Пространная история Иерусалимской Церкви. Период I. Часть 3 (451-638) Монофизитские волнения. Святые Савва и Феодосий Еще до окончания деяний IV Вселенского Собора в монашеских кругах Иерусалимской Церкви начали распространяться слухи о принятии Собором несторианской ереси. Патриарх Ювеналий, подорвавший свой авторитет участием в Разбойничьем соборе 449 года, не мог развеять заблуждение вседоверчивой паствы. В результате палестинское монашество, возглавляемое египетским чернецом Феодосием, дерзнувшим даже провозгласить себя Иерусалимским патриархом, при поддержке императрицы Евдокии, окончательно обосновавшейся в Иерусалиме, в неудержимом порыве «сохранить» чистоту веры выступило ярым защитником монофизитской ереси. Это злоучение буквально захлестнуло Палестину, прокатившись по ее городам волной беспорядков. Церковный мир удалось восстановить лишь спустя два года при содействии армии императора Маркиана, который в 453 году ввел свои войска в Святой Град. Испуганный монах Феодосий был вынужден скрыться на горе Синай, а патриарх Ювеналий, став господином положения, сразу же созвал Поместный Собор. Осудив все действия скверного Феодосия, Иерусалимская Церковь официально признала все постановления IV Вселенского Собора, обнародованные специальным соборным посланием, обращенным к монашествующим. Необходимо заметить, что именно при патриархе Ювеналии Иерусалимская Церковь впервые отделила празднование Рождества Христова от Крещения и установила его празднование 25 декабря/7 января. Окончательно эта практика закрепилась в ИПЦ лишь в VII веке. Однако монофизитским волнениям было суждено вспыхнуть новой силой. Скончавшийся в 474 году император Лев I (457-474) оставил власть своему малолетнему внуку, тезке, Льву (474) – сыну Зинона, ставшему вскоре самодержцем (474-491) после скоропостижной кончины при странных обстоятельствах малолетнего Льва. Но в результате заговора, предводителем которого был полководец Василиск, император Зинон в том же году был вынужден покинуть Царьград и скрыться в Исаврии.

http://pravoslavie.ru/40036.html

Введение. Священная римская (византийская) империя Династия Константина I. Святой и равноапостольный Константин Великий (306–337) Глава 1. На пути к единоличной власти Глава 2. Первый Вселенский Собор Глава 3. Переезд в Константинополь, конец жизни II. Константин II (337–340), Констант I (337–350), Констанций (337–361) Глава 1. Соимператорство трёх братьев и единоличное правление Констанция Глава 2. Тринитарные соборы и церковная политика Констанция Глава 3. Личность Констанция III. Юлиан Отступник (361–363) Глава 1. На пути к царству Глава 2. Царствование и преследования христиан Глава 3. Персидский поход Внединастический император IV. Иовиан (363–364), краткое царствование христианского императора Приложение «Варвары и Империя» Династия Валентиниана V. Валентиниан I (364–375), Валент (364–378), Грациан (367383) и Валентиниан II (375–392) Глава 1. Эпоха четырёх императоров Глава 2. Гибель династии западных царей Глава 3. Церковные дела и религиозная политика императоров Династия Феодосия VI. Святой Феодосий I Великий (379–395) Глава 1. Святой император Глава 2. Второй Вселенский Собор. Участие императора в делах Церкви VII. Императоры Аркадий (394–408) и св. Гонорий (395–423) Глава 1. Аркадий, император Востока Глава 2. Император западных провинций VIII. Святой Феодосий II Младший (408–450) и Валентиниан III (425–455) Глава 1. Святая семья Глава 2. Последние Римские императоры Запада Глава 3. Третий Вселенский Собор 431 г. Глава 4. «Разбойный собор» 449 г. Приложение Административно-территориальное устройство Церкви и отношения между кафедрами в III–V bb. IX. Св. Маркиан (450–457) и св. Пульхерия (450–453) Глава 1. «Солдатский» царь, избранник Божий, и Четвёртый Вселенский (Халкидонский) Собор Глава 2. 28-й канон и последние годы великой династии Династия Льва X. Император святой Лев I Великий (457–474) Глава 1. Готский ставленник Глава 2. Война с вандалами Глава 3. Восстановление самодержавия, самовластное правление XI. Лев II Младший (473–474) и Зенон (474–475) XII. Василиск (475–476) Глава 1. Вождь национальной партии Глава 2. Монофизит на троне XIII. Зенон (476–491), повторное правление Глава 1. Исавр у власти. Война с остготами Глава 2. Заговоры и заговорщики, потеря Италии Глава 3. «Энотицон» императора Зенона и «Ацациева схизма» Приложение Положение императора в Церкви и государстве в IV–V bb. XIV. Император Анастасий I (491–518) Глава 1. Избранник жены Глава 2. Дела на Западе и восстание Виталиана Глава 3. Состояние Восточной Церкви и сношения с Римом Глава 4. Результаты царствования Анастасия  

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Г. А. Острогорский Списки правителей 1338 1. Восточная Римская империя (Византия) Императоры в Константинополе Константин I Великий 306–324 1339 –337 Констанций II 353–361 Юлиан Отступник 361–363 Иовиан 363–364 Валент 364–378 Феодосий I 379–395 Аркадий 395–408 Феодосий II 408–450 Маркиан 450–457 Лев I 457–474 Лев II 474 Зинон 474–475 Василиск 475–476 Зинон (повторно) 476–491 Анастасий I 491–518 Юстин I 518–527 Юстиниан I Великий 527–565 Юстин II 565–578 Тиверий I Константин 578–582 Маврикий Тиверий 582–602 Фока 602–610 Ираклий 610–641 Ираклий Константин III 641 Ираклий Младший (Ираклона) 641 Констант II (Константин) 641–668 Константин IV 668–685 Юстиниан II 685–695 Леонтий 695–698 Тиверий II (Апсимар) 698–705 Юстиниан II (повторно) 705–711 Филиппик (Варданий) 711–713 Анастасий II (Артемий) 713–715 Феодосий III 715–716 Лев III Исавр 717–741 Константин V 741–775 Лев IV 775–780 Константин VI 780–797 Ирина 797–802 Никифор I 802–811 Ставракий 811 Михаил I Рангаве 811–813 Лев V 813–820 Михаил II 820–829 Феофил 829–842 Михаил III 842–867 (Регентство Феодоры) 842–856 Василий I Македонянин 867–886 Лев VI 886–912 Александр 912–913 Константин VII Багрянородный 913–945 1340 –959 † Роман I Лакапин 920–944 Роман II 959–963 Василий II 963–976 1341 –1025 † Никифор II Фока 963–969 † Иоанн Цимисхий 969–976 Константин VIII 1025–1028 Роман III Аргир 1028–1034 Михаил IV 1034–1041 Михаил V 1041–1042 Зоя и Феодора 1042 Константин IX Мономах 1042–1055 Феодора 1055–1056 Михаил VI Вринга 1056–1057 Исаак (Исаакий) I Комнин 1057–1059 Константин X Дука 1059–1067 Михаил VII Дука 1067–1071 1342 –1078 † Роман IV Диоген 1068–1071 Никифор III Вотаниат 1078–1081 Алексей I Комнин 1081–1118 Иоанн II Комнин 1118–1143 Мануил I Комнин 1143–1180 Алексей II Комнин 1180–1183 Андроник I Комнин 1183–1185 Исаак (Исаакий) II Ангел 1185–1195 Алексей III Ангел Комнин 1195–1203 Исаак II Ангел (повторно) 1203–1204 † Алексей IV Ангел 1203–1204 Алексей V Дука Мурцуфл 1204 Императоры в Никее Феодор I Ласкарь 1206–1221 Иоанн III Дука Ватац 1221–1254

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

С.Б. Дашков Приложения Императоры Византии 306–1453 (список) Приводится по изданию: Дашков С.Б. Императоры Византии. М.: Издательский дом «Красная площадь», «АПС-книги», 1996. Императоры Византийской Империи до завоевания ее крестоносцами Константин I Великий (306–337) Лициний (308–324) Констант I (337–350) Констанций II (337–361) Юлиан II Отступник (361–363) Иовиан (363–364) Прокопий (узурпатор, правил ок.365) Валент II(364–378) Феодосий I Великий (379–395) Аркадий (395–408) Феодосий II Младший (408–450) Маркиан (450–457) Лев I Макелла Фракианин (457–474) Лев II (474) Зинон (474–491,475–476 – вне Константинополя) Василиск (475–476) Анастасий I Дикор (491–518) Юстин I (518–527) Юстиниан I Великий (527–565) Феодора I (527–548) Юстин II (565–578) Тиверий II (574–582) Маврикий (582–602) Фока (602–610) Ираклий I (610–641) Константин III (641) Ираклеон (Ираклий II) (641) Констант II (641–668) Константин IV Погонат (668–685) Юстиниан II Ринотмет (685–695 и 705–711) Леонтий (695–698) Тиверий III (Апсимар) (698–705) Фнлиппик (Вардан) (711–713) Анастасий II (Артемий) (713–716) Феодосий III (715–717) Лев III Исавр или Сириец (717–741) Константин V Копроним или Каваллин (741–775, 742–743 – вне Константинопля) Артавасд (742–743) Лев IV Хазар (775–780) Ирина (780–790 и 797–802) Константин VI Слепой (790–797) Никифор I Геник (802–811) Ставракий (811) Михаил I Рангаве (811–813) Лев V Армянин (813–820) Михаил II Травл (820–829) Феофил (829–842) Феодора (II) (842–856) Михаил III Пьяница (856–867) Василий I Македонянин (867–886) Лев VI Философ (886–912) Александр (912–913) Зоя I Карвонопсина (914–919) Роман I Лакапин (919–944 16 дек.) Константин VII Порфирогенет (самостоят. с 27 янв. 945 – †959 ноябрь) Роман II (959– †963 марта 15) Феофано (963) Никифор II Фока (963–969) Иоанн I Цимисхий (969–976) Василий II Булгароктон (976–1025) Константин VIII (1025 –1028) Роман III Аргир (1028 –1034) Михаил IV Пафлагон (1034–1041) Михаил V Калафат (1041 –1042) Зоя II Порфирогенита (1042) Константин IX Мономах (1042–1055)

http://azbyka.ru/otechnik/Yustinian-1/im...

Том II Содержание К переизданию цикла общих работ А. А. Васильева по истории Византии А.Г. Грушевой Основные вехи жизни А. А. Васильева Список трудов А. А. Васильева Предисловия Глава 1. Очерк разработки истории Византии Краткий очерк разработки истории Византии на Западе Общие популярные обзоры истории Византии Очерк разработки истории Византии в России Периодика, справочные издания, папирология Глава 2. Империя от времен Константина до Юстиниана Великого Константин Великий и христианство «Обращение» Константина Арианство и первый Вселенский собор Основание Константинополя Реформы Диоклетиана и Константина Императоры и общество от Константина Великого до начала шестого века Констанций (337–361) Юлиан Отступник (361–363) Церковь и государство в конце IV века Германский (готский) вопрос в IV веке Национальные и религиозные интересы эпохи Аркадий (395–408) Разрешение готского вопроса Иоанн Златоуст Феодосии II Малый, или Младший (408–450) Богословские споры и третий Вселенский собор Стены Константинополя Маркиан (450–457) и Лев I (457–474). Аспар Четвертый Вселенский собор Зенон (474–491), Одоакр и Теодорих Остготский Акт единения Анастасий I (491–518) Общие выводы Литература, просвещение и искусство Глава 3. Юстиниан Великий и его ближайшие преемники (518–610) Царствование Юстиниана и Феодоры Войны с вандалами, остготами и вестготами; их результаты. Персия. Славяне Значение внешней политики Юстиниана Законодательная деятельность Юстиниана. Трибониан Церковная политика Юстиниана Закрытие афинской школы Церковные проблемы и пятый Вселенский собор Внутренняя политика Юстиниана. Восстание «Ника» Налогообложение и финансовые проблемы Торговля в царствование Юстиниана 1 Косма Индикоплов Защита византийской торговли Непосредственные преемники Юстиниана Война с персами Славяне и авары Религиозные дела Формирование экзархатов и переворот 610 г. Вопрос о славянах в Греции Литература, просвещение и искусство Глава 4 . Эпоха династии Ираклия (610–717) Внешнеполитические проблемы.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Vasi...

Сохранились 2 Жития М.: анонимное, т. н. древнее (BHG, N 1027z; изд.: Dagron. 1968. P. 287-321), и составленное прп. Симеоном Метафрастом на основе предыдущего (BHG, N 1028; изд.: PG. T. 116. Col. 705-745). Древнее Житие является 2-м по значению (после Жития прп. Александра К-польского, основателя общины акимитов - BHG, N 47; Stoop E., de. Vie d " Alexandre l " Acémète//PO. 1911. T. 6. Fasc. 5. Col. 645-657, 658-702 [греч. текст с лат. переводом]) источником сведений по истории к-польского монашества и истории обители «неусыпающих», сыгравшей важную роль в церковной и культурной жизни Византии. Самая ранняя сохранившаяся рукопись (X в.) происходит из Студийского мон-ря, к-рый являлся прямым наследником духовного и культурного значения обители акимитов. По предположению Ж. Дагрона, Житие составлено в сер. VI в. монахом этой обители. Исследователь объясняет такое позднее время создания Жития М. в основном тем, что автор по каким-то причинам умалчивает о роли М. в начале монофизитского кризиса в сер. V в., о его участии в Эфесском Соборе 449 г., об отношении к ересиарху Евтихию , а также к Феодориту, еп. Кирскому, и к папе свт. Льву I Великому. Дагрон полагал, что Житие было написано во время полемики с несторианами и попыток имп. Юстиниана I (527-565) достичь компромисса c монофизитами. Однако наиболее выраженная политика компромисса и стремление отказаться от полемики с еретиками были свойственны имп. Анастасию I (491-518) и еще раньше - имп. Зинону (474-475, 476-491). В 36-й гл. Жития сказано, что М. жил не так давно, «при наших отцах», т. е. анонимный автор имеет в виду, что его духовные отцы в мон-ре акимитов были духовными детьми М. Т. о., создание текста можно также предположительно отнести к последним годам правления Анастасия; автор не знал лично М. и не был свидетелем событий, о к-рых повествует. Есть и еще одна гипотетическая причина замалчивания богословских моментов: возможно, автор хотел исключить любой повод для обвинения М. в ереси, как это случилось с основателем обители прп. Александром Константинопольским , обвиненным в мессалианстве. Несмотря на то что текст был написан уже после смерти преподобного и никакие спорные богословские моменты не могли угрожать автору, как это произошло с прп. Александром (был отправлен в ссылку), автор тем не менее опасался каким-то образом скомпрометировать память великого игумена или вызвать нестроения, способные помешать растущему процветанию обители.

http://pravenc.ru/text/2562286.html

В раннехрист. эпоху в М. была образована епископская кафедра, которая подчинялась митрополии Аназарва. Уже во 2-й пол. III в. она занимала значительное положение в Антиохийской Церкви. Первый известный епископ М. принимал участие в Антиохийских Соборах, на которых было осуждено учение Павла Самосатского († 275), еп. Антиохийского ( Euseb. Hist. eccl. VII 30). В 20-40-х гг. IV в. кафедру занимал Македоний, который известен гл. обр. по трудам свт. Афанасия I Великого как один из сторонников арианства . В 325 г. Македоний принял участие во Вселенском I Соборе в Никее, однако позднее уклонился в ересь. Участвовал в Тирском Соборе 335 г., осудившем свт. Афанасия. Позднее с др. участниками Собора подписал послания к еп. (папе) Римскому Юлию I (337-352) и имп. Константу I . Ок. 343 г. Македоний присутствовал на Сардикийско-Филиппопольском Соборе и вновь поддержал антиникейскую партию. В кон. 50-х или в 60-х гг. IV в. стараниями еп. Авксентия в М. была построена кафедральная базилика. В нее были помещены мощи мучеников Тараха, Прова и Андроника, перенесенные еп. Авксентием в М. из Аназарва. Впосл. эти мученики почитались как защитники христиан Киликии. Среди древних епископов М. наиболее известен в истории вост. христианства Феодор , родом из Антиохии, знаменитый ритор и богослов Антиохийской школы (см. также статьи Богословские школы древней Церкви , Несторианство ), ученик Ливания и близкий друг свт. Иоанна Златоуста и блж. Феодорита , архиеп. Кирского. Феодор занимал кафедру с 392 по 428 г. и был учителем Нестория († ок. 451), архиеп. К-польского (428-431). Преемник Феодора еп. Мелетий участвовал во Вселенском III Соборе в Эфесе 431 г. и проявил себя как твердый сторонник Нестория. Из-за осуждения последнего Мелетий даже вступил в конфликт с архиеп. Иоанном I († 441/2) и большинством иерархов Антиохийской Церкви. В 433 г. был низложен и заменен еп. Фомой (Хоматием). С этого времени община М. в основном придерживалась Православия, однако архиеп. Иоанн Антиохийский в письме к свт. Проклу , архиеп. Константинопольскому (434-447), в нач. 40-х гг. V в. отмечал, что в Киликии сохраняют большое влияние сторонники Нестория. В 490 г. по приказу имп. Зинона (474-475, 476-491) был низложен епископ М. Иулиан как сторонник антихалкидонита Петра Гнафевса , патриарха Антиохийского, отказавшийся подписывать «Энотикон» .

http://pravenc.ru/text/2564148.html

Дополнения 5 Часть II. Заметки Стран. 8 внизу: при сравнении службы 4 января апостолам со сниском их в четиих славянских минеях оказывается, что в службе не поминаются находящиеся в минеях: Симеон, Тимофей, Онисим, Епафрас, Архипп, напротив есть Кесарь, Кифа и Матфий, которых нет в минеях. Климент по Дорофееву списку и греческому синаксарю (10 сент. и 22 апр.) есть епископ Сардики, а по славянским минеям 4 янв. епископ Рима. К 18 января стран. 29 о Ксении. Она скончалась 18 января, а 18 января во второй половине V века падает на годы 465, 471 и 476. К 17 февр. стран 56 о мощах Мины Калликелада конец изложить: Канон Иосифа, в коем он говорит: покланяюся мощем (10 дек.), написан при импер. Василие I. Хотя западное предание говорит, что импер. Зинон (474–491) дал главу Мины французскому дворянину из Лангра, что предполагает пренесение мощей его в Царьград при Маркиане, (см. 16 января заметку), но глава сия другого Мины, по Штадлеру, каппадокийского. К 5 марта строк. 71 об Исихии иерус. У Филарета кончина его полагается в 432 году, у Мюллера ок. 434 года. К 30 марта стран. 92 об Иоанне лествичнике : патриарх Петр умер в 564 году (Евагрия Ц. Истор. Ш. 36). Но в указываемом Филаретом месте у Евагрия не определяется время кончины Петра. По Ле-Кьену Петр скончался в 544 году. Итак, разноречия не малы и трудно найти здесь истину. К 17 мая стран. 139, строчка 1. Дорофей или Псевдо-Дорофей, по Мартынову, сделал из Иунии мужа Иуния вопреки писанию. Но в экземплярах Дорофеева списка нам известных (см. 4 янв.) нет в 70 апостолах Иуния. К 4 сентяб. стран. 273 об Ермионии. Едва ли предание не слило дочерей двух апостолов, приписав дочери Филиппа из 70 кончину в Ефесе, в коем почила на самом деле дочь Филиппа из 12. К 14 сент. к стран 289 после слов отселе начался праздник Воздвижения креста: в сей год (335) 13 сентября -день освящения храма Воскресения падает на субботу, а Воздвижение на воскресение и потому вдвойне прилично было воспеть в Иерусалиме: кресту твоему покланяемся Владыко и святое воскресение твое славим.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

Избрание Кипрских Архиепископов: история и современность (версия для печати)/Православие.Ru Избрание Кипрских Архиепископов: история и современность Православие.Ru , 17 января 2005 г. Историческая справка о статусе Кипрских Архиепископов Остров Кипр был просвещен апостольской проповедью с первых веков христианской эры. Образовавшаяся здесь Кипрская Церковь изначально управлялась независимыми Архиепископами. III Вселенский Собор (431 г.) утвердил за ней своим 8-ым правилом право на автокефалию. Впоследствии император Зенон (474-491 гг.) не только подтвердил это решение Собора, но и предоставил Архиепископам Кипра некоторые отличия, сохраняемые ими до сегодняшнего дня: ношение пурпурной мантии и императорского скипетра вместо обычного архиерейского жезла, подпись на официальных документах красными чернилами, а также титул «Блаженнейший». В последующие годы автокефалия Кипрской Церкви была еще раз подтверждена 39-м правилом Пято-Шестого (Трулльского) Собора (692 г.). Икона Божией Матери Киккская Несмотря на вышеуказанные соборные постановления, Антиохийский Патриархат сохранял стремление упразднить церковную автокефалию Кипра: в V веке эту попытку предпринял Патриарх Петр Гнафевс (сторонник монофизитской ереси), а в 1598 г. – Патриарх Иоаким. Со времени Крестовых походов и установления на острове господства католических королей из французской династии Лузиньянов началось ослабление православной церковной иерархии Кипра. Количество епархий сократилось с четырнадцати до четырех. В 1260 г. Римский Папа Александр IV издал буллу, которая определила положение православных на все остальное время латинского управления на острове. Согласно этому документу, была упразднена должность православного Архиепископа Кипра; четыре греческих епископа могли жить только в установленных им местах; их избрание происходило после присяги на верность и повиновение латинским епископам. В 1571 г. Кипр был захвачен турками. Турецкий Паша Кипра разрешил православным отправиться в Константинополь, где они исходатайствовали грамоту о восстановлении нормальной церковной жизни на острове (кстати, удалось это за большие деньги). В 1572 г. в Константинополе прошел Собор, на котором были избраны и хиротонисаны Архиепископ и два епископа для Кипрской Церкви. При этом Архиепископ Кипра также получил титул «милет-баши», что делало его ответственным перед султанской властью за все христианское население острова.

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/p...

М. род. в Александрии, затем переселился в К-поль, где был возведен в сан пресвитера. Возглавлял ксенодохий (странноприимный дом) св. Сампсона. Своим избранием на К-польскую кафедру во многом обязан папе Римскому свт. Агапиту I (535-536), который, исполняя поручение остгот. кор. Теодахада (Теодата; 534-536), стремившегося избежать визант. вторжения в Италию, в марте 536 г. прибыл в К-поль. Понтифик отказался вступить в общение с патриархом К-польским Анфимом I (535-536), участником собеседований с приверженцами Севира († 538), бывш. патриарха Антиохийского, состоявшихся в 532 г. по инициативе имп. св. Юстиниана I (527-565), целью к-рого являлось восстановление единства между халкидонитами и сторонниками умеренного монофизитства . Принимая «Энотикон» имп. Зинона (474-475, 476-491), Анфим выступал лишь за частичный пересмотр постановлений Вселенского IV Собора . В ходе переговоров с Севиром Антиохийским Анфим признал учение об одной природе во Христе, что, однако, было заметно смягчено теопасхитскими выражениями (см. ст. Теопасхизм ), согласно которым «Бог Слово пострадал не в Своей природе, а во плоти, единосущной нам» ( Zach. Rhet. Hist. eccl. 9. 21). Подобная т. зр. была характерна и для имп. Юстиниана, к-рый в письме к насельникам монастыря Энатон в Египте (CPG, N 6878) утверждал, что использовавшуюся свт. Кириллом , архиеп. Александрийским († 444), формулу «единая воплощенная природа Бога Слова» (μα φσις το Θεο Λγου σεσαρκωμνη) следует понимать в контексте дифизитской христологии святителя, т. е. как указание на Божество Логоса, соединенное с Его человечеством ( Justinianus. Contra Monophysitas. 7-22, 157-160// Schwartz E., Hrsg. Drei dogmatische Schriften Iustinians. Münch., 1939. S. 8-11, 33-34). Однако в своем стремлении достичь компромисса с монофизитами Анфим пошел дальше, чем это предполагалось императором. Возможно, патриарх К-польский считал необходимым посмертно осудить Феодора , еп. Мопсуестийского († 428), Иву , еп. Эдесского († 457), и Феодорита , еп. Кирского († ок. 460) (см. ст. «Три Главы» ), что еще не было подготовлено богословски, хотя впервые о возможности осуждения «Трех Глав» имп. Юстиниан упомянул во время собеседования 532 г. Кроме того, монофизиты понимали (по всей видимости, не вполне корректно) нек-рые компромиссные высказывания Анфима как направленные против «Томоса» папы Римского свт. Льва I Великого (440-461) и Халкидонского Собора (подробнее см.: Грацианский. 2016. С. 135-160, 172-182).

http://pravenc.ru/text/2563232.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010