Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ВОСТОЧНО-СИРИЙСКИЙ ОБРЯД литургическая традиция ряда Вост. христ. Церквей: Ассирийской Церкви Востока , Халдейской католической Церкви , Сиро-Малабарской католической Церкви . Др. названия этой традиции - персид., несторианская, ассир., ассиро-халдейская, месопотамская,- хотя встречаются в лит-ре, в наст. время по разным причинам признаны менее удачными. Название «В.-с. о.», наиболее нейтральное из всех, с одной стороны, помогает отличить эту традицию от западно-сир., с другой - подчеркивает ее обособленность от грекоязычной визант. традиции. Богослужение в Церквах В.-с. о. до наст. времени ведется преимущественно на сир. языке (диалект арамейского), хотя также используются араб. и язык малаялам (в инд. шт. Керала). Происхождение и история Восточно-сир. литургическая традиция зародилась на территориях к востоку от р. Евфрат, не входивших в состав Римской империи. История В.-с. о. разделяется на 3 периода: персид., араб. и период католич. влияния. Персидский период (224-651) Христиане присутствовали в Месопотамии уже с сер. II в. В III в. эта территория была завоевана персами. Тем не менее центром христианства долгое время оставался г. Эдесса, к-рый с 216 г. входил в состав Римской империи. Ок. 300 г. персид. христиане были объединены под упр. Католикоса Селевкии-Ктесифона на р. Тигр (недалеко от совр. г. Багдада), к-рый позднее стал именоваться патриархом. При этом часть общин находилась в ведении Антиохийского Патриархата. В 410 г. Собор в Селевкии-Ктесифоне, созванный по повелению персид. царя Яздигерда I, одобрил каноны Вселенского I и Константинопольского I Соборов, а также ряд канонов Антиохийских Соборов . Помимо прочего на Соборе 410 г. было постановлено совершать богослужение «по западному обряду», принесенному в Персию из Антиохии еп. Мартирополя Марутой и одобренному Католикосом Селевкии-Ктесифона Исааком (13-й канон; см.: Chabot. Synod. orient. P. 266). Однако до сер. VII в. в разных местностях богослужение совершалось со своими обрядовыми особенностями (см., напр., ответы патриарха Ишоява I (582-595) на письмо Иакова, еп. Дарайского (Ibid. P. 428)). После осуждения в 431 г. Нестория Церковь Востока, тяготевшая к крайностям антиохийской христологии, сформулированным Феодором Мопсуестийским , отпала от общения с Церковью Византии. После того как при имп. Зиноне (474-491) начались изгнания несториан из Византии, контакты вост. христиан с Западом стали сокращаться. При этом в литургическом общении с Церковью Востока находились инд. христиане ап. Фомы, иерархия к-рых была с ней связана. Поворотным моментом в отношениях с Византией стала изоляция Церкви Востока после завоевания Месопотамии арабами-мусульманами. В арабский период (651-1258)

http://pravenc.ru/text/Восточно-сирийски...

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Зенон (474-491), Одоакр и Теодорих Остготский Акт единения Анастасий I (491-518) А.А.Васильев. История Византийской империи Зенон (474-491), Одоакр и Теодорих Остготский После смерти Льва I (474 г.) императором сделался шестилетний внук его Лев, который умер в том же году, успев объявить соимператором своего отца Зенона, из дикого малоазиатского племени исавров. Зенон после смерти сына сделался императором (474- 491). С его воцарением прежнее германское влияние при дворе сменилось новым варварским влиянием - исаврийским. Дикие исавры получили в столице преобладающее значение, занимая лучшие места и ответственные должности. Зенон, увидев, что среди его соплеменников были люди, поднявшие против него восстание, решительно выступил против повстанцев и подавил мятеж в самой горной Исаврии, где велел срыть большую часть укреплений. Исаврийское же влияние в столице продолжалось до самой смерти Зенона. Со временем Зенона связаны очень важные события в Италии. Во второй половине V века там получили решающее значение предводители германских дружин, которые по своему желанию возводили и низводили императоров в Риме. В 476 году один из предводителей варварских дружин, Одоакр (или Одовакар), низложил последнего западного императора, юного Ромула Августула, и стал сам править в Италии; но, чтобы закрепить свое право на управление Италией, он отправил от имени римского сената посольство к Зенону с уверением, что для Италии особого императора не надо и что таким императором должен быть Зенон; но в то же время Одоакр просил Зенона пожаловать его титулом римского патриция и уполномочить управлять Италией. Просьба Одоакра была исполнена: он стал узаконенным правителем Италии. Прежде считали 476 год годом падения Западной Римской империи; но это неверно, так как в V веке еще не было особой Западной Римской империи; была, как и прежде, одна Римская империя, которой управляли два государя, один в восточной, другой в западной ее части. В 476 же году в империи снова был один император, а именно: император ее восточной половины Зенон.

http://sedmitza.ru/lib/text/434277/

II. Хронологический перечень римских и греческих императоров, восточных патриархов, римских пап, русских князей, царей и императоров А. Римские и греческие императоры Октавиан Август 30 до P. X. – 14 по P. X. Тиверий 14–37. Кай Калигула 37–41. Клавдий I 41–54. Нерон 54–68. Гальба, Оттон и Вителлий 68–70. Веспасиан 70–79. Тит 79–81 . Домициан 81–96. Траян 98–117. Адриан 117–138. Антонин Пий 138–161. Марк Аврелий 161–180. Коммод 180–192. Пертинакс 192. Дидий Юлиан 193. Септимий Север 193–211. Каракалла 211–217. Макрин 217–218. Гелиогабал 218–222. Александр Север 222–235. Максимин I 235–238. Гордиан и другие 238–244. Филипп аравитянин 244–­249. Декий 249–251. Галл 251–253. Валериан 253–259. Галлиен 260–268. Клавдий II 268–270. Аврелиан 270–275. Фацит 275–276. Проб 276–282. Кар 282–283. Нумериан и Карин 283­–284. На востоке. Диоклитиан 284–305. Максимиан Галерий 305–311. Максимин Дака 305–313. Св. Константин В. 306–337. Ликиний 307–324. Константин II 337–340. Констанций II 337–361. Юлиан Отступник 361–363. Иовиан 363–364. Валент 364–378. Феодосий В. 379–395. Аркадий 395–408. Феодосий II 408–450. Маркиан 450–457. Лев I 457–474. Лев II 474. Василиск 474–477. Зенон 474–491. На западе. Максимиан 284–305. Максентий 305–312. Констанций I Хлор 305–306. Св. Константин В. 306–337. Констант 337–350. Магненций 350–353. Констанций 353–361. Юлиан Отступник 361–863. Иовиан 363–364. Валентиниан I 364–375. Грациан 375–383. Валентиниан II 383–392. Феодосий В. 383–395. Гонорий 395–423. Валентиниан III 423–455. Максим 455. Авит 456. Майориан 457–461. Либий Север 461–465. Анфимий 467–472. Олибрий 472. Гликерий и Юлий Непот 472–474. Ромул Августул 475–476. На востоке. Анастасий I Дикор 491–518. Иустин I 518–527. Св. Иустиниан I 527–565. Иустин II 565–578. Тиверий II 578–582. Маврикий 582–602. Фока 602–610. Ираклий 610–641. Константин III 641. Констанс или Константин (1V) 641–668. Константин Погонат IV (V) 668–685. Иустиниан II 685–695. Леонтий 695–698. Тиверий III 698–705. Иустиниан II (вторично) 705–711.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

Прибавление Римские и греческие императоры, патриархи восточные, римские пары, русские князья и цари, митрополиты и патриархи. Римские и греческие императоры Октавиан Август. † 14. Тиверий 14–37. Кай Калигула 37–41. Клавдий I 41–54. Нерон 54–68. Гальба и Вителлий 68–70. Веспасиан 70–79. Тит 79–81 . Домициан 81–96. Нерва 96–98. Траян 98–117. Адриан 117–138. Антонин Пий 138–161. Марк Аврелий 161–180. Коммод 180–192. Септимий Север 193–211. Каракалла 211–217. Гелиогабал 218–222. Александр Север 222–235. Максимин I 235–238. Гордиан и другие 238–244. Филипп аравитянин 244–249. Декий 249–251. Галл 251–253. Валериан 253–259. Галлиен 260–268. Клавдий II 268–270. Аврелиан 270–275. Тапит 275–276. Проб 276–282. Кар 282–283. Нумериан и Карин 283–284. На Востоке Диоклитиан 284–305. Максириан Галерий 305–311. Максимин Дака 305–313. Ликиний 311–324. Св. Константин В. 324–337. Константм II 337–340 Констанций 337–361. Иулиан 361–363. Иовиан 363–364. Валент 364–378. Св. Феодосий В. 379–395. Аркадий 395–408. Св. Феодосий II 408–450. Маркиан 450–457. Св. Лев I 457–474. Лев II 474. Василиск 474–477. Зенон 474–491. На Западе Максимиан 284–305. Максентий 305–312. Констанций Хлор 305–306. Константин В. 306–337. Констант 337–350. Магненций 350–353. Констанций же 353–361. Иулиан же 361–363. Иовиан же 363–364. Валентиниан I 364–375. Грациан 375–383. Валентиниан II 383–392. Феодосий В. 383–395. Гонорий 395–423. Валентиниан III 423–455. Авит 456. Майориан 457–461. Либий Север 461–465. Анфимий 467–472. Гликерий и Юлий Непот 472–474. Ромул Августул 475–476. На Востоке Анастасий Дикор 491–518. Иустин I 518–527. Св. Иустиниан I 527–565. Иустин II 565–578. Тиверий 578–582. Св. Маврикий 582–602. Фока 602–610. Ираклий 610–641. Св. Константин III (иными не считается) 641 г. Констанс или Константин (IV) 641–668. Констант. Погонат IV (V) 668–685. Иустиниан II 685–711. Филипп Бардан 711–715. Анастасий II 713–715. Феодосий III 715–717. Лев III Исавр 717–741. Константин V (VI) Копронин 741–775. Лев IV Хазар 775–780.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

[греч. Ιωννης Κωδωντος], патриарх Антиохийский (3 месяца в кон. 476 - нач. 477, ок. 480-481), один из лидеров монофизитской церковной партии в Сирии; также упоминается как Иоанн Апамейский или Иоанн Тирский. В 50-60-х гг. V в. И. К. был клириком и пресвитером в К-поле ( Mansi. Vol. 8. Col. 995-98; PL. 58. Col. 59-61; Theoph. Chron. P. 113-114). По-видимому, еще в это время он сблизился с Петром Гнафевсом , к-рый был клириком ц. св. Вассы в Халкидоне. C ним вместе И. К. прибыл в Антиохию, где при протекции магистра армии Востока Зинона (визант. император в 474-475, 476-491) Петр Гнафевс был поставлен в патриархи (ок. 470). По сведениям визант. хрониста Феофана Исповедника (IX в.), И. К. в это же время (вероятно, ок. 470 или в 475-476) был поставлен Петром Гнафевсом во епископа Апамеи ( Theoph. Chron. P. 113-114). Как сторонник неоднократно низлагавшегося еретичествующего патриарха И. К. не был принят паствой и вынужден был вернуться в Антиохию ( Felix III, papa. Breviculus Historiae Eutychianistarum//PL. 58. Col. 933; Mansi. T. 8. Col. 1064; Liberat. Breviar.//PL. 68. Col. 1027). Осенью 476 г., после победы имп. Зинона над Василиском в гражданской войне, Петр Гнафевс был в очередной раз лишен кафедры и отправлен в ссылку, поскольку в период междоусобицы в Византии он поддержал Василиска ( Evagr. Schol. Hist. eccl. III 8, 10; Theoph. Chron. P. 125). Антиохийские клирики, сочувствовавшие Петру, избрали на его место И. К. как близкого к нему человека. И. К. управлял Антиохийским престолом всего 3 месяца. В 477 г. Собор вост. епископов, инициированный императорской властью, низложил И. и избрал вместо него патриархом Стефана II, ревностного сторонника Всел. IV Собора ( Felix III, papa. Breviculus//PL. 58. Col. 933; Mansi. T. 8. Col. 1018; Liberat. Breviar.//PL. 68. Col. 1027; Theoph. Chron. P. 125). После получения известия об избрании Стефана патриарх Акакий К-польский также осудил Петра Гнафевса и И. К., признал их низложения, о чем известил Римского папу Симплиция ( Felix III, papa. Breviculus//PL. 58. Col. 933). Осуждение И. Римским Собором в 478 г. было наиболее строгим. В своем послании папа Симплиций ставил И. К. в один ряд с ранее осужденными еретиками Тимофеем Элуром и Петром Гнафевсом и сравнивал его с Иудой ( Mansi. T. 8. Col. 956).

http://pravenc.ru/text/469620.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИОАНН II (I) ИМУЛА Иоанн Имула (Мела; Монах) [греч. Ιωννης Ημολα; лат. Ioannes Hemula, Mela] ( 29.04. 504/5), патриарх Александрийский (с 496), св. Коптской Церкви (пам. копт. 4 пашонса (29 апр.)), противник вероучения Халкидонского Собора. Правосл. Александрийский патриарх Иоанн I Талайя (482) никогда не признавался законным монофизитами. Вместо него в традиции Коптской Церкви как «Иоанн I» числится И. И. благодаря «Истории Александрийских патриархов» коптского иерарха и писателя Севира ибн аль-Мукаффы (X в.). Кроме того, И. И. встречается и в правосл. традиции: в перечне патриарха Никифора I К-польского (нач. IX в.) он значится как 35-й предстоятель Александрийского престола. До Патриаршества И. И. имел сан пресвитера, подвизался в егип. мон-ре св. Макария Великого (Дейр-Анба-Макар) в Скиту (Вади-эн-Натрун). Его возведение на престол положило начало новой традиции избрания патриархов не из числа клира Александрии, а из монахов пустыни. Прозвище Имула появляется по-гречески у визант. хрониста Феофана Исповедника (нач. IX в.; Theoph. Chron. P. 140), в лат. форме - в хронике Виктора Туннунского (VI в.), в искаженном виде Мела - у Либерата Карфагенского (VI в.). По-видимому, время Патриаршества И. И. наиболее верно определил Феофан и позднее повторил Евтихий Александрийский (X в.). Согласно им, И. И. занимал кафедру 9 неполных лет - с 6-го по 15-й год правления имп. Анастасия. Виктор Туннунский приписывает И. И. всего неск. дней епископата в 495 г. и называет его преемником Иоанна III Никиота, кончину к-рого относит к 517 г. Согласно Севиру, И. И. занимал престол 8 лет; его правление не ознаменовалось крупными событиями. Севир отнес Патриаршество И. И. к 494-502 гг. и ошибочно связал его с правлением имп. Зинона (474-491). По его версии, И. И. обратился с ходатайством к Зинону о поддержке егип. мон-ря св. Макария. Вероятно, стремление Севира отнести Патриаршество И. И. к эпохе Зинона связано с копт. легендой о св. Иларии , дочери Зинона, якобы подвизавшейся в этом мон-ре (см.: Изречения египетских отцов: Памятники лит-ры на копт. языке/Введ., пер. и коммент.: А. И. Еланская. СПб., 20012. С. 305-313). Из повествования Севира достоверным можно считать рассказ о привилегиях, к-рых И. И. добился для мон-ря св. Макария.

http://pravenc.ru/text/469608.html

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых  Икона Пресвятой Богородицы " Арматийская (Амартийская) " Описания иконы Описание иконы Арматийская (Амартийская) Источник: Настольная книга церковно-священно-служителя, автор - С. В. Булгаков Арматийская или Амартийская св. икона, находившаяся в существовавшей прежде в Константинополе Арматийской обители, представляет собою изображение Богоматери, склонившей Свою главу влево и поддерживающей левою рукою согнутую левую же руку стоящаго на Ея левом колене и обнимающаго Ее Своею правою рукою Богомладенца. Празднование в честь этой св. иконы установлено в воспоминание избавления Восточной Церкви от иконоборцев. Описание иконы Пресвятой Богородицы Арматийская (Амартийская) Празднество сей чудотворной иконе установлено в память избавления от иконоборства. Она находится в Арматийской обители при Черном море. Название свое получила от Арматия, воинского магистра, племянника тирана Василиска и современника императора Зинона (474-491) Особенностью иконографии А. и. является то, что Младенец Христос стоит вполоборота справа от Богоматери, обнимая Ее правой ручкой; Богоматерь поддерживает Младенца, касаясь Его левой, согнутой в локте ручки (вариант - головка Младенца прижимается к лику Богоматери). В XVIII-XIX вв. А. и. получила достаточно широкое распространение (как правило, с подписью: «Амартийская») на гравюрах, на иконах с чтимыми образами Богоматери и на «духовных листах» народных картинок (Ровинский. С. 675). Время установления празднования А. и. неизвестно. В греч. Минеях и слав. Прологе отмечены дни памяти 17 авг. и 21 июля Описание иконы Арматийская (Амартийская) из книги Е. Поселянина Источник: Книга " Е. Поселянин. Богоматерь. Описание Ее земной жизни и чудотворных икон " Амартийская икона Божией Матери называется еще Арматийской, и это последнее ее наименование более правильно, чем первое. Она находилась в Константинополе, в так называемой Арматийской обители, которая в настоящее время уже не существует. Место, где была расположена эта обитель, называлось «Арматиевы» или «в Арматиевых» и получило такое наименование от Арматия, воинского магистра, племянника тирана Василиска и современника императора Зенона (474—491 годах). Празднество чудотворной иконе Амартийской или Арматийской установлено в воспоминание избавления от волновавшей Восточную церковь ереси иконоборчества.

http://pravicon.com/icon-528

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ЗИНОН († 9.04.491, К-поль), имп. Вост. Римской (Византийской) империи (9 февр. 474 - 9 янв. 475 и с авг. 476). Наст. имя Тарасикодисса (греч. Κοδισσος - Ioan. Malal. P. 376; Κοδισσες - Chron. Pasch. P. 599; Ταρασικοδσσα Ρουσουμβλαδετης - Phot. Bibl. Cod. 79); из княжеского рода племени исавров (населяли горную область на юге М. Азии). Имя З. взял в начале карьеры в память о полководце Зиноне, также исавре, который был приближенным имп. Феодосия II в 40-х гг. V в. З. служил в составе исаврийской придворной гвардии в К-поле. Ок. 465 г. имп. Лев I приблизил З. ко двору, ок. 468 г. назначил магистром армии Востока. З. женился на дочери имп. Льва Ариадне и тем самым упрочил свое положение. Ок. 467 г. у З. и Ариадны род. сын Лев Младший. В 467 г., в момент острого противостояния между имп. Львом и гот. дружинами, в К-поле дворцовая стража во главе с З. и Василиском (брат имп. Верины, жены Льва I) отбила нападение готов на дворец и изгнала их из столицы. В 469 г. З. был консулом, вел военные операции против готов на Балканах. Тогда же в военном лагере на З. было совершено неудачное покушение; З. сумел укрыться в Сердике (ныне София). Имп. Лев I считал, что его зять З. не мог претендовать на имп. престол, несмотря на родство с правящей династией. Предполагалось, что наследником должен стать Лев Младший, к-рый 18 нояб. 473 г. был объявлен цезарем и соправителем имп. Льва I. Вскоре имп. Лев I умер (18 янв. 474), а малолетний имп. Лев II 9 февр. 474 г. провозгласил соправителем своего отца З. В нояб. 474 г. имп. Лев II неожиданно умер, и З. оказался единоличным правителем империи. Солид с изображением имп. Зинона (аверс). 2-я пол. V в. Солид с изображением имп. Зинона (аверс). 2-я пол. V в. Положение З., несмотря на его прочные связи с правящей семьей, было очень неустойчивым. В янв. 475 г. З. вновь был объявлен консулом, однако в ближайшие дни в г. Гераклея Понтийская против него был поднят мятеж во главе с Василиском. 9 янв. 475 г. З., решив не продолжать борьбу за имп. престол, бежал из К-поля в Исаврию, где в течение полутора лет скрывался в труднодоступной горной местности. Тем временем Василиск вступил в конфликт с Вериной и открыто поддержал монофизитов, спровоцировав проявления недовольства среди правосл. населения. Ситуация усугубилась тем, что Василиску изменили военачальники исавров Илл и Трокунд. Летом 476 г. Василиск организовал поход в Исаврию, чтобы уничтожить З. Однако вскоре магистр Армат перешел на сторону З., заключил с ним соглашение и повернул армию на К-поль и выступил против Василиска. В авг. 476 г. З. вернулся в К-поль и был встречен с триумфом; Василиск и его семья были уморены голодом. По новому соглашению о разделе власти З. провозгласил своим соправителем сына Армата, а магистр Илл в 478 г. занял пост консула.

http://pravenc.ru/text/199875.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ДОМНИКА Прп. Домника. Фрагмент миниатюры из Минология Василия II. 976-1025 гг. (Vat. gr. 1613. P. 308) Прп. Домника. Фрагмент миниатюры из Минология Василия II. 976-1025 гг. (Vat. gr. 1613. P. 308) Домника [греч. ομνκα, ομνκη, ομννα] († ок. 474), прп. (пам. 8 янв.). Родом из Карфагена (Сев. Африка). Д. во время правления имп. Феодосия Великого (379-395) вместе с 4 девами приехала в К-поль. К-польский архиеп. Нектарий (381-397), получив откровение от Бога, принял Д. и крестил. Затем она удалилась в мон-рь. Преуспев в духовных подвигах, Д. взошла на вершину подвижничества и удостоилась от Господа дара чудотворений. Д. скончалась в правление имп. Зинона (474-491). В Минологии имп. Василия II (кон. X в.) память Д. находится под 10 янв. Здесь Нектарий назван патриархом. Он не только ввел Д. в монастырь, к-рый она основала во имя прор. Захарии, но и посвятил в диакониссы. Д. предсказывала будущее императорам и патриархам, за что и почиталась ими. Прп. Никодим Святогорец сообщает, что Д. пришла в К-поль вместе с 40 девами. В греч. «Энциклопедии религии и этики» (ΘΗΕ) говорится, что Д. жила при имп. Феодосии II (408-450), а не при Феодосии I Великом. Вначале она поселилась в Александрии, а затем приехала в К-поль. Архиеп. Филарет (Гумилевский) в «Житиях святых подвижниц Восточной Церкви» пишет, что Д. была знатного происхождения. Вместе с прп. Маврой (пам. 31 окт.) и еще 3 девами-язычницами она пришла в К-поль. Имп. Феодосий подарил Д. и Мавре земли за чертой города. Д. основала мон-рь прор. Захарии, а Мавра - обитель мц. Мавры. Д. подвизалась в посте и трудах и достигла духовного совершенства: исцеляла больных, предсказывала будущее, повелевала природным стихиям. Ее жизнь была весьма продолжительной, и она с миром отошла ко Господу. Прп. Иосиф Песнописец составил канон в честь Д. Ист.: BHG, N 562, 562c-f; PG. 117. Col. 249-252; ActaSS. Ian. T. 1. P. 483, 1098; SynCP. Col. 377; Νικδημος. Συναξαριστς. Τ. 3. Σ. 43; ЖСв. Янв. С. 262-263; Филарет (Гумилевский). Жития подвижниц. С. 218-219.

http://pravenc.ru/text/178877.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла НИФАЛИЙ [Нефалий; греч. Νηφλιος; сир.  ] (кон. V - нач. VI в.), церковный писатель, сторонник антихалкидонского богословия (см. ст. Монофизитство ), перешедший на позиции правосл. неохалкидонизма. Основным источником информации об учении Н. является его «Защитительная речь» (Συνηγορα), фрагменты которой сохранились в составе 2 «Слов против Нифалия» (Λγοι πρς Νηφλιον), написанных Севиром , патриархом Антиохийским († 538), одним из основоположников классического монофизитства. Полный текст этих произведений сохранился лишь в сир. переводе. Биографические сведения о Н. приведены в трудах церковных историков VI в.: как антихалкидонитов («Церковная история» и Житие Севира Захарии Ритора , еп. Митилинского, а также Житие Иоанна бар Афтоньи), так и православных («Церковная история» Евагрия Схоластика и «Бревиарий» диак. Либерата Карфагенского ). Сведения более поздних хронистов - Иоанна, еп. Никиуского (VII в.), и Михаила Сирийца (XII в.) - имеют вторичное значение, поскольку они взяты гл. обр. из «Церковной истории» Захарии Ритора. Первое упоминание о Н. в источниках относится к 482 г., когда он, будучи настоятелем одного из мон-рей в Н. Египте, принадлежал к чис-лу радикальных антихалкидонитов. Н. и еще 300 монахов приняли участие в протестах против «Энотикона» имп. Зинона (474-475, 476-491), к-рый был принят патриархом Александрийским Петром III Монгом , занимавшим более умереннную позицию. Впосл., не найдя широкой поддержки среди клира Александрии, Н. переехал в Палестину. В 507 г. он проживал в одном из мон-рей близ Маюмы и выступал уже как сторонник учения о двух природах. При поддержке свт. Илии I (II) , патриарха Иерусалимского (494-516), Н. начал борьбу с жившим в Палестине Севиром; по всей видимости, именно в то время Н. работал над своей «Защитительной речью». Поскольку влияние антихалкидонской партии в данном регионе уже значительно уменьшилось, в 508 г. Севир вместе с 200 поддерживавшими его монахами был вынужден покинуть Палестину. Он прибыл в К-поль, надеясь на покровительство имп. Анастасия I (491-518), к-рый поощрял тех, кто находился в оппозиции Вселенскому IV Собору . В том же году Севиром была начата работа над «Словами...». В них он обвинял Н., как и др. своего оппонента, Иоанна Грамматика (см. Иоанн Кесарийский ), в том, что они строили свои богословские доводы на основе категорий Аристотеля .

http://pravenc.ru/text/2577701.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010