48. А Иисус сказал ему: «Иуда, так ты поцелуем предаешь Сына Человеческого?» 49. Те, кто стояли вокруг Него, увидев, что будет, сказали: «Господи, не пустить ли в ход меч?» 50. И один из них ударил слугу первосвященника и отсек ему правое ухо. 51. Но Иисус сказал на это: «Оставьте, довольно!» И Он исцелил слугу, дотронувшись до его уха. 52. И сказал Иисус тем, кто вышел против Него, первосвященникам, начальникам храмовой стражи и старейшинам: «Словно на разбойника, вышли вы с мечами и дрекольем! 53. Каждый день бывал Я с вами в Храме, и вы не подняли на Меня рук; но теперь — ваше время, и власть тьмы». 54. Схватив Иисуса, они повели Его и привели в дом первосвященника; Петр же следовал поодаль. 55. А когда посреди двора костер и сели вокруг, и Петр сидел с ними. 56. И одна служанка увидела его, как он сидит у огня, и, присмотревшись к нему, сказала: «И этот тоже был с Ним!» 57. Но он отрекся и сказал: «Женщина, я не знаю Его!» 58. Немного позже другой, увидев Петра, сказал: «Ты тоже из них!» Но Петр сказал: «Да нет, любезный». 59. Около часа спустя еще один начал говорить с настойчивостью: «Точно, и этот был с Ним; он же галилеянин!» 60. Но Петр сказал: «Я не знаю, любезный, что ты такое говоришь». И тотчас, когда он еще не кончил говорить, пропел петух. 61. И Господь, обернувшись, взглянул на Петра. И вспомнил Петр слово Господне, как Он сказал ему: «Этою же ночью, прежде, чем пропоет петух, ты троекратно отречешься от Меня». 62. И выйдя со двора, он горько заплакал. 63. А те, кто были приставлены стеречь Иисуса, глумились над Ним и били Его, 64. и, завесив Ему лицо, спрашивали: «Скажи пророчество, кто Тебя ударил?» 65. И много других кощунств говорили они против Него.   66. И когда наступил день, собрался совет народных старейшин, и первосвященники, и книжники; и поставили Его перед своим синедрионом, 67. и сказали: «Если Ты — Мессия, скажи нам!» Но Он сказал им: 68. «Если Я вам скажу, вы не поверите, а если задам вопрос, не ответите. 69. Но отныне Сын Человеческий будет восседать по правую руку Силы Божией».

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=675...

Итак, по воззрениям Святых Отцов, смысл спасения в том, что в человеческой жизни (и в человеческой смерти) не осталось ничего, что могло бы разлучить человека и Бога. Все человеческое принято Им в Себя, чтобы обогатить нас Его Божеством, Его Вечностью и бессмертием. А потому хотя и теперь, по свт. Иоанну Златоусту, “мы умираем прежнею смертию, но не остаемся в ней” 33 . Через смерть теперь можно проходить к Жизни. Как пребывание Христа в могиле было ограничено “тридневием смерти” (triduum mortis) — так и тем, кто сочетался со Христом, Господь не даст увидеть тление (см. Пс 15:10). Смысл пришествия Христа в том, чтобы жизнь, которой живет Бог, оказалась отныне доступна людям. Но этот дар надо еще уметь принять. “Объективное” спасение человечества во Христе надо суметь сделать своей “субъективной” реальностью, или, говоря языком психологии — интериоризировать его. Можно вновь вспомнить образ Чернобыля. Люди, облучившиеся смертью, страдают не потому, что на них гневается и никак не может простить некое начальство в Москве. Но вот, наконец, в зараженную зону привозят вновь созданное противоядие. Его готовы раздать всем и бесплатно. Приехал уникальный врач, готовый бесплатно делать операции. Но этого мало. Надо оповестить население зоны — где именно можно взять лекарство, какое оно и каким образом его нужно и можно использовать для достижения максимальной действенности. Лекарство, принесенное врачом, не может помочь тем, кто не желает его принять; тем, кто не был оповещен о появившейся возможности исцеления; тем, кто считает, что он не болен и потому не нуждается ни в каких необычных лекарствах; тем, кто слишком далеко от места появления врача; наконец, тем, кто не соблюдает правила эффективного использования лекарства (действенность которого, предположим, совершенно несовместима с употреблением водки). “Лекарством бессмертия” называл Причастие ученик ап. Иоанна свт. Игнатий Богоносец в конце I в. “Я есмь хлеб жизни хлеб же, сходящий с небес, таков, что ядущий его не умрет. Я хлеб живый, сшедший с небес; ядущий хлеб сей будет жить вовек; хлеб же, который Я дам, есть Плоть Моя, которую Я отдам за жизнь мира. Тогда Иудеи стали спорить между собою, говоря: как Он может дать нам есть Плоть Свою? Иисус же сказал им: истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем. Как Я живу Отцем, так и ядущий Меня жить будет Мною С этого времени многие из учеников Его отошли от Него и уже не ходили с Ним” (Ин 6:48,50–54,56–57,66).

http://pravmir.ru/tainstvo-iskupleniya/

Псалом 41, ст. 11 опять напоминает ругательства Иудеев над Распятым. В псалме 42, ст. 5 есть выражение совершенно христианское: «Что унываешь, душа моя?... Уповай на Бога, ибо я буду еще славить Его, Спасителя моего и Бога моего». Пс. 43 , ст. 12 и 23 (ср. Puмл. VIII, 36 ) пророчествует о первых христианах, хотя начертан для изображения бедствий народа (по всей вероятности во времена Маккавеев, или переделанный для этого времени): «Ты отдал нас как овец на снедение... за Тебя умерщвляют нас всякой день». Псалом 46-й предвидит славу Мессии: «Восплещите руками все народы»... Бог воцарился над народами; Бог воссел на святом престоле Своем». В псалме 48-м ст. 16 есть выражение чрезвычайно замечательное, тем более, что и ранее его (ст. 8–10) и после него (ст. 20) мы находим как бы неведение будущей жизни. Ст. 20-й говорить напр:. «Но человек пойдет к роду отцов своих, которые никогда не увидят света». Между тем в указываемом нами стихе 16-м есть ясно выраженная надежда будущей жизни: 16. Но Бог избавит душу мою от власти преисподней когда примет меня«. Мы уже ранее говорили, что в псалмах, – в особенности не Давидовых, как этот, принадлежащий сынам Кореевым, – светлые лучи откровения, пробивающиеся сквозь неясность представления о будущей жизни, закрываются потом облаками сомнения и упадка духа. В псалме 66-м мы отметим несколько раз повторенную надежду, что все народы будут хвалить Господа и участвовать в всеобщей радости. «Освяти, Господи, нас лицом Своим, дабы познали на земле путь Твой, во всех народах спасение Твое» (ст. 2–3). Псалом 67-й ст. 2 – 4 заключает в себе мысли, пророчески вещающие о победе воскресшего Господа над врагами Его, из которых главные суть ад и смерть: «Смерть, где твое жало! ад, где твоя победа!» 424 . Ибо, – как сказал Господь: «Я видел сатану, спадшего с неба как молнию»; и далее: «все предано Мне Отцом Моим» 425 . Стихи псалма 67-го всем нам известны: «Да воскреснет Бог и расточатся враги Его, и да бегут от лица Его ненавидящие Его»... Псалом этот начертан Давидом, вероятно как и 23-й, по поводу перенесения кивота завета в Иерусалим 426 , и в нем выражается великая радость, прообразующая будущую радость христианскую 427 . В нашей Православной Церкви мы восклицаем словами Давида. «Да воскреснет Бог и расточатся врази Его!» в великий радостный день празднования Воскресения Христова на утрени. Мы произносим эту песнь немедленно после радостного восклицания: «Христос воскресе из мертвых; смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровав!»

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

(48) «Не знаете ли, что тела ваши суть храм Святаго Духа, Которого имеете вы от Бога, и вы не свои? Ибо вы куплены (дорогой) ценой. Посему прославляйте Бога в телах ваших» 64 . Если, получив Духа Христова, мы стали храмами Божиими и мы не свои, будучи куплены кровью Его, чтобы нам уже жить не для себя, но для Того, Кто приобрел нас, то каким образом не очевидно, что Бог – Христос, через Которого мы стали храмами Божиими и Которому служим как Богу? (49) «Итак, об употреблении в пищу 65 идоложертвенного мы знаем, что идол в мире ничто и что нет иного Бога, кроме Единого. Ибо хотя и есть так называемые боги, или на небе, или на земле, так как есть много богов и господ много, – но у нас один Бог Отец, из Которого все, и мы для него, и один Господь Иисус Христос, Которым всё, и мы Им» 66 . Если есть только единый Бог, и другого, кроме Него, нет никого, включается же в единую природу Божества и один Христос Иисус, Которым всё, стало быть, Бог есть Тот, Кто как Бог мыслится единосущным Отцу, даже тогда, когда Он был назван Иисусом Христом, родившись от жены. Но нужно заметить, что, наименовав Христа Иисуса, он говорит, что Им сотворено всё, поскольку Сын – один по домостроительному единению. (50) «Я был, говорит он, для чуждых закона – как чуждый закона, – не будучи чужд закона пред Богом, но подзаконен Христу» 67 . Если имеющий закон Христа имеет закон Бога, то каким образом Христос – не Бог? (51) Не подавайте соблазна ни Иудеям, ни Еллинам, ни церкви Божией 68 . Следует заметить, что, называя Церковь Божией, он знает, что она также Христова 69 . (52) «Хочу также, чтобы вы знали, что всякому мужу глава Христос, жене глава – муж, а Христу глава – Бог» 70 . Блаженный Лука, составив для нас родословие Христа, начинает от Иосифа и далее, а затем, достигши Адама, прибавляет: «Божий» 71 , полагая началом для человека сотворившего его Бога. Именно так, утверждаем мы, главой каждого мужа является Христос, ведь Им он сотворен и приведен к бытию, поскольку Сын созидал его не как служитель, но как Бог, будучи Творцом по природе 72 . Глава же жене – муж, потому что она взята от плоти его и его имеет своего рода началом. А, подобно этому, глава Христу – Бог, потому что Он от Него по природе, ибо Слово родилось от Бога Отца. Тогда каким образом не Бог – Христос, главой Которого по природе полагается Отец? Когда же я говорю о Христе, подразумеваю Слово Божие, явившееся в человеческом образе.

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Aleksan...

На первой странице Библии говорится: «И увидел Бог все, что Он создал, и вот, хорошо весьма» (Быт 1, 31). Итак, вначале было единство, все творение в полной мере было причастно истине, добру и красоте Творца. Так можем ли мы утверждать, что в конце будет не единство, а разделение (dualism)? Остается ли противостояние добра и зла, рая и ада, радости и муки? Если мы исходим из того, что Бог сотворил мир «хорошим весьма», но при этом соглашаемся с тем, что значительная часть Его разумных созданий будет на веки вечные отделена от Него и кончит невыносимыми муками, не предполагаем ли мы, что творение «не получилось» и Бог побежден силами зла? Устраивает ли нас такой вывод? Или мы, хотя бы призрачно, смеем видеть за разделенностью окончательное восстановление единства, когда снова «все будет хорошо»? К. С. Льюис во всеобщее спасение не верил: «Не все будут искуплены, — писал он. — Это утверждение, как никакое другое во всем христианстве, я, будь моя воля, с большой радостью бы оттуда вычеркнул. Но оно находит полное подтверждение в Писании, особенно в словах Самого Господа; его всегда почитал за истину весь христианский мир, и оно согласуется с разумом»[  ]. Так ли прав Льюис? Действительно ли «универсализм» столь вопиюще противоречит Писанию, преданию и разуму? Два «вектора» Писания В Новом Завете, как мне кажется, несложно отыскать тексты, недвусмысленно предупреждающие нас о перспективе нескончаемых мучений в аду. Взять хотя бы три речения, которые приписывают непосредственно Христу. Мк 9, 43; 47–48: «И если соблазняет тебя рука твоя, отсеки ее: лучше тебе увечному войти в жизнь, нежели с двумя руками идти в геену, в огонь неугасимый./…/И если глаз твой соблазняет тебя, вырви его: лучше тебе с одним глазом войти в Царствие Божие, нежели с двумя глазами быть ввержену в геенну огненную, где червь их не умирает, и огонь не угасает» (ср. Мф 18, 8–9; Ис 66, 24). Мф 25, 41 (из притчи об овцах и козлищах): «Тогда скажет и тем, которые по левую сторону: «идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его».

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=718...

Х. Святая Церковь празднует память ее 31 июля. 33 Назначенный, установленный. 34 Сей закон издан при Диоклетиане в 303 г. по Р. Х. 35 Бросилась. 36 Пристанища путников. 37 Был хороший урожай в поле. 38 Овол — мелкая монета. 39 Птица сия, по мнению древних, истребляет саранчу. 40 Здесь: перефразировать. 41 Здесь: согрешивший, осквернившийся грехами. 42 С коровой. 43 Обнаруживается, показывается. 44 Иосифом Флавием. 45 Не уделяющий другим. 46 Обо что ударилось. 47 Тебе дали пощечину? 48 Копьем. 49 На середину. 50 То есть лжепророков, жрецов Ваала, питающихся от стола Иезавели, царицы–идолопоклонницы, убивавшей пророков Господних. 51 Обнаружившейся, проявившейся. 52 Познать мудрость и наставление. 53 Господь имел меня началом пути Своего. 54 Премудрость возглашает на улице, на площадях возвышает голос свой, в главных местах собраний проповедует, при входах в городские ворота говорит речь свою. 55 Чтоб они научились не богохульствовать. 56 Усвоить правила благоразумия, правосудия, суда и правоты. 57 Помышления праведных — правда. 58 уменье все делать с искусством, как ниже объясняет сие слово святитель Василий. Поелику же это слово в славянском переводе Библии переводится словом «хитрый», то в настоящем толковании и слово впоследствии переводится словом «хитрость». 59 Таинством крещения. 60 Не поможет богатство в день гнева. 61 Послушает мудрый — и умножит познания. 62 Управление. 63 Разумный найдет мудрые советы. 64 Как упрямая телица. 65 Рабом. 66 Здесь указывается на римский обычай отпускать рабов, как говорилось у них, Господин отпускаемого на свободу раба приводил его к претору, давал ему пощечину с уверением, что может идти, куда хочет. 67 Возрождение, новая жизнь. 68 Мера жидкостей, заключающая в себе около 12 кубических дюймов. 69 Народов 70 Память сего святого мученика совершается Церковью в 19 день ноября. 71 Память святого мученика совершается 3 января. 72 Родственные. 73 Память сорока мучеников, в Севастийском озере мучившихся, Святая Церковь празднует 9 марта.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=688...

Пророк говорит приготовившимся выйти из плена, и говорит им всем без различия, что Господь, Творец неба и земли, не нуждается в доме, сделанном руками человеческими; потом Он отделяет из всей массы народа нераскаянных грешников, отвергает с отвращением их жертвы и угрожает им справедливым наказанием ( Ис.66:1–4 ; Деян.7:49,50 ); тем же, которые, слыша божественные слова, исполняются трепетом, Господь явит свою милость ( Ис.66:5 ). Нечестивая масса народа в Израиле подвергается справедливому наказанию Божию ( Ис.66:6 ); но Сион не останется бесчадным, на нем чудесно возродится новый народ и кто принимает участие в нынешней скорби Сиона, может наперед радоваться о перемене всех его страданий на славу ( Ис.66:7–11 ). Господь дает Иерусалиму мир и богатства мира ( Ис.66:12 ), и кто возвратится тогда в Иерусалим, найдет там утешение и радость ( Ис.66:13,14 ). Сначала, конечно, Господь явится в страшном виде для отмщения язычникам и всей нечестивой массе Израиля ( Ис.66:15–17 ), потому что концу времен будет предшествовать всеобщий суд ( Ис.66:18 ); однако останется остаток, который употребит Господь для обращения язычников и обновления Израиля ( Ис.66:19,20 ), ибо Господь принимает язычников в свой народ и даже делает их себе жрецами ( Ис.66:21 ). Как новое небо и новая земля будут непоколебимы, так тверд будет новый Израиль; между тем как вечное наказание постигнет нечестивцев, исключенных из общества Божия ( Ис.66:22–24 ; Мк.9:44,46,48 ). Общий взгляд на содержание пророчеств Исаии. Из обозрения содержания книги пророчеств Исаии мы усматриваем главным образом следующие выдающиеся черты ее. 1) Пророк побуждает к покаянию сначала иудеев, и старается исправить их развращенные нравы, отвратить от идолопоклонства и лицемерия в богослужении, научить истинному почитанию Бога, чтобы таким образом заслужить им благоволение Божие и под покровительством Божиим жить благополучно, счастливо, угрожая в противном случае, неисправимым иудеям, предстоящим судом Божиим. Равным образом, угрозами грядущих бедствий, погибели и истребления, он побуждает к покаянию и язычников, как бывших орудиями гнева Божия в наказании иудеев, так и вообще современный пророку языческий мир, так или иначе находившийся в соприкосновении с иудеями.

http://azbyka.ru/otechnik/Irinej_Orda/ru...

Из представленного содержания легко увидеть мотивы для отрицательно-критических возражений против подлинности рассматриваемого отдела. Различие в содержании этого отдела (обличительные и пророческие речи) послужило поводом к предположению о различии писателей его. Например, Коппе, Греве и Меллер некоторые главы приписали Исайи, другие отвергли, третьи признали подделанными под характер речей Исайи. Бертольд приписал разному времени и разным лицам происхождение речей этого отдела. Но это мнение нашло себе мало приверженцев. На основании единства идей и строгого плана, сходства в языке спорных глав, многие критики, вслед за Розенмиллером и Гезениусом, все 27 глав приписывали одному «Великому Неизвестному» пророку. В новое время, впрочем, опять стали видеть здесь разных писателей, хотя критики и не могут точно определить их «писания»; одни разделяют: 40–49 глл., и 50–66 (Кьюнен), другие: 40–55, и 56–66 глл. (Дум, Чейн, Киттель, Марти); третьи: 40–48, и 49–66 глл. (Смит) и т. д. (Baudissin. Einl. 390–391 ss. прим.). Есть, впрочем, и из признающих неподлинным этот отдел защитники его единства, например Орелли, признающий здесь «полное единство идеи, плана и языка» (Strack und Zuckler. Iesaia. 1887 г. 127 s.). Корнилль признает одного писателя всего отдела, но видит позднейшие переделки в 49–66 глл. (Einl. 152 s.). Время и место жизни гипотетических (одного или нескольких) писателей этого отдела служит также предметом спора для критиков: большинство критиков согласны думать, что он жил до падения Вавилона, в начале деятельности Кира. Гитциг думал, что он жил после падения Вавилона. По мнению Эвальда и Кнобеля он жил в Египте. По мнению не признающих единства отдела, один (44–48 или –56) жил во время плена, другие – после плена… Но оставим эти «споры» и перейдем к критическим возражениям. Время жизни писателя 40–66 глл., говорили и говорят ученые критического направления, резко отличается от времени жизни пророка Исайи. Пророк видит своих соотечественников в вавилонском плену ( Ис.40:1–2 ), храм сожженным, города иудейские разрушенными ( Ис.64:10–12 ) и всю Палестину вековой пустыней ( Ис.58:12; 61:4 ). Все эти черты, говорят, неприложимы к веку Исайи.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Yungerov...

Из представленного содержания легко увидеть мотивы для отрицательно-критических возражений против подлинности рассматриваемого отдела. Различие в содержании этого отдела (обличительная и пророческая речи) послужило поводом к предположению о различии писателей его. Напр. Коппе. Греве и Меллер некоторые главы приписали Исаии, другие отвергли, третьи признали подделанными под характер речей Исаии. Бертольд приписал разному времени и разным лицам происхождение речей этого отдела. Но это мнение нашло себе мало приверженцев. На основании единства идей и строгого плана, сходства в языке спорных глав, многие критики, вслед за Розенмиллером и Гезениусом, все 27 глав приписывали одному «Великому Неизвестному» пророку. В новое время, впрочем, опять стали видеть здесь разных писателей, хотя критики и не могут точно определить их «писания»; одни разделяют: 40–49 гл, и 50–66 (Кьюнен), другие: 40–55, и 56–66 гл (Дум, Чейн, Киттель, Марти): третьи 40–48, и 49–66 гл. (Смит) и т. д. (Baudissin. Einl. 390–91 ss. прим.). Есть. впрочем, и из признающих неподлинным этот отдел защитники его единства, напр. Орелли, признающий здесь «полное единство идеи, плана и языка» (Strack und Zockler. Iesaia. 1887 г. 127 s.). Корнилль признает одного писателя всего отдела, но видит позднейшие переделки в 49–66 гл. (Eіnl. 152 s.). время и место жизни гипотетических (одного или нескольких) писателей этого отдела служит также предметом спора для критиков: большинство критиков согласны думать, что он жил до падения Вавилона, в начале деятельности Кира 43 . Гитциг думал, что он жил после падения Вавилона. По мнению Эвальда и Кнобеля он жил в Египте. По мнению не признающих единства отдела, один (44–48 или – 56) жил во время плена, другие – после плена... Но оставим эти «споры» и перейдем к критическим возражениям. Время жизни писателя 40–66 гл., говорили и говорят ученые критич. направления, резко отличается от времени жизни пророка Исаии. Пророк видит своих соотечественников в вавилонском плену (40:1–2), храм сожженным, города иудейские разрушенными (64:10–12) и всю Палестину вековой пустыней (58:12, 61:1) Все эти черты, говорят, неприложимы к веку Исаии.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Yungerov...

2.4 Дискуссия о возникновении глав 40–66 и их связи с Ис.1–39 Если исходить из того, что главы составляют книгу, написанную в последней трети VII в., то возникает вопрос, как соотносятся с этим текстом главы 40–55, которые, очевидно, были созданы после 538г. до н.э., так как в них описывается падение Вавилонской державы (43:14; 47:1; 48:14, 20; ср. 47:5) и упоминается персидский царь Кир (44:28; 45:1), а также текст глав 56–66, который может быть датирован еще более поздним временем. Предлагается две модели решения этого вопроса. В первой модели постулируется отдельная история создания глав, начиная с 40 и далее. Главы начиная с 40 составляют особый текст. История их создания, состоящая из многих ступеней, не имеет отношения к комплексу текстов 1–39. Вторая модель изначально учитывает тесную взаимосвязанность в истории возникновения текстов, содержащихся в главе 40 и далее, и текстов глав 1–39. Текст глав начиная с 40 никогда не существовал в виде самостоятельного, но задумывался в качестве продолжения и дополнения глав 1–35(39). 2.4.1 Модель самостоятельного возникновения Ис.40–55, 56–66 Со времени выхода комментария Б. Дума, эта модель все чаще встречается в исследованиях, и имеет в современной дискуссии выдающегося представителя в лице О. Штека (О. Steck), с его новой точкой зрения на этот вопрос. Дум истолковал объединение менее объемной, преимущественно биографической книги Исаии (6:1–9:6; 20; 36–39; а также 3:16–4:1; 14:28–32; 29:13 слл.) с текстом глав 40–66 как чисто поверхностный акт, совершенный в конце III в. Основная часть текста глав 40–55 написана Девтероисаией, творившим около 540г. на территории Ливана, вероятно в Финикии. Песни раба Божьего (42:1–4; 49:1–6; 50:4–9; 52:13–53:12) должны быть датированы более поздним временем. К еще более позднему времени относится создание глав 56–66. Эти главы являются продуктом творчества одного писателя. Если тезисы Дума о становлении первой части книги Исаии (главы 1–39) претерпевали в дальнейшей истории исследований разнообразную критику и модификации – Х.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/vveden...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010