быв понужден, не приимет служения, или доколе не постановит о нем какого либо определения совершенный собор епископов тоя области.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1319...

Повторяя те требования к принимающим священство, какие были уже ранее установлены (см. Ап. пр. 17 и 18 с толкованием их), VI Всел. Собор уточняет и добавляет всегда существовавшее в Церкви изначала запрещение вступать в брак пресвитерам, диаконам и иподиаконам после рукоположения (ср. 6 пр. VI Всел. Соб.). Снисхождение, оказанное Собором некоторым категориям клириков, состоящих в не допускаемых канонами браках, теперь не имеют силы, ибо было вынесено только для определенного времени с действием, ограниченным известным сроком. 4 . Если кто-нибудь – епископ, пресвитер, диакон, иподиакон, чтец, певец, или придверник – совокупится с женщиной посвященной Богу: да будет извержен из своего чина, как Христову невесту поругавший; если же мирянин, да будет отлучен от общения церковного. Упоминаемая в этом правиле «жена Богу посвященная», называемая «невестой Христовой», – это девы, давшие обет «жить в чистоте» (18 пр. Св. Василия Вел.). Чин посвящения этих дев совершал епископ (6 пр. Карфагенского Соб.) и они жили под его наблюдением, разлучившись со своими родителями. Здесь речь идет не о диаконисах, а, скорее, о монахинях. Ср.: VI Всел. 21; Карф. 36; Василия Вел. 3, 6, 32, 51 и 70. 5 . Никто из священного чина, который не имеет при себе живущих лиц неподозрительных, означенных в правиле (3 пр. I Всел. Соб.), да не возьмет к себе женщины, или рабыни, этим сохраняя себя от нарекания. Если же кто-либо определенное нами преступит: да будет извержен. Сие же самое да соблюдают и скопцы, предохраняя себя от порицания. А преступающие, если будут из клира, да будут извержены, если же мирские, да будут отлучены. Правило, на которое ссылается настоящее правило, есть 3 пр. I Всел. Собора. Повторяя предписания того правила относительно лиц в священном сане, настоящее правило добавляет к ним и мирян, указывая, что делать это надо, «предохраняя себя от порицания». Т.об. это правило учит нас, что надо избегать того, что может вызвать соблазн и грех осуждения у ближних. Ср. Вас. Вел. 88. 6 . Посколько речено в Апостольских правилах, что из производимых в клир безбрачных, токмо чтецы и певцы могут вступать в брак (Ап. пр. 26), то и мы соблюдая это, определяем: да отныне ни иподиакон, ни диакон, ни пресвитер, не имеет позволения, по совершении над ним рукоположения, вступать в брачное сожительство; если же дерзнет сие учинить, да будет извержен. Но если кто-либо из поступающих в клир, захочет сочетаться с женщиной по закону брака: таковый да творит сие прежде посвящения во иподиакона, или в диакона, или во пресвитера.

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/kanony...

814 всел. собор узаконил следующий порядок престолов главнейших церквей: римский, константинопольский, александрийский, антиохийский, иерусалимский, при этом константинопольскому престолу предоставляются преимущества, равные с римским (36 пр.; сн. II вс. соб. 3 пр.; IV вс. соб. 9. 17 и 29 пр.). Если бы римский епископ господствовал над перечисленными главными церквами вселенной, согласно ли было бы со здравым смыслом поставлять его престол хотя и на первом месте, однако все-таки рядом с подчиненными ему престолами? Восточные епископы власть главного епископа своей области признавали выше власти епископов других областей, и в частности римского, как видно из 30 пр. IV вс. соб., касающегося неподписания египетскими епископами послания папы Льва до поставления будущего епископа Александрии. Нарушение узаконений церкви о независимости одной церкви от другой соборные правила строго запрещают (III всел. соб. 8 пр.). 815 Так, папа Вигилий был осужден V-м вс. собором, хотя и не поименованно, папа Гонорий – всел. собором, конст. епископы Македоний – II-м, Несторий – III-м. всел. собор осудил всех епископов, удалившихся вместе с Македонием с собора, а их было 36. 816 Так, не было никаких легатов на V-м и вселенских соборах, а вселенский собор открыт был до приезда папских легатов. 818 На всел. соборе влиятельнее всех старейших членов собора был молодой диакон Афанасий В., на – Кирилл алекс., на – св. Тарасий. На всел. соборе голос (заочный) римского папы Льва В. имел преобладающее влияние, но не вследствие особенных преимуществ римской кафедры, а потому, что св. Лев по своим личным достоинствам и твердости убеждений был тогда влиятельнейшим пастырем христианского мира, а старейшие епископы восточные были более или менее замешаны в монофизитских спорах. На всех других соборах, кроме незаметно преобладающего влияния римских пап. 820 См. карфаг. собора (319–326 г.) 32, 37, 118 и 139 прав. В послании к папе Целестину , который вмешался в дела карфагенской церкви, отцы собора между прочим внушали: «не соизволяйте, по просьбе некоторых, посылати сюда ваших клириков исследователями, и не попускайте сего, да не явимся мы вносящими дымное надмение мира в церковь Христову, которая желающим зрети Бога приносит свет простоты и день смиренномудрия». См. послание в «Книге правил».

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Malino...

Ср. Ап. 28; II Всел. 6; Антиох. 12 и 15; Сардик. 14; Карф. 38. 5 . Если какой-нибудь пресвитер или диакон, презрев своего епископа, отлучит сам себя от Церкви и начнет творить особые собрания, и поставит жертвенник, а призываемый епископом – не покорится ему и не захочет ему повиноваться, и быв призываем единожды и дважды, не послушает, – таковой да будет совершенно извержен из своего чина и отнюдь не может быть допущенным до служения, ни снова принять прежнюю свою честь. Если же будет упорствовать, возмущая Церковь и восставая против нее, то как мятежник да будет укрощаем гражданской властью. В этом правиле, как и в 9 Двукр. Собора предоставляется, в некоторых случаях большого упорства и внесения смуты в Церковь , обращаться за помощью гражданских властей. Ср. Ап. 31; II Всел. 6; IV Всел. 18; VI Всел. 34; Гангр. 6; Карф. 10 и 11; Двукр. 9, 13, 14 и 15. 6 . Если кто-либо своим епископом отлучен от церковного общения, – такого другим епископам не прежде принимать в общение, разве когда своим епископом принят будет, или когда составится Собор, и он, представ, принесет оправдание, и убедив Собор, получит от него иное о себе решение. То же определение да соблюдается для мирян, для пресвитеров, для диаконов и для всех, состоящих в клире. Ср. Апост. 32; I Всел. 5; Сардик. 13; Карф. 147. 7 . Никого из странствующих не принимать без мирных грамот. См. объяснение 11 и 13 пр. IV Всел. Собора. Ср. Ап. 12, 13 и 33; VI Всел. 17; Лаод. 41; Карф. 32 и 119. 8 . Сельские пресвитеры не посылают канонических посланий, разве только к соседним епископам послания посылают. А сущие без порока хорепископы дают мирные грамоты. Под именем канонических, то есть церковными правилами определенных посланий, разумеются письма, или грамоты даваемые от епископа клирикам, идущим в епархию другого епископа, по предосторожности, чтобы мирянин не был принят за клирика, или отлученный от служения церковного не был допущен до оного, по неведению. Каноническая грамота есть всякое официальное свидетельство. Сельские пресвитеры, упоминаемые в правиле, в Кормчей называются «пресвитеры старейшинствующие». Вальсамон их называет протопопами. Это соответствует благочинным в Русской Церкви. Правило позволяет им посылать соседним епископам обыкновенное рекомендательное письмо, но не формальное свидетельство. Таковое может быть выдано только епархиальным архиереем или по его полномочию хорепископом, по современному понятию викарием. Ср. параллельные правила к пр. 7.

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/kanony...

Собственная важность соборов вселенских заключается в тех чрезвычайных правах, какие принадлежали им в делах всей кафолической Церкви. Рассматривая исторически акты вселенских соборов, мы видим, что они имели право 1) определять по разуму слова Божия и по преданию догматы веры и излагать их для целой Церкви, в виде символов, или правил (οροι) 10 : на что не имели права Церкви и соборы поместные по крайней мере без рассмотрения и утверждения вселенских (III всел. 7. сн. карф. 1); 2) исследовать, поверять и утверждать самое предание Церкви и отделять предание чистое и истинное от повреждённого (VI всел. I. 2); 3) рассматривать и обсуживать постановления всех прежних соборов и утверждать или изменять их (IV всел. пр. 1. VI всел. 8. 16. 25. 29 и пр.); 4) окончательно рассматривать и судить всякое учение, вновь возникающее в Церкви (II всел. пр. 1. III всел. 1 и пр.); 5) определять образ управления Церкви вообще, равно и управление Церквей частных, и для того распространять или ограничивать права их (I всел. пр. С. 7. II всел. 2. 3. III всел. 8. IV всел. 28. VI всел. 36. 39); 6) определять порядок и права церковной иерархии и разных её степеней (I всел. 4. 6. IV всел. 12. 28 и пр.); 7) производить верховный суд над предстоятелями Церквей, даже над целыми Церквами поместными (VI всел. пр. 12. 13. 32. 33. 55. 56. 81); 8) предписывать для всей Церкви всеобщие положительные правила христианского благочестия и благочиния. Таких прав не имели соборы поместные, или точнее сказать, они имели такие права только в отношении к той Церкви, к которой сами принадлежали по месту, и на которую одну могли простирать свою власть. Но кроме этого, соборы поместные подчинены были вселенским и даже меньшие из них подлежали суду больших и важнейших (каре. соб. пр. 43). Собственные же права поместных соборов, как показывают и самые акты их и определения о них соборов вселенских, были следующие: 1) вообще благо учреждать церковные дела своей области (II всел. 2), 2) рассуждать о предметах веры и христианского благочестия по поводу возникающих в местной Церкви вопросов, до окончательного решения их вселенскими соборами (Ап. прав. 37. антиох. 20), 3) исследовать недоумения и прекословия между епископами и их клиром в делах местного церковного управления (I всел. 5. IV всел. 17. – VI всел. 25. VII всел. 6), 4) исправлять определения меньших, прежних соборов (карф. 43), 5) избирать и поставлять главных епископов своей области (I всел. 4. IV всел. 28. VII всел. 3. антиох. 19. 23. лаод. 12. каре.13), 6) судить местных предстоятелей церковных (Ап. 74. конст. II всел. 6. каре. 12).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Sokolov/...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010