Клириков или мирян, обвиняющих епископов или клириков, не допускать к обвинению просто и без испытания, если прежде не будет исследована их репутация. (Апост. 74; II Всел. 6; Карфаг. 8, 27, 137–139.) Толкование Настоящее правило определяет, чтобы те клирики или миряне, которые обвиняют епископов и клириков не по имущественному и частному делу, но по делу о церковном преступлении, не допускались к обвинению просто и без проверки, если прежде не будет рассмотрена их репутация, безупречна и безукоризненна ли она. Смотри также Апост. 74 и II Всел. 6. Правило 22 Клирикам после смерти их епископа не позволяется расхищать принадлежавшие ему вещи, как запрещено это и древними правилами [ 158 ] . Поступающим же так грозит лишение их степени. (Апост. 40; Антиох. 24; VI Всел. 35; Карфаг. 30, 89.) Толкование Клирики, говорит настоящее правило, не должны после смерти своего епископа расхищать его вещи, как запрещают это и древние правила (например, Апост. 40 и Антиох. 24). Те же, которые так поступают, подвергают себя опасности лишиться своей степени и достоинства. Прочти также толкование Апост. 40. Правило 23 Дошло до слуха святого Собора, что некоторые клирики и монашествующие, не имея никакого поручения от своего епископа, а иногда и будучи лишены им общения, приходят в царствующий Константинополь, подолгу живут в нем, устраивая волнения и приводя в беспорядок церковное устройство, и, кроме того, расстраивают дома некоторых. Поэтому святой Собор определил сначала напоминать таким через экдика святейшей Константинопольской Церкви о том, что они должны удалиться из царствующего города. Если же они будут бесстыдно продолжать эти дела, то и против их воли через того же экдика должно их изгонять и возвращать на свои места. (Апост. 15; I Всел. 15, 16; IV Всел. 5, 10, 20; VI Всел. 17, 18; VII Всел. 15; Антиох. 3; Карфаг. 63, 98; Сардик. 15, 16, 18.) Толкование Этот Собор также узнал, что некоторые клирики и монахи, хотя не имеют никаких церковных полномочий, – ибо их собственный епископ не признал их достойными того – а часто и будучи отлучены им, приходят в Константинополь и, проживая в нем длительное время, производят смятения в церковном устройстве и расстраивают дома принявших их христиан или подражающих им собратьев по клиру. Потому в настоящем правиле Собор определяет, чтобы им сначала объявляли через церковного экдика, что они должны мирно удалиться из Константинополя. А если они будут с бесстыдством продолжать те же самые дела, должно и вопреки их желанию изгонять их с помощью того же экдика и возвращать на свои места. Кто такой экдик – смотри в примеч. 134 (к IV Всел. 2).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Svjato...

Толкование Это правило мало отличается от правила I Всел. 4: настоящее правило, как и то, говорит, что никакого епископа не должно выбирать или рукополагать в отсутствие митрополита области. Когда же митрополит присутствует, он должен созвать грамотами и остальных епископов, и лучше если они придут все, а если собраться всем затруднительно, то необходимо по крайней мере присутствие большинства. И если большая часть епископов не присутствует лично, пусть выразит свое согласие с хиротонией посредством грамот. Если же хиротония совершится иным образом, то пусть не имеет никакой силы, т. е. будет недействительна. Однако если выборы совершатся именно так, при согласии большинства, но некоторые из епископов будут возражать, не по какой-то уважительной причине, но по склонности к спорам и упрямству, то мнение этих отдельных епископов не имеет силы, а выбор большинства имеет действие и силу, как говорит об этом и I Всел. 6. Смотри также Апост. 1, I Всел. 4. Правило 20 Ради церковных нужд и разрешения несогласий признано за благо, чтобы Соборы епископов в каждой митрополичьей области проходили дважды в год. В первый раз после третьей седмицы праздника Пасхи, так чтобы Собор состоялся на четвертой седмице Пятидесятницы. Епископам митрополичьей области напоминает об этом митрополит. Второй же Собор пусть проходит в октябрьские иды, т. е. в десятый день иперверетея. Решено также, чтобы на эти Соборы приходили пресвитеры, диаконы и все те, которые считают, что с ними поступили несправедливо, и чтобы Собор решал их дела. Но никому не позволяется сходиться самим по себе, без епископов, которым вверены митрополии. (Апост. 37; I Всел. 5; IV Всел. 19; VI Всел. 8; VII Всел. 6; Лаодик. 40; Карфаг. 26, 60, 61, 81, 84, 85, 104.) Толкование И это правило мало отличается от Апост. 37: оно определяет, что полезно проводить Соборы епископов в каждой митрополичьей области дважды в год, для того чтобы разрешать несогласия и текущие церковные вопросы. Один Собор – на 4-й седмице Пятидесятницы после Пасхи, а другой – во время октябрьских ид (о них см. примеч. к VI Всел. 62), т. е. к 10-му числу. На этих Соборах все те, с кем поступили несправедливо, должны собираться для того, чтобы представить на рассмотрение свои дела. Но без присутствия митрополитов сами епископы такие Соборы устраивать не могут.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Svjato...

Смотри также Карфаг. 55. Правило 104 (95) Угодно было: в дальнейшем необязательно утруждать братию каждый год, но Собор устраивать следует так часто, как потребует общая, т. е. касающаяся всей Африки, нужда (когда будут присланы откуда-либо грамоты), в той области, где потребует необходимость и где будет удобно. Дела же, которые не являются общими, следует разбирать в своих областях. (Апост. 37; I Всел. 5; IV Всел. 19; VI Всел. 8; VII Всел. 6; Антиох. 20; Карфаг. 26, 60, 81, 84, 85.) Толкование По мнению анонимного толкователя, настоящее правило разрешает, чтобы в каждой области проходил частный Собор для решения особых частных вопросов и затруднений, возникающих ежегодно. Ведь эти частные, касающиеся одной области вопросы решаются не иначе, как на Соборе, и в этом настоящее правило согласно с остальными правилами, которые выносят определения о Соборах такого рода. Но оно не разрешает, чтобы впредь ежегодно, как определено 26-м правилом, проходил общий Собор всех областей Африки, поскольку путешествие на такой Собор связано с трудностями и лишениями. Однако созывать его можно, когда появится какая-либо общая нужда, раз в год или в два года. И созывать его надо тогда, когда Карфагенскому епископу будут присланы грамоты и он назначит подходящее для проведения Собора место. Смотри также Апост. 37. Правило 105 (96) Если будет подана апелляция и подавший ее изберет судей вместе с тем, против кого он требует нового суда, то впредь никому из них да не будет позволено апеллировать. (Апост. 74; II Всел. 6; IV Всел. 9; Карфаг. 16, 111, 131.) Толкование Настоящее правило определяет, что если истец и ответчик для рассмотрения своего дела изберут выборных судей, то после этого они уже не могут пересматривать их приговор в другом суде, но должны оба довольствоваться их решением. Смотри также Карфаг. 16, Апост. 74» II Всел. 6 и IV Всел. 9. Правило 106 (96) Кроме того, угодно было просить об избрании для всех церковных нужд пяти исполнителей, которые будут распределены по разным областям.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Svjato...

Избранный должен был удовлетворять всем условиям, необходимым для получения епископского сана, именно кроме нравственных качеств, требуемых Апостолом ( 1Тим. 3 . Тит. 1 ) и Церковью (лаод. соб. пр. 12; VII всел. соб. пр. 22; Кар. соб. пр. 45; апост. пр. 80; 1 всел. соб. пр. 2), он должен был иметь зрелый возраст, за исключением случаев особенного призвания свыше, или особенных дарований и добродетелей избранного ( 1Тим. 4, 12 ), должен иметь физические совершенства (ап. пр. 78; Сард. соб. пр. 10; Двукр. соб. пр. 17) и безбрачен (VI всел. соб. пр. 12). Если же кто избирался в епископа из лиц, соединенных брачным союзом, – то он должен был до рукоположения разойтись со своей супругой. – По рукоположении он получал апостольскую власть учить, совершать богослужение и духовно управлять. И по отношению к этой власти все епископы были равны между собою; но по внешней чести не все были равны. Преимущество епископских кафедр сначала зависело то от уважения к древнейшим церквам, преимущественно основанным Апостолами, каковы, напр. были кафедры иерусалимская, римская и т.п.; то от личных качеств епископа, напр. св. Киприан, епископ карфегенский, председательствовал на Соборах не только африканских церквей, но и церквей западных и восточных. Когда же св. Константин великий разделил империю на четыре округа, а округи на епархии, – с тех пор епископ, управлявший целым округом, стал называться: Екзарх или Примат, а впоследствии Патриарх, – таковы были римский, константинопольский, александрийский, антиохийский, и, несколько позднее, иерусалимский (VI всел. соб. пр. 36). Епископ, управлявший целой епархией, назывался: митрополит или архиепискот. Епископ, управлявший городом с окружными селениями, назывался просто – епископ. Наконец, епископ, управлявший только частями уезда, назывался – хорепископ. Он был в полной зависимости от своего местного епископа, и помогал ему в делах управления; так напр., он рукополагал в своем месте в священные и церковные степени, но не иначе, как с изволения своего епископа, принимал от пресвитеров и дианонов отзывы о церковнослужителях и представлял о них отчет своему епископу; испытывал желавших вступить в клир (Пр.

http://azbyka.ru/otechnik/Germogen_Dobro...

Правило 35-е. «Епископ да не дерзает вне пределов своей епархии творити рукоположения во градех и в селех, ему не подчиненных. Аще же обличен будет, яко сотвори сие без согласия имеющих в подчинении грады оные, или села: да будет извержен и он, и поставленнии от него». (1 всел. 15, 16; III всел. 8; всел. 5, 17; Анк. 13; Ант. 13, 22; Сард. 3; Карф. 59). Признавая старейшего епископа каждой поместной церкви главою, или начальствующим над прочими епископами, принадлежащими к этой церкви, Апостольские правила не только не допускают мысли о главенстве (в смысле римском) в Церкви вселенской, но и власть главы поместной церкви ограничивают соборным голосом всех подчиненных ему епископов. По толкованию Зонары и Вальсамона, и первенствующий иерарх области не имеет права без ведома подчиненного ему епископа совершать, в пределах его епархии, даже литургию и вообще какое-либо действие, свойственное одному архиерею. Правило 36-е. «Аще, кто, быв рукоположен во епископа, не приимет служения и попечения о народе, ему порученного: да будет отлучен, доколе не приимет оного. Такожде и пресвитер и диакон. Аще же пойдет туда и не будет принят не по своей воле, но по злобе народа; он да пребывает епископ, клир же града того да будет отлучен за то, что такового непокоривого народа не учили». (IV всел. 20; Ант. 16–18; Анк. 18; Двукр. 16; Сард. 17). Из последних слов этого правила видно, что древняя церковная власть нравственное состояние паствы ставила в тесную связь с исполнением священнослужителями первейшей их обязанности учить, и за нерадение их в этом отношении подвергала их тяжкой ответственности. Правило 37-е. «Дважды в году да бывает собор епископов, и да рассуждают они друг с другом о догматах благочестия, и да разрешают случающиеся церковные прекословия. В первый раз, в четвертую неделю Пятидесятницы: a во второй, октября во второй на десятый день» (1 всел. 5; IV всел. 19; VI всел. 8, VII всел. 6; Ант. 20; Карф. 27). Вместо упоминаемых в этом правиле сроков соборов для решения текущих вопросов и дел, 1-й вселенский собор назначил следующие: один перед Четыредесятницею, a другой около осеннего времени.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Nechaev/u...

(Апост. 37; I Всел. 5; VI Всел. 8; VII Всел. 6; Антиох. 20; Карфаг. 26, 81, 84, 85, 104.) Толкование Поскольку установленные правилами Соборы, которые должны проходить дважды в год, не собирались и от этого многие церковные дела, требующие исправления, находились в небрежении, то настоящее правило определяет, чтобы епископы в каждой митрополичьей области сходились дважды в год там, где сочтет удобным митрополит, и приводили в порядок дела, которые время от времени возникают. А те епископы, которые, будучи здоровыми и свободными от всякого необходимого попечения, не придут, пусть получат братское вразумление. Прочти также толкование Апост. 37. Правило 20 Клирикам, причисленным к церкви, не дозволено, как мы уже постановили, определяться к церкви другого города, но следует довольствоваться той, в которой они были удостоены служить изначально, за исключением тех, кто, лишившись отечества, по необходимости перешел в другую церковь . Если же какой-либо епископ после этого определения примет клирика, подчиняющегося другому епископу, то нами решено, чтобы был чужд общения и принятый, и принявший, до тех пор пока перешедший клирик не возвратится в свою церковь . (Апост. 15; I Всел. 15, 16; IV Всел. 5, 10, 23; VI Всел. 17, 18; VII Всел. 15; Антиох. 3; Карфаг. 63, 98; Сардик. 15, 16, 18.) Толкование Клирикам (как сказано выше в 8-м правиле), относящимся к одной церкви, не позволяется перемещаться в церковь другого города, – они должны оставаться в той, к которой изначально были определены для служения, за исключением только перешедших в другую церковь потому, что они бежали из своего отечества по некоторой необходимости или, например, из-за нашествия варваров (но и им также следует вернуться в свою церковь, после того как нашествие варваров минует, согласно VI Всел. 18). Если же какой-либо епископ после издания настоящего правила примет клирика другого епископа, да будут отлучены от общения с соепископами и соклириками и принявший, и принятый, до тех пор пока чужой клирик не возвратится в свою церковь. Прочти также толкование Апост. 15. Правило 21

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Svjato...

Прочти также Апост. 61. Правило 60 (51) Должно нам ежегодно собираться для совещаний; и когда мы соберемся вместе, тогда через представителей, которые окажутся на Соборе, будет объявлен день святой Пасхи. (Апост. 37; I Всел. 5; IV Всел. 19; VI Всел. 8; VII Всел. 6; Карфаг. 26, 61, 81, 84, 85, 104.) Толкование Настоящее правило не определяет ничего иного, кроме того, чтобы ежегодно созывался Собор для рассмотрения церковных вопросов и чтобы этот Собор через находящихся на нем епископских представителей обнародовал, на какой день текущего года выпадет святая Пасха [ 260 ] . Смотри Апост. 37. а также Апост. 7. Правило 61 (52) Во время проведения Собора мы обязаны посещать каждую епископскую область. (Апост. 37; I Всел. 5; IV Всел. 19; VI Всел. 8; VII Всел. 6; Антиох. 20; Карфаг. 26, 60, 81, 84, 85.) Толкование Настоящее правило предписывает посещать каждую епископскую область во время проведения ежегодного Собора, т. е. разбирать возникающие в ней вопросы, для чего представители Собора лично отправляются в каждую область и рассматривают эти вопросы. Смотри также Апост. 34. Правило 62 (53) Священным собранием на многих Соборах определено, чтобы народ, который подчинен в приходах епископам и никогда не имел своего епископа, без согласия того епископа, которому изначально подчиняется, не получал собственных управителей, т. е. епископов. Ибо некоторые, как известно, насилием добившись некоего господства, отвращаются от общения с братией; когда же их обесславят, они, как бы по праву давнего господства, отстаивают свою власть. Так и многие пресвитеры, надменные и безумные, поднимают свои выи против собственных епископов, пиршествами и злонамеренными советами подстрекая народ к тому, чтобы по бесчинному расположению он поставил правителями их самих. Поэтому мы обязаны всячески бороться против них, чтобы за ними не сохранялись не только такие области, но и собственные их церкви, которые перешли к ним беззаконно; и чтобы они были публично изгнаны полномочием власти и смещены самой кафедрой первенствующих.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Svjato...

Таким образом, мы все это оговорили, но древность, надо полагать, не сохранила для нас в предании никакого точного сведения, на каком из названных собраний божественные апостолы передали через Климента 85 настоящих правил [ 311 ] . Однако можно сказать, что апостолы составили их во время упомянутого крупнейшего и замечательного своего собрания, когда им предстояло разлучиться и разойтись на проповедь Евангелия. Многие еретики, а пожалуй, и некоторые из западных (сказал же я «пожалуй», потому что, по свидетельству Антония Фореста иезуита в «Приготовлении к священству», их Тридентский вселенский собор утвердил все правила, числом 85), будучи обличаемы настоящими правилами во введении новшеств, отверзают на них свои уста, говоря, что они ни в совокупности, ни по отдельности не являются подлинными правилами святых апостолов. Мы же со многим усердием постарались оградить их тысячей щитов и всеми стрелами сильных, как поется в псалме 312 , чтобы и от одного вида этого многочисленного всеоружия издали устрашался всякий враг. Скажу об этом яснее: мы позаботились исследовать, какие правила Соборов подтверждают эти апостольские правила дословным их повторением, а какие утверждают их одним названием апостольских. Дословным повторением подтверждаются следующие: 5-е апостольское правило подтверждается 13-м правилом VI Вселенского собора; 17-е и 18-е – правилом VI Всел. 3; 22-е и 23-е – правилом Двукрат. 8; 26-е – правилом VI Всел. 6; 27-е – правилом Двукрат. 9; 29-е – правилом VII Всел. 5; 30-е – правилом VII Всел. 3; 34-е – правилом Антиох. 9; 38-е – правилом VII Всел. 12; 40-е – правилом Антиох. 24; 41-е – правилом Антиох. 25; 53-е – Деяниями VII Всел.; 64-е – правилом VI Всел. 55; 73-е – правилом Двукрат. 10. Только именем апостольских подтверждаются следующие: 12, 13 и 16-е апостольские подтверждаются письмом Александра Александрийского , которое он послал к Александру Константинопольскому (Феодорит. Церковная история. Кн. 1, гл. 4 или, по другим источникам, 3) 313 ; 14-е и 15-е апостольское – правилом I Всел. 15, а также и письмом, которое послал Константин Великий Евсевию Кесарийскому (Евсевий. Жизнь Константина. Кн. 3, гл. 59 и 60 или, по другим источникам, 61) 314 ;

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Svjato...

Ср. пр. I Всел. 6 и 7; II Всел. 2 и 3; IV Всел. 28. 37 . Понеже в разные времена были варварския нашествия, и от того множайшие грады стали порабощены беззаконными, и по сей причине предстоятелю такового невозможно было, по совершении над ним рукоположения, прияти свой престол, утвердитися на нем в состоянии священноначальственном, и тако по преданному обычаю, рукоположения и все, что епископу свойственно, производить и совершать, того ради мы, соблюдая священству честь и уважение и желая, чтобы порабощение от язычников отнюдь не действовало ко вреду церковных прав, постановили: да тако рукоположенные и, по вышеизложенной причине, на свои престолы не вступившие не подлежат за сие предосуждению; почему и рукоположения в разные степени клира, по правилам, да совершают, и преимуществом председания да пользуются, и всякое происходящее от них начальственное действие да будет призначаемо твердым и законным. Ибо нуждою времени и препятствиями в соблюдении точности не должны стесняемы быть пределы управления. Ср. пр. Ап. 36; VI Всел. 39; Анкир. 18; Антиох. 18. 38 . Отцами нашими положенное сохраняем и мы правило, гласящее тако: если царскою властью вновь устроен, или впредь устроен будет град: то гражданским и земским распределением да следует и распределение церковных дел (IV Всел. Собора прав. 17). Ср. II Всел. 3; IV Всел. 17. 39 . Понеже брат и сослужитель наш Иоанн, предстоятель острова Кипра, купно со своим народом, по причине варварских нашествий, и дабы освободиться от языческого рабства, и верно покорствовать скипетру Христианской державы, из упомянутого острова переселился в Геллеспонсткую область промышлением человеколюбивого Бога и тщанием Христолюбивого и благочестивого царя нашего, то мы постановляем: да будут сохранены неизменными преимущества, данные престолу выше наименованного мужа, от Богоносных отец, во Эфесе некогда собравшихся, да имеет новый Иустинианополь права Костантинополя, и учреждаемый в оном Боголюбезнейший епископ да начальствует над всеми епископами Геллеспонския области, и да будет поставляем от своих епископов по древнему обычаю.

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/kanony...

Таким образом, собор есть основная, господствующая форма высшего церковного управления, в которой постоянно проявляется принцип равенства духовной власти епископов. С того времени, как в Церкви установились звания и соответствующие им права власти митрополитов, соборы получили характер правильных институтов, т. е. таких собраний епископов данной Церкви, которые должны были составляться в определённые сроки, именно сначала по два раза, а потом раз в году (Апост. 37-е; 1Всел. Соб. 5-е; IV Всел. Соб. 19-е; VI Всел. Соб. 8-е; VII Всел. Соб. 6-е и проч.). Право созывать эти периодические соборы и председательствовать на них, по канонам, принадлежит митрополитам и патриархам, без которых собор, как неполный и неправильный, не может составить никакого действительного определения (Антиох. 20-е). По определению VII Вселенского Собора (пр. 6-е), в компетенцию соборов периодических входили дела канонические и евангельские. К первым относились дела церковного управления в обширном смысле этого слова, а именно: 1) издание правил и постановлений, обязательных для всей иерархии и для всех простых членов данной Церкви (функция законодательная); 2) дела административные в тесном смысле этого слова, куда относятся: замещение вакантных епископских кафедр (Апост. 1-е; I Всел. Соб. 4-е; VII Всел. Соб. 3-е; Антиох. 19-е, 23-е), учреждение новых епископий (Карф. 98-е), увольнение епископов от должности (посл. Ефесск. Соб. к памф. епископам) и перемещение их в другие епархии (Апост. 14-е; Антиох. 16-е), наблюдение за управлением церковными имуществами по епархиям, согласно с каноническими постановлениями об этом предмете (Апост. 25-е), так что, например, отчуждение церковного имущества могло быть совершено местным епархиальным архиереем только с разрешения митрополита и его собора (Карф. 42-е; VII Всел. Соб. 12-е), наконец – вообще принятие мер по отдельным епархиям; 3) дела судебные: собор является судом или первой или второй инстанции, смотря по существу самых дел, подлежащих соборному решению. К так называемым евангельским делам соборной компетенции относились: 1) все дела о предметах вероучения и нравоучения, по поводу возникавших в местной Церкви спорных религиозных вопросов, до окончательного решения их на вселенском соборе (Апост. 37-е; Антиох. 20-е); 2) наблюдение за порядком общественного богослужения и исправление церковно-богослужебных книг (толк. Зонары и Вальсамона на 6-е пр. VII Всел. Соб.). Права русского митрополита по управлению подчинёнными ему епархиями были те же, какие предоставлены были иерархам этого звания древними канонами. Именно: наши митрополиты собирали епископов на соборы, что, по канонам, необходимо было для рукоположения епископов на вакантные кафедры, для суда над епископами и для решения общецерковных вопросов (догматических и дисциплинарных).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010