Наиболее убедительно зарождение древнеевр. А. в лит-ре послепленного пророчества отстаивал П. Д. Хансон. В иудейской общине этого времени он выделял 2 партии: 1) иерократическую, представленную пророчествами Аггея , начальными главами Книги пророка Захарии, а также заключительными главами Книги пророка Иезекииля (40 - 48); 2) визионерскую (Ис 56 - 66, Зах 9 - 14 и Ис 24 - 27). Иерократическая лит-ра дает больше формальных аналогий с А., напр., видения Иезекииля и Захарии истолковывает ангел. В то же время корни евр. А. связываются им именно со второй группой, противопоставляющей себя иерократии; здесь собраны эсхатологические видения, пользующиеся языком мифологической образности, очень близким древнеевр. А.: творение новой земли и нового неба (Ис 65. 17; 66. 22), наказание Левиафана и дракона в море (Ис 27. 1), поглощение смерти Богом (Ис 25. 8). По мнению Хансона, Ис 25. 8 отсылает к персонажу ханаанейской мифологии Моту - олицетворенной смерти. Однако в этих ветхозаветных протоапокалипсисах отсутствуют нек-рые важные черты А. в строгом смысле: в эсхатологических видениях, помимо единственного места (Ис 26. 19), определенно не говорится о воскресении мертвых или о посмертном наказании нечестивых; жизнь в преображенном мире пусть долгая и счастливая, но не вечная, «ибо столетний будет умирать юношей» (Ис 65. 20); новая земля представляет собой вполне земной мир, в к-ром строят дома, сажают виноградники и рожают детей (Ис 65. 21 - 23); никак не представлены описания трансцендентного мира и космологической компоненты, столь характерные для ранней А.; кроме того, в пророческих книгах (за исключением Книги пророка Даниила) нет периодизации мировой истории и связанной с этим историософии. II. Ветхозаветная лит-ра премудрости и древнеевр. А. Связь между лит-рой премудрости и древнеевр. А. сложнее, чем непосредственное генетическое родство, к-рое отстаивал фон Рад. В древнеевр. А. помимо эсхатологии в значительной степени присутствует спекулятивная и космологическая компонента. Мн. апокалиптические сочинения рассказывают об устройстве мироздания, о происхождении мира, его развитии и дальнейшей судьбе и тем самым отвечают на важнейшие вопросы об окружающем человека мире. Нек-рые сочинения даже претендуют на исчерпывающее описание мироустройства, своего рода энциклопедичность. Все это позволяет считать традицию евр. А. весьма близкой лит-ре премудрости. К тому же нек-рые апокалипсисы, подобно Книге Иова, посвящены проблеме теодицеи и даже демонстрируют формальное родство, прибегая к форме диалога (см. 3 Езд). Эсхатологический и космологический элементы, присутствующие и в предполагаемых источниках, не являются для древнеевр. А. уникальными; специфическими для нее помимо исторического и мифологического материала следует считать объединение указанных 2 элементов в единое, порой нерасторжимое целое, а также исключительную популярность и продуктивность этого жанра в евр. среде. История

http://pravenc.ru/text/апокалиптику.html

Автор много и усердно работал над своим сочинением, работал с любовью и интересом к избранному предмету, показал достаточное умение пользоваться материалом и значительную научную зрелость суждений. Но, к сожалению, автор недостаточно позаботился о внешней —165— стилистической обработке своего сочинения, почему его мысли изложены по местам тяжёлым языком. Сочинение г. Преображенского признаю вполне заслуживающим степени кандидата богословия“. 47 . И. д. ординарного профессора Петра Казанского о сочинении студента иеродиакона Протасия: „Нравственное учение Св. Григория Богослова “: „Сочинение о. Протасия начинается кратким очерком эпохи св. Григория Богослова и краткими же биографией и характеристикой его (1–48 стр.). Затем, после двух страниц введения (49–50) указывается план сочинения. План этот представляется в таком виде. Сначала автор излагает учение св. Григория о Боге, мире и человеке (54–66); далее (66–258) предлагается изложение учения св. Григория Богослова о нравственности вообще и христианской в частности, – об условиях нравственности, т. е. свободе человеческой воли, законе и благодати, – о добре и зле, о добродетели и грехе; наконец указываются „основные принципы нравственности“ по учению св. Григория и выясняется его взгляд на цель жизни мира и человека. В другой части своего сочинения, которую называет „специальной“ (258), автор даёт конспективное изложение учения св. отца об обязанностях по отношению: 1) к Богу, 2) к ангелам, 3) к ближним, 4) к самому себе и 5) к природе. Обещание автора (53 стр.) дать „краткую характеристику нравственного учения св. Григория Богослова “ и „заключение“ осталось невыполненным. Таким образом автор только наполовину выполнил свой план. Но и из того, что написано им, видно, что автор достаточно познакомился с учением св. Григория Богослова и довольно последовательно изложил его: он достаточно изучил не только творения Назианзина, но и некоторые пособия по нравственному богословию, и собранный им материал изложил в стройной, хотя несколько дробной, системе. В этом состоит немалая заслуга автора. Но при этом всё же следует заметить, что автору не удалось достигнуть полного и ясного понимания нравственного учения св. Григория, проникнуть в дух его нравственных воззрений и изложить их в соответствен-

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

100 Большая часть первоначальных занятий по введении нового устава была совершена членами Совета по запискам и предложениям ректора. См. там же, стр. 19–22, 66 и др. 101 TOC o «1–5» h z Просматривая протоколы за первое время по преобразовании академии, поистине изумляешься энергической и неустанной деятельности о. ректора и уважаемых членов Совета. В течение месяца и 10 дней было созвано 8 заседаний Совета, в коих рассмотрены и обсуждены: 1) соображения преподавателей и комиссий касательно распределения предметов и порядка их преподавания, 2) правила о приеме студентов в академию, перехода из других академий в киевскую и переходе из одного отделения в другое, 3) о допущении посторонних слушателей, 4) об обязанностях учащихся, 5) о взысканиях за нарушение этих обязанностей, 6) инструкции для инспектора, 7) для помощника инспектора, 8) для библиотекаря и его помощника, 9) для врача. (Протоколы в Трудах академии, 1870 г., 1, стр. 17–20, 35, 40–65). Кроме того в этих заседаниях было обсуждаемо и много других вопросов, связанных с новым строем академической жизни. 102 Это предложение ректора см. в Труд. 1870 г., 1, протоколы, стр. 66–67. О первоначальной деятельности Совета подробно изложено в «Отчете о состоянии Киевской дух. академии за 1869/70 г.», составленном П. А. Лашеревым. В отчета систематически – по отделам изложены: 1) действия Совета по укомплектованию личного состава преподавателей и других должностных лиц при академии, 2) действия Совета по составлению требуемых подлежащими §§ устава инструкций и правил, 3) меры Совета по снабжению академии учебными пособиями применительно к вновь открывшимся требованиям учебной части в академиях, 4) действия Совета по приспособлению академических зданий к требованиям нового устава относительно помещения студентов и числа аудиторий, 5) меры Совета по регулированию ученой деятельности академии в границах вновь указанных ей прав и преимуществ (Труды Киев. акад. 1871 г., 3, стр. 7–19 и дал.). 111 Там же, 1872 г., 3, стр. 47–48. Подробное указание всех мер, принимавшихся богословским отделением к замещению кафедры метафизики, изложено в представлении Совету этого отделения. См. там же, 1872 г., 2, стр. 74–79.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Korolkov...

 Текст Типикона не менялся со времен издания 1695 г. (не считая добавления в него нескольких единичных памятей святых), основывавшегося на издании 1682 г., которое, в свою очередь, представляло собой достаточно существенную переработку дониконовского издания 1641 г. Подробнее см.:  Крылов Г. , прот. Книжная справа Типикона в XVII веке//  http://www.bogoslov.ru/text/592807.html .  Таким образом, в отличие от Великого поста, который называется четыредесятницей с некоторой долей условности, так как фактически он продолжается больше 40 дней, Рождественский пост представляет собой четыредесятницу в буквальном смысле слова   Мансветов И.Д.  О постах Православной восточной Церкви. М., 1886 (Отдельный оттиск из журнала «Прибавления к изданию творений святых отцов в русском переводе», ч. 33, кн. 1). С. 66.  Этот древнейший пост сохраняется в указаниях Типикона до настоящего времени: поев по окончании Литургии Великого четверга – то есть вечером в этот день, – братия должны провести всю Великую пятницу и значительную часть Великой субботы без еды; лишь по окончании Литургии Великой субботы (которая должна служиться поздно вечером в этот день и которая по происхождению есть не что иное, как раннехристианское пасхальное бдение) им предлагают хлеб, вино и финики (а по древнейшим уставам – и пасхальное яйцо).  PG. 48. Col. 752–753.  Ibid. Col. 755–756.  В XVIII веке в католическом мире практика соблюдать пост только в 1-ю неделю Адвента была признана официальной, а в 1917 г. и она была отменена. В настоящее время католические службы периода Адвента имеют некоторые особенности, а сам он понимается как период усиленной молитвы и размышления, но не поста. Подробнее см.:  Никитин С. И.  Адвент//Православная энциклопедия//  http://www.pravenc.ru/text/63488.html .   Nicholas I , Patriarch of Constantinople. Miscellaneous Writings/L.G. Westernik, ed. Washington (DC), 1981 (=Corpus Fontium Historiae Byzantinae; 20). P. 66.  Le calendrier Palestino-Géorgien du Sinaiticus 34 (X  siècle)/G. Garitte, éd. Bruxelles, 1958 (=Subsidia Hagiographica; 30). P. 119, 433.

http://pravoslavie.ru/108588.html

Сим доказывается, сколь безумным сердцем сопротивляются они миру церкви, по всему миру распространенные, поступая так в пользу стороны Донатовой, и не почитал самих себя оскверненными общением с теми, которых они таким образом по нужде приняли с миром, а между тем препираясь с нами, то есть с кафолического церковию, простирающеюся даже до последних пределов земли, и ее могши вразумити себя чрез нечистое общение с теми, которых прежде сами все осуждали. ( Карф. 47 , 57 , 66 , 67 , 68 , 91 , 92 , 93 , 94 , 99 , 117 , 118 , 119 , 124 ).   Текст вышеприведенных четырех правил (66–69) достаточно ясен сам по себе. Все четыре правила касаются исключительно донатистов, о которых было достаточно говорено в толкованиях 47 и 67 карфагенских правил. О чем говорят эти четыре правила, видно из самого текста. Правило 71 (82) Заблагоразсуждено, да не будет позволено никакому епископу оставляли главное место своея кафедры, и отходити к какой либо церкви, в его епархии состоящей, или более надлежащего упражняться в собственном деле, и оставляти попечение и прилежание о своем престоле.   ( Ап. 58 ; IV Всел. 25 ; Трул. 19 ; Сердик. 11 , 12 ; Лаод. 19 ; Карф. 121 , 123 ; Двукр. 16 ).   Цель этого правила состоит в том, чтобы утвердить резиденцию (residentiam) каждого епископа при кафедральной епископской (в более узком смысле слова) церкви данной епископской области, т.е. в том городе, который по своему значению удостоен епископской кафедры. Сообразно с этим правило воспрещает каждому епископу оставлять то место, которое ему было определено в начале для его постоянного 8естопребывания, и находиться в каком-либо другом месте вверенной ему области. Некоторые епископы делали это ради своих личных выгод, соблюдать которые им было удобнее в каком-либо другом месте, а не в своей постоянной резиденции, поэтому правило укоряет тех епископов, которые, интересуясь более чем следует своими личными делами, оставляли попечение о своей кафедре. Правило 72 (83) О младенцах, когда не обретаются достоверные свидетели, связующие, яко без сомнения крещены суть, и сами они, по своему возрасту, не могут удовлетворительно отвещали о преподанном им таинстве, разсуждено, яко подобает без всякого сомнения крестити их, дабы таковое сомнение не лишило их очищения сею святынею. Сие братия наши местоблюстителя мавританские присоветовали потому, что многих таковых покупают у варваров.   ( Ап. 49 , 50 ; II Всел. 7 ; Трул. 84 ; VII Всел. 8 ; Карф. 45 , 48 , 110 ; Василия Вел. 1 , 91 ).  

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Milash...

Вся история 22-летнего пребывания Палестины и Иудеи (после Агриппы I, последнего царя Иудейскаго) под правлением второй седмерицы прокураторов – была как бы одним сплошным систематическим подготовлением и вызовом Иудеев к последнему усилию высвободиться из-под удушительного гнета железной Римской руки. Римские прокураторы за все это время точно по какому преднамеренному взаимному соглашению или наущенью будили в народе самые ненавистнические к Риму чувства, и самые лучшие, говоря относительно, из этих прокураторов обнаруживали крайнее непонимание и пожелание или неумение приспособиться к той простой истине, что такой народ, как Иудейский, более всякого другого нуждался в сохранении своих индивидуальных свойств прежде всяких других уступок и благ цивилизации. Что же касается «не лучших» из числа прокураторов, то их придирчиво-неумолимая строгость, вместо мягкости и снисходительности в самых законных случаях, к связи с общим недостойным их доведением, была преступнейшей инициативой к величайшему из бедствий, каким подвергались народы под пресловутой сенью гордого Рима. За весь 22-летний (до войны) период существования второй Иудейско-Палестинской провинции (как и первой) известно 7 прокураторов, следовавших в таком порядке: 1) Куспий Фад (44-?); 2) Тиверий Александр (до 48 г.); 3) Вентидий Куман (48–52); 4) Феликс (52–60); 5) Порций Фест (60–62); 6) Альбин (62–64); и 7) Гессий Флор (64–66). 1. Куспий Фад был первым прокуратором, отправленным в Иудею Клавдием после Агриппы. О нем, и еще о следовавшем, за ним Тиверии Александре, Иосиф отмечает, что они не трогали отеческих обычаев Иудейского народа и потому сохранили его мир. 1090 Однако, и по отношению к названным прокураторам эта похвала должна иметь лишь относительное значение. При самом вступлении в свою должность, Куспий Фад не преминул проявить характер задорный и самовластный. В гневе на Перейских Иудеев, дерзнувших до его прибытия прибегнуть к оружию при решении одного пограничного спора с городом Филадельфией 1091 , он строго расправляется с 3 главнейшими вожаками конфликта, одного казнив, других отправив в ссылку. О его самовластии и бесцеремонности, задевавших без всякой нужды самые тонкие чувства народа, свидетельствует, между прочим, изъятие снова во власть Рима, уступленного Вителлием права на хранение и выдачу первосвященнических облачений, перенесенных тогда опять в башню Антония. К счастью, Фад и прибывший по атому же делу в Иерусалим Сирийский наместник Кассий Лонгин были настолько благоразумны, что позволили особому Иудейскому посольству просить в Риме о возвращении Иудеям отнятой привилегии, что, действительно, и было уважено Клавдием, во внимание между прочим к ходатайству юного Агриппы, вступившегося также в это дело.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Petrovyh...

Население Численность населения П., согласно переписи 2017 г., составляет 207,77 млн чел. (без учета данных о населении подконтрольных районов Азад Кашмира и Гилгит-Балтистана, где проживают, по оценочным данным, ок. 6 млн чел.). Основные этнические группы населения П. говорят на индоарийских и иранских языках индоевроп. языковой семьи: пенджабцы (панджабцы, панджаби; 44,7%), пуштуны (15,4%), синдхи (14,1%), сираики (8,4%), мухаджиры (7,6%), белуджи (3,6%) и аваны (2%). Также в П. проживают носители языка брагуи (1%), относящегося к дравидийской семье. На дардских языках (шина, кховар, пхалура, калаша, кохистанцы, дамели, гавар и др.) говорят немногочисленные народы (1,5%), проживающие в сев. районах. В 2017 г. темп роста населения составил 1,97% в год, рождаемость - 21,94 чел. на 1 тыс. жителей, смертность - 6,33 чел. на 1 тыс. жителей. Средний возраст населения - 23,8 года. В возрастной структуре населения доля детей до 14 лет - 31,36%, лиц от 15 до 64 лет - 64,16, лиц 65 лет и старше - 4,48%. Средняя продолжительность жизни - 68,1 года (мужчины - 66,1, женщины - 70,1). В городах проживает 36,4%. Уровень грамотности - 58% (70%- мужчины, 48%- женщины; 2017 г.). Государственное устройство Согласно действующей конституции, вступившей в силу 14 авг. 1973 г., П.- федеративная республика. Главой гос-ва является президент, которого избирает коллегия, состоящая из членов обеих палат парламента и провинциальных законодательных ассамблей, сроком на 5 лет, не более чем на 2 срока подряд. Президент исполняет гл. обр. представительские функции: назначая на высшие гос. должности и принимая важные гос. решения, он обязан согласовывать свои действия с премьер-министром. Президент должен быть мусульманином, достигшим возраста 45 лет. Высшим органом законодательной власти является 2-палатный парламент (Маджлис-и-шура). Нижняя палата - Национальная ассамблея - состоит из 342 депутатов, избираемых на 5-летний срок прямым голосованием жителей 4 провинций и 2 федеральных территорий. Из 342 мест 60 зарезервированы за женщинами и 10 - за немусульманами. Верхней палатой парламента является Сенат, в к-рый входят 104 сенатора, избираемые депутатами провинциальных ассамблей, а также жителями федеральных территорий на 6-летний срок. В Сенате 17 мест зарезервировано за женщинами, 17 - за научно-техническими специалистами и улемами, 4 - за немусульманами. Состав Сената обновляется на 1/3 через каждые 3 года. Правительство возглавляет премьер-министр, к-рого избирают члены Национальной ассамблеи посредством голосования. Министры федерального правительства назначаются президентом по представлению премьер-министра. Высшей судебной инстанцией является Верховный суд, осуществляющий также функции конституционного суда. Федеральный шариатский суд проверяет соответствие законов страны канонам шариата и рассматривает дела, касающиеся морально-этических норм ислама.

http://pravenc.ru/text/2578694.html

9:42. Понятие «соблазн» часто использовалось метафорически для обозначения греха или отступления от истины. С таким тяжелым грузом на шее, как мельничный жернов, нельзя было не утонуть. Евреи рассматривали казнь через утопление как ужасное наказание, на которое способны только язычники. Еще более мрачный оттенок придавало этой картине то обстоятельство, что смерть без погребения (включая смерть на море) считалась худшей из всех смертей; язычники даже верили, что дух умершего вечно витает над водами, в том месте, где лежит утопленник (см. коммент. к Деян. 27:20 ). 9:43–47. Образная система этого отрывка построена на противопоставлении телесных наказаний (см., напр.: Исх. 21:24,25 ) смертной казни (приговору небесного суда, обрекающему на вечную погибель). Некоторые еврейские мыслители считали, что человек будет " воскрешен таким, каким он был в момент смерти (напр., без конечностей, как многие мученики), и только потом будет восстановлен в первозданном виде. 9:48. Эта метафора заимствована у Исайи (66:24). Хотя можно считать, что Исайя говорит лишь об уничтожении бренного тела (ср.: Сир. 10:11 ), во времена Иисуса этот образ уже использовался для описания вечных мук ( Иудифь 16:17 ). 9:49. Соль использовалась в жертвоприношениях ( Лев. 2:13 ; Иез. 43:24 ; ср.: Книга Юбилеев 21:11), так что этот образ может быть связан с огнем («геенной огненной) в Мк. 9:48 . 9:50. Здесь Иисус придает образу соли положительный смысл, возможно, «мир». Тот факт, что обычная соль (в отличие от соли с большим количеством примесей, которую добывали из морских отложений) не можетпотерять своего соленого вкуса, только подчеркивает силу образа (ср. коммент. к Мф. 5:13 ). Пожелание мира «между собой» представляется особенно актуальным на фоне разлада между учениками, описанного в Мк. 9:33–38 . 10:1–12 Запрещенный развод Раздел 10– 12 посвящен взаимоотношениям супругов, 10:13–16-детям, а 10:17–31 – истинном дому в «Царстве, поэтому некоторые богословы сопоставляют раздел 10:1–31 с древним литературным жанром «домостроя», или семейного кодекса (за исключением того, что этот раздел написан в повествовательной форме). Если такое сопоставление правомерно, то Марк решительно ниспровергает ценности, которые превозносились в современных ему семейных кодексах, требовавших абсолютной покорности от жен, детей и рабов (см. коммент. к Еф. 5:21–33 ).

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/kult...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010