Более десятка других стихотворений Сидоний включил в свои письма, которые он собрал и издал в девяти книгах уже после избрания епископом. Эта часть его литературного наследия представляет для нас большой интерес, поскольку содержит ценнейшие сведения о политической, религиозной, культурной и литературной жизни эпохи. Сидоний писал письма, как правило, с расчетом на их последующую публикацию, поэтому в них чувствуется его забота о слоге, образцом которого ему послужил эпистолярный стиль римского писателя века Плиния Младшего. Драконтий Блоссий Эмилий Драконтий жил в Карфагене в конце V в. Он был уже известным поэтом и судебным оратором, когда попал в немилость к королю вандалов Гунтамунду, правившему Африкой с 484 по 496 г. По словам самого Драконтия, он прогневил африканского властителя тем, что прославил в своих стихах константинопольского императора Зенона (474–491)· Подвергнутый пыткам и заключенный в тюрьму, поэт и в заточении продолжал писать стихи, упрекая в них друзей, покинувших его в беде. Вы позабыли певца, презрев его скромную музу. Много ли проку – спасти от смерти того, кто истерзан, Чтобы оставить его в тюрьме умирать, постепенно? Невелико преступленье, которым навлек я немилость, Но злоязычье людское меня клеветой уязвило, Преувеличило зло и из легкого сделало тяжким. («Эпиталамий Иоанну и Витуле», 123–128; Пер. М.Л. Гаспарова) Из тюрьмы Драконтий посылает Гунтамунду большое, состоящее из 153 дистихов, стихотворение под названием «Оправдание». Подобно сосланному Овидию, он оплакивает в нем свою злосчастную судьбу и, не скупясь на похвалы вандальскому королю, умоляет его о помиловании. Но долгожданной свободы он тогда не получил. Разочаровавшись в своих ожиданиях, поэт обратился к христианской тематике и создал три книги поэмы «Хвала Господу» («De Jaudibus Dei»), в лиро-эпическом ключе восхваляя Божье милосердие к человеческому роду. Здесь много ярких запоминающихся описаний, например, гибели Содома, райского сада и других. Наибольшей известностью пользуется книга 1-я, в которой на материале Ветхого Завета описываются шесть дней творения. С особым волнением и лиричностью изображает поэт сотворение человека.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В этом смысле они совершили те же самые преступления, которые творились на севере – в Израиле. 474 б 1:13 Букв.: ты – начало греха дочери Сиона. В образе «дочери Сиона» здесь представлен Иерусалим; см. примеч. к Иоил 2:1. 475 а 1:14 Или: с приданым… Может быть понято как указание на то, что этот город будет взят у Иудеи. 476 б 1:14 А хзив означает «обман» . Этим же словом назывался и пересыхающий (летом) ручей (Иер 15:18), поэтому друг. возм. пер.: Ахзив будет обманом. 477 а 1:15 Мареша созвучно евр. мораша – «владение/наследство». 478 б 1:15 Здесь, вероятно, указание на то, что руководители израильского народа – «слава Израиля» (ср. Ос 9:11–13) – должны будут бежать, как некогда Давид, в Адуллам. 479 1:16 Глагол «обрейтесь» в подлиннике стоит в ед . ч. Многие комментаторы считают, что это обращение относится к Иерусалиму, и, соответственно, «дети» здесь означают города и селения Иудеи. 480 2:2 Или: притесняют человека и его домочадцев. 481 2:4 Букв.: (между) восставшими. 482 2:8 Или (ближе к букв.): с тех, кто с войны возвращается; или: кто войне противится. 483 а 2:9 Букв.: женщин. 484 б 2:9 Букв.: у их детей навсегда забрали славу Мою – евр. хадар, которое здесь переведено как «слава», значит также: наряд, украшение; великолепие, красота, но здесь, вероятней всего, речь идет о наследственном уделе в земле обетованной, который Господь даровал Своему народу. 485 а 2:12 Так по друг. чтению; масоретский текст: в Боцре. 486 б 2:12 Или: как пастбище ( наполнено) несметными стадами овец, ( так будет земля) наполнена людьми. 487 3:7 Букв.: бороды... – древний знак траура, ср. Лев 13:45; Иез 24:17, 22 . 488 3:9 Или: прямое искривляющие. 489 4:1 Букв.: дом; то же в ст. 2 . 490 4:2 Евр. тора – «наставление» или «закон», здесь в широком смысле – все повеления Господни. 491 а 4:3 Или (ближе к букв.): и суд производить для народов сильных до дальних ( пределов). 492 б 4:3 Лемех – металлическая часть деревянного плуга, подрезающая пласт земли снизу. 493 4:5 Букв.: ходить во имя Господа.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=113...

Одно упоминание самого названия города Вефиль должно было вызывать у свв. путников воспоминания о всех этих событиях, так как это новое имя дано было городу, называвшемуся прежде Луз 470 от Богоявлений, бывших на этом месте патриарху Иакову 471 . Из последующей истории с Вефилем связано пребывание в нем ковчега завета 472 , ежегодные суды здесь св. пророка Самуила над народом Израильским 473 и, наконец, начавшееся здесь со времени Иеровоама, поставившего золотых тельцов для поклонения, идолослужение 474 . Последнее вызывало сильные обличения пророков 475 , но все-таки не прекращалось, и лишь благочестивый царь Иосия разрушил алтарь Вефильский 476 . Во времена Маккавеев Вефиль вместе с другими городами сильно был укреплен Вакхидом: 477 тут была построена крепость с высокими стенами, воротами и запорами 478 . Глазам же свв. путешественников он, несомненно, представился в виде небольшого городка (Πολχνιον) 479 . От Визеова дорога, сильнее уклоняясь к северо-западу, направлялась к 30° северной широты. Сначала она шла по плодородной горе, усеянной и тогда, как теперь, роскошными виноградниками, смоковницами и оливковыми деревьями 489 , затем направлялась по горному западному склону, служившему водоразделом между двумя большими долинами, из которых северная 490 начиналась у Гофны, далее соединялась с южной 491  и многими другими, менее значительными, долинами и уже в виде одной широкой долины направлялась к Лидде 492 . Этот спуск по горному склону так удобен, что упомянутому новейшему путешественнику Риттеру казалось, что «он самой природой назначен быть дорогой» 493 . Когда дорога достигала долины, то она уклонялась немного в левую сторону 494 ; самая долина была покрыта хлебными посевами, а тянувшиеся по ее сторонам горы – пышной палестинской растительностью 495 . Пересекши 30° северной широты, дорога приводила к издавна славному и хорошо укрепленному городу, расположенному на горах Ефремовых, Фамнаф-Сараи в Суд.2:9 , θαμνασαρς, θαμναθσρ, θαμναθαρς Thamnath Saraa, Thamnatsare, Thimnath Serach) 496 .

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Boris...

1127 Euch 2.273–284. 1128 Euch 2.313–338. 1129 Eth 4.491–499. 1130 Eth 4.515–526. 1131 Eth 4.535–544. 1132 Eth 4.548–554. 1133 Eth 4.561–562 1134 Eth 4.579–585. 1135 Eth 4.563–571. 1136 Eth 4.586–599. 1137 Eth 4.605–608. 1138 См.: Часть V. Обожение. Пр. 7. Часть IV. Пресвятая Троица. 1139 Eth 4.776–782. 1140 См.: Часть V. Бесстрастие. Пр. 14 1141 Eth 8.72–90. 1142 Eth 8.90–98. 1143 Eth 8.99–123. 1144 См.: Часть IV. Пресвятая Троица. Пр. 10. 1145 В этом Гимне пр. Симеон постоянно пользуется словом αγπη. 1146 Hymn 17. 1147 Hymn 17.131–138. 1148 Hymn 17.194–197. 1149 Hymn 17.198–204. 1150 Hymn 17.210–217. 1151 Hymn 17.236–242. 1152 Hymn 17.289–292. 1153 Hymn 17.311–317. 1154 Hymn 17.319–343. 1155 Hymn 17.344–385. См.: Часть V. Экстаз. Пр. 18. 1156 Hymn 17.383–387. 1157 Hymn 17.388–407. 1158 Hymn 17.408–418. 1159 Hymn 17.474–478. 1160 Hymn 17.483–490. 1161 Hymn 17.495–498. 1162 Hymn 18.8–13. 1163 Hymn 18.14. Сходная терминология, «рука–энергия», уже встречается у св. Григория Нисского. Нот. 11 in Cant p. 332, 11–13 (ed. Jaeger). См. мою статью: Simplicite de la nature Divine et les distinctions en Dieu selon S. Gregoire de Nysse, Messager de I " Exarchat du Patriarche Russe en Europe Occidentale. 1975. Pp. 154–156 1164 Hymn 52.13–20.27. 1165 Hymn 5.24. См.: пр. 2 к настоящей главе. 1166 Hymn 5.24. 1167 Об обожении см. статьи Θεοποιω Θωσις в Lamoe. A Patristik Greek Lexicon. Там много цитат из святых отцов. 1168 См. ряд интересных статей М. Лот–Бородиной в La doctrine de la deification dans I " eglise grecque jusqu " au XI siecle. Revue de I " hisdes religions, 1932–1933. 1169 Eth 1.3.37–44. 1170 Eth 11.82–89. 1171 Cat 20.117. 1172 Cat 24.76–80. 1173 Eth 4.586–594. 1174 Eth 10.314–317. 1175 Eth 1.12.284–287. 1176 Eth 1.12.307–313. 1177 Euch 1.207–208. 1178 Euch 1.216–217. 1179 Eth 13.60. 1180 Hymn 13.11–19. 1181 Hymn 1.168–176. 1182 Hymn 1.180–190. 1183 См. об этой черте духовности св. Григория Нисского главу Epectase в уже упомянутой книге Даниелу. Стр. 309–326. 1184 Hymn 27.90–95.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=741...

Кроме генерального Викария, Епископ, если он сочтёт это необходимым, может назначить также (кан. 476) одного или нескольких епископских Викариев (Vicarius episcopales), обладающих теми же полномочиями, что и генеральный Викарий, однако лишь в отношении определённой части диоцеза или определённого рода вопросов, или по отношению к верующим определённого обряда, или к определённой группе лиц (напр., по отношению к монашествующим всего диоцеза). Должность епископского Викария, в отличие от генерального Викария, была учреждена только после II-ro Ватиканского Собора. Генеральный и епископский Викарии свободно назначаются (а также отстраняются от должности) Епископом из числа священников не моложе тридцати лет, имеющих учёную степень в области теологии и/или канонического права, или являющихся, по крайней мере, подлинными знатоками священных дисциплин и достойных доверия благодаря своей учёности, благонравию, мудрости и опытности (канн. 477–478). Полномочия генерального и епископского Викария прекращаются по истечении срока поручения, по отречении от должности, по отстранении их от должности, совершённому Епископом, а также в том случае, если епископская кафедра становится вакантной (кан. 481). – Канцлер и другие нотариусы. Архивы. В каждом диоцезе должен быть назначен канцлер (cancellarius) (которому может помогать вице-канцлер), являющийся официальным нотариусом курии и обязанный прежде всего заботиться о том, чтобы акты курии были составлены подобающим образом (как явствует из кан. 474, акты курии, имеющие по своей природе юридические последствия, должны быть подписаны издающим их Епископом, а также канцлером или нотариусом курии) и храниться в куриальном архиве (кан. 482). Составление документа или подпись канцлера, вице-канцлера и других нотариусов придают документам официальный характер (publicam fidem facit) (канн. 483–484). В каждом диоцезе должен существовать архив (снабжённый каталогом) для хранения документов и бумаг, имеющих отношение к вопросам жизни диоцеза (канн. 486–491); должен иметься также секретный архив (или, по крайней мере, предназначенные для этого шкаф или сейф), где хранятся документы, не подлежащие разглашению. Доступ к этому сейфу имеет лишь Епископ. Исторически важные документы должны храниться в историческом архиве диоцеза.

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/kanoni...

472 Хроники дают разночтения (Ducangii nota 49), которые не позволяют однозначно определить этноним мазоны ( Μαζνες). 473 Персами здесь могут быть названы жители собственно Персиды, занимающей территорию нынешнего Фарсистана в Иране. 474 Хроники дают разночтения (Ducangii nota 50). Арам считается родоначальников арамеев, которых греки называли сирийцами (Jos. Ant. I. 6. 4). 476 Гимнософисты – название, данное греками индийским философам-аскетам (брахманам) (См.: Her. Hist. III. 100). 478 Родоначальником арабов в «Пасхальной хронике» был не только Каинан, но, как указано ниже, и Сармот, и Савав. Арабы (букв.: люди пустыни) – племена, населявшие Аравийский полуостров. О них много писал Геродот (III. 4, 7–9, 107–112). 483 Лидийцы жили в Малой Азии в Лидийском царстве, покоренном Киром I. По Геродоту, часть их переселилась в Италию, в так называемую Тирсению (I. 94). 485 Таково чтение традиции о расселении народов (Ducangii nota 53). Издатель «Анкората» Епифания полагает, что под этим этнонимом скрываются живущие в Индии аспии (Aspii) (PG. Т. 43. Col. 221. п. 3). Комментаторы «Хроники» Ипполита видят в гасфинах ( Γασφηνο) искажение эпонима Гафер, иначе говоря, вместо «гафрены» (люди Гафера) получилось в результате перестановок согласных «гасфены» (Hippolitus. Die Chronik... S. 26). 487 Епифаний в «Анкорате» дает Ελαμασηο (еламасины) (Ducangii nota 54), «Хроника» Ипполита приводит Μοσυνο (мосины) (§ 169). Этот этноним Ипполита является эпонимом. 490 Комментаторы «Хроники» Ипполита считают, что искажение эпонима KAINITAI привели и к самитам, и к самаритянам, и к сарматам (Hippolitus. Die Chronik... S. 26). Все эти имена зафиксировала традиция. 491 В «Хронике» Ипполита этноним салафиеи произошел от некоего Салафиея, который стоит на месте Сала (§ 171). 494 Это слово отсутствовало в тексте, но на полях рукописи V (Cod. Vat. gr. 1941) стояло: «праотец Авраам» (Ducangii nota 57). 495 В «Пасхальной хронике» приведены восемь имен сыновей Иектана (Иоктана) без разночтений с Септуагинтой ( Быт.10:26–29 ) и два имени с разночтением: Σαρμθ (в Септуагинте – Ασαρμωθ) и Σαβα (в Септуагинте – Σαβευ). Синодальный перевод дает следующие имена: Альмодад, Шалеф, Хацармавеф, Иерах, Гадорам, Узал, Дикла, Овал, Авимаил, Шева, Офир ( Быт. 10:26–29 ).

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/pash...

От императора Льва Великого осталось и сохранилось до позднейших времен много монет; между ними много таких, у которых на одной стороне изображен четвероконечный крест в дубовом или лавровом венке, или победа с длинным, тоже четвероконечным крестом, или два воина, держащих двумя соединенными левыми руками державу с таким же, т. е. четвероконечным крестом, или, наконец, сам император с крестом в руке, опущенным на плечо, подобно скипетру. Крест на скипетрах (или сами скипетры), по всей вероятности, ведет свое начало с этих древнейших времен христианства. Мысль эта тем более вероятна, что у греческих государей позднейшего времени ручной крест действительно имеет форму настоящего скипетра. От императора Зенона (вступил на престол в 474 году) осталось также довольно монет с изображением крестов, которые все четвероконечные, или в лавровом венке, или простые, длинные. Вот крестик первого рода: Другого рода: Об изображении креста в лагерях, устраивавшихся в военное время, сам император Лев говорит вот что: «В средине шатров устроена площадка, пресеченная наподобие креста». От императора Анастасия (коронован в 491 году) также остались монеты с изображением четвероконечных крестов. Особенность в обстановке изображения креста на этих монетах в том, сравнительно с другими, что крест виден на многих местах начертанным в средине буквы М, перед которой и после которой изображены звездочки: или перед буквою К, причем по ту и другую сторону креста стоят буквы N и I: Об изображениях креста на монетах императоров Юстина Фракиянина и Юстиниана Все сохранившиеся от этих двух императоров монеты — с изображением четвероконечных крестов. Они видны или над буквою М и вместе по сторонам ее, или на державе, в правой руке императора, или на букве П, или на самой верхней из четырех пропорционально уменьшающихся ступеней, или над буквою К, или же пред самою буквою, или в полукруге, заключенном в круге: или на голове и вместе на персях, или на шаре между двумя буквами, как, например: или между I и В, над цифрами, например, над XX. Нет ни одной монеты без креста и даже без двух, трех вместе, и все кресты до одного — четвероконечные. О четвероконечном кресте на державе в руках литой статуи Юстиниана, поставленной на колонне

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Рыцарь – тяжеловооруженный конный воин, держатель феода. Рыцарство как социальный слой складывается в странах западной Европы в X-XI вв. Несколько позже возникает неписанный нравственный кодекс рыцарства (10 заповедей). Делом чести и обязанностью Р. считались защита Церкви, верность сеньору, помощь слабым, защита вдов и сирот, служение прекрасной даме. Рыцарскими добродетелями почитались презрение к опасности, щедрость, великодушие. С XI в. Р. стали все чаще поступать на наемную службу к василевсам Византии, рассматривая их как своих сюзеренов. Вместе с катафрактами, клибанофорами (кливанофорами) составляли основную боевую силу ромейской армии. Ряса – от греч. «to rason», что значит вытертая, поношеная, лишенная ворса. Верхнее монашеское одеяние черного цвета с длинными, широкими рукавами, расширенными книзу. Под нее надевалась экскомида, или подрясник, а сверху – мантия. Рясофор – с греч. «тот, кто носит рясу», новоначальный монах самой низкой ступени пострига, который готовится к принятию малой схимы. Носил длиннополую тунику – рясу и прикрывал голову камелавкием. Саван – простое изделие из льна, покрывало, простынь. Саваний – покрывало или туника из тонкой льняной ткани (ср.: саван). Савва Великий (Освященный) – см.: Кирилл Скифопольский . Савроматы – см.: сарматы. Сагий – вид плаща, элемент военного или императорского одеяния, часто носился поверх скарамангия, имел золотую полосу и мог быть украшен жемчугом. С. мог заменять епилорик. Сагиттатор – токсот. Сагматопой – седельник, изготовитель кожаных седел. Сакелла (сакеллий) – 1) название византийской государственной казны, императорской сокровищницы, которой управлял сакелларий (1) (см.: Оат); 2) государственное ведомство, которое должно было снабжать флот и войско провизией и снаряжением, управляло общественными странноприимными домами, больницами и т. п. Сакеларий (сакелл) – 1) административный чин, известный со времен императора Зинона Исаврийца (474–491 гг.); поначалу – постельничий императора с финансовыми полномочиями: с VIII в. имел исключительно функции старшего должностного лица, ведающего финансами, денежными поступлениями и императорской сакеллой; производил выдачу денег; с середины IX в. до 1146 г. – генеральный имперский контролер государственных логофесий; 2) церковный С. был ответственным за финансы, контролировал сокровищницу храма или патриашью казну (в последнем случае входил в состав Священного Синода); роль патриаршего С. как чиновника возросла к концу XI в., но вскоре он потерял финансовые функции, стал надзирателем над церквами и монастырями. К XIII в. должность церковного С. возникает и в провинциях. См.: скевофилак, хартофилак.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Зинон, например, приказал умертвить эпарха столицы, который как-то в кругу друзей вздумал порицать не отличавшегося благочестием августа, однако эпарх смог бежать. Многих осудили и по обвинению в сочувствии Леонтию. Грабеж состоятельных лиц принял самые обширные размеры. Фаворит императора Севастиан без тени смущения обирал подданных, играя на подозрительности и жадности своего патрона: «Севастиан всем торговал, как на рынке... не позволял, чтобы при дворе что-либо делалось не за деньги... ни одно дело не производилось без взятки» (Малх, с. 233]). Неизвестно, сколько бы длилось подобное тягостное положение, но 9 апреля 491 г. Зинон скончался в эпилептическом припадке. Согласно поздней версии, мертвецки пьяного Зинона выдали за покойника и похоронили, хотя и слышали его крики 19 т. I, с. 209]. Василиск (? – 477, имп. 475 – 476) После разгрома экспедиции против вандалов (см. «Лев I») столицу взбудоражили слухи, что Василиск был подкуплен Гизерихом и намеренно проиграл кампанию. Неудавшемуся флотоводцу, трусливо бежавшему с поля боя, пришлось искать убежища у алтаря церкви св. Софии. Лишь через несколько дней императрице Верине удалось выхлопотать у разгневанного Льва прощение брату. По запискам Малха, Василиск был «ума тяжелого и легко предавался обманщикам... Жадность его к деньгам была чрезмерная. Он не брезговал принимать их и от таких лиц, которые отправляют самые низкие ремесла. [Когда же он стал императором. – С.Д .] взыскание налогов заставило всех проливать слезы» с. 237]. В 474 г. Верина, недовольная действиями Зинона, решила отстранить его от власти и отдать престол своему ставленнику, некоему человеку по имени Патрикий. Она подготовила мятеж, август Зинон бежал, но воспользоваться плодами переворота ей не пришлось: Василиск, подошедший с фракийскими войсками к столице, был при активной поддержке влиятельных константинопольских монофиситов провозглашен императором на поле Евдома – излюбленном месте парадов и торжеств. Патрикий вскоре был лишен жизни, а Верина, опасаясь брата, спешно покинула город и уехала на Восток.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

16 Аларих I, король готов (395—410), вывел готов с Балкан и повел на Константинополь в 395-м году. 17 Аркадий, римский император (395—408) и Гонорий, римский император (395—423). 18 Происхождение Радагайса спорно. Предположительно, он возглавлял остроготов. 19 Взятие Аларихом Рима случилось в 410-м г. 20 Атаульф, король готов (410—416). 21 Сигерих, король готов (416). 22 Валия, король готов (416—19). 23 Констанций был в то время magister militum Запада империи. 24 Гибралтарский пролив. 25 Теодерид, известный так же как Теодорих I, король готов (419—51). 26 Валентиниан III, римский император (425—54). 27 Моралитэ Исидора связано с тем, что Литорий был язычником, а победившие готы христианами. 28 Битва на Каталунских полях случилась в 451-м году. 29 Маркиан, римский император (450—57). 30 Аттила умер в 453 г. 31 Торисмунд, король готов (451—53). 32 Теодорих II, король готов (453—66). 33 Авит, римский император (455—57). 34 Рехиарий, король свевов (448—56). 35 457 г. 36 Мальдра, король свевов (456—60). 37 462 г. 38 Лев I, римский император (457—74). 39 Эврих, король готов (466—84). 40 468 г. 41 Эти компании имели место в 472—3 гг. 42 Зенон, римский император (474—91). 43 Аларих II, король готов (484—507). 44 Хловис, или Хлодвиг, король франков (481—511). 45 Битва при Воилье (Вуайе) случилась в 507 г. Она привела к вытеснению везиготов из Тулузы. У них остались только Испания и Нарбоннская Галлия. 46 Теодорих Великий, король остроготов (489—526). 47 Одна из дочерей Теодориха Великого была замужем за Аларихом II. 48 Анастасий, римский император (491—518). 49 Гезалих, король готов (507—11). 50 Гундобад, король Бургундии (ум. 516). 51 Одоакр был военачальником свергнувшим последнего римского императора Запада Ромула Августула в 476 г. Мало вероятно, что он был остроготом. В 488 г. Теодорих Великий вторгся в Италию по поручению императора Зенона. В 493 г. Одоакр был схвачен и казнен. 52 Теодорих Великий фактически правил государством везиготов с 511 по 526 г, как регент малолетнего Амальриха, сына Алариха II и дочери Теодориха.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3428...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010