пр. 41, сравн. Ант. Соб. пр. 25; Гангр. Соб. пр. 7, 8 и др.), обращая эти приношения в свою пользу, с притеснением нуждающихся из клира, с обидой убогих и с причинением бесславия домостроительству церковному (Ант. Соб. пр. 25). д) по суду Пресвитер, как лицо, подчиненное епископу, от него одного получает свои права и власть в размерах, определенных канонами. Епископ же вправе и лишить пресвитера всех дарованных ему полномочий, если он окажется недостойным их, может удалить виновного и недостойного пресвитера от совершения священнодействий и даже совершенно извергнуть из сана, так что после сего пресвитер не может быть принят в качестве священнослужителя никаким другим епископом, разве только в том случае, когда отлучивший его епископ умрет, между тем как отлучение его окажется несправедливым (Ап. пр. 32; I Всел. Соб. пр. 5; II Всел. Соб. пр. 6; Ант. Соб. пр. б; Сард. Соб. пр. 13 и др.). Суду епархиального епископа подлежат не только чисто церковные дела, но и гражданские дела пресвитеров и других клириков (IV Всел. Соб. пр. 9). Епископ производит суд между ними или сам, или избранные обеими сторонами судьи, но с его соизволения (IV Всел. Соб. пр. 9). Правда, Собор Карфагенский предписывает, что для суда над пресвитером должно быть не менее 6-ти епископов, кроме епархиального, но и здесь председательство на суде принадлежит последнему; следовательно, и руководит судом, и произносит приговор все-таки тот же епархиальный епископ (Карф. Соб. пр. 12 и 29). Решение епископского епархиального суда остается во всей силе, доколе высший суд не изменит его, и лицо, подвергшееся отлучению от церковного общения или от священнослужения, не имеет уже права касаться священнодействия, хотя бы оно и считало таковое решение несправедливым (Сард. Соб. пр. 14; Карф. Соб. пр. 38, сравн. 11 и 12 пр. того же Собора). В противном случае осужденный навсегда лишается надежды на восстановление в прежний чин и права на принесение оправдания – аппелляций в высшую церковно-судебную инстанцию (Ант.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel-Zabelin/...

– избрание достойного мужа в епископский сан, – а «изъявляти согласие посредством грамат» 25 На основании сих, сейчас приведенных, канонов св. кафолической вселенской Церкви, действуемое управление всецерковными делами мы должны признать за правильное и законное, несмотря ни на какие крамолы, воздвигаемые оными суемудрыми обвинителями, именующимися «смиренными епископами» – введенными в заблуждение коварными замыслами именуемого священноинока Арсения Швецова. Они, именующиеся «смиренные епископы», подписями своими (как они полагают) опровергли и совсем уничтожили учрежденный в Москве старообрядческий Духовный Совет; покончили с его «Уставом» и с самим председателем «Совета» – даже с самой архиепископией московской, выйдя из ее подчинения и зависимости – клятвопреступным образом; – построили свое, кроме архиепископа московского. – свое самозваное – акибы соборное управление всецерковными (точнее – сектантскими) делами с присовокуплением дерзости: прочит на сие благословения митрополита Белокриницкого, – то есть нашего благословения на продолжение и распространение нововозникшего раскола, основанного на самочинии и самозванстве – поправеем и ни во что вменившем богоустановленные права священноначалия. Они, именующиеся «смиренные епископы» (под влиянием коварного обмана), таким предприятием своим создали из самих себя самоотчуждившееся сонмище, на которое не последует благословения с нашей стороны, – именно от нас – митрополита Белокриницкого – никогда! Призываем благословение Божие на всех пребывающих области мира церковного, осеняемого правами Богоустановленного священноначалия: св. Апостол правило 34; 1-го всел. соб. пр. 6; 2-го всел. соб. пр. 3 и 6; 3-го всел. соб. пр. 8; 4-го всел. соб. пр. 1, 17, 28 и 30; 6-го всел. соб. пр. 34, 36, 37, 38 и 39; 7-го всел. соб. пр. 11; Константинопольского двукратного собора пр. 14; Антиохийского помест. соб. пр. 9, 19 и 20; Сардийского помест. соб. пр. 3 и 5 – в Книге правил св. Апостол и св. соборов по синодальному изданию; – в Кормчей старопечатанной лл.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Subbot...

Аще же кто от одной церкви в другую переведен: таковый да не имеет никакого участия в принадлежащем прежней церкви, как-то, в зависящих от нее мученических храмах, или в богадельнях, или в странноприимных домах. А дерзающих, после определения сего великого и вселенского собора, делати что либо ныне воспрещаемое, святый собор определил низлагати с их степени. (Ап. 15; I всел. 15, 16; IV всел. 5, 20, 23; трул. 17, 18; антиох. 3; сердик. 15, 16; карф. 54, 90). Халкидонский собор 6 своим правилом постановил, что никто не может быть рукоположен (οευ) без точного обозначения церкви, при которой он должен служить. Согласно же правилам 15 и 16 I всел. собора данное лице должно постоянно оставаться и служить при ней, - не имеет права оставлять ее и к другой церкви приписываться. В этом правиле повторяются предписания прежних соборов: воспрещается одному и тому же лицу состоять одновременно при двух церквах, т.е. при той, к которой рукоположен, и в то же самое время при другой; если же он от первой перемещен ко второй, то не имеет права принимать участие в делах прежней церкви. Поводом к изданию этого правила послужило, по Зонаре, то обстоятельство, что некоторые, будучи рукоположены для небольшого прихода, из честолюбия переходили к церкви большого прихода Осуждая таковое властолюбие и предупреждая беспорядки, собор постановил, чтобы таковые возвращаемы были к своим церквам и только при них служили бы Если же кто-либо надлежаще перемещен на другое место, собор делает постановление, чтобы это перемещение считалось правильным, с тем, однако, чтобы перемещенный отказался от всяких претензий на прежнее место. За неисполнение этого постановления виновник подвергается извержению. Примечания 70. Толкование этого правила в Аф. Синт., II,241. 71. Подобное распоряжение издано было и гражданским законодательством. Juetinian. Nov. III, с.2. Правило 11. Всем убогим, и вспоможения требующим, определили мы, по удостоверении в их бедности, ходите с мирныии токмо церковными писмами, а не с представительными граматами. Понеже представительные граматы надлежит давати токмо лицам, находящимся под сомнением. (Ап. 12, 13, 32, 33; IV всел. 13; трул. 17; антиох. 6, 7, 8, 11; лаод. 41, 42; сердик. 7, 8. 9; карф. 23, 106). Текст этого правила, как он изложен в Афинской Синтагме и в русском синодальном издании, заключает в себе много трудностей для понимания мысли, которую отцы халкидонского собора имели в виду при составлении этого правила. И лишь при помощи параллельных правил и толкований средневековых греческих канонистов возможно точно установит смысл его.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1315...

Но канонам восточно-православной церкви и церковным законам Сербской церкви различаются семь степеней наказания. Первой карательной мерой служит напоминание. Оно со- —741— стоит в разъяснении виновному его прямых обязанностей. Эта мера применяется к духовным лицам, не только, как к таковым, но и как к гражданам государства, по совершении и в предупреждение хотя бы и маловажных проступков. Этим выясняется знамение правонарушения и те нежелательные последствия, которые ожидают виновного, если он не исправится. По канонам, напоминание может повторяться два и три раза, после чего следует более тяжкая мера наказания. (Ап. пр. 31; II всел. соб. пр. 6; IV всел. соб. пр. 18; Трул. пр. 31, 34: Гангр. пр. 6; Сардик. пр. 14; Антиох. 5; Карф. пр. 10; I–II соб. пр. 13, 15 и далее). В 1890 году новым церковным законом у нас впервые введено напоминание, как мера наказания, которая заносится в штрафной журнал и сопровождается уплатой штрафа по таксе. Второй степенью наказания является внушение, которое встречается в древнейших церковно-правовых источниках. В первые века христианства внушение неисправимым делалось епископами и соборами. Когда давал внушение собор, то на это смотрели как на кару более значительную сравнительно с обычным – или епископским. Нередко внушение делалось публично. Позже, на основании церковно-канонических установлений, внушения делаются подлежащей властью всем тем, кто не хотел или не умел воспользоваться для исправления более мягкой карой – напоминанием. Внушения не повторяются. А к упорным и неисправимым применяются последующие меры, необходимые для их исправления (IV всел. соб. пр. 19; Трул. пр. 8; Антиох. пр. 25; Сардик. пр. 13). Третья мера наказания – епитимья или вернее, удаление от места служения на некоторое определенное время. В первые времена виновные, подвергнутые этой каре, проводили срок наказания в месте жительства епископа под его личным надзором. Позже, нашли более удобным таких виновных отправлять в монастыри. Их ссылали туда, чтобы выдержать приговор под непосредственным надзором монастырского начальства, где определяемый жил, строго соблюдая монастырский уставь, проводя большую часть времени в молитве, поклонах и богослужении (Ап. пр. 12, 13, 16, 32; IV всел. соб. пр. 5; Карф. пр. 11, 29).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Это правило касается того времени, когда еще существовало рабство, и служит подтверждением постановления 82 Ап. правила. Правило 4. Аще кто о пресвитере, вступившем в брак, рассуждает, яко не достоит причащаться приношения, когда таковый совершил литургию: да будет под клятвою. (Ап. 5; I всел. 3; трул. 13, 48; гангр, 1, 9, 10; карф. 4). Уча о необходимости уклоняться от брака и считая его грехом, евстафиане еще должны были считать его грешным делом у духовных лиц, и если такое грешное лице, как женатый священник, служило литургию, то такая литургия, по мнению евстафиан, не была свята, как не была свята принесенная им жертва, и поэтому от такого священника не следовало принимать св. причастия. О законности священнического брака мы достаточно говорили в толкованиях 5 Ап. правила и 13 правила трулльского собора, - а данное правило гангрского собора осуждает как евстафиан, так и вообще всех, не признающих священнического брака законным делом Примечания 2. Ср. архим. Иоанн, упом. соч., I,376, прим.428. Правило 5. Аще кто учит невозбранно пренебрегати дом Божий, и бывающие в нем собрания: да будет под клятвою. (Трул. 80; гангр. 20; сердик. 11). На основании буквально понимаемых слов Св. Писания, что молиться Богу можно на всяком месте (1Тим.2:8), евстафиане учили, что не нужно храмов и службы в них совершаемой, - против этого и издано данное правило. Правила Православной Церкви с толкованиями епископа далматинско-истрийского. Перевод с сербского. Издана впервые в России в 1911-12 годах. Переиздана Свято-Троице Сергиевой Лаврой в 1993 году. Правило 6. Аще кто кроме церкви особо собрания составляет, и, презирая церковь, церковная творити хощет, не имея с собою пресвитера по воле епископа: да будет под клятвою. (Ап. 81, 47; II всел. 6; III всел. 3; IV всел. 18; трул. 31, 34; антиох. 2, 5; сердик. 14; карф. 10, 11; двукр. 13, 14, 15; Василия Вел. 1). Отрицая значение православного Божьего храма (ο οο ο εο, гангр. 5) и считая себя избранными и святыми, евстафиане сами собирали свои религиозные собрания, сами совершали в них свои службы (οε) по своим извращеннным понятиям ο служении Богу, Думая, что на этих собраниях они именно и совершают то, что должна бы была совершать церковь.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1318...

За тем для монастырей и монашествующих Церковью определены следующие права: 1. Никакое звание и состояние, даже никакой (прежний) образ жизни, не препятствует вступлению в монашество, сообразно установленным на то правилам (VI всел. прав. 43. гангр. 21). 2. Монашество не может быть препятствием к принятию священного сана и должностей, не только собственно церковных, но и духовно общественных, напр., воспитания юношества, попечения о сиротах и беспомощных, и т. п. (IV всел. 3. 7). А безбрачие, требуемое Церковью в сане епископском, служит основанием для избрания в этот сан лиц, преимущественно монашествующих (VI всел. 12). 3. Освященный монастырь должен навсегда оставаться обителью монашествующих: в мирские дома обращать монастыри не дозволяется (IV всел. 24. VI всел. 49) 111 . 4. Хотя монашествующие, по силе своего обета, не имеют сами по себе права собственности: но монастырь, или общество монашествующих, имеет это право, составляя свое имущество частью из добровольных приношений от посторонних дателей, частью из имений, отдаваемых в монастыри, каждым, поступающим в него, после раздела должных частей между законными наследниками его и пр. Это монастырское имущество, – которое может быть движимое и недвижимое, – должно быть неприкосновенно и неотчуждаемо – ни для самих монашествующих, ни для мирян (IV всел. 24. VI всел. 49. VII всел. 12. 13. 10. двукр. 1. 6). 5. Особенное попечение о монастырях и монашествующих возлагается на епархиальных епископов, у которых они должны быть в полном подчинении (IV всел. 4. 8). Источник: Православный собеседник, 1858 г. Часть первая. Казань. 60 с. «Православный Собеседник» выходит в 1858 году ежемесячно, книжками, не менее десяти печатных листов в каждой. В состав его будут входить, кроме творений св. отцов, статьи догматического, нравственного, церковно-исторического содержания. Преимущественным предметом исследований в «Православном Собеседнике» будет история русской Церкви, и в ней – в особенности русский раскол, его история, учение, секты и нравы. Сверх того будут помещаемы замечательнейшие из духовных творений русских древних писателей, доселе остававшиеся в рукописях, или изданные в давнее время и не совсем удовлетворительно, а потому требующие нового лучшего издания. Из двенадцати книжек годового издания, по окончании года, составятся – один том перевода (собеседований св. Григория Двоеслова) и три тома оригинальных статей под именем «Православного Собеседника»; в каждом томе будет не менее тридцати печатных листов.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Sokolov/...

21 . От клириков или мирян, доносящих на епископов, или на клириков не принимать доноса просто и без исследования, но предварительно исследывать общественное о них мнение. Ограждая мир и порядок в Церкви от разных возможных интриг и клеветы на епископа, правило требует, в соответствии с 6 пр. II Всел. Собора, обследования личности людей подающих жалобу, а также их побуждений. Ср. Ап. 74; II Всел. 6; Карф. 8, 143 и 144. 22 . Не позволяется клирикам, после смерти своего епископа расхищать принадлежавшие ему вещи, как это воспрещено и древнеми правилами. Творящие же это подвергаются опасности быть низложенными со своей степени. Ср. Ап. 40; VI Всел. 35; Антиох. 24; Карф. 31 и 92. 23 . Дошло до слуха святого Собора, что некоторые из клира и монашествующие, не имея никаких поручений от своего епископа, а иные, даже быв отлучены им от церковного общения, приходят в царствующий город Константинополь и в нем долго живут, творя смятения, нарушая церковное устройство, и даже разстраивают дома некоторых. Поэтому святый Собор определил: во-первых, посредством екдика святой Константинопольской церкви, напоминать им, чтобы они должны удалиться из царствующого города. Если же безстыдно будут продолжать те же дела, то посредством того же екдика принудительно удалять их из него и возвращать к своим местам. Ср. Ап. 15; I Всел. 15 и 16; IV Всел. 5, 10 и 20; VI Всел. 17 и 18; Антиох. 3 и 11; Сардик. 7 и 16; Карф. 65 и 101. 24 . Монастырям, однажды освященным по решению епископа, пребывать монастырями навсегда; принадлежащие им вещи надо сохранять, и впредь не превращать их в жилища. Лица же, попускающие этому случаться, да подлежат наказаниям по правилам. Ср. IV Всел. 4 и 24; VI Всел. 49; VII Всел. 13; Двукр. 1. 25 . Поскольку некоторые митрополиты, как нам стало известным, небрегут о ввереных им паствах и отлагают поставления новых епископов: то святый Собор определил, чтобы поставления епископов были совершаемы в срок трех месяцев – разве только неизбежная необходимость заставит продлить этот срок. Не творящий сего подлежит церковной епитимии. Между тем доходы вдовствующия церкви да сохраняются в целости её экономом.

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/kanony...

Прежде чем установились церковные приходы, и каждая отдельная церковь получила право своей частной собственности, клир целого города, даже епархии, получал содержание из общего казнохранилища главной (кафедральной) церкви, в которую сносились и все сборы частных церквей. Некоторые замечают, что такой порядок продолжался в константинопольской Церкви до V века. Затем для приходских церквей мало-помалу определились свои отдельные источники содержания, из которых главный был в том, что каждый храмоздатель не иначе получал дозволение построить церковь , как назначив постоянное содержание церкви и клиру 151 . Кроме этого каждому клиру предоставлены добровольные приношения народа и право личной, движимой и недвижимой собственности. Церковные правила, требуя от духовенства бескорыстия, и, под страхом самых строгих наказаний, запрещая ему сребролюбие, вообще повелевали, чтобы служащие алтарю, от алтаря и питались (ап. 41): но чтобы были довольны приношениями доброхотных дателей (VI все л. 99), а за некоторые духовные, особенно важные требы, например, за причащение, и совсем не требовали платы (VI всел. 23) 152 ; чтобы для своего пропитания трудились, – но не входили в занятия простонародные и со своим саном несообразные, как например, содержание корчемниц (карф. 19. VI всел. 9), производство торговли (VII всел. 15), наем в должности по домам частных лиц, например, для управления имением, и т. п. (IV всел. 3. VII всел. 10). Владение недвижимыми имуществами, предоставленное церквам и клиру государями, значительно увеличивало способы содержания духовенства. Но как ни надёжны, по-видимому, были эти способы, как ни ограниченны с другой стороны доброхотные приношения парода, древние отцы смотрели на это иначе. Управление недвижимых имений постоянно увлекало священнослужителей в мирские дела и хлопоты, которые отвлекали их от духовных должностей; заботы об увеличении доходов с имений заставляли их делать многие, несообразные с их званием, обороты, продажу, куплю, отдачу денег в рост, заниматься строением домов, и т. п., на что так часто жаловались соборам и пастыри Церкви, и сами императоры (I всел. 17. IV всел. 3. VI всел. 10. VII всел. 10. 15. и пр.). Между тем приношения народа оскудевали; он терял уважение к духовенству, занятому не своими делами, и подвергал его разным нареканиям. Потому-то св. Златоуст счёл нужным убеждать народ, чтобы он не оставлял своих приношений, что даже одних приношений было бы достаточно к обеспечению клира: ибо Церковь , замечал св. Златоуст, а с нею и клир, держатся гораздо более благочестивым усердием народа, нежели поместьями 153 . Так же рассуждали и другие, например, бл. Августин: он утверждал, что лучше желал бы жить одним подаянием народа, нежели заниматься управлением имений, – и даже готов был бы отказаться от них, чтобы только клир его жил подобно ветхозаветному и, служа алтарю, от алтаря и питался 154 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Sokolov/...

Соб. пр. 6-е; Антиох. 9-е, 19-е). Право избрания и рукоположения епископа принадлежало собственно собору епископов; митрополиту же принадлежало лишь главное участие в этом деле и право утверждения избранного (см. вышеуказ. прав.). Даже в важнейших из своих полномочий – в суде над епископами – митрополит был ограничен; он не мог судить епископа единолично, без Собора (Апост. пр. 74-е; Антиох. 14-е; св. Кирилла пр. 1-е). Такое ограничение митрополита собором епископов переходило в прямую зависимость его от последнего, если, по правилам соборным (III Всел. Соб. пр. 1-е; Сард. 6-е), он и сам был поставляем и судим собором своих епископов. Соборы областные, под председательством митрополита, составлялись дважды в год, для рассмотрения текущих дел (главным образом судебных). Но в том же составе соборы составлялись и каждый раз, когда была нужда произвести избрание и хиротонию епископа, хотя в этом случае вместо полного собора считалось достаточным, согласно 1-му апост. правилу, и трёх епископов, вместе с митрополитом, если прочие епископы области давали письменное заявление, что они согласны будут с произведённым означенными тремя епископами избранием. Вышеизложенные полномочия митрополита, как и митрополичьего собора, ограничивались только определённым округом и дальше его пределов не могли простираться (III Всел. Соб. пр. 2-е; III Всел. Соб. пр. 8-е). Высшей же инстанцией, с более обширными полномочиями, по отношению к митрополиту и его собору был вначале большой областной собор; так, к этому собору поступали апелляции на суд митрополита и его собора (И Всел. Соб. пр. 6-е; IV Всел. Соб. 9-е, 17-е; Антиох. 11-е, 12-е). А впоследствии, с учреждением патриархов, такой инстанцией явился патриарх с его собором, которому предоставлены были по отношению к митрополитам такие же полномочия, какими располагал митрополит по отношению к епископам. Патриарх поставлял (т. е. утверждал соборное избрание и рукополагал) митрополитов своего округа (IV Всел. пр. 28); созывал их, вместе с епископами, на большой областной собор, под своим председательством (Соб.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

курса церк. законов. Иоанна т. II стр. 159). 6) Кроме недвижимого имущества церковную собственность составляли приношения со стороны верных натурой и деньгами, припасами и вкладами. Эти приношения обращались на содержание церкви, епископа с клиром и бедных, а потому одна часть приношений употреблялась на поддержание храма и на потребности богослужения, другая – на содержание епископа и членов клира, и, наконец, остальные части – на пособие бедным, немощным и всем призреваемым церковью. Чтобы приношения от христиан, а равно доходы с недвижимого имущества церковного, употреблялись соответственно назначению своему, правилами Церкви постановлено было: 1) вещи относящиеся к богослужению, украшению храмов, вообще к церковной утвари, и части приношений отделенные собственно на церковь должны оставаться совершенно неприкосновенными и не поступать в пользу клира и бедных (ап. пр. 38); 2) части приношений и доходов, назначенных на содержание клира, были разделяемы по совести, со всей справедливостью, без всякой обиды и притеснения кого-либо из принадлежащих к клиру (ап. пр. 4, 41:59); 3) часть приношений и доходов, определенных на содержание неимущих и немощных, призреваемых церковью, обращались на содержание их, а не присваивались кем-либо из клира (ап. пр. 38, 41; Антиох. Соб. пр. 25). К бедным и немощным, которые должны были находить при церквях всякое успокоение и не терпеть нужды в чем-либо, относились: нищие и вдовицы (ап. пр. 38; Ант. Соб. пр. 25; Феофила Александр. пр. 11); убогие и бесноватые (IV Всел. Соб. пр. 11, Ант. Соб. пр. 25, Феофила Алекс. пр. 11) и, наконец, странники (ап. пр. 41, 33; Ант. Соб. пр. 25). Требуя оказывать необходимый приют и вспомоществование, между прочим, и странникам, правила предписывают относительно этих лиц соблюдать некоторые предосторожности, а именно: принимать их не иначе как по предъявлении ими мирных грамот, даваемых в удостоверение их бедности обыкновенно епископами или хорепископами (Ант. соб. пр. 25, 7 и 8; IV Всел. Соб. пр. 11) и представительных, свидетельствующих о принадлежности к обществу верных, об их православии, честности, общении с Церковью и в особенности о незапрещении клирикам священнослужеия, а мирянам – причащения Св. Таин (Ап. пр. 33 и 12, Ант. Соб. пр. 8; IV Всел. Соб. пр. 13 и др.).

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel-Zabelin/...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010