50 Там же. С. 455. 51 Там же. С. 469. 52 Там же. С. 456. 53 Там же. С. 475 (святитель Тихон). 54 Святоотеческие наставления о молитве и трезвении. Указ. изд. С. 474 (святитель Иоанн Златоуст). 55 Там же. С. 483 (святитель Иоанн Златоуст). 56 Там же. С. 482—483. 57 Там же. С. 488—489. 58 Там же. С. 491—492. 59 Там же. С. 500. 60 Там же. 61 Там же. С. 505 (собиратель). 62 Там же. С. 506. 63 Там же. С. 513 (святитель Григорий Нисский). 64 Там же. С. 507 (Тертуллиан). 65 Там же. С. 506 (собиратель). 66 Там же. С. 514. 67 Соловьев В. Духовные основы жизни. СПб., 1897. С. 35. 68 Святоотеческие наставления о молитве и трезвении. Указ. изд. С. 525. 69 Слова и речи. Т. 1. М., 1873. С. 28. 70 Святоотеческие наставления о молитве и трезвении. Указ. изд. С. 539. 71 Неплюев Н. Н. Полное собрание сочинений. Т. 2. СПб., 1901. С. 143—144. 72 Слова и речи. Т. 1. М., 1873. С. 29. 73 Там же. С. 29. 74 Творения. Т. 3. М., 1899. С. 112, § 2. 75 Святоотеческие наставления о молитве и трезвении. Указ. изд. С. 565. 76 Там же. С. 581. 77 Там же. С. 583 (святитель Иоанн Златоуст). 78 Мишель Монтень. Опыты. Книга 1. АН СССР. Москва-Ленинград, 1954. С. 396. 79 Святоотеческие наставления о молитве и трезвении. Указ. изд. С. 586. 80 Пространный христианский катихизис. М., 1889. С. 102. 81 Феофан, святитель. Письма к разным лицам. М., 1892. С. 434. 82 Ответы святителя Феофана на вопросы инока о молитве. М., 1910. 83 Слова и речи. Т. 3. М., 1877. С. 127. 84 Письма к разным лицам. Указ. изд. С. 412. 85 Ответы святителя Феофана на вопросы инока о молитве. Указ. изд. С. 5. 86 Там же. С. 6. 87 Письма к разным лицам. Указ. изд. С. 434. 88 Ответы святителя Феофана на вопросы инока о молитве. Указ. изд. С. 7. 89 Там же. 90 Добротолюбие. Т. 5, С. 227, § 2 (преподобный Григорий Синаит); С. 292, § 4 (святитель Григорий Палама); С. 249—250 (преподобный Никифор Уединенник) и др. 91 Добротолюбие. Т. 3. С. 188—189, § 61—62 (преподобный Максим Исповедник). 92 Добротолюбие. Т. 5. С. 335—336, § 19—20 (па-триарх Каллист и преподобный Игнатий).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3553...

35 Ср.: «Некоторые люди, нерадиво живущие в мире, спросили меня, говоря: “Как мы, живя с женами и оплетаясь мирскими попечениями, можем подражать житию монашескому?” Я отвечал им: “Все доброе, что только можете делать, делайте…”» (Iohannes Climacus. Scala paradisi 1, 21//PG 88, 640C. рус. пер.: Иоанн Лествичник , прп. 1898. С. 7. 41 В Богородичной гомилии, приписываемой свт. Феодоту Анкирскому, это пророчество также связывается с храмом неведомому Богу в Афинах. Вопрос и оракул, согласно гомилии, были высечены в храме в память потомкам (Theodotus Ancyranus. Homilia in sanctam Deiparam et in navititatem Domini [Dub.] (CPG 6136)/Ed. M. Jugie. P., 1926 (PO 19.3). P. 334). По «Хронографии» Иоанна Малалы, это пророчество Аполлона получили аргонавты на вопрос о храме, основанном ими в Кизике после невольного убийства тамошнего царя. Герои высекли пророчество на камне, посвятив означенный храм «Рее – матери богов». При императоре Зиноне (474–491 г.) этот храм был обращен в церковь Богородицы (Iogannes Malalas. Chronographia 4, 8 (I. Thurn. B., 2000. P. 54–55). Слав. пер.: Истрин 1994. С. 107–108). «Теософия» также сообщает о том, что это пророчество было обнаружено в языческом храме в Кизике, относя это событие ко времени императора Льва I (457–474) (Theosophia. 10, 54 (Beatrice 2000. P. 26=Buresch 1973. S. 111)). 42 Захватив в плен весь мир и подобно огненной стреле: < (Bodl.). то есть в этом кодексе повторение пророчества отсутствует. < (Bodl.). > 46 Придет Отроковица, имущая (Q): пришла восходящая (AV); придет восходящая в нас безмужная Девица (Bodl.). 48 Придет Отроковица во чреве: придет восходящая в нас безмужная Девица, Которой предстоит родить Бога и Отца небесное Дитя (Bodl.). 51 Согласно «Хронографии» Иоанна Малалы, сходное пророчество было дано в Мемфисе фараону, который, устрашенный чудесами Моисея, вопросил о Боге Израиля: «Будет по великому небу сшедшее превосходнейшее пламени, ясное, вечное, бессмертное, пред Которым трепещет все: небо, земля и море – и пред Которым цепенеют преисподние глубинные демоны. Сей бог – Сам себе Отец, без отца; Отец – Сам Сын Свой, треблаженный…». Фараон повелел выбить это пророчество на каменных скрижалях (Iogannes Malalas. Chronographia III, 13–14 (I. Thurn. B., 2000. P. 46–47)). Это место из Иоанна Малалы повторяет Георгий Кедрин (Georgius Cedrinus. Compendium historiarum (I. Bekker. Vol. 1. Bonn, 1838 (CSHB). P. 73–74)). Отметим, что сходные определения Божества встречаются и в одном из гимнов Синезия киренского: «Τ γρ ο σν, ναξ/Πατρων πντων,/πτερ ατοπτωρ,/προπτωρ πτωρ,/υ σεαυτο…» (Synesius Cyrenensis. Hymnus I (III):144–155 (CPG 5639) (C. Lacombrade. P., 1978. P. 49)). Рус. пер.: «Есть ли что-нибудь не твое, о царь? Сам себе отец, отче всех отцов, сам отца не знав, всем ты праотец, сам себе ты сын…» (Грабарь-Пассек, Смыки 1988. С. 286).

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Velik...

В той же день житие и жизнь Св. мученика Варипсава, приимшего кровь Христову в тыкве, истекшую из ребр Господа нашего Иисуса Христа, л. 454–461. Нач. «Всяко даяние благо и всяко дарование совершенно.» В 14-й день. Воздвижение честного и животворящего креста Господня, л. 462–469 об. Нач. «Максентий иже мучитель сын Максимиана Еркулеса.» В той же день Св. Иоанна Златоуста , Патриарха Царя града. Житие его писано Января в 27-й день, л. 469 об. – Св. Андрея грешного Иерусалимлянина слово похвальное на Воздвижение честного и животворящего креста Господня, л. 470–474. Нач. «Креста празднество творим и все церковное исполнение озаряется.» – В той же день Св. Ефрема слово похвальное о кресте, л. 474–479 об. Над. «Всяк праздник и всяко деяние Господа вашего верным есть похвала.» – В той же день слово Св. Иоанна Златоуста на Воздвижение честного и животворящего креста, л. 480–491. Нач. «Что реку, или что возглаголю, что вас нареку.» – Слово на Воздвижение честного и животворящего креста, л. 492–499. Нач. «Во время оно, потом егда же церкви Константину.» – Слово о кресте и како его похвалил окаянный Арий со своими единомысленники богохульцы, л. 500–514 об. Нач. «По Ираклоне же царствова Конста правнук Ираклиев.» – О Епископе Александрийском Сисинии, л. 512. Повесть об нем писана в Прологе. – О некоем блудно жившем, в блуде умершем и паки ожившем, л. 513. – О некоем любящем нищих и живущем блудно и тако умершем; писано в Прологе, л. 513. – О некоем иноке, изгнанном из Рима Папой Григорием, л. 513. – В той же день сказание о Великом Князе Юрие Святославиче Смоленском и о Князе Симеоне Мстиславиче Вяземском, и о Княгине его Ульяне и иже мученически скончашася, л. 516–522 об. Нач. «Бысть в лета Русского державства благоверн. Великого Князя Василия Дмитриевича.» В 15-й день. Мучение вкратце Св. великомученика Никиты, л. 523 об. Нач. «Сей беяше дивный Никита при велицем царе Константине и Ликинии.» – Мучение его, л. 524–531 об. Нач. «Победительный подвиге мученика Никиты торжествуем днесь.»

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Levickij...

Кирилла, что соединение с Божеством не уничтожает человечества, но, наоборот, лишь выявляет его подлинность, в согласии с первоначальным планом Божия творения, - но антиохийские халкидонцы весьма усложнили для последователей Диоскора задачу поверить в это. Халкидонское определение благодаря отсутствию четко выраженного халкидонского богословия превратилось в символ и лозунг (этому способствовало и подкреплявшее его насилие имперских войск). Обе стороны наполняли определение тем содержанием, которое подходило к их эмоциональным, политическим и - несколько позже - этнокультурным тенденциям и интересам. Даже самые лучшие вероучительные определения, разрешая одни проблемы, создают другие. Гениальный Халкидонский орос не был исключением. Как и все формулы, выраженные человеческим языком, он был не полон, особенно в том, что его авторам не удалось с достаточной и убедительной ясностью заявить, что термин «ипостась» означал предсущественную Ипостась Второго Лица Св. Троицы. Нужны были великие умы, наподобие каппадокийцев, разрешивших тринитарные споры, - но таких умов пока не было. Для успеха в миссии примирения требовалась пастырская терпимость, интеллектуальная честность и действительное стремление к единству в истине. Вместо этого мы видим, с одной стороны, христологическую двусмысленность и имперское давление, а с другой - слепой консерватизм, грубую демагогию и - несколько позже - защиту местной обособленности от имперской централизации. Во время правления императоров Зенона (474-491) и Анастасия (491-518) было предпринято несколько силовых попыток ввести единство путем отказа от обсуждения проблем. Именно в этом смысл опубликования императором Зеноном его знаменитого «Энотикона». 3. Уже во время правления императора Льва I сделалось ясно, что в Египте и Сирии поднимается мощная антихалкидонская волна. Папа Лев скончался в 464 г. Он был единственным видным богословом того времени, признавшим, что твердая приверженность Халкидону требовала верности сотериологическому аспекту христологии св.

http://sedmitza.ru/lib/text/434763/

В границы Антиохийской Церкви входили территории от Кипра до Аравии. Только в 431 году автокефалию получила Кипрская Церковь, а в 451 году выделилась самостоятельная Иерусалимская Церковь, и только b VIII–XI веках — Церковь Восточной Грузии. В вопросе о разделении Церквей в XI beke антиохийские патриархи придерживались более сдержанной политики по сравнению с константинопольскими патриархами. Так, в середине XI века Патриарх Антиохийский Петр III писал Патриарху Константинопольскому Михаилу Керуларию, что православным следует «быть благодарными Богу за то, что наши западные братья-варвары еще веруют в Святую Троицу». Ведь еще во II веке святой епископ Феофил первым из христианских богословов именно в Антиохии использовал слово «Троица», говоря о трех Божественных лицах. В 327–341 годах рядом с императорским дворцом была построена церковь Святых апостолов — один из крупнейших храмов того времени (разрушен землетрясением 588 года), а археологические раскопки 1930-х годов не смогли его обнаружить. В юго-западном пригороде, в Дафне, расположен мартирий (центрический храм, обычно возводимый над местом мученичества подвижника) Святого епископа Вавилы, казненного здесь вместе с тремя отроками по приказу императора Деция в 250 году. В 1940-е годы археологическими раскопками обнаружены остатки этой крестообразной церкви 380-х годов с напольными мозаиками. Ныне мощи Вавилы находятся в итальянском городе Кремоне. В портовом пригороде Селевкии Пиерии (ныне поселок Чевлик) также изучены руины центрической церкви Святой Феклы, построенной при императоре Зиноне между 474 и 491 годами. В храме обнаружено много интереснейших мраморных рельефов. Близ современной Антакьи сохранилась пещерная церковь Святого апостола Петра, устроенная предположительно не позднее V века, расширенная крестоносцами в XII beke и отреставрированная монахами-капу­цинами в 1863 году. После разрушения персидским войском в 540 году и захвата арабами в 637-м Антиохия стала уменьшаться. Новый расцвет она пережила во время византийского управления 969–1084 годов, а также с 1098 года став центром Антиохийского княжества крестоносцев. Но после разрушения в 1268 году мамлюкским султаном Бейбарсом уже не играла такой значительной роли, как прежде. Антиохийские патриархи жили в разных городах и только в середине XIV века избрали своей резиденцией Дамаск. В 1516 Антиохия была завоевана турками. В 1918 вошла в состав французского протектората, а в 1938 году в составе Республики Хатай вошла в состав Турции.

http://e-vestnik.ru/world/drevnyaya_siri...

В самом начале своего сочинения он разъясняет символическое значение даты 25 марта, играющей центральную роль в александрийской хронологии: на этот день, приходятся начало творения, Боговоплощение (Благовещение) и Воскресение Христово. Отождествив 25 марта с 1 нисана, Георгий считает нужным предупредить читателя: «Началом каждого года в этой хронике всякий обращающийся к ней пусть считает 1-е число первого еврейского месяца нисана, – а не по-египетски первое тота, или по-римски первое января, или иное начало у какого-либо иного народа: ведь у разных народов по разному согласованы месяцы и начала месяцев и лет, и незнание этого для желающих точно выяснить что-либо о днях, месяцах и годах приводит к немалому заблуждению». 10 В дальнейшем Георгий Синкелл последовательно придерживается александрийской эры мартовского стиля (эпоха – 25 марта 5492 г. до н.э.). В высшей степени показательно, что традиционный византийский сентябрьский стиль не удостоен Георгием даже упоминания. Ответ на вопрос, где находится начало года у Феофана Исповедника , далеко не столь однозначен. Для решения этой проблемы следует сопоставить даты в его «Хронографии» с принятыми в науке историческим датами, известными с точностью до месяца. В этом отношении у Феофана теоретически возможны следующие датировки: I) верные по индикту и году с неясной границей (нерелевантны в отношении стиля); II) верные по индикту и сентябрьскому году (сентябрьский стиль); III) верные по индикту и мартовскому году (мартовский стиль); IV) верные по мартовскому году, но неверные по индикту (результат смешения стилей); V) неверные. В ходе обработки данных «Хронографии» Феофана нами получена следующая таблица: Событие Диоклетиан, царь ромеев сентябрь 284 Констанций (Хлор) и Галерий май 305 Константин, царь ромеев июль 306 1-й Вселенский Собор в Никее 20 мая 325 Констанций (II), царь ромеев май 337 Юлиан, царь ромеев ноябрь 361 Иовиан, царь ромеев июнь 363 Валентиниан (I), царь ромеев февраль 364 Валент, царь ромеев ноябрь 375 Феодосий (I), царь ромеев январь 379 Аркадий, царь ромеев январь 395 Феодосий (II), царь ромеев май 408 Маркиан, царь ромеев август 450 Лев (I), царь ромеев февраль 457 Зинон, царь ромеев ноябрь 474 Анастасий, царь ромеев апрель 491 Юстин (I), царь ромеев июль 518 Юстиниан (I), царь ромеев август 527 Юстин (II), царь ромеев ноябрь 565 Тиверий, царь ромеев октябрь 578 Маврикий, царь ромеев август 582 Фока, царь ромеев ноябрь 602 Ираклий, царь ромеев октябрь 610 Ираклона, царь ромеев весна 641 Констант, царь ромеев осень 641 Константин (IV), царь ромеев ил./сент. 668 Юстиниан (II), царь ромеев сентябрь 685 Леонтий, царь ромеев конец 695 Апсимар (Тиверий II), царь ромеев лето(?) 698 Юстиниан (II), царь ромеев, осень 705 снова Филиппик, царь ромеев декабрь 711 Анастасий (И) Артемий, царь ромеев июнь 713 Феодосий (III), царь ромеев осень 715 Лев (III) Исавр, царь ромеев 25.3.717 Константин (V), царь ромеев июнь 741 Лев (IV), царь ромеев 14.9.775 Константин (VI), царь ромеев, с матерью

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Ispoved...

Евсевий Памфил – см. Евсевий Кесарийский Евстафий Епифанийский – византийский историк 68 Евстафий Солунский – византийский историк, богослов, комментатор античных авторов (XII в.) 268, 275 Евтропий (Эвтропий) – евнух, консул (конец IV в.) 34 Евфимия – святая, мученица 98 Евфимия Владимировна – русская княжна, супруга венгерского короля Кальмана 252, 261 Евфрат – императорский евнух, абасг 80 Евхерий – сын консула Стилихона 59 Едерм – стратиг 111 Елена – византийская императрица, супруга Константина VII Багрянородного 144 Елена – супруга императора Феодора II Ласкаря 312 Епифаний Кипрский , еп. Саламинский 39, 248 Замолксис – скиф-гет, пребывавший в рабстве у Пифагора и затем проповедовавший его учение 208 Зевс – древнегреческий бог 88 Зиевил – предположительно ябгу-хаган западных тюрков Тунгши-ху 114, 115 Зинислав – «архонт росов», неизвестный русский князь 217, 233 Зинон (Аспар) – византийский император (474–491) 46–50, 53, 54, 56, 121 Зинонида – супруга императора Василиска 48 Зоил – «первый гражданин» Херсона 120, 121 Зосим – византийский историк (V– нач. VI в.) 32, 34, 59, 108 Зоя – византийская императрица, супруга Льва VI 154 Зоя – византийская императрица, супруга Михаила Калафата 235, 237 Иаков Нисибийский – епископ, участник I Вселенского Собора 17 Ибн Русте – арабоязычный ученый-энциклопедист (1-я пол. X в.) 767 Ибн Фадлан – арабский путешественник и писатель (1-я пол. X в.) 165, 171 Иван – см. Иоанн Игнатий – патриарх константинопольский (847–858, 867–877) 131, 134, 135, 178, 218 Игнатий – автор Жития Георгия Амастридского 129 Иезекииль – библейский пророк 129, 209 Иероним Стридонский – церковный писатель (342–419 или 420) 31, 32 Иерослав – «архонт росов», неизвестный русский князь 233 Иерослав (Ярослав Осмомысл) – галицкий князь (1153–1187) 266, 268 Изз ад-Дин Кай-Кавус I – см. Азатин Изз ад-Дин Кай-Кавус II – иконийский султан (1246–1257) 312 Изяслав Мстиславич – великий князь киевский, князь волынский (1097–1154) 260, 271, 275 Иисус Христос 13, 15, 16, 18, 21, 132, 135, 137, 140, 142. 143, 146, 151, 179, 185, 194, 198, 219, 303, 315

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

и крупнейшим центром религ. жизни всего Востока. В это время в А. складывается своя богословская школа (см. Богословские школы древней Церкви ). Памятники Описание древнего города сохранилось в сочинениях Ливания (356 или 360) и Прокопия Кесарийского (О постройках. 2. 10). Раскопки А. производились в 1932 и 1939 гг. совместной экспедицией ученых Франции и США. В раннехрист. время основной постройкой являлся дворцовый архитектурный ансамбль на острове в сев. части А. Великая церковь («Золотой храм»), входившая в этот ансамбль, представляла собой в плане октагон либо тетраконх с амбулаторием. Заложена имп. Константином Великим в 327 г., освящена в 341 г. Главный христ. памятник города описан Евсевием Кесарийским как постройка невиданных размеров и конструкции, богато украшенная золотом, медью и др. дорогими материалами (Жизнь Константина. 3. 50; Слово на 30-летие царствования Константина. 9. 15). Разрушенная при землетрясении 528 г., она была восстановлена имп. Юстинианом I. Среди др. христ. построек выделяются мартирии: сщмч. Вавилы, основанный вскоре после победы над арианством ок. 379/80 г. (напольные мозаики 387),- крестообразное в плане здание с протяженными равновеликими рукавами; св. равноап. Феклы в портовом пригороде А. Селевкии Пиерии, построенный имп. Зиноном (474-491),- большой тетраконх с амбулаторием и напольными мозаиками. Эти и др. антиохийские мозаики I-VI вв., обнаруженные гл. обр. на виллах Дафны (ныне в музеях Антакьи, Парижа, США), свидетельствуют о высоком уровне художественной культуры, отражающей проникновение античных мотивов в раннехрист. живопись. В этих образцах раннего александрийского стиля исследователи отмечают также наличие иран. мотивов. Один из источников изучения архитектуры А.- топографический бордюр мозаики «Мегалопсихея» из Экто 2-й пол. V в., иллюстрирующий путь из Дафны в А. Лит.: Cureton W. Ancient Syriac Documents. L., 1864; Baedeker K. Palästina und Syrien. Lpz., 1910. S. XXVI, 357-362; Paribeni R. Sull " origine del nome Cristiano//Nuovo bullettino di archeologia cristiana.

http://pravenc.ru/text/115782.html

При поддержке императора Зенона (474–491) монофизит Петр Монг низложил патриарха Иоанна Талайя и сам занял патриарший престол в 482 г. Затем до 570 г. Александрийский патриарший престол занимают главным образом монофизиты, потому что византийское правительство, озабоченное проблемой религиозного воссоединения пограничных провинций, проводило политику унии. За Петром Монгом следуют монофизиты-униаты: Исаия (489), Афанасий II Келит (489–496), Иоанн Мела (496–505), Иоанн Никиот (505–516), Диоскор II (516–518), Тимофей IV (518–526) 13 , после смерти которого в Церкви возник раскол из-за патриаршего престола. Оба кандидата на патриарший престол, архидиакон Гайна и Феодосий, не признавали Халкидонский собор. Образовались два лагеря гайнитов и феодосиан, которые просуществовали до 541 г. После восшествия Иустина (518), а затем и Юстиниана на императорский престол общее церковное положение изменилось. Следует отметить, что монофизитство, которое поддерживалось предшествующи­ми императорами, стало ожесточенным и активным противником политики Иустина. Египет стал центром монофизитства, а Александрия — оплотом сепаратистов, поскольку после 451 г. монофизитство для египетского населения стало не только национальной религией, но и символом политического отчуждения от Византийской империи. Поэтому император Иустин хотя и отверг “Энотикон” Зенона, признав решения IV Вселенского собора, все же, по политическим соображениям, старался безболезненно решить монофизитский вопрос, стремясь к удержанию Египта под властью Византии. Впрочем, императрица Феодора до самой своей смерти (648) поддерживала монофизитов. Благодаря ее вмешательству на Александрийский престол был избран диакон Феодосий, ученик Севира Антиохийского, допускавший, что Тело Христово может быть тленным, в то время как афтартодокеты избрали архидиакона Гайна. Феодосию пришлось бежать в Константинополь и там искать помощи, которая ему была обещана при условии, что он примет IV Вселенский собор. До конца дней своих (567) он прожил в Дерконе, откуда, будучи после смерти Севира (538) духовным главой монофизитов, не прекращал всячески способствовать возрождению монофизитской части и путем переписки, и путем рукоположения епископов своей церковной юрисдикции для тех районов, которые находились вне империи. Распространение этого монофизитского христианства в известной степени также влекло за собой распространение императорского влияния в тех странах, куда оно проникало. А это было весьма важно с точки зрения укрепления границ империи. В 543 г., по просьбе арабского эмира Арефы, Феодосий направил для окормления христианских филов Востока Феодора, епископа Востронского и Южного, а также Иакова Барадея, организатора сирийского монофизитст­ва, как епископа Эдесского; последний подвизался и в Египте.

http://pravmir.ru/drevnie-vostochnyie-ts...

Разлучившись навсегда телом, Апостолы никогда не разлучались духом. Спустя лет шесть или более после разлуки, святой Павел писал в Коринф и оправдывал святого Варнаву, как себя самого ( 1Кор.9:6 ). Даже об Иоанне Марке, который отчасти был причиной разлуки ( Деян.15:36–39 ), впоследствии Апостол Павел с любовью упоминал в своих посланиях и заботился об нём, как о своём близком, как о человеке необходимом для себя, и как об одном из лучших сотрудников своих в деле благовестия ( Кол.4:10 . 2Тим. 4:1 . Флм.1:23 ). По разлуке с Апостолом Павлом Варнава прибыл в Кипр ( Деян.15:36–39 ), где он много потрудился в проповеди Евангелия своим единоземцам, и многих из них обратил ко Христу. Распространив и утвердив святую веру в Кипре, Варнава, по сказанию Дорофея Тирского, ходил в Рим, где первый проповедал Христа и озарил верой Христовой Милан, и опять воротился в Кипр; наконец в Саламине получил мученический венец, быв побит камнями. Тело Апостола брошено было в огонь, но осталось невредимо. Святой Иоанн Марк похоронил мощи Варнавы за городом и положил в гробницу Евангелие от Матфея, переписанное собственной рукой святого Варнавы. Из его собственного послания видно, что он окончил свои Апостольские труды после разрушения Иерусалима Титом. В V веке в царствование Зенона (474–491) св. мощи Варнавы были обретены, открыты и прославлены. Антиохийский патриарх Пётр, заражённый евтихианской ересью, снедаемый властолюбием и неразумной ревностью о распространении своего зловредного учения, вознамерился было подчинить остров Кипр своей власти под тем предлогом, что слово Божие принесено сюда из Антиохии. Ап. Варнава в ночном видении явился и повелел благочестивому Кипрскому архиепископу Анфимию открыть мощи его. Анфимий по повелению Апостола обрёл их в 488 году 11 июня и на персях мощей Евангелие от Матфея, списанное Варнавой; об этом обретении архиепископ объявил царю и патриарху. Император Зенон с радостью принял известие, что во дни царствования его Бог благоволил явить знамение Своей всесильной благодати.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010