Жестокие меры правительства создали вокруг фигуры Тимофея ореол мученика, продолжателя подвигов Афанасия Великого . Все больше христиан Востока стали рассматривать сторонников Халкидонского собора как прислужников правительства, а его противников – как отважных защитников истинной веры. Кроме того, старые споры по поводу учения Нестория создали благоприятную почву для раскола в восточных провинциях, населенных сирийцами и армянами. Пока Тимофей Элур находился в ссылке, антихалкидониты добились неожиданного успеха в Антиохии. В результате политической интриги в 469 г. один из их лидеров Петр II, по прозвищу Кнафей (также Гнафей, Гнафевс) 19 , занял здесь патриарший престол (465–466, 474–475, 475, 485–488). Вскоре, впрочем, он был изгнан по указанию императора и отправлен под надзор в константинопольский монастырь акимитов (κοιμται – неусыпающих). Монастырь акимитов был основан в начале V в. аскетом Александром (ум. около 430) по строгому уставу сирийской традиции, предусматривавшему более жесткие ограничения касательно владении имуществом и увеличенную продолжительность общих молитв: монахи, разделившись на три чреды (смены), совершали богослужение непрерывно в течение дня и ночи (службы в многонациональном монастыре в это время совершались по-гречески, по-латыни и на сирийском языке). К середине века здесь было не менее тысячи насельников. Около 465 г. часть из них переселилась в новую обитель, основанную патрикием Студием, – знаменитый впоследствии Студийский монастырь. В вв. монастырь акимитов, из которого вышли многие епископы, был известен как оплот сторонников Халкидонского собора. 2. Антихалкидонская реакция при Василиске В 474 г. император Лев I умер. Вскоре скончался и его малолетний внук и наследник Лев II (473–474), и престол перешел к отцу последнего исавру Зинону (474–475, 476–491). Уроженец дикой горной провинции, Зинон был хорош в качестве начальника гвардии (с его помощью Льву удалось избавиться от многолетнего засилья германцев-ариан), но как император он оказался крайне непопулярен.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Годы после Р. Х. Аркадий 395–408 Феодосий 408–450 Маркиан 450–457 457–474 474–475 474–475 Василиск 475–477 Зенон (по восстановлении) 477–491 Анастасий 491–518 Юстин I 518–527 Юстиниан I 527–565 Юстин II 565–578 Тиверий II 578–582 Маврикий 582–601 602–610 Ираклий 610–641 Константин III 641–641 Ираклион 641–641 Констанс II 641–668 Константин IV (Погонат) 668–685 Юстиниан II 685–695 Годы после Р. Х. Ап. Петр Клит, Анепклит или Апаклит Климент 91–100 Еварист 100–109 Александр I 109–119 Ксист или Сикет I 119–128 Телесфор 128–139 139–142 142–157 Аникита или Аницет 157–168 168–176 Елефверий 177–190 190–202 Зефирин 202–218 Каллист или Каликст 218–223 Урбан I 223–230 Понтиан 230–235 235–236 Фабиан 236–250 Корнелий (Новациан 251 г.) 250–252 Луций I 252–253 Стефан I 253–257 Сикст или Ксист II 257–258 Дионисий 259–269 Феликс I 269–274 Евтихиан 275–283 283–296 Марцеллин (Вакансия в течение четырех лет) 296–304 Марцелл 308–310 Евсевий (апреля 18-сентября 26) 310–310 Мелхиад 311–314 Сильвестр I 314–335 Марк (янв. 18-окт. 7) 336–336 337–352 Либерий (Феликс II 355–8) 352–366 Дамас (Урсин 366–7) 366–384 Сириций 384–398 Анастасий I 398–401 Иннокентий I 402–417 417–418 Бонифаций I (Евлалий 418–19) 418–422 422–432 Сикст III 432–440 440–461 Иларий 461–468 Симплиций 468–483 Феликс III 483–492 Геласий I 492–496 Анастасий II 496–498 Симмах (Лаврентий 498–505) 498–514 Ормизда 514–523 Иоанн I 523–526 Феликс IV 526–530 Бонифаций II (Диоскор сент. 17-окт. 14:530) 530–532 Иоанн II 532–535 Агапет I 535–536 Сильверий 536–537 Вигилий 537–555 Пелагий I 555–560 Иоанн III 560–573 Бенедикт I 574–578 Пелагий II 578–590 Григорий I 590–604 Сабиниан 604–606 Бонифаций III (февр. 19-ноябрь 12) 607–607 Бонифаций IV 608–615 Деусдедит 615–618 Бонифаций V 619–625 Гонорий I 625–638 Северин 638–640 Иоанн IV 640–642 Феодор 642–649 Мартин I 649–653 Евгений I 654–657 Виталиан 657–672 Адеодат 672–676 676–678 Агафон 678–681 682–683 Бенедикт II 683–685 Иоанн V 685–686 Конон (Пасхалий 687–92) (Феодор сент.-дек. 687) 686–687

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

  Анатолий  — Патриарх Константинопольский с 449 по 458 г.   Куколь  — в переводе с греч. шапочка — первоначально был общемонашеским головным покровом, служившим символом безмолвия, чистоты и незлобия, молчаливого пребывания в Богомыслии и тщательнейшего к себе внимания; иногда на куколь нашивался крест. Впоследствии, как и теперь, куколь стал принадлежностью исключительно одних схимников, принявших великую схиму. Он употребляется вместо клобука, который в первоначальном пострижении в монашество возлагается на камилавку и отличается от клобука тем, что кругом покрывает голову и плечи; наглавник его — остроконечный с пятью крестами.  Общежительный монастырь т.н.  Неусыпающих  был основан в конце IV века прп. Александром; сначала он находился в глубоком уединении при р. Евфрате, но впоследствии был перенесен в Константинополь. Чиноположение и иноческое житие насельников этого монастыря отличалось особою строгостью. Свое наименование монастырь получил от того, что братия его, разделяясь на 24 чреды по числу 24 часов дня и ночи, непрерывно на два лика славословили Господа, поя протяжно Псалмы Давидовы, так что богослужение в этом монастыре совершалось непрерывно и никогда не прекращалось.  Свт. Геннадий — Константинопольский Патриарх в 468—471 г.   Фракия  в древности обнимала собою восточную часть Венгрии, Трансильванию, Бессарабию, Молдавию, Валахию, Болгарию, Сербию и восточную часть Румелии.   Кир  — знаменитый поэт и песнописец христианский, градоначальник Константинополя при императоре Феодосии Младшем (в первой половине V века), впоследствии епископ Смирнский.   Св. Лев I  — император Византийский с 457 по 474 г.  С 408 по 450 г.  Св. Геннадий патриаршествовал с 459 по 471 г.  Память его празднуется 2/15 сентября.  Местности, получившие наименование по императорам: св. равноапостольному Константину Великому и его двоюродному брату Юлиану Отступнику.  Впоследствии император Византийский — с 474 по 491 г.  Царствовал с 474—477 гг.   Собор Халкидонский  — IV Вселенский Собор; происходил в 451 г.; на нем осуждена ересь Евтихия, иначе — монофизитская, признававшая во Христе лишь одно Божеское естество, будто бы поглотившее собою естество человеческое.

http://pravoslavie.ru/89119.html

123 Conciliengeschichte von Hefele, t. II. S. 697. см. статью армянского архиепископа Михаила Салантьяна «О согласии и мнимом несогласии вероисповеданий церкви Армянской и церкви Греческой, Histoire dogmes, traditions et liturgie de FEglise Armenienne Orientale, p. 21–25, a также – извлечение из этого сочинения под заглавием «Краткий очерк истории Армянской Восточной церкви» в Православном Обозрении за 1872 г. Ч. I. стр. 657–698. 124 Между прочим эти сведения можно найти и в ответе патриарха Фотия к католикосу Захарии, о котором будет речь ниже, а критику их у Гергенретера в его Photius Patriarch v. Constantinopol. B. I. S. 480 sq. 125 Такую готовность изъявляли императоры Василиск (474–477) в своем энциклике, Зенон (474, 477–491) в своем энотиконе и Анасгасий (491–518), и армяне было совершенно правы, когда упрекали греков в том, что они сами уронили авторитет Халкидонского собора в глазах монофизитов своим двусмысленным отношением к нему при упомянутых императорах. За то армянские противники Халкидонского собора не находят достаточно слов, чтобы восхвалить благочестие и добродетели (весьма сомнительные) этих государей. Вот как характеризует их между прочим католикос Иоанн: Vers la meme epoque le pieux, le religieux et le celebre roi des Romains Zenon mourut etant sur le trone. Avant l " epoque de son avenement, tout avait ete couvert d " un voile tenebreux et epais par les odieux hetetiques. Mais Zenon rejeta le concile de Chalcedoine, dissipa les tenebres et fit fleurir dans ÍEglise de Dieu Íadmirable, brillante etincelante et veritable doctrine des apotres. Apres lui, le vaillant Anastase monta sur le trone; il fut aussi zele ami de la virite que Zenon, et meine encore plus que lui: toutes ses actions etaient agreables a Dieu, et il etait fermement attache a la saine doctrine des saints peres. On ecrivit, par son ordre, des lettres circulaires qui anathematisaient tous les heretiques et le concile de Chalcedoine. Ho и взгляд и тон быстро переменяются, когда автор начинает говорить о стороннике Халхидонского собора, императоре Юстиниане: L " impie Iustinien regna apres Anastase; се fut un homine mechant, qui desirait tout detruire, tout changer, et retablir I’heresie du conrile de Chalcedoine; jl accabla de chagrins, de peines et de tourments affreux tous les saints homines et tous ceux qui tenaient a la saine doctrine, et plongea la sainte eglise dang un abime de sang. Hist. d " Armenie par le patriarch lean VI p. 52–53.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodor_Zisis/j...

455-457 ЕВФИМИЙ СВЯТОГОРЕЦ [Мтацмидели (Мтацминдели); Иверский; Ивир; Афонский; Новый], прп. (пам. 13 мая и в Соборе Афонских преподобных) 457-461 ЕВФИМИЯ мц. Амисийская (пам. 20 марта) - см. Александра, Клавдия, Евфрасия, Матрона, Иулиания, Евфимия и Феодосия, мученицы Амисийские ЕВФИМИЯ (в миру Елена, в схиме Евпраксия; ок. 1348 - ок. 1405), мон., серб. гос. деятель, церковная писательница и вышивальщица 461-462 462-467 467-468 ЕВФРАСИЯ мц. Амисийская (пам. 20 марта) - см. Александра, Клавдия, Евфрасия, Матрона, Иулиания, Евфимия и Феодосия, мученицы Амисийские 468-469 469-471 471-472 472-473 ЕВФРОСИН († 1661/62?), Куржеский (Курженский), Андомский, Каргопольский, пустынник, прп. (пам. в Неделю 2-ю по Пятидесятнице - в Соборе всех святых, в земле Российской просиявших) 473-474 474-483 ЕВФРОСИН († после 1460), Тверской, Оршинский, Савватиевский, мон. Савватиева мон-ря в честь иконы Божией Матери «Знамение» (Савватиева пуст., ныне дер. Савватьево Калининского р-на Тверской обл.), прп. (пам. в 1-ю Неделю после 29 июня - в Соборе Тверских святых) 483-484 ЕВФРОСИН (Ефрем Семенович; †1612), прмч. (пам. 20 марта, 21 мая - в Соборе Карельских святых, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых) 484-487 ЕВФРОСИН (Антонов; 1885-1937), прот., прмч., (пам. 31 окт., в Соборе новомучеников, в Бутово пострадавших, и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) 487-488 488-489 ЕВФРОСИН (сер. XV в.- между сент. 1511 и нояб. 1514), иером. Кириллова Белозерского в честь Успения Пресв. Богородицы мон-ря, книжник 489-491 ЕВФРОСИН (сер. XVII в.), мон., автор «Сказания о различных ересех и о хулениих на Господа Бога и на Пречистую Богородицу, содержимых от неведения в знаменных книгах» 491-493 ЕВФРОСИН († после 1691), мон., старообрядческий деятель, автор «Отразительного писания о новоизбранном пути самоубийственных смертей» (1691) 493-494 494-502 502-504 505-507 ЕВФРОСИНИЯ (Предслава Святославична; ок. 1104 - 23.05 (1173 или 1167?)), Полоцкая, игумения, прп. (пам. 23, 24 мая, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Белорусских святых)

http://pravenc.ru/vol/xvii.html

5654 380. Марциан правил шесть лет./исправлено: 5656 380. Марциан правил семь лет. (450–457 гг.) 381. В начале его царствования состоялся Халцедонский собор, на котором осудили Евтихия и Александрийского епископа Диоскора. 382. На шестом году царствования этого императора король готов Теодорих вошел в Гиспанию во главе огромного войска. 5670 383. Лев Великий правил шестнадцать лет вместе со Львом Младшим./исправлено: 5673 Лев Великий правил семнадцать лет вместе со Львом Младшим. (457–474 гг.) 384. Александрия и Египет, больные злой ересью Диоскора и одержимые нечистым духом, взлаивают, аки бешеные псы./исправлено: Александрия и Египет, отвергнув Халцедонский собор и отдавшись во власть нечистого духа, взлаивают, аки бешеные псы. 385. В это же время возникает ересь ацефалов, отвергающих Халцедонский собор. А прозваны они ацефалами вот за что: никто не знает , кто был первым, т.е. главой этой ереси. Чумой этой ереси и до сих пор поражены многие восточные народы. 5687 386. Зенон правил шестнадцать лет./исправлено: 5690 (474–491 гг.) /добавлено: Он поддерживает ересь ацефалов, и те аннулируют каноны Халцедонского собора. 387. Вероятно потому, что Зенон намеревался умертвить своего сына Льва Августа, мать подложила вместо него другого схожего младенца, а настоящий Лев тайно стал священнослужителем. Будучи членом клира, он дожил до времен Юстиниана. 388. В это самое время найдены останки апостола Варнавы и, промыслом Господним, евангелие от Матфея, написанное его собственным стилом. 5714 389. Анастасий правил двадцать семь лет./исправлено: 5717 /добавлено: Отстаивая ересь ацефалов, он изгоняет приверженцев Халкедонского собора. /добавлено: Он поносит Евангелия, исправляет их так, как будто они были написаны неизвестными евангелистами. (491–518 гг.) 390. Тразамунд, король вандалов, закрывает католические церкви и отправляет в изгнание на Сардинию сто двадцать епископов./исправлено: В это время Тразамунд жестоко преследует католиков в Африке. 391. Тогда выделяется своею мудростью и преданностью вере Фульгенций./исправлено: Фульгенций блистает своей крепостью в вере и мудростью.

http://azbyka.ru/otechnik/Isidor_Sevilsk...

— Участие самого Сергия и неслучайность упоминаемых им событий (450–452). — Переговоры Ираклия с Киром (452–453). — Соглашение с Езром (453–456) и действия императора в Сирии (456–458). — Униональный акт Кира в Александрии 632 г. (458–460). — Уния с армянами в Карине (460–462). — Переписка Сергия и Гонория (462–464) и синодика Софрония (464–466). — Характеристика этих деятелей (466–469); монофелитство Гонория (469–472). — Спор о действиях во Христе, как первая стадия монофелитского спора (472–474), и догматическое значение униональной попытки, начатой Ираклием и Сергием (474–475). —  Вторая стадия: спор о волях . — Экфесис и протеста, против него на западе и востоке (475–477). — Св. Максим Исповедник (477–479) и его диспут с Пирром (479–482). — Типос Константа (482–483). — Латеранский собор 649 г. (484). — Суд над папою Мартином (485–486) и над Максимом Исповедником (486–488). — Отношения между Константинополем и Римом (488–489). — Обращение Константина Погоната к папе. (489–490); прибытие в Константинополь римских делегатов и созвание вселенского собора (490–491). —  Шестой вселенский собор . — Состав собора и свобода рассуждений на нем (491–492). — Ход соборных деяний; низложение Макария антиохийского и осуждение прежних монофелитов (492–495). — Эпизоды: выступления Феодора мелитинского, пресв. Константина и Полихрония (495–498). — Догматическое определение собора (498–499). — События, сопровождавшие собор. — Принятие анафемы на Гонория римскими папами (499–500). — Попытка восстановления монофелитства при Филиппике (500). — Марониты. — Вопрос о Мароне и о монастыре Марона (501–503). —Вероятное происхождение маронитства (503–504). — Легенда о патриархе Иоанне Мароне и возможная историческая основа её (504–506). Мотивы иконоборческого движения . — Трудность вопроса о возникновении иконоборческого движения (606–507). — Политические мотивы: второстепенные (607–510) и главный — стремление правителей секуляризовать церковь (510–512). — Церковные мотивы: прецеденты иконоборчества (512–513) и борьба с неправильным чествованием икон (513–514).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=114...

В последующие годы тенденция активнейшего вмешательства императоров в догматические споры лишь крепла и расширялась. За исключением императора св. Феодосия II Младшего (408-450), сознательно  устранившегося от разрешения спора об учении Константинопольского патриарха Нестория (428-431), все остальные государи неизменно принимали личное участие в каждом догматическом ристании. И поэтому лично императорам св. Маркиану и св. Пульхерии, св. Льву I Великому (457-474), св. Юстиниану Великому, св. Константину IV Погонату (668-685), св. Ирине (797-802), св. Феодоре (842-856), Мануилу I Комнину (1143-1180), Андронику III Младшему (1328-1341), Иоанну VI Кантакузину (1347-1354), Анне Савойской (1326-1359) мы обязаны установлением истинных догматов Кафолической Церкви. Впрочем, и другие императоры – Констанций (337-361), Зинон (474-475, 476-491), Василиск (475-476), Анастасий I (491-518), Констант II (641-668), Лев III (717-741), Константин V (741-775), Лев V Армянин (813-820), Феофил (829-842) не менее активно участвовали в догматических спорах. Вина этих царственных «еретиков» (к слову, ни один из них не был анафематствован Кафолической Церковью) заключается в том, что они приняли сторону той церковной партии, которая, как выяснилось позднее, придерживались ошибочного исповедания веры. Титул 1 Кодекса Юстиниана «О высочайшей Троице, о кафолической вере и о том, что никто не смеет ее публично оспаривать» начинается словами: «Мы повелеваем, чтобы тех, кто следует этому закону, называли кафолическими христианами; прочих же мы считаем безумцами и сумасшедшими, которые должны называться позорным именем еретиков и которые должны испытывать на себе сперва божественное возмездие, а затем и кару нашего гнева». И это участие императора в формировании догматического учения не казалось современникам чем-то искусственным, но своего рода главенствующим конституционным принципом всего «симфонического» строя Византии . Св. Юстиниан Великий лично инициировал анафематствование Феодора Мопсуэтийского, а также сочинения Оригена (185-254), невзирая на жесточайшее сопротивление Римского Папы Вигилия  (537-555) и множества архиереев. Им же была догматически обоснована (наряду с некоторыми отцами Церкви) практика анафематствования уже усопших лиц.

http://bogoslov.ru/article/5541916

В царствования Зинона (474–491) и Анастасия (491–518) были также сделаны попытки навязать единство силой, избегая разрешения проблем. Именно это было целью опубликовния императором Зиноном его знаменитого «Энотикона». 4. Патриарх Акакий. «Энотикон» и конфликты между Востоком и Западом Уже в царствование Льва I становилось все более очевидным, что в Египте и Сирии нарастает антихалкидонская волна. Папа Лев умер в 461г. Среди выдающихся лиц своего времени он был фактически единственным осознавшим (особенно в примирительных письмах к императору в 458г.), что верность Халкидонскому собору требует (и по существу предполагает) верность сотериологическому аспекту христологии святого Кирилла. Монументальной фигуры великого папы будет очень не хватать в последующие десятилетия. В Антиохии внутренняя борьба в Церкви вылилась в частые перемены на епископской кафедре. За кратковременными периодами Максима, Василия и Акакия последовало епископство Мартирия. Против последнего восстал Петр Валяльщик, выдающаяся личность, монофизит, которому удалось последовательно три раза прогнать Мартирия и занять его место, однако лишь для того, чтобы самому быть изгнанным имперскими ставленниками: Иоанном Кодонатом, Стефаном (убитым монофизитской толпой) и, наконец, Каландионом (481). Христологическая традиция старой антиохийской школы была погребена под давлением монофизитства. Особенно она была ослаблена, когда после смерти епископа Ивы (457) Эдесская школа-центр сирийского богословия и культуры-эмигрировала в Нисибис на персидской территории. Новая школа в Нисибисе внесла огромный вклад в интеллектуальное развитие и миссионерское распространение несторианского христианства при «великом митрополите» или «католикосе», проживавшем в Селевкии-Ктесифоне. В Эдессе же то, что еще оставалось от старой школы, было закрыто Зиноном (489). В Египте в это время Тимофей III Салофакиол держался только благодаря покровительству имперских войск. Годы, последовавшие за смертью императора Льва 1 (474), были отмечены борьбой за власть между зятем покойного императора Зиноном, который первым занял трон, и его шурином Василиском. Последний сверг Зинона в январе 475 г., но после его возвращения в сентябре 476-го был сослан. Эта династическая неустойчивость еще яснее показала, насколько христологические споры грозили единству Империи.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Mejendor...

Луппа муч. Кал. (23 авг.). Иринея муч. М. М. (23 авг.). Петра митрополита московск. ДоМак. (24 авг. и 21 дек.). 22 I. Свв. мучч. Агафоника, Зотика, Феопрепия (Боголепа), Акиндина, Севириана и прочих с ними при Максимиане, † в разных местах. Все за Конст. М. М. М. Р. (кроме Коал. 1). М. 11 и 12 в. МКр. Канон Иосифа. Служба. Св. муч. Анфусы и Афанасия , епископа, крестившего ее, и двоих слуг ее Харисима и Неофита в Тарсе при Аврелиане. Вас. Петр. Екл. М. Р. (Анфусы М. М. УКр. Св. 382 авг. 23. Афанасия, Харисима, Неофита М. М. 24 авг. ЧГр. у Лямб. всех 24 авг. Сирм. 21 февр.). Св. муч. Евлалии девицы при Диоклитиане и Максимиане, † ок. 303 г. в Баркиноне (Барселоне). Ч. М. После нее вскоре замучен св. Феликс. (М. Р. Иерон. мР. В. А. У. Н. 12 февр. Есть другая Евлалия емеритская 10 декабря). Празднество Пречистей Деве Богородице, ради чудес от ее честной иконы Грузинской , с 1650 года. Пролог. Любоп. Мес. 1795. 1806. Есть канон Феодора Поликарпова, смотрителя московской типографии, составленный им в 1698 году. Чудотворной иконы сего имени находятся: в красногорском монастыре архангельской епархии, принесенная из Грузии в 1629 году, ради коей и празднество установлено в 1650 г., списки с нее в Москве в церкви Троицы близ варварских ворот и в раифской казанской обители чудотворной; из Грузии же принесенная в московском Алексеевском монастыре. II. Мучч. Иринея, Ора и Оропса мечем. Петр. Акад. 240. (Вас. 23 авг. Хлуд. 35 авг. 24. МКр. авг. 30). Муч. Зинона из дружины Агафоника. Вас. 1146. 1370. Собор Богородицы в Пирсе елладском. Есть особенная брошюра на греч. языке, нам неизвестная. IV. Муч. Феклы . Неап. (вероятно, первомученица 24 сентября. Мощи ее были в Царьграде недалеко от церкви Агафоника, ныне празднуемого. Путешествие Антония стр. 152). Ариадны царицы. Сирм. Тур. Известна одна Ариадна царица, дочь царя св. Льва (457–474), супруга сперва импер. Зинона (474–491), потом импер. Анастасия (491–518). Но она ли здесь разумеется, неизвестно. V. Муч. Луппа . М. 450. У. 1298. М. XV в. Острож. (23 авг.).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010