Добавим к нашей основной теме, что в 13:1 – 14:23 (названных пророчеством «Исайи, сына Амосова») Вавилон изображен таким, каким он видится в гл. 40 – 66, то есть не как неуправляемая ассирийская провинция времен Исайи, но как мировая держава, чье приближающееся падение будет означать конец плена Исайи. К этому пророчеству необходимо добавить сон–видение из 21:1–10, в котором падение Вавилона представлено с потрясающей силой. Учитывая вышесказанное, следует признать, что уроки и последствия вавилонского плена, которым посвящены гл. 40 – 66, читателям могут показаться преувеличением, но для пророка Исайи это было благословенным завершением его миссии, связанной с борьбой между Вавилоном и Израилем, и исполнением давних замыслов Господа, а следовательно, исполнением его собственных пророчеств. Стоит также добавить, что даже такое поразительное явление, как предсказание имени царя–освободителя Кира, который появился 150 лет спустя (44:28; 45:11), не является уникальным (для сравнения см. 3Цар. 13:2 , где предсказано рождение Иосии). Во–вторых, сила пророческого дара лишний раз доказывала, что Господь – единственный истинный Бог (ср.: 41:21–23,26–29; 44:7–8,25–28; 46:10–11; 48:3–8. Причем в 48:8 говорится не о молчании Господа, а о глухоте Израиля, т. е. о нежелании иудеев знать свою судьбу). 2. Отличительные черты гл. 40– 66. Они могли бы свидетельствовать против авторства Исайи, будь они адресованы той же аудитории, что и гл. 1 – 39. Но если эти главы все же принадлежат Исайи, то они были написаны пророком уже в старости для того, чтобы утешить будущее поколение, а не с тем, чтобы предупредить современников о грозящих им бедах. И в этом заключается существенная разница. Пусть эти утешительные строки кажутся невероятными, но еще более странным было бы, если бы на творчестве Исайи не отразились перемены, происшедшие с его родной страной. Конечно, если считать Исайю единственным автором, естественным будет и ожидание встретить как в гл. 1 – 39, так и в гл. 40 – 66 какие–то общие мысли и положения.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/novy...

Описание Бога в этом разделе похоже на описания Его в первых главах. Израиль – это народ, через который Бог явит Свою славу, чтобы все народы земли могли прийти и жить под этими благословениями (56:18, 60:13, 66:1824). Бог избрал Израиль, чтобы все народы получили знание о Боге. Более того, все народы подотчетны Богу. Едом за свои грехи получит свою долю гнева Божьего (63:16) и станет парадигмой подотчетности всех народов перед Богом. В этом отчасти выражается и защита Сиона, чтобы Божья слава могла явиться через Его дела (глава 62). Благодаря характеру Бога, который не станет гневаться вечно, Израиль все еще сможет обрести спасение (57:1421). Дух Божий помазал его посланника, чтобы принести благую весть об освобождении пленных и наказании грешных (61:14). Ко всему сказанному делается еще одно важное добавление. Чтобы образовать место, где окончательно и совершенно будет исполнена воля Божья, Бог творит новое небо и новую землю, место, где не будут тщетными любые людские дела, где, наконец, все люди смогут восхищаться Богом, где все конфликты и слезы исчезнут, и где все вечно будут поклоняться Богу (65:1725, 66:2223). Сокрушенные духом и смиренные сердцем окончательно насладятся Божьим миром (57:1421). Видение, описанное в Исайе 2:15 будет осуществлено. Эсхатологические представления Исайи станут реальностью. 739 Принято считать, что главы с 36 по 39 в книге пророка Исайи расставлены не в хронологическом порядке. События главы 39 разворачиваются до вторжения Сеннахирима, описанного в главах 36–37, но помещены в книге после, чтобы сделать плавный переход к главам 40–66. 740 Археологи обнаружили страшное свидетельство, подтверждающее падение Лахиша – массовое захоронение с останками 1500 тел. 741 Это опустошение вполне могло оказаться основанием описания данного в Ис. 1:4–9 . Хороший источник ассирийских записей см. у D. Winton Thomas, ed., Documents from Old Testament Times (New York: Harper and Row, 1958), pp. 66–67. 742 Эти события записаны и в 4 книге Царств, главы 18–20, и в книге пророка Исайи, главы 36–39. По требованию Сеннахирима, несколько дочерей Езекии были взяты в Ниневию, куда вместе с ними были отправлены также наложницы, музыканты и немалые сокровища. Сеннахирим также соорудил комнату в центре своего дворца в Ниневии, стены которой украсил рисунками своего победоносного сражения при захвате Лахиша. Эти рисунки можно и сегодня увидеть в британском музее, в Лондоне. Исследование дворца Сеннахирима и обзор барельефов см. в книге Hershel Shanks, «Destruction of Judean Fortress Portrayed in Dramatic Eighth Century B.C. Pictures,» BAR 9 (March/April, 1984): 48–65.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/vved...

1) К.П.И. – это поэтич. произведение. Стихотворный размер, используемый в книге (кина ⇒ Поэзия ), характерен для плача по умершим. Из пяти песен (гл. 1–5) четыре (1, 2, 4, 5) содержат по 22 стиха, а одна (3-я) – 66 стихов. В 1-й, 2-й и 4-й песнях 22 начальные буквы стихов в своей последовательности соответствуют евр. алфавиту (форма акростиха). В 3-й песне каждые три стиха начинаются с одной буквы; в 5-й песне автор отказывается от этой строгой формы, и с другими ее объединяет только одинаковое количество стихов; 2) основное содержание всех песен одинаково – горе людей и ужас катастрофы, но все же произошедшие события рассматриваются с разных т.зр. В 1-й песне показано бедствие Иерусалима, 2-я песнь определяет случившееся как Божий суд. В 3-й песне пророк рассказывает о своих собственных переживаниях, испытанных гонениях и духовном опыте. Песн. 4 вновь указывает на то, что бедствия Израиля – это не что иное, как следствие нарушения основных жизненных устоев народа ( Плач. 4:11 ): младенцы умирают от голода, старцы не находят милосердия, лжепророки и священники проливают кровь праведников, даже помазанник Господень попал в плен. Но падение уже достигло наибольшей глубины: наказание дщери Сиона закончилось, и Господь никого более не позволит изгнать. Песн. 5 указывает на предпосылки для обновления, призывая к исповеданию грехов, которые должны быть признаны и исповеданы. IV. КОМПОЗИЦИЯ 1. Бедственное состояние Сиона ( Плач. 1:1–22 ): а) безутешный, презираемый Иерусалим ( Плач. 1:1–11 ); б) плач Иерусалима ( Плач. 1:11–22 ). 2 . Бедствие и его причины ( Плач. 2:1–22 ): а) Божий суд ( Плач. 2:1–12 ); б) вопль страждущих ( Плач. 2:13–22 ). 3 . Духовный опыт Иеремии ( Плач. 3:1–66 ): а) познание Божьего милосердия ( Плач. 3:1–24 ); б) познание новой милости Бога ( Плач. 3:25–36 ); в) необходимость спасит. исповедания ( Плач. 3:37–48 ); г) осознание того, что мольба услышана ( Плач. 3:49–66 ). 4 . Бедствия, вызванные Божьим судом ( Плач. 4:1–22 ): а) исчезновение материнской любви ( Плач. 4:1–11 );

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/b...

Но и избрание епископов и диаконов есть также избрание не людьми, но Богом, ср.: Деян. 20:28 : «Дух Святый поставил вас епископами», и выше, § 4, прим. 59. Такое именно представление сохраняется и в более позднее время, ср. наприм., Игнат. К Филад. (выше, прим. 123): Кипр. Поел. 48, 4: «Господь, соизволивший избрать и установить Себе в Своей экклезии священников»: Поел. 55, 8: «О суде Божием, сделавшем его епископом...», «Корнелий же сделан епископом по суду Бога и Христа Его»; Поел. 59, 5: «После Божественного суда, после одобрения народа, после согласия епископов он сделался бы судьей уже не епископам, но Богу», Поел. 66, 1: «После судии Бога, делающего священников, ты хочешь судить о суде Бога и Христа»: Поел. 66, 4: «Богу, поставляющему епископа»: Поел. 66, 9: «Величие Бога, посвящающего священников Христу». Постан. апостольские, VIII, гл. 5, в молитве посвящения: «Дай Духа Святаго сему, которого Ты, Боже, Сам избрал во епископа» (ср.: Деян. 1:24 , выше, прим. 124). Избрание во епископы совершенно той же природы, как и избрание в апостолы и учители. Избирает не община как таковая, но Бог. Поэтому уже Послание к Ефесянам в вышеприведенном месте (4:11) ставит пастырей (poimenes), т. е. епископов, наряду с апостолами, пророками и учителями, как равным образом поставленных Христом. – Где в источниках встречается описание избрания, там называется в качестве избирающего лица то собрание, экклезия (2Кор. 8:19: «рукоположенного от экклезии»: 8:23: «посланники (apostoloi) экклезий». 1Кор. 16:3 : «Которых вы изберете, тех отправлю». Деян. 6:3 сл.: избрание общиной семи мужей: ср.: 15:24: «Чего мы (Иерусалимская община) им не поручали». Учение 12-и апостолов. XV, 1: «Рукополагайте себе епископов и диаконов»), то какая-нибудь авторитетная, одаренная учительством личность (Деян. 14:23: апостолы Павел и Варнава, «рукоположивши им в каждой экклезии старейшин, помолились»: Тит. 1:5–9: 1Тим. 3: евангелистам Титу и Тимофею предлагается поставлять старейшин и епископов, ср. выше, § 5, прим.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/tser...

В еврейском тексте стоит perfectum: «земля вант опустошена» – , и «осталась () дщерь Сиона», и потому греческий и латинский (γκαταλειφθσεται, derelinquetur) не следует считать основанием для того, чтобы понимать стихи 5–9 в отношении к будущему времени: хотя, следуя греческому тексту, отцы Церкви обыкновенно видели в стих. 5–9 пророчество. Косвенным образом сказанное о времени написания отдела 40–66 гл. (вскоре по удалении Сеннахерима из страны) подтверждается еще некоторыми псалмами. В 2Пар.29:30 сказано: «и сказал царь Езекия и князья левитам, чтобы они славили Господа (при очищении храма) словами Давида и Асафа прозорливца». Псалом 95-й подтверждает приведенное свидетельство книги Паралипоменон. Этот псалом в греческой Библии надписывается: «хвалебная песнь Давида на построение дома». В евр. Библии надписания нет. По-видимому, псалом 95-й и вообще ряд псалмов 92–99 (а также 45–48) составлены по подражанию псалмам Давидовым и Асафовым (после же присоединены к Давидовым и Асафовым; место их в собрании псалмов и одинаковое богослужебное употребление могли подать повод и к вышеупомянутому надписанию в греч. Библии) – в то время, когда Езекия повелел очищать храм и «славить Господа словами Давида и Асафа прозорливца». В частности, в Пс.95:7–9 находится буквальное заимствование из псалма Давидова 28-го, может быть, написанного «при обновлении дома», как следующий псалом 29-й, а в Пс.94 -м 7–8 ст. – заимствование из псалмов Асафа 80:12–14, 8; 78:13; в Пс.96:6 – из псалма 49:6; ср. еще в псалмах 94–96 речь о превосходстве Господа пред богами (ср. Ис.36, 37 глл., 40 и дал.) с псалмом Асафовым 49:1, речь о суде Господа над всею землею... (ср. Ис.41:1 и др.) и т. д. в тех и других. Может быть в Асафовом псалме 72, слова 9 ст.: «и Ассур пристал к ним» (врагам Израиля) вставлены именно при царе Езекии, применительно к сходным обстоятельствам времени – около нашествия Сеннахерима («возвышают реки волны свои» Пс.92:3 , ср. 45:5; ср. Исаии 28:2; 59:19). Если псалмы 92–99 составлены в то время, когда Езекия дал повеление «славить Господа словами Давида и Асафа», то сходство некоторых мест отдела 40–66 гл. Исаии с этими псалмами легко объясняется тем, что пророк, писавший главы 40–66, был один из этих воспевающих Господа, проникнут был одним с ними настроением. Из сходных мест особенно обращают внимание: Пс.95:11–12; 97:7–8 и Исаии 49:13; 42:10–12; 52:9; Пс.97:1, 2, 3 и Ис.52:10 ; ср. еще Пс.98:5 и Ис.60:13 . – Во всей вообще книге пр. Исаии мы видим (особенно в гл. 59, 55, 32, 29 кон., 26 нач. и др., – паралл. места отчасти были указаны при изложении), что пророк был проникнут воззрениями, иногда образами, и самим тоном книги Притчей. Не был ли пророк одним из тех «мужей Езекии», которые собрали притчи Соломона, царя иудейского, начиная с 25-й главы? (см. Притч.25:1 ). Вообще очень вероятно, что пр. Исаия был одним из главнейших деятелей в области религиозного писательства при Езекии, по Эвальду, в то время очень широко резвившегося 316 .

http://azbyka.ru/otechnik/Faddej_Uspensk...

п. к. не принадлежит прор. Исаии как автору. Голландец Витринга, к-рый был знаком с сочинениями Спинозы, разделял традиц. интерпретацию 2-й ч. И. п. к., к-рая, по его мнению, отсылала к определенной ситуации истории Израиля, но в то же время содержание этой книги можно было понимать аллегорически: в главах 40-48 говорится об «откровении Мессии во плоти», главы 49-66 суть пророчество о Христе. Важно, что Витринга допускает возможность, что И. п. к. могла быть составлена не прор. Исаией, а кем-то из священников или неким учеником Исаии еще в правление царя Езекии из неск. источников, написанных Исаией ( Vitringa. 1715. Vol. 1. P. 24); в частности, главы 36-39 написаны самим Исаией, но вставлены в окончательный вариант книги кем-то другим ( Idem. 1722. Vol. 2. P. 304-307; см.: Lanz. 2004. S. 10). В авторитетном комментарии англ. богослова и филолога Р. Лаута почти нет следов критической дискуссии об И. п. к.: главы 40-66 написаны самим Исаией, «возможно, в последние годы правления царя Езекии» ( Lowth R. Isaiah: A new transl. L., 1778. Vol. 1. P. 183). Прор. Исаия. Фрагмент полиптиха. Худож. Уголино ди Нерио (Национальная галерея в Лондоне). Нач. XIV в. Начало т. н. разделения И. п. к. на источники, а именно на 2 части (главы 1-39 и 40-66), созданные в разное время разными авторами, как правило, связывают с работами нем. исследователей И. Дёдерлайна ( D ö derlein. 1780. S. 832) и И. Г. Эйхгорна ( Eichhorn J. G. Einleitung in das AT. Lpz., 1780-1783. 3 Bde), но сходные предположения выдвигались и ранее. Средневек. евр. экзегет Авраам Ибн Эзра в комментарии на И. п. к., в небольшой преамбуле к гл. 40, дает понять, что «вторая часть Книги Исаии» создана после смерти Исаии, и приводит в качестве аналогии рассуждение об авторстве Книги Самуила, к-рая, по мнению Ибн Эзры, может считаться написанной самим Самуилом, но это справедливо только для той части Книги Самуила, к-рая заканчивается словами: «И умер Самуил» (1 Цар 1. 25). Возможно, первым, кто ясно высказал предположение об И.

http://pravenc.ru/text/674802.html

где сыскать, кто бы растолковал мне? (л. 41 об.). где найти такого человека, который бы мог растолковать мне? (с. 8). по церквам, где славятся хорошие проповедники (л. 41 об.). по церквам, которые славятся хорошими проповедниками (с. 8). я с восхищением перекрестился (л. 44 об.). я от восхищения перекрестился (с. 10). благоговейного знахаря (л. 46). благоговейного толкователя (с. 12). что значит непрестанная молитва? (л. 47). что значит непрестанно молиться (с. 13). сильное желание, чтоб постоянно углубляться в оное (л. 56). сильное желание серьезнее заняться им (с. 21). Я божился, что дам (л. 58). я уверял, что дам (с. 24). спасительное благоюродство (л. 71). спасительное притворство (с. 39). с самого происхождения (л. 78). с самого рождения (с. 46). какая была одежа (л. 80). какая была посуда (с. 48). семейство честное (л. 82). люди честные (с. 50). с удовольствием и внимательностью (л. 82). с удовольствием и вниманием (с. 50). И так, помолившись, пошел далее (л. 83). И так помысливши, пошел далее (с. 51). любовь к ближним (л. 85). любить ближних (с. 53). и произносить свято, и не употреблять всуе (л. 86 об.). и произносилось свято, а не употреблялось всуе (с. 55). вполне может почувствовать (л. 90 об.). вполне может понять (с. 59). Отслушавши утреню (л. 92). после утрени (с. 61). я, чтобы поговорить, со слепым нищим (л. 93). я пошел в нищеприемницу, чтобы поговорить со слепым нищим (с. 62). как назидательны и поощрительны (л. 96 об.). как назидательны и поучительны (с. 66). восхитительно удивляясь премудрому составу (л. 97). глубоко удивляясь премудрому устройству (с. 66). которою я отогнал их совершенно (л. 97 об.). которая и отогнала их совершенно (с. 66). только и трости (л. 101). только и проси (с. 70). происшествие: мальчика розга научила молитве (л. 104 об.). происшествие с мальчиком: розга научила молитве (с. 74). Также в тексте имеются незначительные сокращения, одно из которых было связано с молитвенной техникой: Редакция Михаила (Козлова) (Мух-293) Оптинская редакция (Опт-456: Рассказ. 1992а)

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/is...

В этом году отметить старый Новый год планируют больше половины россиян (58%), в 2009 г. его праздновали две трети наших сограждан (67%). То есть, похоже, традиция отмечать Новый год дважды постепенно уходит из российского общества, - отмечается в исследовании. – Хранят традиции празднования старого Нового Года в основном россияне старше 60 лет (66%), с хорошим материальным положением (63%), имеющие среднее специальное (66%) или неполное среднее (70%) образование, жители села (64%) и активные телезрители (69%). Процент отмечающих выше среди жителей Сибирского и Дальневосточного федеральных округов (64% и 65% соответственно). Не празднуют старый Новый год преимущественно молодые люди до 35 лет (46-48%), россияне с неполным высшим и высшим образованием (46%), столичные жители (48%), активные потребители Интернета (53%) и жители Северо-Западного федерального округа (54%). Старый Новый Год – праздник домашний и семейный. Каждый второй россиянин будет встречать его дома (50%, -7 п.п. К 2009 г.). Чтобы отметить Новый Год еще раз, наши соотечественники готовят салаты, открывают шампанское, накрывают праздничный стол (39% от числа отмечающих) и собираются в кругу семьи (24%). Некоторые в этот день смотрят телевизор (7%), ходят в гости или сами встречают гостей (6%), просто веселятся (5%). Среди менее популярных вариантов – разобрать елку, отправиться на зимнюю прогулку, погадать или устроить колядование, обменяться подарками, запустить салюты, налепить пельменей или вареников. То есть Старый Новый год мы отмечаем также, как и обычный Новый год, но менее масштабно». «Две трети россиян высказались против того, чтобы сделать старый Новый Год еще одним официальным выходным днем в нашей стране (65%). Среди тех, кто не собирается праздновать этот праздник, противников дополнительного выходного еще больше – 77%. Оценил идею сделать 14 января выходным днем каждый четвертый (27%), а среди молодежи до 25 лет – каждый второй (52%). Чем старше россияне, тем чаще они выказывают против того, что Старый Новый год был официальным выходным (в группе старше 45 лет – 70-71% vs. 43% в группе до 25 лет). Против выходного в этот день оказались также столичные жители (78% vs. 57% среди сельчан).

http://ruskline.ru/news_rl/2024/01/13/na...

в) Предметом «Плача Иеремии», по указанию надписания служит разоренный халдеями Иерусалим: сяде Иеремия пророк плачущь: и рыдаше рыданием сим над Иерусалимом, и именно после опустошения его и отведения Израиля в плен: повнегда в плен отведен бе израиль, и Иерусалим опустошен бяше. Это вполне подтверждается как всем вообще содержанием книги, так и в частности следующими словами: о сих аз плачу: очи мои излиясте воду, яко удалися от Мене утешаяй мя, возвращаяй душу мою (1:15–16 ср. 2:11, 18–19; 3:48–50). 3. Особенность внешней формы изложения В литературном отношении книга «Плач» представляет целостное поэтическое произведение, по своей форме единственное в составе Библии. Вся книга разделяется на пять глав. Из них две первых и две последних имеют равное количество стихов (22) по числу букв еврейского алфавита, и написаны алфавитным стихосложением (акростихом), т. е. так, что начальные буквы стихов дают полный еврейский алфавит в его обыкновенном порядке. 157 Третья же глава, служащая как бы центром книги, имеет втрое большее число стихов против остальных (22x3=66), причем каждые три стиха (триада стихов), непосредственно следующие один после другого, начинаются одною и тою же буквою алфавита, так что начальные буквы всех 66 стихов главы дают три полных еврейских алфавита. Такая искусственность построения этой книги не есть плод праздной фантазии, недостойный боговдохновенного писателя, как думают некоторые, но представляет собою (по мнению блаж. Августина) древнейший вид высокого, хотя и своеобразного народного творчества. Подобное же расположение стихов по порядку букв еврейского алфавита встречается еще в псалмах 36 и 118. 4. Обзор содержания с необходимыми объяснениями Все содержание книги «Плач» разделяется на пять глав, из которых каждая, представляя собою часть целого, в тоже время может быть рассматриваема как особая песнь. Глава 1 1–6 ст. После надписания или краткого предисловия (содержание которого рассмотрено выше) прежде всего определяется главный предмет всей книги – печальное положение разрушенного и опустошенного Иерусалима (1–2 ст.) и причины этого (3–6 ст.). При виде жалкого состояния Иерусалима пророк в недоумении вопрошает: «как случилось, что город, некогда многолюдный, сидит теперь одиноким? – город, великий между народами (умноженный во языцех), стал как вдова (ср. Ис. 49:20–21 ), владевший странами сам сделался данником» (1 ст. ср. 5:8; Втор. 28:48 ). В этом положении Иерусалим, подобно вдове, горько плачет (плача плакася, ср. русск.) ночью, слезы льются по щекам у него, и нет утешителя у него среди прежних друзей (2 ст. ср. Иер. 2:36–37; 22:22; 30:14 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Spasskij/...

Полагая, что соблюдение данного Лютеру на явку в Рим 60-дневнего срока с учетом новых обстоятельств является излишним, 23 авг. 1518 г. папа Римский Лев X направил в Германию 2 бреве: адресованное курфюрсту Фридриху «Cum memoria recolimus» (см.: Ibid. S. 48-50) и адресованное Каэтану «Postquam ad aures» (см.: Ibid. S. 62-66). Папа сообщал курфюрсту, что Л. вызван в Рим для допроса; заявлял, что самого Фридриха он считает верным сыном Церкви, свободным от всякой вины; призывал обеспечить, чтобы Л. «был предоставлен власти и суду святого престола» (Ibid. S. 48-49). Каэтану поручалось «незамедлительно» (absque ulla mora) вызвать Л. в Аугсбург и обеспечить его отправку в Рим. В случае уклонения Л. от явки Каэтану предоставлялось право под угрозой отлучения от Церкви требовать от светских властей розыска и ареста Л. и всех его последователей (Ibid. S. 65). Впосл. Л. опубликовал бреве Каэтану со своими критическими комментариями (Postilla super Breve//Ibid. S. 66-69), в к-рых поставил под сомнение подлинность бреве на том основании, что оно было выпущено до истечения данных ему на явку в Рим 60 дней; несмотря на это, совр. исследователи единогласно признают бреве подлинным. В кон. авг. 1518 г. курфюрсту Фридриху удалось переломить ситуацию, к-рая складывалась крайне неблагоприятным для Л. образом. Курфюрст убедил Каэтана обратиться в Рим с просьбой о рассмотрении дела Л. в Аугсбурге; эта просьба была удовлетворена. В датированном 11 сент. 1518 г. бреве «Cum nuper» (текст см.: Sacrum Theatrum Dominicanum/Ed. V. M. Fontana. R., 1666. P. 346) Каэтану было поручено самостоятельно допросить Л., принять его отречение от заблуждений либо в случае отсутствия такового объявить его еретиком. 12-14 окт. 1518 г. состоялись 3 собеседования между Каэтаном и Л. в Аугсбурге (подробное изложение и лит-ру см. в ст. Каэтан Фома; публикацию документов с комментариями см.: DCLuth. Bd. 2. S. 69-215). Каэтан предварительно внимательно изучил доступные ему сочинения Л., однако не имел намерения вести с Л.

http://pravenc.ru/text/Лютер.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010